Скачать epub pdf Октябрь–Декабрь [Автор не установлен.] Профессор Анатолий Алексеевич Спасский: [† 8 августа 1916 г.]: (С портретом и автографом А.А. Спасского) [Некролог]//Богословский вестник 1916. Т. 3. 10/11/12. С. 2, 1–18 (1-я пагин.). —3— 8-го августа 1916 года скончался после продолжительной тяжелой болезни ординарный профессор Московской Духовной Академии, доктор церковной истории, действитель­ный статский советник, Анатолий Алексеевич Спасский. А.А. Спасский – сын священника, родился 9 марта 1866 года в селе Подкубепском, Вологодской губернии и уезда. Биография большинства учёных и профессоров бывает бедна внешними фактами. Жизнь учёных и профессоров протекает в тишине и уединении учёного кабинета, среди безмолвных книг, часто далеких от шумной действи­тельности окружающей жизни. Здесь своя особая сложная содержательная и интересная жизнь, которую истинный уче­ный не променяет ни на какие шумные успехи жизни и деятельности. Таким деятелем науки был и почивший профессор Анатолий Алексеевич Спасский, двадцать лет занимавший в Академии кафедру церковной истории. Им самим избранная со студенческих дней ученая специаль­ность отрывала его внимание и энергию от настоящего и обращала их к событиям церковной жизни отдалённого прошлого. Но недаром это прошлое церковной истории, составлявшее предмет многолетних научных занятий покойного, называется «золотым веком». Тогда Церковь кровью мучеников свидетельствовала свою непоколебимую верность имени Христову. Тогда с беспримерным напряжением всех лучших богословских сил отстаивала она веру в Божественное достоинство Спасителя и истину Единосущего Сына и Отца. —4— Еще студентом покойный избрал для своего научного исследования тот момент „золотого века“ православного богословия, когда церковная мысль обратилась от вопроса тринитарного к вопросу христологическому. На 4-м курсе Академии в 1889–1890 учебном году он писал под руководством проф. А.П. Лебедева кандидатское сочинение об Аполлинарии Лаодикийском. Сложная историко-кри­тическая работа о литературной деятельности Аполлонария была выполнена – и по строгой оценке А.П.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Скачать epub pdf Октябрь Кирилл, архиеп. Александрийский, свт. Толкование на Евангелие от Иоанна [Кн. 11: гл. 6–8 (Ин.17:5–11)]/Пер. и примеч. М.Д. Муретова//Богословский вестник 1909. Т. 3. 10. С. 49–64 (1-я пагин.) —49— жизни бесконечной и Боговедению истинному, что и совершено силою и божественною властию Христа, упразднившего смерть, разрушившего владычество диавола и уничтожившего грех, – показавшего несравненную любовь к нам чрез оставление всем преступлений и просвещение заблудших и уже уразумевших Бога единого и истинного. Так как Христос своею силою совершил это, то Отец прославляется от всех, то есть от всех в мире разумеющих премудрость и силу и присущую Ему милость и человеколюбие. Просиял Он и проявился наконец в Сыне как в образе и отражении Своей природы, и дерево познанным стало от плода, по написанному ( Мф.12:33 ). Когда же совершены уже были дела и прекрасное домостроение о нас достигло подобающего конца, Он возвращается в Свою славу и воспринимает исконную честь. Впрочем, как облеченный еще образом человеческим, принимает вид молитвы и просит как неимеющий, ибо всё у человека от Бога. И хотя Он, поскольку Богом рожден от Бога Отца, отнюдь, конечно, не был лишен божественной славы, но, как скоро во время домостроения о нас как бы сократил (скрыл) её, приняв это бесславнейшее тело, справедливо требует её, как действительно отсутствовавшую, и это говоря как человек. Нечто подобное разумея, и сам премудрый Павел пишет нам о Нём в послании так: «сие да мыслит каждый из вас, что и во Христе Иисусе, Который, в образе Бога будучи, не хищением почел быть равным Богу, но Себя уничижил, образ раба приняв, в подобии людей быв и видом обретшись как человек, унизил Себя, быв послушен до смерти, и смерти крестной; посему и Бог Его превознес и даровал —50— Ему имя выше всякого имени, да в имени (именем) Иисуса Христа всякое колено поклонится, небесных и земных и подземных (существ), и всякий язык исповедует, что Господь – Иисус Христос во славу Бога Отца» ( Флп.2:5–11 ).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Скачать epub pdf Отдел III. Доклады. Слова. Проповеди и речи. Архивные материалы Евгений (Решетников), архиеп. Верейский. Проповедь в день выпуска: июня 2005 г.]//Богословский вестник 2005–2006. Т. 5–6. 5/6. С. 413–417 —413— Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Дорогие отцы, братья и сестры! Сегодня 1175 мы совершили литургию с особым, трепетным чувством, которое неизбежно охватывает всякого, кто завершил дело учения, духовно-нравственного воспитания и образования. Закончился важнейший период вашей жизни, период усвоения богословских знаний, а также церковно-практических дисциплин, таких как пение или иконописание. Перед вами открывается новая, часто невозделанная нива, которая потребует от вас самостоятельного служения. Пастырь на приходе должен быть ревностным миссионером, искусным проповедником, опытным педагогом. Всё, что бы он ни сказал, он должен доказывать собственным примером самоотверженной христианской любви. Но завершили ли вы процесс своего обучения? Духовная школа дала вам общее направление, в ней вы приобрели навыки серьёзной работы, умения учиться в течение всей вашей жизни. Тех, кто любил духовную мудрость, на Руси именовали любомудрами. Для любомудра нет иного отдыха, кроме как припасть к чистым родникам святоотеческой мудрости. Он всё сильнее и сильнее проникается словами Господа нашего Иисуса Христа: —414— «Не хлебом единым жив будет человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих» ( Мф.4:4 ). Христианина отличает умение благодарить за малое и великое и, конечно, за одухотворённое время учёбы. Оно было малым, сейчас кажется, что оно пронеслось слишком быстро, но в то же время оно было великим, для многих из вас стало выбором жизненного пути и приобщением к глубинам православной веры. Не раз годы ученья отзовутся в ваших душах радостью и светлой грустью, ведь всё великое неповторимо. В течение всей жизни оставайтесь благодарными к воспитавшей вас духовной школе, не забывайте её. Где бы вы ни оказались, она всегда будет для вас вашим отечеством. Здесь вы произнесли свою первую проповедь, спели первые песнопения, написали первую икону, здесь вы почувствовали стройный лад Православия, здесь вы прилежно и внимательно впитывали слова ваших замечательных преподавателей. Вам остаётся хранить о них светлую память и молиться о них, по слову Священного Писания: «Поминайте наставников ваших» ( Евр.13:7 ).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Скачать epub pdf Отдел III. Доклады, слова, проповеди и речи, воспоминания Алексий II (Ридигер). Святейший Патриарх Московский и всея Руси. Слово на годичном акте в Московской Духовной Академии 14 октября 2003 года//Богословский вестник 2004. Т. 4. 4. С. 336341 —336— Ваше Высокопреосвященство, владыка ректор, собратья архипастыри, дорогие отцы, братья и сестры, уважаемые гости! Сердечно поздравляю членов профессорско-преподавательской корпорации, наставников, сотрудников, студентов Московских Духовных школ и всех, собравшихся здесь сегодня на торжественное собрание, с праздником Покрова Пресвятой Богородицы – престольным праздником храма Московской духовной академии. Для меня всегда большой радостью является присутствовать на годичном акте Московской духовной академии. По традиции именно на нем подводятся итоги ушедшего учебного года, обозначаются задачи на будущее. Присутствие Предстоятеля Церкви на этом собрании – не просто внешняя дань торжеству, но свидетельство того, что духовное образование является важнейшим приоритетом для Священноначалия Русской Православной Церкви. Мы ясно осознаём, что от того, каким будет духовное образование, от того, каких выпускников будет готовить Духовная школа, в определяющей степени зависит облик нашей Церкви в ближайшие десятилетия. Сегодня немало говорится о необходимости совершенствования церковной жизни, миссии и служения. Но ключ для решения этой задачи в конечном итоге —337— находится именно здесь – в сфере духовного и религиозного образования. Убежденность в том, что эффективность исполнения Церковью врученной ей Богом миссии напрямую зависит от состояния образования в Церкви в широком смысле, подвигла нас к началу реформы Духовной школы. Реформа потребовалась не потому, что изменились задачи духовного образования. Они остались прежними – готовить достойных священнослужителей. Реформа вызвана тем, что принципиально изменилась историческая ситуация, в которой сегодня Церковь призвана нести свидетельство и служение миру, осуществлять свою спасительную миссию. Это означает, что будущим пастырям Церкви необходимо дать такой уровень образования, который будет соответствовать нуждам и задачам Церкви в данный исторический момент ее земного бытия.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Скачать epub pdf Сентябрь Кирилл, архиеп. Александрийский, свт. Толкование на Евангелие от Иоанна [Кн. 11: гл. 3–6 (Ин.17:1–5)]/Пер. и примеч. М. Д. Муретова//Богословский вестник 1909. Т. 3. 9. С. 33–48 (1-я пагин.) —33— таинством (воплощения), переоблечься в первоначальную и существенную славу, спасши всю вселенную, и именно спасши к жизни и боговедению живущих в ней, показывая опять и в этом соблагоизволителем и сожелателем Отца. К Нему делает обращение, говоря, что Ему без сомнения подобает снова взойти в достоинство Его собственной природы. Восходит каким же образом? – Очевидно, как совершитель дел Божества и как являвшийся с плотию, не как слуга действенности кого-либо другого, но будучи силою и премудростью Бога и Отца. Так, а не иначе, должны мы думать, со властью совершал Он дела Божества. Всё ведь от Бога, однако-ж не без Сына. В самом деле, как Бог и Отец мог бы совершать что-либо, подобающее Ему, если бы во всём, в чём должно мыслиться проявление действенности, не соприсутствовала Ему и не содействовала с Ним Премудрость и сила Его, то есть Сын? Поэтому и премудрый Евангелист, виновник составления толкуемой книги, в начале её говорит, что «всё чрез Него стало, и без Него не стало ничего» ( Ин.1:3 ). Итак, так как понятие единосущности последовательно заставляет нас признавать, что всё от Отца, но конечно, чрез Сына в Духе, а умертвив смерть и тление и уничтожив владычество диавола, Он имел просветить всю землю световодительством чрез Духа и чрез это явиться уже действительно Богом по природе и истинным: то поэтому необходимо говорит: «Отче, прославь Твоего Сына, да и Сын Твой прославит Тебя». И никто, имеющий ум, не скажет конечно, что Сын просит славы у Отца, как, пожалуй, человек от человека, и со Своей стороны —34— обещает взамен давать. Весьма неприлично, а вернее – совсем безумно иметь такое представление о Боге. Но показывая славу Свою необходимейшею для Отца, чтобы признавался и единосущным, сказал это Спаситель. Как причиною бесславия для Бога и Отца должно служить то, если Он не имеет родившегося от Него и происшедшего Сына таким, каким подобает быть Богу от Бога по природе, так, полагаю, доставит Ему (Отцу) славу и похвалу, если Он имеет Своего Сына таким, каким Сам Он мыслится и называется. Прославляется поэтому Отец в славе Сына, как я говорил только что, сообщая славу тем, что посредством дел дается уразумевать, от кого и какого Отца родился Единородный, и взамен как бы получая её чрез то, что опять дается уразумевать, кого и какого Сына действительно Он есть Отец. Следовательно, достоинство славы, существенное и природное, должно переходить от Отца к Сыну, а от Сына к Отцу.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Скачать epub pdf Февраль Кирилл, архиеп. Александрийский, свт. Толкование на Евангелие от Иоанна [Кн. 9: вступл. (Ин.13:35–14:3)]/Пер. П. И. Казанского и А. А. Жданова; под ред. М.Д. Муретова//Богословский вестник 1908. Т. 1. 2. С. 161–176 (1-я пагин.) —161— ются все блага мира, таким же, думаю, образом с пресечением любви вторгается зло от вражды. Что же отсюда? Появляются обиды, раздоры, ревность, гнев, ярость, подстрекательства, наговоры, зависть и всякого рода зло. Если таким образом в виде и образе любви возглавляется и исполняется вся добродетель, то никто из нас да не великомудрствует из-за воздержания в пище и сна на (голой) земле или за другие какие аскетические труды, если не сохранит должным образом любовь к брату. Таковый выходит за отмеченную черту поприща подобно неопытным возницам (на ристалищах) и уклоняется от курса, подобно кормчему, который имеет руль корабля, но по невежеству не держит назначенную для плавания цель. Посему и дерзнувший сказать: «если доказательства ищете говорящего во мне Христа (что говорит во мне Христос)», разумею божественного Павла ( 2Кор.13:3 ), хвалился не тем, что просто только стремится, но тем, что делает это согласно цели ( Флп.3:14 ). Да, похваляться телесными трудами, думаю, значит удаляться от главнейших и необходимейших благ, то есть не стремиться согласно цели. Он таким образом знал, что любовь, как некоторый венец, возлежит на всех добродетелях, так что, ревнуя о ней, прекрасно говорит: «если истрачу я все имения мои и если предам тело мое, чтобы быть сожженным мне, любви же не имею, ничего не значу я; если языками людей говорю и ангелов, любви же не имею, стал я медь звучащая или кимвал бряцающий» ( 1Кор.13:1, 3 ). Итак, похвала любви служит проявлением в нас лица и образа Спасителя Христа. —162— XIII, 36. Глагола Ему Симон Петр: Господи, камо идеши? 308 Любопытствует опять из любознательности Петр и старается узнать смысле слов (Христа), еще не уразумевая, как кажется, что означает сказанное (Христом), но проявляя однако ж горячее желание следовать за Христом.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Скачать epub pdf Январь Ефрем Сирин, св. Толкование на Четвероевангелие гл.]/Предисл., пер. и примеч. А. А. Спасского; под ред. М. Д. Муретова//Богословский вестник 1896. Т. 1. 1. С. 1–16 (1-я пагин.). (Начало.) —5— Предисловие Нижепредлагаемое толкование Святого Ефрема Сирина на Четвероевангелие заслуживает внимания благочестивого читателя не только потому, что оно есть подлинное творение Великого Отца и Учителя Церкви, но и по причине важных особенностей объясняемого в нём Евангельского текста. По свидетельствам древности и по тщательным изысканиям ученых оказывается, что в своем изложении Евангелия св. Отец следовал не одному какому-либо Евангелисту, а имел пред собой свод Евангельского текста, составленный по всем четырем Евангелистам, – и, притом, тот самый свод, который сделан был Тицианом, церковным писателем-апологетом II-ro века, и который в древней церкви, преимущественно в Сирии, пользовался распространенностью под именем «Диатессарона» т. е. Евангелия по четырем Евангелистам или Четвероевангелия. Посему, для лучшего уразумения нижеследующего толкования, считаем полезным дать предварительно несколько кратких сведений о самом Тациане и его Диатессароне, изъясняемом св. Ефремом Сирином . 1 . О жизни и деятельности Тациана древность оставила нам очень скудные сведения. В своем сочинении «Речь против эллинов (т. е. язычников)», 1 написанном в защиту христианской веры и стяжавшем ему имя апологета (т. е. защитника) церкви, Тациан сам называет себя «урожденцем ассирийской земли, первоначально раз- —6— делавшим языческое учение (гл. 42)». Время его рождения точно неизвестно; ученые полагают, что он увидел свет в конце первой или в начале второй четверти II-ro века по Рождестве Христове. С ранней молодости Тациан обнаружил широкую любознательность, много учился, усвоил себе всю языческую мудрость и, затем, по обычаям того времени, путешествовал по разным городам римской империи в качестве учителя красноречия. В эти странствования его влекли, однако, не суетные расчеты на приобретение славы, а желание достигнуть истинного знания о Боге, мире и человеке и добыть себе тот душевный мир, которого не могла дать ему языческая наука (гл.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Скачать epub pdf Январь Программа конкурса на соискание вакантной в С.-Петербургской Духовной Академии кафедры (второй) Священного Писания Ветхого Завета//Богословский вестник 1911. Т. 1. 1. С. I (1-я пагин.) -I- 1 . Применительно к §§ 70 и 71 ВЫСОЧАЙШЕ утвержденного Устава православных духовных Академий, Совет С.-Петербургской Духовной Академии, с утверждения ВЫСОКОПРЕОСВЯЩЕННЕЙШЕГО Митрополита С.-Петербургского и Ладожского, объявляет конкурс для желающих занять свободную в сей Академии кафедру второго преподавателя Священного Писания Ветхого Завета. 2 . Предметом академических занятий второго преподавателя Священного Писания Ветхого Завета, согласно с объяснительною запискою к Уставу Духовных Академий, имеют быть учительные, пророческие и неканонические книги Ветхого Завета. 3 . Преподаватели Академии могут быть только лица православного исповедания, строго православного образа мыслей и церковного направления, предпочтительно состоящие в священном сане (§ 65). 4 . Кандидаты на кафедру Священного Писания Ветхого Завета должны иметь ученую богословскую степень и обладать знанием еврейского языка. 5 . Лица, желающие занять названную кафедру, должны заявить о сем Совету Академии не позже 15 марта 1911 года и представить в Совет свой ученый аттестат, curriculum vitae и ученые труды, если таковые имеются. 6 . Те из кандидатов на кафедру Священного Писания Ветхого Завета, которые неизвестны Совету своими преподавательскими способностями, должны, прежде окончательного избрания, прочитать в присутствии Совета Академии две пробные лекции: одну на тему по собственному выбору, другую – по назначению Совета (§ 82). Кирилл, архиеп. Александрийский, свт. Толкование на Евангелие от Иоанна [Кн. 12: гл. 1 (Ин. 20, 27–21, 6)]/Пер. и примеч. М. Д. Муретова//Богословский вестник 1911. Т. 1. 1. С. 273–288 (2-я пагин.) —273— этого схождение всех их в один дом? Поэтому в виду этой тщательной и удивительной точности скажем, что и через это Христос ясно указывал нам время собраний ради Него. Ведь Он приходит без сомнения и некоторым образом сожительствует с собранными ради Него, в осмый день особенно, то есть в воскресенье. Докажем это, если угодно. Однажды явился Он другим ученикам, а потом опять является им в присутствии Фомы. Так немного прежде написано: «когда же было поздно, в день тот, в первый день недели, и при дверях заключенных стал посреди» ( Ин.20:19 ). Пойми отсюда, что в первый день недели, то есть в воскресный день недели, Он явился собранным ученикам и опять точно также является воссиявшим им в следующий восьмой день. Из того, что евангелист сказал «после дней осми», нельзя думать, что он указывает на девятый день, но говорить так, присоединяя к этому числу и самый восьмой день, в который Он явился.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

" Церковный вестник " и Парламентская ассамблея Совета Европы. Комментарий к комментарию РЕЛИГАРЕ RELIGARE («РЕЛИГИЯ и СМИ») , religare.ru постоянный URL текста: http://www.religare.ru/2_32601.html 18 сентября 2006 Александр Верховский " Церковный вестник " и Парламентская ассамблея Совета Европы. Комментарий к комментарию Источник:  http://religion.sova-center.ru Сова-Центр Как известно, Русская православная церковь считает недопустимыми, в том числе – и в правовом смысле, такие действия, как выставка " Осторожно, религия! " или публикация карикатур на пророка Мухаммеда. С другой стороны, первые лица европейских институтов не раз выступали в том духе, что свобода высказываний не должна чрезмерно ограничиваться, в том числе и в области, затрагивающей чувства верующих людей. И вот недавно, в конце июня 2006 года, Парламентская ассамблея Совета Европы (ПАСЕ) приняла Резолюцию 1510 " Свобода выражения и уважение религиозных верований " , текст которой можно считать официальной позицией большинства в Совете Европы, в который, напомним, входит и Россия. В последнем номере " Церковного вестника " его ответственный редактор Сергей Чапнин опубликовал пространный комментарий к этой резолюции, и нам представляется, что некоторые места этого комментария очень существенны и нуждаются, в свою очередь, в комментарии. Приходится отметить, что С.Чапнин цитирует в статье не совсем точный перевод Резолюции – и ошибки перевода (наверное, случайные) тоже характерны. Даже в названии: выражение " religious beliefs " (религиозные верования, убеждения) переведено как " чувства верующих " , хотя последнее выражение характерно именно для российского публичного дискурса, а не для терминологии Совета Европы. Ключевым в Резолюции является ее первый пункт, утверждающий, что свобода выражения применима и к высказываниям, которые могут " шокировать, оскорблять (обижать, задевать) или беспокоить (тревожить) государство или любую часть населения " ( " shock, offend or disturb the state or any sector of population " ), и дается ссылка на ст.10 Европейской Конвенции по правам человека, в которой есть определенный список ограничений свободы слова, но указанных ограничений, действительно, нет. Так что зря С.Чапнин пишет, что Резолюция неправомерно, вразрез со ст.10 Конвенции, уклоняется от защиты " чувств верующих " : уклоняется, да и понятия такого не использует, но – в точном соответствии с этой статьей.

http://religare.ru/2_32601_1_21.html

RELIGARE («РЕЛИГИЯ и СМИ») , religare.ru постоянный URL текста: http://www.religare.ru/2_11940.html 16 ноября 2004 Мария Виноградова Сергей Чапнин, исполнительный директор фестиваля " Вера и слово " : " Необходима систематическая работа с православным журналистским сообществом " Источник:  http://www.tserkov.info/Церковный Вестник – Сергей Валерьевич, редакция " Церковного вестника " и Издательский Совет Русской Православной Церкви являются организаторами фестиваля православных СМИ. С чем связано проведение фестиваля именно в это время? – Весной 2004 года исполнилось 15 лет газете " Церковный вестник " . Это, конечно, скромный юбилей, однако для нашего журналистского сообщества очень значимый. Выход первого номера " Церковного вестника " – это начало возрождения церковной журналистики в России. И когда мы думали о том, как можно отметить это событие и кого пригласить, мы с удивлением обнаружили, что православное журналистское сообщество давно не собиралось для обсуждения своих проблем. Празднование 15-летия газеты побудило нас к тому, чтобы собрать максимально широкий круг журналистов из России, Украины и Белоруссии – всех, кто профессионально освещает жизнь Церкви в печатных и электронных СМИ. Нам необходимо встречаться и обсуждать задачи, которые стоят перед журналистами, особенно в контексте глобализации. И самая удобная форма для этого, на наш взгляд, – фестиваль, центральным событием которого станет конгресс православных СМИ. – Фестиваль международный – значит ли это, что на нем будет происходить обмен опытом с православными журналистами из других Поместных Церквей? – Уже сегодня можно сказать, что на фестивале будут представители ряда Поместных Церквей. Мы рады, что вместе с Предстоятелем Русской Церкви открывать фестиваль будет Святейший Патриарх Сербский Павел. Особенностью подавляющего большинства православных СМИ является их ориентация исключительно на свою национальную аудиторию: румынские церковные СМИ пишут на румынском, сербские – на сербском, Православная Церковь в Америке, естественно, выпускает издания на английском языке. Двуязычных изданий практически нет, и это осложняет наши возможности по обмену информацией. Тем не менее многие проблемы у нас общие. Несмотря на разницу культурного контекста, несмотря на особенности исторического и политического бытия Церкви в каждой конкретной стране, задача свидетельства современному миру об истине православия через СМИ – это задача, которая стоит перед всеми нами, и опыт других Церквей для нас тоже важен.

http://religare.ru/2_11940_1_21.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010