Большой привет сестре. Обнимаю Вас. Ваш пр. А. Мень ====================================== 6/ХII 85 Дорогая Юлия Николаевна! Не перестаю дивиться этому «скорбному чуду» — нашей возможности общаться, несмотря на Вашу болезнь, Ваше «чистилище». Каждый день поминая в молитве Вас и сестру Вашу, думаю о том, какова мысль Божия об этой болезни. Я ощущаю ее как знак «печати», как знак «призвания», когда Господь хочет провести через темную пещеру испытаний, чтобы очистить совсем. Вспоминаю тяжелую болезнь св. Терезы из Лизье. Она видела свою болезнь и душевный мрак, как парадоксальный дар милости Божией. «Большому кораблю — большое плавание». Значит надо все пройти, чтобы лететь в вечность на белых крыльях, отряхнув всю пыль земли. В 10 утра я всегда вспоминаю Вас. Через воскресенье (начиная с минувшего, 24 ноября) это совпадает с Евхаристическим каноном. И еще я верю, что будут Вам открываться «внутренние пространства», которые закрыты для людей, у которых зрение нормально. Недаром некоторые подвижники подолгу жили в темных пещерах, чтобы это пространство открылось им. Я могу сказать Вам только одно — на Вашу мысль о непоправимых грехах прошлого. Есть только одна сила, которая может исправить непоправимое. И эта сила Христова. Собственно, Он только потому и вошел в мрак нашей жизни, чтобы сделать это, чтобы превратить нас в «пшеницу Божию», как говорил св. Игнатий Богоносец. «Хочу разрешиться и со Христом быть», — говорил ап. Павел, но нес свой крест. Так вся жизнь наша с Ним становится временным крестоношением, умиранием с Ним, чтобы с Ним воскресать в свете.  Обнимаю издалека Вас обеих  и шлю Божие благословение   Ваш пр. А. Мень Р. S. Hem ли у Вас случайно фото В. Ильина. Он есть на некоторых фото, но очень мелко. ====================================== Дорогая Юлия Николаевна! Как Ваше обследование? Какие перспективы лечения? Как самочувствие? Мы все ваши друзья, молимся и немного тревожимся за Вас, но — уповаем. У меня на алт. висит Ваш покр. дар и я всегда смотрю на него и вспоминаю Ваше пребывание в Москве. Если сейчас Вам трудно писать — пусть кто-нибудь, хотя бы кратко, о Вас и Ваших делах сообщит. В начале года будет оказия, и я пошлю Вам обещанное. Крепитесь с надеждой и миром. Мы все с Вами. Дай Бог Вам сил.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=115...

После 14 лет батюшка мне как-то сказал: «До сих пор тебя воспитывали родители, теперь ты сама должна наняться своим воспитанием». И дальше шел целый ряд указаний: что читать, какую музыку слушать, неукоснительно соблюдать режим дня. Чтобы меньше болеть, батюшка советовал не кутаться зимой, но … болезни как раз в эти годы пошли чередой (болела по 3-4 месяца без перерывов). И тут батюшка не оставлял своим вниманием. Оп пишет письма, посылает телеграммы, утешающие, ободряющие и меня, и родителей. Вот одна из них: «Горячо поздравляю мою дорогую больную К., я тоже болею, прошу тебя не унывать, пишу тебе длинное послание… С любовью о Господе — протоиерей Шпиллер». Действительно, через несколько дней получаю огромное письмо, где столько сказано — целая программа жизни… «6/ХII-57 г. Дорогая, милая К. Как же это мы с тобой все болеем и болеем! За что же это так достается и тебе, и мне? А, может быть, к этой беде нужно отнестись иначе? Может быть, дело тут не в том, что за что-то достается, а в том, что что-то дается — и тебе, и мне? Да, мой дорогой о Господе, дружок: в скорбях, в страданиях людям очень много дается доброго, хорошего. И это мудрые люди хорошо понимали, не говоря уж о мудрейших, о святых отцах, которые велят страдания принимать с благодарностью. […] Пережитый опыт навеки остается достоянием человека, опыт, который мы приобретаем в страдании проходящем. Оно, не бойся, пройдет, а опыт в нем, в этом страдании, в болезни, приобретенный сердечком твоим дорогим, навсегда останется твоим драгоценным достоянием, детка моя любимая! Вот почему не бойся и не унывай в своей болезни — тебе Господь духовный твой опыт дает таким образом. И это благо. Человек образуется постепенно. Он как бы создается в опыте жизни, в испытаниях своей судьбы. Все время что-то в нем преобразовывается — и так и должно быть, этому учит нас Церковь, преображению своей жизни благодатной силой. Только надо помнить, что в преображенную жизнь непременно входит испытание, пережитое нами никогда не исчезнет бесследно. И вот, пережитое страдание входит в преображенную, в преображаемую благодатной силой жизнь так, что само страдание уже нас не мучает, а то, что от него остается, обращается в радость, даже в блаженство. Не унывай же, К.!

http://pravmir.ru/vsej-svoej-zhiznyu-bat...

Три года потребовалось на то, чтобы решить все необходимые формальности для рукоположения Павла Александровича Груздева. Сохранившаяся переписка свидетельствует, как непросто было получить священный сан человеку с клеймом заключенного. В Пасху 1955 года Павел Груздев пишет официальное прошение на имя управляющего Ярославской епархией: «Преосвященнейшему Епископу Исайе от Павла Александровича Груздева покорнейшая просьба. Христос Воскресе! Ваше Преосвященство, Владыко Святый! Господь наш Иисус Христос святым ученикам своим и апостолам, а в лице их и всем христианам сказал: «Жатвы много, а делателей мало». На основании этих святых слов дерзнул и аз, недостойный, молити убо Вас, Господина жатвы, да изведете меня, делателя, на жатву Господню: то есть причесть мое недостоинство к лику служителей Святого Алтаря. Множество верующих нашего города Тутаева мне заявляют, почему я с моими знаниями и способностями не прошу Вашу святыню о рукоположении меня во священники. И сам я духом чувствую, что моя дорога должна идти на службу Богу…» Но, как выяснилось, для рукоположения в священный сан нужна была не только характеристика, а официальная реабилитация, и на очередном прошении Павла Александровича Груздева: «Настоящим прошу Ваше Преосвященство принять меня в церковный клир в качестве священника и назначить в село Ломино Тутаевского района», датированном 11 декабря 1956 года, появляется следующая резолюция епископа Исайи: «Необходимо снятие судимости, хлопочите. Епископ Исайя, 22/ХII– 1956 г..» Только что прошел двадцатый съезд партии, разоблачивший культ личности Сталина, и сотни тысяч людей — те, кто остался жив, пройдя адовы круги Гулага, — обратились в Президиум Верховного Совета СССР с просьбой о реабилитации. В начале 1958 года дошла очередь и до Павла Александровича Груздева. Заседание Президиума Верховного Совета СССР, рассмотревшее дело Груздева, состоялось 21 января 1958 г., о результатах его сообщила выписка из Протокола 66: «Ходатайство о снятии судимости Груздева Павла Александровича, осужденного военным трибуналом войск НКВД Ярославской области 30 июля 1941 года по ст. ст. 58–10 ч.1 и 58–11 УК РСФСР к 6 годам лишения свободы с поражением прав на 3 года.

http://azbyka.ru/fiction/rodnye-moi/

«Слушали: Дело митрополита Петра и других (докладчик т. Тучков). Постановили: а) направление дела в суд признать политически нецелесообразным, б) о Петре дело выделить и продолжать дальнейшее следствие в течении 1,5 месяцев. Поручить ОГПУ этим временем окончательно выяснить положение о взаимоотношении Сергия и Агафангела, после чего и решить вопрос о дальнейшем содержании Петра, в) о других обвиняемых дело поставить на Особое совещание при коллегии ОГПУ на предмет их высылки и заключения в концлагерь в зависимости от степени виновности каждого» 818 . В соответствии с этим постановлением АРК, 21 мая 1926 г. двадцати девяти подельцам митрополита Петра были вынесены приговоры по 62-й и 68-й статьям. Из них самые суровые получили архиепископ Прокопий (Титов), епископ Амвросий (Полянский), священник Петр Шипков, П. В. Истомин и «отравитель» И. С. Попов – по три года заключения в концлагере. Остальные получили до трех лет ссылки (в Сибирь, Казахстан или Зырянский край) и ниже. В конце приговора было записано: «Дело в отношении Полянского Петра Федоровича слушанием отложить» 819 . После этого срок содержания митрополита Петра под стражей неоднократно продлевался на месяц-два (в отведенные Антирелигиозной комиссией полтора месяца ведомство Тучкова не уложилось). С соответствующими ходатайствами Коллегия ОГПУ регулярно обращалась к Президиуму ВЦИК и, разумеется, получала удовлетворительные ответы 820 . Сам митрополит Петр был на это время летом 1926 г. (не позднее 12 августа 821 ) переведен из Внутренней тюрьмы ОГПУ в Суздальский политизолятор (располагавшийся в Свято-Евфимиевском монастыре). Только 5 ноября 1926 г. Местоблюстителю, наконец, был вынесен приговор: «Полянского Петра Федоровича выслать через ПП ОГПУ по 62 ст. УК на Урал сроком на три (3) года, считая срок ссылки с 10/ХII–25 года» 822 . Таким образом закончилось самое масштабное «церковное» дело середины 1920-х гг. и начался 11-летний крестный путь митрополита Петра на Урале, итогом которого стала его мученическая кончина в 1937 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Polyanski...

Ответ: Ионикий запрещен был в священнослужении за нарушение церковных канонов. За Храповицким же церковных преступлений нет, а судить его за политические преступления – церковь не правомочна, а я тем более. Вопрос: Какое же показание Ваше следует считать правильным, так как в показаниях по отношению к Антонию Храповицкому имеются противоречия о возможности и невозможности церковного суда над Антонием за политические преступления? Ответ: Еще раз повторяю, что судить Антония Храповицкого за политические преступления я и церковь не можем. Вопрос: Что Вы можете нам сказать по поводу Ваших завещаний о преемниках на случай невозможности отправлять обязанности патриаршего местоблюстителя? Ответ: Да, я действительно писал два завещания на указанный случай. В первом, написанном, кажется, в июне или в июле – я последовательно назначил своими заместителями Сергия Нижегородского 1462 , архиепископа Николая Добронравова и последним Иосифа Ростовского 1463 ; второе завещание – написано после 5 декабря, там назначены м[итрополит] Сергий, м[итрополиты] Михаил и Иосиф Ростовский. Один экземпляр – я дал моему брату Василию Федоровичу Полянскому (вернее, по одному экземпляру каждого завещания), которого просил вскрыть запечатанные пакеты с завещаниями в присутствии И. Г. Соколова и Величкина (оба благочинные). Показание с моих слов записано правильно и мне прочитано. Подпись: Петр Федорович Полянский 1464 . 12/ХII–1925 г. ЦА ФСБ РФ. Д. Н–3677. Т. 4. Л. 107–109. Подлинник. Рукопись. 4. Стенограмма протокола допроса митрополита Петра 12 декабря 1925 г. Вопрос: Существует ли вообще звание Киевского митрополита. Ответ: Такой сан существует. Вопрос: Кто же был выбран киевским митрополитом. Ответ: Насколько я помню, таким состоял Антоний Храповицкий , и насколько я помню, он был выбран духовенством и мирянами Киевской епархии. Вопрос: Смещался ли он кем. Ответ: Я считаю его не состоящим Киевским митрополитом. Вопрос: Я ставлю вопрос так: единолично его кто-нибудь смещал. Ответ: Я этого не знаю, я его не смещал и его таким и не считаю.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Polyanski...

В 1929 г. Путята внес дополнительные детали в ранее реконструированную им картину событий 1924 г., поясняя, что Патриарх Тихон стоял на точке зрения необходимости «приобщить меня к активной работе, признаваемой… полезною не только для Церкви, но и для государства», «когда с 24/ХII г. давал мне одно за другим несколько определенных назначений, сломив таким образом, казалось, окончательно противодействие антисоветски настроенной “твердолобой оппозиции”. Но тут случилось нечто такое, чего менее всего можно было ожидать: последняя была неожиданно для самой себя и, думается, едва ли вполне сознательно, но несомненно поддержана (и самим реальным образом) теми, кому категорически воспрещается и революционным законом, и его, подобными Вам, точными исполнителями всякое вмешательство во внутреннюю жизнь Церкви; короче говоря, меня просто не пустили ни в одно из последовательно назначавшихся мне мест Я и тогда хорошо понимал, а теперь… еще лучше понимаю, что таким недопущением в корне нарушался принцип невмешательства; но не подчиниться этой vis major мне помешало то же вошедшее в плоть и кровь лояльное отношение к гос[ударственной] власти, за которое я пострадал 12 лет тому назад и продолжаю страдать до сих После смерти Святейшего Патриарха Тихона в 1925 г. Путята вновь примкнул к обновленческой синодальной Церкви.Однако уже «8 октября 1925 года совещание обновленческих епископов вынесло решение: “Считать постановление совещания епископов I Всероссийского Поместного собора о бывшем архиепископе Пензенском Владимире (Путяте) остающимся в силе и не считать его состоящим в списке членов Всероссийской Православной «24 июля 1928 года в своем письме на имя митрополита Сергия Путята пояснял, что обновленцы изгнали его за то, что он в сентябре 1925 года стал возражать против второбрачия духовенства и женатого епископата, чем… вызвал гнев главы обновленчества “двоеженца” (рожденного Путята указывал, что он собирался выступить на очередном обновленческом церковном Соборе 1–10 октября 1925 г., но «президиум» воспротивился выступлению «тихоновского архиерея Владимира», расценив его намерение как «агитацию в пользу контрреволюционно настроенной тихоновщины».

http://sedmitza.ru/lib/text/4758300/

Раку поставили на деревянный помост у правой стены Успенского собора. Мощи преподобного Сергия переносили наместник архимандрит Гурий и схиархимандрит Иларион, который в январе 1945 г. облачал мощи, а теперь вновь приехал в Лавру 19 апреля. 7 июля 1946 г. передача мощей преподобного Сергия была оформлена вновь, вероятно, в связи с необходимостью оформить передачу собственно раки, находившейся ранее в Троицком соборе. «Акт выдачи 7.VII.1946. г. Загорск, Московской обл . Составлен настоящий акт сотрудниками Загорского государственного историко-художественного музея-заповедника – главным хранителем музея А. М. Курбатовой, хранителем 1 отдела фондов Рабинович Е. К. и представителем от Патриархии Г. М. Егоровым в том, что на основании приказа Комитета по делам искусств при Совете министров РСФСР за 772 в ведение Патриархии передана рака [с останками] Сергия Радонежского (Инв. 2373, КП 1825) XVI века. Рака серебряная, позолоченная, чеканная, на стенках 8 круглых клейм с надписями. Размер раки: высота – 62 см, шир – 59 см, длина – 203 см, длина крышки – 203 см, ширина – 61 см. Длина подписи на крышке – 47 см, ширина – 14 см. Сдали: подпись/Курбатова/, подпись/Рабинович/. Принял: архим Гургий Егоров/Егоров/. » 276 . Передача сени к раке совершилась лишь 21 декабря 1946 г. «Акт г. Загорск, 21/ХII-46г. Составлен настоящий акт ученым секретарем музея О. Н. Есиповой, главным хранителем музея А. М. Курбатовой, ст научным сотрудником Н. А. Маясовой и представителем Патриархии наместником Лавры архимандритом (И. Разумовым) в том, что на основании приказа Комитета по делам искусств при Совете министров РСФСР от 18.ХП с г за 1316 в ведение Патриархии передана серебряная сень от раки Сергия за инв. – 3110, кн. 1826. Сень передается в собранном виде в полной сохранности. Гл хранитель /Курбатова/. Ученый секретарь /Есипова/. Ст научный сотрудник /Маясова/. Наместник Лавры архимандрит Иоанн (Разумов). » 277 . Троицкий собор был передан по акту монастырю после летних торжеств 1948 г., посвященных 500-летию автокефалии Русской Православной Церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Andronik-Truba...

«Сообщаю вам, дорогое чадо, о том, что календари я ваши получил и письмо, за что сердечно вас благодарю. Вы спрашиваете о моей нужде, то мою нужду вы уже знаете: если можете, то, пожалуйста, помогите, сколь сможете, и еще если будет попутный человек, то пришлите св. водички от преподобного Сергия. С. ар. Андроник». «Поздравляю я вас с праздником Благовещения Пресвятой Богородицы. Желаю вам от Господа Бога телесного здравия, а наипаче душевного спасения. Сообщаю вам, дорогое чадо, о том, что посылочку я вашу получил всю в целости, за что сердечно вас благодарю. Прошу вас: если есть у вас маслины, то, пожалуйста, вышлите еще. Очень хорошие, у нас их нет совсем. О. Ф. привез 7 кг, но очень плохие. Я в настоящее время по милости Божией и вашими св. молитвами нахожусь жив, здоровье, слава Богу, потихоньку, с желудком стало хорошо, кушаю все подряд. Если у вас что известно об о. А., то, пожалуйста, сообщите, а то у нас здесь о нем идет очень плохой слух: якобы покончил свою жизнь от своих рук. У нас здесь погода стоит уже теплая. Живем все по-старому. Передавайте поклон всем близким отцам. Простите. Помнящий вас молитвенно – с. арх. Андроник. Кланяются вам о. В. и м. Е. О. И., вышлите нам маслин побольше – кг 10 – для всей братии». «Отец И., в наволочке большой – это все просфоры, а 4 кус. – это антидор, а у просфор были большие куски, и их почтил за антидор. Вы все напишите, чтобы не было смущения. Это вы меня обеспечили на 2 года. Будем живы все – будем вас благодарить за ваши заботы. Кланяется вам М.Е. С. а. Андроник». Духовные дети отца Андроника по возможности поддерживали своего духовного наставника материально. Отец Андроник пишет по просьбе святителя Зиновия: «О. И., Владыка Зиновий просит вас: если возможно, то вышлите ему поздравит, картины Рождества Христова сколько возможно. З/ХII-1964 г.». Еще из наставлений старца ...И буду наставлять вас на путь добрый и прямой... 1Цар 12,23 «Поколение сие ищет не нынешнего, а завтрашнего (из Патерика)». «Если душа имеет только слово, а не имеет дел, то уподобляется древу, имеющему цветы, но не плоды

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

27/ХI Любящий тебя твой дядя. Письмо 35 # Дорогая и родная племянница моя, Варя, с домашними твоими, здравствуйте! Получил 6/ХII твое письмецо от 30/ХI и γκωμιζω του Ψεοφυ и вас благодарю за φλυξ , которая в каждой строке твоего письма! Итак, поздравляю вас, торжествовавших вкупе с Пергом 406 , а себе пою ρμθ 5 песни 8 гласа, заканчивая: «пути моя направи – молюся» 407 . Пред Пергом же извиняюсь, что по забывчивости при писании иногда не именую его, но в сердце моем грешном всегда с ним. Кланяюсь и благодарю за хлопоты д Митр и К-на (как его имя?). Родная моя, подбери-ка мне очки – на N посильнее, а рецепт лежал в берестяной длинной коробке. В худ : «боли боли болезненнее, да избежиши болезней болезненных» (в ч х). ™ : «да будет воля Твоя» ( Мф 6:10; 26:42 ; Лк 11:2; 22:42 ). Слава Богу. Простите. Спаси вас Господи. 8/ХII Любящий тебя твой дядя Письмо 36 # Дорогая и родная племянница моя, Варя, с домашними твоими, здравствуйте! 12-го/ХII получил твое письмо от 7/ХII и премного благодарю дедушку Г за хорошия слова, а тебя за писание. Всяким образом не ложь-ли? предаюсь воле Владыки моего, но боюсь, «да не ята будет душа моя» (точнее – ум мой) и проч. (ср. Пс 7:3 ) ибо – «како имам избыти от гр – гр в сый?!» Вот, смотри: о чем говорит это множество описок 408 ? У Вали ведь не первая беда на голову... пройдет с Божией помощью. 17/ХII – посылок все нет, все подобралось, осталось: 1/2 м крупы, 1 банка маслин и чеснок и 3 рубля – думаю призанять у В. А. В хлопотах можно настаивать и на спецлечении, чтобы по крайней мере остановить болезнь. Еще мысль: не ехать-ли М. Ев к маме 409 к ночи под 25/ХII, но как Миша? жаль его: останется в такой день без службы!.. Решай сама – Божие благословение на обоих сроках. Господь с вами. Простите. 17/ХII Любящий тебя твой дядя Письмо 37 # Дорогая и родная племянница моя, Варя, с домашними твоими, здравствуйте! Вчера (21/ХII) получил твое дорогое письмо с разными – «веселыми» и печальными известиями – сорадуюсь (как 26 и 27/ХI) и я и сострадаю различным скорбям и болезням вашим, но не печалюсь, ибо оне знаменуют, что вспомнил нас Господь! Относительно мамы – как вразумит Господь вас. Господи, посли здравие М. Кс ! А вы попекитесь о ней, да хорошЕнько! Когда же … μερα του Κυρου – 19/IV? Просмотрите вопросы всеобщей переписи. Благодарю дорогого Вас Дм за благия пожелания – исполнение же коих предаю в руки Божии. Еще из продуктов скоро потребуются: вермишель, лук, мыло для стирки и для бани, сахарный песок, молоко. У нас дуют сильные ветры, которые выдувают все тепло. Поздравляю Перга, тебя и всех твоих с грядущими праздниками: 21-го, 22, 24–27 – прошу и меня помянуть среди вас – празднующих. Простите.

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatiya_Puzik...

Сегодня (21/Х) получил твое весьма утешительное пись­мо — спасиБо, спасиБо тебе и вперед не оставь! А Вл Г не знаю как и благодарить за от любовь ко мне и старч назидание! А также и за тебя благодарю его! Не достоин я любвеобильнаго и отеч го сердца д Н , но прошу и молю о сем… Жалуюсь: рука не пишет! Позд ю: Вл Г и М. В. с 4/Х А. Дб.: самоопр е — стена, разд я нас от Б . Поздр новобр х и бл ю. Бл е Саше на зан е А здесь выпал снег во 2-ой раз на мерзлую землю. KЪrioj и Его б со в в . Простите. Люб твой дядя. 24/Х ______________ 17. # Дорогая и родная пл ца моя, с дом ми твоими, здрав те! Наконец, вчера (28/Х) получил посылку с одеждой и пре­много вас всех бл рю. До приезда пишу вероятно по­следнее письмо. В посылке все цело и притом все дорого, как сделанное и полученное от своих! А я опять свое: од­на у меня елпидис на ваши крепкия хотя бы о нравств осв нии. Нет ли небольшого русско-греч словарика? Ирини ту Теу со в в — и с тобою в пути. Простите. 29/Х Люб тебя тв дядя. ______________ 18. # Дорогая и родная пл ца моя, Варя, с дом ми твоими, здравствуйте! Получил 6/ХII твое письмецо от 30/ХI и тоа QeoЭ и вас благодарю за f…lux , которая в каждой строке твоего письма! Итак поздр ю вас торжествовавших вкупе с Риггом , а себе пою ЩrmTj 5 п 8 гл заканчивая: “пути моя направи — м ся” 64 . Пред Риггом же извиняюсь, что по забывчивости при писании иногда не именую его, но в сердце моем гр всегда с ним. Кланяюсь и благ ­рю за хлопоты В Худ : “боли боли болез­неннее, да избежишь болезней болезненных” (в ч х). Ф: “да будет воля Т С Б . Простите. С в Г . Любя тебя твой дядя 8/ХII ______________ 19. # Дорогая и родная плем ца моя, Варя, с дом ми тв , здравствуйте! 12-го/ХII получил твое письмо от 7/ХII и премного благ рю д Г за хорошия слова, а тебя за писание. Всяким образом [не ложь ли?] предаюсь в Вл д ки моего, но боюсь, “да не ята будет д м (точнее — ум мой) и проч. ибо — “како имам избыти от гр гр в сый ?!”. Вот, смотри: о чем говорит это множество описок? 17/ХII — п к все нет, все подобралось, осталось: 1/2 м крупы, 1 б м н и ч к и 3 р — думаю призанять у В. А. В хлопотах можно настаи­вать и на спец-лечении, чтобы по крайней мере остановить бо­лезнь Г с в простите.

http://pravmir.ru/pisma-iz-zaklyucheniya...

   001    002    003    004    005   006     007    008