Я писал Вам 2/15-ХII, 12/25-ХII, 8/21-I, 12/25-I и 21/3-II. За литургией поминал Вас 4-го и сегодня. Я пока по милости Божией здоров и благополучен. Долго не было писем из Владимира. 9-го получил два и сегодня одно. Георгий Георгиевич тоже пишет. Он хлопочет о моем переезде в Тутаев. Не знаю, что сказать по этому поводу... Конечно, мне очень-очень хочется видеть всех моих друзей. Но я боюсь быть им еще больше в тягость, чем сейчас, находясь вдали от них... Ваш кум писал, что устроился хорошо, работает на дому, за работу получает больше натурой. Поговаривают об открытии мастерской, и ему предлагают руководство. Он в затруднении 99 . Надеюсь, мои письма Вы получили по возвращении в часть. Жду теперь от Вас. А что знаете о Юре? Господь да хранит Вас, мой дорогой, и Ваших близких. На всех призываю Божие благословение. Спасайтесь о Господе. С любовию, богомолец Ваш Е[пископ] А[фанасий]. Письмо 40 Диакону Иосифу Потапову 4 марта 1943 г . г. Ишим † Милость Божия буди с Вами, мой милый, мой дорогой о. Иосиф! Приветствую Вас со святой Четыредесятницей. В воскресение земно кланяюсь Вам. Простите меня Христа ради. И Вас Господь да простит. Да поможет Господь нам всем добре совершить св. Великий пост и в радости встретить Светлый День Воскресения. Вчера получил Ваше письмо от 11-II. Спасибо Вам, родной мой! Очень жаль, что ни вологодского, ни московских Ваших писем не получил. И откуда Вы взяли адрес на Пролетарскую ул. Никогда такой не знал и не мог Вам написать. И деньги, посланные Вами из Вологды, очевидно, возвратились к М[арии] И[вановне], она снова послала их мне 12-II, я получил их 10/23. Ваши письма, конечно, пропали безвозвратно. Они попали на городскую почту, там меня совсем не знали, – я получаю с вокзального почт[ового] отделения. Рад очень, что Вы побывали у своих и в то же время очень беспокоюсь о Вашем здоровье, ввиду диагноза Ник[олая] Николаевича. Не поставят ли Вас на более легкую работу? Как жаль, что моя посылочка все еще не дошла до Вас и, может быть, и не дойдет.

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Sahar...

И все-таки санкционирование митрополитом Петром института заместителей местоблюстителя привело не только к неизбежному осложнению ситуации с церковным управлением, но и создало печальный правовой прецедент. Все-таки завещание Святейшего Патриарха Тихона было освящено чрезвычайной санкцией Поместного Собора Российской Церкви. Два документа, оставленных митрополитом Петром, вносили опасный прецедент узаконения чрезвычайных, экстраординарных форм церковного управления без соборной церковной санкции. Между тем первый из названных Святейшим Патриархом Тихоном кандидатов в патриаршие местоблюстители – митрополит Кирилл по-прежнему находился в ссылке. Священномученика Кирилла всегда отличала высокая нравственная чуткость, какую он применял при решении любого вопроса. Яркий пример такого подхода к вопросу, казалось бы вполне бытовому, являет собой письмо митрополита Кирилла в «Политический Красный Крест» от 25 июня 1926 года: «15-го сего июня доставлен мне в Переволок с оказией из Усть-Ухты денежный перевод на десять руб., отправленный из Москвы 22/ХII–25 г. за 6090. Очень тронутый проявленным ко мне вниманием и принося за него благодарность, считаю для себя обязательным возвратить присланную сумму к ее источнику. Я никогда не принадлежал ни к какой политической организации и не могу принимать денежную помощь от учреждения, вызванного к жизни последствиями политической борьбы. Административно-ссыльный митрополит Кирилл (К. И. Смирнов)» 427 . Это письмо – прекрасное подтверждение нашего суждения о том, что в вопросах христианской этики митрополит Кирилл стоял на позициях акривии 428 . Никакой компромисс с совестью им не принимался, поскольку он в сознании глубоко верующего святителя Кирилла оскорблял достоинство не только церковной иерархии, но и самой Церкви. 17 июня 1926 года митрополит Кирилл был вывезен из Переволока Усть-Ухтинской волости Ижемского уезда и 25 июня «водворен на жительство в Усть-Сысольск» 429 . Здесь только он узнает о декабрьском (1925 года) аресте митрополита Петра, григорианском расколе, вступлении митрополита Сергия (Страгородского) в полномочия заместителя местоблюстителя, а также о переписке митрополита Сергия с заключенным митрополитом Петром, что способствовало стабилизации церковного управления и отмене патриаршим местоблюстителем прежнего своего решения об учреждения григорианской коллегии.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Ответ: Первое я написал, я не помню, в июне, а может быть даже и в мае, одним словом в летние месяцы, я последовательно назначал своими заместителями митрополита Сергия Нижегородского, епископа Николая Добронравова , потом его посадили и я должен был изменить, потом явился Михаил и последний Иосиф Ростовский. Следователь: А что это светлая личность. Ответ: Я не знаю. Нужно же было назначать кого-нибудь. Второе завещание написано после 5 декабря и там я назначал, кроме Сергия, митрополита Михаила и Иосифа Ростовского. Вопрос: Кому Вы дали. Ответ: Только брату, ему велено было разослать. Было написано два экземпляра, один экземпляр я отдал брату. Следователь: У Вашего брата чин низкий. Ответ: Да, он иерей. Я просил его в присутствии трех лиц вскрыть акт и направить по принадлежности. Пакеты были запечатаны в присутствии Ивана Гаврииловича Соколова и Величкина, они оба благочинные. Помета: т. Казанскому. К делу Петра. 14/XII Е. Тучков. ЦА ФСБ РФ. Д. Н–3677. Т. 4. Л. 110–116 об. Подлинник. Машинопись. 5. Протокол допроса митрополита Петра 18 декабря 1925 г. 18/ХII-25 г. Полянский Петр Федорович Вопрос: Знакомы ли Вы с Ольгой Анатольевной Талызиной? Ответ: Да, я ее знаю. Эта особа, б[ывшая] начальница какого-то женского института, (очень) интересующаяся в церковных делах. У меня на квартире бывала. Приходила она ко мне по вопросам первоначальной помощи ссыльным нуждающимся из епископов и священников. Говорила она иногда, что тот или другой иерарх уж очень достойный человек, как служитель и проповедник, и по своей жизни безупречный. Так она говорила, например, о епископе Варфоломее, Николае Елецком, о епископе Данииле Волховском 1471 и о других. Вопрос: Кто передавал Вам мнения по вопросу об августовском [посл]ании относительно положения церкви, раскола и т. д. А. Д. Самарина? Ответ: Некоторые лица, в том числе священник Петр Шипков, который ездил к А. Д. Самарину и который передавал мне его, Самарина, мнения; так, перед моим июльским посланием (вышедшем в августе с[его] г[ода]) – он, т. е. Самарин, мне передавал, что такое послание будет очень полезно. Инициатива этого послания была моя, набросочек ему, Самарину, я с Петром Шипковым посылал: проект или, вернее, набросочек этого послания. Самарин послание одобрил, и вышеупомянутый отзыв был дан им по прочтении проекта.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Polyanski...

«Совершил заочное отпевание дорогих родных: Бориса (зять), Нины (сестры), Алексия (брат)» — (2/XI–1985 года). «25/ХII–82 г. в 7 вечера открытие могилы иерея Алексия в церковной ограде Богоявленской церкви села Усть-Миасс. Могила приведена в порядок, поставлен крест 6/VI–82 г.» Из воспоминаний О. Г. Пономаревой «Хорошо молиться ночью. Часа в 3 ночи» — эти строки из дневника батюшки напомнили мне один разговор. Как-то разговорилась с коренными смолинчанами (уже после ухода из жизни родителей). Мне рассказали, что, возвращаясь к себе домой поздно ночью, люди видели над домом батюшки голубоватый свет, уходящий вверх. «Батюшка молился», — сказали мне они. Хочется особо подчеркнуть, что отец Григорий постоянно читал пяточисленные молитвы Божией Матери (кроме всего остального). Заканчивал и начинал снова. Он часто говорил, что молитва — это перила лестницы, ведущей нас к Богу. После ухода посетителя батюшка сразу шел в «передний угол» с иконами и, зажигая свечу, погружался в молитву. В этот момент он был настолько сосредоточен, настолько уходил в себя, что ничто постороннее не могло его отвлечь. Многие годы молитвы и жизни, отданной Господу и людям, очевидно, давали возможность ему очень быстро быть услышанным. Когда он отходил от икон, по его лицу, по светлому, озаренному взгляду было видно, что он только что побывал там, куда нам, грешным людям, доступа нет. Как правило, просимое батюшкой люди получали очень быстро. Из духовного дневника протоиерея Григория Пономарева Часть IV. Личное «Береги каждый час, все в часе начинается» «Желание установить часовой режим дня. Замечательное духовное мероприятие, но как его в жизнь претворить?» «Вести каждодневное чтение пастырских посланий». «Необходимо создать настольную книгу: 1) образ современного пастыря; 2) образ христианина, его обязанности; 3) важность часовой духовной работы над собой (ссылки Евангелия и духовных учителей на важность часа)». «Создать молитвенный материал для каждого дня — настольную книгу, в состав которой входят:

http://azbyka.ru/fiction/pechal-vasha-v-...

Родился в г. Костроме в дворянской семье. Поступил на юридический факультет Московского университета, но окончил в 1914 г. историко-филологический факультет Петроградского университета. Преподавал до 1920 г. в Петроградском университете. В 1920 г. рукоположен во иерея к церкви свв. прав. Захарии и Елизаветы в Петрограде, где настоятелем был Александр Введенский , его друг по университету. Преподавал христианскую педагогику в Богословском институте. В 1920–1922 гг. служил в Казанском соборе. Организовал материальную помощь заключённым и сосланным священнослужителям. В 1922 г. находился в заключении в Петрограде, но ходатайству А. Введенского был отпущен на свободу. Летом 1922 г. уклонился в обновленческий раскол. Был арестован 31/V-1922. Приговорён к 3 годам ссылки в Оренбург. В ссылке, в Оренбурге в течение двух лет трудился но объединению духовенства и мирян на началах обновленной церкви. В брак не вступал. По возвращении из ссылки был пострижен в рясофор и возведён в сан архимандрита. 19/ХII-1924 г. назначен и 08/III-1925 г. хиротонисан в обновленческого еп. Охтенского. Член обновленческого собора 1925 г. В сентябре 1925 г. назначен еп. Псковским, но от назначения отказался и ушёл на покой. 14/VIII1926 г. в церкви Спаса на водах принёс покаяние и был принят в общение с Православной Церковью в сане иеромонаха. 04/VIII-1926 г. за переход в «тихоновщину» был исключён из списка обновленческих епископов. Благодаря философским знаниям и ораторскому дару, о. Владимир занимал заметное место в религиозной и общественной жизни. Он входил в философские круги Лосского, Франка, Лазарева и других. Выступал в доме учёных с докладами богословского и философского содержания. После покаяния вёл активную борьбу с обновленцами, открыто вступал в полемику с их главой А. Введенским . В 1928 г. был арестован но делу братства преподобного Серафима Саровского , организованного Таганцевым. С 1928 по 1934 гг. – в ссылке в Казахстане. После окончания ссылки поселился в Крыму, до весны 1935 года ничем не занимался из-за болезненного состояния. Переписывался с Патриаршим Местоблюстителем митр. Сергием (Сзрагородским) и Ленинградским митр. Алексием (Симанским) о возможной работе на церковном поприще. 05/VII-1937 г. был арестован и приговорен к высшей мере наказания. 10/II-1938 г. расстрелян в г. Симферополе. В 1998 г. Священным Синодом Украинской Православной Церкви был причислен к местночтимым святым Крымской епархии. Юбилейным Архиерейским Собором Русской Православной Церкви 2000 г. причислен к лику русских святых.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/obnovlen...

– еп. Кубанский. 13/IV-1932 г. возведён в сан архиепископа. С марта 1934 г. в сане архиеп. Тверской, управлял Сев. Кавказской митрополией. 5/ХII-1935 г. возведён в сан митрополита Сев. Кавказа и Ставропольского. В 1943 г. получил вторую панагию. Пребывал в обновленческом расколе до 1945 г. Принят через покаяние в общение с Московской Патриархией в сане протоиерея. Пострижен в монашество с именем Гермогена в 1945 году. 18/II-1946 г. рукоположен православными архиереями во еп. Казанского и Чистопольского, с назначением временным ректором Московской духовной академии и Московской духовной семинарии. Здесь он читал курс истории западных исповеданий. В 1948 г. на Пасху возведён в сан архиепископа. С 8–18 июля 1948 г. был участником церковных торжеств по случаю 500-летия автокефалии Русской Православной Церкви. Соучаствовал в совещаниях патриархов и представителей автокефальных Православных Церквей по предложенным Московской Патриархией вопросам: а) Ватикан и Православная Церковь . б) Экуменическое движение и Православная Церковь . в) Об англиканской церковной иерархии. г) О церковном календаре. По отзывам о нём в Каталоге обновленческих архиереев епископа Сергия Ларина, «был злейшим обновленцем». Писал тезисы, направленные против Русской Православной Церкви, боролся с монашеской идеологией и из своей епархии изгонял православное духовенство. По совокупности трудов Преосвященного Гермогена, Совет Московской духовной академии присудил ему в 1949 г. учёную степень доктора богословия, затем перемещён на кафедру Краснодарскую и Кубанскую, на которой и пребывал до своей поездки в Америку. За этот период своего служения он выполнил целый ряд ответственных поручений Московской Патриархии. Так, в 1950 г. он в составе делегации Русской Православной Церкви ездил в Палестину. В следующем году мы видим его участником Третьей Всесоюзной конференции сторонников мира в Москве. А в 1953 г. он сопровождает делегацию Антиохийской Православной Церкви в поездке по Советскому Союзу. Последним этапом церковного служения была его поездка в Соединенные Штаты Америки для устроения церковных дел Патриаршего Экзархата в связи с кончиной экзарха митрополита Макария.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/obnovlen...

С этих пор я быстро стала крепнуть и к отъезду в Москву ходила, как и все. Я не стану описывать, как мы поехали в М[оскву], что говорили профессора и что говорил Шарко. Скажу только, что Шарко сказал отцу: " Если бы не профессора, лечившие больную, то я не поверил бы Вам " . Весь 1920 г. М[ария] В[ладимировна] прожила у меня, на Кузнечной ул., д. 14, кв 19. Жила она тихо, спокойно, часто посещала церковь, а вечера проводила с моей семьей в душеспасительной беседе. К концу года появились у нее нарывы на голове и оч[ень] большие. Она почувствовала надвигающуюся смерть и причастилась. Исповедь ее была на редкость глубокая - сердечная, христианская. Умерла в полном примирении со всеми. Последние ее слова были: " Господи, спаси от бед сестер моей обители. Батюшки, никогда не забывайте в своих молитвах моих дорогих сестер " . И с этой молитвой умерла. Похоронена она мною в 1921 г. на Одесском 3-м кладбище под фамилией Армашевская (по 2-му мужу). Мир праху ея и вечный покой ея душе! Письмо кончаю, а посылки с образом до сих пор нет. Среди полтавского духовенства нет ли протоиерея о[тца] Григория Лысяка, моего бывшего сослуживца по Одессе? Пишут мне, будто он в Полтаве. Еще одна просьба: 6/ХII по новому ст[илю] помолитесь о здравии моем. Есть ли в Полтаве сушеные белые грибы и в какой цене? Я вышлю денег, и попрошу выслать 3 кг. Душевно Ваш прот[оиерей] Ал. Введенский " . П. Н. " Только что получил повестку на Вашу посылку. Сколько радости, сколько благодарности наполняют мою душу. Глубокое, сердечное спасибо всем, порадовавшим меня. Благодарим Вам молитвами " Тридцатого июня 1953 года отец Александр становится настоятелем Михаило-Архангельской церкви в уральском городе Кушва. В период с 1957 по 1959 год он занимает должность благочинного 3-го округа Свердловской епархии. Именно " кушвинский " период в жизни батюшки особенно запомнился его внуку Михаилу Константиновичу Введенскому. Свидетельство о Кушвинском периоде жизни А.П.Введенского из книги о почитаемом в курганской и шадринской епархии священнике Григории Пономареве Протоиерей Александр Введенский К моменту знакомства отца Григория и матушки Нины с протоиереем Александром ему шел уже шестьдесят второй год.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Vved...

Д. Г. Рар читает годовой отчёт Братства за 2004 год: – 19.VII/1.VIII в Бад-Наугейме литургией отмечалось 250-летие со дня рождения преп. Серафима Саровского . – 13/26.VIII состоялась встреча архиепископа Марка с Д. Г. Раром, на которой обсуждалось положение в братских храмах и отношении между Братством и Епархией. С 1.IX, иерей Валерий Михеев начал окормлять Киссинген, а иерей Александр Зайцев стал служить в Наугейме лишь по субботам и пятым воскресениям месяца. – В епархиальном съезде 15/28. – 17/30.ХII, во Франкфурте участвовал представитель Братства. – С Т. Бойком обсуждалась идея создания при гамбургском соборе музея с размещением в нем предметов и документов, напоминающих о прежнем братском храме. – В. В. Левин не исключает возможность вернуть в Наугейм икону Св. Пантелеймона и обещал передать, по крайней мере, копию иконы. Протоиерей Димитрий Игнатьев согласился вернуть в Наугейм книгу «Апостол». – Попечительство в Наугейме завершило ремонт купола и фасада колокольни; финансирование же дальнейшего ремонта крыши, окон и иконостаса пока неясно. – В Киссингене бургомистр затягивает создание попечительства. Вдоль дороги к храму были установлены перила, а вокруг храма устроены датчики с прожекторами. – Все квартиры Братства сдаются. Однако, потребовался капитальный ремонт домов на Hohmannstraße, для чего Общим Собранием и Правлением было решено взять кредит в размере 220000 евро в 2005 году. – Установлена связь с приходом в Тегеле, где требуется поддержка ремонта храма. – Ушедший на покой долголетний Председатель Братства Г. А. Рар согласился быть советником Правления и продолжать помогать Братству, в частности, поддерживая связь с Росс. Фондом Культуры по поводу Мемельского иконостаса, который после реставрации будет размещен в Храме Христа Спасителя в Королевце. 26.VIII/8.IX, Его Святейшество Патриарх Алексий II выдал благодарственную грамоту Г. А. Рару «в благословение за усердные труды во славу Русской Православной Церкви». Скончались члены Братства: B. А. Кутше, княгиня Мария Илларионовна и Т. М. Гофман. – Вышли из Братства: А. А. Буданова, Ю. Я. Буданов, Г. А. Евграфов, Л. А. Ильинская, И. З. Клук, Е. И. Пахомова,

http://azbyka.ru/otechnik/Aeksej_Malcev/...

Воистину Божий Промысл соединил в Воскресенском соборе этих двух людей — недавно рукоположенного епископа и бывшего арестанта Павла Груздева. Владыка Исайя, много повидавший на своем веку, с первого взгляда определил в немолодом уже «каторжнике» истинного служителя алтаря Божия, и потом, в течение нескольких лет, когда решалась судьба Груздева, архипастырским своим попечением помог ему преодолеть все препятствия на пути к священству. Три года потребовалось на то, чтобы решить все необходимые формальности для рукоположения Павла Александровича Груздева. Сохранившаяся переписка свидетельствует, как непросто было получить священный сан человеку с клеймом заключенного. В Пасху 1955 года Павел Груздев пишет официальное прошение на имя управляющего Ярославской епархией: «Преосвященнейшему епископу Исайе от Павла Александровича Груздева покорнейшая просьба. Христос Воскресе! Ваше Преосвященство, Владыко Святый! Господь наш Иисус Христос святым ученикам Своим и апостолам, а в лице их и всем христианам сказал: “Жатвы много, а делателей мало”. На основании этих святых слов дерзнул и аз, недостойный, молити убо Вас, Господина жатвы, да изведете меня, делателя, на жатву Господню: то есть причесть мое недостоинство к лику служителей Святого Алтаря. Множество верующих нашего города Тутаева мне заявляют, почему я с моими знаниями и способностями не прошу Вашу святыню о рукоположении меня во священники. И сам я духом чувствую, что моя дорога должна идти на службу Богу…» Но, как выяснилось, для рукоположения в священный сан нужна была не только характеристика, а официальная реабилитация, и на очередном прошении Павла Александровича Груздева: «Настоящим прошу Ваше Преосвященство принять меня в церковный клир в качестве священника и назначить в село Ломино Тутаевского района», датированном 11 декабря 1956 года, появляется следующая резолюция епископа Исайи: «Необходимо снятие судимости, хлопочите. Епископ Исайя, 22/ХII– 1956 г». Только что прошел XX съезд партии, разоблачивший культ личности Сталина, и сотни тысяч людей — те, кто остался жив, пройдя адовы круги ГУЛАГа, — обратились в Президиум Верховного Совета СССР с просьбой о реабилитации. 

http://pravmir.ru/vsya-czerkov-plakala-i...

9. Зданий принадлежащих сей церкви, как то: Богаделен, домов и лавок не имеется. 10. Разстоянием сия церковь от Консистории в 90-та верстах, от Духовного Правления в 30-ти, от местного Благочинного в 25-ти верстах. 11. Ближайшие к сей церкви суть: Богословская, что в селе Каменках в 5(?) верстах, Преображенская, что в селе Слядневе в 6-ти верстах. 12. Приписной к сей церкви нет. 13. Также и домовой не имеется. 14. Опись церковная сделана касательно имущества церковного в 1813-м году Ноября 25-го и скреплена Присутствующим Рузским Протоиереем Иоанном Иоанновым и Утверждена печатию Рузского Духовного Правления. 15. Приходно-расходные книги о суммах свечной и церковной за шнуром и печатию Духовного Правления даны в 1827-м году Декабря 3-го дня, ведутся исправно ихранятся в целости. 16. Копии с Метрических книг с 1813-го Года хранятся в целости же. 17. Исповедные росписи с 1813-го Года хранятся в целости же. 18. В обыскной книге, выданной за шнуром и печатию Рузского Духовного Правления в 1822-м году сентября 13-го дня и скрепленной присутствующим Протоиереем Иоанном Иоанновым, писанных листов 193, неписанных листов остается 84. Орфография сохранена. Построенный в 1824 году, во время Великой Отечественной войны Богородицерождественский храм был участником боевых действий. На волоколамском направлении в октябре, ноябре, декабре 1941 года шли тяжелейшие бои. Вокруг храма в радиусе полутора километров расположены 3 братских могилы: одна в деревне Соснино и две в Шитьково, есть у леса и немецкое кладбище. По воспоминаниям жителей деревни Шитьково немцы вошли в деревню во второй половине октября, освободили же Шитьково воины Красной армии в день памяти свт. Николая - 19 декабря. У жителей деревни хранится фотография храма, на обороте которой написаны следующие слова: " В этой церкви 17/ХII-1941 г. сражался некий воин Красной Армии корректировщик огня, один против карательного отряда немцев с 4 танками 2 самоходками и 12 бронемашинами. Потеряв около 15 человек убитыми и повреждённую самоходку, немцы отошли " . Во время боевых действий сгорело село Казаново, располагавшееся у храма, теперь адрес церкви такой: храм Рождества Богородицы в Шитьково (по ближайшей деревне). На колокольне церкви сохранились пробоины от немецких снарядов, которые по мысли прихожан стоит оставить и после реставрации, как напоминание о страшных военных днях. Храм в Шитьково можно назвать храмом-воином, но можно назвать и храмом-мучеником, пострадавшим как от фашистских захватчиков, так и от своих: в 1930-е годы церковь была закрыта, после войны там был молокозавод, а потом бесхозное здание разрушалось от времени, природных явлений и неразумных людей. Колокол сдали на металлолом, кирпич разбирали на хозяйственные нужды, в храме жгли костры, писали на стенах... С 2010 года в Богородицерождественской церкви возобновилась молитвенная жизнь и потихоньку началось медленное восстановление храма, стены которого помнят о героях Великой Отечественной войны.

http://sobory.ru/article/?object=09752

   001    002    003   004     005    006    007    008