Милость Господня да будет с Вами, дорогой мой о. Евлампий! На этих днях почта принесла открытку Вашу 58 и письмо 59, адресованное в Е. 759 И семь отправлений, досланных из К. 760 40–47, с пропуском 42. В одном из писем вложено было Ю[рия]. Где-то он: цел ли? Пока не узнаю от Вас, что Юрий дома, отвечать ему не буду, не то ли же посланное через Вас ему письмо как будто уже отвечает на некоторые подробности и настоящего. На свое письмо от 23/ХII – Вы хотели бы иметь ответ по телеграфу, но я не вижу надобности в такой спешке, тем более что тон телеграфных сообщений, в силу самой кратости, может придавать им как бы распорядительный характер. Я же могу только высказывать свое личное понимание дела и отношение к нему, а не решение его и тем более распоряжение. Рассматривая под этим углом зрения и Ваши с почтенным о. Александром 761 недоумения относительно общения с прибывшим к Вам Преосвященным, думаю, что в Вашем положении и я поступил бы так же. Пусть есть некоторая разница в степени, какою определяется воздержание Ваше и его от объединения с м[итрополитом] Сергием, но воздержание такое признается необходимым и вновь прибывшим поселенцем 762 . По существу это звук одного и того же клавиша, но у одних, с некоторым нажимом на педаль, у других – без него. Диез, стоящий при ноте... (неразб.), не может производить какофонию, особенно ввиду все более усиливающейся тугости на ухо Валаамского (он именинник 28 июня) 763 . Из Вашего письма вижу, что Вы не имели в руках моего «суждения» в полном виде. Там вопрос о формуле решен в том именно смысле, как додумались и Вы, теперь «муж разума и силы» действительно излишни, обязательным же кажется мне только: о всех, иже во власти суть и о еже возглаголати в сердца их благая и мирная о Церкви Святей. На свой ноябрьский отзыв получил в день св. Василия Великого «Второе письмо», заканчивающееся определением: «Так как дальнейшее промедление с настоящим делом не безопасно для церковного благочиния, и на случай, если это мое обращение к Вам желательного результата иметь не будет, нахожу благовременным теперь же сделать нижеследующее постановление:

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

С любовью, остаюсь Ваш друг и сомолитвенник недостойный М[итрополит] Нестор. 25/ХII–57 7/I-58 Д. 29. Л. 3. Подлинник. Машинопись и автограф. 27. 3 апреля 1958 г. Преосвященный дорогой Владыка Афанасий. Христос Воскресе! Приветствую Вашу Святыню радостно о Воскресшем Господе, даровавшем и нам надежду на спасительное воскресение. Примите братское целование. С огромной любовью недостойный Митрополит НЕСТОР Новосибирский и Барнаульский. Надеюсь, скоро смогу написать письмо. Просто не успеваю, виноват, а хочется побеседовать ужасно. М[итрополит] Н[естор]. Д. 32. Л. 79–79 об. Подлинник. Автограф. 28. 23 апреля 1958 г. Христос Воскресе! Паки приветствую Вас, Ваше Преосвященство, Пасхальным целованием. Совершенно присоединяюсь к Вашему новому разложению архиерейского отпевания (чина архиепископа Мануила). О торжествах 40-летия питаюсь пока только слухами. О[тец] Ректор Одесской духовной семинарии о[тец] протоиерей Николай Концевич 932 писал мне, что приглашается 80 человек гостей почетных (о[тец] ректор тоже член Собора 1917–18 гг.). Другой источник сообщает, что торжества будут в Москве, в Лавре, в Одессе и предполагаются 25 мая (?). Св[ятая] Пасха у нас прошла молитвенно и весьма многолюдно. Здоровьем не хвастаюсь – ноги болят. Погода неровная, происходит борьба между холодом сибирским и прорывающимся теплом Крымским. У меня установилась дружеская переписка с архиепископом Лукой Симферопольским 933 . Он весьма блаженный святитель и ученый муж, но страдает глаукомой и ослеп, бедняга, и письма диктует. В нашей епархиальной жизни, в некоторых приходах есть кляузницы – шумливые кликуши, действующие разлагающе. Как Ваше здравие и ноги? Спаси и сохрани Вас Господи. Если буду в Москве, то сообщу Вам. Я и о. Сергий просим Ваших святых молитв. Сердечно любящий и преданный Ваш собрат о Господе недостойный Митр[ополит] Нестор. 23/IV–58 мч. Терентия иже с ним Д. 32. Л. 79–79 об. Подлинник. Автограф. 29. 24 июля 1958 г. Ваше Преосвященство, дорогой, душевно близкий, любимый мой святитель, собрат во Христе

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Sahar...

Болит сердце за всех вас. Всей вашей семье и Вите, всем верным Божие благословение и поклон. А. П. П. К. Зверев. 1 отд. 4 р. 1928г. 13. 31/ХII – 13/I. 1928. Вступая в новолетие, приветствую Вас и всех, посылаю Вам благословение и искренние пожелания всего лучшего в этой многоскорбной земной жизни. Благодарю Вас за заботы в уверенности, что Господь Сам воздаст Вам Своими богатыми милостями. Камилавки в свое время получил, благодарю тех, кто соорудил их так хорошо и благодарность немедленно послал с извещением. Мы пока живы и здоровы, но вестей не имеем почти два месяца. т. к. доставка почты еще не наладилась, а на аэроплане еще по-видимому не надумали. О. Иннокентия похоронили, горько оплакав потерю его. Но на все воля Божия. Он умер примиренные со всем и со всеми, не произнося ни одного слова ропота или злобы. Мир и благословение Вам. П. К. Зверев. 1 отд. 4 р. (От о. архим. Иннокентия имеются, адресованные в Воронеж два письма. Одно с этапного пути в Соловки от 16 апр. 1927 г., в котором он пишет: «Завтра Вербное Воскресенье) будем в Ленинграде и, наверное, пробудем и Пасху. Я и все мои спутники чувствуют себя бодро и здоровы». Другое – из Соловков. «Мы по милости Божией пока живы, мое здоровье только не совсем порядочное, желудок капризничает, но это милость Божия. Одна у нас радость и утешение это церковь , где находим абсолютный душевный покой, забываются все жизненные невзгоды далекого севера. В церковь имеем возможность ходить почти ежедневно. Вот тут в уголке, в тиши молитвенно и вспоминаются лица, с которыми так или иначе приходилось в жизни встречаться и когда всех вспомнишь, легко, легко на душе станет, уходишь из храма обновленным и ободренным. 20 авг./2 сент. Остров Соловки. 1 отд. 6 рота» – ред.). 14. 7/20 – I. Только теперь имею возможность отправить Вам желаемую Вами открытку с видом Варваринской часовни. Не могу словами выразить моей глубочайшей благодарности за все решительно и могу лишь молиться за Вас пока Господь даст жизни. Да хранит Вас Бог от всех козней дьявольских ради Вашего чистого и бескорыстного усердия! За молитвы многих я пока жив и здоров. Особенно по сердцу пришлось мне Ваше пожелание к празднику не чувствовать острой боли и тоски. Спаси Господь. Но сердцу человеческому трудно сделаться даже мало чувствительному. Я же кровно соединен со своей паствой и не могу не молиться за нее и не беспокоиться о ее благополучии, мире, здравии, спасении. Вам, Вашим родным и всем мир и Божие благословение. Благодарность. Сана на адресах никто не пишите. П. К. Зверев. 1 отд. 4 р.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Polskij...

27) МАТВЕЕВА Кирилла Александровича, б[ывшего] дворянина, род[ившегося] в 1905 г., сов[етского] служащего (делопроизводителя Медсекции Цекубу 1487 ), русского, гражданина СССР, беспартийного, арестованного 2 апреля 1926 года, обвин[яемого] по ст[атье] 68-й УК и сод[ержащегося] в Бутырской тюрьме. 28) ШИПКОВА Петра Алексеевича, род[ившегося] в 1888 г., происх[ящего] из купеческого сословия, по профессии – попа, русского, гражданина СССР, арестованного 21/ХII–25 г., содержащегося в Бутырской тюрьме, обвиняемого по ст[атье] 68-й УК. 29)  СКВОРЦОВА Константина Петровича, род[ившегося] в 1889 г., происх[одящего] из дух[овного] звания, по профессии – служителя культа (попа), русского, гражданина СССР, арестованного 30/XI–25 г., и обвин[яемого] по ст[атье] 68-й УК. 30) ВИНОГРАДОВА Константина Александровича, род[ившегося] в 1897 г., сов[етского] служащего, русского, беспартийного, гражданина СССР, обвин[яемого] по ст[атье] 62-й УК, и находящегося под подпиской о невыезде из гор. Москвы. По рассмотрении означенного дела нашел следующее: В апреле 1925 года патриарх Тихон, возглавлявший в то время религиозную организацию «православная церковь », выступил с посланием, окончательно определившим его, до того времени колебавшуюся, политику по отношению к Соввласти. Это послание явилось очень серьезным ударом для черносотенных церковных деятелей, как находящихся заграницей, так и в пределах СССР. В отношении заграничников – послание предусматривало образование специальной комиссии для подготовки церковного над ними суда за контрреволюционную деятельность, а в отношении черносотенцев, находящихся в СССР – изгнание из церковно-приходских советов, которые они избрали опорной базой для своей деятельности. Смерть Тихона, последовавшая вскоре после выпуска послания, пресекла для него возможность предпринять какие-либо практические шаги в области осуществления намеченных им мероприятий и вместе с тем придала посланию характер обязательного завещания, указывающего направление, по которому должна была пойти политика церкви по отношению к Соввласти, и которую предстояло проводить лицу, заменившему патриарха.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Polyanski...

«Не обвини и не укори кого-либо необдуманно и поспешно. В этом – твое падение». «Как мертвец не есть, так и смиренный не может осудить человека, хотя бы даже видел его поклоняющимся кумирам (авва Лонгин)». О перенесении скорбей и болезней В мире будете иметь скорбь; но мужайтесь: Я победил мир. Ин 16,33 Земная жизнь каждого человека бывает переполнена множеством скорбей, но их нужно переносить с терпением. В Евангелии от Луки сказано: терпением вашим спасайте души ваши ( Лк21,19 ). В письме к духовным чадам отец Андроник пишет: «Получил ваши письма, из которых узнал о ваших скорбях. Не скорбите, дорогие чада. Вы, отче И., продолжайте свое дело по-прежнему, и молитва вернется, а вы, о. М., почитайте акафист Божией Матери «Утоли моя печали», святителю Николаю сколько раз сможете, и все будет хорошо. Схиарх. Андроник». «...Дорогой мой сыночек о. И., если найдете возможность, то помогите мне сколько возможно, на ваше усмотрение, я нуждаюсь в поддержке... как можно чаще извещайте о себе, как ваше здоровье. Всегда любящий и помнящий ваш родной духовный отец Андроник». «Мужайтеся, и да крепится сердце ваше среди докучливых и иногда устрашающих искушений. Добро еже всегда иметь Господа пред собою и в Его присутствии находиться и в непрестанной молитве... Поздравляю я вас с постом и преддверием праздника Рождества Христова и св. Богоявления. Дорогие мои сыночки, я очень давно получал от вас весточку. Прошу почаще вы мне о себе извещайте, как ваше драгоценное здоровье и как ваша учеба. Я все побаливаю: одна болезнь проходит, а другая приходит. С головой стало лучше, а ноги совсем от- казуются, пухнут, болят, другой раз даже до колодца иду с трудом, но на все воля Божия да будет. З/ХII-1964 г.». Из другого письма преподобного Андроника: «Мое состояние здоровья не блещет, хвалиться нечем, лежу, вот уже пошел четвертый месяц, на спине. Аппетит есть, но ножки еще ходить не хотят, да и рука левая по-прежнему как плеть, вялая. Не знаю, доколе это будет продолжаться. Только одно могу сказать: такова воля Божия!»

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

С каким бы горем ни обращались многочисленные просители к Владыке, он всех внимательно выслушивал, утешал, как мог, своей любовью и лаской, хотя помочь зачастую ни-» чем не мог, ни материально (так как сам был в очень стесненных обстоятельствах), ни практически (так как сам был бесправным «лишенцем»). Что было удивительного у Владыки – это необыкновенное умение держать себя в руках. Ласковость и теплота подчас обходились ему нелегко. Но культура, долголетняя тренировка сдерживали раздражительность, поводов к которой было предостаточно. В нем было много человеческих, хороших черт. Прежде всего, необычная привязанность к родным. Будучи в зырянской ссылке, он попал, при всей его осторожности, под суд за то, что получив письмо о болезни отца, дал радиограмму с запросом о его здоровье. Я присутствовал на похоронах отца Дорофея Ярушевича, умершего 22 сентября 1930 г., в Киевском подворье. Владыка буквально исходил слезами; рыдания не давали ему говорить. В марте 1935 г. начались выселения из Ленинграда «чуждого элемента». Высылали в 24 часа в самые отдаленные медвежьи углы. Выслали епископа Амвросия (последнего Наместника Лавры), о. Николая Чукова (будущего митрополита Григория) и большую часть питерского духовенства и их семьи. Владыка Николай тоже ждал со дня на день выселения, и у него был уже приготовлен узелок с бельем. Примечания М. Ф. Анфимовой В декабре 1937 г., после принятия новой сталинской Конституции и выборов в Верховный Совет, митрополит Алексий со своим келейником архимандритом Серафимом (Емельяновым) был выселен из Новодевичьего монастыря, где он жил с 1933 г. после митрополита Серафима (Чичагова) в 2-х комнатах бывших игуменских покоев, рядом с церковью Афонской Божией Матери. Выселен он был как «нетрудовой элемент, занимающий полезную площадь». В день выборов 12/ХII митрополит с келейником пришли в 6 часов утра на пункт голосования, исполнили свой гражданский долг, дарованный им новой Конституцией, и затем должны были срочно очистить помещение. Переехали они на колокольню Владимирского собора, а позднее на хоры Никольского собора.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Yarush...

Иоанн (Попов; 1669/1670–1737 гг.), иеросхимонах, основатель Саровской Успенской пустыни. Старец первоначально был похоронен рядом с Преображенской церковью в Колтовской слободе. РГИА, ф. 472, оп. 50, д. 1606, л. 5. Машинописный подлинник. Подпись— автограф. На типографском бланке. Календарный штамп Канцелярии Министерства Императорского двора от 1 декабря 1916 г. В левом верхнем углу делопроизводственные пометы: «7996» (штампом)/«2566» (от руки). Слева от основного текста— рукописная помета (карандашом): «4/ХII— 916». Часть текста подчеркнута красным карандашом. С учетом датировки документа 4. ОР РГБ, ф. 369 (В. Д. Бонч-Бруевич), к. 256, ед. хр. 33, л. 1–1 об. Рукописный подлинник, выполненный красными чернилами. На типографском бланке. Рукописный делопроизводственный номер (карандашом): «Вх. 46». Помета неустановленного лица синим карандашом: «Свящ[енник] Михаил Галкин/Угол Дивинской(так в документе. —М. К.) и/Певческого, д. 8б/10/кв. 10/[P. S.:]/Автор хочет знать, будет ли он комиссаром или/нет. Просит ответа». Текст документа имеет механические повреждения. Опубликовано: Кравецкий А. Г. Указ. соч. С. 136–137 (извлечения); Отделение Церкви от государства и школы от I.23. С. 89. (с неправильной датировкой, неверным архивным шифром и многочисленными отступлениями от текста подлинника); Конфессиональная политика советского правительства... Кн. 2. 224. С. 275–276. (со значительными отступлениями от текста подлинника). См. публикацию, документ 26. Так в документе. См. публикацию, документ 5. Этот дом был приобретен в 1871 г. Ведомством православного исповедания в качестве квартиры для обер-прокурора Святейшего Синода. Синодальная типография, расположенная в Петрограде по адресу ул. Кабинетская (позднее ул. Правды), д. 15, до 1917 г. была крупнейшей в Ведомстве православного исповедания. Число трудящихся в типографии рабочих и «вольных мастеровых» в 1917 г. составляло около 350 человек. Здесь печатались главные синодальные издания: журнал «Церковные ведомости» и газета «Всероссийский церковно-общественный вестник». Бывшая Петроградская синодальная типография (3-я государственная) и книжный склад при ней перешли в конце 1918 г. в ведение Отдела печати Петроградского совета рабочих и крестьянских депутатов.

http://sedmitza.ru/lib/text/9950094/

Присовокупляю и сие. По благословению правящего Владимир[ской] Епархией Преосв[ященного] Епископа Онисима в соборной Церкви г. Коврова мною было принято участие в богослужении в следующее время. 1-е в день чествования Иконы Б[ожией] М[атери] Казанской (22 Окт[ября]), затем – на другой день (в Дмитриевскую родительск[ую] и на третий день в Воскресенье. И во все сии дни при богослуж[ении] на заздравных ектениях нами было произносимо вместе с другими и имя Ваш[его] Преосвящ[енства], чем приглашались верующие возносить свои молитвы о Вашем драгоценном здравии, что мы, впрочем, совершали и до сего, и исполнем, и будем продолжать и после оного. Владыко! Там же (в Коврове) Ваше письмо читали о[тец] протоиерей Владимир Спиридонов с протопопицей, и нами оно же (В[аше] письмо) было зачитано некоторым из членов Вашей бывш[ей] Ковровской паствы. И ото всех и всюду мы слышим пожелания Вам здравия и долгоденствия... что и буди, буди! Впрочем, испрашивая благословения на продолжение своего пребывания в Средней Азии, – пребываю Вашего Преосвященства нижайший послушник заштатный диакон Иаков. 5/ХII–55 г. Адрес свой не проставляю, потому что здесь нахожусь временно. Д. 11. Л. 36–37 об. Подлинник. Автограф. 8. 27 марта 1956 г. Преосвященнейший Владыко, Благослови! Сегодня, т. е. 27/III–56 г., нам были доставлены рукописи о. Серафима, которые представил лично сам их владелец Иван Яковлевич Додонов, у которого они сохранялись 25 лет. Хотя я о них и слыхал от самого отца Якубовича, но, увидев оные (рукописи), я буквально был поражен величием материала и высотой его содержания. Да, действительно! В этом море духовной мудрости только под силу разобраться человеку (да одному ли?), имеющему великий ум и отличные богословские познания. Значит, для науки они (рукописи) не потеряны. Из них будут черпать уроки для ума и души целые поколения. А посему имя о. Серафима золотыми буквами будет записано на страницы всемирной истории. Пройдут годы, протекут веки, промчатся тысячелетия, а память о нем будет хранить благодарное потомство.

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Sahar...

б) Не обязательно его называть Семинарией или Богословским факультетом, так как выпускаемые кадры пойдут, может быть, на миссионерскую работу и без принятия сана, хотя и должны быть воспитаны в религиозном духе. в) Полезно взять в пример доброкачественные стороны образования и воспитания с «Лицея Св. Николая» и конвентов. 12 . В соответствии с изложенными выше целями предложить Харбинскому викарию дать соответствующие директивы по идеологии и направлению издательствам Журнала «Хлеб Небесный» и Братства Св. Иоанна Богослова. 13 . Предложить редакции [«]Журнала Московской Патриархии[»] высылать в 1946 г. в первую очередь и в достаточном количестве все свои издания в пределы Восточной Азии, по имеющимся в делах делегации адресам, с номинальной оплатой в китайских дензнаках, без перевода на курс. 14 . Считать необходимым добиться того или иного ответа в кратчайший срок на призыв Харбинских Архипастырей о воссоединении от еп[ископа] Иоанна Шанхайского и еп[ископа] Николая Японского , переслав и последнему их телеграмму (до сих пор еще не переданную) из Харбина от 26 октября с.г. 15 . Указ по настоящему докладу следует послать всем поименованным в выводах архипастырям (в Маньчжурии, Китае, Японии) и архимандриту в Корее. При настоящем докладе прилагаются документы 37 : 1 . Акт и протокол воссоединения с покаянным письмом. 2 . Послужные списки и автобиографии Харбинских иерархов, архимандритов и некоторых протоиереев. 3 . Доклады: Епархиального Совета, Богословского факультета и Духовной Семинарии, Братства св. Иоанна Богослова, приюта им. митрополита Мефодия и Дома Милосердия. 4 . История борьбы с поклонениями Аматерасу со всеми документами. 5 . Списки приходов и священнослужителей Харбинской епархии. н[иже]/п[одписавшиеся] 38 Епископ Ростовский и Таганрогский: Елевферий. Священник Московской Воскресенской церкви: Разумовский. 13/ХII – 1945 г. Копия верна: Разумовский 39 . ГА РФ. Ф. 6991. Оп. 1. Д. 75. Л. 68–83. Заверенная машинописная копия. Подписи-автографы. По всему документу имеются подчеркивания карандашом, специально не отмеченные в публикации. Пометы: на первой странице сверху: «Копия 4». На последней странице: «Срочно», «От Николая Японского не следует ждать ответа, [одно слово неразборчиво] не следует и принимать его».

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Razum...

Позднейшие известия В 1929 г. существовал викарий Ташкентский еп. Мелхиседек, который в г. Верном (Алма-Ата). В это время в г. Алма-Ата одна церковь не признавала м. Сергия. Всего в города было 16 церквей, сколько было закрыто или оставалось открытыми неизвестно. …выписка из бумаги Патриархии от 6 августа 1929г. 1864 Вопрос о чине приема обновл. Клириков вообще и в частности обновленческих деятелей решен Святейшим Патриархом Тихоном и Патриаршим при нем Синоде в декабре 1923 г. (Постановление 160 от 7 дек. 1923 г.). Таинства совершенные в отделении от единства церковного отступившими от Патриаршей Церкви последователями Свердловского (Екатеринбургского) Архиепископа Григория Яцковского и бывшего викария Московской Епархии епископа Можайского Бориса и другими организовавшими ВЦС как запрещенными в священнослужении … Также недействительны и обращающиеся от этих расколов, если последние крещены в расколе, принимать через таинство Св. Миропомазания; браки заключенные в расколе также навершать церковным благословением и чтением заключительной молитвы «Отец, Сын и Св. Дух». Умерших в обновленчестве и в указанных расколах не следует хотя бы и по усиленной просьбе родственников, отпевать… Разрешать только проводы на кладбище с пением «Святый Боже». Выпись сделал Еп. Герман Алма-Атинский. 1931 . 22/ХII. 1932. 4/I. В 1930 г., некоторые из русского духовенства в Синьцзяне, провинции Западного Китая, установили связь с епископом Алмаатинским Германом, от которого через перебежчиков получали ответы на свои запросы. Фотография его подлинного письма здесь приводится. Из Алма-Ата же в то время была получена фотография, на которой епископ изображен со своими сотрудниками. Епископ Алексей Алма-Атинский остался жив после 1937 года. По сведениям 1946 г. в Алма-Ата, в последнее время, церковные службы совершали местные и, вероятно, ссыльные, монахини, без священника. Они сами пели и читали. Помещения этих служб были переполнены народом. Советские власти не препятствовали. Священники только наезжали и то тайно.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Polskij...

   001    002    003    004   005     006    007    008