Мы продолжаем беседы о православном богослужении, о Божественной литургии. В прошлый раз наш постоянный собеседник заведующий кафедрой библеистики СПДС, автор учебного пособия «Устав православного богослужения» Алексей Кашкин рассказал о второй части Божественной литургии — Литургии оглашенных ( «Время сотворити Господеви» ). Сегодня мы приступим к рассмотрению Литургии верных. — Еще в начале 90х годов после «Елицы оглашеннии, изыдите, да никто от оглашенных, елицы вернии» можно было заметить людей, покидающих храм: некрещеные знали, что им нужно уйти. Сейчас этого не стало: то ли все уже крещены, то ли просто перестали значение этому придавать. А для ранних христиан это было принципиально — чтобы при принесении бескровной жертвы присутствовали только те, кто родился уже во Христе? — Полагаю, да. Более того: в греческих храмах той эпохи оглашенные могли пребывать только в специальном притворе, не там, где совершалась Евхаристия. И, когда она совершалась, диаконы закрывали двери основной части храма, чтоб никто из оглашенных не вошел. Отсюда (забежим немного вперед) возглас диакона «Двери, двери, премудростию вонмем», говорящий о том, что сейчас происходит священнодействие и присутствовать должны только верные. — В начале Литургии верных звучит Херувимская песнь — таинственная, волнующая, трогающая даже тех, кто очень мало еще знает о смыслах богослужения. Почему ее поют именно в этот момент? — Уточним: Литургия верных начинается двумя небольшими ектениями, первая из которых — «…да никто от оглашенных, елицы вернии, паки и паки миром Господу помолимся». Вторая представляет собой мирную ектению в сокращенном виде, содержит четыре ее начальных и два заключительных прошения. А Херувимская — довольно древний гимн, датируемый примерно VI веком. Почему он поется именно в начале Литургии верных? Потому что в нем говорится о том духовном состоянии человека, которое необходимо для участия в Таинстве Евхаристии. Не все знают, что Херувимская песнь в чинопоследовании Литургии разделена на две части. А чтобы понять смысл первой части — «Иже херувимы тайно образующе и Животворящей Троице Трисвятую песнь припевающе, всякое ныне житейское отложим попечение…», нужно знать, что «херувимы» здесь — вовсе не подлежащее. Слово «херувимы» стоит в винительном падеже, который в данном случае совпадает с именительным. Подлежащее в этой фразе скрыто, а смысл ее таков: мы, таинственно изображая херувимов и воспевая трисвятую песнь Троице, дающей жизнь, отложим теперь всякое житейское попечение. Вторая часть Херувимской песни говорит о том, ради чего мы должны отрешиться от житейского: «Яко да Царя всех подымем», чтобы принять Царя всех. Профессор Николай Дмитриевич Успенский, разбирая глагол «подымем», приходит к выводу, что наиболее точный перевод его — примем Царя всех. Но вторая часть поется, уже когда священник, предваряемый диаконом, входит в алтарь и предложение Честных Даров помещается на престол.

http://pravoslavie.ru/77361.html

В праздник Казанской иконы Божией Матери в Твери состоялся общегородской крестный ход 6 ноября 2023 г. 15:26 4 ноября 2023 года, в праздник Казанской иконы Божией Матери, День народного единства, митрополит Тверской и Кашинский Амвросий совершил Божественную литургию в кафедральном соборе Воскресения Господня в г. Твери. Его Высокопреосвященству сослужили митрополит Виктор (Олейник) , епископ Ржевский и Торопецкий Адриан , епископ Бежецкий и Удомельский Филарет , духовенство Московской (городской) епархии и Тверской митрополии . За Литургией молились настоятельницы тверских женских монастырей, представители общественной организации «Всемирный русский народный собор» из г. Москвы, Тверского отделения ВРНС, кадеты Суворовского тверского училища, курсанты Военно-космической академии, жители и гости г. Твери. Для поклонения верующих в Воскресенский кафедральный собор были принесены ковчег с частицей мощей великомученика Георгия Победоносца из Свято-Троицкой Сергиевой лавры и почитаемая Казанская (Волынская) икона Пресвятой Богородицы из храма преподобного Серафима Саровского г. Твери. На сугубой ектении были вознесены особые прошения, а также молитва об Отечестве и о мире. На Херувимской песни по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла возносились молитвы о гонимых архипастырях, пастырях, монашествующих и мирянах Украинской Православной Церкви . Митрополит Амвросий также помолился о здравии и о упокоении всех, за кого были поданы просьбы о молитве на сайте Тверской епархии . После Херувимской песни архиерей рукоположил иеродиакона Антония (Шкурметова) в сан иеромонаха. Перед причастием священник Максим Луканов огласил обращение Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла по случаю принесения мощей великомученика Георгия Победоносца в епархии Русской Православной Церкви. Затем было зачитано приветствие губернатора Тверской области И.М. Рудени, посвященное праздничному дню. После богослужения состоялся общегородской крестный ход с Казанским (Волынским) образом Пресвятой Богородицы и ковчегом с частицей мощей великомученика Георгия Победоносца.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/6...

Епископ Барнаульский и Алтайский Максим: Увидеть в рутине подвиг Управление хором мне приходилось совмещать с обязанностями дежурного священника. До Херувимской песни я исповедовал прихожан, затем шел, управлял и пел в хоре. Очень памятны эти трудности. Они давали основу будущей семинарии, их нужно было кому-то пройти. 4 июня, 2013 Управление хором мне приходилось совмещать с обязанностями дежурного священника. До Херувимской песни я исповедовал прихожан, затем шел, управлял и пел в хоре. Очень памятны эти трудности. Они давали основу будущей семинарии, их нужно было кому-то пройти. Епископ Барнаульский и Алтайский Максим не прославился на весь мир прозорливостью или чудесами. Он — один из множества архиереев Русской Церкви. Он честно трудится на том месте, на которое его поставил Господь — будь то лежащая в руинах семинария или архиерейская кафедра далеко от Москвы. Епископ Максим знает, что именно в рутине, в повседневных заботах и решениях, а не в ярких поступках напоказ и скрыт настоящий христианский подвиг. — Вы выросли в верующей семье. Какой вам запомнилась религиозная жизнь советского времени? — Моя религиозная жизнь началась с моего рождения и проходила в семье, в нашем очень большом доме, среди множества икон, лампад, книг, где совершалась совместная домашняя молитва, чаще вечерняя, подготовка к исповеди и причастию Святых Христовых Тайн. Инициатором, вдохновителем и примером духовной жизни для нашей домашней Церкви был, конечно, наш отец, Дмитриев Михаил Леонтьевич, — сын царского солдата, участник Великой Отечественной войны, человек крепкой веры и здоровья, всецело уповающий на Бога и оставшийся верным святому православию до последнего своего вздоха, хотя испытал и перенес в своей жизни многое. Матушка наша, Дмитриева Александра Дмитриевна, была весьма терпеливой, миротворящей, любвеобильной, заботливой мамой и удивительно скромной женщиной-христианкой. До сих пор в моей памяти воспоминания о чтении душеполезных книг, подготовка к великим праздникам Светлого Христова Воскресения и, особенно, Рождества Христова . К этому празднику мы учились петь на соответствующий глас тропарь, кондак, величание, а также разучивали стихотворения, чтобы в Рождественскую ночь вместе с другими верующими детьми и молодежью идти в зимнюю снежную непогоду по домам верующих православных христиан, славить рожденного Богомладенца Христа.

http://pravmir.ru/episkop-barnaulskij-i-...

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Фото Слово Бога и человека. Беседы о литургии. Часть 3: Литургия оглашенных. От чтения Евангелия до Херувимской песни 6 мин., 04.06.2015 Главная цель второй части литургии — литургии Слова или литургии оглашенных  — т.е. готовящихся к принятию Таинства Крещения — это, конечно, слово. Слово Божие — то есть чтение Священного Писания, и слово священника — проповедь, толкующая услышанное Евангелие языком и смыслами, понятными молящимся в храме людям. Поэтому сразу после пения Трисвятого чтец и хор поют небольшие стихи из псалмов, назначенных на этот день церковного календаря (целиком эти псалмы пелись лишь в древности) — они называются прокИмны, и далее следует собственно чтение отрывка из деяний святых апостолов или апостольских посланий. Это и называется чтение Апостола. Так же называется и большая богослужебная книга, по которой это чтение совершается. Так как в подавляющем большинстве храмов этот отрывок будет прочитан (и не всегда внятно, увы) на церковно-славянском языке, то лучше заранее прочитать по-русски дома это место Писания, чтобы его смысл не ускользал от внимания. После чтения апостола хор торжественно поет «Аллилуия», а Диакон должен совершать каждение. Но кадить надо весь алтарь, хор, народ, чтеца, а пение довольно короткое. Поэтому в подавляющем большинстве храмов каждение начинается уже во время чтения Апостола. Смолкает «аллилуйя». Диакон выходит в предшествие свещеносцев на амвон, а священник тихо молится, чтобы чтение святого Евангелия, воссияв в наших сердцах, освятило и упорядочило не только наши мысли, но и наши поступки: Зажги в сердцах наших, человеколюбивый Владыка, Твоего Богопознания нетленный свет и открой очи ума нашего для уразумения евангельской Твоей проповеди! Вложи в нас и страх пред Тобой, да не нарушим приводящие к блаженству (=счастью) Твои заповеди, но все плотские влечения поправ, проведем духовную жизнь, о всём, что к угождению Тебе, думая и то же совершая. Ибо Ты — просвещение душ и тел наших, Христе Боже, и Тебе славу воссылаем, со безначальным Твоим Отцом, и всесвятым и благим и животворящим Твоим Духом, ныне и всегда и во веки веков. Аминь.

http://foma.ru/slovo-boga-i-cheloveka-ot...

Миссионерские Литургии. 14.01.2013 23:44:09 Протоиерей Андрей Ткачев «Дух мой молится, а ум остается без плода». Такие слова есть у апостола Павла. Далее он говорит о том, что хочет молиться и духом, и умом. Причем количество слов в молитве при участии ума может быть несоизмеримо меньше, чем длинные молитвословия при рассеянном, «не включенном» уме, а польза все равно будет больше. Сказанное вполне относится к объяснению Литургии, к так называемой миссионерской Литургии. У Церкви должно быть в духовных кладовых много всякого добра. Но не все добро для всех, и тем более не все для всех сразу. Если кто-то хорошо знает и любит службу, так что окунается в нее, как рыба в воду, тому, конечно, станут мешать или покажутся раздражительными частые перерывы и объяснительные речи. Хотя и такой человек непременно услышит либо нечто новое, либо по-новому ощутит давно известное. Но насильно мил не будешь. И кому подобные служения не по душе, тот на них пусть и не ходит. Благо они у нас служатся редко и далеко не везде. А вот простому христианину, которому словосочетание «литургическое богословие» вообще ничего не говорит, присутствие на такой службе должно быть полезно. По сути, миссионерские отступления или словесные вставки в данном случае сродни проповеди. И проповедей, оказывается, на службе может быть много. Я лично думаю, что начиная от Херувимской песни, через Символ веры, принесение Евхаристии и до самого Отче наш, разрывать службу не надо. Вся она в этой своей части есть один нерасчлененный поток благодатных внушений и действий Духа, на которые нужно отзываться, не прекращая молитвы. А вот в другие моменты службы пояснения и слова очень уместны. Возьмем начало службы. После прочтения часов можно говорить слово предваряющее службу. Это может быть напоминание о том, как учит молиться Евангелие. Оно учит молиться дерзновенно и неотступно (как бедная вдова), простив доли должникам предварительно, видя перед собой свои грехи (как мытарь). Слово после Евангелия не только уместно, но и необходимо. Писание нужно объяснять, и «горе мне, если не благовествую». Затем можно говорить перед Херувимской, чтобы, как предлагалось ранее, до молитвы Господней уже не перерываться. Перед причастием верных может быть еще слово, дабы не было хождения по храму и всякой неуместной возни. И после отпуста опять удобно говорить с народом или о самой службе, или на другую тему, держа руку на пульсе и стараясь почувствовать – не перебрали ли мы лимит человеческих сил и внимания. Итого получается пять раз, что представляет из себя в идеале подлинную царскую трапезу с «закусками», «переменами главных блюд» и «десертом». Критиковать саму возможность подобной практики мне кажется нельзя.

http://radonezh.ru/analytics/missionersk...

Формирование чина Великого входа и его богословское осмысление в византийской традиции. Часть 1 Божественная литургия занимает центральное положение в жизни каждого христианина, поэтому вопросы, связанные с ее историей и духовным пониманием, всегда актуальны. Формированию чина Великого входа, одной из торжественнейших частей литургии, его богословскому осмыслению посвящена дипломная работа выпускника Сретенской духовной семинарии 2009 года Алексея Васильева (научный руководитель – диакон П.А. Бобров), которой сайт «Православие.Ру» продолжает серию публикаций работ выпускников СДС. Введение В настоящее время Великий вход составляет одну из торжественнейших частей литургии и представляет собой сложное чинопоследование, состоящее из собственно процессии перенесения даров, молитв священника, каждения, пения особого херувимского гимна. Эти элементы формировались постепенно, на протяжении нескольких столетий. С раннехристианских времен начальная часть литургии верных включала принесение евхаристических даров на святой престол и подготовку предстоятеля и сослужащих к совершению таинства (так наз. accessus ad altare). В византийской литургии оба этих действия соединились в моменте Великого входа, который вследствие этого приобрел сложный порядок. Согласно современной практике, Великий вход совершается следующим образом. По окончании ектений верных отверзаются, если они были затворены, царские врата, и хор начинает пение херувимской песни. Диакон, читая про себя псалом 50, кадит святой престол, алтарь, иконостас, священнослужителей и народ, а предстоятель читает молитву «Никтоже достоин». Затем предстоятель, воздев руки, трижды произносит вместе с диаконом херувимскую песнь; сослужащие целуют престол, кланяются друг другу и народу, испрашивая прощение, и отходят к жертвеннику. Иерей кадит дары, молясь про себя: «Боже, очисти мя грешнаго». Диакон обращается к нему со словами: «Возми, владыко». Священник берет воздух, которым покрыты оба священных сосуда, и полагает его на левое плечо диакона со словами: «Возмите руки ваша во святая и благословите Господа» (Пс. 133: 2). После этого иерей передает диакону дискос, тот поднимает его на свою голову. Священник же берет в свои руки святую чашу и следует за диаконом через северные двери. Впереди идут свещеносцы. При появлении процессии хор прерывает пение херувимской песни. На солее священнослужители произносят поминовения патриарха и епархиального архиерея, духовенства и народа. По окончании поминовений священнослужители осеняют народ священными сосудами и входят в алтарь, негромко поминая друг друга, а хор продолжает пение херувимской песни.

http://pravoslavie.ru/32024.html

Православное благочестие, развивавшееся под покровительством Царского двора в главном храме Византийской империи, Святой Софии, окружило принесение даров на Престол процессией, получившей название «Великий вход» по аналогии с царскими «входами». В большие праздники Император сам шел во главе процессии с кадилом в руках, сопровождая приготовленные дары, которые вот-вот должны стать Телом и Кровию Царя царствующих и Господа господствующих. Смысл момента в связи с сопровождающими его песнопениями раскрывает ведущий рубрики диакон Михаил Асмус. Поют ли Херувимы херувимскую песнь? В трех известных нам песнопениях Великого входа так или иначе упоминается служение ангельских сил – Херувимов и Серафимов – своему Царю и Богу, которое предстало в видении пророку Исаии (Ис. 6, 1-3) как стояние вокруг Него, словно телохранителей на страже господина, и возглашение таинственного ангельского восклицания: Свят, свят, свят Господь Саваоф («Господь [Небесных] Воинств»)! Исполнь («полна») вся земля славы Его! Об этой-то «трисвятой» (поскольку слово свят повторяется трижды) ангельской песни, которая будет исполнена на Евхаристическом каноне, и говорится в первой части самой распространенной на сегодня «херувимской песни»: Иже Херувимы тайно образующе и Животворящей Троице трисвятую песнь припевающе всякое ныне житейское отложим попечение – «Мы, таинственно изображающие Херувимов и воспевающие Животворящей Троице трисвятую песнь, да оставим ныне всякую житейскую заботу…» Оставление всякой житейской заботы, тревоги, огорчения (в старопечатных книгах здесь так и стоит: печаль) есть непременное условие для предстоящей жертвы христиан своему Богу – жертвы хвалы и мира – во исполнение заповеди Спасителя: Если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, оставь там дар твой пред жертвенником, и пойди прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой (Мф. 5, 23-24). О другом виде ангельского служения говорится в оставшейся части песнопения, выражающей основной смысл момента – подготовку к Причащению Святых Христовых Таин:

http://pravoslavie.ru/37272.html

Укрощаем монстров, боремся с вирусом греха, и главное – не результат, а путь Почему авторская музыка не очень нужна Церкви, как хор становится семьей, зачем рисковать жизнью в монастыре и как не поставить Бога между собой и собственным ребенком – рассказывает известный регент и церковный композитор монахиня Иулиания (Денисова). Зачем сочинять пятьсот первую «Херувимскую» — Расскажите, как рождаются песни. — Разные песни по-разному. Звучит банально: что-то на тебя находит, ты не можешь от этого освободиться. Просто в голове возникает мелодия. Я могу сочинить 50 мелодий за сегодняшний вечер, дайте текст — я вам сразу напою на диктофон. Но разве это творчество? Нет. Чтобы мелодия стала песней, этому надо долго учиться. Вот представьте, я училась в спецшколе, 11-летке, а потом в консерватории. Лет 30 преподавала детям, из чего строится мелодия, как разложить ее по полочкам на составляющие, а потом собрать, чтобы она стала произведением. Знаете, как конструктор. И вот как конструктор у нас может любой ученик пятого класса мелодию создать. Но если к этому приложить талант, то получается что-то особенное, востребованное людьми. В таланте есть такая удивительная составляющая — соборность. Говорит о чем-то человек, а каждый думает, что это написано о нем лично. Потому что, когда автор талантлив, он является выразителем чего-то большего, чего-то надмирного, надсущностного. А ученик 5-го класса является выразителем только того, чему его научили, и своего трудолюбия. — Например, вам в голову пришло 50 мелодий, а можно каким-то образом одну из них взять, правильно выстроить — и что-то из нее стоящее сделать? — А зачем? Этот вопрос встает перед любым творцом. Если мелодия мучает — значит, тебе это нужно. А если нет — так и ты ее не мучай. Бывает, что какая-то мелодия к тебе все время возвращается, ты не можешь от нее избавиться, не вылив в композиционно законченную структуру песнопения. Это надо сделать, надо завершить. А сколько таких незавершенных? Я даже не считаю и не обращаю внимания — значит, они не нужны. Не все, что ты умеешь создать, должно быть записано и представлено: как я классно написал. Есть какой-то внутренний цензор. Он сидит во мне и не дает представить перед людьми то, что мне самой не нравится. Нужно, чтобы мне самой понравилось — до слез. И это главный признак.

http://pravmir.ru/monahinya-iulianiya-de...

Я был иподиаконом великого святителя Я вывалил весь горящий уголь из кадила на сапог Святейшему. Патриарх даже глазом не моргнул и ни слова не сказал, ни в самый момент, ни позже 3 мая, 2015 Я вывалил весь горящий уголь из кадила на сапог Святейшему. Патриарх даже глазом не моргнул и ни слова не сказал, ни в самый момент, ни позже В день 25-летия кончины Святейшего Патриарха Пимена о времени, проведенным рядом с ним, вспоминает протоиерей Сергий Правдолюбов, бывший иподиаконом Патриарха в 1974-1978 годах. Третьего мая 2015 года исполняется 25 лет со дня кончины Святейшего Патриарха Пимена. О нём вспоминают те, кто служил с ним, был иподиаконом, получил от него рукоположение. Хочу и я вспомнить немного, чтобы почтить память Великого Господина и Отца. У него был довольно суровый, замкнутый характер. К иподиаконам – строгий и взыскательный, но не деспотический. Понимал простые человеческие чувства. Очень не любил фотографирование во время службы. Но во время хиротонии в диакона или священника терпел съёмку безропотно, понимая, что это на всю жизнь фотографируется для семейного альбома. Хиротония иподиакона Сергия Правдолюбова во диакона в Воскресенье, 10 октября 1976 года. На одной из первых служб после диаконской хиротонии я на пении «Херувимской песни», стоя у жертвенника и еще не умея пользоваться орарём, вывалил весь горящий уголь из кадила на сапог Святейшему. Патриарх даже глазом не моргнул, продолжая молитвенно вынимать частицы, и ни слова не сказал, ни в самый момент, ни позже. Служил он всегда сосредоточенно, в полноте молитвенного общения с Богом. Я слышал, как в Патриаршем Богоявленском соборе Патриарх Пимен пел в Великом Посту соло «Да исправится молитва моя», прекрасную обиходную мелодию. Пел сдержанно и строго, и сам же кадил, стоя перед престолом. Однажды диаконы промедлили в алтаре, и произошла задержка после третьей песни канона на всенощной. А Патриарх стоял в центре собора на кафедре и помазывал народ. И не дожидаясь диакона, Патриарх совершенно обыденным «диаконским» голосом начал ектенью вместо диакона: «Паки и паки, миром Господу помолимся…» А мог бы разгромить всех и выговорить духовенству за пренебрежение к службе.

http://pravmir.ru/ya-byil-ipodiakonom-ve...

26 августа — день памяти святителя Тихона Задонского, епископа Воронежского 25 серпня 2010 р. 22:59 Святитель Тихон Задонский, епископ Воронежский (в миру Тимофей), родился в 1724 году в селе Короцке Новгородской епархии в семье дьячка Савелия Кириллова (новая фамилия — Соколов была присвоена ему позже начальством Новгородской семинарии). С раннего детства после смерти отца он жил в такой нужде, что мать чуть было не отдала его на воспитание соседу, ямщику, так как кормить семью было нечем. Питаясь одним черным хлебом и то очень воздержанно, мальчик нанимался к богатым огородникам копать грядки. 13-летним отроком он был отдан в духовное училище при Новгородском архиерейском доме, а в 1740 году принят на казенное содержание в устроенную в Новгороде семинарию. Юноша учился отлично и по окончании семинарии в 1754 году был оставлен в ней преподавателем, сначала греческого языка, затем риторики и философии. В 1758 году он принял постриг с именем Тихон. В том же году его назначили на должность префекта семинарии. В 1759 году его перевели в Тверь с возведением в сан архимандрита Желтикова монастыря. Затем определили ректором Тверской семинарии и одновременно настоятелем Отроча монастыря. 13 мая 1761 года он был хиротонисан во епископа Кексгольма и Ладоги (викария Новгородской епархии). Посвящение было промыслительно. Молодого архимандрита предполагали перевести в Троице-Сергиеву лавру, но в Петербурге при избрании Новгородского викария, на Пасху, из восьми жребиев трижды вынималось его имя. В тот же день Тверской Преосвященный Афанасий, помимо своей воли, помянул его на Херувимской песни (у жертвенника) как епископа. В 1763 году святитель был переведен на Воронежскую кафедру. В течение четырех с половиной лет управляя Воронежской епархией, святитель Тихон постоянно назидал ее своей жизнью и многочисленными пастырскими наставлениями и душеспасительными книгами. Он написал для пастырей ряд сочинений: «О седми Святых Тайнах», «Прибавление к должности священнической», «О таинстве Покаяния», «Инструкция о совершении браков». Особо требовал святитель, чтобы каждый священнослужитель имел Новый Завет и ежедневно его читал. В «Окружном послании» он призывал пастырей к благоговейному совершению таинств, богомыслию и братолюбию. («Наставление о собственных всякого христианина должностях» было многократно переиздано в Москве и Петербурге уже в XVIII веке). В Воронеже святитель искоренил древний языческий обычай — празднование в честь Ярилы. В пределах расположения войска донских казаков он открыл миссионерскую комиссию для обращения раскольников к Православной Церкви.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1257655...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010