Часть III Иеромонах Павел Черемухин. I Константинопольский Собор 1157 года и Николай, епископ Мефонский 124 Прошло уже более восьмисот лет со времени проведения двух Соборов Православной Церкви, созывавшихся в 1156 и 1157 гг. в Константинополе при императоре Мануиле Комнине (1118–1180 гг.) для устранения разногласий среди византийского духовенства и общества в понимании заключительных слов известной литургической молитвы, читаемой во время Херувимской песни: Σ γρ ε προσφρων κα προσφερμενος κα προσδεχμενος κα διαδιδμενος, Χρστ Θες μ ν «Ты бо еси приносяй и приносимый, и приемляй и раздаваемый, Христе Боже наш» 125 . В XII веке, при первых трех императорах из династии Комнинов Алексее, Иоанне и Мануиле, Византийская империя, после упадка в XI веке достигла вновь такого внешнего могущества и внутреннего процветания, что историки с полным основанием говорят о ее культурном возрождении 126 . Империя, укрепив центральную власть, успешно боролась с внешними врагами и расширила свою территорию на Востоке до Антиохии, отбросив своих главных врагов – турок-сельджуков от берегов Анатолии к Иконии. В условиях внешней безопасности и благосостояния расцвела и развилась духовная культура Византии, которой покровительствовали Комнины. Возрождение эллинской традиции искусства, науки и философии благоприятствовало и расцвету богословия. Основной особенностью византийского богословия является его глубокая традиционность, то есть верность святоотеческому Преданию. Византийское богословие всегда органически развивалось из творений Отцов Древней Церкви. Поэтому естественно, что всякое учение, противоречащее Преданию, богословское или философское, вступало в конфликт с Церковью , обличалось и извергалось из церковной ограды. Так, еще в XI веке философ Иоанн Итал был осужден на Соборе в 1082 г. при Алексее I Комнине. Не менее сильный отпор и осуждение встретила при Мануиле Комнине и латинствующая партия во главе с Сотирихом, пытавшаяся внести в византийское богословие идеи западной схоластики.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej-Fokin/...

Глава IV. Чин хиротонии пресвитера §1. Должность и лета пресвитера Должность и лета пресвитера, равно и значение сего слова Симеон Солунский (в главе 177) описывает так: «пресвитер у божественного Дионисия именуется совершителем: потому что он совершает таинства, то есть причащение, крещение и молитвы: но не имеет благодати преподавательной и не может посвятить другого в сан иерея, что издревле принадлежит одному только архиерейскому сану. Иерарх испытует как нравственную жизнь, так и лета желающего принять сан иерейский. Он должен быть тридцати лет. Посему он и называется пресвитером, т.е. старейшим, пережившим возраст юношеский и по летам подобный Христу. Ибо как Христос начал учить по принятии крещения и свидетельства Бога Отца во Св. Духе, так и пресвитер должен быть возрастом – муж совершенный: потому что он поставляется и иереем Христовым, и учителем, и совершителем Божественных таинств». §2. Покров носит По еже исполнитися херувимской песни. Прежде исполнения херувимской песни, диакон, посвящаемый в пресвитера, должен исполнять диаконское служение; и потому, когда священнодействует иерарх, служит с ним и поставляемый, исполняя обязанности диаконского служения, – и говорит ектении, и взяв благословение, носит покров, называемый иначе воздухом. Посвящается после херувимской песни По исполнении же херувимской песни, он отдает воздух, отдавая вместе с ним и свое диаконство, и приводится к посвящению во пресвитера. Почему в это именно время диакон посвящается во пресвитера, причину сего смотри ниже (в гл. 6, §6 и 2 части гл. 10, §14). §3. Приводится диаконами и в алтаре приемлется пресвитерами Приводим бывает архидиаконом. К посвящению во пресвитера диакон до алтаря приводится диаконами, а в алтаре приемлется священниками. Симеон Солунский (в гл. 179) говорит: «готовящийся к посвящению в сан пресвитера приводится до святых врат алтаря придерживающими его диаконами, как служащими в его первом чине, показуя всем, что он – еще диакон и держится лицами равного с ним чина. Когда же он достигнет царских врат, тогда оставляют его диаконы, потому что он восходит на высшую их степень. Тогда принимают его два избранных пресвитера, к чину которых он приступает». §4. Преклоняет оба колена

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Krasn...

40. Понятие о литургии верных и главные действия, ее составляющие. Ектения, начинающая литургию верных. Херувимская песнь. Великий вход. Просительная ектения, внушение мира и любви, исповедание Символа веры За литургией оглашенных следует литургия верных. Она называется так потому что при совершении ее в древнее время могли присутствовать только одни «верные», т.е. принявшие крещение и не отлученные от церкви. Главные действия этой, части литургии состоят: 1) в перенесении даров с жертвенника на престол, 2) в освящении даров, 3) в приготовлении верующих к причащению, 4) в самом причащении и 5) в благодарении за причащение. Литургия верных начинается ектениею: «Елицы вернии, паки и паки миром Господу помолимся». Потом следуют две краткие ектении. После этих ектений диакон входит в алтарь, отворяет царские врата и совершает каждение. На клиросе в это время поют Херувимскую песнь: «Иже Херувимы Тайно Образующе, и животворящей Троице Трисвятую песнь припевающе, всякое ныне житейское отложим попечение. Яко да Царя всех подымем, Ангельскими невидимо дориносима чинми, аллилуйя». Перевод. Мы таинственно изображающие Херувимов и поющие животворящей Троице трисвятую песнь, оставим теперь все житейские заботы, чтобы нам поднять Царя всех невидимо сопровождаемого воинством Ангельских чинов. Аллилуйя. Эта песнь называется Херувимскою потому, что начинается словом «Херувимы» и оканчивается песнью Херувимов «Аллилуйя». Слово «дори» греческое означает «копье». Выражение «дориносима» напоминает тот обычай, когда воины поднимали на щитах копьями своего полководца в знак особенного почета. Как земного царя с почетом окружают воины – телохранители, так всегда окружают Господа Царя Небесного Ангельские чины – воины небесные. Херувимскою песнею молящиеся призываются забыть все заботы о житейском и быть с такими чистыми мыслями пред Господом, с какими предстоят Ему на небе Херувимы; это для того, чтобы принять в себя в таинстве причащения Царя всех, которого невидимо с торжеством сопровождают Ангельские чины с песнею «Аллилуйя». После пения слов Херувимской песни «отложим попечение» совершается «великий вход» или перенесение приготовленных на проскомидии хлеба и вина с жертвенника на престол для освящения. Во время пения херувимской песни священник три раза тихо читает ее и при этом поднимает свои руки. Это напоминает моление Господа в саду Гефсиманском.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Sokolov...

Введение Глава 1. Источники и методика исследования литургии в рукописных книгах § 1. История изучения литургии по рукописным евхологиям § 2. Списки литургии Иоанна Златоуста и Василия Великого XI–XV вв. § 3. Структура литургического чинопоследования и особенности функционирования входящих в него текстов § 4. Методика выделения типов и редакций литургии Глава 2. Литургии Иоанна Златоуста и Василия Великого первого типа § 1. Анафора литургии Иоанна Златоуста 1.1. Различия, отражающие варианты византийской литургической традиции 1.2. Языковые различия § 2. Молитва Херувимской песни «Никтоже достоин» § 3. Основной состав последования литургий Иоанна Златоуста и Василия Великого первого типа и их соотношение между собой 3.1. Состав последования греческих ЛИЗ и ЛВВ 3.2. Основной состав последования древнерусских ЛИЗ и ЛВВ § 4. Древние восточные молитвы в последованиях ЛИЗ и ЛВВ 4.1. Молитвы предложения Ги бе нашь положивыис самъ агнець непороченъ... и Влдко ги исе хе хлбе животныи… 4.2. Молитва кадила 4.3. Молитва Малого входа Блгдателю всехъ и твари вско сдтелю... 4.4. Молитва Трисвятого Сте стыи бе нашь... 4.5. Молитва Херувимской песни Влдко животвори блгымъ дателю... 4.6. Молитва на «Лобзание мира» Ги исе хе любви творче... § 5. Реконструкция древнеболгарских последований ЛИЗ и ЛВВ, лежащих в основе древнерусской редакции § 6. Дополнительные молитвы в ЛИЗ и ЛВВ 6.1. Подготовительные молитвы перед службой 6.2. Молитвы, сопровождающие причащение 6.3. Молитвы в конце службы § 7. Чин проскомидии § 8. Диалог священнослужителей § 9. Чин соединения Даров Глава 3. Литургии Иоанна Златоуста и Василия Великого второго типа § 1. Южнославянские последования ЛИЗ и ЛВВ 1.1. Рукописи второго типа, сохраняющие архаичные черты 1.2. Рукописи второго типа, непосредственно предшествующие правленым по Диатаксису редакциям § 2. Чудовский литургиарий 2.1. Состав последования 2.2. Место Чудовской редакции литургий в славянской рукописной традиции 2.3. Особенности перевода Чудовской редакции Глава 4. Литургии Иоанна Златоуста и Василия Великого третьего типа § 1. Диатаксис патриарха Филофея Коккина 1.1. Южнославянские переводы Диатаксиса 1.2. Русский перевод Диатаксиса 1.3. Разновидности русского перевода Диатаксиса в рукописной традиции конца XIV–XV века § 2. Литургии Иоанна Златоуста и Василия Великого, зависящие от Диатаксиса Филофея Коккина Глава 5. Языковые особенности славянских переводов литургии § 1. Литургические рубрики Основные этапы изменения ЛИЗ и ЛВВ первого типа § 2. Лингвистическая характеристика редакций литургии Иоанна Златоуста и Василия Великого Заключение 1. Где и кем литургия была впервые переведена на славянский язык? 2. Литургия у южных славян 3. Литургия в Древней Руси Приложение Таблицы состава чинопоследований Литература  

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

иерей Михаил Асмус Скачать epub pdf В современной русской литургической науке преобладает, с одной стороны, интерес к историческим и сравнительно-аналитическим вопросам; с другой стороны, не оскудевает и интерес к литургическому богословию, которое, естественно, невозможно без грамотного прочтения литургических текстов. В современной русской литургической практике, в свою очередь, преобладает интерес к предписаниям печатного Типикона, а литургическая текстология, столь же необходимая в жизни, как и в науке, занимает порой второстепенные позиции, что может привести и часто приводит к аннигиляции важнейшей функции Богослужения – учительной. При достаточной удобопонятливости текстов двух наших общепринятых литургий – Василиевой и Златоустовой – остаются все же некоторые неясные места, понимание которых так или иначе влияет на восприятие целого. Например, истолкование заключительных слов молитвы на Херувимской песни «Ты еси Приносяй и Приносимый и Приемляй и Раздаваемый, Христе Боже наш…» породило в свое время богословские споры, разрешившиеся на Константинопольских соборах 1156–57 гг. 1 Однако в тексте Литургии существует еще одно недоуменное место, которое не просто остается непонятым, особенно в славянском его переводе, но понимается совершенно не так, как это заложено в греческом оригинале. Как можно понять из заголовка, речь идет о центральном возгласе обеих Анафор «Твоя от Твоих…» 2 , сопровождаемом самым возношением Св. Даров, конкретнее – о его окончании «…о всех и за вся», призванном определить характер этого самого возношения. Обыкновенно эти слова трактуются в том же ключе, что и слова «И о всех и за вся» из чина архиерейского служения Литургии (произносятся протодиаконом в составе гласного Intercessio, на иподиаконском языке – «выкличка») или соответствующие им слова «И всех и вся» из иерейского чина (звучат из уст хора в ответ на возглас Ходатайственной молитвы о церковных властях), – одним словом, в смысле ходатайства «за всех и за всё» (по-русски). Такое понимание этих слов мы найдем даже в таких во многом ценных, ставших ныне хрестоматийными книгах, как «Евхаристия» архим. Киприана (Керна) и «Евхаристия – Таинство Царства» протопр. А. Шмемана . Отец Киприан, прямо помещая разбор этой фразы в главу Intercessio, говорит об «универсальности» евхаристической Жертвы 3 , а отец Александр усваивает эти слова и самой Голгофской Жертве, «принесенной за всех и за вся» 4 .

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Пётр Николаевич Соколов Приложение. Следы влияния и остатки агап в современной литургической жизни Церкви Введение В заключение своей работы мы считаем не лишенным интереса и потому необходимым сказать несколько слов о тех чертах современного нам богослужебного строя Церкви, которые являются или результатом влияния агап, как изначального института Церкви, или представляют собою прямой их остаток, или, наконец, включают их в себе в качестве пережитка (survival, survivance) 997 . Так как эти, выражаясь общо, остатки агап принадлежат, прежде всего нашему времени, так как в литургическом отношении живем ими мы, то это принуждает нас вынести их описание за пределы нашего труда в его целом, который имеет в виду «агапы или вечери любви в древне-христианском мире 998 , и дать его в виде маленького приложения. §1. Возможные следы влияния агап в современной литургии Прежде всего, агапы не остались без влияния на важнейшее литургическое проявление жизни Церкви, евхаристическую литургию. Как нами неоднократно было отмечаемо, довольно продолжительная связь агап и евхаристии не прошла без обоюдного влияния как на один, так и на другой институт. Это совершенно понятно и иначе не могло и быть: долгая совместная жизнь никогда не проходит бесследно. И современная нам литургия – литургия, которую слушаем и в которой участвуем мы, носит на себе следы влияния этой связи – следы агап. Первый остаток этого влияния мы можем находить в омовении рук священнослужителями и прежде всего пред совершением проскомидии. После облачения они, «отшедше в предложение, умывают руки, глаголюще: «Умываю в неповинных руце мои...» и т. д. 999 . При архиерейском служении омовение рук повторяется пред царскими вратами во время пения Херувимской песни, при чем архиереем тайно произносится особая молитва 1000 . Направляясь к историческим данным, мы находим аналогии – первому омовению рук – в литургии коптских Иаковитов 1001 , где оно производилось в начале акта приготовления (πϑεσις) евхаристических элементов и – второму – у Кирилла Иерусалимского , по которому оно совершалось после отпущения оглашенных 1002 , и в Апостольских Постановлениях, которые заповедуют омывать руки священнослужителям пред совершением евхаристии в собственном смысле, то есть, пред жертвоприношением 1003 . Конечно, следует признать, что происхождение этого обряда могло быть и иным. Он вообще носил молитвенный характер у народов древности и перешел с тем же значением в христианство 1004 . Но на агапах омовение рук было удовлетворением настоятельной необходимости, было требованием чистоты и опрятности 1005 , и по связи евхаристии с агапой могло перейти в нее. Вот почему на агапу можно смотреть как на один из источников этого обряда и вот почему самое омовение при желании может быть рассматриваемо, как остаток и след агапы.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

По благословению Блаженнейшего Владимира Митрополита Киевского и всея Украины Проскомидия Проскомидия совершается заранее назначенным иереем до прибытия архиерея в храм. Иерей вместе с одним из диаконов прочитывает входные молитвы и надевает полное облачение. Просфоры, в особенности для Агнца, заздравная и заупокойная, приготовляются больших размеров против обычного. При вырезывании Агнца иерей принимает во внимание количество причащающихся священнослужителей. Вынув из заздравной просфоры две части, а из заупокойной – одну, иерей изымает частицы из прочих просфор, из нижних половинок, оставляя верхние для архиерея, который изымает частицы во время Херувимской песни. Соединения в потир должно быть влито достаточное количество в зависимости от числа сослужащих и причастников-мирян. По обычаю, архиерею уготавливаются еще две отдельные просфоры. Встреча Участвующие в сослужении с архиереем являются в храм заблаговременно, чтобы облачиться вовремя, кому следует, и приготовить все необходимое. Иподиаконы приготовляют архиерейское облачение, постилают орлецы на амвоне, пред местными (Спасителя и Божией Матери), храмовой и праздничной иконами, пред амвоном и у входных дверей из притвора в храм. При приближении архиерея к храму все выходят при закрытых царских вратах (завеса отдернута) северною и южною дверями из алтаря навстречу и становятся у входных дверей. При этом каждая пара соблюдает свое равнение. Иереи (в рясах и головных уборах – скуфьях, камилавках, клобуках) по старшинству (от входа) становятся в два ряда, причем совершавший проскомидию (в полном облачении) стоит посредине (между последними иереями), имея в руках напрестольный Крест, рукоятию к левой руке, на блюде, покрытом воздухом. Протодиакон и первый с трикирием и дикирием, держа их на одной высоте, и кадильницами и между ними свещеносец становятся в ряд против входа, отступая к востоку от иереев на шаг. Иподиаконы стоят у входных дверей из притвора в храм: первый – справа, с мантией, второй и жезлоносец (посошник) – слева.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Разделы портала «Азбука веры» Оглавление Скачать в djvu Проскомидия Проскомидия совершается заранее назначенным иереем до прибытия архиерея в храм. Иерей вместе с одним из диаконов прочитывает входные молитвы и надевает полное облачение. Просфоры, в особенности для Агнца, заздравная и заупокойная, приготовляются больших размеров. При вырезывании Агнца иерей принимает во внимание количество причащающихся священнослужителей. Вынув из заздравной просфоры две части, а из заупокойной — одну, иерей изымает частицы из прочих просфор, из нижних половинок, оставляя верхние для архиерея, который изымает частицы во время Херувимской песни. По обычаю архиерею уготавливаются еще две отдельные просфоры. Встреча Участвующие в сослужении с архиереем являются в храм заблаговременно, чтобы облачиться вóвремя, кому следует, и приготовить всё необходимое. Иподиаконы приготовляют архиерейское облачение, постилают орлецы на амвоне, пред местными (Спасителя и Божией Матери), храмовой и праздничной иконами, пред амвоном и у входных дверей из притвора в храм. При приближении архиерея к храму все выходят при закрытых царских вратах (завеса отдернута) северною и южною дверями из алтаря на встречу и становятся у входных дверей. При этом каждая пара соблюдает свое равнение. Иереи (в рясах и головных уборах — скуфьях, камилавках, клобуках) по старшинству (от входа) становятся в два ряда, причем совершавший проскомидию (в полном облачении) стоит посредине (между последними иереями), имея в руках напрестольный Крест, рукоятью к левой руке, на блюде, покрытом воздýхом. Протодиакон и первый диакон (в полном облачении) с трикирием и дикирием, держа их на одной высоте, и кадильницами и между ними свещеносец становятся в ряд против входа, отступая к востоку от иереев на шаг. Иподиаконы стоят у входных дверей из притвора в храм: первый — справа, с мантией, второй и жезлоносец (посошник) — слева. Архиерей, войдя в храм, становится на орлец, отдает жезлоносцу посох, и все троекратно молятся и кланяются архиерею, который их благословляет.

http://azbyka.ru/ukazanije-dlya-svyashhe...

Разделы портала «Азбука веры» Фэн-шуй, астрология, оккультизм, любовный приворот, целительство ( 8  голосов:  5.0 из  5) В начале XX в. А. В. Балов писал: «Ношение амулетов и талисманов весьма распространено. Всего чаще носят на шее ладанки… Ношение… ладанки считается крестьянами средством, предохраняющим человека от всякого зла вообще, а в частности, от различных болезней» . Ладанки носили, как правило, на шейном гайтане, рядом с нательным крестом . Ладанка и ладан Под ладанкой (ладонкой) понимался обычно небольшой тканевый мешочек. В него во многих случаях действительно зашивали кусочек ладана, взятый, например, от какой-нибудь особенно чтимой местной иконы. Очень часто ладанка содержала не только ладан. Так, после совершения Таинства крещения на ребенка надевали «для здоровья» ладанку, в которую бабка зашивала пуповину, житное зернышко и три кусочка росного ладана . Такое использование ладана основывалось на повсеместно распространенном в народе убеждении, что ладан наводит панический страх на нечистую силу и колдунов (ср. «боится, как черт ладана», «ладан — на чертей, тюрьма — на воров» и т. д.). Способностью отпугивать бесов в народных верованиях наделялись также обладающие сильным запахом растения, например, чеснок . Ладан применялся во многих народных ритуалах. Согласно наблюдениям корреспондентов Тенишевского бюро, кадильница была в XIX в. почти в каждой крестьянской избе . Ладаном не только окуривали дом и скот в целях изгнания либо предотвращения болезней. В Архангельской губернии больного поили водой, в которую клали ладан . Была распространена вера в целительную силу «херувимского» ладана (недогоревшего при каждении во время Херувимской песни). В 1877 г. журнал «Руководство для сельских пастырей» должен был специально отметить, что священнику не следует давать «херувимский ладон» прихожанам, стремящимся получить его из суеверных соображений . Убеждение в особых свойствах, якобы присущих «херувимскому» ладану, бытует, однако, и в наши дни . Возвращаясь к ладанкам, отметим, что они, впрочем, могли вообще не содержать ладана. В ладанку нередко зашивали другие предметы (кору почитавшихся священными деревьев, сброшенную кожу змеи и т. д.), обладавшие, по народным представлениям, свойством лечить болезни или предупреждать их появление . Использовались ладанки и в любовной магии: «Парни ст. Слепцовской (Терской обл.), чтобы приворожить любимую девушку, носят высушенные части лягушек, змей и других животных. Иногда в ладанки зашивают кусочки “змеиного корня”. Простолюдины верят, что такие амулеты помогают от чар и болезней, стяжают носителю их любовь» . Те же охранительные функции, что и ладанка, мог выполнять мешочек с трехгодичным маком, прикалываемый к нижней рубахе . Тексты-обереги

http://sueverie.net/ladanka.html

Скачать epub pdf Литургия. Проскомидия . Проскомидия совершается до прибытия архиерея в храм. Иерей вместе с одним из диаконов прочитывает входные молитвы и надевает полное облачение. Просфоры, в особенности для Агнца, заздравная и заупокойная, приготовляются больших размеров. При вырезании Агнца иерей принимает во внимание количество причащающихся священнослужителей. По обычаю архиерею уготавливаются две отдельные просфоры, из которых он изымает частицы во время Херувимской песни. Встреча . Участвующие в сослужении с архиереем являются в храм заблаговременно, чтобы облачиться вовремя, кому следует, и приготовить всё необходимое. Иподиаконы приготовляют архиерейское облачение, постилают орлецы на амвоне, перед местными (Спасителя и Божией Матери), храмовой и праздничной иконами, перед амвоном и у входных дверей из притвора в храм. При приближении архиерея к храму все выходят при закрытых царских вратах (завеса отдернута) северной и южной дверями из алтаря на встречу и становятся у входных дверей. При этом, каждая пара соблюдает своё равнение. Иереи (в рясах и головных уборах – скуфьях, камилавках, клобуках – по старшинству (от входа) становятся в два ряда, причем, совершавший проскомидию (в полном облачении) стоит посередине (между последними иереями), имея в руках напрестольный Крест, рукоятью к левой руке, на блюде, покрытом воздухом. Протодиакон и первый диакон (в полном облачении) с трикирием и дикирием, держа их на одной высоте, и кадильницами и между ними свещеносец становятся в ряд против входа, отступая к востоку от иерея на шаг. Иподиаконы стоят у входных дверей из притвора в храм: первый – справа с мантией, второй и жезлоносец (посошник) – слева. Архиерей, войдя в храм, становится на орлец, отдает жезлоносцу посох, и все троекратно молятся и кланяются архиерею, который их благословляет. Протодиакон возглашает: “Премудрость” и читает: “Достойно есть яко во истину …” Певчие, в это время поют: “Достойно...” протяжно, со сладкопением. В это же время иподиаконы надевают мантию на архиерея, который, сделав одно поклонение, принимает от священника Крест и целует его, а священник целует руку архиерея и отходит на своё место.

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Sahar...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010