Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла М. А. Остроглазов. Фотография. Кон. 90-х гг. XIX в. Михаил Андреевич (5.02.1873, Бронницы Московской губ.- кон. 10-х - нач. 20-х гг. XX в.), рус. композитор. Род. в семье титулярного советника. В 1892 г. окончил 4-й московский кадетский корпус, в 1894 г.- 3-е военное Александровское уч-ще. С 1895 г. служил в 3-м гренадерском Перновском короля Фридриха Вильгельма IV полку, в 1909 г. вышел в отставку в звании капитана. С 1911 г. периодически жил в г. Сергиеве (ныне Сергиев Посад). В марте 1916 г. О. был вновь призван в армию, в авг. 1917 г. отправлен на Западный фронт, в конце окт. пострадал во время газовой атаки в районе Барановичей, был комиссован и направлен в Москву для лечения. Неизвестно, когда и где О. получил муз. образование. Есть сведения о том, что он учился игре на скрипке у одного известного профессора, выступал в концертах. Среди муз. сочинений О. преобладают оперы (всего 8, в т. ч. «Склирена» на сюжет из истории Византии XI в. по повести А. А. Смирнова), романсы и хоровые произведения, большинство из которых - духовные. Фрагменты Панихиды - самого раннего из духовных сочинений О.- прозвучали в концерте Синодального хора 25 марта 1908 г. Н. Д. Кашкин в рецензии отметил, что музыка Панихиды является интересной «как целое», представляет «развитие простых основных мотивов, достигающее своего кульминационного пункта в песнопении «Со святыми упокой»», «очень колоритна и полна настроения безнадежной тихой скорби, выдержанного с начала до конца» (Рус. слово. 1908. 27 марта). О «Херувимской песни на 1914-ю годину» (Op. 18) писали, что она «не трудна для исполнения и написана, за исключением разве только музыки на слово «аминь», в духе сочинений авторов старого направления... умелой рукой» (ХРД. 1916. 2. С. 54). Большая часть духовных сочинений О. (Op. 23, 24, 25, 26, 27, 31) написана за 2-3 года до революции, последнее (Op. 33) создано в 1918 г. Все они были куплены изд-вом П. И. Юргенсона, но не все были напечатаны и, будучи малодоступны, остались вне поля зрения регентов и хоровых исполнителей.

http://pravenc.ru/text/2581667.html

Митрополит Архангельский Даниил: Владимир Запорожец пожертвовал жизнью «за други своя» и получил мученический венец 13 февраля, 2014. Митрополит Архангельский и Холмогорский Даниил (Доровских) Митрополит Архангельский Даниил выразил соболезнование в связи с трагедией в Южно-Сахалинске Трагедия отозвалась большой скорбью в моем сердце. Я много лет знал матушку Людмилу. Это был очень живой, любящий, светлый человек. Верная служительница Господа нашего Иисуса Христа. Матушка приняла монашеский постриг с именем в честь новомученицы Людмилы Петровой и свою кончину она встретила в храме Божием, в день Новомучеников и исповедников Церкви Русской. Церковь Небесная, Торжествующая дополнилась еще одной свидетельницей за веру Христову. В храме был расстрелян еще один человек — раб Божий Владимир. Мне рассказали, что он часто стоял у собора и просил милостыню. Возможно, многие проходили мимо, спеша на службу, даже не обращая внимания на этого нищего. Но 9 февраля, в Неделю о мытаре и фарисее, Господь показал всем нам, чью молитву Он услышал и кого Он оправдал. Владимир пожертвовал своей жизнью «за други своя» и получил мученический венец. У апостола Павла есть слова, что нам дано не только веровать во Христа, но и страдать за Него. Святитель Филарет Московский пишет о том, что страдание за Христа – это дар от Господа. Его и обрели убиенные в соборе, и сотворенное зло обратилось к славе Божией. Я узнал о страшной трагедии перед началом Божественной литургии. Я стоял на службе, и сердце мое скорбело до того момента, пока не наступило время Херувимской песни. Я подошел к жертвеннику и вынул частицу об упокоении новопреставленной монахини Людмилы. И сразу на душе воцарилось особое спокойствие, и дальше служба шла по-другому. Я призываю всех православных христиан к молитве об упокоении невинно убиенных и здравии тех, кто находится сейчас в больнице. Будем же пребывать в любви и молитве друг за друга. Мы не знаем, что будет завтра с нами, и должны быть всегда готовы дать Господу отчет о своих делах, о своем уповании. Если Христос не найдет в нашем сердце любви, то тогда горе будет нам.

http://pravmir.ru/mitropolit-arxangelski...

Митрополит Астанайский и Казахстанский Александр возглавил престольные торжества Петропавловского храма города Алма-Аты 12 июля 2021 г. 14:24 12 июля 2021 года, в день памяти славных и всехвальных первоверховных апостолов Петра и Павла, митрополит Астанайский и Казахстанский Александр совершил Божественную литургию в Петропавловском храме города Алма-Аты. В церкви хранятся частицы мощей и части гробниц апостолов Петра и Павла, переданные в дар приходу владыкой Александром. Его Высокопреосвященству сослужили благочинный приходов Алма-Аты, настоятель собора святителя Николая Мирликийского протоиерей Валерий Захаров, настоятель Петропавловского храма протоиерей Владимир Шкляр, настоятель храма Богоявления Господня протоиерей Валерий Шаврин, руководитель отдела Казахстанского митрополичьего округа по связям с общественностью, ключарь Вознесенского кафедрального собора Алма-Аты протоиерей Александр Суворов, ключарь Петропавловского храма протоиерей Кирилл Шкляр, настоятель храма Рождества Пресвятой Богородицы микрорайона Акжар иеромонах Алексий (Черевцов), заместитель ключаря Вознесенского собора иерей Андрей Шкляр, руководитель отдела Алма-Атинской епархии по канонизации святых иеромонах Иаков (Воронцов), руководитель личного секретариата главы Казахстанского митрополичьего округа иеромонах Прохор (Ендовицкий), помощник главы Казахстанского митрополичьего округа иерей Георгий Сидоров. За богослужением молились секретарь Казахстанского митрополичьего округа, заслуженный деятель искусств России О.Н. Овчинников, сотрудники Алма-Атинского епархиального управления, прихожане храмов города. Богослужебные песнопения исполнили мужской хор Вознесенского собора Алма-Аты под управлением игумена Филиппа (Моисеева) и хор Петропавловского храма под управлением И.Н. Коровиной. После херувимской песни митрополит Александр рукоположил клирика Филаретовской церкви при Алма-Атинской духовной семинарии диакона Олега Лисина в сан пресвитера. Проповедь перед причастием произнес протоиерей Александр Суворов.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/5...

Монастырь построен вокруг шахты, в которую были сброшены живыми великая княгиня Елизавета Федоровна, инокиня Варвара, великие князья Сергей Михайлович, Иоанн Константинович, Константин Константинович и Игорь Константинович Романовы, а также князь Владимир Павлович Палей и секретарь великого князя Федор Семенович Ремез. Они могли покинуть Россию, когда начались народные волнения, и сохранить свою жизнь, но остались верны Отечеству до смерти. Сегодня место их гибели почитается многочисленными паломниками. Среди прибывших в монастырь была паломническая группа из Москвы, которая решила пройти путем крестных страданий преподобномученицы Елизаветы. В их маршруте — Алапаевск, где Елизавета Федоровна приняла мученическую кончину, Пекин, через который ее тело везли на Святую Землю, и Иерусалим, где ныне почивают мощи преподобномученицы. Такое паломничество совершается впервые. Его участники везут с собой икону святой Елизаветы, для которой они взяли землю из шахты. Среди паломников было также много сестер милосердия и добровольцев, которые заботятся о тяжелобольных, лишенных семьи, и о всех, кто оказался в той или иной трудной жизненной ситуации. Елизавета Федоровна, основательница московской Марфо-Мариинской обители , является небесной покровительницей для всех, несущих служение милосердия. По окончании богослужения митрополит Кирилл возглавил традиционный крестный ход вокруг шахты с пением Херувимской песни. За труды на благо Церкви глава Екатеринбургской митрополии вручил О.Н. Куликовской-Романовой, председателю Благотворительного фонда Ее Императорского Высочества Великой княгини Ольги Александровны, и ее помощнице Т.А. Скрябиной медали Каменской епархии прмц. Елизаветы Федоровны I и II степени. Каменская епархия /Патриархия.ru за темою Приходы Северодонецкой епархии передают помощь в больницы. Информационная сводка о помощи беженцам (от 10 апреля 2024 года) [Стаття] ЖУРНАЛ Священного Синода от 10 апреля 2024 года [Документи] Пензенская епархия доставила помощь беженцам в два пункта временного размещения.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/3110778...

Настоятель Преображенского храма г. Железнодорожного протоиерей Иоанн Мухин скончался после нападения грабителей 30 декабря, 2010. Редакция " Правмира " сообщение об обнаружении тела 65-летнего настоятеля храма Преображения Господня протоиерея Иоанна Мухина поступило в милицию в 03.00 мск. По данным следствия, грабители проникли в дом настоятеля за два часа до того как тело умершего настоятеля Преображенского храма в г. Железнодорожном было обнаружено. Признаков насильственной смерти не установлено, сообщил в четверг Следственный комитет РФ. По предварительным данным, сообщение об обнаружении тела 65-летнего настоятеля храма Преображения Господня протоиерея Иоанна Мухина поступило в милицию в 03.00 мск. Как сообщили следователи, грабители, угрожая применением насилия, потребовали передать им деньги, после чего скрылись с места происшествия. Митрофорный протоиерей Иоанн Мухин родился в 1945 году. В 1964 г. окончил ФЗУ при швейной фабрике им. Дзержинского. В 1972 — Московскую духовную академию. Во время учебы в академии рукоположен во священника 4 декабря 1967 года епископом Дмитровским Филаретом в Покровском храме при МДАиС. За добросовестное служение был награжден многими церковными наградами, в том числе правом совершения Божественной литургии с открытыми Царскими вратами до «Херувимской песни». По сообщению агентства « Интерфакс «, священнослужитель не первый раз столкнулся с преступным миром. В 1999 году из его храма были похищены шесть икон XIX века. Тогда злоумышленники отключили сигнализацию в храме и оглушили сторожа, после чего сняли наиболее ценные иконы с царских врат. Позднее иконы продали перекупщикам, которые попытались вывезти их за рубеж, однако были задержаны таможней. Перевозивший иконы гражданин Грузии, в багаже которого было обнаружено в общей сложности 140 икон, похищенных из разных храмов и оцененных более чем в млн., был арестован. После завершения расследования в 2007 году иконы были переданы Русской церкви и возвращены в храм. Поскольку вы здесь...

http://pravmir.ru/prot-ioann-mukhin-skon...

Николай Алексеевич (24.05.1909, с. Чудские Заходцы Гдовского у. С.-Петербургской губ.- 24.08.2002, о-в Талабск (Залит) на Псковском оз. в Псковской обл.), прот. Из купеческой семьи. Семья отличалась благочестием. Отец, Алексей Иванович Гурьянов († 1914), был регентом церковного хора. После его смерти воспитанием детей занималась мать, Екатерина Стефановна Гурьянова († 1969). Впосл. она стала ближайшим помощником сына Николая. С детства он прислуживал в храме арх. Михаила в с. Кобылье Городище Гдовского у., ездил с богомольцами по св. местам. По окончании Гатчинского педагогического техникума поступил в Ленинградский педагогический ин-т, но в 1929 г. был исключен за выступление против закрытия одной из церквей. Преподавал математику, физику и биологию в школе в г. Тосно Ленинградской обл. Затем служил псаломщиком в храме во имя свт. Николая с. Ремда Середкинского р-на Ленинградской обл. (ныне Гдовского р-на Псковской обл.). В нач. 30-х гг. был арестован, провел 7 лет в тюрьмах, лагерях и ссылках. В заключении утешал и поддерживал слабых духом. После освобождения проживал в Ленинградской обл. Во время нем. оккупации был насильно увезен в Прибалтику. 8 февр. 1942 г. Виленским митр. Сергием (Воскресенским) рукоположен во диакона и 15 февр.- во иерея. В том же году окончил богословские курсы в Вильнюсе и был направлен священником в рижский Сергиев во имя Св. Троицы жен. монастырь . Затем переведен в вильнюсский в честь Сошествия Св. Духа на апостолов муж. мон-рь , где нес послушание уставщика. С июля 1943 г. настоятель храма во имя свт. Николая с. Гегобросты Паневежского благочиния Виленско-Литовской епархии. В 1949-1951 гг. заочно учился в Ленинградской ДС и Ленинградской ДА. В 1956 г. возведен в сан протоиерея. В 1958 г. переведен в Псковскую епархию. По личной просьбе назначен Псковским еп. Иоанном (Разумовым) настоятелем храма во имя свт. Николая на о-ве Талабск (Залит) на Псковском оз., где прошло почти полвека его пастырского служения. Награждался золотым наперсным крестом (1952), митрой и правом служения с открытыми царскими вратами до Херувимской песни (1988) и до «Отче наш» (1992).

http://pravenc.ru/text/168406.html

Отошел ко Господу протоиерей Александр Шубин марта 2021 Заштатный клирик Санкт-Петербургской епархии протоиерей Александр Шубин скончался 12 марта на 71-м году жизни после продолжительной болезни. Будущий священнослужитель родился 24 июня 1950 года в поселке Сосновец в Карелии. По окончании школы работал библиотекарем, исполнял послушание чтеца в Воскресенском храме Череповца. В 1970 году поступил в Московскую духовную семинарию, был зачислен сразу в 3-й класс, экзамены за предыдущие классы сдал в течение учебного года.  В мае 1971 года архиепископом Дмитровским Филаретом (Вахромеевым) в Успенском соборе Троице-Сергиевой лавры был рукоположен в сан диакона. Служил в Вологодской епархии. В 1975 году по благословению митрополита Таллинского и Эстонского Алексия (Ридигера) был переведен в Богоявленскую церковь Кохтла-Ярве. С 1977 года - диакон Пюхтицкого Успенского монастыря. Был удостоен сана протодиакона. В августе 1982 года митрополитом Таллинским и Эстонским Алексием был рукоположен во пресвитера в Успенском соборе Пюхтицкого монастыря. Был назначен настоятелем Нарвского Воскресенского собора. В 1986 году перешел в Ленинградскую епархию (семья - жена и двое сыновей - все эти годы жила в Ленинграде). Служил в Воскресенской церкви села Важины Подпорожского района , был настоятелем храма Тихвинской иконы Божией Матери поселка Сиверский . В 1997 году был удостоен сана протоиерея. В 2000-2001 годах - клирик Тамбовской епархии. В 2001 году награжден правом ношения креста с украшениями. По возвращении в клир Санкт-Петербургской епархии служил в Казанском храме деревни Извара , затем в храмах святителя Иоасафа Белгородского в Парголове , преподобного Серафима Саровского на Серафимовском кладбище , великомученицы Екатерины в поселке Динамо . 26 декабря 2006 года назначен настоятелем и председателем приходского совета храма святителя Николая в Левашове . В 2008 году награжден правом ношения митры, в 2013-м - правом служения с отверстыми Царскими вратами до Херувимской песни. 11 апреля 2019 года почислен за штат по состоянию здоровья.

http://mitropolia.spb.ru/news/parishs/?i...

Первосвятительский визит в Липецкую епархию. Божественная литургия в Задонском Рождество-Богородицком монастыре 26 августа 2010 г. 18:06 26 августа 2010 года, в день преставления (1783) и второго обретения мощей (1991)   святителя Тихона, епископа Воронежского, Задонского чудотворца , Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию во Владимирском соборе Задонского Рождество-Богородицкого мужского монастыря. В этот день также отмечается 400-летие со дня основания Задонской обители. Его Святейшеству сослужили: управляющий делами Московской Патриархии   митрополит Саранский и Мордовский Варсонофий ,   митрополит Воронежский и Борисоглебский Сергий ,   епископ Липецкий и Елецкий Никон , руководитель   Административного секретариата  Московской Патриархии   епископ Солнечногорский Сергий , схиархимандрит Илий (Ноздрин), настоятель Христо-Рождественского собора г. Липецка протоиерей Василий Бильчук, духовенство   Липецкой епархии . На богослужении присутствовали глава администрации Липецкой области О.П. Королев, председатель   Синодального информационного отдела   В.Р. Легойда , главы всех районов Липецкой области. Перед началом Литургии Святейший Патриарх Кирилл приложился к раке с частью мощей святителя Тихона Задонского, почивающих у левой колонны собора. Часть мощей святого была перенесена в Задонск в 1991 году из Орла, где они находились в советское время. На малом входе во внимание к усердным пастырским трудам и в связи с 400-летием Задонского Рождество-Богородицкого монастыря Предстоятель Русской Церкви удостоил права служения Литургии с открытыми Царскими вратами до Херувимской песни секретаря епархии, настоятеля Христо-Рождественского собора г. Липецка протоиерея Василия Бильчука и духовника Свято-Димитриевского Троекуровского Иларионовского женского монастыря архимандрита Иосифа (Пальчикова); настоятель Михаило-Архангельского храма г. Липецка протоиерей Геннадий Рязанцев был удостоен Святейшим Владыкой права ношения креста с украшениями.

http://patriarchia.ru/db/text/1259930.ht...

После евхаристического канона Предстоятель Русской Православной Церкви совершил чин освящения мира. Перед началом чинопоследования Святейший Владыка произнес краткое слово, в котором рассказал о совершаемом чине. 2 мая. ПРАВМИР.  Сегодня Святейший Патриарх Кирилл совершил Божественную литургию и чин освящения мира в Храме Христа Спасителя, сообщает Патриархия.ru . При пении Херувимской песни был вынесен алавастр (специальный сосуд для хранения древнего мира). В Царских вратах Святейший Патриарх принял алавастр и поставил его на престоле. Сосуды с новым миром были размещены справа и слева от престола. После евхаристического канона Предстоятель Русской Православной Церкви совершил чин освящения мира. Перед началом чинопоследования Святейший Владыка произнес краткое слово, в котором рассказал о совершаемом чине. «Миро есть вещественный носитель невещественной Божественной благодати — той самой, которая в день Святой Пятидесятницы в виде огненных языков снизошла на святых апостолов и от них преемственно передается через епископов и священников всему народу Божиему из поколения в поколение. Этим видимым знаком благодати, дарованной нам в день Пятидесятницы, и является святое миро», — сказал Патриарх. Предстоятель рассказал, что в Храм Христа Спасителя был принесен особый сосуд — алавастр. В нем хранится древнее миро от самых апостольских времен, и всякий раз, когда освящается новое миро, из этого алавастра вливается частица древнего мира. При пении тропаря Пятидесятницы Патриарх влил древнее миро из алавастра в каждый сосуд с новоосвященным миром. Затем Святейший Патриарх Кирилл по традиции восполнил алавастр новоосвященным миром, что символизирует непрерывное преемство благодати, сохраняющееся в Церкви от апостолов до наших дней, и опечатал алавастр особой печатью. Также были закрыты и запечатаны сосуды с новым миром, которое будет передаваться во все епархии Московского Патриархата. По окончании Литургии Предстоятель Русской Церкви совершил чин умовения ног. По образу Христа, умывшего ноги Своим ученикам за Тайной Вечерей, Святейший Патриарх омыл в храме ноги 12 сидящим священнослужителям в знак глубокого смирения и служения народу Божию.

http://pravmir.ru/patriarx-kirill-osvyat...

протоиерей Василий Жмакин Деятельность святителя Иннокентия во вверенной ему епархии Несмотря на всю свою слабость и болезненность, святитель Иннокентий деятельно взялся за устройство епархии. Он занялся ремонтом архиерейского дома, лично присутствовал при испытаниях воспитанников семинарии, гимназии и духовных училищ, осмотрел все церкви города Пензы, отменил взяточничество и поборы с духовенства, сам лично производил экзамены ищущим священства и прочее. Особенно много хлопот доставляли епископу ставленники. Пензенская епархия около полугода не имела архиерея, за это время здесь успело открыться значительное количество вакансий. Когда разнеслась весть о приезде нового архиерея, множество искателей священства стали являться в кафедральный город и осаждать просьбами святителя Иннокентия. Новый архиерей оказался довольно строгим в выборе кандидатов, производимые им экзамены отнимали у него массу времени. Кроме того, больному святителю было трудно проводить даже само посвящение ставленников. Вскоре он ближе познакомился со своим предшественником, преосвященным Афанасием, полюбил его и даже ходатайствовал за него в Петербург. «Прошу, Ваше сиятельство,– писал он в Петербург к одному знакомому князю,– поскорее прислать позволение моему предместнику оставаться в Пензе, жить в доме своем, имея домовую церковь . Он мне очень нравится: любезен, не ленив служить, поможет посвящать ставленников». Святитель Иннокентий очень любил служить. При всей слабости его здоровья, не проходило почти ни одного воскресного и праздничного дня, когда бы он не совершал Божественной Литургии. Во время священнослужения он никогда не дозволял дьяконам поддерживать себя, что, собственно говоря, при его слабости и весе архиерейского облачения было ему необходимо. Ни немощи, ни продолжительность богослужения не могли ослабить силы его духа. Он с таким благоговением погружался в молитву что ни на что постороннее не обращал внимания. Однажды во время его священнослужения в крестовой церкви, после Херувимской песни, слух о пожаре в доме, где устроена была церковь , произвел сильное волнение между молящимися, но преосвященный Иннокентий так глубоко погрузился в молитву, что не слышал и не заметил происходящего вокруг него смятения.

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Pen...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010