Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВОСКРЕСЕНСКИЙ НАПЕВ Один из монастырских напевов Др. Руси. В его основе лежит традиция знаменного пения, а также поздних южнорус. и балканских распевов (киевского, греческого и болгарского), получивших распространение на Руси во 2-й пол. XVII в. Вероятнее всего, В. н. связан с творчеством распевщиков Новоиерусалимского в честь Воскресения Господня муж. мон-ря , основанного Патриархом Никоном в 1656 г. Рукописи, в к-рых сохранился В. н., имеют московское происхождение и дают основание судить о том, что распространение этого напева во 2-й пол. XVII в., по-видимому, ограничивалось московским регионом. Косвенным подтверждением этому является и то, что в укр. рукописях сер. XVII в. близкая, но не идентичная В. н. 2-голосная редакция названа московской ( Шевчук. С. 23). Списки, содержащие В. н., встречаются редко. Песнопения, изложенные В. н., можно найти в Обиходах простом и постном, где они записаны крюковой или линейной (киевской квадратной) нотацией. Отдельные песнопения годового певч. круга были распеты В. н.; среди них херувимская песнь и причастный стих преподобным «В память вечную» (РГБ. Ф. 379. 19. Л. 128-129, 170 об., столповая нотация, посл. четв. XVII в.). К ним примыкают еще 3 напева херувимской песни, имеющие в рукописях названия: «никоновская» (Там же. Л. 130 и об.), «переводу Иерусалиму новаго» (ГИМ. Син. певч. 1378. Л. 70-71, киевская квадратная нотация, 2-я пол. XVII в.) и «превод воскресенского монастыря словет» (РГБ. Ф. 379. 41. Л. 30 об.- 32 об., демественная нотация, посл. четв. XVII в.). Судя по писцовым ремаркам, эти песнопения также были созданы распевщиками Новоиерусалимского мон-ря. Характерной чертой стиля песнопений Воскресенского мон-ря является простота напева, изложенного в куплетной форме. «Никоновская» и «переводу Иерусалиму новаго» херувимские песни более тесно связаны с традицией знаменного пения через его характерные интонационные обороты, «превод воскресенского монастыря» - с традицией демественного и путевого распевов. Вероятно, первые 2 херувимские являются более ранними образцами монастырского песнотворчества, чем песнопения, обозначенные в рукописях как «воскресенские».

http://pravenc.ru/text/155330.html

Отказавшись от карьеры профессионального музыканта, В. неоднократно обращался к созданию богослужебных песнопений. Его муз. сочинения написаны в русле высокой традиции рус. литургического пения и отличаются ориентацией на состав и возможности профессиональных церковных хоров, глубоким знанием хоровой фактуры, строгостью и кристальной ясностью многоголосной ткани, преобладанием вертикально-гармонического параметра в развертывании композиции в сочетании с элементами имитационной техники (песнопения литургии (1975): «Великая ектения» киевского распева, «Благослови, душе моя, Господа»; «Единородный Сыне» киевского распева; «Во Царствии Твоем»; «Приидите, поклонимся» малого знаменного распева; «Трисвятое» знаменного распева; «Сугубая ектения» малого знаменного распева; «Заупокойная ектения»; «Херувимская песнь» на подобен «Чашу спасения»; «Милость мира»; «Достойно есть» малая Жуковская; «Отче наш» знаменного распева; «Хвалите Господа» киевского распева, а также одночастные духовные концерты на тексты богослужебных песнопений для 4-голосного смешанного хора (90-е гг.): «Правило веры», тропарь свт. Николаю, C-dur; «Душе моя», кондак Великого покаянного канона, c-moll/Es-dur; «Радуются вси ангели», припевы на 9-й песни канона на Рождество Христово, C-dur; «Плотию уснув», кондак Пасхи, h-moll/D-dur; «Егда снизшед», кондак в день Св. Троицы, D-dur; 2 Херувимские песни (1991, G-dur, на обиходный напев; 1995, D-dur)). Обращение В. к напевам обихода Валаамского мон-ря в отдельных песнопениях из всенощного бдения отразило характерный для композиторов московской школы интерес к претворению традиций древних распевов в совр. церковно-певч. практике, а также близость В. творческим взглядам А. Д. Кастальского (1977-1978; Предначинательный псалом, «Блажен муж», «Богородице Дево», Полиелей, Великое славословие, «Взбранной Воеводе»; свободные композиции, не опирающиеся на традиц. распевы - «Ныне отпущаеши», малое славословие, песнь Богородицы «Величит»; «Свете тихий» киевского распева). С этим связаны отличительные черты многоголосной фактуры песнопений всенощной: линеарность, самостоятельность контура отдельных голосов, модальный тип гармонии с присущим ему многообразием вертикальных созвучий.

http://pravenc.ru/text/150017.html

Разделы портала «Азбука веры» ( 57  голосов:  4.4 из  5) Предыдущий Следующий Божественная Литургия с объяснениями митрополита Илариона (Алфеева). Часть 1 Божественная Литургия с объяснениями митрополита Илариона (Алфеева). Часть 2 Божественная Литургия с объяснениями митрополита Илариона (Алфеева). Часть 3 Божественная Литургия с объяснениями митрополита Илариона (Алфеева). Часть 4 Часть 1. Есть удивительный формат церковной службы: литургия с объяснениями. Это значит, что священники, совершая богослужение, сами объясняют его присутствующим: комментируют обряды, раскрывают смысл молитв. Такая практика ещё довольно редка, но есть священнослужители, которые берут на себя эту задачу. Команда православного портала «Иисус» зафиксировала для вас литургию, которую провел очень авторитетный богослов Русской Православной Церкви: митрополит Волоколамский Иларион. Неоднократно во время богослужения архипастырь обращается к собравшимся, объясняя смысл происходящего. Видеозапись, предлагаемая вашему вниманию, содержит первую часть литургии с объяснениями: от входных молитв до пения Трисвятой песни. Она открывается вступительным словом митрополита Илариона, где он не только говорит о значении литургии, но и объясняет символизм богослужебных облачений. Запись литургии с объяснениями будет полезна и постоянным прихожанам православных храмов, желающим глубже узнать свою веру, и тем, кто только начинает свой путь в Церкви или же проявляет интерес к христианской традиции. Часть 2. Если литургия — это участие в Тайной вечери Иисуса Христа, то звучание Евангелия на литургии напоминает нам о том, что и мы — ученики Христовы, внимающие Его слову. Второе видео из цикла «Литургия с объяснениями» охватывает именно эту часть главного христианского богослужения: от чтения Апостола и Евангелия до Херувимской песни. После чтения Евангелия митрополит Волоколамский Иларион обращается к присутствующим, комментируя совершаемые священнодействия. Часть 3. Из третьей части «Литургии с объяснениями» вы узнаете, что значит стать соучастниками самого главного чуда Иисуса Христа. Митрополит Волоколамский Иларион расскажет о смысле таинства Евхаристии — чуда, совершаемого незаметно для человеческих глаз по всему миру. Вы узнаете, что такое евхаристический канон, какие священнодействия совершаются в это время в алтаре, в чем смысл тайных молитв и о чем священник просит Бога от лица всего мира.

http://azbyka.ru/video/bozhestvennaja-li...

Архив Пн В понедельник Светлой седмицы Предстоятель Русской Церкви совершил Литургию в Успенском соборе Московского Кремля 21 апреля 2014 г. 16:16 21 апреля 2014 года, в понедельник Светлой седмицы, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в Патриаршем  Успенском соборе  Московского Кремля. Его Святейшеству сослужили:  митрополит Истринский Арсений , первый викарий Патриарха Московского и всея Руси по г. Москве;  епископ Солнечногорский Сергий , руководитель  Административного секретариата  Московской Патриархии;  протоиерей Владимир Диваков , секретарь Патриарха Московского и всея Руси по г. Москве;  архимандрит Тихон (Шевкунов) , ответственный секретарь  Патриаршего совета по культуре ;  протоиерей Николай Балашов , заместитель председателя  Отдела внешних церковных связей  Московского Патриархата;  протоиерей Всеволод Чаплин , председатель  Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества ;  протоиерей Димитрий Смирнов , председатель  Патриаршей комиссии по вопросам семьи, защиты материнства и детства ; благочинные и клирики г. Москвы. На богослужении присутствовали начальник Военной академии Ракетных войск стратегического назначения имени Петра Великого генерал-майор В.А. Федоров, преподаватели и учащиеся факультета православной культуры академии РВСН. За Литургией пел хор  Сретенского ставропигиального монастыря  (регент — Никон Жила). На малом входе за усердное служение Церкви Божией и пастырское душепопечительство к празднику Святой Пасхи Святейший Патриарх Кирилл удостоил ряд клириков богослужебных наград. Права служения Божественной литургии с отверстыми Царскими вратами до «Отче наш…» были удостоены ректор  Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета , настоятель  храма святителя Николая Чудотворца в Кузнецкой слободе  (г. Москва)  протоиерей Владимир Воробьев  и настоятель храма Казанской иконы Божией Матери в Узком (г. Москва) архимандрит Петр (Поляков). Права служения Божественной литургии с отверстыми Царскими вратами до «Херувимской песни» были удостоены:

http://patriarchia.ru/db/text/3636530.ht...

Архив Пн Патриарший экзарх всея Беларуси возглавил торжества престольного праздника и актового дня Минской духовной семинарии 13 февраля 2024 г. 13:41 12 февраля 2024 года, в день памяти вселенских великих святителей и учителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустого, Минская духовная семинария торжественно отметила актовый день. Накануне в семинарском Трехсвятительском храме было совершено всенощное бдение с литией. Богослужение возглавил архиепископ Новогрудский и Слонимский Гурий , наместник Успенской Жировичской обители. Позднюю Божественную литургию в Успенском соборе Жировичского монастыря совершили Патриарший экзарх всея Беларуси митрополит Минский и Заславский Вениамин , архиепископ Новогрудский и Слонимский Гурий, архиепископ Гродненский и Волковысский Антоний , епископ Туровский и Мозырский Леонид , епископ Полоцкий и Глубокский Игнатий , епископ Пинский и Лунинецкий Георгий , викарий  Витебской епархии   епископ Друцкий Евсевий , председатель Синодального отдела по взаимодействию со светскими учреждениями образования Белорусской Православной Церкви протоиерей Феодор Повный, ректор Минской духовной семинарии протоиерей Виктор Василевич, председатель Наградной комисиии Белорусского экзархата иерей Дионисий Ковалев, первый проректор Института теологии имени святых Мефодия и Кирилла Белорусского государственного университета протоиерей Сергий Мовсесян, проректор по учебной работе Московской духовной академии иерей Павел Лизгунов, секретарь Ученого совета Санкт-Петербургской духовной академии иеромонах Лука (Пронских), преподаватели Минской духовной семинарии, братия Жировичской обители, клирики Новогрудской епархии и гости праздника в священном сане. На богослужении присутствовали председатель Слонимского районного исполнительного комитета Г.Б. Хомич, приглашенные гости, родители студентов выпускного курса. Богослужебные песнопения исполнил мужской хор Минской духовной семинарии под управлением преподавателя протодиакона Андрея Скробота. На малом входе во внимание к усердным трудам в Минской духовной семинарии ответственный за работу библиотеки семинарии, преподаватель архимандрит Никодим (Генералов) был удостоен права служения Божественной литургии с отверстыми Царскими вратами до Херувимской песни.

http://patriarchia.ru/db/text/6102426.ht...

Архив Пн Святейший Патриарх Кирилл возглавил служение Божественной литургии в Пюхтицком монастыре 15 июня 2013 г. 17:49 15 июня 2013 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, совершающий архипастырский визит в Эстонию, возглавил в  Пюхтицком ставропигиальном монастыре  Божественную литургию. Святейшему Владыке сослужили: председатель  ОВЦС   митрополит Волоколамский Иларион ,  митрополит Таллинский и всея Эстонии Корнилий , руководитель  Административного секретариата  Московской Патриархии  епископ Солнечногорский Сергий ,  епископ Даугавпилсский и Резекненский Александр ,  епископ Нарвский и Причудский Лазарь , наместник Псково-Печерского монастыря архимандрит Тихон (Секретарев), глава  Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества   протоиерей Всеволод Чаплин , заместитель председателя ОВЦС  протоиерей Николай Балашов , секретарь ОВЦС по межправославным отношениям протоиерей Игорь Якимчук, клирики обители, помощник председателя ОВЦС протодиакон Владимир Назаркин, другие священнослужители. Много людей из разных концов страны собрались на Патриаршую службу, они наполнили храм и стояли вокруг него. Для тех, кто не смог попасть в собор, у его стен была организована видеотрансляция. В числе молившихся за богослужением были председатель  Синодального информационного отдела   В.Р. Легойда  и генеральный консул России в Нарве Г.С. Болховитин. За богослужением Святейший Владыка удостоил клирика Пюхтицкого монастыря протоиерея Димитрия Ходова права служения Божественной литургии с открытыми Царскими вратами до Херувимской песни. Клирик обители иеромонах Самуил (Караск) был награжден наперсным крестом с украшениями. Благочинная монастыря монахиня Нектария (Каллина) была удостоена наперсного креста. По отпусте Литургии к Святейшему Патриарху обратилась настоятельница обители  игумения Филарета . «Дорогой наш Первосвятитель! — сказала, в частности настоятельница. — Все мы чувствуем силу Вашей любви к нам и благодарим Вас — от лица насельниц обители, ее священнослужителей, паломников — за Ваше желание посетить Пюхтицкую обитель, за то, что Вы возглавили это торжественное богослужение, за то, что мы сподобились духовной радости молиться вместе с Вами».

http://patriarchia.ru/db/text/3050081.ht...

Афанасий I, епископ Ростовский и Ярославский (Вольховский) Уроженец Полтавской губернии. Обучался в Харьковском коллегиуме и Киевской духовной академии, по окончании курса которой поступил преподавателем в Харьковский коллегиум, затем был вызван в Московскую духовную академию в качестве проповедника. В мае 1745 года пострижен в монашество и назначен префектом лаврской семинарии. С 1748 года – ректор той же семинарии. В декабре 1749 года избран келарем Троице-Сергиевой лавры с оставлением в должности ректора и профессора богословия. 23 февраля 1753 года возведен в сан архимандрита. В 1754 году назначен членом Святейшего Синода. 23 апреля 1758 года хиротонисан во епископа Тверского. С 26 мая 1763 года – епископ Ростовский. Скончался 15 февраля 1776 года в Ростове. Погребен в Ростовском Успенском соборе. Епископа Афанасия называли «благочестивый Тверской». Отличительной чертой преосвященного Афанасия была любовь к храмозданию. Еще будучи архимандритом, в 1756 году он начал строительство храма во имя Святой Троицы в Троице-Сергиевской Приморской пустыни. В 1771 году им был построен на собственные средства холодный храм в Варницком монастыре. Храм был освящен им же во имя Пресвятой Богородицы и преподобного Сергия. Много потрудился преосвященный Афанасий в деле борьбы с расколом. Из жизни преосвященного Афанасия известен один знаменательный случай. Однажды, совершая пасхальную литургию в Тверском соборе, он вынимал частицы о здравии, стоя у жертвенника во время пения Херувимской песни. В числе прочих сослужащих к нему подошел архимандрит Тихон (Соколов) с обычным обращением: «Помяни мя, Владыко святый!» «Епископство твое да помянет Господь Бог во Царствии Своем», – ответил преосвященный Афанасий и, заметив свою обмолвку, с улыбкой прибавил: «Дай вам Бог быть епископом». Обмолвка епископа Афанасия оказалась пророческим предчувствием. Архимандрит Тихон действительно стал епископом, отличавшимся святостью жизни и впоследствии причисленным к лику святых. Память его совершается 13/26 августа.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Богослужебные песнопения исполнили студенческие хоры под управлением архимандрита Романа (Подлубняка) и архимандрита Леонтия (Тупкало). На малом входе Предстоятель Украинской Православной Церкви вручил богослужебные награды духовенству Киевской духовной академии. За богослужением была вознесена сугубая молитва о мире на Украине и о единстве Православной Церкви.  После «Херувимской песни» Блаженнейший владыка рукоположил студента I курса магистратуры Киевской духовной академии диакона Илию Жовтяка в сан священника. Проповедь перед причастием произнес проректор Киевской духовной академии по учебно-методической работе архимандрит Филарет (Волошин). В завершение богослужения Предстоятель Украинской Православной Церкви поздравил верующих с праздником. После Литургии в актовом зале Киево-Печерской лавры под председательством Блаженнейшего митрополита Онуфрия состоялся годичный акт Киевской духовной академии и семинарии. Собравшихся приветствовал епископ Белогородский Сильвестр. Затем со словом к присутствующим обратился митрополит Онуфрий. Блаженнейший владыка отметил, что Киевские духовные школы играли значительную роль в жизни Церкви и в дореволюционный период, будучи духовной колыбелью для многих святых. Далее с докладом, посвященным итогам предыдущего учебного года в Киевской духовной академии, выступил архимандрит Филарет (Волошин). Традиционно во время торжественного акта были представлены новые научные издания Киевской духовной академии, а преподавателям присвоены ученые звания. Секретарь Ученого совета академии протоиерей Василий Яковчук выступил с актовым докладом, в котором рассказал о связи между тремя новопрославленными святыми Собора Киевской духовной академии — святителем Сильвестром (Малеванским), святителем Васлием (Богдашевским) и священномучеником Александром Глаголевым. Архиепископ Вроцлавский и Щецинский Георгий и епископ Слуцкий и Солигорский Антоний поздравили собравшихся с праздником и вручили церковные награды владыке Сильвестру. С приветственным словом к участникам мероприятия обратился также епископ Звенигородский Питирим.

http://patriarchia.ru/md/db/text/5529225...

К сожалению, должен сказать, церкви неисправно и, как видно, неохотно посещаются; вот и вы ныне поздно собрались к моему богослужению. По числу церквей в Риге, которых ещё немного для числящегося православного населения, они должны быть переполнены в праздничные и воскресные дни, а я слышу, да и сам замечаю, они часто бывают далеко ненаполнены молящимися, да и те, которые идут в церковь , норовят придти попозже, чтобы постоять в церкви поменьше. Сегодня я приехал почти в 10 часов, а церковь была пустая. Хорошо ли это? Или поспать захотелось подолее? Нет, вы теряете здесь Русский дух, внутри России церковные службы правятся рано: Литургия начинается часто в 6 часов утра, а и к утрене, и к Литургии народ собирается во множестве. Истинно-православный христианин считает грехом напиться чаю до обедни... Храм Божий надобно любить, службы Божией надобно желать! Тогда Господь не оставит и нас своими щедротами. Поучитесь у благочестивых людей: Царь и Пророк Давид говорит: «возвеселихся о рекших мне, в дом Господень пойдем, – и ещё: коль возлюбленна селения Твоя, Господи сил! Желает и скончавается душа моя во дворы Господни. Блажени живущии в дому Твоем. Яко лучше день един во дворех Твоих паче тысящ: изволих приметатися в дому Бога моего паче, неже жити ми в селениях грешничих. А чтобы возлюбить храм Божий, надобно самим заботиться о благолепии церковной службы. Одно из средств к этому есть церковное пение. Правда, у вас поют стройно и хорошо, но мне доложили, что это певчие платные, а я хотел бы, чтобы певчие были хорошие и пели по усердию и любви, а не за плату, ещё более я хотел бы, чтобы пели все, как оно и должно быть. Школа в этом много поможет: в ней обязательно должно обучать всех церковному пению: влияние школы, в этом отношении, уже обнаруживается в том, что и теперь дети поют стройно; надобно постепенно заставлять их петь всю церковную службу. Я подметил влияние школы, хотя открытой ещё недавно, и в другом отношении: дети стояли в церкви чинно, крестились истово, во время пения Херувимской песни «Тебе поем» и «Отче наш» становились на колени, это очень похвально. Благодарю наставников, что они внимательно относятся к своему делу и научили детей молиться. И большим надобно делать то же самое: в главные моменты Богослужения, когда поётся: «Придите, поклонимся», «Херувимская песнь», «Тебе поем», «Отче наш», когда выносятся св. Дары надобно молиться с коленопреклонением. Да благословит вас всех Господь Бог ! А теперь подходите, дети, я наделю вас крестиками.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Bryanc...

Марта 12 (25) Преподобномученик Владимир (Волков) Составитель священник Максим Максимов Преподобномученик Владимир родился 21 апреля 1878 года в селе Малые Палатки Смоленской губернии в семье крестьянина Нила Волкова. До 21 года юноша воспитывался в семье родителей, помогал отцу по хозяйству. В 1899 году Владимира призвали в армию, он был зачислен в канцелярию Гжатского уездного воинского начальника писарем, где и прослужил до 15 февраля 1905 года. Перед увольнением в запас он выдержал экзамен на звание военного чиновника в военное время. В 1906 году юноша поступил в приписанную Свято-Троицкой Сергиевой Лавре пустынь Параклит, пробыв в ней послушником до 1909 года. Приняв в 1909 году монашеский постриг, он до 1912 года продолжал подвизаться в пустыни. В 1912 году монаха Владимира перевели в Свято-Троицкую Сергиеву Лавру, где он пребывал до ее закрытия в 1921 году. В 1920 году монах Владимир был рукоположен во иеродиакона. После закрытия Лавры иеродиакон Владимир был определен на служение в церковь села Клушина Смоленской губернии. В начале 1921 года власти закрыли этот храм, и в апреле иеродиакон Владимир был назначен в храм великомученика Димитрия Солунского в селе Шиманово Можайского района Московской области. В 1930 году иеродиакон Владимир был рукоположен во иеромонаха. В 1931 году, одновременно с назначением по просьбе прихожан священником Спасской церкви в селе Иславское Звенигородского района Московской области, отец Владимир был принят техническим сотрудником в редакцию «Журнала Московской Патриархии». Власти запретили издание журнала в 1935 году, и отца Владимира назначили счетоводом Московской Патриархии. Он отвечал за продажу крестиков, погребальных молитв и венчиков, ладана и прочих обиходных церковных предметов. 9 июля 1931 года иеромонах Владимир был возведен в сан игумена с возложением палицы, а 14 апреля 1932 года – в сан архимандрита. 2 апреля 1936 года ему было преподано благословение совершать Божественную литургию с открытыми Царскими вратами до Херувимской песни.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010