Фрушич Янко; 1916-1986



  001   002   003   004   005   006  007   008   009   010   011   012   013   014   015   016   017   018   019   020   021

Научные чтения памяти Ольги Антоновны ...Искать в Источникеbogoslov.ru
... всеобщей истории (1918) , пожизненный профессор Ленинградского университета, член-корреспондент Академии наук СССР (1929 г.) . Объектом научного изучения и преподавательской деятельности О. А. Добиаш-Рождественской было западноевропейское Средневековье, особое внимание она уделяла истории крестовых походов. На эту тему она читала курс лекций в Петербурге в 1913—1914 годах, а в первые послереволюционные годы посвятила ей три книги. С 1922 года и до самой смерти О. А. Добиаш-Рождественская работает также в Отделе рукописей Государственной Публичной библиотеки в Ленинграде. С конца 1916 года и до середины 1917 О. А. Добиаш-Рождественская состояла в партии кадетов, в связи с чем в августе-сентябре 1919 года подверглась кратковременному аресту. Отец — А. В. Добиаш — учитель гимназии, впоследствии проф. -эллинист Нежин. ист. -филол. ин-та. Первая в России женщина-магистр (1915) , д-р (1918) всеобщей истории, чл. -кор. АН СССР (1929) . Окончила с зол. медалью нежин. жен. гимназию в 1891. Из-за слабого здоровья только в 1895 родители разрешили ей поступить на Высшие жен. курсы. В 1899 исключалась с Курсов за участие в студ. волнениях в связи с самоубийством слушательницы ... далее ...
От Владимира до Мурома / Православие.RuИскать в Источникеpravoslavie.ru
... Новгород и Псков. Зримо видя за этими строками жертвенную Христову кровь, зная историю Отечества, впору вспомнить в этой связи и предшественников Чичибабина. В первую очередь великого Н. Клюева, с его стихами «И первой песенкой моей, Где брачной чашею лилея, Была: “Люблю тебя, Рассея, Страна грачиных озимей! ” И ангел вторил: “Буди, буди! Благословен родной овсень! Его, как розаны в сосуде, Блюдет Христос на оный день! ” » (Это последнее из дошедших до нас стихотворений великого поэта «Есть две страны…», 1937) . И клюевского двадцатилетнего ученика вспомним, С. Есенина, его «Осень» ( 1914-1916 ) : «…И целует на рябиновом кусту Язвы красные незримому Христу». Эти строки несравнимы ни с чем в русской поэзии. Рябиновых кустов-дерев в Суздале мы увидели в изобилии, особенно в Покровском монастыре, куда зашли поклониться в Анно-Зачатьевской трапезной церкви (1551) честным мощам преподобной Софии Суздальской (Соломонии Сабуровой, жене Василия III, насильно постриженной и сосланной за то, что не дала наследника престола после 20 лет брака) . Монашеская жизнь в древней обители возрождена с 1992 г. Покровский монастырь – один из сущностных центров и жемчужин древнего Суздаля, ... далее ...
Благодаря им выстояла Христова Церковь / ...Искать в Источникеpravoslavie.ru
... «27 марта 1920 г. Указом Святейшего Патриарха Московского-Всероссийского Тихона от 11 24 марта награжден ко дню Святой Пасхи саном протоиерея». Люди, верные Патриарху и близкие ему, были у властей на особом счету Как ни радостно было отцу Николаю получить эту патриаршую награду, следует понимать, что она не сулила ему ничего хорошего в плане житейском, потому как люди, верные Патриарху и близкие ему, были у властей на особом счету. За всю свою более чем полувековую службу в священном сане отец Николай всего два раза был в отпуску: с 9 июля по 6 августа 1908 г. — в Одессе и с 6 по 20 июня 1916 г. — в Москве и Оптиной пустыни. Достоин особого упоминания помогавший протоирею Николаю в служении диакон Алексей Семенович Амврозов. О нем в Ведомости сказано: «Сын священника. Уволен из 3-го класса Пошехонского духовного училища 25 мая 1900 г. Окончил курс в церковно-певческой школе при братстве свт. Димитрия, Ростовского чудотворца, 1 июля 1901 года. Определен псаломщиком к церкви села Поповского-Каменника 16 сентября 1902 г. В мобилизацию 28 августа 1916 г. взят в военную службу. По просьбе прихожан и в помощь старцу протоирею посвящен в сан диакона в 1920 г. » Из этих скупых ... далее ...
Уроки борьбы за власть: либералы и Февральская ...Искать в Источникеpravoslavie.ru
... которых мы начали войну», – заявлял британский премьер Д. Ллойд-Джордж [45]. «Дыхание свободы, опрокинув старый режим, сломало теперь последние преграды для полного сближения двух народов – русского и английского», – говорил Дж. Бьюкенен [46]. Но приход к власти либералов, конечно, не был самоцелью в глазах Запада. Вскоре союзники отказались от принятого решения передать России Константинополь после войны [47]. Для них именно это было наиболее важным. Федор Гайда 24 февраля 2012 г. [1] Милюков П. Н. На путях к дворцовому перевороту. Париж, 1931. С. 72. [11] А. А. Эрн – Н. А. Эрну, 8 ноября 1916 г. ГАРФ. Ф. 102. ДП ОО. Оп. 265. Д. 1059. Л. 961. [12] Кн. Е. Н. Трубецкой – М. К. Морозовой, 7 ноября 1916 г. Отдел рукописей Российской государственной библиотеки (далее – ОР РГБ) . Ф. 171. Папка 9. Ед. хр. 1. Л. 63–63 об. [13] Протоколы ЦК и заграничных групп конституционно-демократической партии: В 6-и т. Отв. ред. В. В. Шелохаев. Т. 3. М., 1998. С. 334. [14] Гр. Л. Н. Игнатьев – гр. Е. Л. Игнатьевой, 23 ноября 1916 г. ГАРФ. Ф. 102. ДП ОО. Оп. 265. Д. 1062. Л. 1253. [15] Шульгин В. В. Годы. Дни. 1920. М., 1990. С. 295–296. [16] Речь. 1916. 11 ноября. [17] Русские ведомости. 1916. 11 ... далее ...
Сто лет без царя: уроки промышленного развития ...Искать в Источникеpravoslavie.ru
... появилась, необходимо создать определенную инфраструктуру, которая требует колоссальных затрат, времени и усилий. В России с ее огромными территориями и разнородным населением это сделать не мог никто, кроме империи. Поэтому считать, что промышленность на юге России возникла сама собой, по воле англичан, – глупо. Сводные данные ВСНХ СССР о производстве отраслей промышленности СССР по сравнению с 1912 г. 1925 г. Видно, что, несмотря на быстрое восстановление, в 1925 году промышленность СССР еще сильно уступала довоенной. Интересно, что в 1925 году большевики сравнивали свои достижения не с 1916-м и даже не с 1913-м, а с 1912 годом. Дело в том, что между 1912 и 1916 годами, например, русское машиностроение, химическая и электротехническая промышленность выросли более чем в два раза – Получается, весь XIX век Россия, так сказать, собиралась с силами, чтобы совершить рывок. Или некоторая медлительность развития объясняется тем, что ресурсов особых не было, а появились, когда кто-то пришел на помощь? – Вспомним такой вроде бы провал, как Крымская война (которая на самом деле была мировой войной) . Доля Российской империи в мировой экономике в то время составляла примерно 6–7%, а ... далее ...
К 100-летию со дня начала Первой мировой войны / ...Искать в Источникеpravoslavie.ru
... по старому стилю, 1 августа – по новому. Чью память празднует в этот день Русская Православная Церковь? Думается, не случайно, а глубоко промыслительно, что Первая мировая война началась в память преподобного Серафима Саровского – в день обретения его святых мощей. Ведь, по свидетельству Н. А. Мотовилова, подвижник сам предсказывал эти времена – и свое прославление в Сарове («Среди лета Пасху запоют») , и войну с революцией: «Такая великая скорбь будет, какой от века не было. Ангелы не будут поспевать принимать души». И действительно, всего за несколько недель Верденского сражения в 1916 году с французской и немецкой стороны погибло около 1 миллиона человек. В общей сложности в Первую мировую войну погибло 10 миллионов солдат и 12 миллионов мирных жителей. 55 миллионов человек были ранены. Встает и еще вопрос: какова наиболее характерная черта этой войны? Прежде всего, она апокалиптична. Груды жертв. Гекатомбы жертв. Как будто бы действительно над Европой скакал всадник Апокалипсиса на рыжем коне. Первая мировая продемонстрировала невиданные прежде орудия и способы убийства: газы, пулеметы, танки, самолеты. Иоанн Богослов будто предвидел иприт и хлороформ – тот смрад, ... далее ...
«Чистота – одежда человека пред Господом» / ...Искать в Источникеpravoslavie.ru
... ; запретил вход на территорию монастыря женщинам; распитие вина и табакокурение воспрещалось строжайшим образом. Заботился также отец Арсений и о духовном просвещении поступающих в монастырь. С этой целью им была открыта послушническая школа, без прохождения курса которой в обитель никого не принимали. Чудов монастырь в 1910-е годы стал одним из центров духовного просвещения Следует отметить, что в период своего наместничества архимандрит Арсений очень много трудился на просветительской и миссионерской ниве, что сделало Чудов монастырь одним из центров духовного просвещения. С 1912 по 1916 год здесь издавался журнал «Голос Церкви». При обители также работал отдел Камчатского миссионерского братства, не менее активное сотрудничество велось с братством Святителей Московских. Сам отец Арсений (Жадановский) стал известен в ту пору как духовный писатель благодаря публикации своего «Духовного дневника», позже печатались его воспоминания и очерки о праведном Иоанне Кронштадтском, старцах Алексии Мечёве и Алексии Зосимовском и многих других подвижниках благочестия. 8 июня 1914 года здесь же, в Чудовом монастыре, состоялась хиротония архимандрита Арсения во епископа ... далее ...
Жизнеописание священномученика Илариона ...Искать в Источникеpravoslavie.ru
... Впоследствии он стал викарием Орловской и Смоленской епархий, затем епископом Орловским и архиепископом Брянским. Так же, как и его старший брат, архиепископ Даниил был активным борцом с обновленческим расколом и исповедником. Наследие тюрем и ссылок, тяжелый и изнурительный недуг стал причиной ранней смерти владыки Даниила 17 марта 1934 года. О дне своей кончины он был извещен явлением ангелов. Перед смертью соборовался и причастился Святых Таин Лишившись в детстве матери, Владимир Троицкий долго и остро переживал эту потерю: «Ты, мой дорогой, знаешь, – писал архимандрит Иларион в 1916 году в «Письмах о Западе», – что я почти двадцать лет назад потерял мать. В то время ощущал я свое сиротство, так сказать, практически, в смысле житейском, а теперь порою я болезненно ощущаю свое сиротство мистически». Возможно, и потому еще у владыки с детства особо теплое чувство к Богородице: «Пресвятая Богородица – наша общая Матерь» [10], – и в еще большей степени – к Церкви Христовой, в отношении к которой он любил приводить слова священномученика Киприана Карфагенского: «Тот не может уже иметь отцом Бога, кто не имеет матерью Церковь» [11]. Надо думать, что это высшее материнство ... далее ...
О науке / Православие.RuИскать в Источникеpravoslavie.ru
... жития святых, а самым главным считал чтение Священного Писания: «Все стихи в мире не стоят строчки Божественного Писания». До последних дней своей жизни преподобный Нектарий просил привозить ему книги, интересовался направлениями современного искусства, расспрашивал о постановке образования. И все эти разнообразные познания он направлял на служение Богу и на пользу людям. Окончив лишь сельскую церковно-приходскую школу, мог легко общаться с писателями, учеными. Электростанция, Спасо-Преображенский собор и Филипповская церковь. Соловецкий монастырь. Фото С. М. Прокудина-Горского. 1916 г. Однажды, еще до революции, пришли к отцу Нектарию семинаристы со своими преподавателями и просили сказать им что-нибудь на пользу. Преподобный так вспоминал об этой встрече: «Ко мне однажды пришли юноши с преподавателем своим и просили сказать им что-нибудь о научности. Я им и сказал: “Юноши, надо, чтобы нравственность ваша не мешала научности, а научность – нравственности”». Старец Нектарий также вспоминал, что в молодости он любил наблюдать природу и насекомых, и наставлял о необходимости возрастать в познании: «Бог не только разрешает, но и требует, чтобы человек возрастал в ... далее ...
«Чтобы правильно понимать царя Николая II, надо ...Искать в Источникеpravoslavie.ru
... Церкви, вспомнил прошлые победы православной России, одержанные, например, при святых князьях Александре Невском и Димитрии Донском. Осознал, что любой победы можно добиться только вместе с его «братьями и сестрами», то есть народом, а не с «товарищами» и коммунистической идеологией. География не меняется, поэтому в российской истории имеет место преемственность. Советский период был отклонением от истории, отпадением от национального предназначения России, особенно в первый кровавый период после революции… Мы знаем (и Черчилль очень ясно это выразил в своей книге «Мировой кризис 1916–1918 годов») , что в 1917 году Россия была накануне победы Что бы было, если бы не произошла революция? Мы знаем (и У. Черчилль очень ясно это выразил в своей книге «Мировой кризис 1916–1918 годов») , что Россия была накануне победы в 1917 году. Вот почему революционеры тогда поспешили принять меры. У них была узенькая лазейка, через которую они могли действовать до начала великого наступления 1917 года. Если бы не было революции, Россия бы победила австро-венгров, чья многонациональная и в основном состоявшая из славян армия всё равно была на грани мятежа и развала. Затем Россия ... далее ...

  001   002   003   004   005   006  007   008   009   010   011   012   013   014   015   016   017   018   019   020   021

Постоянная ссылка на эту страницу: Фрушич Янко; 1916-1986
Православный справочник "ПОИСКОВ.РФ"