Латинская Романия прекратила существование. В 1262 г. ахейский кн. Гийом II Виллардуэн вынужден был за свое освобождение из плена уступить новому визант. императору 3 укрепленных цитадели - Мистру, Монемвасию и Майну, тем самым открывая путь для восстановления греч. власти на части Пелопоннеса. В процессе отвоевания Пелопоннеса, а затем и всего Балканского п-ова у франков Мистра играла роль основного опорного пункта Византии. В 60-70-х гг. XIII в. имп. Михаил VIII завоевал Фессалию, Эвбею, крепости Авлон и Диррахий в Эпире. В 1262 г. в переданных византийцам районах Пелопоннеса был образован Морейский деспотат, признававший сюзеренитет к-польских Палеологов, но управлявшийся самостоятельно отдельными представителями этой династии. Начальный период истории Мореи - почти непрерывные войны между греками и франками. Первым из полномочных правителей (кефали) Мистры стал представитель знатного визант. рода Кантакузинов, отец буд. имп. Иоанна VI (1341-1354). При следующем правителе - Андронике Палеологе Асене (ок. 1294-1321) под управление Мистры была собрана значительная часть территории и крепостей Пелопоннеса. Под властью лат. Ахейского княжества остались Патры, Велигости, Востица и Халандрица. Следующим правителем был назначен вел. доместик Иоанн Кантакузин, к-рый воспринял это назначение как ссылку, однако в 1349 г. отправил в Мистру младшего сына Мануила. С этого момента и до тур. завоевания в 1460 г. Мистра и пров. Морея управлялись членами царствующего дома (сыновьями императора или его братьями). Дискуссионным остается вопрос о статусе деспотата в составе Византийской империи. Внешнеполитическое положение Мистры в кон. XIV в. было трудным из-за вмешательства Венеции в ее внутренние дела и осложнялось тур. экспансией. В 1397 г., стремясь лишить деспота Мистры возможности оказать помощь осажденному К-полю, тур. султан Баязид отправил на Пелопоннес 60-тысячное войско Якуб-паши и Тимурташа. После разграбления страны турки удалились в Фессалию, но деспот Феодор Палеолог продал Мистру и др.

http://pravenc.ru/text/597843.html

Новгороде). Подобные композиции включают изображение сидящего на коне за спиной Д. С. Киприана, еп. г. Фины в Сев. Африке, к-рого святой избавил от рук пиратов. Популярность чуда о епископе в балканской иконописи связана с почитанием св. воинов как защитников христиан от тур. гонений. Примерами изображений этого события служат: икона XVII в. из келлии Д. С. при мон-ре Филофея; икона нач. XVIII в. из келлии Д. С. в Протате; икона 1758 г. из мон-ря Каракал и др. Иконография «Чудо св. Димитрия о Калояне» (в т. ч. с изображением Фессалоники и чуда с еп. Киприаном) нашла отражение во множестве греч. икон и гравюр XIX в.; в позднем балканском искусстве известны и примеры парного изображения чудес великомучеников Георгия и Д. С. (на многочастных иконах, складнях и гравюрах). Зачастую царь Калоян изображается в виде усатого воина (западноевроп. или тур. типа?), по-видимому, иногда в нем видели не болг. царя, а побежденного мч. Нестором гладиатора Лия из Жития Д. С. (ср. замечание архидиак. Павла Алеппского о рус. иконе чуда Д. С. в мон-ре Галата в Яссах: «…св. Димитрий Солунский, конь которого топчет лошадь Лия: кровь выступает из ее ноздрей, подобно пламени, копье святого изломано в куски, а в руке его меч» - Павел Алеппский. Путешествие. 2005. С. 58). Хотя чудо с Калояном было связано с победой греков над болгарами, этот сюжет был востребован и в слав. землях, что объясняется восприятием Д. С. как защитника не только Фессалоники, но и всех правосл. христиан в период тур. оккупации Балкан. Циклы Жития Д. С. численно уступающие лишь циклам вмч. Георгия, известны с XI в., хотя могли существовать и ранее. Нек-рые сцены, гл. обр. связанные с описанной в Житии победой мч. Нестора над Лием, представлены на миниатюрах из Феодоровской Псалтири 1066 г. (Lond. Brit. Lib. Add. 19352. Fol. 125 v.). 1-й полный цикл, украшающий серебряный реликварий XII в. (мон-рь Ватопед), включает 5 сцен c Д. С. и мч. Нестором (моление Д. С. в темнице, чудо со скорпионом, благословение Нестора, сражение Нестора с Лием и убиение Д.

http://pravenc.ru/text/178231.html

При тур. нашествии 1379-1383 гг. припрата церкви была уничтожена, ризница разграблена. В 1383 г. припрату обновил архиеп. Симеон. Во время Косовской битвы 1389 г. Г. вновь пострадала. Именно в церкви Г. был захоронен павший в бою кн. Лазарь , в 1391 г. его гроб перенесли в Раваницу. 21 нояб. 1402 г. близ Г., на одноименной реке, в сражении между войсками серб. деспота Стефана Лазаревича , возвращавшегося после битвы при Ангоре (ныне Анкара) из К-поля через Зету, и его брата Вука, с одной стороны, и их племянника Георгия Бранковича (см. ст. Бранковичи ) и союзных с ним турок-осман - с другой, Стефан разгромил тур. войско и смог вернуться в свои владения, чему особенно хотели воспрепятствовать союзники, но Вук Лазаревич потерпел поражение от сил Георгия. В 30-х гг. XV в. Г. недолгое время пользовалась покровительством кн. Георгия Бранковича, похоронившего здесь рано умершего сына Феодора (1428), фресковое изображение отрока находится над его гробницей в соборе. После тур. завоевания Г. вскоре перестала быть центром епархии, но мон-рь еще действовал ( С. 122). В XVI в., до восстановления Печской Патриархии, Г. переживала подъем под покровительством митр. Новобрдоского Никанора . В 1539 г. открылась типография, где трудился печатник Димитрий. Из ее продукции известен Октоих 5-8-го гласов (1539), скромный по оформлению, с листовой гравюрой - реалистичным изображением собора Г. («Митрополиа Градчаница») в верхней части и св. авторов-мелодов (Иоанн Дамаскин, Косма Маюмский и Иосиф Песнописец) - в нижней. Книги, вложенные в Г. митр. Никанором, использовались как образцы для переписки: в 1567 г. безвестный книгописец перечислил 12 «Никануровых книг» богослужебного содержания, к-рые он переписал ( Записи. 1. 675). Судя по этой записи, в это время мон-рь вновь был известен как книгописный центр. В кон. XVI - нач. XVII в. в мон-рь вкладывали книги Новобрдоский митр. Василий (1591), Печские патриархи Герасим (1580) и Паисий (Яневац ; 1614-1647). От б-ки мон-ря сохранилось небольшое собрание рукописей; в XX в. исчез последний экземпляр Октоиха, напечатанный в мон-ре в 1539 г. Сейчас здесь хранится ок. 10 рукописных книг и столько же фрагментов XIV-XVI вв., а также неск. старопечатных книг преимущественно XVI в.

http://pravenc.ru/text/166413.html

Ранние типы М. представляют собой Сакраментарии с выписанными на полях инципитами песнопений из Градуала (Reims. Bibl. Municip. 213, ок. 869 г. (Сент-Аман-лез-О); Paris. Nouv. acq. lat. 1589, 2-я пол. IX в. (Тур); Paris. lat. 9432, кон. IX - нач. X в. (Амьен); Angers. Bibl. Municip. 102 (94), кон. X в. (Анже); Düsseldorf. Univ. u. Landesbibl. D 2, 1-я пол. X в. (Корвей); Oxon. Bodl. 579, X в. (т. н. Миссал Леофрика, привезен в Англию из Камбре)). Известно также множество рукописей Градуалов-Сакраментариев, в к-рых песнопения проприя мессы выписаны перед текстом Сакраментария (самый ранний пример: Zurich. Zentralbibl. Rheinau. 30, кон. VIII в. (Нивель); Paris. lat. 12050, после 853 г. (Корби); Paris. Bibl. Ste-Genevieve. 111, 877-882 гг. (Сен-Дени); Oxf. Bodl. Can. lit. 319, ок. 997 г. (Райхенау)). Из 57 подобных рукописей XI-XII вв. только 3 происходят не из герм. региона (Amiens. Bibl. Municip. 155 (Корби); Paris. lat. 2293 (Муасак); Paris. lat. 9434 (Тур)). Еще один этап эволюции в создании М.- появление Сакраментариев со вставками полных нотированных текстов песнопений (Angers. Bibl. Municip. 91 (83), X в. (Анже); Tours. Bibl. Municip. 184, XI в. (Тур); Trent. 43, X-XI вв. (Фрайзинг или Аугсбург)). Основной трудностью при соединении Сакраментария с Градуалом (Антифонарием) было то, что Сакраментарии начинались с вигилии Рождества Христова, тогда как Градуалы - с 1-го воскресенья Адвента (интроит Ad te levavi). Комплексные книги обычно следовали структуре Градуала; при этом в них появился раздел Общих служб святым (Commune Sanctorum), к-рого не было в Градуалах. Помимо соединения Сакраментария с Градуалом продолжается и включение в текст Сакраментария чтений из Свящ. Писания (напр., Düsseldorf. Univ. u. Landesbibl. D 3, сер. X в. (Кёльн)). В XI в. появляются книги, содержащие под одной обложкой, но не смешанные тексты Градуала, Сакраментария и Лекционария (Brussels. Bibl. Royale Albert I. Sect. de la Musique. 2031-2032 (из Жамблу, для аббатства Ставло)). Чаще такие рукописи встречаются в швейцар. регионе (Solothurn, Archiv des Bistums Basel (Codex Gressly), кон. XI в. (Базель), ркп. содержит Антифонарий (Fol. 1-51), Календарь (Fol. 52-54v), Сакраментарий (Fol. 56-150), Лекционарий (Fol. 150v - 353v) и Ритуал (Ordines) (Fol. 354v - 380v)). Эти книги очень неудобны в использовании из-за своего объема, тем не менее их продолжали переписывать до XV в.

http://pravenc.ru/text/Миссал.html

представляет собой достаточно редкий для 2-й пол. XIX в. пример подлинно научного, уважительного подхода к строительству в одной из самых ответственных точек исторического города. Л. К. Масиель Санчес Е. м. после первой мировой войны С началом первой мировой войны все духовенство РДМ и старшие монахини были вывезены тур. властями в Александрию (Египет). Монастырская жизнь и богослужения в Е. м. прекратились, закрылись мастерская и трапезная, храм был опечатан. Вскоре тур. власти потребовали удаления из мон-ря оставшихся сестер для размещения солдат. По распоряжению Иерусалимского Патриарха Дамиана инокини были поселены в неск. греч. мон-рях. Покровительство елеонским сестрам оказывали также итал., а позже амер. консулы. В Е. м. разместились 300 тур. солдат, архимандритский дом заняли нем. солдаты. Обитель подверглась разграблению, были сняты кресты с храма, уничтожена роспись в часовне, сломан иконостас в трапезной. Однако благодаря заступничеству Патриарха Дамиана солдаты вскоре были выведены из обители. 20 нояб. 1918 г. Иерусалим был занят англ. войсками. Новое правительство дало сестрам работу на постройке Иерихонской дороги. В янв. 1919 г. в Е. м. возвратились монахини из Александрии, в июне того же года был открыт Спасо-Вознесенский храм. В 1919 г. икона Божией Матери «Скоропослушница» была перенесена из ц. прав. Филарета в главный храм обители, после чего лик Пресв. Богородицы просветлел, а ризы сделались яркими и ясными. В Е. м. празднование в честь иконы Божией Матери «Елеонская Скоропослушница» совершается 9 окт. В 1924 г. Елеонская община по ходатайству приезжавшего в тот год в Иерусалим первоиерарха РПЦЗ митр. Антония (Храповицкого) и с благословения Иерусалимского Патриарха Дамиана стала именоваться монастырем. В 1-й пол. 20-х гг. к церкви был пристроен притвор. Храм расписан мон. Таисией, мон. Зосимой и др. сестрами, а также рус. худож. Г. А. Алеевым. Очевидцы вспоминали, что во время сильного землетрясения 11 июля 1927 г., от к-рого пострадали многие храмы, в т.

http://pravenc.ru/text/189769.html

О шеломы половецкие, На реке на Каяле, у Дона великого! О Русская земля, далеко уж ты за горами! И ветры, Стрибоговы внуки. Веют с моря стрелами На храбрые полки Игоревы. Земля гремит, Реки текут мутно, Прахи поля покрывают, Стяги глаголют! Половцы идут от Дона, и от моря, и от всех сторон. Русские полки отступили. Бесовы дети кликом поля прегородили, А храбрые русские щитами червлеными. Ярый тур Всеволод! Стоишь на обороне, Прыщешь на ратных стрелами, Гремишь по шеломам мечом харалужным; Где ты, тур, ни проскачешь, шеломом златым посвечивая, Там лежат нечестивые головы половецкие, Порубленные калеными саблями шлемы аварские От тебя, ярый тур Всеволод! Какою раною подорожит он, братие, Он, позабывший о жизни и почестях, О граде Чернигове, златом престоле родительском, О свычае и обычае милой супруги своей, Глебовны красныя. Были веки Трояновы, Миновались лета Ярославовы; Были битвы Олега, Олега Святославича. Тот Олег мечом крамолу ковал, И стрелы он по земле сеял. Ступал он в златое стремя в граде Тьмуторокане! Молву об нем слышал давний великий Ярослав, сын Всеволодов; А князь Владимир всякое утро уши затыкал в Чернигове. Бориса же Вячеславича слава на суд привела, И на конскую зеленую попону положили его За обиду Олега, храброго юного князя. С той же Каялы Святополк после сечи взял отца своего Между угорскою конницею ко святой Софии в Киев. Тогда при Олеге Гориславиче сеялось и вырастало междоусобие. Погибала жизнь Даждьбожиих внуков, Во крамолах княжеских век человеческий сокращался. Тогда по Русской земле редко оратаи распевали, Но часто граяли враны, Трупы деля меж собою; А галки речь свою говорили: Хотим полететь на добычу! То было в тех сечах и в тех битвах, Но битвы такой и не слыхано! От утра до вечера, От вечера дó света Летают стрелы каленые, Гремят мечи о шеломы, Трещат харалужные копья В поле незнаемом Среди земли Половецкия. Черна земля под копытами Костьми была посеяна, Полита была кровию, И по Русской земле взошло бедой! Что мне шумит, Что мне звенит Так задолго рано перед зарею?

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В кон. XVIII в. султан был вынужден сделать нек-рые послабления серб. населению, особенно в Белградском пашалыке, находившемся на границе Османской империи с Австрией. Этим были недовольны тур. феодалы, предпринявшие после убийства белградского везира и разделения власти в пашалыке между собой «великую сечу князей» - убийство в 1801 г. выдающихся людей по всей Сербии. На Сретение 1804 г. вождем 1-го серб. восстания был избран воевода Карагеоргий . Уже весной повстанцы достигли Б., а в кон. 1806 г. взяли город. Б. оставался центром освобожденной Сербии до 1813 г., когда, согласно русско-тур. миру 1812 г., в серб. города должны были возвратиться тур. гарнизоны, к-рые учинили расправу над жителями. В 1814 г. в белградской крепости Калемегдан за отказ принять мусульманство белградским везиром были посажены на кол св. преподобномученики игум. Паисий (Ристович) и Аввакум Диакон . Вождем 2-го серб. восстания в 1815 г. стал обер-кн. Милош Обренович , установивший почти абсолютистское правление в Сербии. Стараниями России и благодаря дипломатическим способностям князя султан признал за Сербией полную внутреннюю автономию (1830). Вместе со всей страной стремительно развивалась столица: открылись первые типография (1831), почта (1840), Народный музей (1844), телеграф (1855), Народная б-ка и большое число школ, гимназий и фак-тов в ун-те. Временно решен был и церковный вопрос: К-польская Патриархия лишь утверждала предложенные князем кандидатуры епископов. В 1831 г. на Фанаре во белградского митрополита был рукоположен Мелетий (Павлович) , через год была признана самоуправлявшаяся Белградская (Сербская) митрополия с кафедрой митрополита в Б. Во время предстоятельства митр. Петра (Йовановича) в Б. была открыта семинария, основан Великий духовный суд. Волнения горожан в связи с насилием турок вызвали в 1862 г. артобстрел города из крепости, нанесший Б. большой урон. После предпринятых кн. Михаилом дипломатических усилий (заключения военного договора с черногорским кн. Николой, греками, а также с Румынией и болг. революционным комитетом) и благодаря вмешательству великих держав турки вынуждены были передать ему ключи от Б., распустить военные гарнизоны и окончательно освободить Сербию. В результате военных успехов России, Черногории и Сербии в балканской войне Берлинский конгресс 1878 г. признал независимость Сербии и Черногории, расширивших при этом свои территории, Б. стал столицей нового гос-ва, а в 1879 г. Сербская Церковь получила автокефалию.

http://pravenc.ru/text/77876.html

Антонина вел переговоры с мон-рем, которому было выделено 7 тыс. р. на нужды б-ки, а монахи получили ордена и награды. Офиц. акт подношения списка имп. Александру II был подписан 18 нояб. 1869 г. Синайский кодекс был помещен в Императорскую публичную б-ку в С.-Петербурге. В 1857 г. И. впервые посетил Миры Ликийские, где находились руины собора во имя свт. Николая Чудотворца (IV в.) и разрушенная могила св. покровителя И. До конца жизни И. вынашивал идею восстановления храма и возвращения в него мощей свт. Николая из Бари. Он приобрел участок в Мирах Ликийских, права на к-рый ранее принадлежали А. Н. Муравьёву , на имя своей тещи кнг. А. М. Голицыной. По предложению И. туда на жительство приехали 2 монаха из Пантелеимонова мон-ря на Афоне. Обратившись в Святейший Синод 31 авг. 1871 г., добился права на сбор в России средств на сооружение монастыря в Мирах Ликийских, однако реализацию проекта приостановила русско-тур. война 1877-1878 гг. В начале Восточного кризиса 1875-1877 гг. И. пытался разрешить его путем двусторонних переговоров между тур. султаном и российским императором, однако встретил возражения Горчакова, намеревавшегося действовать через Союз трех императоров (России, Германии и Австро-Венгрии). На конференции послов европ. держав в К-поле (дек. 1876 - янв. 1877) И. добился принятия решения о предоставлении национальной автономии Болгарии, Боснии и Герцеговине и др. восставшим провинциям Османской империи. Турция отказалась выполнить это решение. Во время русско-тур. войны И. состоял в свите Александра II. 12 дек. 1877 г. получил титул графа, 16 апр. 1878 г.- чин генерала от инфантерии. На заключительном этапе войны подготовил текст Сан-Стефанского мирного договора, который был подписан им же 19 февр. 1878 г. и согласно к-рому признавалась независимость Сербии, Черногории и Румынии, автономия Боснии и Герцеговины, создавалось зависимое от Османской империи княжество в Болгарии, России отходили Юж. Бессарабия и ряд территорий в Закавказье. Европ. державы выразили протест против условий договора, под их давлением Александр II был вынужден согласиться на созыв общеевроп.

http://pravenc.ru/text/293513.html

Моя подруга Света очень хотела поехать в г.Бари к св.Николаю. За компанию она звала и другую мою подруга Лену. Когда они все запланировали и на своих работах подгадали отпуск, выяснилось, что поездку в епархии отложили на другой месяц. Чтобы не потерять отпуск зря, Лена стала усиленно искать хоть что-нибудь похожее на паломничество, но Света от досады все забраковывала - она очень хотела к св. Николаю. Наконец нашелся тур на о.Корфу. Зная о св.Спиридоне, Света сочла замену равнозначной и согласилась. Не сразу выяснилось некоторое чудо: в этот тур входило посещение г.Бари и мощей св. Николая! Но неисповедимы пути Господни: Света, не смогла поехать в этот тур из-за проблем с паспортом. Елена полетела одна. У неё очень остро стоял жилищный вопрос, жить было негде, хотя работа стабильная. На следующий день по приезду на остров, после слёзных молитв у мощей святого, ей звонят с работы и сообщают, что одобрена льготная ипотека, на которую она претендовала, и на которую другие люди стоят годами в очередь. По возвращении, Лена оформляет ипотеку и покупает квартиру, сама того не зная, в доме, недалеко от единственного в нашей области храма в честь Спиридона Тримифунтского! Слава Господу и Его святому угоднику! Евгения 31 декабря 2013, 08:09 Слава тебе, Господи! Слав тебе, Спиридоне! Велик Господь во святых своих! Спасибо Вам за все! Святитель Спиридоне, моли Бога о нас! Спасибо редакции портала! C наступающим Рождеством Христовым!!! Неля 30 декабря 2013, 13:46 Здравствуйте. Мне совершенно случайно довелось попасть на молебен святому Спиридону. Недавно узнала, что ему можно помолиться о разрешении жилищного вопроса. У меня возникли большие переживания по поводу новых соседей сверху, которых еще не было, но должны появиться. Жутко боялась того, что мое проживание может опять превратиться в концлагерь, поскольку на прошлом месте неожиданно столкнулась с очень музыкальными соседями. Пока новых жильцов не появилось, но я очень благодарна тому, что перестала сильно нервничать. Фотиния 29 декабря 2013, 12:58 Так радостно, что очень многие люди любят святого Спиридона Тримифунтского! Я благодарю святителя Спиридона за его любовь и молитвенную помощь! Святой помог мне заплатить за учебу.

http://pravoslavie.ru/66959.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание Собор Св. Софии. 532–537 гг. Фотография. Сер. ХХ в. [греч. Κωνσταντινοπολις, Βυζντιον; лат. Constantinopolis, Byzantium; в древнерус. традиции Царьград; ныне Стамбул; тур. Istanbul, Турция], древний и средневек. город на зап. (европ.) берегу прол. Босфор (Боспор Фракийский). Город занимал мыс, к-рый омывается с востока Босфором, с юга Мраморным м. (Пропонтидой) и с севера зал. Золотой Рог (тур. Халич). Основан рим. имп. Константином I Великим в 324 г. на месте античного г. Византия; в 330-1453 гг. столица христ. Римской (Восточной Римской) и Византийской империи; в 1204-1261 гг. столица Латинской империи; в 1453-1918 гг. столица тур. Османской империи. С IV в. до наст. времени церковный престол архиепископов К. и патриархов Константинопольской Православной Церкви ; в поздней античности и средневековье К.- крупнейший мировой центр развития восточнохрист. культуры (богословие, монашество, аскетические традиции, литургика, почитание святынь и икон, паломничество, церковно-политическая идеология, развитие традиции Вселенских Соборов, восточнохрист. книжность, лит-ра и образование, архитектура, живопись). Настоящая статья посвящена античной и христ. эпохам истории и культуры Византия и К. до захвата города турками в 1453 г. и его превращения в столицу Османской империи . История Античный Византий Согласно традиции древнегреч. историографии, Византий был основан в 660 г. до Р. Х. как колония Мегары (дата указана в «Хронике» еп. Евсевия Кесарийского). По Геродоту (V в. до Р. Х.), греч. колонисты первоначально предприняли строительство на месте Византия, но затем почему-то переселились на азиат. берег Боспора и основали г. Калхедон (Халкидон). По словам Геродота, приближенный Дария Мегабаз назвал основателей Халкидона слепцами, отказываясь искать к.-л. рациональные причины для переселения колонистов, кроме их собственной недалекости ( Herod. Hist. IV 144). Этот анекдот несколько уточнял рассказ Страбона (I в.), согласно которому основатели Византия получили от дельфийского оракула Аполлона повеление построить колонию напротив слепых. Прибыв на Боспор, они увидели, что основатели Халкидона были слепы, поскольку не поняли удобного положения мыса у Золотого Рога ( Strabo. Geogr. VII 6. 2). Дионисий Византийский сообщил, что основателям Византия необходимо было отбить с боем территорию буд. города у местных племен, видимо фракийцев (FHG. T. 5. P. 188-190).

http://pravenc.ru/text/2057122.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010