Быть грому великому, пойти дождю стрелами с Дона великого! Тут копьям изломиться, тут саблям побиться о шлемы половецкие на реке на Каяле, у Дона великого! О Русская земля! уже ты за холмом! Вот ветры, внуки Стрибога, веют с моря стрелами на храбрые полки Игоревы. Земля гудит, реки мутно текут, пыль поля прикрывает, стяги говорят: половцы идут от Дона, и от моря, и со всех сторон русские полки обступили. Дети бесовы кликом поля перегородили, а храбрые русичи перегородили червлеными щитами. Ярый тур Всеволод! Бьёшься ты в бою, прыщешь на воинов стрелами, гремишь о шлемы мечами булатными! Куда, тур, поскачешь, своим златым шлемом посвечивая, там лежат поганые головы половецкие. Рассечены саблями калеными шлемы аварские тобою, ярый тур Всеволод! Какой раны, братья, побоится тот, кто забыл честь, и богатство, и города Чернигова отцов золотой стол, и своей милой желанной прекрасной Глебовны свычаи и обычаи? Были века Трояна, минули годы Ярославовы; были походы Олеговы, Олега Святославича. Тот ведь Олег мечом крамолу ковал и стрелы по земле сеял. Вступал в золотое стремя в городе Тмуторокане, а звон тот уже слышал давний великий Ярослав, а сын Всеволода, Владимир, каждое утро уши закладывал в Чернигове. Бориса же Вячеславича похвальба на суд привела и на Канину зеленое погребальное покрывало постлала за обиду Олега, храброго и молодого князя. С той же Каялы Святополк повелел отца своего привезти между венгерскими иноходцами ко святой Софии к Киеву. Тогда, при Олеге Гориславиче, засевалось и прорастало усобицами, погибало достояние Даждьбожа внука; в княжеских крамолах сокращались жизни людские. Тогда по Русской земле редко пахари покрикивали, но часто вороны грáяли, трупы между собой деля, а галки свою речь говорили, собираясь полететь на добычу. То было в те рати и в те походы, а такой рати не слыхано! С раннего утра до вечера, с вечера до света летят стрелы каленые, гремят сабли о шлемы, трещат копья булатные в поле незнаемом, среди земли Половецкой. Черная земля под копытами костьми была засеяна

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В период пребывания в 1689 г. делегации в России сама обитель оказалась на линии фронта во время австро-тур. войны (1683-1699), что вынудило монахов вместе с местным населением уйти на австро-венг. территории. 22 нояб. 1696 г. в Киев прибыла делегация во главе с митр. Белградско-Сремским Стефаном (Метохийцем) и настоятелем П.- архим. Софронием (Подгоричанином; впосл. митрополит Карловацкий). Они представили грамоту, дарованную обители в 1689 г., и сообщили, что папрачские монахи покинули мон-рь и сейчас живут в 20 милях от Будима. Получив милостыню, делегация вернулась на родину, архим. Софроний руководил папрачскими монахами до 1705 г. П. упоминается в отчетах о посещении мон-ря монахами патриаршего экзарха Мелетия в 1708 г., в извещении австрийского осведомителя во время австро-турецкой войны 1716-1718 гг. и как село в приходе в синкелии 1723 г. попа Фомы. В этот период с храма сняли крышу и уничтожили остальные монастырские здания. До ухода монахов в П. действовал скрипторий (см. Т. Српско рукописно од 1557. г. до сред. XVII в. Београд, 1999. С. 160-161). В нем также переписывались книги, привезенные из России: в 1617 г. Петр переписал Лествицу прп. Иоанна, в 1619/20 г.- Триодь, ок. 1621 г. мон. Даниил (Крпац) списал Синаксарь. Богатством отличалась и ризница. Монахи унесли большую часть ценностей и книг, к-рые впосл. оказались в городах Сараево, Чайниче, в мон-рях на Фрушка-Горе и в разных храмах. Восстановление П. начал свящ. хаджи Захария Попович ок. 1853 г., о чем сообщает т. н. Тефтер монастыря Папрача, к-рый повествует об истории обители с 1859 по 1880 г. (НБС. Рс 111; см.: 1998). Восстановленную церковь в 1869 г. освятил митрополит Дабро-Босанский Дионисий II. Хаджи Захария неск. раз скрывался в Сербии от тур. властей и побывал в России, откуда привез колокол, к-рый неск. десятилетий стоял укрытый в храме в силу запрета тур. властей звонить в колокола. В том же «Тефтере...» описываются б-ка (ок. 30 книг) и ризница П., что говорит о том, что обитель имела все необходимое для проведения богослужений, и что монахи продолжали переписывать книги и делать предметы церковной утвари. На основании упоминания в «Тефтере...» учителя Йовы можно предположить, что в П. действовала школа.

http://pravenc.ru/text/2578941.html

Майнос. Взятие российскими войсками в ходе русско-тур. войны 1828-1829 гг. Эносской крепости привело к окончательному перемещению Н. на оз. Майнос, озеро было отдано им тур. властями в вечное пользование. Основу благосостояния Н. составляла рыбная ловля, к-рой занимались мужчины полгода - от «осеннего Димитрия» до «весеннего Георгия». После возвращения домой и уплаты налогов Н. сдавали заработок в войсковую казну, из нее каждый получал 2/3 заработанных денег; 1/3 шла в кош и делилась на 3 части: на войско и вооружение, на школу и церковь, нуждающимся. Хлебопашество и скотоводство занимали меньшее место в хозяйстве Н. Обучение по крюкам. Фотография. 2-я пол. XX в. Обучение по крюкам. Фотография. 2-я пол. XX в. В лит-ре отмечается, что возвращение Н. в пределы Российской империи, несмотря на запрет Некрасова, началось в 10-х гг. XIX в., усилилось после завершения русско-тур. войны 1828-1829 гг. Поселения Н. появились в Бессарабии - в окрестностях Измаила и в др. местах. По мнению Д. В. Сеня, под именем Н. возвращались липоване, по происхождению не имевшие отношения к Дону, давно жившие рядом с казаками, но не разделявшие «Заветов Игната». В 1829 г. с частью старообрядцев переселился в окрестности Измаила последний атаман Н. на Дунае - И. С. Гончаров , считавшийся потомственным Н., хотя родители его происходили из г. Литина Подольской губ. У Гончарова возникли разногласия с Н., и в 1837 г. он вместе с семьей вернулся в Сарыкёй. В 40-х гг. XIX в. старообрядцы активизировали поиски архиерея. Из Белой Криницы в Турцию прибыли иноки Павел (Великодворский) и Алимпий (Милорадов), остановившиеся в Сарыкёе в доме Гончарова, к-рый вместе с М. В. Чайковским помог им наладить контакт с жившим в Стамбуле митр. Босно-Сараевским Амвросием (Паппа-Георгополи) . Чайковский и Гончаров организовали тайный переезд митр. Амвросия в Австрию и устройство его в Буковине. В окт. 1846 - авг. 1847 г. митрополит рукоположил 5 священников и 3 диаконов, хиротонисал во епископа Майносского Кирила (Тимофеева) , во епископа Славского - Аркадия (Дорофеева) .

http://pravenc.ru/text/2564848.html

Митрополит два раза присылал к нему (в марте и сентябре 1594 г.), чтобы он явился для посвящения, и в первый раз Никифор Тур отвечал посланному: «Отцу митрополиту нет до меня дела; пусть он смотрит за порядком в Новогродке, а не тут», во второй же — следующим образом: «Как прежде я тебе сказал, что пан твой митрополит не имеет здесь никакой власти, с тем и теперь тебя отпускаю» . Против этого-то человека, не хотевшего покориться митрополиту, король и выдал теперь, по ходатайству Терлецкого и Потея, грамоту на имя митрополита (от 5 мая), в которой говорил, что если в самом деле Никифор Тур доселе не принял сана архимандрита и, кроме того, расточает монастырское имущество, то митрополит взял бы у него «до своего секвестру» чрез королевского дворянина Печерский монастырь со всем, что ему принадлежит, и имел бы тот монастырь в своем держанье . В тот же день король написал и к самому Никифору Туру, что так как он расточает церковное имущество, за что и подвергся уже клятве от старшего пастыря, и так как отказывается принять посвящение в сан архимандрита — а по сеймовому постановлению 1568 г. светские люди, получившие какую-либо духовную должность, но в течение трех месяцев не принявшие посвящения, должны быть лишаемы этой должности,— то и он лишается архимандритства и настоятельства в Киево-Печерском монастыре и непременно должен сдать тот монастырь со всеми имениями под секвестр митрополиту. Надобно заметить, что еще прежде король испросил у папы Климента VIII особую буллу (от 4 марта 1595 г.), которою Киевская лавра со всеми ее имениями назначалась Киевским митрополитам под тем непременным условием, если они будут содержать унию с Римом . Следовательно, если король отдавал теперь лавру митрополиту Рагозе, то имел уже от него согласие на принятие унии. Впрочем, Никифор Тур приказанию короля не покорился. Письмо Терлецкого и Потея от 20 мая не могло не подействовать на митрополита Рагозу, тем более что вслед за письмом он получил грамоту о том же от самого короля. И вот 1 июня, следовательно, через десять дней после написания этого письма, митрополит вместе с тремя владыками: Владимирским, Луцким и Пинским (Леонтием) и кобринским архимандритом Ионою Гоголем подписал подробнейшие артикулы, или условия, унии для представления папе и королю, а 12 июня митрополитом и всеми владыками подписано соборное послание к папе с изъявлением согласия на принятие унии .

http://sedmitza.ru/lib/text/436068/

Захват Византийской империи латинянами (1204) привел к тому, что в регионе совр. А., особенно в сев. районе (Шкодер, Круя), было сильно влияние католич. Церкви. В 1273 г., после гибели во время землетрясения правосл. митрополита, на Диррахийскую кафедру был поставлен католич. епископ. Возникновение первого гос. объединения - Арберийского княжества, или принципата,- относится к кон. XII в. В дальнейшем части территории А. в разное время входили в состав Эпирского деспотата, Византии, Болгарского и Сербского царств. В 1335 г. визант. имп. Андроник III предпринял поход из К-поля и достиг Диррахия, восстанавливая визант. господство на территории А., но империя потеряла контроль над этими территориями уже в 40-х гг. В сер. XIV в. А. попала под власть Сербского гос-ва, что привело к упадку многие епархии. После смерти Стефана Душана (1355) его обширное царство распалось; на его территории стали образовываться небольшие княжества. Среди крупных родов выделялись Топия (юж. ветвь - Арианити) и Бальши. В 1392 г. князья фамилии Топия передали Диррахий венецианцам, к-рые контролировали его до 1501 г. В нач. XV в. большинство районов А. были покорены тур. султаном или признали вассальную зависимость от него. В течение почти всего XV в. А. сопротивлялась тур. завоеванию. Это сопротивление связано с именем национального героя А. Георгия Кастриоти , прозванного Скандербегом. В 1443 г. он изгнал турок из своих родовых владений в Круе и поставил под свой контроль значительные территории совр. А., создав союз (лигу) князей. Он успешно отразил карательные походы 2 тур. султанов, заручился поддержкой Неаполитанского королевства и папства. После смерти Скандербега в 1468 г. его преемники продолжали оказывать сопротивление османским завоевателям. Только в 1479 г., после падения Шкодера и Дурреса, османам удалось установить свое господство над всей А. В период пребывания Диррахийской епархии в юрисдикции Охридской архиепископии в источниках упоминается то митрополит, носящий титул предстоятеля Церкви Диррахия и Гора-Мокра, то митрополит Диррахия и епископ Гора-Мокра. В этот период наиболее известны митрополиты Диррахия: Даниил (1693; с 1694 г. еп. Корчинский), Косма (1694; «митрополит Диррахийский и Далматский»), Неофит (1760), Григорий (1767).

http://pravenc.ru/text/64028.html

15 мая 1877 г. прибыл в К-поль и вступил на кафедру. После освобождения Болгарии (1878) 2 года жил в Пловдиве. Несмотря на мнение российских дипломатов, что в целях преодоления схизмы между К-польской и Болгарской Церквами Болгарскому экзарху необходимо жить в Софии или в Пловдиве, 9 янв. 1880 г. переехал в К-поль, чтобы облегчить управление епархиями Экзархата на территории тур. вилайетов в Македонии и Одринской Фракии. Когда после 2-й Балканской войны (1913) границы Экзархата значительно уменьшились, 24 нояб. 1913 г. И. перенес кафедру в Софию. И. считал главной задачей своего служения духовное объединение всех болгар, поэтому был не только архиереем, но и дипломатом, политиком и посредником между тур., болг. и российскими властями и болг. населением; за активную деятельность И. называли «дипломат в рясе» (о деятельности И. см. ст. Болгарская Православная Церковь , разделы «Церковь в период Болгарского Экзархата» и «Внутреннее устройство Болгарского Экзархата»). В К-поле он открыл духовную семинарию, построил Железную ц. св. Стефана, купил 2 дома для нужд экзархии (в кварталах Ортакёй и Шишли), открыл больницу и устроил кладбище (в квартале Ферикёй). Награжден тур., болг. и рус. орденами: Османие 1-й степени, Меджидие 1-й степени, святых Кирилла и Мефодия, св. Александра 1-й степени, св. Анны 1-й степени и др. Стал 1-м доктором honoris causa Софийского ун-та (1902), почетным членом Болгарской АН. Завещал свои вклады в банках Болгарии, Великобритании, Австро-Венгрии и России и ценные облигации Св. Синоду Болгарской Православной Церкви, Болгарской АН и различным уч-щам: часть вкладов была впосл. секвестирована, а рус. вклады обесценились после первой мировой войны и революции 1917 г., что осложнило исполнение его воли. На средства И. было учреждено 3 фонда: при Св. Синоде (300 тыс. левов) для 5 стипендий ученикам духовных семинарий из Софии и Пловдива (при условии, чтобы один ученик был уроженцем Калофера); при Болгарской АН (150 тыс. левов) для поддержки изданий о правосл.

http://pravenc.ru/text/673639.html

новый эфиопский Патриарх Феофил посетил Константинопольского Патриарха Афинагора. 29 июня 1972 г. в монастыре Пресвятой Троицы, где находится богословская школа Халки, Патриарх упал, сломал себе ногу и через восемь дней, в пятницу 7 июля 1972 г., около полуночи мирно скончался. 3 Константинопольский патриарх Димитрий I (1972–1991) Патриарх Димитрий (в миру Димитриос Пападопулос) родился 8 сентября 1914 г., в Стамбуле (Константинополь), скончался 2 октября 1991 г. в Стамбуле) – 296-ой Архиепископ Константинополя – Нового Рима и Константинопольский Патриарх, предстоятель Константинопольской Православной Церкви с 16 июля 1972 до своей смерти 2 октября 1991. До своего избрания патриархом служил 5 месяцев митрополитом острова Имврос (тур. Gokgeada). Считался умеренно либеральным богословом. После обучения во французском лицее в Галате в Константинополе, поступил в богословское училище на Халки. В 1942 году был рукоположен в священники и несколько лет служил настоятелем прихода в северной Греции. Позднее был назначен священником малой общины в Тегеране. В 1964 году был возведен в сан епископа и 15 февраля 1972 года его назначили митрополитом Имвроса (тур. Gokgeada) и Тенедоса (тур. Bozcaada) – двух турецких островов в Эгейском море, которые ранее были греческими и сейчас заселены греками (в 1975 году на Имвросе проживало 1540 греков, в 2000 их численность уменьшилась до 254). 16 июля 1972 года в Стамбуле, Синодом был избран на патриарший престол, по смерти патриарха Афинагора I. До избрания считался наименее вероятным из трех кандидатов на святой престол, но получил 12 из 15 возможных голосов Священного Синода Константинопольской Церкви. Турецкое правительство играло важную роль в трехдневных выборах, отказывая внести в список кандидатов двух наиболее выдающихся митрополитов – Мелитона, главу Священного Синода, и архиепископа Северной Америки Иакова. В 1987 году патриарх Димитрий посещал Советский Союз с официальным визитом в РПЦ, встречался с руководством Московского Патриархата, в том числе с патриархом Пименом; посетил ряд советских городов, в том числе Ленинград, Львов, Тбилиси.

http://azbyka.ru/otechnik/Avgustin_Nikit...

В 1877 г., после начала русско-тур. войны, был вызван в Стамбул из-за подозрений в нелояльности к тур. правительству. В февр. 1878 г., после подписания Сан-Стефанского мирного соглашения, был принят главнокомандующим российской армии вел. кн. Николаем Николаевичем, к-рому выразил благодарность за освобождение болгар от тур. господства. Отрицательно воспринял результаты Берлинского конгресса (1878), согласно к-рым обл. Македония осталась в составе Османской империи. Стал одним из организаторов Кресненско-Разложского восстания (1878-1879), участники которого надеялись добиться пересмотра решений Берлинского конгресса и включения Вост. Македонии в состав Болгарского княжества. С 7 дек. 1878 г. руководил действиями повстанцев из пограничных городов Болгарии. Являлся сторонником партизанской (четнической) тактики борьбы, которая не получила поддержки среди др. организаторов восстания. 25 мая 1879 г. ввиду очевидности поражения восстания приказал отрядам (четам) прекратить борьбу. Не имея возможности вернуться в Македонию, до конца жизни оставался в Болгарии. 4 дек. 1879 г. назначен митрополитом Ловечским (см. Ловчанская епархия Болгарской Православной Церкви). В марте 1891 г. избран митрополитом Пловдивским (см. Пловдивская епархия Болгарской Православной Церкви). Н. был автором многочисленных статей в болг. периодике (под псевдонимами Н. Богдан, А. Богдан, Богдан Богомолец и др.), посвященных проблемам церковной жизни. Издал множество переводов с русского на болг. язык духовно-поучительной лит-ры. Написал воспоминания о своей жизни, начиная с детства и заканчивая назначением на Пловдивскую кафедру (изданы после его смерти: Жизнеописание митр. Охридо-Пловдивскаго Натанаила: Автобиографични бележки//СбНУНК. 1909. Кн. 25 (7). Д. 1. С. 1-77), к-рые являются важным источником по истории болг. освободительного движения XIX в. Значительная часть личного архива Н. осталась в Охриде, где сгорела при пожаре в 1882 г. Похоронен во дворе Успенского кафедрального собора в Пловдиве. Арх.: НБУВ ИР. Ф. 175. Д. 2137; ЦГИАК. Ф. 711. Оп. 1. Д. 2716, 3498; Акты и док-ты, относящиеся к истории Киев. академии. Отд. 3: (1796-1869)/Ред.: прот. Ф. И. Титов. К., 1915. Т. 5: (1819-1869). С. 568, 657, 694-696.

http://pravenc.ru/text/2564772.html

активизировали военное давление на Закавказье. В сент. 1920 г. началась новая армяно-тур. война, 30 окт. К. был захвачен турками. Арм. войска отошли за р. Ахурян (Арпачай); ок. 12 тыс. армян в К. и окрестностях были истреблены; все избежавшее гибели христ. население эмигрировало. Совр. армяно-тур. граница утверждена советско-тур. договором, подписанным в Москве 16 марта 1921 г., и Карсским мирным договором Турции и советских республик Закавказья при участии РСФСР от 13 окт. 1921 г. В 1945 г. на Потсдамской конференции СССР предпринял безуспешную попытку поднять вопрос о возвращении области К. Совр. Армения и Грузия не признают Карсский договор. Лит.: О[реус] И. [И.] Карс//ЭС. Т. 14А. С. 606-608; Арутюнова-Фиданян В. А. Армяне-халкидониты на вост. границах Визант. империи, XI в. Ереван, 1980; G[arsoian] N. G. Kars//ODB. 1991. Vol. 2. P. 1108; Barthold W., Heywood C. J. Kars//EI. 1997. Vol. 4. P. 669-671; Тер-Саркисянц А. История и культура арм. народа. М., 2008. С. 250-252, 259-261. И. Н. Попов Архитектура Город-крепость К. состоит из цитадели, шахастана (высота над уровнем моря 1848-1880 м) и пригородов. С севера он примыкает к высокой скале длиной ок. 800 м, на вершине к-рой находится цитадель с дворцовыми сооружениями и церквами. С юга город обращен к долине и окружен двойными стенами с башнями. Прямоугольные и округлые башни внутренней стены стояли на расстоянии всего 10-12 м друг от друга. В центре города находится ц. св. Апостолов (посвящение упом. с XIX в., ранее именовалась собором), заложенная царем Абасом в 931 г. Композиционно она восходит к церкви 40-х гг. VII в. в сел. Мастара (отсюда происходит название «архитектурный тип Мастары»): тетраконх с особо широким купольным квадратом и более узкими экседрами, выраженными снаружи 5-гранными объемами; по сторонам апсиды - 2 низких пастофория. В отличие от своего прототипа ц. св. Апостолов имеет не тромповый, а комбинированный, тромпово-парусный подкупольный переход, завершенный кольцевым карнизом, и внешне выявленный 12-гранный барабан, украшенный аркатурой на сдвоенных полуколоннах. Между архивольтами размещены рельефные фигуры, вероятно апостолов, т. о. создатели церкви в новых формах воспроизвели идею купола Эчмиадзинского собора. Среди рельефов представлены также образы Пресв. Богородицы и свт. Григория Просветителя. К этому же архитектурному типу принадлежит и церковь XI в., именуемая Кюмбет-килисе, в 6 км к юго-востоку от К., по дороге в Эрзурум. Еще одна церковь, типа сводчатого зала, Бешик-килисе (XI-XIII вв.), сохранилась на скале К., близ цитадели. Архитектурное развитие средневекового К. практически прекратилось после захвата его сельджуками в 1064/65 г.

http://pravenc.ru/text/1681163.html

В 1944-1945 гг. амер. дипломаты в Турции через нек-рых представителей Синода пытались найти способ оказывать влияние на деятельность К-польского Патриархата. Но митр. Максим, испугавшись обвинений тур. властей в контактах с иностранными дипломатами, решительно воспротивился установлению связей с США ( Martano. 1996. P. 119). Этим объясняется в дальнейшем враждебное отношение к нему со стороны США. После смерти Вениамина I префект стамбульского округа разрешил свободные выборы без предварительного согласования с властями списка кандидатов, и 20 февр. 1946 г. Халкидонский митр. Максим был избран патриархом. Его интронизация состоялась 21 февр. К тому времени он приобрел большой опыт адм. управления и хорошо разбирался в политических вопросах. В речи на 1-м заседании Синода 28 февр. 1946 г. М. назвал важнейшими задачами упрочение экономического положения Патриархии и структурные изменения в ней (в т. ч. возобновление работы патриаршей типографии, организацию б-ки и архива, создание пресс-службы), а также говорил о необходимости строительства новой патриаршей резиденции и благоукрашении патриаршего храма, который должен соответствовать тому высокому положению, которое занимает К-польская Православная Церковь (КПЦ) в правосл. мире. Патриарх заявил о необходимости повышения уровня церковного образования, укрепления связей с Поместными Церквами (создание должностей апокрисиариев) и о подготовке Всеправославного Собора ( Θιλρετος (Βιτλης). 1992. Τ. 1. Σ. 170-174). Еще до восшествия М. на престол в тур. прессе стал создаваться миф о его «левизне» и «просоветских симпатиях», напр., появились сообщения о том, что на похороны патриарха Вениамина он приехал на автомобиле консула СССР (Власть и Церковь. 2009. Т. 2. С. 1006; Μμαλος. 2011. Σ. 241), что не соответствовало действительности (Ibid. Σ. 248). Под влиянием тур. и зап. пропаганды в историографии сложилось не вполне достоверное, но устойчивое мнение о «русофильских настроениях» М., единственным проявлением к-рых было его общение с советскими дипломатами в Турции. На Пасху 1946 г. был возобновлен обычай, согласно к-рому дипломатический представитель России сопровождал ночью патриарха на пути от его резиденции к храму.

http://pravenc.ru/text/2561622.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010