Ввиду отсутствия прямых свидетельств невозможно точно установить, когда М. прибыл в Виттенберг. О его пребывании в этом городе в кон. 1517 г. свидетельствует сохранившийся в его бумагах фрагмент конспекта лекций по письму блж. Иеронима Стридонского , к-рые гуманист И. Рак (Иоанн Рагий Эстикампиан; 1457-1520) читал в Виттенбергском ун-те в зимний семестр 1517/18 г. (текст и комментарий см.: Bubenheimer. 1989. S. 276-297). Поскольку имя М. отсутствует в офиц. документах Виттенбергского ун-та, он посещал лекции не как студент, а как вольнослушатель. Выбор лекций Рака свидетельствует о том, что у М. сохранялся устойчивый интерес к трудам древних отцов Церкви. В качестве материала для комментария Рак выбрал весьма важное по богословскому содержанию письмо блж. Иеронима пресвитеру Павлину ( Hieron. Ep. 53). В 1-й ч. этого письма рассматривается тяга к знанию древних язычников и обосновывается польза христ. науки, центром к-рой является изучение Свящ. Писания, причем подчеркивается, что подлинное духовное знание невозможно приобрести без откровения Божия и действия Св. Духа; во 2-й ч. предлагается краткий обзор содержания книг Библии, а в заключительном разделе блж. Иероним восхваляет христ. отречение от мира. Все эти темы были весьма близки М. и впосл. стали постоянным предметом его богословских размышлений. Лекции Рака могли быть не единственным курсом, к-рый М. прослушал в Виттенберге. Весьма вероятно, что М. посетил хотя бы неск. занятий по трактату «О духе и букве» блж. Августина , еп. Гиппонского, которые вел в кон. 1517 и в 1518 г. Карлштадт и к-рые из-за их реформационного характера были предметом бурных споров в Виттенберге и за его пределами. Эти лекции были частично опубликованы, и их содержание известно; мн. взгляды, к-рые М. выражал в проповедях и письмах в кон. 10-х - нач. 20-х гг. XVI в., находят прямые параллели в высказываниях Карлштадта. Лютер в 1517-1518 гг. читал в ун-те курс лекций по Посланию ап. Павла; М. мог посещать какие-то из них. В Виттенберге у М. была возможность слушать проповеди Лютера, в к-рых тот подвергал все более смелой критике практику продажи индульгенций, схоластическую теологию и папскую власть. Источники не сообщают о личном знакомстве М. с Лютером или об их неформальных встречах в Виттенберге; хотя полностью исключать такую возможность нельзя, если встреча и была, она не произвела впечатления на Лютера и никак не отражена в его переписке. М. познакомился со мн. сподвижниками Лютера, в т. ч. с Карлштадтом и И. Агриколой (1492-1566), с к-рыми впосл. встречался и вступал в переписку. Дальнейший путь М. свидетельствует о том, что именно во время пребывания в Виттенберге он воспринял ряд фундаментальных для богословия виттенбергских теологов религ. идей, причем первоначально не пытался каким-то образом их переосмыслить и искренне считал себя верным «учеником» Лютера.

http://pravenc.ru/text/2564548.html

После кончины Раду IV (23 апр. 1508) тур. войска перешли Дунай и утвердили на троне сына Влада III Михню I Злого (чел Рэу), к-рый затем попытался избавиться от тур. сюзеренитета, признав верховенство Венгерского королевства. В 1509 г. турки вторглись в Валашское княжество и свергли Михню I. Те же события повторились и в правление Влада V Молодого (чел Тынэра) (1510-1512). Годы правления назначенного турками св. Нягое Басараба (1512-1521) были для Валашского княжества временем относительной стабильности. Проводя политику балансирования между Портой и Венгерским королевством, св. Нягое установил также хорошие отношения с Польским королевством, Венецией и Римом, тем самым укрепив внешнеполитические позиции княжества. Возрос авторитет господаря и внутри страны, однако св. Нягое не смог до конца ограничить власть бояр Крайовешти, что привело к нек-рой автономии Баната Олтении. С именем св. Нягое связан рост храмоздательства в Валашском княжестве: он выстроил мон-рь в Куртя-де-Арджеше (1517, признан шедевром румын. архитектуры), Митрополичью церковь и ц. вмч. Георгия в Тырговиште и др. После смерти св. Нягое (15 сент. 1521) последовали 4 года внутренних войн и внешних нашествий, которые привели Валашское княжество к стремительному упадку - оно едва не было превращено в пашалык. Это положение вызвало беспокойство у венг. кор. Лайоша II, к-рый через воеводу Трансильвании Яноша Запольяи оказал поддержку претенденту на трон Раду V из Афумаци (1522-1529, с перерывами). Узнав об этом, турки сами назначили Раду V господарем с условием подтверждения тур. сюзеренитета и увеличения дани с 12 до 14 тыс. дукатов в год. Однако Раду V стал проводить политику, противоречащую интересам турок: в течение 4 лет он провел 19 сражений (с переменным успехом), сумев приостановить упадок княжества, сохранить его автономию и соблюсти гос. интересы ( tefnescu. 1970. P. 83-95). Однако время его правления также характеризовалось периодом внутренние нестабильности, распрей и борьбы за трон. После убийства Раду V (вместе с сыном был зарезан боярами в церкви) на троне сменилось неск. господарей, не отличавшихся к.-л. успехами во внешней или внутренней политике. Правление господаря Михая II Храброго (Витязула) (1593-1601),

http://pravenc.ru/text/2661908.html

Кафоликон И. отчасти руинизирован. Утрачены зап. придел, своды над зап. и вост. рукавами, значительные площади облицовки и росписей. Такаишвили, ссылаясь на сведения С. Саргисяна и Н. Шугурова, писал, что для уничтожения росписей зап. рукава, где была устроена мечеть, мусульмане развели вдоль стен костры. Остатки росписи были соскоблены остриями пик. Стены остальных 3 рукавов были менее испорчены, тур. солдаты штыками повредили живопись (Там же. С. 35). Однако красота фресок кафоликона И. привлекала внимание мусульман. Марр привел тур. изречение, к-рое во 2-й пол. XIX в. характеризовало И. в числе др. памятников: «Славится красота храма Ошки и местоположение Хахули и роспись Ишхани» ( Георгий Мерчуле. 1911. С. XXXV). В кон. XX - нач. XXI в. груз. специалисты активно изучают состояние разрушающихся груз. архитектурных памятников Тао-Кларджети. Договоры с тур. стороной о реставрации Ошки и И. затягиваются. Обсуждается вопрос о возможности восстановления груз. стороной груз. храмов в Тао-Кларджети при условии, что тур. сторона сможет восстановить 4 мечети на территории Грузии. Кафоликон И. По мнению Такаишвили, опирающегося на сведения 6-строчной фресковой надписи сер. XII в. (очевидно, 1155 г.), размещенной в нижнем регистре северного рукава, центральный придел храма был посвящен Пресв. Богородице, южный - прп. Симеону Столпнику, северный - возможно, св. Иоанну Предтече. Архитектура Ишханский кафоликон - один из сложных памятников груз. архитектуры. В нем различается неск. слоев. Такаишвили выделяет 3: относящиеся к эпохам св. Нерсеса (VII в., апсидная колоннада), свт. Саввы (30-е гг. IX в.) и архиеп. Антония (I) (1-я пол. XI в.). Н. Чубинашвили и П. Закарая, основываясь на стилистическом анализе памятника, выделяют 4-й слой: сер.- 2-я пол. X в. В. Джобадзе высказал предположение, что при свт. Савве перестроенный храм имел форму базилики; основной корпус был построен до Морчаис-дзе. Последние исследования памятника дали основание некоторым ученым (М. Богиш, Д. Туманишвили, Д. Хоштария, А. Ю. Казарян) не причислять апсидную колоннаду кафоликона И. к постройкам св. Нерсеса III. Казарян датирует ее 1010-1030 гг., Богиш - сер. X в., однако не исключает и нач. XI в., Хоштария - 60-ми гг. X в. ( Bogisch. 2009. Р. 200-206).

http://pravenc.ru/text/1237981.html

Когда в 1292 г. умер Игнатий IV, то снова вспыхнуло возникшее еще при его избрании волнение, вызванное подозрением, что в 1283 г. он захватил патриарший престол силою. В результате появилось три патриарха: епископ Мелитенский Константин, епископ Мардинский Бдарзаке Вар-Варб и архимандрит Михаил. Константин на следующий год был убит курдами, Михаил имел кафедру в Сисе (Киликия), а Бдарзаке — в Мардине и Тур Абдине. Впоследствии появлялись и другие претенденты на престол. В 1493 г. один из патриархов Игнатий Ной (1493–1509) ради мира удалился в монастырь, убедив своих последователей не избирать ему преемника, а повиноваться другому патриарху — Игнатию Ною в Тур Абдине. Таким образом, Игнатий XII соединил всех яковитов 13 . Нашествие Тимура нанесло решающий удар по Яковитской Церкви (ок. 1400). С этого момента начался постепенный упадок ее былого величия и значения. Богословие иссякло, монастыри пришли в запустение, древний литературный язык почти вышел из употребления. Перед лицом растущего мусульманского фанатизма рассеянные повсюду общины едва поддерживали контакт друг с другом. В XVI в. Яковитская Церковь состоит всего из 50000 семей. Патриарх имеет всего пятерых митрополитов и двадцать епископов. Мафриан — уже не глава яковитов Персии, а всего лишь титулярный и первый по чину после патриарха митрополит. В середине XIX столетия число всех яковитов достигло 178900 человек. Из них 12000 жили на горе Джебель-Тур-Абдин, 60000 в Индии, 300 в Константинополе, около 1000 в Иерусалиме, 105000 в Сирии и Месопотамии. Имевшая некогда более ста епархий Яковитская Церковь к этому времени едва насчитывала двадцать три епископии: 1) Мардинскую, 2) Мосульскую, 3) Иерусалимскую с кафедрой в монастыре Богородицы, 4) Дамаскинскую и Сирийскую, объединившую в себе прежние епархии Алепскую, Хамскую, Хомскую и Дамаскинскую, 5) Урфийскую (прежнюю Эдесскую), 6) Харпутскую, 7) Диарбекирскую, 8) Шум-Шумскую, находящуюся к юго-востоку от Джебель-Тур-Абдина, 9) Питрийскую или Сфирскую в Алепской области с кафедрой в Сфире, 10) Битлисскую, к северо-западу от озера Ван, 11) Эски-Мосульскую, на развалинах древнего Мосула, 12) Низибийскую с кафедрой в Низибисе, 13) Месопотамскую с кафедрой в Джезире на Тигре (между Диарбекиром и Мосулом).

http://pravmir.ru/drevnie-vostochnyie-ts...

Он начал активно вмешиваться в борьбу между наследниками Баязида, поддерживая то одного, то другого претендента на престол. Такая политика приносила свои плоды: в борьбе за власть тур. принцы искали альянса с Византией. Одновременно М. П. прилагал дипломатические усилия к поиску помощи от зап. правителей, отправляя послов во Францию, в Англию, в Арагон, в Венецию, к папскому двору, однако всякий раз сталкивался с безразличием Запада к судьбе Византии. Внутреннее положение М. П. усугубилось катастрофической нехваткой финансовых ресурсов. Серьезные споры разгорелись в Церкви в связи со смещением К-польского патриарха Матфея I в 1402 г. В Морее нарастало сопротивление местных магнатов. После смерти брата М. П., деспота Мореи Феодора I, в 1407 г. он назначил новым деспотом своего сына Феодора II и лично отправился в Мистру, чтобы усмирить местную знать и упорядочить дела в Морее. После смерти Иоанна VII (1408) М. П. прибыл в Фессалонику, чтобы передать ее под управление др. своего сына, Андроника. В 1414-1415 гг. М. П. вновь побывал на Пелопоннесе и лично контролировал восстановление оборонительной стены (Гексамилиона) на Коринфском перешейке для обеспечения безопасности морейских владений с севера. Смерть имп. Мануила II Палеолога. Миниатюра из Летописного свода. XVI в. (РНБ. F.IV.232. Л. 29) Смерть имп. Мануила II Палеолога. Миниатюра из Летописного свода. XVI в. (РНБ. F.IV.232. Л. 29) Междоусобица преемников Баязида I (1403-1413) исключила активные действия турок против Византии. И все же в 1411 г. К-поль был осажден, пусть ненадолго и безуспешно, войсками Мусы, одного из претендентов на тур. престол, поскольку М. П. оказывал поддержку его сопернику в борьбе за власть Сулейману. Ситуация в регионе стала меняться, когда в 1413 г. победу в османской междоусобице одержал султан Мехмед I (1402-1421), консолидировавший тур. владения и укрепивший свою власть в М. Азии. Мехмед еще поддерживал мирные отношения с М. П. Новый этап тур. завоевания Византии начался с воцарением султана Мурада II (1421-1451).

http://pravenc.ru/text/2561896.html

В мае 1947 г., после отъезда М. в Грецию, церковная делегация во главе с митр. Дорофеем встретилась с премьер-министром Р. Пекером ( Μμαλος. 2011. Σ. 242-244) и обратилась к нему с просьбами об исключении из сферы действия Закона о вакуфах 1935 г. греч. церковных и благотворительных учреждений, об отмене их управления эпитропом ведомства вакуфов вместо избираемых комиссий, о восстановлении лицейского отд-ния Халкинской школы (его уровень был понижен до гимназии), о добавлении к 3 годам обучения на богословском отд-нии еще одного года, о приглашении преподавателей из-за рубежа, о разрешении выпускникам преподавать Закон Божий в греческих школах и др. С одобрения тур. властей гимназия Халкинской школы была преобразована в лицей, введено 4-годичное обучение на богословском отд-нии, у выпускников появилась возможность преподавать Закон Божий, они смогли на равных правах со студентами тур. ун-тов продолжать образование в Европе. Все эти уступки стали возможными благодаря тому, что Турция осознала необходимость создания положительного имиджа своей страны у зап. союзников. Кроме того, Халкинской школе было разрешено принимать на работу преподавателей из др. стран (в т. ч. и из Греции) с условием одобрения их кандидатур тур. властями. Наряду с приглашением зарубежных специалистов М. ставил целью подготовку местных кадров. Для этого он отправил 4 выпускников Халкинской школы, 2 диаконов и 2 мирян, для дальнейшего обучения на Запад. В отсутствие М., 30 июня, митр. Дорофей как уполномоченное патриархом лицо ответил на полученное 15 мая приглашение патриарха Московского Алексия I принять участие в Совещании глав и представителей автокефальных правосл. Церквей в Москве. В ответном послании митр. Дорофей отметил, что созыв всеправосл. совещаний является прерогативой К-польского патриарха, и это согласуется с заявлением, сделанным М. греч. журналистам 21 авг. 1947 г. ( Θιλρετος (Βιτλης). 1996. Τ. 1. Σ. 337). Летом 1947 г. министр иностранных дел Греции К. Цалдарис и зам. министра П. Пипинелис стали добиваться от патриарха отречения. Успешно проводимое лечение М. электрошоком было отменено по указанию МИДа. Сначала греч. правительство стало продвигать на Патриарший престол кандидатуру антикоммуниста митр. Хрисанфа (Филиппидиса) , ранее бывшего Афинским архиепископом, затем более подходящей фигурой был признан Американский архиеп. Афинагор. У зап. и греч. политиков сложилось мнение, что М. не может противостоять упрочению позиций на международной арене Московского Патриархата. Отмечались его недостаточные активность и враждебность по отношению к СССР. М. также был слишком интеллигентен и предан Церкви, как считали послы Греции и США П. Скеферис и Э. Уилсон ( Μμαλος. 2011. Σ. 254-255; ср. ответ М. тур. журналистам: «Утверждают, что я поддерживаю связь с Москвой. Должно быть, известно, что в Москве есть Церковь, с которой я поддерживаю отношения» (Власть и Церковь. 2009. Т. 2. С. 1009)).

http://pravenc.ru/text/2561622.html

Созданную в апр. 1946 г. пресс-службу Патриархии сначала возглавил архиграмматевс Синода архим. Иаков (Стефанидис), а затем - богослов иеродиак. Хризостом (Константинидис; впосл. митрополит Эфесский), который одновременно был главным редактором ж. «Ορθοδοξα» («Православие»). В мае 1946 г. М. отправил в Анкару церковную делегацию для решения проблем Патриархии и греч. меньшинства. Патриарх просил разрешить провести выборы эпитропов и эфоров правосл. храмов, школ, больниц, приютов и др. греч. учреждений, упорядочить вопрос об оплате труда тур. учителей в греч. школах, вернуть КПЦ захваченные лидером неканонической Турецкой Православной Церкви Папа-Ефтимом храм Христа Спасителя в Галате и благотворительные учреждения в Балыклы. Также необходимо было решить проблемы, касавшиеся Халкинской богословской школы, прежде всего регистрации ее здания и прилегающей территории на имя патриарха. Кроме того, был поднят вопрос о необходимости снятия препятствий в профессиональной деятельности греч. адвокатов. Премьер-министр обещал изучить эти просьбы. В результате КПЦ были возвращены больница, дом престарелых и др. благотворительные заведения в Балыклы, ц. Христа Спасителя в Галате и приют на о-ве Прингипос (тур. Бююкада). Патриарх получил владельческий титул на Халкинскую школу, в качестве компенсации Патриархия уступила тур. властям здание греческой Торговой школы на Халки. Кроме того, тур. премьер-министр пообещал освободить от налогообложения греч. благотворительные учреждения на территории Турции, что было осуществлено в нач. 1947 г. Еще одна делегация КПЦ была направлена в сент. 1946 г. в Афины для ведения переговоров относительно катастрофического экономического положения КПЦ. Но она не встретила взаимопонимания в Мин-ве иностранных дел Греции. «Кажется, что новый патриарх не пользовался доверием греческого правительства, причины чего остаются неясными до сих пор» ( Kitromilides. 2010. P. 223). Безразличие к решению этого вопроса проявили и др. церковные и политические деятели. Напр., М. сделал замечание прибывшему на Фанар Бостонскому епископу, что Американский архиеп. Афинагор (впосл. патриарх Афинагор I ) не оказывает должной материальной помощи Патриархии ( Θιλρετος (Βιτλης). 1992. Τ. 1. Σ. 230, 314).

http://pravenc.ru/text/2561622.html

Феодор и Иоанн: варяги-мученики Состоялось бы Крещение Руси в 988 году, если бы варяг Тур не выступил против всей дружины, отказавшись отдать сына для жертвоприношения языческим богам?.. 25 июля, 2012 Состоялось бы Крещение Руси в 988 году, если бы варяг Тур не выступил против всей дружины, отказавшись отдать сына для жертвоприношения языческим богам?.. Состоялось бы Крещение Руси в 988 году, если бы варяг Тур не выступил против всей дружины, отказавшись отдать сына для жертвоприношения языческим богам?.. Жребий Вероятно, христианскую веру варяг Тур — в крещении Феодор — воспринял в то время, когда военная служба занесла его к грекам, в Византию. В будущем центре православия на Руси — Киеве — он осел позже и жил там вместе со своим сыном, Иоанном. Заявлял ли он вслух, что верует в Иисуса Христа, или верил тайно — неизвестно. Небезопасное в то время дело — быть христианином. Язычники-варяги – опора Киева, и князь Владимир еще поклоняется Перуну. А по всей Европе язычество яростно сопротивляется христианству, приобретающему все больше последователей. Новая вера пугает и ожесточает. Немецкий хронист XII века Гельмольд пишет о западных славянах, что те «приносят богам своим жертвы волами, и овцами, а многие и людьми-христианами, кровь которых, как уверяют они, доставляет особенное наслаждение их богам». Если верить Нестору-летописцу, у наших предков было не многим лучше: «И стал Владимир княжить в Киеве один, и поставил кумиры на холме за теремным двором: деревянного Перуна с серебряной головой и золотыми усами, и Хорса, Дажьбога, и Стрибога, и Симаргла, и Мокошь. И приносили им жертвы, называя их богами, и приводили своих сыновей и дочерей, и приносили жертвы бесам, и оскверняли землю жертвоприношениями своими». Человеческие жертвоприношения, по всей видимости, — обычай не регулярный к тому времени, но такое случалось. Особенно при бедственных событиях — засухе, голоде, эпидемиях и пр. — как умилостивление богов: ведь человеческая жертва считалась самой сильной. Жертва как благодарность — тоже вероятный вариант. В то время князю Владимиру было, за что благодарить грозного Перуна: он с дружиной вернулся из похода, в котором одержал победу над балтским племенем ятвагов.

http://pravmir.ru/feodor-i-ioann-varyagi...

В царствование А. И. Россия совместно с Австрией участвовала в войне за «польское наследство» (1733-1735). При помощи российских войск из Польши был изгнан франц. ставленник Станислав Лещинский и утвержден на польск. престоле саксонский курфюрст Фридрих Август II (1733-1763, в Польше - Август III). Эта война предопределила последующие разделы Польши. С избранием при поддержке российского правительства Бирона герцогом Курляндским и Семигальским (1737) укрепились позиции России в Прибалтике, Курляндия фактически стала сателлитом России. Желая утвердить на российском престоле потомство своего отца царя Иоанна V и не допустить воцарения потомков Петра I, А. И. приняла меры к устранению от престолонаследия внука Петра I - герц. Голштинского Петра Ульриха (буд. имп. Петр III ). Россия отказалась поддержать претензии Голштинского герцогства на возврат отторгнутого от него Данией Шлезвига. На основании русско-дат. конвенции 1732 г. Дания должна была выплатить Голштинии денежную компенсацию за присоединенную территорию, Россия и Австрия гарантировали неприкосновенность дат. владений. Правительство А. И. не смогло удержать завоеванные Петром I в результате Персидского похода (1722-1723) прикаспийские провинции и противостоять экспансии иран. Надир-шаха в Закавказье. На основании Рештского трактата 1732 г. Россия отказалась от Гиляна, Мазендарана и Астрабада, но удержала за собой Баку и Дербент. После изгнания тур. войск из Ирана российское правительство по Ганджинскому трактату (1735) передало Надир-шаху ширванское побережье, дагестанские земли и крепость Св. Креста, граница была установлена по р. Терек. В ходе русско-австро-тур. войны 1735-1739 гг. российские войска под командованием Миниха и П. П. Ласси в 1736 г. впервые вошли в Крым и разорили столицу Крымского ханства Бахчисарай. В результате неск. удачных кампаний в Сев. Причерноморье, Приазовье, Крыму, Молдавии и Трансильвании был возвращен Азов (1736), взят Очаков (1737). Русско-тур. мирные переговоры на Немировском конгрессе (авг.- окт. 1737) не увенчались успехом. В ходе военной кампании 1739 г. российские войска разбили турок под Ставучанами и овладели крепостью Хотин. Под угрозой заключения сепаратного австро-тур. мирного договора и надвигающейся войны со Швецией правительство А. И. при посредничестве франц. дипломатов вступило в переговоры с Турцией. По невыгодному Белградскому мирному договору (1739) Россия получила незначительные территории. Религ. политика

http://pravenc.ru/text/115600.html

Под нею должно разуметь Суэс. Ибо в другом списке архиерейских кафедр, состоявших в Александрийском патриархате до завоевания Египта турками (до 1517 года), поименован Суэсский митрополит как экзарх всего Чермного помория. Из этого же списка, помещенного в одном обветшавшем кодексе Каирской патриархии и переписанного в другой тамошний же кодекс для памяти в феврале месяце 1681 лета Господня, видно, что до 1517 года в числе двадцати пяти епископий египетских считалась и Арсинойская 132 . Как объяснить присвоение Суэсу достоинства митрополии с двенадцатого века, если не ранее? Нил Доксопатрий в конце росписи тринадцати митрополий египетских заметил, что, кроме их, было много других святительских престолов под властью Александрийского патриарха, но их разорили сарацины. Имея в виду это замечание, я полагаю, что из мест, опустошаемых этими варварами, некоторые христиане уходили в Суэс, где можно было жить безопасно и удобно как в городе торговом и близком к столице Египта, и что увеличение в нем христианского народонаселения было причиной водворения тут митрополита с титулом экзарха всего Чермного помория. Не известны мне ни деяния, ни имена архипастырей суэсских. Не известно и время, когда упразднилась их кафедра. Так как в 1681 году уже для памяти переписан был ветхий список египетских епархий, существовавших ранее 1517 года, то надобно полагать, что Суэсская митрополия, вместе с прочими воспомянутая в конце семнадцатого века, упразднена была гораздо ранее завоевание Египта турками, вероятно, в правление египетского султана Бибарса, лютого гонителя христиан на Востоке (после 1261 года) Заключаю сказание свое о Суэсе припоминанием Иерусалимского патриарха Досифея о том, как французскому правительству в 1687 году не удалось водворить консула в сем местечке. «Тогда француз, – говорю словами сего патриарха, – домогался в Порте Оттоманской, чтобы ему дозволено было держать консула в Суэсе и чтобы ходили туда французские суда с товарами Индии и Счастливой Аравии. Но оттомане, подозревая, как бы кельты (т.е.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010