Христ. присутствие в городе сохранялось в течение всего средневековья. Основными христ. общинами были мелькиты (православные) и марониты , имевшие в городе своих архиереев. В общем русле расширения контактов Маронитской Церкви с Римом в XV в. в Б. действовала миссия францисканцев - крупнейшая в Сирии. В 1516-1517 гг. Сирия была завоевана Османской империей. Б., как и при мамлюках, остался в составе Дамасского вилайета (с 1660 - Сайдского вилайета). Городом управляли губернаторы, назначаемые Высокой Портой, но сохранявшие значительную автономию; иногда Б. переходил под контроль ливан. эмиров. В частности, в нач. XVII в. он вошел в состав владений эмира Фахр ад-Дина Маана, при к-ром пережил новый подъем, став одним из основных центров торговли ливан. шелком и хлопком с Венецией и Францией. Спрос европ. текстильной промышленности на ближневост. сырье обеспечил в XVII-XVIII вв. значительное оживление сиро-ливан. экономики и процветание портовых городов. В ходе русско-тур. войны 1768-1774 гг. Б. в 1772 и 1773 гг. подвергался нападениям рус. флота; во второй раз город был взят после продолжительной осады, и до конца войны там находился рус. гарнизон. Согласно османским налоговым реестрам XVI в., христиане составляли 10-12% пятитысячного населения города. Православные и марониты имели тут свои церкви и митрополитов. Правосл. архиерей носил титул «митрополит Бейрутский, пречестный, и экзарх Прибрежной Финикии». Правосл. община Б. играла заметную роль в жизни Антиохийской Церкви, один из бейрутских митрополитов - Иоаким ибн Джума - стал Антиохийским Патриархом (1543/44-1576). В 1736 г., в ходе противоборства Православия и католич. унии в Сирии, часть бейрутской общины перешла в унию и образовала собственную иерархию; неск. десятилетий православные и униаты, опираясь на различные группировки в мусульм. администрации, оспаривали друг у друга влияние в городе. После перехода в унию большей части правосл. общины Халеба - крупнейшего экономического и культурного центра Сирии - Б. выдвигается наряду с Дамаском на лидирующие позиции в правосл. культуре Антиохийского Патриархата. В XVIII в. здесь создавалась собственная хроника (см. Бейрутская церковная летопись ), трудились видные писатели и проповедники, под патронатом влиятельного правосл. шейха Юнуса Никулы была создана типография (1751), перестроена городская церковь. Ряд Бейрутских митрополитов славились ученостью и любовью к собиранию книг.

http://pravenc.ru/text/77828.html

возвращена Византии и удерживалась до 1084 г., когда была захвачена сельджуками. В период средневековья Антиохийская Церковь потеряла свое прежнее значение, использовалась визант. императорами как фактор в борьбе за влияние на Ближ. Востоке и фактически находилась под контролем К-польского Патриархата. Город превратился в один из пограничных опорных пунктов империи; он был окружен землями, оставшимися под контролем мусульман. В 1098-1268 гг. А. стала центром Антиохийского княжества , гос-ва крестоносцев на Ближ. Востоке. Здесь была создана латинская церковная иерархия во главе с Патриархом, подчиненная Риму (см. Мелькитская католическая Церковь ); город испытал влияние католичества и западноевроп. культуры. В 1268 г. А. была захвачена мамлюкским султаном Бейбарсом и почти все ее население было перебито или продано в рабство. В кон. XIII в. город на нек-рое время запустел и, возродившись, уже никогда не играл значительной роли. С 1517 по 1918 г. А. находилась под властью Османской империи. После первой мировой войны вошла в состав франц. протектората Сирии. В 30-х гг. XX в. округ А. передан Турецкой Республике. Совр. Антакья, центр тур. пров. Хатай, занимает лишь небольшую площадь в юж. части территории античного города (население в 1994 - 138,2 тыс. чел.). «Дом Менандра» в предместье Антиохии Дафна. III в. Распространение христианства (см. также ст. « Антиохийская Православная Церковь» ). Как библейский город А. известна тем, что здесь последователи Христа были впервые названы христианами (χριστιανο; Деян 11. 26). Первое упоминание А. в НЗ связано с рассказом о выборах 7 диаконов Церкви (Деян 6). Один из них, антиохиец Николай, происходил из языческой среды (Деян 5-6), однако, приняв крещение, возможно, стал первым христианином в А. Христ. Церковь в А. была основана выходцами из Иудеи, бежавшими от преследований христиан в Иерусалиме, последовавших за мученической кончиной св. Стефана (Деян. 11. 19). Эти беженцы проповедовали Евангелие в основном иудеям, однако среди них были также выходцы с Кипра и Киренаики (Сев.

http://pravenc.ru/text/115782.html

В мае 1521 г. Л. заключил с императором вечный союз для борьбы против турок и еретиков, а также против Франции и Венеции. Уже в нояб. при поддержке императора Л. удалось вернуть себе Парму и Пьяченцу. Политика в Италии Забота о семейных владениях Л., как и мн. папы Римские эпохи Ренессанса, старался укрепить позиции своей семьи и расширить ее владения в Италии. В 1513 г., после возвращения Медичи к власти во Флоренции, папа поставил во главе республики своего брата Джулиано II Медичи (с титулом «капитан-генерал Флорентийской республики») и племянника Лоренцо II ди Пьеро Медичи; для них он пытался «выкроить» особые владения на севере Италии. Сближение с кор. Франциском I позволило Л. приступить к выполнению плана по возвышению Джулиано: тот был назначен губернатором Пармы и Пьяченцы, в нач. 1515 г. вступил в брак с тетей Франциска I герц. Филибертой Савойской и получил от франц. короля титул герцога Немурского. Смерть Джулиано (17 марта 1516) разрушила связанные с ним надежды. Др. проект предусматривал передачу формально подчиненного Папскому престолу герц-ства Урбино Лоренцо II ди Пьеро Медичи, чего особенно добивалась его мать, Альфонсина Орсини. Правящий герцог кондотьер Франческо Мария делла Ровере, племянник папы Юлия II, был обвинен в измене и отстранен от власти. Делла Ровере начал войну за свои земли; через 8 месяцев (до окт. 1517), несмотря на формальный успех, она окончилась для папы не очень удачно: он истратил на военные действия ок. 800 тыс. дукатов и, хотя земли герцогства остались под контролем Папского престола, Л. по условиям мирного договора должен был оплатить военные расходы герцога. Тот сохранил войско и артиллерию и после смерти папы (1521) вернул себе владения. Лоренцо II ди Пьеро Медичи, получив титул герцога Урбино, 25 янв. 1518 г. вступил в брак со знатной французской дамой Мадлен де ла Тур д " Овернь. Этот брак оказался несчастливым: весной 1519 г. оба супруга умерли один за другим, оставив единственную дочь - Екатерину Медичи (впосл. королева Франции). Со смертью Лоренцо II ди Пьеро Медичи ближайшая перспектива создать отдельное политическое образование в Романье или Тоскане и в дальнейшем завладеть Неаполем или Миланом была утрачена. Фактическим правителем Флоренции в качестве легата Тосканы (назначен 27 мая 1519) стал кузен папы - кард. Джулио Медичи, архиеп. Флоренции.

http://pravenc.ru/text/2463269.html

Одним из факторов упадка Е. в. м. стала португ. экспансия в Индийский океан нач. XVI в., нанесшая урон ближневост. экономике. Прервалась торговля пряностями через Красное м., куда неоднократно вторгался португ. флот. Пришел в упадок порт Эт-Тур, от к-рого зависело благосостояние Е. в. м. В 1503 г. мамлюкский султан в письме к папе Римскому угрожал в случае продолжения португальских нападений разрушить христ. святыни Ближ. Востока, в т. ч. Е. в. м. ( Eckenstein. 1921. P. 173). К кон. XV в. в Е. в. м. замерло книгописание. После 1470 г. надолго исчезли упоминания о Синайских епископах. Похоже, именно в это время произошла эллинизация мон-ря: из-за упадка (в т. ч. демографического) араб. правосл. общин прекратился приток в Е. в. м. араб. монахов, и их место заняли греки. Путешественники рубежа XV и XVI вв. однозначно называли синайских монахов греками (Посетитель и описатель Святых мест. 1794. С. 92; The Pilgrimage of Arnold von Harff. 1967. P. 140). Несмотря на присутствие в рядах синайской братии отдельных представителей др. правосл. народов, Е. в. м. в целом сохраняет греч. характер до наст. времени. Османская эпоха (1517-1798) I. Источники по истории Е. в. м. и паломничества. В Новое время возросло количество описаний Синая, составленных иностранными путешественниками, а также иных источников, касающихся Е. в. м. Поэтому история обители в османскую эпоху известна значительно подробнее, чем в средневековье. В Европе появился научный интерес к библейскому прошлому Синайского п-ова и книжному собранию мон-ря. Среди европейцев, посещавших обитель, наряду с клириками и миссионерами появились ученые и дипломаты. Наиболее известны описания Е. в. м., составленные французами Ж. де Тевено (1658), Ш. Понсе (1701), англ. еп. Ричардом Пококом (1743), дат. ориенталистом К. Нибуром (1762), франц. ученым К. де Вольнеем (1785), швейцар. путешественником И. Л. Буркхардтом (1816). В османскую эпоху Синай посещали мн. рус. паломники-писатели: Василий Позняков (1559), Василий Гагара (1636), иером. Ипполит (Вишенский) и А. Игнатьев (1708), В. Г. Григорович-Барский (1728), архим. Леонтий (1764). Известны описания Синая в греч. (Синайского архиеп. Иоанникия, 1686; Паисия Агиапостолита, 80-е гг. XVI в.; Александрийского патриарха Герасима II Паллады, рубеж XVII и XVIII вв.) и в арабо-христ. лит-ре (диак. Ефрем, Халиль Саббаг, 1753). Ученым синайским мон. Нектарием (впосл. Иерусалимский патриарх) была написана история Е. в. м.- труд, преследующий не в последнюю очередь пропагандистские цели прославления обители и оправдания ее претензий на автокефальность. В 1734 г. по воле Синайского архиеп. Никифора в мон-ре было устроено книгохранилище.

http://pravenc.ru/text/Екатерины ...

При Петре I получение помощи было официально упорядочено. В 1735 г. указом императрицы Анны Иоанновны были установлены «палестинские штаты» - фонд, из к-рого раз в 5 лет Вост. Патриархам и мон-рям выплачивалось по 500 р. Однако в силу внешнеполитических причин (русско-тур. войн) эти суммы поступали нерегулярно. По воле Патриарха Герасима его преемником стал в 1710 г. митр. Ливийский Самуил Капасулис, но К-польский Патриарх Киприан выдвинул на Александрийский престол митр. Клавдиупольского Косму II , к-рый, совершив в Патриаршем соборе собственную интронизацию, в течение неск. лет оспаривал у Самуила Патриарший престол. Чтобы поправить финансовое положение АПЦ, Патриарх Самуил вынужден был обращаться за помощью к англ. королеве Анне Стюарт (1702-1714) и папе Клименту XI; последний будто бы утвердил его Патриархом после того, как тот в присутствии францисканцев подписал лат. вероисповедание. В 1713 г. вторично занявший К-польский престол Киприан оправдал Самуила от возводимых на него обвинений и в янв. 1714 г. писал Хрисанфу Иерусалимскому, что невиновность возвращенного на Александрийский престол Патриарха доказана и объявлена с амвона. По смерти Самуила, одним из последних дел к-рого было признание учреждения в России Святейшего Правительствующего Синода (1723), на Александрийский престол вернулся находившийся на покое Косма II (1723-1736). После него Патриархом был избран Косма III (1737-1746), бывш. митр. Писидийский, имевший прекрасного помощника в лице архим. Матфея Псалта, избранного в его преемники по Александрийской кафедре (1746-1766), несмотря на несогласие Патриарха Паисия II К-польского. Для погашения долга тур. властям Патриархия нуждалась в средствах, к-рые поступали из Молдавии, Венеции и России. Из тех же источников брались деньги на ремонт Патриарших резиденций в Александрии и Каире, храмов и Патриаршей б-ки. Пропаганда католиков, выступавших против употребления за литургией квасного хлеба, побудила Патриарха Матфея организовать диспут по этому вопросу, в к-ром позицию православных защищал Евстратий Аргентис, составивший также «Синтагму против опресноков» (1760). С целью предотвратить попытку укоренения в Египте унии он вел переговоры в 1751 г. с рус. послом в К-поле А. Обрезковым, к-рому писал также и по эфиоп. вопросу: негус Иясу II и его мать Марта обратились к правосл. Александрийскому Патриарху с просьбой прислать в Эфиопию грамотного священника-богослова, а также деяния 7 Всел. Соборов. Матфей послал в Эфиопию миссию во главе с иером. Стефаном, к-рый построил там школу, планировал соорудить правосл. храм, и просил содействия рус. правительства в деле установления Православия в Абиссинии (Святейший Синод РПЦ, рассмотрев этот вопрос лишь через 17 лет, направил его в архив).

http://sedmitza.ru/text/943427.html

В связи с подготовкой антитурецкого восстания в 1598 г. в Велесе был казнен Охридский архиеп. Варлаам. В поисках союзников для борьбы с турками Охридский архиеп. Афанасий I Ризеа в 1596-1615 гг. посетил страны Европы и Россию. Он предложил Габсбургам детально разработанный план освобождения европ. Турции. Архиеп. Афанасия поддерживали Прилепский и Пелагонийский митр. Иеремия, Касторийский митр. Митрофан и Преспанский еп. Захария. В XVI-XVII вв. греч. население постепенно возвращалось в города. При отсутствии офиц. статистики, согласно сведениям разных путешественников, во многих городах сохранялось преимущественно тур. население, в т. ч. в XVII в. в Штипе, Кратове, Кастории, Манастыре, Крива-Паланке, которые были полностью турецкими. Но в целом мусульм. население никогда не преобладало по численности над христианским. Процесс уменьшения тур. населения начался в кон. XVII в., после австро-тур. войн. Одним из факторов была эпидемия чумы, охватившая нек-рые равнинные районы, как, напр., юрюкские села по р. Крива-Лакавица. В это время весь тур. квартал в Серрах опустел и там поселились болгары-христиане. Исчез и тур. квартал в Крушеве, где осталось только 8 тур. домов. Главной причиной уменьшения тур. населения были войны, к-рые Османская империя вела в Европе. В них погибла большая часть молодых мусульман, и эти потери некому было восстановить. Примеры подобного значительного уменьшения тур. населения были в окрестностях Куманова, где неск. тур. сел стали болгарскими, а также в прилепских селах. После подавления восстания Карпоша (1689) мн. сербы бежали из Косова и Скопье на север за отступающими австр. войсками, а болгары - преимущественно на восток. Опустевшие территории начали заселяться албанцами-мусульманами. После Карловицкого и Пожаревацкого мирных договоров (1699, 1718), с одной стороны, стали очевидны амбициозные планы Габсбургов в отношении Балкан, а с другой - наладилась австро-османская торговля. Были установлены торговые связи городских центров М. с Зап. и Центр.

http://pravenc.ru/text/2561508.html

Закрыть itemscope itemtype=" http://schema.org/Article " > Источник национальной силы, или За что мстят Алексею Суворину? 17.12.2015 637 Время на чтение 8 минут В Калуге увековечили память писательницы Евгении Тур. В торжественной церемонии открытия мемориальной доски приняли участие министр внутренней политики и массовых коммуникаций области Олег Калугин и заместитель министра культуры и туризма области Виталий Бессонов. Событие приурочено к 200-летию со дня её рождения Евгении Тур. Издавала газету «Русская речь» Идею калужских краеведов об увековечении памяти известной в России и за её пределами писательницы поддержали в областном отделении «Российского Фонда Мира». Памятный знак размещен в Калуге на доме 24/50 по улице Космонавта Комарова, где проживала в 80-х годах XIX века графиня Елизавета Салиас де Турнемир, писавшая под псевдонимом Евгения Тур. В настоящее время здесь находится Федеральное казенное учреждение «Управление автомобильной автомагистрали « Москва - Бобруйск». Часть здания является памятником архитектуры XVIII века и охраняется государством. Приветствуя участников памятного события, Олег Калугин подчеркнул его значимость для калужан в Год литературы, объявленный Указом Президента РФ в 2015-ом году. «Этот дом претерпел серьезные изменения. Но он хранит в своем облике ауру ушедшего времени, связанного с именем и творчеством замечательной писательницы, жившей здесь и так много сделавшей для отечественной литературы и культуры», - сказал министр. В этот же день в конференц-зале ФКУ «Управление автомобильной автомагистрали «Москва - Бобруйск» состоялось заседание круглого стола по теме «Год литературы и 200-летие со дня рождения Евгении Тур», в котором приняли участие калужские краеведы, лингвисты, работники архивов. Напомним, Елизавета Васильевна Салиас де Турнемир (псевдоним Евгения Тур) родилась 12 августа 1815 года в Москве, в дворянской семье Сухово-Кобылиных. Она - родная сестра Александра Васильевича Сухово-Кобылина, драматурга, автора сценической трилогии «Свадьба Кречинского», «Дело» и «Смерть Тарелкина». Евгения Тур также вела творческую деятельность - писала повести и романы, в том числе для детей и юношества. В 1861-1862 гг. Евгения Тур издавала газету «Русская речь». Именно последнее обстоятельство и роднит это имя с уроженцем Воронежской губернии, знаменитым издателем и журналистом, общественным деятелем Алексеем Сергеевичем Сувориным.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2015/d...

Брешиа в 1494 г. Оно получило распространение среди изучающих евр. язык христиан, им же воспользовался М. Лютер при создании своего нем. перевода Б. в 1521-1534 гг. Г. Сончино выпустил в 1511-1517 гг. в г. Пезаро 4-е полное издание, к-рое лишь в Писаниях отличается от предшествующего. Папа Лев X был инициатором создания полиглотты (евр., греч., лат.) в 1514-1517 гг. Опубликована в 1522 г. в испан. г. Алькала и названа Комплютенской полиглоттой (Biblia Polyglotta Complutensis, в соответствии с рим. названием этого города Complutum). Текст напечатан с учетом древних рукописей и предшествующих изданий. Комплютенская полиглотта. Алкала, 1514–1517. Книга пророка Иеремии (начало) Комплютенская полиглотта. Алкала, 1514–1517. Книга пророка Иеремии (начало) В 1515 г. купец-христианин из Антверпена Даниель ван Бомберг основал евр. типографию в Венеции и при содействии монаха-августинца Феликса Пратензиса издал в 1516-1517 гг. «раввинскую Библию» - ВЗ, в к-ром соединены евр. текст, таргум, масора и раввинистические комментарии. Евр. текст издания основан на изучении большого числа рукописей. Этот же текст, но без комментариев был издан в 1518 г., в 1521 г. набранный заново с небольшими изменениями, без указания большинства разночтений и без комментариев, издан Бомбергом под ред. братьев Эделькинд. Евр. ученый из Туниса Яков бен Хаим бен Адонияху подготовил для Бомберга 2-е изд. «раввинской Библии», снабженное малой и большой масорой. Придерживаясь критических методов своего времени, редактор использовал мн. рукописи, содержащие масору, а также масоретские книги. Редакция Якова бен Хаима, в основу к-рой легла масоретская традиция бен Ашера, стала «общепринятым текстом» евр. Б., на к-ром основывались все последующие издания до 1937 г. В 1536 г. в Базеле был издан текст Б. по инициативе нем. богослова С. Мюнстера . Красотою букв и печати отличается издание парижского печатника Р. Этьенна (латиниз. Стефанус), в к-ром библейские книги расположены в том же порядке, что и в Вульгате. Проф.

http://pravenc.ru/text/209477.html

Лит.: Marzi D. La questione della riforma del calendario nel quinto concilio lateranense (1512-1517). Firenze, 1896; Hefele, Leclercq. Hist. des Conciles. T. 8. Pt. 1. P. 239-565; La Brosse O., de. Le Pape et le Concile: La comparaison de leurs pouvoirs à la veille de la Réforme. P., 1965; Minnich N. H. Concepts of Reform Proposed at the Fifth Lateran Council//AHPont. 1969. Vol. 7. P. 163-251; idem. The Participants at the Fifth Lateran Council//Ibid. 1974. Vol. 12. P. 157-206; idem. Paride de Grassi " s Diary of the Fifth Lateran Council//AHC. 1982. Vol. 14. N 2. P. 370-460; idem. Fifth Lateran Council (1512-1517): Studies of Its Memberships, Diplomacy and Proposals for Reform. Aldershot, 1993; idem. The Reform Proposal (1513) of Stefano Taleazzi for the Fifth Lateran Council (1512-1517)//AHC. 1995/1996. Vol. 27/28. N 2. P. 543-570; idem. The Last Two Councils of the Catholic Reformation: The Influence of Lateran V on Trent//Early Modern Catholicism: Essays in Honour of J. W. O " Malley, S. J./Ed. K. M. Comerford, H. M. Pabel. Toronto, 2001. P. 3-25; idem. Julius II and Leo X as Presidents of the Fifth Lateran Council (1512-1517)//La papauté à la Renaissance: XLVIe Colloque Intern. d " études humanistes, Tours, 30 Juin - 4 Juillet, 2003/Éd. F. Alazard, F. La Brasca. P., 2007. P. 153-166; Minnich N. H., Pfeiffer H. W. Two Woodcuts of Lateran V//AHPont. 1970. Vol. 8. P. 179-214; iidem. De Grassi " s «conciliabulum» at Lateran V: The De Grassi " s Woodcut of Lateran V Re-Examined//Ibid. 1981. Vol. 19. P. 147-172; Oakley F. Conciliarism at the Fifth Lateran Council?//Church History. 1972. Vol. 41. N 4. P. 452-463; Bilaniuk P. B. T. Fifth Lateran Council (1512-1517) and the Eastern Churches. Toronto, 1975; Latran V et Trente/Éd. O. de La Brosse e. a. P., 1975. Vol. 1; Dykmans M. Le cinquième Concile de Latran d " après le Diaire de Paris de Grassi//AHC. 1982. Vol. 14. N 2. P. 271-369; Venard M. Il Concilio Lateranense V e il Tridentino//Storia dei Concili Ecumenici/А cura di G. Alberigo. Brescia, 1990. Р. 321-368; Constant E. A. A Reinterpretation of the Fifth Lateran Council Decree «Apostolici regiminis» (1513)//The Sixteenth Century J. Kirksville (Missouri), 2002. Vol. 33. N 2. P. 353-379; Morerod Ch. Le discours de Cajetan au Ve concile de Latran//Revue Thomiste. P., 2005. T. 105. N 4. P. 595-638.

http://pravenc.ru/text/2463167.html

Род. в семье буд. господаря Константина Кантемира и его супруги Анны Бантыш. В детстве получил хорошее по тем временам образование. Учитель, грек Иеремия Какавелас, обучал Д. лат., греч. и слав. языкам, а также теологии. В 1688-1691 гг. Д. находился в Стамбуле как заложник. В 1691-1693 гг. жил в Молдавии при дворе своего отца, а после его кончины был избран господарем на собрании бояр, духовенства и служилого сословия в присутствии патриархов К-польского и Иерусалимского и при участии видного тур. сановника, надевшего ему на плечи княжеский кафтан. Исполнял обязанности господаря только 3 недели, в марте-апр. 1693 г., поскольку не был утвержден султаном; под конвоем был выслан в Стамбул. Стараниями старшего брата Антиоха арест с него был снят, и Д. получил право свободного передвижения. Он продолжил образование в Стамбуле в высшей Патриаршей школе (К-польская Патриархия), изучал востоковедение, историю, философию, географию, логику, теологию, музыку, медицину, фольклор, архитектуру, живопись, тур., араб., персид. языки. В общей сложности он жил в Стамбуле более 20 лет. В годы правления в Молдавии его брата Антиоха Д. был назначен представителем молдавского господаря в Стамбуле, что позволило ему наладить отношения с высшими политическими кругами Турции, а также и с иностранными послами при султанском дворе. В этот период Д. принимал участие в ряде сражений, которые вела тур. армия. Так, в 1697 г. он находился в тур. лагере, когда османские войска потерпели сокрушительное поражение в битвах с австрийцами при Петроварадине (ныне Нови-Сад) и Зенте (ныне Сента). После этих событий Д. понял, что Османская империя клонится к закату. В 1699 г. женился на Касандре, дочери валашского господаря Кантакузино Шербана. Укрепив свое положение в тур. властных структурах и наладив связи с послами Франции, Голландии и России, Д. смог 14 нояб. 1710 г. занять престол Молдавии. С целью избавления княжества от тур. господства он пошел по пути сближения с Россией, к-рая в это время находилась в состоянии войны со Швецией и с Турцией.

http://pravenc.ru/text/1470287.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010