На это экзарх дипломатично заявил, что отношения между Экзархатом в К-поле и Церковью в Болгарском княжестве являются чисто духовными и что церковный закон свободной Болгарии распространяется только на ее территорию; Церковь же в Османской империи управляется на основании временных правил (поскольку Устав 1871 г. все еще не был одобрен тур. властями). В окт. 1883 г. Иосиф I не был приглашен на прием во дворце султана, на к-ром присутствовали главы всех признанных в Османской империи религ. общин, что было расценено болгарами как шаг к устранению экзарха и привело к волнениям среди населения Македонии, Вост. Фракии и Вост. Румелии. Однако в этой ситуации Болгарский Экзархат нашел поддержку со стороны России. Османскому правительству пришлось уступить, и 17 дек. 1883 г. экзарх Иосиф I был принят султаном Абдул-Хамидом II. Было подтверждено действие фирмана 1870 г., кафедра экзарха была оставлена в К-поле и было дано обещание, что церковные права болгар будут и впредь соблюдаться в вилайетах империи. В 1884 г. экзарх Иосиф I предпринял попытку отправить болг. архиереев в македон. епархии, духовную юрисдикцию над к-рыми оспаривали как К-польская Патриархия, так и сербы. Это соперничество Высокая Порта умело использовала в своих интересах. В конце года тур. власти разрешили назначить владык в Охрид и Скопье, однако бераты, подтверждавшие их назначение, не были изданы, и архиереи не смогли отбыть на места. После воссоединения Болгарского княжества с Вост. Румелией (1885), сербско-болг. войны 1885 г., отречения кн. Александра I Баттенберга (1886) и восшествия на его место кн. Фердинанда I Кобургского (1887) курс османского правительства в отношении Болгарского Экзархата в К-поле изменился. В 1890 г. были изданы бераты, подтверждавшие назначение митрополитов Синесия в Охрид и Феодосия в Скопье, было отменено установленное еще в период русско-тур. войны 1877-1878 гг. военное положение в европ. вилайетах. Экзархату было разрешено начать издание собственного печатного органа «Новини» (Новости), позже переименованного в «Вести».

http://pravenc.ru/text/149675.html

К нач. XIX в. наполеоновская Франция усилила позиции в Османской империи, франц. войска одержали победу над российскими под Аустерлицем (1805), тур. султан Селим III под давлением Франции закрыл для российских судов проход через черноморские проливы. Это привело к началу новой русско-тур. войны (1806-1812). Непосредственным поводом к войне стало осуществленное султаном в авг. 1806 г. отстранение от власти господарей молдавского Александру Мурузи и валашского Константина Ипсиланти без предварительных консультаций с Россией, предусмотренных Ясским мирным договором 1791 г. Российский посол А. Я. Италинский вручил представителю тур. стороны ультиматум о разрыве дипломатических отношений в случае, если в Дунайских княжествах не будет восстановлена прежняя власть. Несмотря на уступки Порты, выразившей готовность вернуть к власти господарей, российский имп. Александр I в окт. 1806 г. дал приказ о вступлении российских войск в Дунайские княжества без объявления войны. В дек. Османская империя объявила войну России. Изначально предполагалось превращение Дунайских княжеств в находящиеся под контролем России т. н. буферные гос-ва. В соответствии с Тильзитским миром (июнь 1807) Франция дала согласие на вхождение этих княжеств в российскую сферу влияния. Предварительно во главе объединенных княжеств должен был встать Ипсиланти. Позже в интересах более эффективного обеспечения потребностей оккупационной армии в жилье, продовольствии, фураже и т. д., а также в целях преодоления коррупции было принято решение о его смещении и реорганизации всей системы адм. управления княжествами. Полнота власти была передана диванам (сословным собраниям) княжеств под общим председательством российского чиновника, наделенного большими полномочиями (с июня 1807 С. Л. Лашкарёв, с февр. 1808 С. С. Кушников, с мая 1810 В. И. Красно-Милашевич). Как диванам, так и чиновникам было выдвинуто условие присяги на верность российской короне. 20 февр. 1808 г. митр. Молдавский Вениамин (Костаки) покинул кафедру и поселился в мон-ре Слатина, затем в Нямецком мон-ре, временно устранившись от активного участия в церковной жизни. Во главе Унгро-Влахийской митрополии до нояб. 1809 г. продолжал оставаться близкий к фанариотским кругам К-поля престарелый митр. Досифей (Филитти) , противившийся усилению российского влияния и любого рода церковным реформам. Согласно рескрипту Александра I от 27 марта 1808 г., был образован М.-В. Э. Впервые в своей истории Молдавское и Валашское княжества объединились в церковном отношении. Во главе Экзархата был поставлен митр. Гавриил (Банулеску-Бодони), находившийся к этому времени на покое; он был введен в состав Синода РПЦ. 23 мая был подписан имп. указ о назначении митр. Гавриила на кафедру Молдавской митрополии. Своим местопребыванием экзарх избрал столицу Молдавского княжества, г. Яссы, куда и прибыл в начале мая. Периодически митр. Гавриил выезжал и в Бухарест.

http://pravenc.ru/text/2564048.html

В 30-х гг. XIX в. началось возрождение Д., связанное с хозяйственной реорганизацией и возобновлением сборов по епархиям Турции и новообразованной Греции. В архиве Д. хранится большое количество писем митрополитов, где они благодарят обитель за труды ее миссионеров и просят посылать духовников в свои епархии. В результате прошения Д. о смягчении налогов султан Абдул-Меджид в 1841 г. издал фирман, строго запрещавший взимать с мон-ря любые виды налогов, кроме десятины. Есть свидетельства, что в 1837-1861 гг. Д. был местом ссылки осужденных клириков и мирян. Позднее бывший в числе сосланных епископ Траянопольский Анфим (1837) стал монахом Д. и выполнял нек-рые ответственные поручения. Стефан, иером. дохиарского подворья в Сливене, укреплял на мученический подвиг находившегося в тюрьме нмч. Димитрия Сливенского († 1841), а перед казнью исповедал его и причастил Св. Таин. В 1843 г. на румын. подворье Д. Слобозия был издан «Проскинитарион» (описание святынь Д.), составленный Кириллом Дохиаритом, еп. Смирнским. Свидетельством экономического преуспевания Д. явилось строительство ныне не существующих парекклисионов св. Димитрия (1841), Св. Троицы (1843), а также свт. Николая Чудотворца на кладбище (1894), нового архондарика, последнего этажа башни и входа в обитель, а также хозяйственных построек (стойл для скота, дома для рабочих, жилья для виноградарей, кузницы, конной мельницы, зернохранилища и проч.). В этот период начинается постепенное лишение Д. его недвижимости: в 1863 г. господарь Александру Куза отобрал у него владения в Румынии (мон-рь Слобозию и др.); с присоединением к Болгарии Вост. Румелии Д. утратил владения в этом регионе; Балканские войны (1912-1913), первая мировая война и греко-тур. война лишили Д. имений в Вост. Фракии и М. Азии; были утеряны мн. подворья даже в греч. землях. В 1910 г. мон-рь потерпел значительный урон от мощного наводнения, разрушившего большую часть сада и кладбище. В кон. XIX - нач. XX в. братья мон-ря принимали прямое и косвенное участие в национальной борьбе Греческого гос-ва. Так, в 1897 г. в греко-тур. 30-дневной войне в качестве добровольцев воевали 3 монаха-дохиарита, причем один из них продолжил борьбу вместе с партизанами на тур. территории. Во время Балканских войн монахи Д. предоставляли греч. повстанцам подворья на п-ове Халкидики, за что нередко подвергались преследованиям. 1912-2007 гг.

http://pravenc.ru/text/180375.html

д. 112 Возможно, аллюзия на Зенобия Софиста: Zenobius Sophista, Epitome collectionum Lucilli Tarrhaei et Didymi, Centuria III, 17,1. 113 Св. Димитрий Солунский (греч. γιος Δημτριος τς Θεσσαλονκης или γιος Δημτριος μυροβλτης, св. Димитрий Мироточец; † 306) – христианский святой, почитаемый в лике великомучеников. Пострадал во время правления императора Диоклетиана. Память совершается в православной церкви 26 октября. Считается покровителем Фессалоники, где в его честь была построена знаменитая базилика. 117 Имеется в виду великий дукс Иоанн Скопец (Иоанн Евнух, греч. Ιωννης Εκτομας; ум. в 1344 г.) – трапезундский военачальник, сторонник императрицы Ирины Палеологини. 118 Лимнии (греч. Λμνια) – причерноморская крепость. Ван Дитен ошибочно идентифицирует ее с Инои (греч. Ονο), совр. Унье (тур. Ünye). Ф. И. Успенский в своей книге Очерки истории Трапезундской империи (СПб., 2003) посвящает локализации Лимний целую главу (гл. VI, с. 182–198) и помещает их между Керасунтом (греч. Κερασος, совр. Гиресун, тур. Giresun) и Самсуном (греч. Σαμψοντα, тур. Samsun), но употребление Григорой слова «διαπντιον» (за море) позволяет предположить, что речь идет о каком-то острове. 119 Схоларии (греч. Σχολριοι) – аристократическое семейство, игравшее значительную роль в политической жизни Трапезундской империи. В гражданскую войну они поддерживали Константинополь против Ирины Палеологини. 120 Иоанн III Великий Комнин (греч. ωννης Г» Μγας Κομνηνς; 1321–1362) – император Трапезунда с 1342 по 1344 г. 121 Поговорка: «сверстник тешит сверстника» (λξ τρπει τν λικα) неоднократно встречается у классиков (Aristoteles, Rhetorica, 1371b, 15; Diogenianus, Paroemiae (epitome operis sub nomine Diogeniani), Centuria 2,88.1, и др.). 126 Меотийский (он же Киммерийский) Босфор (греч. πρς τ Μαιτιδι Βσπορος или Κιμμερικς Βσπορος) – Керченский пролив. 127 Гелика (греч. λκη) – распространенное в античности название созвездия Большой Медведицы по имени мифической няни Зевса, опекавшей его, когда он во младенчестве жил на Крите.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

1169 Aesopus, Fabulae, 119; cp.: Michael Apostolius, Collectio paroemiarum, Centuria 8, 43, b: Corpus paroemiographorum Graecorum, ed. E. L. von Leutsch, vol. 2 (Göttingen, 1851; repr. Hildesheim, 1958) (TLG 9009 001). 1170 См.: Scholia in Lysistratam (scholia vetera), 624.1–3, b: Scholia Graeca in Aristophanem, ed. F. Dübner (Paris, 1877; repr. Hildesheim, 1969), p. 248–263 (TLG 5014 010). 1171 Франческо I Гаттилузио (итал. Francesco Gattilusio, греч. Καταλοζος или Γατελοζος, ум. 1384), генуэзец, первый правитель Лесбоса (1355–1384) на правах вассала императора ромеев, основатель династии, управлявшей островом до 1462 г. (другие члены рода Гаттилузио правили также на островах Лемнос, Самотраки, Тасос, в г. Энос и в иных владениях латинян на севере Эгейского моря). Муж принцессы Марии Палеологини. 1173 Стефан Урош IV Душан, известен также как Душан Сильный – сербский король (с 1331 г.) из рода Неманичей, с 1346 г. – «царь сербов и греков». На самом деле скончался 20 декабря 1355 г. 1176 Симон или Симеон Синиша Урош Палеолог Неманич (греч. Συμεν Ορεσις Παλαιολγος, 1326–1371) – сын короля Стефана Уроша III Дечанского и его второй жены, принцессы Марии Палеолог, внучки императора Михаила VIII Палеолога, царь Эпира в 1359–1366 гг. властитель Фессалии в 1359–1371 гг. 1177 Фомаида Орсини (Фомаида Комнина Ангедина, итал. Thomais Orsini, греч. Θωμας Αγγελνα Κομννα, р. οκ. 1330 r.). 1181 Даскелийский залив (греч. Δασκλιος κλπος), вероятно, назван по имени Даскилия (греч. Δασκλειον или Δασκλιον), вифинского города на Геллеспонте, развалины которого находятся близ озера Маньяс, в 30 км от современного города Бандырма (тур. Bandirma). Астакенский залив (греч. στακηνς κλπος) получил название от города Астак (греч. στακς), разрушенного еще в древности и впоследствии отстроенного как Никомидия (греч. Νικομδεια), ныне Измит (тур. zmit). Оба этих гидронима более нигде не встречаются. 1187 Ильяс Фахр ад-дин Бей (тур. Fahrüddin lyas Bey) – второй правитель (1345–1357) анатолийского бейлика Саруханогудлары, сын его основателя Сарухан Бея.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

По политическим взглядам Г. Т. был сторонником той формы республиканского правления, к-рая существовала в то время в Венеции. Он полагал, что отцы-основатели Венеции взяли за идеал теорию смешанного правления, описанную в «Законах» Платона, и в совершенстве воплотили этот идеал в жизнь. Г. Т. первым в период Ренессанса разработал концепцию идеального смешанного правления на примере Венеции, концепцию, к-рой суждено было переродиться в один из величайших мифов совр. политической теории. Т. о., классический политический миф о Спарте породил при посредничестве Г. Т. ренессансный политический миф о Венеции. Г. Т. утверждал, что изучение античных авторов полезно в качестве подготовки к политической деятельности. Он восхищался Цицероном, правда несколько подменяя его идеал оратора-философа идеалом оратора-политика. На Г. Т. большое влияние оказало изучение эсхатологических пророчеств и астрологии. Нек-рые из его произведений дают основания полагать, что он ощущал в себе пророческий дар. Г. Т. пытался предсказывать будущее Римским папам и, более того, полагал, что может предвидеть будущее всего человечества. В падении К-поля (1453) он видел знак наступления последних времен и был уверен в том, что султан Мехмед II Завоеватель избран Богом для того, чтобы покорить весь мир и объединить человечество в «одной вере, одной Церкви и одном царстве». Желая помочь Мехмеду, Г. Т. посылал ему письма и трактаты. Более того, в 1465 г. он отправился в К-поль, чтобы лично встретиться с тур. султаном и попытаться обратить его в христианство. Прожект Г. Т. был утопичен, и обращения к султану остались без ответа, зато по возвращении в Рим (март 1466) он был заподозрен в протур. интригах и провел 4 месяца в тюрьме, пока его не освободили по ходатайству папы Павла II. «Пророчества» философа с Крита не были оценены ни в Риме, ни в К-поле. В трактатах и письмах к тур. султану Г. Т. выступал как последовательный сторонник мирного исламо-христ. диалога, исключающего критику религии противоположной стороны. Он сформулировал методы и принципы плодотворного общения мусульман и христиан. Г. Т. можно назвать теоретиком мирного межрелиг. диалога; его позиция по этому вопросу во многом созвучна взглядам Иоанна из Сеговии и Николая Кузанского . Г. Т. адресовал тур. султану 3 богословских трактата: «Об истинности христианской веры», «О вечной славе самодержца и его мировом владычестве» и «О божественности Мануила». Литературные труды

http://pravenc.ru/text/164443.html

В 1521 г. турки захватили Б. и переселили множество сербов в Стамбул, куда были также отправлены городские святыни: мощи прп. Параскевы-Петки, царицы Феофаны, Белградская чудотворная икона Божией Матери. Переселенцы построили в Стамбуле Успенскую ц. в память собора в Белградской крепости, разрушенного турками. В 1557 г. была восстановлена Печская Патриархия. С началом австро-тур. войн у сербов появились надежды на освобождение от тур. ига. Патриарх Иоанн и еп. Вршацкий Феодор были одними из предводителей восстания 1594 г., жестоко подавленного Синан-пашой, к-рый, верно оценив силу «святосавского духа», поручил доставить мощи свт. Саввы из мон-ря Милешева в Б., чтобы сжечь их в городском предместье Врачар и развеять в Сербии. Позже на этом историческом месте Б. была выстроена ц. во имя свт. Саввы. В XVII-XVIII вв. в ходе военных действий, где сербы принимали участие на австр. стороне, Б. неоднократно переходил из рук в руки. 18 июня 1690 г. в Б. состоялся Собор высшего духовенства и предводителей народа, к-рый направил еп. Исаию (Джаковича) к австр. императору для ведения переговоров об условиях существования серб. народа и Церкви в Австрийской империи. Печский Патриарх Арсений III (Черноевич) требовал полной свободы религ. и церковной жизни и признания его власти над всеми сербами, проживавшими не только в старых вотчинах под турками, но и над теми, кто жил в австр. областях, что было равносильно признанию единства серб. нации. Австр. сторона неоднократно нарушала данные обязательства, пытаясь насильственно насаждать унию. Получив в 1718 г. по мирному договору от Турции территорию Белградской митрополии, Австрия не позволила ей войти в Карловацкую митрополию. Однако по смерти Карловацкого митрополита и с окончанием австр. оккупации в 1726 г. Собор в Карловцах объединил обе митрополии под властью Белградского митрополита Моисея (Петровича) в единую Белградско-Карловацкую митрополию, просуществовавшую 13 лет. В 1737 г. началась русско-тур. война. По белградскому миру 1739 г. город вновь оказался под турками. Др. следствием неудач в этой войне было новое великое переселение сербов в Австрию под предводительством Печского Патриарха Арсения IV (Шакабенты) . В Печ К-польская Патриархия стала поставлять греков Патриархов, пока окончательно не упразднила Печскую Патриархию (1766). Духовная власть над серб. землей находилась в руках фанариотских епископов, к-рые старались угодить больше туркам, чем заботились о серб. пастве.

http://pravenc.ru/text/77876.html

Но я бы Вам тоже посоветовал Страсбург, мост между Германией и Францией, одновременно европейский и глубоко французский, и Тур, город Св. Мартина Милосердного, Бальзака, Декарта и Рабле, и который не потерял свой средневековый блеск. Попробуйте и Ле-Пюи-ан-Веле, лазать туда - сложнее, но стоит, поверьте. Ах и Владимиру: 1) ЛЮБОЙ французский город чище Парижа! (кроме Марселя, признаюсь) 2) православные эмигранты негде не объединены, негде в мире. Среди них были, и есть, и великие духовники и мыслители, как Св. Иоанн Шанхайский и Сан-Франсисский или С. Булгаков или Вл. Лосский, но заграничные православные христиане - прежде всего иммигранты, живут больше в сохранение национальных традиций, чем во Вселенной церкви. Tepmiй, хранцуз 26 сентября 2012, 11:41 А позвольте еще написать несколько примечаний? 1) Нет, " по(то)м " не произносится как " картошка " на французском, а как " яблоко " , картошка это " пом дё тер " , т.е. " земное яблоко " . 2) Эйфелевая башня - не " Тур д " Эйфель " а " Тур Эйфель " . 3) В Сент-Женевьев-де-Буа, Надо тоже упомянуть очень красивую могилу Рудольфа Нуреева, с ее мозаикой! 4) Нельзя назвать " Сакре-Кёр " - " Покаянным трудом Галликанской Церкви " , по моему: в французском католицизме " галликанизму " (центробежной силе) янсенистов, парламентов и республиканского духовенства ВСЕГДА противостоял " ультрамонтанизм " (центростремительная сила) католической Лиге, иезуитов, королевского престола и затем монархистов. Сакре-Кёр, в этом контексте, символизирует триумф ультрамонтанизм и воля устранения галликанского спора в национального примирения. Стройка Базилика была одобрена французским парламентом " 3-ой Республики " . Tepmiй, хранцуз 26 сентября 2012, 11:40 Благодарю вас, о. Андрей, за очень интересный очерк, который хорошо отражает многослойность и разнообразие парижских пейзажа и народа. Сам я католик, и могу вам сказать, во Франции, мы уже давно больше не выбираем курс страны и народа, но мы бдим и выскажемся, когда надо. И извините, в огромном большинстве в рамке республиканского политического строя и его разногласия, который нам дает право на поддержку нашего вероисповедание, но и другим своего и атеистам, агностикам и т.д.

http://pravoslavie.ru/56290.html

Параллельно развивался богословский Г., центром к-рого стал богословский фак-т Парижского ун-та. Для его представителей главным был тезис о том, что папа Римский не безошибочен в определениях, касающихся вопросов веры и нравственности. Национальный Собор франц. Церкви (Орлеан, 1478), ассамблеи духовенства (Лион, 1479; Санс, 1485; Тур, 1493; Орлеан и Тур, 1510), Генеральные штаты (Тур, 1484) напоминали о принципах Г. и об особом статусе католич. Церкви во Франции. Однако королевская политика отличалась большей гибкостью и поиском путей согласия с папством для дальнейшего подчинения франц. духовенства власти короля. После долгой борьбы Риму удалось добиться отмены Прагматической санкции 1438 г. Промежуточным звеном явился Амбуазский конкордат (1472), согласно к-рому в обмен на подчинение власти папы король получал решающий голос при раздаче бенефициев. Однако короли Карл VIII (1483-1498) и Людовик XII (1498-1515) вновь вернулись к Прагматической санкции 1438 г. Окончательная ее отмена произошла в период Итальянских войн (1494-1559), когда король Франции нуждался в поддержке папства для усиления власти над франц. Церковью. Между папой Львом X и Франциском I был заключен Болонский конкордат (18 авг. 1516), к-рый действовал до 1790 г. Папа разрешил королю взимать ежегодную десятину с доходов духовенства, выборы сохранялись лишь в нек-рых капитулах и привилегированных аббатствах (отменены в 1531). Только в Провансе и Бретани, присоединенных к Франции после принятия Прагматической санкции 1438 г., папство сохраняло право замещать церковные вакансии, но впосл. там тоже было распространено действие Болонского конкордата. В булле «Pastor aeternus», к-рая утверждала конкордат, папа Лев X осудил доктрины Г. Во Франции конкордат встретил сопротивление со стороны приверженцев парламентского Г. Парламент в течение 2 лет затягивал его ратификацию (утвержден в марте 1518). Др. центром оппозиции Болонскому конкордату стал Парижский ун-т. Оба института прибегали к тактике задержки регистрации решений папы: если оно им не нравилось, то парламент направлял апелляцию к буд. Собору и т. о. блокировал вступление в силу этого решения во Франции. Впосл. парламент, ссылаясь на принципы Г., долго препятствовал публикации во Франции решений Тридентского Собора .

http://pravenc.ru/text/161574.html

В 1767 г. митрополитом был поставлен грек-фанариот Григорий, в 1773 г. он был перемещен на др. кафедру. При митр. Герасиме (1777-1804), во время австро-тур. войны 1788-1791 гг., многие священники выступили на стороне Австрии, поэтому впоследствии были вынуждены бежать в Срем. При еп.-сербе Иоанникии (1804-1807), во время 1-го серб. восстания в 1807 г., повстанцы напали на Зворник и Биелину, за это турки подожгли мон-ри Тавна и Рача , разорили мон-рь Озрен и убили 7 священников. В фирмане, изданном 5 февр. 1808 г. сараевским судьей, содержится единственное упоминание о митр. Зворникском Евгении, к-рый в тот момент временно управлял Дабро-Босанской епархией. Митр. Гавриил Хромой (1808-1837) обновил мон-ри Тавна и Троноша , построил церковь в Зворнике, открыл серб. школы в Зворнике, Локане и Тузле. В 1831 г., после предоставления в 1830 г. автономии княжеству Сербия, из состава Зворникской митрополии были выделены самостоятельные Ужицкая (позже вошла в состав Жичской епархии ) и Валевская (см. Шабацко-Валевская епархия ) епархии. В 1852 г. кафедра была перенесена в Тузлу, но при этом в документах К-польской Патриархии она продолжала называться Зворникской, а ее архиерей носил титул «архиепископ и митрополит Зворникский и экзарх Верхней Далмации». Митр. Агатангел (1848-1861) призывал священников заниматься духовным образованием детей и молодежи. В 1858 г. в епархии произошло антитур. восстание под рук. прот. Стефана Аврамовича, и митр. Агатангел отменил уплату 3-й части епархиального дохода тур. правительству. Турки жестоко подавили восстание, а владыку отозвали в К-поль. В 1861 г., при митр. Дионисии I (1861-1865), тур. власти разрешили строительство церквей, и это способствовало подъему епархии. В 1865 г. на кафедру был избран серб Дионисий II (Илич ; до 1868 и в 1872-1891). Во время его правления при подавлении серб. восстания 1875 г., в котором принимало участие и духовенство, турки сожгли мон-рь Тавна и расправились с братией, а после оккупации Боснии и Герцеговины Австро-Венгрией (1878) начались притеснения сербов: в 1879 г.

http://pravenc.ru/text/199675.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010