> Дело дня: Помогите ребёнку <

Фомы Аквинского

 001   002   003   004   005   006   007   008   009   010   011   012   013   014   015   016   017   018   019   020   021
Учение о двух истинах у аверроистов и Фомы ...Искать в Источникеsdsmp.ru
... о двух истинах у аверроистов и Фомы Аквинского Возможно ли человеку доказать Бога? И возможно ли показать Бога? В чём разница между тем и другим? Что такое богопознание и как возможен путь к нему? Введение Возможно ли человеку доказать Бога? И возможно ли показать Бога? В чём разница между тем и другим? Что такое богопознание и как возможен путь к нему? К этим ключевым вопросам можно свести весь круг вопросов и тем, возникающих при рассмотрении как средневековой «дискуссии» между Фомой Аквинским и аверроистами в отношении учения «о двух истинах» (истине веры и истине разума) , так и самого факта отпочкования человеческого разума от единого и цельного боговидения глазами Церкви. Как по своим истокам, так и по своему значению, эти события в недрах схоластики XIII века далеко выходят за свои формальные рамки. Аристотель, Ибн Рушд, Сигер Брабантский, Фома Аквинский, свт. Григорий Палама, возрождение, путь новоевропейской философии; язычество, ислам, католичество, православие, современный секулярный мир — столь различные веры, различные мировоззрения предшествуют данной теме, участвуют в ней, формируют её облик, критически оценивают её, являют себя плодом тех ... далее ...
Уникальная библиотека : Портал Богослов.RuИскать в Источникеbogoslov.ru
... освоить не только обычные читатели библиотеки, но и… мыши: когда книги хранились в подвале, – а вначале библиотека ББИ располагалась именно там, – они с удовольствием «познакомились» с трудами В. Розанова. А вот Бердяев им пришелся не по зубам – они только чуть-чуть надкусили обложку. На четвертом этажестоят книги на французском языке по истории Церкви, богословию, патристике (раздел «Патристика» включаеттруды отцов и учителей Церкви и представлен в том числе такими сериями, как «Sources Chrètiennes», «Sagesses Chrètiennes», «Ante-Nicene Fathers», «Niceneand Post-Nicene Fathers», трудами Фомы Аквинского и др.) , философии и там же находится основной журнальный фонд. Также есть раздел, посвященный экуменизму и вопросам межконфессионального и межрелигиозного диалога, этике и биоэтике. «История нехристианских религий» представлена изданиями по иудаизму, исламу, буддизму, индуизму, новым религиозным движениям на английском и французском, немецком и русском языках. Просим читателей обратить внимание на то, что редакция, будучи ограничена по составу, не имеет возможности сканировать и рассылать статьи, библиограммы которых размещены в росписи статей. Более того, большинство этих ... далее ...
Сравнение пневматологической антропологии ...Искать в Источникеpravmir.ru
... споры IV века определили Три Лица в единой Божественной природе. Богословие Святого Григория говорит о непостижимой Божественной сущности и постижимой существенной энергии. Он воспринял и использовал логику Святого Максима Исповедника и Шестого Вселенского Собора, которые учат об Энергии как реализации и действии любой природы, как движении от природы к действию. «Божественная Энергия неотделима от Божественной Сущности, она есть Сам Бог действующий. Отличать Божественные энергии от сущности, не значит делить Бога, потому что одно и другое есть два образа одной и той же жизни Бога» [1]. Это означает, что святой Григорий Палама не мыслит Божественную энергию как безличную эманацию сущности, но как личное сообщение жизни Божественной. Через Божественную Энергию непостижимый по своей сущности Бог становится постижимым для тварей. Собор 1351 года определил, что «энергия есть субстанциональное и существенное движение. Оно проистекает из Божественной сущности, как извечно текущего источника. Божественная энергия не есть нечто иное, чем Бог, но она есть Его вечное нетварное действие, полнота и совершенство Божества. От самой вечности она существовала нераздельно ... далее ...
Умберто Эко и кардинал Карло Мария Мартини: ...Искать в Источникеpravmir.ru
... в каждый момент времени. И готов поверить во что-то другое, только если оно исходит из первого. Он узколоб и методичен, избегает широких горизонтов. Если вы верите в две вещи, никак, по-видимому, между собой не связанные, поскольку полагаете, что какая-то скрытая связь между ними все-таки должна быть, — это и есть способность к вере. Умберто Эко родился в 1932 году в Алессандрии, в Пьемонте. Прежде чем получить известность на ниве семиотики (раздела науки, изучающего знаки и символы) , он изучал эстетические теории Средневековья. В Туринском университете он защитил диссертацию по эстетике Фомы Аквинского. Сейчас он — профессор семиотики в университете Болоньи. По собственному признанию, Эко был воцерковленным католиком до двадцати двух лет. Однако, отойдя от католичества, он не превратился в воинствующего антихристианина. Порой он вспоминает об утраченной вере с явной ноткой сожаления и предполагает, что непоколебимое моральное чувство, которым пронизана его жизнь и произведения, может исходить из католического воспитания. Католический бэкграунд в произведениях Эко очевиден, можно даже сказать, неистребим. В романе «Маятник Фуко» мы встречаем развернутые ссылки на ... далее ...
Понятие усвоения и его роль в пневматологической ...Искать в Источникеmospat.ru
... Второго Ватиканского Собора богословие усвоения было живой темой для обсуждения среди римско-католических богословов. Богословы обсуждали вопрос о том, принадлежит ли Божественное обитание в душах праведных собственно Святому Духу, или мы можем говорить об обитании Святого Духа только как о действии, которое обще Трем Божественным Лицам, но усвояемом Святому Духу. Большинство богословов придерживалось того мнения, что обитание принадлежит Святому Духу только по усвоению. Однако были и такие богословы, которые говорили об обитании в человеке как о свойстве Святого Духа, которое присуще только Ему одному, а Бог Отец и Сын участвуют в этом действии только потому, что Они нераздельно связаны со Святым Духом. Их участие в данном действии проявляется в меньшей степени, хотя Они также обитают в человеке. Подобного мнения придерживался, например, богослов XVI века Дионисий Петавский. В латинской традиции богословие усвоения берет свои истоки у блаженного Августина и святого Илария Пектавийского, хотя они не употребляют термин «усвоение». Однако рассуждения о Святой Троице показывают, что этот метод был им известен. Усвоение (от лат. appropriatio) — это богословский метод, ... далее ...
Наука верующих или вера ученых: век XXИскать в ИсточникеИсточник
... расширение Вселенной и который уже тогда был увлечен наукой. Он видел в книге Бытия предварение современной науки. Я сказал об этом старому священнику, но тот отнесся к этому скептически. “Даже если и есть совпадение, – сказал он, – то оно не имеет значения. И если ты докажешь мне, что оно существует, я скажу, что это весьма прискорбно. Это только подвинет неумных людей воображать, что Библия учит безошибочной науке, хотя максимум, что мы можем сказать, – это то, что иногда кто-то из пророков высказывает верную научную догадку”» [7]. Леметр придерживался старого средневекового учения Фомы Аквинского о двух путях к истине – научному и религиозному. «Я решил идти и той, и другой дорогой, и ничто в моей рабочей жизни, ничто из того, что я узнал в своих исследованиях как науки, так и религии, не смогло поколебать это мнение. Наука никогда не подвергала сомнению мою веру, а религия никогда не заставляла меня ставить под сомнение выводы, к которым я пришел с помощью научных методов». Наука и религия имеют разные цели и разные методы и нет никаких оснований использовать авторитет Библии для проверки естественнонаучных истин. «Библейские авторы были просвещены свыше – некоторые ... далее ...
Богословие Фомы Аквинского в прочтении Томаса де ...Искать в Источникеbogoslov.ru
... документа «Пассия как элемент современного православного богослужения» 2. 04. 2018 Именно так. Крестовоскресный есть характер истинной веры Ортодоксии. Но главное в таинстве спасения... 2. 04. 2018 Служба Великой Пятницы - единственная в богослужебном году и не должна копироваться. В Православии а... 1. 04. 2018 У нас давно практикуется первый вариант. Причем, для желающих " уставного " богослужения - в... Комментарии к проекту документа «О дальнейших мерах по уврачеванию последствий церковного разделения XVII века» 1. 04. 2018 ……………Комментарий Проекта Документа ….. «О дальнейших мерах по врачеванию последствий церковного ра... Богословие Фомы Аквинского в прочтении Томаса де Вио Каетана [ Халленслебен, Барбара Вниманию читателей сайта предлагается статья профессора Барбары Халленслебен, посвященная личности и учению крупного католического богослова Нового Времени – Томаса де Вио Каетана (1469–1534) . В историю мысли Каетан вошел как основатель неотомизма – философско-богословского направления, выразившегося в попытке нового прочтения наследия Фомы Аквинского. Во времена начинавшейся Реформации именно Каетану было поручено богословское вразумление Мартина Лютера. ... далее ...
Майстер Экхарт — Григорий Палама: продолжение ...Искать в Источникеbogoslov.ru
... и смысловой эманации. III. Лингвоэманационизм Иоанна Экхарта 1. Иоанн Экхарт, Григорий Палама: три уровня слова Выкладки Майстера Экхарта в области теории слова и языка порой поражают своими соответствиями с построениями Григория Паламы. Согласно Экхарту, существует три уровня слова; при своем рождении и становлении оно проходит три фазы: «... Слово, которое я теперь говорю: вот оно возникло во мне, затем я покоюсь на образе, в-третьих, я его изреку, а все вы его примите. И все же оно, подлинно, осталось во мне» [75]. Здесь рейнский мистик выступил прямым продолжателем Фомы Аквинского, который подробно разобрал этот вопрос в гл. 4 трактата «Об истине». Аквинат называл уровни слова и фазы его овнешнения: «сердечным словом» (verbum cordis) , «внутренним словом» (verbum interius) и «словом звучащим» (verbum vocis) [76]. Если «сердечное слово», исходная фаза зарождения речи, не связано с каким-либо зрительным представлением и возникает в результате припоминания одной из наличных в разуме идей, то «внутреннее слово», будучи немым образцом для «слова звучащего», неразрывно связано со звуковым и зрительным образом («Verbum interius... habet imaginem vocis») . ... далее ...
Сравнительный анализ пневматологической ...Искать в Источникеmospat.ru
... святитель Григорий, и Фома Аквинский отличали важную роль Святого Духа в жизни христианина. Святой Дух, согласно их учению, является тем Лицом, которое связывает человека с Богом Троицей. Это обусловлено тем, что именно Святой Дух есть раздаятель божественной благодати, которая делает человека способным познать Бога. Однако в вопросах касающихся учения о Божественных энергиях, об обожении, об образе присутствия Святого Духа в человеке, о богопознании в их подходах существуют различия. Эти расхождения явились предметом споров, которые имели место в истории христианской Церкви. Эти различия обуславливают существование двух течений в богословской мысли — паламизма и томизма. Первое течение характерно для восточно-православного богословия, которое опирается на учение святителя Григория Паламы о Божественных энергиях, тогда как второе характерно для западного богословия, которое основывается на учении Фомы Аквинского. Однако, несмотря на расхождения в вопросе учения о Святом Духе, данные богословские течения имеют много общего. Об этом свидетельствует кардинал Журне, когда говорит: «Точки соприкосновения между богословием томизма и богословием паламизма бесчисленны» ... далее ...
Свт. Феофан Никейский. Пять речей о Фаворском ...Искать в Источникеbogoslov.ru
... вв. (в комментарии на Никомахову Этику Аристотеля) Eustratius, InAristotelisethicaNicomacheaicommentaria 34. 27, ed. G. Heylbut (. Иными словами, этот образ был у византийских философски ориентированных авторов популярен. – Г. Б. [7] Имеются в виду, как видно из дальнейшего, но и из скрытого отсыла к свт. Григорию и прп. Максиму, святые отцы. – Г. Б. [8] Методов логики. – Г. Б. [9] То есть чувственным познанием. – Г. Б. [10] Или «мышлению». Излагаемая теория познания вполне соответствует классическому аристотелизму, а также его христианской версии, нашедшей свое законченное выражение у Фомы Аквинского. Ср., например: «Однако поскольку само интеллектуальное познание, совершаемое человеческой душой, нуждается в способностях, действующих посредством некоторых телесных органов,... то из этого становится очевидным, что она для совершенства человеческого вида естественным образом объединяется с телом») Сумма против язычников. II. 68. Каким образом интеллектуальная субстанция может быть формой тела Пер. К. Бандуровского, М. Гейде Фома Аквинский. Учение о душе. СПб., 2004. ( Азбука-классика ) . С. 40 (. «Следовательно, если человеческая душа является объединяемой с телом из-за ... далее ...
 001   002   003   004   005   006   007   008   009   010   011   012   013   014   015   016   017   018   019   020   021
В началоИскать в картинках
Постоянная ссылка на эту страницу: Фомы Аквинского
ПОИСКОВ.РФДля Вебмастера