Для Фабро смелость мысли заключается в ее свободе. Причем он верит в то, что свобода и церковная традиция не могут находиться в противоречии. Здесь мы видим отблески оптимизма Фомы Аквинского, уверенного в том, что между разумом и верой нет и не может быть разрыва, если это настоящая вера и настоящий разум . Если говорить о неотомизме Корнелио Фабро, то надо сказать, что ему принадлежит заслуга критики формалистского упадка томистской школы. Он полагал, что, будучи вовлечена в шумную полемику, томистская школа постепенно восприняла терминологию своих противников и окончила тем, что смягчила и уменьшила значение тезисов самого Фомы Аквинского, вплоть до того, что иногда защищала противоположную позицию. Фабро предлагал вернуться к живой и «несхоластической», как можно было бы сказать, ясности первоначального томизма . Итальянский философ определяет спекулятивную сущность томизма как целостное преодоление одновременно аристотелизма и платонизма. Его генетико-историко-критическое изучение первоначального томизма приводит его к защите центральной роли метафизического понятия «участия» (partecipatio), посредством которого следует понимать метафизическую основу творения. Открытие метафизического понятия «участия» как выражения сущности томизма позволило Фабро показать в новом свете определяющую важность реального различия между essentia и actus essendi и, более того, дать esse характер развивающегося акта, первого и последнего акта, акта всех актов, всех форм и всех совершенств. Переосмысленное в таком ключе томистское esse позволило Фабро с большей силой начать критический диалог с наиболее острыми примерами мысли Нового времени, вдохновляющейся принципом сознания, начиная от Декарта и заканчивая Хайдеггером. Итак, главная интенция Фомы понимается у Фабро как преодоление пропасти между Творцом и творением (творение участвует в Абсолюте, не сливаясь с ним), между божественным и человеческим, во всех смыслах, начиная от отношения веры и разума и заканчивая отношением права божественного и человеческого.

http://bogoslov.ru/article/2368024

о. в Божественном бытии. Такая analogia entis (А. бытия) обеспечивает и analogia nominum (понятийное сходство - similitudines - вещей). Это значит, что понятийное схватывание (νησις) тождества, или сходства, в к.-л. отношении различных по своим сущностным определениям вещей (οσα, εναι) в конечном счете обосновано онтически (=теистически). Учение о тождестве, или сходстве, благодаря причастности на основе аристотелевской схемы выделения видов из родов, видимо, развивается в среде учителей высокой схоластики . А. у Фомы Аквинского выступает как логико-семантическое приписывание предметам мысли признаков разного рода или как онтическое приравнивание посредством связки существования «есть» реальных предметов друг к другу в к.-л. отношении, устанавливающее ряд(ы) тождеств, или сходств (подобий), на основе функций анализа, синтеза и абстрагирования. Проблема сигнификации (значения или смысла) и референции (=денотации, связи с реальностью) решалась различением А. согласно бытию (analogia secundum esse et non secundum intentionem: имя «тело» обладает строго унивокальными понятиями, хотя им соответствуют в действительности два «различных по бытию» объекта, напр., человеческое тело и небесное - с т. зр. лингвистики - пример омонимии); А. согласно понятию (analogia secundum intentionem tantum et non secundum esse, напр., имя «здоровый» сказывается о различных предметах по основанию (ratio) смежности: моче приписывается признак «здоровья» (secundum analogatum в терминах кард. Фомы Каетана ) по «телесной» включенности ( =смежности со значением «здоровое тело»: primum analogia) - так оформляется оппозиция analogia nominum versus analogia entis - А. понятия и А. сущности; с т. зр. лингвистики пример полисемии); наконец, А. согласно понятию и бытию как совпадение истины и блага в Творце и творении (analogia secundum intentionem et secundum esse). У Фомы Аквинского в период создания сумм соответственно analogia duorum respectu tertii и analogia unius ad alterum (А. 2 членов в отношении 3-го и А.

http://pravenc.ru/text/114698.html

Согласно И. Д. С., человеческая душа является нематериальной, а потому она гораздо совершеннее любых др. субстанциальных форм. Наивысшим проявлением ее совершенства и свидетельством ее происхождения от божественного творческого акта является тот факт, что она может существовать отдельно от тела ( Idem. 1999. P. 77). Душа человека, по утверждению И. Д. С., является неуничтожимой и бессмертной (подробнее о бессмертии души и возможности его доказательства по И. Д. С. см.: Bridges. 1965; Cross. 1999. P. 77-78; Idem. 2003. P. 276-278; Бандуровский. 2005). И. Д. С. анализировал различные доказательства бессмертия души, предлагавшиеся начиная с Аристотеля (доказательств Платона И. Д. С. не упоминает), в т. ч. и известный аргумент Фомы Аквинского, согласно к-рому душа человека бессмертна, поскольку нематериальна и неделима, а значит, и неразрушима (аргумент Фомы см.: Thom. Aquin. Sum. th. I 75. 6; его анализ см.: Bridges. 1965. P. 198-202). По мнению И. Д. С., все доказательства бессмертия души, включая доказательство Фомы, имеют не необходимый, а лишь предположительный характер ( Minges. 1930. T. 1. P. 121-124; Bridges. 1965. P. 203-208). Поэтому бессмертие души является не предметом рационального убеждения, а предметом откровения и веры: Бог «посредством веры с высочайшей достоверностью преподал нам то, что относится к нашему концу и к вечному пребыванию, чего не могли самостоятельно достичь самые мудрые и образованные [люди]» ( Ioan. D. Scot. Ordinatio. IV 43. 2//EdWad. Vol. 10. P. 36; ср.: Bridges. 1965. P. 208). И. Д. С. не соглашался с Фомой Аквинским, считавшим, что лишенная тела, или «отделенная» (separata), душа не может приобретать никакого нового познания, поскольку она лишена телесных органов, являющихся первичной точкой для всякого познания. По утверждению Фомы, отделенная душа может познавать нечто лишь благодаря т. н. влагаемым видам (species infusae), предоставляемым ее разуму Богом (см.: Thom. Aquin. Sum. th. I 89. 1). Позицию Фомы И. Д. С. обозначает как «высказывающую пренебрежение к природе души и к разуму» ( Ioan. D. Scot. Rep. Paris. IV 45. 1-2//EdWad. Vol. 11. P. 869). Согласно И. Д. С., отделенная душа познает все вещи совершенным интуитивным познанием: физические объекты представляют себя разуму как существующие здесь и сейчас, а разум схватывает их не путем синтеза чувственных данных, как происходит при его связи с телом, но непосредственно в их целостности (подробнее см.: Brown J. 1984; Смирнов. «Отделенная душа». 2007).

http://pravenc.ru/text/471161.html

Новости Репортажи Мониторинг СМИ Интервью Документы Фотогалереи Статьи Анонсы Анонсы Выставка «Кижи. Небесное послание». Москва Выставка «Тайны храмов эпохи Ивана Грозного». Москва Выставка «Сотворение мира. Произведения религиозного искусства XV – начала XX века». Москва Фестиваль «Весна духовная. На пути к Пасхе». Москва Концерты фонда «Искусство добра» в соборе на Малой Грузинской и на других площадках. Москва Выставка «Праздник Благовещения». Москва Выставка «Ars Sacra nova. От мифа к символу. Русская история и евангельские мотивы в творчестве художников модерна России и русского зарубежья 1900-1940-е гг.». Москва Открытие выставки «Данте, пророк надежды». Москва Пресс-конференция в преддверии Страстной седмицы и праздника Пасхи. Москва Концерт фестиваля «Свет Христов», посвященный 225-летию А.С. Пушкина, Москва Концерты фонда «Искусство добра» в Соборе на Малой Грузинской и на других площадках Открытие конференции «Люди и судьбы русского зарубежья». Москва Все » Интервью О.Томас Гарсиа об Институте св. Фомы: Диалог в самом широком понимании – наш конёк 27.05.2015 15:23 Версия для печати Институт св. Фомы Аквинского существует в центре Москвы уже давно, но многие ли знают о том, что это за учебное заведение, какими образовательными и научными программами он отличается? Об институте, его истории и перспективах «Благовест-инфо» рассказал ректор о. Томас Гарсиа. - Институт св. Фомы основан Орденом иезуитов. Это первый опыт образовательного проекта Ордена в России или вы продолжаете традицию? Каковы вообще образовательные традиции Общества Иисуса? - В России существуют два образовательных проекта Ордена иезуитов. Самый первый – это Институт святого Фомы. Его история насчитывает более 20 лет — его ядро было создано в 1991 году как колледж католической теологии. В 1997 года институт перешёл в ведение Общества Иисуса, которое, как известно, почти с самого своего основания занималось преподавательской и воспитательной деятельностью в школах и университетах. Второй российский образовательный проект – это лицей в Томске. В этом лицее учатся католические, православные и внеконфессиональные дети, получают очень хорошее образование, особое внимание уделяется изучению языков и информатики. Иезуитское образование известно по всему миру, оно имеет давние традиции. Всего в разных странах сейчас насчитывается более пятидесяти  университетов, основанных Обществом Иисуса. Это Григорианский университет в Риме, Хейтроп-колледж в Лондоне, Джорджтаун и Маркет-Юниверсити в США, Комильяс и Деусту там же. Этот богатый опыт образования нашего ордена дает нам много контактов и возможностей сотрудничества, совместного издания книг и проведения международных конференций.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

периодизацией схоластики. В XI - нач. XIII в. впервые после перерыва в неск. столетий были предприняты попытки применить философский метод к теологическому исследованию. При этом под философией понималась преимущественно логика, из чего проистекали характерный логицизм и «логический оптимизм» этого периода: уверенность мн. авторов в том, что и существование Бога, и Его атрибуты могут быть строго и неопровержимо доказаны рациональным путем. Логизации теологии противостояли богословы-традиционалисты, к-рые видели в завышенных притязаниях логического разума угрозу благочестию и неприкосновенности божественной Таины. В XII в. эта логизирующая тенденция уравновешивается стремлением к естественному богопознанию, основанному на всматривании в мир природных творений. В XIII-XV вв. сформировалось отчетливое представление о 2 типах теологии - Е. т. и богооткровенной теологии. В сочинениях Фомы Аквинского и его современников Е. т. была выделена в качестве науки, отвечающей всем традиц. критериям научного знания, и заняла верхнюю позицию в классификации естественных человеческих наук. В формировании такой концепции Е. т. важнейшую роль сыграли 2 фактора: освоение главных трудов Аристотеля, в первую очередь «Метафизики», и знакомство с сочинениями араб. и иудейских философов в лат. переводах. С др. стороны, в это же время укрепилась и получила рациональное обоснование концепция, согласно к-рой теология принципиально отличается от науки и составляет особый, автономный вид знания. В период с XVI по XVII в., к-рый в традиц. классификации принято называть второй схоластикой, концепция Е. т. как науки стала доминирующей. В ее развитии на этом эпапе важную роль сыграли неск. факторов: создание в нач. XVI в. фундаментальных комментариев к обеим «Суммам» Фомы Аквинского ( Каэтан , Ф. Феррари); Тридентский Собор (1545-1563), утвердивший учение св. Фомы в качестве идеологической основы Контрреформации ; интеллектуальная деятельность ордена иезуитов (основан в 1534, официально признан в 1540).

http://pravenc.ru/text/190259.html

На этом замечании мы отложим вопрос о познании тварных вещей, чтобы вернуться к нему позднее, при рассмотрении природы человеческого постижения у Майстера Экхарта. Когда мы обратимся к учению тюрингского доминиканца о бытии, все сказанное о «растянутости» этого познания между тварным бытием вещей, взятых в их собственных природах, и нетварным бытием вещей в божественном Интеллекте позволит нам отчетливее понять, что же означало для Майстера Экхарта различие между esse ab alio [бытием от иного] и essentia non ab alio [сущностью не от иного] в тварных сущих. 8. Чтойность и «esse secundum» После публикации Г. Денифля 483 многие критики единодушно находят у Майстера Экхарта «томистское различение» между essentia и esse в тварных сущих 484 . Даже среди тех, кто пытается противопоставлять мысль немецкого доминиканца мысли Ангельского доктора, некоторые считают своим долгом признавать в этом пункте зависимость Экхарта от Фомы Аквинского 485 . Однако по ходу нашего исследования 486 мы неоднократно вынуждены были спрашивать себя, играет ли эта дистинкция у Майстера Экхарта ту же самую роль, которую она могла играть в структуре тварного сущего у св. Фомы. Если бы это было так, если бы именно в этом пункте тюрингский Учитель был настоящим томистом, речь не могла бы идти всего лишь о детали, общей двум разным онтологиям. Реальное различие между актом существования и сущностью в тварных сущих – фундаментальная предпосылка всей метафизики св. Фомы; принимая или отвергая ее, выказывают себя приверженцами или противниками всего томистского учения о бытии, в котором «экзистенциальный» момент остается главенствующим, хотя при этом не исключается и не умаляется значение сущностей. Но мы уже отмечали преобладание «эссенциалистских» черт в метафизике Майстера Экхарта 487 . В самом деле, само ее определение исключает из собственной области «науки о сущем как таковом» производящую причину, наделяющую творения существованием 488 . При таких условиях как ни умножай число цитат из текстов Экхарта, где он различает сущность и существование в тварных сущих, повторяя томистские формулировки, этим будет доказано лишь одно: различая в своем учении сущность и esse, Майстер Экхарт полагал, что находит те же самые идеи у Фомы Аквинского. Между тем единственная задача, которая стоит здесь перед историком, заключается в поисках того смысла, который доминиканец из Тюрингии вкладывал в это различие, усматриваемое им также у великого Учителя его Ордена.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Lossk...

Эта двойственность учения св. Григория справедливо отмечена в исследовании В. Несмелова: Догматическая система св. Григория Нисского. Казань, 1887, стр. 153: «Внимательное чтение его (св. Григория) творений ясно показывает, что на самом деле он мыслил несколько иначе, чем говорил в полемике с Евномием. Все его исторические суждения имеют свой надлежащий смысл только по отношению к такому же суждению Евномия относительно полной постижимости сущности Божией; безотносительно же к этому суждению, они должны быть приняты с большим ограничением». Полемика св. Григория с Евномием содержится главным образом в 12 книгах «Опровержения Евномия», в русском издании его творений, занимающих V и VI тома (особенное значение имеют книга II и XII). Отчетливое и компетентное изложение спора Евномия с святыми Василием В. и Григорием Н. см. в цит. соч. В. Несмелова. I, гл. II—III. 342 Опровержение Евномия, II (Несмелов, 153), р. п., V, 271. 343 Опров. Евн., XII, р. п., VI, 291, 2. 344 По гипотезе Ш. Нуцубидзе и бельгийского ученого Э. Хонигмана, автором «Ареопагитик» является грузинский мыслитель Петр Ивер. См.: Нуцубидзе Ш. Тайна Псевдо–Дионисия Ареопагита. Тбилиси, 1942; Хонигман Э. Петр Ивер и сочинения Псевдо–Дионисия Ареопагита//Труды Тбилисского ун–та, 1959. Т. 59. Возражения против этой гипотезы см.: Византийский временник. М.; Л., 1956. Т. 8. 345 См. в патрологии Миня, серии греческих авторов, т. IV. Подлинные сочинения Дионисия Ареопагита, вместе с парафразом Пахимера, помещены в III томе той же серии. 346 Св. Дионисий Ареопагит оказывал влияние и на склонное к чрезмерной рационалистической ясности католическое богословие, даже в лице главы его — Фомы Аквинского, об этом можно судить — правда, не по основному строению его богословской системы, Summa theologiae (общедоступное изложение учения Фомы см. у Sertillanges. Saint Thomas I—II. Paris, 1912), но по отдельным его положениям. Приводим для примера: «Нужно пользоваться путем исключения, в особенности при рассмотрении божественной сущности. Ибо божественная сущность своею безмерностью превосходит всякую форму, постигаемую нашим умом; таким образом мы не можем постигнуть ее чрез познание того, что она есть, но имеем о ней лишь некоторое понятие чрез познание того, что она не есть» (Est autem via remotions utendum, praecipue in consideratione divinae substantiae. Nam divina substantia omnem formam, quam intellectus noster attingit, sua immensitate excedit; et sie ipsanr apprehendere non possumus cognoscendo quid est, sed aliqualem ejus habemus notitiam cognoscendo quod non est» (Contra Gentiles, lib. I, cap. XIV). Пит. у Леруа. Догмат и критика, стр. 29. «О Боге мы не можем постигнуть то, что Он есть, а лишь что Он не есть, и как все остальное к Нему относится» (non enim de Deo capere possumus, quid est, sed quid non est et qualiter alia se habeant ad ipsum) (Op. cit., I. 1, c. XXX. Цит. у Леруа, 129. Здесь же см. сопоставление и других мест из Фомы Аквинского и ссылки его на Дионисия). 347

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=726...

Ядро католических общин, как правило, составляют поляки (хотя наметился их отток в иные конфессии), в отдельных районах - немцы, прибалты, украинцы (имеются в виду униаты). В Ростове, Краснодаре и Сочи традиционно проживают армянские католики. В связи с многочисленными обращениями русской молодежи в Москве, Санкт-Петербурге, Новосибирске и Иркутске русские в этих городах к 1996 г. составляют большинство среди католиков. Католические средства массовой информации представлены в России издательством «Истина и жизнь». Издается ежемесячный журнал «Истина и жизнь», богословская и учебная литература. Официальный орган Московской епархии — газета «Свет Евангелия». «Благовестник» — журнал францисканского ордена. При колледже Св. Фомы Аквинского действует Радиокомитет и издается богословский журнал «Theologia». Студенты Санкт-Петербургской семинарии издают журнал «Призвание». В Санкт-Петербурге приступило к работе католическое радио «Благодатная Мария». Особое внимание уделяется учебным заведениям. С 1992 г. в Москве функционирует колледж Св. Фомы Аквинского. В нем обучаются 150 студентов. В сентябре 1993 г. в Москве открылась семинария, где в то время обучалось около 20 учащихся. Филиалы семинарии действуют в Калининграде и Саратове. В 1995 г. семинария была переведена в Петербург, где ей возвращено историческое здание. Ректор этого учебного заведения — монсиньор Бернардо Антонини. Сегодня в семинарии уже более 50 студентов. В октябре 1993 г. открылась семинария в Новосибирске. С 1996 года в Астрахани действует так называемая «предсеминария», то есть подготовительное отделение для поступающих в семинарию (для жителей разных регионов). Три года в Санкт-Петербурге работает филиал Колледжа св. Фомы. Его ректор – францисканец, свящ. Фиоренцо Реатти. Помимо приходских священников в России работают различные ордена. С октября 1992 г. официально функционируют: российское отделение Ордена Иезуитов (м.) (независимый российский регион Общества Иисуса, учрежден в 1992 году), 34 брата, центр в Москве;

http://religare.ru/2_7176.html

С другой стороны, у Августина (отчасти – потому что ему довелось жить в такое же интересное и неспокойное время) мы находим основы, по сей день не утратившие своей актуальности для ответа на многие проблемы. Совершенно справедливо Августин считал Бога источником всего порядка и счастья на земле. Именно Августин впервые применил философские методы анализа, понимания и объяснения к истинам христианства, систематизировав их понимание. Августин вполне справедливо считал, что все силы разума и философии должны быть направлены на понимание того, во что верят. У Фомы Аквинского мы, во многих отношениях впервые, сталкиваемся с потребностью в систематическом понимании христианством важности эмпирического основания представлений о Боге, и Его отношения к реальности. Одним из величайших открытий Фомы Аквинского было понимание того в сущности существования, что «быть» (существовать) означает не то же самое, что быть (существовать) строго материально». У Фомы мы видим, что в самой реальности «материального (или физического) мира» должно прослеживаться также существование нематериальной реальности. Что само «возможное существование», с необходимостью, доказывает, что обязательное Бытие должно существовать! Хотя Кант и считал, что он делает одолжение христианству, именно в системе его взглядов мы находим то, что позднее было использовано в поддержку точки зрения, отвергающей даже саму возможность знания Бога (и, следовательно, Его существования) – знания того, что не является «чисто» физическим. Именно Кант ответственен за повсеместное распространение того разделения, на котором настаивал Плотин. По Канту, «опыт» никогда не будет в состоянии преодолеть конечную реальность. Потому что единственное знание, которым мы обладаем, берет свое начало в чувствах, не существует способа, с помощью которого разум может доказать существование Бога. Кант является очень важным водоразделом в истории философии и христианской мысли. Человеку, незнакомому с философией, очень сложно даже понять – насколько глубоко было влияние Канта. После Канта то, что на протяжении сотен лет являлось доказанными и общепринятыми знаниями о природе реальности, и об отношениях между мыслью и реальностью, было почти полностью отвергнуто большинством философов. Глава 3: Естественное против Сверхъестественного.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/zac...

Именно тогда западный мир - при посредничестве арабов, через Авиценну, Аверроэса - познакомился с Аристотелем. Благодаря этому оказалось возможным возвыситься над августинизмом, основанным на философии Платона. Систематизаторские, логические способности Фомы отшлифовывались в процессе чтения им Аристотеля. В конечном счете Фоме Аквинскому в истории церкви отведена такая же роль, какую в свое время играл Августин. Святой Августин, находясь на рубеже между древностью и средневековьем, в едином всеобъемлющем синтезе обосновал завершение прошедшего античного периода и сформулировал новое, средневековое христианское мировоззрение. Фома Аквинский в свою очередь подводит итог средневековью и создает возможность для развития идей новой эпохи. Не случайно на его идеях будет основываться современный католицизм XIX-XX веков. Фома Аквинский рассматривал объективные законы природы как имманентное проявление божественного провидения. Божественная благодать не разрушает естественные законы, равно как не разрушает и законы общества, политики. Тем самым становится возможным рассматривать политику как явление, развивающееся по собственным законам. Политическая, социальная сообщность у Фомы Аквинского представляет собой органичное единство, внутренней движущей силой которого является государственная власть. Эта власть ставит все на службу имманентной цели, на службу общества (bonum commune). У Фомы Аквинского в каждом органичном общественном строе каждый член имеет свое специальное, но органичное место и свою функцию. В равной степени это относится к аристократу, горожанину, королю и крестьянину. Эта концепция формулирует один из основных постулатов сословности. Осуществляющие государственную власть приходят к власти по поручению народа. В этом уже можно обнаружить зачатки народовластия. В конечном счете каждую государственную форму можно считать хорошей, если она соответствует bonum commune, но Фома Аквинский приходит к выводу, что божественным законам больше всего соответствует монархический строй. Таким образом, философская система томизма воспринимается как теоретическая проекция Respublica Christiana (Христианской республики).

http://sedmitza.ru/lib/text/441620/

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010