Зач.77). Чтением Апостольским в XI неделю по Пятидесятнице Церковь внушает, что каждый от трудов своих имеет право питаться, а потому и проповедники Евангелия. Апостол говорит: кто воинствует своими оброки когда; аще мы духовная сеяхом вам, велико ли, аще мы ваша телесная пожнем ( 1Кор.9:2–12 . Зач.141). Двенадцатая В XII неделю читается Евангелие о христианском пути к вечному блаженству в исполнении заповедей Божиих, и для ревнующих о высшем совершенстве, – в совершенном нестяжании и проследовании Иисусу Христу. Так совершенство духовное достигается по мере отрешения от земных и временных благ, с ослаблением земных уз уменьшается заботливость и суетность, очищается сердце, возрастает христианское святое самосознание ( Мф.19:16–26 . Зач.79). Чтением Апостола в XII неделю Церковь внушает, что верующие спасаются, следуя благовествованию, преданному Апостолами, и что исполняющим заповеди Божии надобно все подвиги веры и благочестия приписывать благодати Божией. Благодатию Божиею есмь, говорит Ап. Павел, еже есмь, и благодать Его, яже во мне, не тща быстъ, но паче всех их потрудихся: не Аз же, но благодатъ Божия, яже со мною ( 1Кор.15:1–11 . Зач.128). Тринадцатая Приближаясь к концу Своей спасительной проповеди, Господь предсказывал о Своих страданиях, смерти и воскресении: и Церковь в чтениях Евангелия от Матфея, приближаясь к последним событиям земной жизни Иисуса Христа, благовествует о сих событиях. Так в XIII неделю читается притча Иисуса Христа о винограде Божием – о Церкви, произнесенная Им за три дня до Его страданий, указанная выше в Великий вторник ( Мф.21:33–42 . Зач.87) 660 . Согласно с Евангелием, похваляющим тех делателей винограда Божия, иже воздадят Господу плоды во времена своя, Церковь словами Апостола в XIII неделю внушает: бодрствуйте, стойте в вере, мужайтеся, утверждайтеся: вся вам любовию да бывают. Повинуйтеся всякому споспешествующему и труждающуюся ( 1Кор.16:13–24 . Зач.166). Четырнадцатая В XIV неделю по Пятидесятнице благовествуется притча о браке сына царева, произнесенная Иисусом Христом за три дня до страданий и смерти Его, и также указанная в Евангелии Великого вторника ( Мф.22:2–14 .

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Debol...

Согласно изложению П. Могилы, в чин над бесноватыми входят псалмы – 142, 22 и 27, – ряд молитвенных воззваний к Богу, Богородицей святым всех видов, псалом 90 и затем – «Канон молебный к Господу нашему И. Христу... к всем святым, о избавлении недужнаго от обуревания бесовскаго». Таким образом известность в Русской церкви принятого ныне «Молебного последования» начинается не с выхода новоисправленного Московского Требника, а е изданием Требника II. Могилою. В этом «Молебном каноне», однако, по Могилинской редакции, после 6-й песни вводится чтение Евангелия от Марка, из зачала 71 (гл. XVI, ст. 14–17), а молитва – «Отче святый, врачу душ я телес...» заменена особою молитвою («Господи Иисусе Христе... всея твари творче и содетелю»). После указываемой теперь молитвы, заканчивающей «Молебный канон», священник кропит св. водою бесноватого и всех присутствующих, крестообразно знаменует себя и произносит энергическую заклинательную формулу, знаменает крестом бесноватого с произнесением особой краткой формулы, возлагает на голову мощи или крест, а на голову конец епитрахили и свою правую руку и раздельно читает псалом 67 («Да воскреснет Бог»). Затем, прочее содержание чинопоследования имеет здесь такой вид: а) Первое (из принятых ныне) заклинание св. Василия Великого (с добавлением краткого другого, произносимого при возложении на шею бесноватого «священного» пояса) и Евангелие от Матея – зач. 34 (гл. X, от. 1, 5–8). б) Псалом 53, второе заклинание Василия Великого и Евангелие от Луки, из зач. 51 (гл. X, ст. 17–20). в) Третье запрещение из чина оглашения, псалом 117 и Евангелие от Луки, зач. 57 (гл. XI, ст. 14–22). г) С именем Григория Чудотворца первое запрещение из чина оглашения и Евангелие от Иоанна, зач. 1 (гл. I, ст. 1–17), т. е. читаемое на пасхальной утрени. д) (Чтение Символа веры , молитвы Господней и Богородице Дево и) Первое заклинание с именем Иоанна Златоуста , псалом 34 и Евангелие от Марка, зач. 40 (гл. IX, ст. 17–30). е) Четвертое заклинание с именем Иоанна же Златоуста и Ев. от Марка, из зач. 4 (гл. I, ст. 23–27).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Alma...

великих Псалтырях напечатано явствует. февр. 12. Лука 24, зач. 114, ст. 50 и зач 113, ст. 30, и Евангельская стихера 5. Древняя история о принесенной на Тихвину святыню ангелами по воздуху богородичн. иконы. Минея праздничная в каноне иконы Тихвинския, в 3-м тропаре 5-й песнь. Таже и в прочих службах явлению богородичных икон, в месячных минеях, напечатанных в Москве при древних царех и патриархах. Св. Максим Грек в сл. 40. Таже во Псалтыре со возследованием, в слове о крестном знамении, и в Катихизисе великом, и в прочих древлепечатных книгах. Иоанн I, зач. I, ст. 1 Псалтирь со возследованием, в слове о крестном знамении. Св. Максим Грек в слове 40, таже и во Псалтыри со возследованием. Номоканон свят. Отец Афонския горы, в правилах о вселетнем посте. Кормчая от правил св. Апосгол 69, и прочих свят, соборов. Книга Сборник, от многосложного свитка восточных свят. отец числом 1455 подписавшихся, гл. 28, л. 391. В Евангелии новом, святий Леонтий папа Римский, в неделю 1-ю поста. Беседа 1-я на посл. 1-е в Галатам, зач. 199, ст.1477, гл. 1,ст.7, 8 и 9. †) Соборник гл. 28, л. 389. Лука гл. 15, зач. 78, ст. 4, 5 и 6. Иоанн гл.10, зач. 36, ст. 16. Стих тотже. 1 Исключению подвергаются главным образом многочисленные, приводимые в тексте и особенно в примечаниях, подлинные выписки из раскольнических и иных сочинений, на основании коих излагается ход событий; исключаются также все примечания, в которых опровергаются неверные, большею частью самоизмышленные сказания о повествуемых событиях автора „Исторических очерков поповщины “ г. Мельникова. Считаем достаточным сделать здесь общее замечание для читателей, чтобы они с осторожностью пользовались собственно историческими произведениями сейчас названного автора, который был необыкновенно талантливым беллетристом, но не особенно дорожившим историческою истиною историком. 2 Кроме Павла Коломенского, по уверению раскольников, были против соборного исправления церковно-богослужебных книг, и вообще приняли будто бы сторону раскола, епископы: Макарий Новгородский, Маркелл Вологодский и Александр Вятский (Денис.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Subbot...

были двучастные или четырехконечные. Итак, вот прямое свидетельство о древности последнего вида креста 6 , – свидетельство собора, бывшего, за 100 лет до патр. Никона. Добросовестно ли после этого со стороны старообрядцев – отвергать совершенно древность креста двучастного, считать его «новшеством» Никона и лишь осьмиконечный крест называть древле-православным? Только под конец всех этих действий, по словам Евангелиста, налагается на крест «вина Его написана», т.-е. титло с надписью: «сей есть Иисус, Царь Иудейский». Если бы только один Матфей располагал обстоятельства распятия Христова в таком именно порядке, то старообрядцы имели бы повод говорить, что расположение у Матфея случайное и вовсе не указывает на то, что титло было наложено на крест уже после распятия. Но дело в том, что такое же расположение событий мы находим и у Марка, у Луки и Иоанна ( Мк. 15 , зач. 68, ст. 22–26; Лк. 23 , зач. 111, ст. 33–38; Ин. 19 , зач. 60, ст. 17–22), так что считать это расположение произвольным и случайным нет, кажется, никакого основания. Теперь обратимся, собственно, к рассказу о распятии Христовом у Иоанна; вот его описание: И нося крест Свой изыде на глаголемое лобное место, еже глаголется еврейски, Голгофа: идеже пропята Ею, и с Ним ина два, сюду и сюду, посреде же Иисуса. Написа же и титла Пилат и положи на кресте. Бе же написано: Иисус Назорянин, Царь Иудейский. Сею же титла мнози чтоша от Иудей, яко близь бе место града, идеже пропяша Иисуса: и бе написано еврейски, гречески, римски. Глаголаху убо Пилату архиерее иудейстии: не пиши: Царь Иудейский: но яко сам рече: царь есмь Иудейский. Отвеща Пилат, еже писах, писах ( Ин.19 , зач. 60, ст. 17–22). Здесь еще подробнее описано, как происходило распятие, причем здесь та особенность пред другими Евангелиями, что Иисус Христос представляется сам несущим крест свой. Замечательно при этом выражение: «нося крест Свой», из которого видно, что и до распятия и, следовательно, до наложения на крест титла крест был уже крестом Христовым, а не пустою его сению, как думают старообрядцы; на это же указывают и выражения других Евангелистов – Матфея и Марка, которые, описывая, как воины заставили некоего Симона Киринеянина нести за Иисусом крест, говорят: «и сему задеша понести крест Его» ( Мф. 27 , зач. 112, ст. 32), и: «и задеша мимоходящу некоему Симону Курипею, да возмет крест Его» ( Мк. 15, 67 зач., ст. 21).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Arsenev/...

4-я неделя великого поста (Евангелие от Марка, зач. 40, гл. 9, ст. 17–31; Апостол к Евреям, зач. 314, гл. 6, ст. 13–20). 1) Св. Иоанн Лествичник . Непрерывно вверх к Небу. Первая ступень лестницы – смирение: сознание своей греховности. Далее, вступив на путь борьбы, идите, не оглядываясь назад. Наверху лестницы – Господь и блаженство. Упадете, вставайте и идите снова. 2) Пост – главное средство для борьбы со страстями. Человек, который не воздержен – больной человек. Его воля ослаблена, и диавол, и грех владеет им. Воздержание освобождает дух от рабства лени, плоти, делает легче путь вверх по лестнице. 3) Никогда в жизни не отчаивайтесь и Не теряйте надежды на Бога и Его милосердие (ст. 18–19 из Апостольского чтения; Притч.3:5 ; Пс.41:6 ; Рим.5:5 ). 5-я неделя великого поста (Евангелие от Марка, зач. 47, гл. 10, ст. 32–45; Апостол к Евреям, зач. 321, гл. 9, ст. 11–14). 1) Нужно беречь себя от неразумных просьб в молитве к Богу и помнить о возможности оскорбить Бога непристойной молитвой (ст. 35–38; Мф.7:21 ). Больше всего нужно молиться о душе. Если душа хочет молиться о земных благах, молясь, прибавляйте: «Если это на пользу душе моей – Господи, дай». 2) Смысл страданий. Страдания очищают душу, как гранильщик алмаз. Страдания внушают искать прибежища в Боге. Из страдания, переносимого с молитвой, рождается спасение, как болезнь жемчужной раковины родит жемчуг. 3) Св. Мария. Посещайте чаще храм. Даже явившуюся для блуда в Иерусалим Марию освятила благодать святого места. Всматривайтесь с молитвою в святые лики икон: это родит покаяние. Господь закрыл для Марии двери храма, чтобы вразумить ее. Подумайте, отчего ваша душа лишена радостей Духа Божия: не затворил ли Господь для вас милость Свою? 4) Образец покаяния в Марии. Мотивы покаянного канона. Библейские примеры покаяния. Нет греха, который был бы больше милости Божией. Преп. Мария Египетская учит нас той истине, что дурные привычки можно преодолеть с помощью Божиею. Неделя Ваий (Евангелие от Иоанна, зач. 41, гл. 12, ст. 1–18; Апостол к Филиппинцам, зач. 247, гл. 4, ст. 4–9).

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/na-...

Марк: зач: 72. И паки: Аще кто услышит глаголы моя и не верует, имать судящего ему, слово еже глаголах, то судить ему в последний день. Иоан.: зач.: 43. – Сие святый Василий Великий тако подтверждает: „Яко противу лица нашего богодухновенного писания словеса станут на судищи Христове“. Пролог: Август: на 11 день. И паки Евангелие. Рече Господь, амин глаголю вам: отраднее будет земли Содомстей и Гоморстей в день судный, неже граду тому (то есть преслушающим Евангельское учение) зач: 35. § 5. О неизменении Евангельских глаголов Евангелие. Рече Господь, аминь, глаголю вам ... небо и земля мимо идут, словеса же моя не мимо идут. Толкование: Уверяя глаголемая рече: яко удобнейши есть погибнути небу и земли, твердым сим и крепким составом, нежели мною реченным погрешитися некоему. Благовестник на Матф: 101. – „И святый Апостол Павел свидетельствует сице: Живо бо слово Божие и действенно ... и несть тварь не явленна пред ним, вся же нага и объявлена пред очима его“. Евреом; Зач: 310. – И еще: Но и аще мы или Ангел с небеси благовестит вам паче, еже благовестихом вам, анафема да есть. О сем рассуждает святый Златоуст тако: „Не толико рече Иоанн и Ияков (Апостоли) но аще и Ангел с небес снидет сокрушающи Евангельскую проповедь , анафема да есть; дважды же сия глаголет, являя, яко срам суждением, глаголом, а не гневом совершится. И аще негли рече, яко человецы превратившеся восхощем что рещи по сих, аще и мы, или Ангел с небеси благовестит паче, и помале наведя, яко благовестие благовещенное от мене несть по человеку“. Галатом Зач: 199. О нем Златоуст: „Анафема же сице толкуется, да отлучатся Христова общения и да осудится сатане и в негасимый огнь Геенский“. 5 Коринф. зач. 166. – Из числа мест здесь приведенных от Евангельского благовестия и святоцерковного учения о непременном пребывании на земли христопреданные тайны Священства и священнодействуемых церковных прочих тайнах, и о деятельном оных употреблении, о исполнении точном заповедей, доколе пребудет небо и земля, то есть до второго Христова пришествия, о веровании Евангельскому учению чистою верою, и о неизменении Евангельских глаголов не предвещается нигде в божественном писании, будто бы по лете 666-м.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/zerkalo-...

Безпоповцы будут доказывать, что теперь нет священства, так как царствует антихрист, а беглопоповцы и австрийцы, – что и без епископов Церковь Христова временно может оставаться. Беседа переходит на другие предметы: с безпоповцами об антихристе, а с австрийцами и беглопоповцами о незаконности их священства. II. О последнем антихристе Вопрос о последнем антихристе тесно связан с вопросом о пришествии на землю пророков Илии и Еноха, обличителей последнего антихриста, а посему прежде всего следует объяснить слушателям, что Енох и Илия были люди чувственные, подобные нам, за свою богоугодную жизнь взяты на небо живыми (Бытия гл. 5, 4Царств гл. 2, Иисуса Сирах гл. 48), и будут посланы на землю «прежде пришествия дне Господня великаго» (Малах. гл. 4; св. Ипполита «слово об антихристе»). Объяснив это, спросить раскольника: приходили ли на землю пророки Илия и Енох для обличения антихриста? Раскольник ответит, что приходили, как сказано в Евангелии Мф. зач. 71. Но всем христианам известно, что в Писании указывается два пришествия Господня, – св. Иоанн тоже предтеча, но только первого, как и Илия второго, пришествия Господня (Благ. Ев. Мф. зач. 77, л. 145; 39 зач. Мк. л. 50 об.): называется же Иоанн Илиею «общаго ради их служения» (Злат. толк. на 71 зач. Мф.). Раскольник возражает, что под пророками следует разуметь не чувственных лиц, а законы: Енох – закон естественный, Илия – писанный ветхозаветный и Иоанн Богослов – новоблагодатный (кн. о вере). Но в «книге о вере» не сказано, что сии пророки суть законы, а говорится, что, пришедши на землю, пророки будут обличать антихриста сими законами. А что пророки, действительно, приидут чувственно и пострадают от антихриста, об этом сказано в толк. на Апокал. св. Андрея Кесарийского (слово 10, зач. 30), Благовест. Ев. Иоанна (зач. 67), Богосл. Иоанна Дамаскина (гл. 26), кн. Кирилловой (л. 47), в службе св. пророку (20 июля). Илия будет последним мучеником из пророков, как св. Стефан первым из апостолов (Пролог 20 июля). Если допустить мысль о духовном страдании Илии, то должно согласиться, вопреки священному повествованию кн. Деяний, что и Стефан не принял мученической кончины телесно. Если же св. Стефан пострадал «телесно», «чувственно», то так же «чувственно» придут и пророки и так же явится последний антихрист.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/missione...

Если сочельник случится в субботу или воскресенье, то царские часы в таком случае переносятся на пятницу. Литургии в этот день не бывает. В сочельник в обычное время совершаются часы и литургия св. Иоанна Златоуста . После обычного литургийного отпуста (т.е. «Христос истинный Бог наш...») затворяются царские врата и возгласом «Благословен Бог наш» начинается великая вечерня. В Типиконе указывается, что следует петь псалом 103: «Благослови, душе моя, Господа», затем «Блажен муж...» 46 (см. Типикон, под 6 января). Но в практике, поскольку вечерня совершается отдельно от литургии, положено обычное начало: «Аминь. Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе, Царю Небесный», Трисвятое и т.д. (см. Богослужебные указания на 1951 г., с. 57 и на 1950 г., с. 84). После входа с Евангелием – «Свете тихий...», прокимен дня и паремии, после которых – малая ектения и возглас: «Яко свят еси Боже наш» (см. К. Никольский , с. 545; Богослужебные указания на 1950 г., с. 85). Трисвятое не поется, но сразу прокимен: «Господь рече ко мне». Затем следует чтение Апостола (Гал., зач. 207) и Евангелие (Мф., зач. 53), ектении: «Рцем вси»; «Сподоби, Господи» и ектения «Исполним вечернюю молитву», после возгласа сразу «Премудрость». Хор: «Благослови». Священник: «Сый благословен Христос Бог наш». Хор: «Аминь», «Утверди, Боже...». Священник: «Пресвятая Богородице, спаси нас». Хор: «Честнейшую...». Священник: «Слава Тебе...» и отпуст обычный. После вечерни прославление. Краткая схема вечерни в Рождественский сочельник Если нет литургии Если есть литургия После чтения паремий, малой ектении и возгласа – хор: «Аминь» («Святый Боже» не поется), а диакон: «Вонмем». Прокимен: «Господь рече ко Мне: Сын Мой еси Ты...». Следует чтение Апостола (Евр., зач. 303) и Евангелие (Лк., зач. Затем ектения: «Рцем вси», «Сподоби, Господи...» и ектения: «Исполним вечернюю». Возглас «Премудрость и прочее по обычаю и отпуст обычный (но в календаре на 1976 год указан отпуст праздничный). На литургии читаются Апостол (Гал., зач. 207) и Евангелие (Мф., зач. 53).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/p...

12). О сем царстве благодати, наследуемом верою, и сам Спаситель проповедал, глаголя: исполнися время, и приближися царствие Божие: покайтеся и веруйте во Евангелие (Мар. зач.2); и паки: деньми четыредесятьми являяся им, и глаголя, яже о царствии Божии (Деян, зач.1). «Якоже бо Давыд чувственное царство прият (читаем в Благовестнике), тако и Господь разумное, емуже несть конца» (л. 12 об.). В царстве же своем Господь над верующими поставил епископов, как пастырей, пасущих стадо Его, по писанному: внимайте себе и всему стаду, в немже вас Дух Святый постави епископы, пасти церковь Господа и Бога (Деян. зач.44). Итак Священное Писание ясно показывает, что Христос, как непресекомое имеет царство на небеси, так и на земли непресекомо царствует и будет царствовать (по слову Архангела Гавриила) в дому Иаковли, то есть в верующих, вовеки, и царствию его не будет конца: ибо оное царство и по кончине мира не прекратится, но только преобразится в царство славы, по слову Апостола: иже (Христос) преобразит тело смирения нашего, яко быти ему сообразну телу славы Его (Филип, зач.24). Вы же, все вообще старообрядцы, проповедуете, что благодатное царство Христово в верующих ныне разрушено: ибо проповедуете, что от лет патриарха Никона Дух Св. не поставляет уже пастырей пасти стадо Христово. Несправедливо было бы обвинять вас в том, что вы проповедуете конец царству Христову в будущем веке, или царству славы, – этого не проповедуете вы; но о благодатном царстве Христове, со всеми дарами Св. Духа в дому Иаковли, т.е. в верующих, вы учите, что оно престало, и это учение ваше не согласно содержащемуся в седьмом члене Символа веры : Егоже царствию не будет конца. Станем рассматривать далее. Может ли быть согласно учение и верование ваше и со сказанным в девятом члене Символа веры : (верую) во едину святую, соборную и Апостольскую церковь ? Церковь свою, как выше сказано, Христос создал со всеми чинами священства (Благовест. Луки зач. 95; Кор. зач.125), и со всеми ко спасению потребными таинствами, как пишет Апостол Петр: вся нам божественные силы Его, яже к животу и благочестию, подана (2Петр.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Prusskij...

На 1-м часе – тропарь воскресный, «Слава» – Вознесения, «И ныне» – Богородичен. Кондак – Вознесения. На 3-м часе – тропарь воскресный, «Слава» – отцов, «И ныне» – Богородичен. Кондак отцов. Так же и на прочих часах, попеременно. На Литургии – Блаженна гласа на 4, Вознесения песнь 4-я на 4, отцов песнь 6-я на 4. По входе – тропари: воскресный, Вознесения и отцов, «Слава» – кондак отцов, «И ныне» – кондак Вознесения. Прокимен, глас 4-й, песнь отцев: «Благословен еси, Господи, Боже отец наших». Апостол: Деян., зач. 44. Евангелие: Ин., зач. 56. Задостойник – «Тя паче ума». Причастны «Хвалите Господа» и «Радуйтеся». О служении в Неделю 7-ю по Пасхе с бдением святому или храмовому святому и некоторых особых примечаниях см. том 1, с. 122–124. Глава 3. Пятница 7-й седмицы по Пасхе. Отдание Вознесения Поем все последование праздника неизменно, как и в праздник Вознесения, кроме входа, паримий, литии и полиелея. На Литургии Блаженна праздника, песнь 9-я обоих канонов, на 8. По входе тропарь праздника, «Слава, и ныне» – кондак. Службу святых из Минеи поем на повечерии. СВЯТАЯ ТРОИЦА. ПЯТИДЕСЯТНИЦА Глава 1. Суббота 7-й седмицы по Пасхе. Троицкая родительская суббота Служба вся в Триоди на ряду. Порядок ее такой же, как в субботу мясопустную. На Литургии Блаженна Триоди, песни 3-я и 6-я, на 8. По входе – тропарь «Глубиною мудрости», «Слава» – «Со святыми упокой», «И ныне» – «Тебе и Стену». Прокимен, глас 6-й – «Души их во благих водворятся». Апостол дня: Деян., зач. 51, и за упокой: 1 Кор., зач. 163. Евангелие дня: Ин., зач. 67, и за упокой: Ин., зач. 21. По «Изрядно...» – «Достойно есть». Причастен «Блажени, яже избрал и приял». Вместо «Видехом Свет истинный» по обычаю поется «Глубиною мудрости». Службы святых из Минеи поем на повечерии. Глава 2. Неделя Святой Пятидесятницы. День Святой Троицы Служба вся по Триоди. На великой вечерне «Блажен муж», кафизма вся. На «Господи, воззвах» стихиры на 10, «Слава, и ныне» – «Приидите, людие». Вход. Прокимен дня. Паримии – 3. На литии стихиры самогласны – 3, «Слава, и ныне» – «Егда Духа Твоего послал еси нам». На стиховне стихиры, глас 6-й – «Не разумеюще языцы», «Господи, Святаго Духа нашествие», «Царю Небесный», «Слава, и ныне» – «Языцы иногда». По «Ныне отпущаеши» – тропарь, глас 8-й:

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010