Неделя пред Рождеством, свв. отец. (Евангелие от Матфея, зач. 1, ст. 1–25; Апостол к Евреям, зач. 328, гл. 11, ст. 9–10, 17–23, 32–40, тот же что и на 1-ой неделе по Пятидесятнице). 1) Раав. Красная веревка, поданная соглядатаям Раавью, спасла ее, потому что она веровала в силу Бога Израилева. Соглядатаев спасло доверие к Раави. Господь дает нам вервь спасения, кровавую вервь с Креста Своего. Ухватимся за нее. 2) Не откажем бросить веревку гибнущим. Господь вознаградит за это. Неделя по Рождеству (Евангелие от Матфея, зач. 4, гл. 2, ст. 13–23; Апостол тот же, что и в 20-ю неделю по Пятидесятнице). 1) Рассказ о младенческих днях жизни Христа (ст. 13–23). 2) Темы из апостольского чтения см. 20-ю неделю по Пятидесятнице (с. 472). Неделя пред Богоявлением (Евангелие от Марка, зач. 1, гл. 1, ст. 1–8; Апостол, 2-ое к Тимофею, зач. 298, гл. 4, ст. 5–8). 1) Покаяние – есть изменение разумения жизни. Изменение всего уклада жизни по духу Христову. 2) Каждый может спастись в своем звании. Прежде всего нужно уметь маленькое дело делать честно, по-Божьи; на своем посту быть «благословением всем», посланцем Божиим. 3) Подвиг жизни в несении нашего креста, в добром пользовании нашими талантами, в следовании за Христом. Венец правды в будущей жизни готовится всем истинным христианам (ст. 8 из Апостольского чтения). Неделя по Богоявлении (Евангелие от Матфея, зач. 8, гл. 4, ст. 12–17; Апостол к Ефессянам, зач. 224, гл. 4, ст. 7–13). 1) Святые – суть Тело Христово, а грешники не принадлежат к Церкви ( 1Кор.22:12 ). Постная Триодь Неделя о мытаре и фарисее (Евангелие от Луки, зач. 89, гл. 18, ст. 10–14; Апостол, 2-ое к Тимофею, зач. 296, гл. 3, ст. 10–15). 1) Наставление слушателям о том, с какими чувствами должно входить в храм Божий и как там нужно себя вести (ст. 10–14 Быт.28, 17 ; Лк.19:46 ). 2) Нужно быть смиренным, считать себя нагим и низким перед Богом, вменять себя в ничто. Эта нищета духа – первый шаг к спасению. Кто считает себя праведным или не очень грешным – не начнет дела спасения.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/na-...

Послание написано из уз ( Флп.1:13 ). Из того, что при ап. Павле был Тимофей, ясно, что эти узы первые, а не вторые, когда Тимофея не было; следовательно, послание написано около 63 или в начале 64 года из Рима. 4. Отличительные черты Послания Послание к Филиппийцам во многом автобиографично. Ап. Павел раскрывает свою душу перед Церковью в Филиппах, преподает ряд увещаний, похвал, благодатных воспоминаний, а также высказывает ряд сокровенных мыслей о Христе. Богословское содержание Послания составляет возвышенная христология, учение о Христе как центре духовных устремлений христианина. Верующие должны воплощать в себе образ Христа, Который Сам воплотил в Своем подвиге волю Отца. В этой связи ап. Павел излагает учение о кенозисе (самоуничижении) Христа. Апостол предостерегает филиппийцов от опасности распространения ересей, учит почитать все тщетой ради познания Христа ( Флп.3:2–16 ), удаляться врагов креста Христова ( Флп.3:17–19 ), напоминает о неминуемости второго славного пришествия Господа и воскресения ( Флп.3:20–21 ). РАЗДЕЛЕНИЕ И СОДЕРЖАНИЕ ПОСЛАНИЯ 1. Значение уз ап. Павла (Флп.1:1–26) После приветствия и преподания благословения ( Флп.1:1–3 ), ап. Павел выражает искреннее и сердечное благодарение Богу за успех благовествования среди филиппийцев и молится о их непрестанном усовершенствовании «даже до дня Иисуса Христа» ( Флп.1:6 ). Он молится о том, чтобы любовь филиппийцев «еще более возрастала в познании и всяком чувстве» ( Флп.1:9 ). Истинное познание выражается не в теории, а в духовной жизни, поэтому Апостол и молится, чтобы филиппийцы «были чисты и непреткновенны в день Христов, исполнены плодов праведности» ( Флп.1:10–11 ). Ап. Павел был обеспокоен тем, что филиппийцы неправильно мыслили о скорбях его, о его заключении в узы, впадали в малодушие и уныние. Апостол извещает, что его узы послужили к еще большему успеху благовествования: теперь Евангелие сделалось известно всей претории ( Флп.1:12–13 ) (претория – дворец главных городских начальников и судей. С ними, а также их отрядом телохранителей ап. Павел в Риме имел тесные контакты), верующие воодушевились, «ободрились узами» Апостола, начав «безбоязненно проповедовать слово Божие» ( Флп.1:14 ). Апостол замечает, что некоторые проповедуют «не чисто», думая увеличить тяжесть уз» его ( Флп.1:16 ). Это, скорее всего, были иудействующие, которые, зная нерасположение римлян к иудейству (римляне в то время христианство почти не отличали от иудейства), проповедовали Христа с тем, чтобы вызвать еще большую ненависть к ап. Павлу. Но Апостол и такой проповеди радуется, так как она, хотя и усугубляет тяжесть его уз, в то же время распространяет весть о Христе ( Флп.1:18–19 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/rukovo...

Ап. Павел свидетельствует, что по высоте нравственной жизни христиане «среди строптивого и развращенного рода сияют, как светила в мире» ( Флп.2:15 ), – а это лучшая похвала для Апостола ( Флп.2:16 ). За них он готов с радостью стать «жертвой за жертву» ( Флп.2:17 ), т. е. мученически увенчать свою жизнь. Поэтому и филиппийцы должны с такой же радостью относиться к своим скорбям, сорадуясь Апостолу ( Флп.2:18 ). 3. Предостережение от лжеучителей (Флп.3:1–21) Апостол обращает внимание филиппийцев на опасность, угрожающую им от лжеучителей, требующих обрезания от христиан. Он называет их «псами», способными осквернить все святое и растерзать истинных служителей Бога; «злыми делателями» ( Флп.3:2 ), препятствующими распространению Евангелия, держась дел закона (см. Ис.66:3 ; Мф.7:6 ). Насколько бесполезно надеяться на дела закона в деле спасания, на плотское обрезание, Апостол показывает на себе. Будучи чистокровным евреем, из колена Вениаминова, в 3-й день обрезанным, по учению – фарисеем, по ревности – гонителем Церкви Божией ( Флп.3:4–6 ), – все это он ставит ни во что, когда речь идет о спасении. Ради Христа он отказывается от всех преимуществ иудейства и закона, потому что пришло большее оправдание от веры во Христа и с ним – большие преимущества. «Но что для меня было преимуществом, то ради Христа я почел тщетою. Да и все почитаю тщетою ради превосходства познания Иисуса Христа, Господа моего: для Него я от всего отказался и все почитаю за сор, чтобы приобрести Христа» ( Флп.3:7–8 ) (тщета (xhmia) – наказание, убыток, вред; прежние преимущества в иудействе действительно вредят принять Христа, ибо ничего, кроме гордости и высокомерия, не дают. От них ап. Павел и отказывается, считая их «уметами«(по-славянски), по-гречески skubalon, т. е. навозом, калом, смрадным отбросам (в русском переводе – сором). Далее Апостол указывает, что же приобретает верующий во Христа: 1) оправдание перед Богом через веру в Него ( Флп.3:9 ); 2) Богопознание ( Флп.3:10 ); 3) соучастие в воскресении Христа через соучастие в Его страданиях и смерти ( Флп.3:10–11 ). Страдания, как со-страдание Христу, неизбежны для тех, кто хочет войти в славу Христову. Страданиями могут быть как внешние скорби, так и внутренняя борьба со страстьми и похотьми. Апостол не считает себя достигшим спасения, хотя и много страдает, но, «забывая заднее», т. е. свои успехи, подвиги, он простирается вперед, стремится «к цели, к почести высшего звания Божия во Христе Иисусе» ( Флп.3:13–14 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/rukovo...

трапезу и весь алтарь. У нас обыкновенно так и делается: по начальном возгласе и троекратном пении: «Христос воскресе», на утрене и вечерне всей пасхальной седмицы иерей кадит престол, весь алтарь и иконостас, как внешнюю часть алтаря. Так, как и литургия во всю пасхальную седмицу имеет такое начало, как утреня и вечерня, то и на литургии всей пасхальной седмицы, согласно с вышеприведенным примечанием Устава, иерей «по внегда начати» – после начального возгласа и троекратного пения: «Христос воскресе», произносит стихи: «Да воскреснет Бог», и кадит св. трапезу, алтарь и иконостас (Рук. д.с.п. 1889, 9). В Светлую неделю, по Номоканону при Большом Требнике, « помины не бывает» (л. 169). Под словом: «помины», в данном случае разумеется великая панихида (ппрастас) и всенощное бдение (или отдельно совершаемым заупокойная вечерня и утреня) и литургия за упокой (равным образом панихида и лития за упокой), а не поминовение на проскомидии, которое можно совершать повседневно (когда отправляется полная литургия); поэтому в дни св. Пасхи можно принимать просфоры и поминать за упокой на проскомидии (см. Цер. вест. 1895, 47). – По разъяснению некоторых (см. Цер. Вест. 1891, 27), относительно совершение панихид в течение Светлой седмицы Устав говорит, что в эту седмицу нельзя совершать их «в притворе храма», а вовсе не воспрещает совершение их (вне храма). Отпевание (и совершение при этом панихид) бывает и в храме (без совершения заупокойных литургий), «аще случится брату коему отъити ко Господу в сию св. седмицу Пасхи» (см. ниже, во II отд., о погреб.). Понедельник. Ап. ( Деян.1:12–17, 21–26; 2 зач.; Ев. Ин.1:18–28; 2 зач.). Вторник. Ап. ( Деян.2:14–21; 4 зач.; Ев. Лк.24:12–35; 113 зач.; – См. 3 прим. на 136 стр. и ниже, в III отд., о Давидогаредж. мон. Грузин. еп.). Среда. Ап. ( Деян.2:22–36; 5 зач.; Ев. Ин.1:35–51; 4–5 зач.). Четверток. Ап. ( Деян.2:38–43; 6 зач.; Ев. Ин.3:3–15; 8–9 зач.). Пяток. В этот день творится намять обновления храма Богородицы, называемого Живоносным источником.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

29 А Московский Любопытный Месяцеслов на 1776 год свидетельствует что Хиротонисан Патриархом Кириллом Лукарием, стр. 95–97, 48. 31 О соединении и примирении постоянной церкви с Великороссийскою и с прочими как сначала, так и доднесь 34 Сие Евангельское и святоцерковное свидетельство ясно уверяет о проистекании и действии спасительные силы святого духа в церьковных тайнах неизменно имеющей пребыть до второго пришествия Христова во Христовой церкви, единственно чрез священство, поставляемо и совершаемо Архиерейским рукоположением; а не чрез покрещевание и благословение от простолюдинского болшаковства. 37 Христовой церкви избрании и верховнейшии члены, значит священство, по разумению святые церкве (кормч.: лист: 12 на обороте) из толкования на Апостольское 55. Правило: „Епископы убо, по образу суще Господа нашего Иисуса Христа и глава церковного телеси имянуемы, и большея чести достойны суть, пресвитера же и диаконы по образу суще рук, яко теми церковное правление содевает Епископ“. 50 Заповедей сих малых, си есть Христовых, в числе которых главнейшее есть изреченное Господем сие. 1-е) Покаряйтеся и веруйте во Евангелие. Марка зач: 2. и проповедите Евангелие всей твари. Иже веру иметь (Сиречь Евангелию) и крестится сласен будет, а иже не имать веры, осужден будет. Марк: зач.: 72. – 2-е) О не призирании тайны священства глаголется, слушаяй вас, мене слушает, а отметаяйся вас, мене отметается Луки зач: 51. – И куплю дейте, дóндеже прииду зач.: 95. – И прилежи о нем, дóндеже возвращуся зач.: 53. – 3-е) О священноприношении же бескровные жертвы и приобщении тела и крови Христовы сказано: Аще не снесте плоти сына человеческого и не пиете крови его, живота неимате в себе. Иоан.: зач.: 23. – И сие творите в мое воспоминание. Лук.: зач.: 108. – И елижды бо аще ясте хлеб сей и чашу сию пиете, смерть Господню возвещаете, дóндеже убо приидет. Коринф.: зач.: 149. – 4-е) О разрешении грехов чрез посредство священства сказано: Яко же посла мя отец, и аз посылаю вы и се рек дуну, и глагола им; приимите дух свят, им же отпустите грехи, отпустятся им, и им же держите, держатся.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/zerkalo-...

Второе: В вечер воскресения, во исполнение своего обещания дать Апостолам ключи царствия небесного, Господь преподал им Духа Святого, воеже вязати и решити грехи людей, глаголя: якоже посла мя Отец, и Аз посылаю вы. И сие рек, дуну, и глагола им: приимите Дух Свят: имже отпустите грехи, отпустятся им, и имже держите, держатся (Иоан. зач. 68). Итак, сия великая власть, единому Богу только свойственная (кто бо может оставляти грехи, токмо един Бог: Мар. зач. 7.), дана святым Апостолам, яко епископам, в первый день воскресения Господня. Третье: Когда Господь явился Апостолам на горе Галилейской, тогда поставил их учителями вселенные и поручил им совершение таинства св. крещения во имя Св. Троицы, глаголя: шедше научите вся языки, крестяще их во имя Отца и Сына и Св. Духа (Матф. зач. 116). Итак, вот приведенные миссионерами свидетельства Евангелия, что Апостолы и до дня Пятидесятницы были уже облечены силами и дарами, принадлежащими епископству и священству в церкви Христовой. Какие же именно дары Св. Духа получили они в день Пятидесятницы? – об этом не было речи на беседе. Соберем относящиеся к сему вопросу свидетельства священного Писания. В Евангелии от Иоанна читаем слова Спасителя: Утешитель Дух Святый, егоже послет Отец во имя Мое, той вы научит всему и воспомянет вам вся, яже рех вам (зач. 48). Егда приидет Утешитель, той свидетельствует о Мне. Егда приидет Он, Дух истины, наставит вы на всяку истину, и грядугцая возвестит вам (зач. 52). В Евангелии от Матфея: Егда предают вы, не пецытеся, како, или, что возглаголете: не вы бо будете глаголющий, но Дух Отца вашего глаголяй в вас (зач. 36). В Евангелии от Луки: И се Аз послю обетование Отца моего на вы; вы же седите во граде Иерусалиме, дóндеже облечетеся силою свыше (зач. 114). Апостол Павел в послании к Коринфянам пишет о дарованиях Духа: Комуждо дается явление Духа на пользу: овому бо дается Духом слово премудрости, иному же слово разума, о том же Дусе; другому же вера, тем же Духом; иному же дарование исцелений, о том же Дусе; другому же действия сил, иному же пророчество, другому же рассуждения Духовом, иному же роди языков, другому же сказания языков. Вся же сия действует един и тойжде Дух, разделяя властию коемуждо, якоже хощет (зач. 151).

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Prusskij...

Созданный в Византии тип изображения Тайной вечери послужил образцом для изображений всех вечерей, о которых рассказывается в Евангелии и которые находили себе место почти исключительно в полных лицевых кодексах Евангелий. Раз дано было в практике общеизвестное изображение Тайной вечери, и оно при незначительном напряжении мысли легко могло превратиться в иную вечерю. Во всех этих вечерях видим тот же стол-сигму; с левой стороны его возлежит Иисус Христос, с противоположной – главное лицо, с которым Иисус Христос ведет беседу, в середине между ними второстепенные участники вечери. Подробности событий, имеющих историческую связь с этими вечерями, изображаются на втором плане. Таковы: вечеря в доме ап. Петра ( Мф. 8:14–15 ; Мк. 1:29–31 ; Лк. 4:38–39 ): главные места занимают Иисус Христос и ап. Петр; они ведут разговор; между ними сидят апостолы. К столу приближается с сосудом в руках теща Петрова; на правой стороне Иисус Христос воздвигает больную от одра (Евангелие нац. библ. 74, л. 15 и 66. Елисав. Евангелие, зач. 26 Матф. и 5 Марк.). В Евангелии нет речи об этой вечере, но она изображается здесь на основании замечания Евангелия: теща Петрова служила им. Служение истолковано миниатюристами в смысле служения на вечере. Вечеря в доме мытаря ( Мф. 9:10 ; Мк. 2:15 ; Лк. 5:29 ): к обычной схеме вечери в некоторых миниатюрах присоединяется призвание мытаря, сидящего или стоящего у стола, на котором лежат деньги (Евангелие 74, л. 17, 67 об. и 116 об. Елисав. Евангелие, зач. 30 Матф., 8 Марк. и 20 Лук. Гелат. Евангелие, л. 35 и 162). Вечеря в доме Симона Прокаженного ( Мф. 26:6  и след.; Мк. 14:3  и след.); подробность: женщина помазывает ноги Иисуса Христа миром (Евангелие 74, л. 32 об. Елисав., зач. 108 Матф. Гелат., л. 77 и 130 1794 , лаврент. Евангелие публ. библ. 105, л. 99. Код. Григория Богослова 510 1795 , л. 91), а в одной миниатюре Евангелия 74 женщина эта прислуживает вечеряющим; позади нее сосуд на огне и два вертела (л. 94. Елисав., зач. 63 Марка): подробности эти явились под влиянием изображения вечери в доме ап. Петра (женщина=теща Петрова), поводом к чему для миниатюриста послужило сходство имени Симон. В тех же формах изображалась вечеря в доме Фарисея ( Лк. 7:36 , Евангелие 74, л. 122. Елисав., зач. 33. Гелат., л. 169. Лаврент., л. 139). Вечеря в даме Лазаря ( Лк. 10:38  и след.; Ин. 12:2  и след.): Марфа прислуживает, Мария сидит у ног Иисуса Христа (Евангелие 74, л. 132, ср. 193. Елисав., зач. 54 Лук. Гелат., л. 181). Вечеря в доме Закхея ( Лк. 19:1  и след.): к вечере присоединяется встреча Иисуса Христа с Закхеем, представленным на дереве (Евангелие 74, л. 149 об. Елисав., зач. 94. Лаврент., л. 149). Вечеря на море Тивериадском ( Ин. 21:12  и след. Евангелие 74, л. 212. Елисав., зач. 66. Гелат., л. 276) и даже вечеря братьев Иосифа на сенском авории 1796 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Pokrov...

Я начал ее изложением основных истин православного учения, требуя на них согласия от беспоповских наставников, чтобы таким образом признанные ими самими положения служили для нас уже непререкаемым основанием для рассмотрения частных мнений и предметов разногласия. Именно я предложил на рассуждение беспоповским наставникам следующие положения: 1. Каждому христианину необходимо должно веровать во Евангелие, а не веруяй во Евангелие осужден будет. В доказательство приведены были слова Спасителя: «покайтеся и веруйте во Евангелие» (от Марка зач. 2), и: «иже не имет веры (во Евангелие) осужден будет» (зач. 71), также свидетельство св. Златоуста, из бесед на послание к Колоссаем, яко христианин, не веруяй Христу, невернаго горше есть 114 . Наставники это положение подтвердили своим согласием. 2. Не части Евангелия христианин должен веровать, но всему всецело; в подтверждение приведены слова Спасителя: «учаще их (вся языки) блюсти вся, елика заповедах вам» (от Матф. зач. 116). Наставники подтвердили согласием и это положение. 3. Евангелие, или учение евангельское, должно существовать вечно и непреложно: «небо и земля мимоидет, а словеса Моя не имут прейти» (от Луки зач. 107). 4. Не слушающие Евавгелия не суть овцы господни; об иудеях, которые не послушали словес Христовых, сам Христос сказал: «несте от овец моих: овцы моя гласа моего слушают и по мне грядут, и Аз живот вечный дам им» (от Иоан. зач. 37 и 38). 5. Праведный суд Божий над людьми произведен будет по Евангелию: «аще кто услышит глаголы моя и не верует, Аз не сужду ему; не приидох бо, да сужду мирови, но да спасу мир: отметаяйся Мене и не приемляй глагол моих, имать судящаго ему: слово, еже глаголах, то судит ему в последний день» (от Иоан. зач. 43). И эти все положения наставники утвердили своим согласием. 6. Церковь создана Христом, а не человеком, и пребудет неодоленна: «созижду церковь Мою, и врата адова не одолеют ей» (от Мат. зач. 67). 7. Церковь , Христом созданная, будет существовать во веки: «тому слава в Церкви о Христе Иисусе во вся роды века веком, аминь» (к Ефесеом зач.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Prusskij...

По скончании их поется 1-й антифон во глас 4: От юности моея... повторяюще каждый стих на оба лика. Прокимен Пасхи, глас 8: Сей день, егоже сотвори Господь, возрадуемся и возвеселимся в онь. Стих: Исповедайтеся Господеви, яко Благ, яко в век милость Его. Апостол понедельника Пасхи, зач. 2. Аллилуиа, глас 4: Ты воскрес ущедриши Сиона. Стих: Господь с небесе на землю призре. Евангелие воскресное первое, от Матфея, зач. 115. Диакон: Господу помолимся. И чтет предстоятель молитву 1: Владыко Господи Боже наш... Антифон 1, глас 6: На небо очи мои... Прокимен, глас 1: Буди, Господи, милость Твоя на нас, якоже уповахом на Тя. Стих: Радуйтеся, праведнии, о Господе, правым подобает похвала. Апостол вторника Пасхи, зач. 4. Аллилуиа, глас 1: Бог даяй отмщение мне и покоривый люди под мя. Стих: Величай спасения царева и творяй милость христу Своему Давиду и семени его до века. Евангелие воскресное второе, от Марка, зач. 70. Молитва 2: Благодарим Тя, Господи Боже наш... Антифон 2, глас 6: Аще не Господь бы был... Прокимен, глас 2: Крепость моя и пение мое Господь и бысть мне во спасение. Стих: Наказуя наказа мя Господь, смерти же не предаде мя. Апостол среды Пасхи, зач. 50. Аллилуиа, глас 2: Услышит тя Господь в день печали, защитит тя имя Бога Иаковля. Стих: Послет ти помощь от Сиона и от Святаго заступит тя. Евангелие воскресное четвертое, от Луки, зач. 112. Молитва 3: Господи сил, скорбящих радосте: Антифон 3, глас 6: Надеющиися на Господа: Прокимен, глас 3: Пойте Богу нашему, пойте, пойте Цареви нашему, пойте. Стих: Вси языцы, восплещите руками, воскликните Богу гласом радования. Апостол четвертка Пасхи, зач. 6. Аллилуиа, глас 3: На Тя, Господи, уповах, да не постыжуся вовек. Стих: Буди ми в Бога Защитителя и в дом прибежища, еже спасти мя. Евангелие воскресное седьмое, от Иоанна, зач. 63. Канон Пасхи. Ирмосы по дважды, тропари на четыре. По каждой песни катавасия, ирмос и тропарь: Христос воскресе, (трижды). По 3-й песни ектения малая за упокой и ипакои Пасхи: Предварившия утро...

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Sahar...

Обычное деление текста Священного Писания на главы и стихи отражается и в богослужебном Апостоле. Счет глав и стихов указан цифрами черного цвета. Однако деление на главы и стихи в богослужебном Апостоле имеет второстепенное значение. Как и в Евангелии, основным является деление на богослужебные отрывки – зачала. Номера зачал обозначены красными цифрами на внешнем поле текста. В отличие от Евангелия, нумерация зачал в Апостоле сквозная, то есть единая для всех книг. Последнее зачало – 335-е к Евреям. Так что главное – знать номер зачала, уже только это почти всегда позволяет найти необходимое чтение. Однако есть четыре исключения из правила единой нумерации, точнее, четыре пары зачал имеют одинаковые номера. Так, последние два зачала книги Деяний совпадают по номеру с двумя начальными зачалами Послания апостола Иакова (Деян. зач. 50 и зач. 51 ↔ Иак. зач. 50 и зач. 51), последнее зачало 2-го Послания апостола Петра совпадает с первым зачалом 1-го Послания Иоанна (2 Пет. зач. 68 ↔ 1 Ин. зач. 68), а последнее зачало Послания апостола Павла к Титу имеет тот же номер, которым обозначено Послание к Филимону (Тит. зач. 302 ↔ Флм. зач. 302). Некоторые зачала, как и в Евангелии, не имеют отдельного номера, но располагаются посреди других зачал. Устав называет такие чтения «зачало от полу»; в тексте такое зачало отмечено знаком зачала без цифры. В частности, на литургии в Неделю 1-ю Великого поста читается послание к Евреям, зачало 329-е «от полу», которое начинается с Евр. 11:24 , тогда как само зачало 329-е начинается с Евр. 11:17 . §2.3. Приложения богослужебного Апостола Для определения и нахождения апостольского зачала на заданный день надлежит использовать приложения Апостола, где содержатся все необходимые указания. В Апостоле можно выделить следующие приложения: 1 . «Сказание о антифонах, и о прокименах, и еже како на всяк день должно есть чести Апостол в седмицах всего лета» – рядовые чтения подвижного круга богослужения. Это приложение начинается днем Святой Пасхи и заканчивается Неделей сыропустной.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Kashki...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010