Вопрос. Откуду имать имя свое Церкви? Ответ. Мы убо Русь от Царя именуем Церковь , зане есть жилище Царя небеснаго, акибы глаголюще Царственница. Грецы же ю нарицают своим их языком Екклисиа. Екклисиа, сиречь созвание или собрание. От сих двух речений: екклео; екклео, сиречь, созываю. От другаго же екклисиазо. Екклисиазо, сиречь, собираю. Ляхи же от кости нарицают костиол, акибы рекущи, Костница. – Вопрос. Коими имены святых писание Церковь Божию, сиречь, верных Божиих, нарицает? Ответ. Различными имены. Первое убо, телом Христовым. Якоже Павел к Римляном пишет: зачало 109. И первое к Коринфяном зач. 152. И ко Ефесеом зачало 224. Второе, невестою, юже Соломон в Песнех Песней нарече и Иоанн Богослов во Апокалипсисе, гл. 21-ой. Третие, девою; 2Кор; Зач.191. Четвертое, пажитию или стадом; Ин. зач. 36. Пятое нарицает виноградом: Ин. зач. 50. Шестое, Иерусалимом: Ис.62 ; Пс.121 ; Откр.21 . Седьмое, нарицает Домом Божиим: 1Тим; Зач.284; 1Пет. зач. 58; в том же зачале святый апостол Петр многими честными имены нарицает Церковь Божию. Такожде и прочее Божественное писание. Вопрос. Кия же паки вещи нарицаются тем именем, Церковию Божиею? Ответ. Первое убо, Скиния, сиречь, сень. О сем Павел пишет ко Евреом, зач. 320. Аще и образ есть, но Церковь же преднаписует. Также, Святое или Святилище, того же зачала. Такожде храм, сиречь, дом молитвы Церковь Божия нарицается. И коегождо храма Парохия или прихождение. И весь дом коего-либо христианина нарицается церковь . О сем чти 1Кор. зач. 164, 166. По сих нарицается Церковь тело Христово, якоже Сам рече о Себе: разорите церковь сию, и треми денми воздвигну ю (Ин. зач. 7). И всяк православный христианин: 1Кор. зач. 128. Еще же и вси вернии во всем мире, иже ныне суть, бяху, и будут. Сии суть Святою, Соборною Церковию, домом же Божиим, иже есть столп и утверждение истины, 1Тим. зач. 284. Особно же Наставницы церковнии и строители нарицаются Церковь , якоже рече Господь: Аще же преслушает церковь , буди ти яко язычник и мытарь (Мф. зач. 75). Вконец же, вси Святии, иже в раи и на небеси суть, право истинно Церковию Божиею нарицаются (Рим. зач. 120).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Malinovs...

А.) Необходимо потребнейшая ко спасению вечному согласность православные, веры , изображена в священном Символе 12-ю стихами от святых Апостол, и от святых вселенских соборов, по свидетельству Христовы церкви. Катихис. велик. глава 6. И святый Василий Великий свидетельствует, что „Спасительная согласность православные веры состоит единственно в покорении сердечном Христову учению и заповедем, яже во Евангелии: – Напротив же сего, всякая несогласность православной веры зависит от неповиновения и непокорения Христову учению и заповедем, яже во Евангелии“. Книга 2, в предисловии о суде божием, лист 172 и прочая. О чем и Евангельское благовестие так свидетельствует: Евангелие. Рече Господь, веруяй в мя яко же рече писание. Толкование. „Правая вера: от писания есть сего ради рече, яко веруяй мя, яко же рече писание. Се же есть, яко свидетельствует о мне писание, яко сын есмь Божий, яко Творец, яко Господь всем, яко Спас мира. Мнози убо мнеша веровати, но не яко же рече писание, а яко же тии своим изволением последование, тии вси Еретицы“. Благовест.: Иоан.: зач. 27. Еще принадлежащее до существа согласия православные веры учение Христово содержится во благовестии Евангельском у Марка в зач. 2, и 32. У Матфея в зач. 116. У Иоанна в зач. 43, у Мат: в зач: 35 и Галатом в зач. 199. Все сии свидетельства помещены выше. Зри в 1 показании в § 4, 3, и 5. О нелицемерной любви. Б.) Евангелие, рече Господь своим учеником; аще любите мя, заповеди моя соблюдайте. Имея заповеди моя, и соблюдая их, той есть любяй мя. Иоан.: зач. 48, у него же далее: будете в любви моей, аще заповеди моя соблюдете, пребудите в любви моей. Иоан: зач: 81. У сего же Евангелиста, аще кто любит мя, слово мое соблюдет, не любяй мя, словес моих не соблюдает. Иоан. зачало 48. И паки: иже любит отца или матерь или сына или дщерь паче мене 54 несть мене достоин. Мат., зач. 23. И о сем разумеем, яко познахом его, аще заповеди его соблюдаем. Глаголяй, яко познах его, и заповеди его не соблюдает, ложь есть, и в сем истинны несть, иже аще соблюдет слово его, по истине в сем любы божия совершенна есть. 1 Послан. Иоан: зач: 69. Тот же; егда бога любим и заповеди его соблюдаем, сия бо есть любы божия, да заповеди его соблюдаем. 1 послан. Иоан., зач. 74. И Апостол, иже не любите Господа Иисуса, да будете Анафема, 1 Коринф. зач. 165.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/zerkalo-...

Тело ломимое не означает просто физическое тело. На языке Священного Писания — это плоть, то есть все человеческое существование. И слова «сие творите в Мое воспоминание» означают прежде всего это преломление. Первое слово, которое употребляет Церковь, говоря о Евхаристии, — преломление. В Книге Деяний святых апостолов мы читаем о первых христианах, о том, что они пребывали в учении апостолов, в послушании и в преломлении хлеба. И в другом месте: «Они преломляли хлеб по домам». А в Евангелии от Луки сказано, что апостолы узнали Христа в преломлении хлеба. И есть еще слово апостольское, которое мы слышали сегодня за Божественной литургией. «Всякий раз, — говорит апостол Павел, — когда вы едите хлеб сей и пьете чашу сию, смерть Господню возвещаете, доколе Он придет». Мы не сомневаемся, что апостол имеет в виду и Воскресение Христово. Но слово, которое мы слышим здесь, — смерть. Тайная Вечеря — это жертвенное приношение Господа на Кресте, которое Он предлагает Своим ученикам, совершенное явление Его любви к нам, наше спасение. Господь до конца возлюбил Своих учеников, как мы читаем в Евангелии от Иоанна. Христос совершает Пасху вместе со Своими учениками, ту Пасху, которую Он совершит, когда Сам станет Пасхальным Агнцем в Великую Пятницу. И нам открывается, что и в умовении ног, и в Евхаристии — свидетельство одной и той же любви Господа, отдающего Свою жизнь за нас. Возрадуемся о даре Христовом, приносимом Им сегодня Своей Церкви. Но не будем забывать, что Великий Четверг уготовляет Великую Пятницу — с тем чтобы и мы могли праздновать Пасху Христову не только в полноте радости, но и в полноте ответственности, которой требует Пасхальная тайна. Великая Пятница Утреня Евангелия Последования Святых Страстей Господа нашего Иисуса Христа: 1-е. Ин, 46 зач., 13, 31 — 178, 1. 2-е. Ин, 58 зач., 18, 1—28. 3-е. Мф, 109 зач., 26, 57—75. 4-е. Ин. 59 зач., 18, 28 — 19, 16. 5-е. Мф, 111 зач., 27, 3—32. 6-е. Мк, 67 зач., 15, 16—32. 7-е. Мф, 113 зач., 27, 33—54. 8-е. Лк, 111 зач., 23, 32—49. 9-е. Ин, 61 зач., 19, 25—37. 10-е. Мк, 69 зач., 15, 43—47. 11-е. Ин, 62 зач., 19, 38—42. 12-е. Мф, 114 зач., 27, 62—66.

http://moral.ru/страстная-седмица/

20 стр.) по отношению к навечерию Крещения о совершении царских часов, вечерни и литургии имеет одинаковое значение и по отношению к навечерию Рождества Христова (там же см. о сочевнике и о выражении Устава: «пост не бывает»). В навечерие, если оно случится в субботу или воскресенье, после отпуста вечерни, а если навечерие будет в прочие дни седмицы, то после отпуста литургии – поставляется свещник среди церкви; клирики же, ставши оба лика вместе, поют тропарь: «Рождество Твое, Христе Боже», потом – «Слава и ныне» и кондак: «Дева днесь». «И входим в трапезу, и едим варение с елеем, рыбы же не едим; вино же пьем, благодаряще Бога». Если навечерие случится в субботу или неделю, тогда «входим в трапезу, и едим совершенно (т.е., утоляем голод); рыбы же не едим, но со древяномаслием, и сочиво обварено, или кутию с медом; испиваем же и вина в славу Божию; в неимущих странах пьем пиво». Царские часы. (1. Парем. Мих.5:2–4 ; Ап. Евр.1:1–12; 303 зач.; Ев. Мф.1:18–25; 2 зач.; 3. Парем. Вар. (сн. 28 сент.) 3:36–38; 4:1–4; Ап. Гал.3:23–29; 208 зач.; Ев. Лк.2:1–20; 5 зач.; 6. Парем. Ис.7:10–16; 8:1–4, 8–10 ; Ап. Евр.1:10–14; 2:1–3; 304 зач.; Ев. Мф.2:1–12; 3 зач.; 9. Парем. Ис.9:6–7 ; Ап. Евр.2:11–18; 306 зач.; Ев. Мф.2:13–23; 4 зач.). Вечерня. ( Парем. 1. Быт.1:1–13; 2 . Чис.24:2–3, 5–9, 17–18; 3 . Мих.4:6–7; 5:2–4; 4 . Ис.11:2–10; 5 . Вар.3: 36–38; 6 . Дан.2:35–36, 44–45; 7 . Исх.9:6–8; 8 . Исх.7:10–16; 8:1–4, 8–10 ). Литургия. ( Ап. Евр.1:1–12; 303 зач.; Ев. Лк.2:1–20; 5 зач.). На вечерне, совершаемой отдельно от литургии (в субботу или воскресенье): Ап. ( Гал.3:15–22; 207 зач.; Ев. Мф.13:31–36; 53 зач.). 239 25 . Е. Еже по плоти Ржтво Гда Бга и Спса нашег Хрта. В настоящий день празднуется рождество Господа нашего Иисуса Христа (в 5508 г. от сотворения мира) в Вифлееме 240 от Приснодевы Марии ( Мф.1:18–25; 2:1–12 ; Лк.2:1–20 ). Начало установления этого праздника принадлежит самым первым временам Церкви. По общепринятому мнению, праздник Рождества Христова древнее в церквах западных, нежели восточных; но это должно разуметь только о времени празднования праздника – 25 декабря.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

1-й день: 3-й час – Мф., зач. 1–25 (1, 1 – 8, 13). 6-й час – Мф., зач. 26–52 (8, 14 – 13, 30). 9-й час – Мф., зач. 53–78 (13, 31 – 19, 15). 2-й день: 3-й час – Мф., зач. 79–101 (19, 16 – 24, 35). 6-й час – Мф., зач. 102–116 (24, 36 – 28, 20). 9-й час – Мк., зач. 1–39 (1, 1 – 9, 16). 3-й день: 3-й час – Мк., зач. 40–71 (9, 17 – 16, 20). 6-й час – Лк., зач. 1–21 (1, 1 – 5, 39). 9-й час – Лк., зач. 22–49 (6, 1 – 9, 62). 4-й день: 3-й час – Лк., зач. 50–76 (10, 1 – 14, 24). 6-й час – Лк., зач. 77–101 (14, 25 – 20, 26). 9-й час – Лк., зач. 102–114 (20, 27 – 24, 53). 1 На заседании Священного Синода Русской Православной Церкви 22 октября 2015 года были утверждены и рекомендованы к общецерковному богослужебному употреблению тексты тропаря и кондака сщмч. Сергию Скворцову пресвитеру. Тексты тропаря и кондака размещены на официальном сайте Русской Православной Церкви – Патриархия.ru ( http://www.patriarchia.ru/db/text/4251309.html ), и на сайте Издательства Московской Патриархии Русской Православной Церкви ( http://nbt.rop.ru/?q=texts/tropar/341 ). 2 В современной богослужебной практике Русской Православной Церкви распространен обычай совершать в вечер четырех воскресных дней Великого поста (как правило, начиная не с Недели Торжества Православия, а со 2-й Недели – свт. Григория Паламы, за исключением тех случаев, когда на понедельник приходится Благовещение, 1-е и 2-е Обретение главы Иоанна Предтечи, память 40 мучеников, храмовый или полиелейный праздник) чинопоследование пассии (см. 19 марта). При выпадении на соответствующие понедельники Великого поста праздников Благовещения, Обретения главы Иоанна Предтечи, 40 мучеников Севастийских, а также храмового или полиелейного праздника, совершение пассий, по обычаю, начинается не с 2-й Недели поста, а с 1-й Недели – Торжества Православия, чтобы иметь возможность в течение поста совершить четыре пассии. 3 О порядке пения служб на повечерии см. 13 марта, во вторник 2-й седмицы Великого поста. 4 Евангельские чтения изъяты Уставом из всего седмичного великопостного богослужения и отсутствуют даже на Литургии Преждеосвященных Даров (кроме полиелейных праздников и дней Страстной седмицы).

http://patriarchia.ru/bu/2024-03-25/

Царские часы. 1. ( Парем. Ис.35:1–10 . Ап. Деян.13:25–32; 33 зач .; Ев. Мф.3:1–11; 5 зач.; 3. Парем. Ис.1:16–20 . Ап. Деян.19:1–8; 42 зач.; Ев. Мак.1:1–8; 1 зач.; 6. Парем. Ис.12:3–6 . Ап. Рим.6:3–11; 91 зач.; Ев. Мк.1:9–15; 2 зач.; 9. Парем. Ис.49:8–15 ; Ап. Тит.2:11–14; 3:4–7; 302 зач. Ев. Мф.3:13–17; 6 зач.). Вечерня. Парем. 1. ( Быт.1:1–13; 2 . Исх.14:15–18, 21–23, 27–29; 3 . Исх.15:22–27; 16:1; 4 . Нав.3:7–8, 15–17; 5 . 4Цар.2:6–14; 6 . 4Цар.5:9–14; 7 . Ис.1:16–20; 8 . Быт.32:1–10; 9 . Исх.2:5–10; 10 . Суд.6:36–40; 11 . 3Цар.18:30–39; 12 . 4Цар.2:19–22; 13 . Ис.49:8–15 ; Ап. 1Кор.9:19–27 ; в суб. и воскр. – 10:1–4 19 ; 143 зач. Ев. Лк.3:1–18; 9 зач.). Освящение воды. Парем. 1. ( Ис.35:1–10; 2 . Ис.55:1–13; 3 . Ис.12:3–6 ; Ап. 1Кор.10:1–4; 143 зач. Ев. Мк.1:9–11; 2 зач.). Так как св. вода служить «ко очищению душ и телес…, ко освящению домов», то священнослужители в навечерие и праздник Богоявления входят в дома мирян для окропления их святой водой. 20 6 . З. Св. гда бга и спса нашег хрта Под именем Богоявления разумеется праздник, в котором воспоминается и прославляется событие крещения Иисуса Христа от Иоанна на Иордане 21 (Мф.3:13–17; Мк.1:9–11 ; Лк.3:21–22 ). Богоявлением называется этот праздник потому, что при крещении Господа явилась Божественная Пресвятая Троица: Бог Отец глаголал с неба о Сыне, Сын Божий крестился от Иоанна и засвидетельствован от Бога Отца, и Дух Святой сошел на Сына в виде голубя; 22 это объяснение праздника дает св. Церковь в тропаре: «Во Иордане крещающуся Тебе Господи». 23 Издревле также называется этот праздник днем просвещения и праздником светов, потому что Бог есть свет и явился просветить «седящих во тме и сени смертней» ( Мф.4:16 ), и снасти по благодати, явльшейся просвещением (явлением) Спасителя ( 2Тим.1:9–10 ), и потому что в навечерие Богоявления был обычай совершать накануне его крещение оглашенных, которое есть собственно духовное просвещение и при котором возжигалось множество светильников. Кроме того, древняя Церковь в этот день воспоминала и другие события, в которых выразилось божественное достоинство и посольство Иисуса Христа как при рождении Его, так и при вступлении Его на общественную проповедь после крещения, именно: 1) поклонение волхвов, как откровение Иисуса Христа миру языческому посредством чудесной звезды; 24 от этого воспоминания и самый праздника Крещения в церкви западной получил название праздника трех царей (Festum trium regum); в церкви восточной оно хотя и входило в состав праздника, но ничем в характере праздника не выразилось; 2) Явление Божественной силы Иисуса Христа в первом чуде Его на браке в Кане галилейской, когда Господь «сотворил начаток знамениям»; и 3) (в церкви африканской) явление Иисусом Христом Божественной силы в чудесном насыщении Им более 5.000 человек пятью хлебами в пустыне, от чего и праздник назывался φαγιφνεια (сн.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

„Хула же яже на духа, се есть, на духовная дела Христова и нарицаяй я бесовска, аще не покается, не прощен будет“. Благовестник Матф.: зач: 46 и 47 – И паки: Иудее реша Иисусу, не добре ли мы глаголем, яко Самарянин еси ты и беса имаши. Иоанна зач. 32. – Взята убо камение Иудее, да ввергнут нань. Иоанна зач: 33. И в другое время взяша же камение паки Иудее, да побиют его, Иоанн: зач: 38. Но и верующих во Христа всех Архиерей и Фарисей проклинаху сице: егда кто от князь верова в онь ( то есть во Христа) или от Фарисей, но народ сей, иже не весть закона, прокляти суть Иоан: зач: 27. – И он же далее: уже бо бяху сложилися жидове, да аще кто его исповесть Христа, отлучен от сонмища будет. Иоан: зач: 34. Все же сии злохуления на Христа Спасителя и на божественные его чудотворения происходили от начальнейших властей и пастырей ветхозаветные церкви, да еще к тому и при содержании ересей как то Фарисейские, Саддукейские, Иессейские, и Иеродианские, о чем свидетельствует и Синаксарь в Триоди, в неделю о Мытаре и Фарисее 63 . Бароний в книге 1, на листу 2, в приуготовлении 64 . Хотя же при еретичестве своем столько злохулили Христа Спасителя и его божественны чудеса жидове, однако же дух святый действовал тогда в церкви жидовской чрез существо, по свидетельству Евангельскому и святоцерьковному. Благовестн: Иоан: зач: 40 65 . Да и Христос Спаситель исцеленных им чудесно посылал ко оному существу для выполнения законных чиноположений, как то о семо свидетельствуется во Евангелии тако: муж исполнь прокажения видев Иисуса, пал ниц моляся ему, глаголя: Господи! аще хощещи, можеши мя очистити, и простер руку, коснуся его, рек: хощу, очистися, и абие проказа отыде от него, и той заповеда ему, ни кому же поведати, но шед покажися Иереови и принеси о очищении твоем, яко же повеле Моисей во свидетельство им. Луки зачало 18. – И еще у него же во Евангелии: сретоша его десять прокаженных мужей, иже сташа издалеча и тии вознесоша глас глаголюще; Иисусе наставниче, помилуй ны: и видев рече им: шедшие покажитеся священником: и бысть идущим им очистишася. Луки зач: 55. Хотя по свидетельству вышеприведенного писания ветхозаветные церкви священство при содержании ересей, а Христа Спасителя толико злохулимое как его так и божественные чудотворения: однако же благодатная сила Святого Духа во Священнодействии чрез сие же священство действовала, и Христос Спаситель оного существа Священнодействии не презирал. Лук: зач: 6, 7 и 8, и не учил презирать, даже до распятия его и раздрания церковные завесы на двое. Матф: зач. 116. Тем паче новоблагодатное священство пребывающее неотступно во исповедании веры святого Апостола Петра (Матф: зач. 67) сего не долженствует делать, как о сем уже говорено было в Показании 2-м.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/zerkalo-...

1-е Евангелие – Мф. 116 зач. 2-е Евангелие – Мк. 70 зач. 3-е Евангелие – Мк. 71 зач. 4-е Евангелие – Лк. 112 зач. 5-е Евангелие – Лк. 113 зач. 6-е Евангелие – Лк. 114 зач. 7-е Евангелие – Ин. 63 зач. 8-е Евангелие – Ин. 64 зач. 9-е Евангелие – Ин. 65 зач. 10-е Евангелие – Ин. 66 зач. 11-е Евангелие – Ин. 67 зач. Хор (по окончании чтения): «Слава Тебе, Господи, слава Тебе». Хор: «Воскресение Христово видевше…». Во время исполнения этого песнопения диакон стоит на амвоне лицом к народу, держа в руках Евангелие, а пономари со свечами становятся на ступеньку ниже амвона лицом друг к другу. По окончании «Воскресение Христово видевше…» пономари уносят малые свечи в алтарь, а диакон спускается с амвона и полагает Евангелие на центральный аналой (пономарь перед этим берет икону Воскресения Христова и отлагает ее на время целования Евангелия). Чтец: 50-й псалом («Помилуй мя, Боже...»). В это время по Уставу священнослужители и народ целуют Евангелие, которое служащий иерей держит в руках (см. Типикон, глава 2-я). На практике, однако, диакон, как мы уже заметили, сразу после пения «Воскресение Христово видевше…» полагает Евангелие на аналой, а само целование Евангелия бывает во время помазания при пении канона. Хор: «Слава»: «Молитвами апостолов, Милостиве, очисти множество согрешений наших». «И ныне»: «Молитвами Богородицы, Милостиве, очисти…». «Помилуй мя, Боже, по велицей милости Твоей и по множеству щедрот Твоих очисти беззаконие мое». «Воскрес Иисус от гроба…» («стихира по 50-м псалме»). При пении стихиры диакон поднимается на амвон и становится перед иконой Спасителя. Диакон: «Спаси, Боже, люди Твоя…» (начальное прошение литии). Хор: «Господи, помилуй» (12 раз). Священник: «Милостию и щедротами и человеколюбием…». Хор: «Аминь» и поет ирмос первой песни канона. На практике в это время происходит целование Евангелия и бывает помазание народа елеем. Если совершалась лития, то раздаются частицы хлебов, освященных на вечерне. По 9-й песни канона после малой ектении диакон возглашает: «Свят Господь Бог наш».

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Kashki...

38 об., елисаветградское, зач. 79. Речь о хлебе животном ( Ин. 6:48  и след.); подробность: несколько учеников Иисуса Христа, согласно с Ин. 6:66 , удаляются прочь. Евангелие 74, л. 180, елисаветградское, зач. 24. Обличительная речь Фарисеям ( Мф. 23:2  и след.); подробности: Каин убивает Авеля; воины убивают Захарию близ жертвенника. Евангелие 74, л. 45, 46 об., 47. Елисаветградское, зач. 93 и 96. Гелатское, л. 71 об. Проповедь о воскресении мертвых ( Мк. 12:24  и след.). Евангелие 74, л. 90 об., елисаветградское, зач. 55. Лепта вдовицы 1464 ( Мк. 12:42–44 ); подробность: в стороне, возле покрытого киворием стола с деньгами, стоит женщина, тут же народ. Равеннская мозаика 1465 . Евангелие 74, л. 91 об., елисаветградское, зач. 57; ср. гелатское Евангелие, л. 127 (Иисус Христос стоит возле сокровищницы); афоноиверское Евангелие 5, л. 330 об.; Евангелие публ. библ. 105, л. 169 об. В кодексе Григория Богослова 510 изображение поставлено рядом с исцелением слепца (рис. 92): женщина опускает лепту в кружку, стоящую у ворот; перед ней Иисус Христос с благословляющей десницей. Речь перед иудеями ( Ин. 8 ). Евангелие 74, л. 184–185; ср. 194. Елисаветградское, зач. 30 и 33, ср. 42. Гелатское Евангелие, л. 258. Прощальная беседа Иисуса Христа с учениками ( Ин. 13–16 ). Евангелие 74, л. 197 и 200. Елисаветградское, зач. 47 и 53. 92. Миниатюра кодекса Григория Богослова 510. К этой же категории шаблонных изображений относятся: беседа Иисуса Христа с учениками Иоанна ( Лк. 7:20–22 ): Евангелие 74, л. 121 об. Елисаветградское, зач. 31; с сотником ( Мф. 8:5  и след.): Евангелие 74, л. 14. Елисаветградское, зач. 25. Гелатское, л. 31 об.; с некоторым начальником ( Мф. 9:18 ; Мк. 5:22  и след, Лк. 8:41 ): Евангелие 74, л. 17 об. Елисаветградское, зач. 32. Гелатское, л. 35 об.; беседа о дидрахме ( Мф. 17:24–27 ): Евангелие 74, л. 35. Елисаветградское, зач. 73; благословение детей ( Мф. 19:13–15 ; Мк. 10:13–15 ; Лк. 18:15–17 ); подробности: Иисус Христос, сидя на кафедре, возлагает руки на детей; в группе присутствующего народа – женщины с детьми.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Pokrov...

в средневековой латинской литературе: Алан Инсулийский. Отличия богословских речений//PL. 210. Col. 819D. «Далее замечает место, где Христос в Евангелии: Царство Божие внутрь вас есть, то есть Я Царство Божие внутрь вас». 50 Пасхазий, диакон. О Святом Духе//PL. 62. Col. 35D. «И посему о Святом Духе написанное верно понимаем: Царство Божие внутрь вас есть». 63 Проповедь на Литургии после чтения Евангелия в храме Преображения Господня 24.12.2015 (Святая Гора Афон, Вершина). Лк., 107 зач., 21:28–33. 76 Проповедь на Литургии в храме Святых Царственных Страстотерпцев (д. Пушков Городок) 24.12.2017. Лк., 76 зач., 14:16–24. 89 Проповедь на Литургии 30.12.2017. Лк., 62 зач., 11:47–12:1. Лк., 72 зач., 13:18–29. Лк., 74 зач., 14:1–11. 118 Проповедь на Литургии 2.01.2016. Лк., 72 зач., 13:18–29. Мф., 11 зач., 5:14–19. Мк., 41 зач., 9:33–41. 146 Катены на евангелиста Марка//Catenae Graecorum patrum in Novum Testamentum/ed. J. A. Cramer. Vol. l. Oxford, 1840 (r. Hildesheim, 1967). P. 280:19–20. 154 Феодор Студит , прп. Малое огласительное слово 15:38–40//Theodori Studitis Parva Catechesis/ed. E. Auvray. Paris, 1891. «...не по их природе, но что они являются сосудами Божественной энергии и через них и в них соблаговолил Бог устроить наше спасение». Ср.: Иоанн Дамаскин , прп. Слово третье в защиту святых икон 34:1–18//PTS. 17. S. 139. 167 Проповедь на Литургии в Покровском храме Московской духовной академии 14.01.2015. Лк., 6 зач., 2:20–21, 40–52. Лк., 24 зач., 6:17–23. 177 Проповедь на Литургии в Покровском храме Московской духовной академии 19.01.2016. Мф., 6 зач., 3:13–17. 200 Здесь говорится о Светах и в богословском смысле, и о замене праздником Богоявления языческого праздника солнцестояния и новолетия. Подробнее см.: Дионисий (Шленов) , игум. Время празднования Рождества и Кре­щения согласно древним свидетельствам и памятникам полемической письменности середины XI в.//БВ. 8–9. 2009. С. 244–245. 209 См.: Житие и чудеса Петра Атройского (под авторством Саввы монаха) 37:30–40//Subsidia hagiographica. 29. Р. 147. 225 Cp.: Каллист Ангеликуда, npn. Опровержение Фомы Аквината 540:6–7//Καλλστου γγελικοδη Κατ Θωμ κιντου/κδ. Σ. Γ. Παπαδπουλος. θναι, 1970. Σ. 255. «Таков и наш первообраз, а именно Бог Троица, будучи разумом и словом и духом» (Οτω τονυν κα τ μτερον πρωττυπον, τοι Θες, Τρις, νος οσα κα λγος κα πνεμα) 228 Иоанн Евгеник. Побудительное напоминание Феодору Порфирогениту//Παλαιολγεια κα Πελοποννησιακ/κδ. Σ. Π. Λμπρος. Α θναι, 1912/23. Σ. 96:18–19. γρ ναχρησις κ το κσμου οδν λλο πφυκεν τεχνς νκρωσις τν παθν κα φανρωσις τς ν Χριστ κρυπτομνης ζως. Читать далее Источник: Вслед за Рождественской звездой: проповеди, произнесенные в период Рождественского поста и Святок/Дионисий (Шленов), игум. - Сергиев Посад: Московская духовная академия, 2019. - 176 с. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Dionisij_Shlen...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010