Когда он говорит о них, то послушай, с какой силой и предохраняет, и обличает; предохраняет, когда говорит: «если бы даже... Ангел... стал благовествовать вам не то, что... вы приняли, да будет анафема» ( Гал.1:8–9 ); обличает, когда говорит: «вы, оправдывающие себя законом,... отпали от благодати» ( Гал.5:4 ); а смутьянов называет то псами: «берегитесь, – говорит, – псов " ( Фил.3:2 ), то сожженными в совести и служителями диавола ( 1Тим.4:2 ). Но здесь не говорит ничего подобного, а выражается кротко и снисходительно. Что означают слова: «дабы открылись между вами искусные»? Чтобы более просияли. Он хочет сказать, что людям непреклонным и твердым это не только не вредит, но еще делает их более заметными и славными. Частица дабы 45 не всегда означает цель, но часто следствие дела. Так употребляет ее Христос, когда говорит: «на суд пришел Я в мир сей, чтобы невидящие видели, а видящие стали слепы» ( Ин.9:39 ); так и сам Павел, когда говорит о законе: «закон же пришел после, чтобы 46 умножилось преступление» ( Рим.5:20 ). Закон дан был не для того, чтобы умножились преступления иудеев; но так было. И Христос пришел не для того, чтобы видящие сделались слепыми, а с противоположной целью: но так было. Подобным образом и здесь нужно понимать слова: «дабы открылись... искусные» бывают: разномыслия были не для того, чтобы открылись искусные, но когда явились разномыслия, тогда это случилось. (Апостол) сказал это для утешения бедных, твердо переносящих такое пренебрежение. Потому не сказал: дабы стали искусны, но: «дабы открылись... искусные», выражая, что они и прежде были такими, но смешивались с другими и, получая утешение от богатых, не очень были заметны, а теперь смятение и несогласие сделали их известными, подобно как буря делает известным кормчего. Также не сказал: дабы вы искусными явились, но: «дабы открылись между вами искусные»; как в обличении не указал ни на кого прямо, чтобы не сделать их более бесстыдными, так и в похвале, чтобы не сделать их более беспечными; но выражается неопределенно, предоставляя совести каждого прилагать к себе сказанное. Мне кажется, что здесь он утешает не только бедных, но и тех, которые не нарушали того обычая; вероятно, между ними были и соблюдавшие его. Потому он и сказал: «отчасти верю». Справедливо он называет искусными тех, которые не только вместе с другими соблюдали обычай, но и без них не преступали этого прекрасного установления. Такими похвалами он старается возбудить в тех и других большее усердие. Затем он показывает и самый род преступления. В чем же оно состояло?

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

Потом влил воды в умывальницу и начал умывать ноги ученикам» ( Иоан. 13:4–5 ). Пусть устыдятся еретики! Когда они слышат, как Спаситель говорит: Я творю волю Отца Моего, то тотчас говорят: видишь, Он, как раб, слушается и подчиняется Отцу? Страшное дело можно было видеть в тот час! Зачем встал и снял верхнюю одежду Тот, Кто облекается светом, как одеждою? Зачем опоясал Он Себя полотенцем? Тогда можно было видеть истинность слов Павла: «Он, будучи образом Божиим, ...уничижил Себя Самого, приняв образ раба» ( Фил. 2:6–7 ). Опоясался полотенцем Покрывающий небо облаками, и влил воду в умывальницу Наполнивший водами реки, источники и моря. Представь: ученик сидит, а Владыка согнулся и глядит на колена, Владыка, перед Которым преклоняется всякое колено небесных и земных и преисподних. Смирение Спасителя погасило всякую гордость; эта скромность унизила всякое хвастовство. 2 . Когда я вижу Спасителя, омывающего ноги ученикам, я произношу слова Исайи о нашей гордости: «Что гордится земля и пепел» ( Сир. 10:9 , а не Исайи)? Представь себе Владыку, согбенного и омывающего ноги рабов. Как об этом говорить или как умолчать? Слово бессильно, а молчание обличало бы нашу неблагодарность. Что же нам делать, когда не можем и сказать? «И начал умывать ноги ученикам и отирать полотенцем» ( Иоан. 13:5 ). Даже ни одного способа услуги не пропустил. Не дозволил ни того, чтобы вода была налита другими, а Он сам стал бы мыть, ни того, чтобы Он вымыл, а другие вытерли. И кажется, что здесь какую-то непонятную тайну открыл ученикам. «Возлюбив Своих сущих в мире, до конца возлюбил их. И во время вечери, когда диавол уже вложил в сердце Иуде Симонову Искариоту предать Его, ...снял с Себя верхнюю одежду» ( Иоан. 13:1–2, 4 ). Не просто так сказал, но чтобы показать, что, когда уже предатель задумал предательство, Спаситель не замедлил омыть ноги предателя: знал уже его коварное намерение, и все-таки омыл. Что же это? Нет ли лицемерия у Бога? Да не будет! Не всегда бывает лицемерие между обижающими и обижаемыми.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

Таковый христианин есть христианин только по имени: ибо он только верует во имя Христа, а не знает самого Христа; покланяется Богу, а не ведает, что такое Бог; исполняет постановления Церкви, а не понимает ни знаменательности их, ни силы, ни намерения, и исполняет их потому только, что видит других исполняющих оные. Нет, таковый недостойно носит достославное имя христианина: это не больше, как суеверный афинянин, служащий неведомому Богу ( Деян. 17:23 ), между тем как истинный христианин должен поучаться в слове Божием день и нощь, дабы и свой ум обогатить познанием Божественных истин и быть довольну и других наставлять в вере и благочестии. Испытайте писаний, завещано нам Начальником веры нашея Христом Иисусом, яко вы мните в них имети живот вечный ( Иоан. 5:39 ). Его мысли должны быть чисты и возвышенны: ибо сказано: горняя мудрствуйте, а не земная ( Кол. 3:2 ). Его слова должны быть здравы и назидательны. Его душа, как обрученная единому мужу Христу дева ( 2Кор. 11:2 ), должна быть чиста и целомудренна, Его одного любить и Его одного искать, взывать часто с Пророком: когда прииду и явлюся лицу Твоему, Господи, и насыщуся, внегда явитимися славе Твоей ( Псал. 31:3 ). Вот что значит являть дела веры христианину, и вот сколь необходим сей долг его! Но ему не менее необходимо являть и дела благодати, кои состоят, как мы сказали, в умерщвлении страстей и хождении по духу. Христиане при самом возрождении своем в таинственных водах крещения, и при занечатлении нас печатию даров Духа Святого в тайне миропомазания, дали обещание отложити, по первому житию, ветхого человека, тлеющего в похотех прелестных, обновлятися же духом ума своего, и облещися в нового человека, созданного по Богу в правде и в преподобии истины ( Ефес. 4, 22–24 ). Они усыновились Богу, сочетались Иисусу Христу и даже облеклися Им ( Гал. 3:27 ), и чрез то естественно пред лицем всея Церкви, Бога и Ангелов обязались быть всегда верными сынами Богу, истинными последователями Христу, и отселе начатую святую жизнь твердо хранить до конца оной: следовательно и должны они, яко новая духовная тварь ( 2Кор. 5:17 ), ходить всегда во обновлении жизни ( Рим.6.4 ); яко сынове света ( 1Сол. 5:5 ), стараться быть чистыми и непорочными, подражая Богу; яко последователи Христовы, поступать так, как поступал Христос, теже иметь мысли чувствования и желания, какия были во Христе ( Фил. 2:15:5 ); яко храмы Божии и удове Христовы ( 1Кор. 3:16 ), содержать в совершенной и чистоте, или, по выражению Апостола, приносить оные в жертву живу, святу и благоугодну Богови ( Рим. 12:1 ), и потому представлять уды тела своего не греху в орудие неправды, но Богу в орудие правды во святыню ( Рим. 6:13 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Moskvi...

3) Брат сказал: кто же, отче, может исполнить все заповеди, - когда их столько? - Старец ответил на это: тот, кто подражает Господу, и последует Ему шаг за шагом. Брат сказал: а Господу кто может подражать? Господь был Бог, хотя и соделался человеком, а я человек грешный, порабощенный безчисленным страстям. Как же могу я подражать Господу? Старец ответил: из тех, которые порабощены миру и суетностям его, никто не может подражать Господу, те же, которые могут сказать: се, мы оставихом вся и вслед Тебе идохом (Мф.19:27), получают силу подражать Господу, и по всем заповедям Его направляться. Брат говорит: какую силу? - Старец ответил: Его самого послушай, что говорит: се даю вам власть наступати на змию и на скорпию и на всю силу вражию: и ничесоже вас вредит (Лк.10:19). 4) Таковую силу и власть получив Ап. Павел говорил: подражатели мне бывайте, якоже и аз Христу (Фил.3:17). И опять: ни едино убо ныне осуждение сущим о Христе Иисусе, не по плоти ходящим, но по духу (Рим.8:1). И еще: а иже Христовы суть, плоть распяша со страстьми и похотьми (Гал.5:24). Также: мне мир распяся и аз миру (Гал.6:14). 5) Об этой же власти и помощи, пророчествуя, Давид говорил: живый в помощи Вышняго, в кровь Бога небеснаго водворится. Речет Господеви: заступник мой еси и прибежище мое, Бог мой и уповаю на Него (Пс.90:1-2). И немного ниже: на аспида и василиска наступиши, и попереши льва и змия... Ангелом своим заповесть о тебе сохранити тя во всех путех твоих (Пс.90:11-13). Те же, которые к плоти пристрастились и любят суетность мира, послушай, что слышат от Господа: Иже любит отца или матерь паче мене, несть мене достоин (Мф.10:37). И еще: иже не носит креста своего и в след мене грядет, не может мой быти ученик (Лк.14:27). Также: иже не отречется всего своего имения, не может мой быти ученик (Лк.14:33). И так желающий быть Его учеником, и явиться достойным Его, и силу от Него получить против духов злобы, отстает от всякого плотоугодливого обычая и обнажает себя от всякого пристрастия к вещественному; и таким образом подвизается против невидимых врагов за заповеди Господни, - как Сам Господь подал нам образец тому в Себе, и тогда, как был искушаем в пустыне от начальника их, и тогда, когдя явяся в мир (во время всенародного служения), был искушаем от тех, кои действовали под влиянием их.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/622/...

в) Он дает Своим овцам вечную жизнь. Неверующий, при одном воспоминании о смерти, приходит в ужас. Но христианин с радостью взирает на смерть. Иисус Христос дает вечноблаженную жизнь. В смерти мы ничего не теряем, a напротив много приобретаем. «Ибо для меня жизнь — Христос, и смерть — приобретение.» (Фил.1:21). 2. Свойства добрых овец. а) Овцы Мои знают Меня . Чтознают истияные христиане об Иисусе Христе? Его беспредельную любовь к роду человеческому, Его привлекательный пример, Его неограниченное могущество. Они знают высоту Его божественной личности, Его славные дела, великие и непреложные Его обетования. Они знают Его как Учителя, как доброго Пастыря, как Судью и Спасителя. б) Овцы голос Мой слышат. Где раздается зов Спасителя, туда христианин устремляет свой слух. Голос Его он слушает охотно, как голос друга, отца. Охотно он внимает Его словам: « блаженны кроткие», « возлюби Господа Бога твоего», « любите врагов ваших», « Никто не может служить двум господам » и т. д. в) Овцы за Ним идут. Что пользы, если слышат голос путеводителя, но продолжают идти своим ложным путем? Так и в отношонии к голосу Иисуса Христа. Добрый христианин не только слышит, но и слушается. Он любит Бога более всего. Любит ближнего, как самого себя. Прощает врагам и проч. Заключение. Будем добрыми овцами! Последуем за Господом и мы сделаемся наследниками Его царствия. Какие свойства овцы мы, христиане, должны усвоить себе? « Пастырь добрый полагает жизнь свою за овец » (ст.11). Иисус Христос сравнивает своих последователей с овцами, и мы можем спросить самих себя: овцы ли мы Иисуса Христа и добрые ли овцы? Овца, конечно, есть животное, но она имеет прекрасные свойства. Если мы в высшем, духовном смысле имеем эти свойства, то мы — добрые овцы. 1. Незлобие. Овца безоружна; она не имеет никакого орудия для защиты: ни рогов, ни копыт, ни острых зубов, ни когтей, ни жала. Ее защитой служит незлобие. Такого же незлобия требует Спаситель от нас: « научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем » (Мат. 11:29). « Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю » (Мат. 5:5). Иисус Христос, страшный Бог, по выражению святого Амвросия, сравнивает себя с пастырем, чтобы научить нас быть овцами. Пока мы гневаемся на своего оскорбителя, хулим его и мстим ему, мы не принадлежим к овцам Христовым и к избранным Божьим.

http://azbyka.ru/propovedi/prakticheskay...

Плоть не бесславие принесла Слову; да не будет сего! напротив того, сама паче прославлена Словом. И от того, что Сын, «во образе Божии сый» , приял на Себя «зрак раба» (Фил. 2:6—7), не умалилось Его Божество; а напротив того, Он паче сделался избавителем всякой плоти и всякой твари. И если Бог послал Сына Своего рождаемого от жены, то это приносит нам не стыд, а паче славу и великую благодать. Ибо сделался Он человеком, чтобы в Себе нас обожить; вочеловечился от жены и родился от Девы, чтобы на Себя воспринять наше греху повинное рождение, и нам сделаться уже родом святым, «причастниками Божественнаго естества» , как написал блаженный Петр (2 Петр. 1:4). И «немощное закона, в немже немощствоваше плотию, Бог Сына Своего посла в подобии плоти греха, и о гресе осуди грех во плоти» (Рим. 8:3). 5) Поэтому, не оказываются ли неблагодарными и не достойны ли всякого отвращения те, которые или уничижают сию плоть, воспринятую Словом, чтобы освободить всех людей и всех воскресить из мертвых и избавить от греха, или ради этой плоти клевещут на Сына Божия, что Он произведение или тварь? Они едва не вопиют Богу так: «не посылай единородного Сына Твоего во плоти; да не приемлет Он плоти от Девы, и да не избавляет нас от смерти и греха; не желаем, чтобы явился Он в теле и приял за нас смерть; не хотим, чтобы Слово стало плотью и в ней исходатайствовало нам приближение к Тебе, и чтобы вселились мы в обителях небесных. Да заключатся небесные врата, и Слово Твое да не обновляет нам пути на небеса завесою плоти Своей (Евр. 10:20). Такие речи произносят они с дьявольскою дерзостью, по которой и измыслили себе неприязненность. Ибо отрекающиеся покланяться Слову, сделавшемуся плотью, остаются неблагодарными к Его вочеловечению; отделяющие Слово от плоти не признают, что совершено избавление от греха и прекращение смерти. Где же эти нечестивые найдут в отдельности ту плоть, какую воспринял Спаситель, чтобы осмелиться им сказать: «не покланяемся мы Господу с плотью, но отделяем тело, и единому Господу служим». Блаженный Стефан видел Господа на небесах «стояша одесную» (Деян. 7:55). Ангелы сказали ученикам: «такожде приидет, имже образом видесте Его идуща на небо» (Деян. 1:11). И сам Господь, взывая ко Отцу, изрек: «хощу, да идеже есмь Аз, и тии всегда со Мною будут» (Иоан. 17:24). И вообще, если плоть неотделима от Слова, то не необходимо ли этим еретикам отложить заблуждение, и покланяться наконец Отцу о имени Господа нашего Иисуса Христа, а непокланяющихся и неслужащих Слову, явившемуся во плоти, повсюду извергать, и причислять не к христианам, но к язычникам и иудеям?

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2568...

II. Со всею ясностию проповедывали и св. Апостолы. Так, св. ап. Павел, говоря в разных местах об обращении людей к спасительной вере Христовой, об очищении их от грехов и оправдании, выражается: не от дел праведных, ихже сотворихом мы, но по своей его милости спасе нас банею пакибытия и обновления Духа Святаго: егоже излия на нас обильно, Иисус Христом Спасителем нашим, да, оправдившеся благодатию его, наследницы будем по упованию жизни вечныя ( Тит. 3, 5–7 ; снес. 2Тим. 1, 9 ). Вси согрешиша, и лишени суть славы Божия: оправдаеми туне благодатию его, избавлением, еже о Христе Иисусе ( Рим. 3, 23. 24 ), – о немже имамы избавление кровию его, и оставление прегрешений, по богатству благодати его ( Еф. 1, 7 ). Сущих нас мертвых прегрешенми, сооживи Христом: благодатию есте спасени (2, 5); благодатию есте спасени чрез веру; и сие не от вас, Божий дар (- 8). В других местах, говоря о действиях евангельской проповеди в людях и приносимых ею плодах, пишет. например, к Филипписеям: благодарю Бога моего… о общении вашем в благовествование, от первого дне даже и до ныне: надеявся на сие истое, яко начный дело благо в вас, совершит е, даже до дне Иисус Христоса (1, 5. 6); или к Коринфянам: кто есть Павел, ктоже ли Аполлос, но точию служителие, имиже веровасте, и комуждо, якоже Господь даде; аз насадих, Аполлос напои, Бог же возрасти. Темже ни насаждаяй есть что, ни напаяяй, но возращаяй Бог ( 1Кор. 3, 5–7 ). Здесь осязательно различает Апостол внешнюю благодать Божию, т. е. учение евангельское, от внутренней благодати, или непосредственного действия Божия в людях, и представляет это последнее совершенно необходимым для успехов благовестия (сн. 1Сол. 1, 5 ). Наконец, в третьих местах изрекает такие наставления или благожелания уже принявшим евангельскую проповедь и соделавшимся Христианами: со страхом и трепетом свое спасение содевайте. Бог бо есть действуяй в вас, и еже хотети и еже деяти о благоволении ( Фил. 2, 12. 13 ). Бог же мира, возведый из мертеых пастыря овцем великаго кровию завета вечнаго, Господа нашего Иисуса Христа, да совершит вы во всяком деле блазе, сотворити волю его, творя в вас благоугодное пред ним» Иисус Христом ( Евр. 13, 20. 21 ). И след. свидетельствует, что, без внутреннего сверхъестественного содействия Божия, мы не можем ни восхотеть, ни совершить ничего доброго.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

Впрочем, ученики не искали чудес исцеления, а стремились к Учению Истины. Блаженный Феофилакт пишет: «Народ приступает для чудес, а ученики для наставлений» 4 . Существенное замечание (!), оно научает нас пренебрегать внешним (чудесным) ради внутреннего (духовного назидания в учении). Посему всякий раз, выбирая между «чудом» и учением, избери Учение – и не ошибешься. Сказано о спасительной значимости духовного знания (ведения): «Истреблен будет народ Мой за недостаток ведения: так как ты отверг ведение, то и Я отвергну тебя от священнодействия…» (Ос. 4: 6). Ученики Его первыми приступают к Нему и нас научают тем искать постоянно общения с Господом. Итак, приступим и мы охотно и с радостью великою к словесам Нагорной проповеди, да научимся новому жительству. Жительству – во Христе и со Христом! И мы читаем далее: «И Он, отверзши уста Свои, учил их, говоря…» (Мф. 5: 2). Для несведущих здесь трижды говорится об одном: «отверзши уста», «учил», «говоря» . Кажется, если отверз уста , то говорил; если учил , то не молчал; а если говорил , то и уста открывал. Но сие сказано для того, чтобы мы поняли: истинный Учитель учит не только тогда, когда говорит, но и тогда, когда молчит; и говорить может не только словом, но и делом. Феофилакт пишет: «Он учил, и не отверзая уст, то есть своею жизнью… теперь учит, “отверзши уста”» 5 . Далее Господь говорит о Заповедях блаженства . Хотя они прямо не противопоставляются и не противостоят Закону Моисееву, но их смысл иной, чудный и в новизне предлагаемого – необычный и точно НОВЫЙ. Вслушаемся в слова Заповедей блаженства и в них попытаемся понять новизну Нового Завета Бога с человеками. Но, прежде всего, усвоим для себя смысл библейского слова-понятия «блажен» . «Слово “ашре” 6 всегда употребляется во множественном числе, потому что человека признают счастливым не ввиду одной присущей ему добродетели или одного успеха, случайно достигнутого, но только ввиду многочисленных добродетелей, ему присущих» 7 . То есть подлинное блаженство не может быть прерывающимся и фрагментарным. Напротив, начавшись в этой жизни, оно не прекращается и в жизни «будущего века», призыв к каковому блаженно-радостному состоянию мы находим и на страницах Нового Завета: «Но как вы участвуете в Христовых страданиях, радуйтесь, да и в явление славы Его возрадуетесь и восторжествуете» (1 Пет. 4: 13); и еще: «Радуйтесь всегда в Господе; и еще говорю: радуйтесь» (Фил. 4: 4).

http://pravoslavie.ru/94562.html

По шагам Владыка Антоний говорит о том, чтобы сродниться со Христом, начать «думать Его мысли» и «чувствовать Его чувства» (Фил.2:5). Это некоторая конечная цель. Как начать к ней двигаться? Из каких кирпичиков она складывается для меня? 1. В первую очередь, это внутренняя установка, твердая мысль: я хочу быть учеником Христа, учиться у Него. Главная моя цель — близость с Богом, а все остальное — посты, молитвы, Предание, отцы, заповеди, церковная дисциплина — ценно лишь постольку, поскольку способствует ей. Как пишет о.Алексий Уминский: «Если мы останемся только поборниками внешнего благочестия и усердными исполнителями заповедей, но не расслышим этого призыва („возьми крест свой и следуй за мною“) или не откликнемся на него, двери в Царствие Небесное для нас не откроются». 2. Послушание Христу. Об этом также писал митрополит Антоний: «послушание в основе заключается в том, чтобы научиться всем существом своим — то есть всем умом, всем желанием своим, всей волей — вслушаться в то, что говорит другой. И цель его — именно перерасти себя благодаря тому, что ты вслушиваешься в мудрость или в опыт другого человека». 3. Во что именно вслушиваться? Владыка Антоний говорит о послушании другому человеку, но для меня это значимо и по отношению к Богу. Основные «динамики», из которых «звучит» для меня голос Господа, это: молитва, обстоятельства моей жизни, слова близких, Священное Писание, духовная литература. Например, с этой рассылкой: я увидел, что создание постоянной рассылки будет полезно и мне лично, и людям, для которых я пишу, и Преданию в целом. На наших евангельских группах в ходе чтения Писания и обсуждения с коллегами появилось несколько идей, которые можно обсудить. В молитве я просил у Господа поддержки и вразумления, и из обстоятельств своей жизни (отклики на рассылку от вас, реакция моих близких и коллег на эти письма) увидел, что это хорошее дело, и его нужно продолжать. 4. Честность. Если какая-то норма в Евангелии кажется для меня непонятной или неисполнимой на данном этапе жизни — мне кажется очень важным признать это перед Богом и собой. Это часть ученичества, часть процесса обучения: признать, что я чего-то не понимаю. Слово владыке Антонию:

http://blog.predanie.ru/article/bt_uchen...

После закрытия типографии в окт. 1918 г. Г. занялся иконописью и изготовлением литых икон, крестов, колокольчиков и бытовых предметов. В этом ему помогали сын Фома и племянник З. М. Черезов. В наст. время известно неск. икон, владельцы к-рых атрибутируют их Г. (до недавнего времени значительная коллекция его икон имелась в федосеевской моленной в Ст. Тушке, в 1997 она сгорела). Сохранились литые иконы «Распятие Исуса Христа с предстоящими» и «Неопалимая Купина», а также лицевой сборник, составленный и оформленный Г., сборник содержит 76 цветных миниатюр и 3 наброска (ЛАИ УГУ. IX. 375р/5510, не завершен). Устная традиция Юж. Вятки приписывает Г. духовный стих «О прекрасная весна» (ЛАИ УГУ. XVII. 17р/764. Л. 24-25). Г. пытался сотрудничать с советской властью, стремясь в новых условиях продолжать просветительскую деятельность. Он принимал активное участие в создании и работе Новотушкинского краеведческого музея, организованного в 1921 г. Печатник передал в музей шрифты, клише заставок, инструменты, документы, книги из своей б-ки, принимал экскурсантов у себя дома, знакомил их с историей старообрядчества, в 1924 г. получил благодарность от властей «за содействие местному музею и за пожертвование многих ценных древнерукописных и первопечатных книг». В 1930 г. Г. был раскулачен, летом или осенью 1931 г. арестован, освобожден после месячного содержания в тюрьме. 14 мая следующего года Г. был вновь арестован по обвинению в создании и руководстве «контрреволюционной организацией старообрядцев-поморцев», приговорен к 3 годам ссылки, скончался по пути следования на поселение. Лит.: Вознесенский А. В. , Мангилёв П. И. , Починская И. В. Книгоиздательская деятельность старообрядцев (1701-1918): Мат-лы к словарю. Екатеринбург, 1996. С. 27-32; Починская И. В. Книгопечатание старообрядцев-федосеевцев во 2-й пол. XIX - нач. XX в. (до 1906 г.)//Уральский сб.: История. Культура. Религия. Екатеринбург, 1997. Вып. 1. С. 150; она же. Из истории старообрядчества Вятского края. Федосеевцы: (2-я пол. XVIII - нач. XX в.)//Очерки истории старообрядчества Урала и сопредельных территорий. Екатеринбург, 2000. С. 55-84; она же. Об издательском репертуаре типографии Л. А. Гребнева в старой Тушке//Уральский сб.: История. Культура. Религия. Екатеринбург, 2005. Вып. 6. С. 137-172; Семибратов В. К. Просветитель Л. А. Гребнев и родословие вятского старообрядчества//Науч. вестн. Кировского фил. Моск. гуманит.-экон. ин-та. Киров, 2002. 12. С. 88-92; он же. С заботой о судьбах мира: Л. А. Гребнев и его филос. наследие//Проблемы рус. философии на фоне информационной глобализации: Мат-лы гор. науч. конф. 5 дек. 2001 г. Киров, 2002. С. 34-36.

http://pravenc.ru/text/166421.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010