Как читается первое прошение молитвы Господней? Что есть имя Божие? Имя Божие не есть ли свято? Как оно может еще святиться и каким образом? Когда имя Божие не святится в нас? 7. Второе прошение Исполнилось время и приблизилось Царствие Божие: покайтесь и веруйте в Евангелие. Мк.1:15 . Не придет Царствие Божие приметным образом, и не скажут: вот, оно здесь, или: вот, там. Ибо вот, Царствие Божие внутрь вас есть. Лк.17:20 –21. Ибо Царствие Божие не пища и питие, но праведность и мир, и радость во Святом Духе. Рим.14:17 . Ис.53:11 . Флп.3:8 –9. Рим.5:1 . Фил.4:4 . Имею желание разрешиться и быть со Христом. Флп.1:23 . В предыдущем уроке мы изъяснили первое прошение молитвы Господней. Прошение это можно назвать святейшим, ибо оно имеет своим предметом святейшее имя Божие. Святить это имя есть самое святое дело и желать этого освящения есть самое святое желание. Но имя Божие может святиться только там, где его знают и где имеют благодатные силы для этого освящения. А это возможно только в том царстве, о котором говорится во втором прошении молитвы Господней, ибо только в этом царстве Бог изливает благодать Свою, и люди достойно почитают Его. Вот почему и второе прошение есть прошение в высшей степени необходимое для нас. Правда, по словам оно кратко и может быть названо одним из самых коротких в ряду последующих прошений, но по содержанию оно столь же обширно, как и остальные прошения. В этом убедимся из предлагаемого ныне изъяснения его. Прежде всего нам нужно здесь решить вопрос, о каком Царстве Божием мы молимся во втором прошении и как Царство это приходит к нам? «Да приидет Царствие Твое», – так читается второе прошение. Слово Твое относится к Богу и потому мы молимся здесь о Царстве Божием. Но, спрашивается, о каком же собственно Царстве Божием говорится здесь? В псалме 102, стихе 19 говорится: «Господь на небесах поставил престол Свой, и царство Его всем обладает». В этих словах под Царством Божиим разумеется вся вселенная, призванная к бытию всемогущею силою Божиею и управляемая Богом. Ясно, что это царство не имеется в виду во втором прошении молитвы Господней, ибо царство это с самого сотворения своего существует, и молиться о пришествии или явлении его нет нужды.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Carevs...

III, in Gal. cap. 6). Этим должно и заключить указание исторических подробностей касательно жизни апостолов, потому что более этого ничего не находим у древних писателей, кроме одних случайных замечаний о месте проповеди или образе кончины апостолов. То же следует заметить и об истории ближайших сотрудников апостолов – Луки, Марка, Варнавы, Тимофея. Писание свидетельствует о их ревности; предание присовокупляет некоторые замечания о их кончине, и только. Промысл, кажется, для того сокрыл всю славу жизни и деяний апостолов, чтобы дело распространения христианства тем казалось божественнее. Из мужей апостольских процветали славой совершенства христианского св. Климент, еп. Римский, св. Игнатий, еп. Антиохийский, св. Поликарп, еп. Смирнский, Симон, еп. Иерусалимский. Сих не столько известна жизнь, сколько кончина, а кончина разве только первого может быть отнесена к первому веку христианства. При начале гонения Траянова он изгнан из Рима и сослан в заточение в Херсон, где и скончался, имев еще от ап. Павла сладостное уверение, что имя его написано в книге животной ( Фил. 4:3 ). Наконец следует сказать и о недостатках, и пороках, известных в церкви во времена апостолов. – Что церковь и во времена апостолов не совсем была чиста от скверн мира, довольно привести одно место из 2 послания к церкви Коринфской (12:20, 21): я опасаюсь, чтобы мне по пришествии моем не найти вас такими, какими не желаю; также чтоб и вам не увидеть меня инаковым, нежели каким хотите; чтобы не найти у вас раздоров, зависти, гнева, ссоры, клеветы, ябед, гордости, беспорядков. Чтобы опять, когда приду, не опечалил у вас меня Бог мой и чтобы не оплакивать мне многих, которые пред сим согрешили и не покаялись в нечистоте, блудодеянии и непотребстве, какое делали. – Непрестанно обращаясь среди нечестивых и развращенных язычников, христиане и особенно еще не утвердившиеся в правилах своей веры, удобно могли заражаться их пороками, в которых прежде сами ходили и к которым привыкли. (Для предостережения от сих опасностей для нравов, как кажется, и написал свое послание ап.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Gors...

Следовательно, Богочеловеческая полнота Церкви охватывает и ангелов ( Еф. 1:10, 3:10 ), ибо все и вся на небе и на земле «соединяется» во Христе. Или, как говорится в церковном песнопении: «Крестом Твоим Христе, едино стадо бысть ангел и человеков, и едина Церковь » 169 . Но необходимо подчеркнуть, следуя за апостолом Павлом, что так же, как в Домостроительстве воплощения, человеческая природа вступила, по ипостасному соединению, в самое тесное общение и единение с Богом в ипостаси Христа, так и в Церкви семя Авраамово занимает исключительное положение по сравнению с другими существами, что значит, и по отношению к ангелам. Ибо не Ангелов восприемлет Он, но восприемлет семя Авраамово, – говорит апостол о Христе ( Евр. 2:16 ) 170 . И если первый человек создан, и не много Ты унизил его пред Ангелами ( Евр. 2:7 ; Пс. 8:6 ), и Христос, вочеловечившись ...не много был унижен пред Ангелами ( Евр. 2:9 ) – восполнил ( πδωκε) это «не много» 171 и вознёс человека выше Ангелов и Архангелов, превыше всякого Начальства, и Власти, и Силы, и Господства, и всякого имени, именуемого не только в сем веке, но и в будущем ( Еф. 1:21 ; ср. Фил. 2:9–11 ), и человек, таким образом, сел одесную Величия на небесах ( Евр. 8:1 ; Еф. 2:6 ) 172 . Ибо Христос воплотился, вочеловечился как Человек, а не как ангел; стал Бого-человеком, а не Бого-ангелом 173 . В этом и заключается столь великая Его любовь к роду человеческому, и это – широта и долгота, и глубина и высота Тайны Христовой ( Еф. 3:17–19 , ср. Ис. 63:9 ). Потому что, если бы было иначе, «невозможно было бы нам ни в малости достичь того, чего достигли сейчас, когда Слово воплотилось, обрести, наследовать и пользоваться, ибо, как нашему роду было бы даровано, когда человеческая природа или ангельская взяла бы на себя Икономию (Домостроительство) о нас, чтобы мы утвердились одесную Отца и были выше всякого ангельского и архангельского ликостояния, и столькую и такую честь, и славу стяжали, что даже сами Вышние Силы, которые ближе всех стоят к Богу, хотят проникнуть ( παρακψαι , заглянуть) в нашу славу, которой мы пользуемся через нашего Первенца ( το φυρματος , природу человеческую во Христе – 1Пет. 1:12 )» 174 .

http://azbyka.ru/otechnik/afanasij-evtic...

Исчезли ли, растворились ли эти десять колен после того, как они были захвачены в плен? В Новом Завете подобного утверждения нет. Сказано, что пророчица Анна происходила «от колена Асирова» ( Лк.2:36 ). Не верил в исчезновение этих колен и апостол Павел. Он сказал царю Агриппе: «И ныне я стою пред судом за надежду на обетование, данное от Бога нашим отцам, которого исполнение надеются увидеть наши двенадцать колен, усердно служа Богу день и ночь» ( Деян.26:6,7 ). Послание апостола Иакова адресовано «двенадцати коленам, находящимся в рассеянии» ( Иак.11 ). Если бы десять колен исчезли, апостолу Иакову не имело бы смысла адресовать свое послание всем двенадцати. В Откровении 7:4–8 говорится о спасении 12000 человек каждого из 12 колен сынов Израилевых. В Священном Писании термины «Еврейский», «Израильский» и «Иудейский» применяются иногда довольно вольно, так что можно сделать вывод, что они взаимозаменимы. Сам апостол Павел говорил о себе, что он «из рода Израилева, колена Вениаминова», однако называл себя при этом «Евреем от Евреев» ( Фил.3:5 ). В Деяниях 21:39 он сказал «я Иудеянин, Тарсянин», а в Деяниях 22:3 «я Иудеянин», но во 2-м Послании к Коринфянам 11:22 он назвал себя «Израильтянином»: «Они Евреи? и я. Израильтяне? и я». Если термин «Иудеянин» относится только к дому Иудину, как утверждают приверженцы «армстронгизма», то тогда Христос был Мессией не всего израильского народа, а лишь иудейского его колена. Библия называет Христа «Царем Иудейским» ( Лк.23:3 ) • На кресте было написано «Сей есть Иисус, Царь Иудейский» ( Мф.27:37 ). Но когда окружавшие крест первосвященники и старшины стали издеваться над Ним, они сказали: «…если Он Царь Израилев, пусть теперь сойдет с креста» (Мф..27:42). Они воспринимали титулы «Царь Иудейский» и «Царь Израилев» как взаимозаменяемые, К первому веку после Рождества Христова четкого разграничения между терминами «Иудейский» и «Израильский» уже не делалось. Но проповедники британского израилизма продолжают делать это в 20-м веке. «В Новом Завете, – заметил Хопкинс, – слово «Иудейский» встречается 174 раза, а «Израильский» – 75 раз, но при этом в них не вкладывается ни разного значения, ни разного содержания».

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/vo-chto-...

Ее повелевается есть «на святом месте, на дворе скинии собрания». «Двор скинии собрания» есть тот, который окружен стеной веры, поддерживаемой столпами надежды, укрепленной полнотой милосердия. Где этого нет, там нельзя ни принять святую плоть, ни есть ее. 9 . Хорошо, что жертва тонкой пшеничной муки приносится полной «горстью» с елеем и ладаном «в приятное благоухание Господу» ( Лев.6:15,21 ). Апостол Павел кратко объяснил этот отрывок, когда написал филиппийцам: «Я доволен, получив от Епафродита посланное вами, как благовонное курение, жертву приятную, благоугодную Богу» ( Фил.4:18 ). Этим он показывает, что милосердием к нищим на жертву Богу возливается елей, а священническое служение, совершаемое святыми, добавляет сладость ладана. Предписано, однако, приносить пшеничную муку полной горстью, ибо тот же Апостол говорит: «Кто сеет скупо, тот скупо и пожнет; а кто сеет щедро, тот щедро и пожнет» ( 2Кор.9:6 ). Наконец, есть в этой жертве, которую, как сказано, должно приносить Господу, нечто, названное «в память». Если бы я мог размышлять о законе Господа «день и ночь» (ср. Пс.1:2 ) и хранить в памяти все Писание, то принес бы жертву «в память пред Господом». Конечно, мы не можем помнить все, но доверим памяти по меньшей мере то, чему сейчас учат и что читают в церкви, чтобы, выйдя из храма и совершая дела милосердия и исполняя Божьи повеления, мы приносили в жертву с ладаном и елеем «в память пред Господом» (ср. Лев.6:15 ). Таким образом, вы научаетесь, что все услышанное в церкви – словно чистые животные; размышляя над ними, вы будете вызывать их в своей памяти и слагать сказанное в сердце своем. Но если что-то окажется выше и вне вашей памяти и за пределами вашего понимания, поступайте так, как предписывается вам следующим повелением: «А остальное из него [приношения хлебного] пусть едят Аарон и сыны его» ( Лев.6:16 ). Если что-то превосходит твое понимание или не подвластно твоей памяти, оставь это Аарону. Иными словами, отдай это священнику, передай это учителю, чтобы он мог съесть это, рассудить об этом, объяснить это.

http://azbyka.ru/otechnik/Origen/gomilii...

«Не оставиши душу мою во аде», – пророчески говорит Давид, – «ниже даси Преподобному Твоему видети истления» ( Пс.25:10 ), и мы вместе с ним исповедуем Его восстание. Пятый член И воскресшаго в третий день по Писанием. Хотя Иисус Христос умер как человек, и святая душа Его отделилась от пречистого тела, но Божество Его не отступало от обоих и в обоих одержало победу: в теле сокрушив смерть, тем положив основание и нашему блаженному воскресению, а душею низшел Он в ад, чтобы, подобно как сущим на земле возсияло солнце правды, так, по словам Пророков, «и седящим в стране и сени смертной возсиял свет» ( Мал. 4:2 ; Ис.9:2 ). И как благовествовал Он на земле мир, плененным отпущение, так и в аде проповедовал победу над смертью душам, которые с верою ожидали Его пришествия: «дабы о имени Иисусове всяко колено преклонится небесных, земных и преисподних» ( Фил. 2:10 ). «Ибо Христос», – говорит Апостол Петр, – «чтобы привести нас к Богу, однажды пострадал за грехи наши Праведник, за неправедных, быв умервщлен по плоти, но ожив Духом, которым также Он сошел и проповедал в темнице духам, некогда непокорным ожидавшему их Божью долготерпению» ( 1Пет.3:18, 19, 20 ). И Церковь воспевает сие таинственное действие Христово: во гробе плотски, во аде с душею, яко Бог, в раи же с разбойником и на престоле был еси Христе со Отцем и Духом, вся исполняяй неописанне. И воскресшаго в третий день по писанием, – говорит Символ, потому что славное сие воскресение, как обновление человеческого рода, было целью искупительной жертвы и предметом всех предзнаменований и пророчеств Ветхого Завета, приявших исполнение в Новом: «если Христос не воскрес», – говорит Апостол Павел, – «то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера ваша, и вы еще пребываете во грехах своих» ( 1Кор. 25:14, 17 ). Спаситель Сам, приготовляя учеников к истине воскресения, еще прежде своих страданий указывал им на Писание и на древние о Нём образы: «Сын Человеческий идет, как о Нем писано есть» ( Мк.14:21 ) и: «род лукавый и прелюбодейный ищет знамения, и знамение не дастся ему, кроме знамения Ионы Пророка.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

   Видим также здесь, как приятно людям, любовь между собой имеющим и собравшим­ся воедино, обедать, ужинать, есть, пить и ве­селиться. Видим это в мире, а там избранные Божии «возлягут с Авраамом, Исааком и Иако­вом» (Мф 8:11), «есть и пить будут за трапезою Христовой в царстве Его» (Лк 22:30). Тогда «на­сытятся от тука дома Господня, и потоком сладости Его напоятся» (Ис 65:13—14; Пс 35:9), ибо там источник жизни.    Видим также здесь, как любят люди оде­ваться в одежды красивые и светлые, а там из­бранные Божии «облекутся в виссон чистый и светлый, в ризу спасения и одежду правды» (Откр 19:8; Ис 61:10). Тогда «уничиженное тело» святых «преобразится так, что будет сообразно славному телу Христову» (Фил 3:21). «Тогда пра­ведники воссияют, как солнце, в царстве Отца их» (Мф 13:43).    Еще видим здесь, что всякий желает во дворе царском жить и слыть придворным его слугой, а там избранные Божии и святые бу­дут жить в доме Божием, во дворе Небесного Царя. «Блаженны живущие в дому Твоем» (Гос­поди), «во веки веков восхвалят Тебя» (Пс 83:5).    Еще примечается здесь, что всякий хочет слышать сладкое пение, и сколь сладко уте­шается им, сказать невозможно, а там услышится сладкое пение Ангелов святых и из­бранных. Во граде том, на каждой его улице, поют пресладкую песнь: «Аллилуия! ибо воца­рился Господь Бог Вседержитель. Возрадуемся и возвеселимся и воздадим Ему славу; ибо насту­пил брак Агнца, и жена Его приготовила себя» (Откр 19:6—7).    Также видим и слышим здесь, сколь при­ятно и радостно торжествуют люди над по­бежденными врагами своими, от которых много напастей и бедствий претерпели. А там избранные Божии будут во веки торжество­вать над врагами своими, смертью и адом, петь победную песнь и в радости духа воскли­цать, «тогда сбудется слово написанное: погло­щена смерть победою. Смерть! где твое жало ? ад! где твоя победа? Благодарение Богу, даро­вавшему нам победу Господом нашим Иисусом Христом» (1 Кор 15:54—55, 57)!    Ничто так здесь людям не приятно, как согласие, мир и любовь между собой иметь. Бесспорна эта истина у всех, не только у хри­стиан, но и у язычников, все того желают и ищут. Там будет между избранными Божиими совершенный мир, согласие и любовь, пото­му что все будут совершенно друг друга лю­бить и все одного хотеть, чего один Отец Не­бесный хочет, и не хотеть, чего Он не хочет. Тогда исполнится совершенно воля Небесно­го Отца.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

СТАВРОФИЛА. Охотно верю, что в самом кресте есть причина для радости, если кто внимательно размышляет о будущих воздаяниях; но радоваться в минуты самых испытаний Божиих это очень трудно; и я думаю, что немного таких, которые бы в страданиях веселились. АНГЕЛ. Напротив, я многих представлю тебе. Апостолы «пошли из синедриона, радуясь, что за имя Господа Иисуса удостоились принять бесчестие» ( Деян.5, 41 ). Какой радости быль исполнен Апостол Павел, сказавший: «исполнен утешением, преизобилую радостью, при всей скорби нашей» ( 2Кор.7, 4 ). «Если я и соделываюсь жертвою за жертву и служение веры вашей, то радуюсь и сорадуюсь всем вам. О сем самом и вы радуйтесь и сорадуйтесь мне» ( Фил.2, 17–18 ). Также и прочие Святые «...испытали поругания и побои, а также узы и темницу, были побиваемы камнями, перепиливаемы, подвергаемы пытке, умирали от меча, скитались в милотях и козьих кожах, терпя недостатки, скорби, озлобления» ( Евр.11, 36–37 ). И что иное были они, как не Псалмопевцы, бряцавшие на гуслях своих, и воспевавшие свидетельство Божьей Истины? Каким весельем исполнялись некогда эти мученики среди мучений! Много подобных примеров есть и в немощнейшем женском поле. Св. мученица Агафия в великой радости, как бы на пире и веселие, шла в темницу, вручая себя Господу своему (Память ее 5 февр.). Агния, тринадцатилетняя девица, еще слишком юная для страданий, созрела для победы, и превосходя свой возраст ревностью к добродетели, спешила на место казни с большею радостью, нежели шла бы в чертог брачный (Св. Амврос., кн.1 о деве. Память ее 21 янв.). Св. Фекла, восторжествовавши над зверями, огнем и узами говорила так: если бы мне и всякий день должно было страдать в огне, от зверей, в узах и темнице, все страдания, и самая смерть ради веры во Христа казались бы мне приятнее самых изысканных наслаждений в жизни, лишь бы мне сподобиться ради Тебя за святое имя Твое, Господи, достойно понести мучения (Василия Селевк. Житие св. Феклы). Видишь ли Ставрофила, с какою радостью, с каким веселием сердца Святые претерпели страдания свои!

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Tobolski...

На одном полюсе – безверие, отрицание загробной жизни и пессимизм, вселяющий чувства ужаса, страха смерти и отчаяния. В одной современной повести убедительно раскрыто такое состояние безверия, поддерживаемое притязаниями разума на знание в границах, ему недоступных, и отчаянием души, утратившей самое дорогое в земной жизни: «А вот умерла Катерина, и стало понятно, что ничего после смерти и не будет, одна чернота, ночь, пустое место , ничего » – к такому жуткому выводу приводят размышления Ивана Африкановича в повести Василия Белова «Привычное дело». Другой полюс – вера в жизнь вечную по обетованию Евангелия, преодоление скорби чаянием воскресения, ибо, по слову Апостола, «живем ли мы, для Господа живем, умираем ли, для Господа умираем, и потому живем ли или умираем всегда Господни» ( Рим.16:8 ). «Для меня жизнь – Христос, – свидетельствует апостол Павел, – и смерть приобретение. Влечет меня то и другое; имею желание разрешиться и быть со Христом, потому что это несравненно лучше» ( Фил.1:21, 23 ). Подлинно христианское отношение к смерти высказывают и наши русские святые подвижники. Так, в Духовном завещании святителя Тихона Задонского читаем: «Ныне я к вам, братия моя, слово обращаю. Не могу я с вами, как прежде, устами и гласом беседовать, так как бездыханен и безгласен, но беседую малым сим письмом. Храмина тела моего разрушилась, и как земля, земле предается, по слову Господню: «Земля еси, и в землю отыдеши» ( Быт.3:19 ). Но со Святою Церковию чаю воскресения мертвых и жизни будущаго века . Надежда моя седит одесную Бога – Иисус Христос , Господь мой и Бог мой. Он – Воскресение и Живот мой. Он мне глаголет: « Аз есмь Воскресение и Живот; веруяй в Мя, аще и умрет, оживет » ( Ин.11:25 ). Он меня, спящего, Своим гласом возбудит. Отошел я от вас в путь всея земли и отлучился, и уже друг друга не видим как прежде. Но увидимся паки там, где соберутся все народы, от начала мира до конца пожившие. О, сподоби, Господи, и там видеться, где Бог видится лицем к лицу ( 1Кор.13:12 ) и тем видящих оживляет, утешает, радость творит, увеселяет и вечно блаженными делает! Там люди, как солнце, сияют; там истинная жизнь; там истинные честь и слава; там истинные радость и веселие, там истинное блаженство, и все вечное и бесконечное. Буди, Господи, милость Твоя на нас, якоже уповахом на Тя!». 345

http://azbyka.ru/otechnik/6/izbrannoe-st...

— Антоний! — сказал Господь, — ты обрел благодать предо Мною. Услышав это, преподобный Антоний испросил у Господа, чтобы в эту ночь по всей земле была роса, а на предполагаемом для церкви месте суша; в другую же ночь он испросил у Господа сушу, а на место, угодное Ему для храма, росу На третий день преподобный отец благословил предуказанное место и велел размерить его золотым поясом, взятым с иконы Спасителя и полученным от Шимона, — в тридцать поясов в длину и двадцать в ширину, как повелено было Шимону свыше. Затем преподобный Антоний низвел молитвою своею огонь уничтоживший поросль того места, которое, после окружения рвом, стало уже совершенно готовым; здесь и была поставлена чудотворная печерская церковь, «небеси подобная» по выражению сказания о ней Так преподобный отец наш Антоний столь великими чудесами уготовил место для храма своей обители и благословил самое начало его постройки. После этого он начал приуготовлять самого себя к отшествию к Церкви вечной, нерукотворенной в обителях небесных; об этой Церкви святой Апостол Иоанн в Откровении пишет: «Храма же я не видел в нем ибо Господь Вседержитель его храм» (Откр.21:10,22). Так предсказала и Царица Небесная, во время явления Своего во Влахерне открывши строителям церкви: — Сей Антоний только благословит вас на дело, ибо он сам отходит в вечный покой; за ним во второе лето последует и Феодосий Но в каком приуготовлении к честной кончине нуждался преподобный Антоний, который, проводя добродетельную жизнь в пещере, мог сказать с Апостолом: я каждый день умираю (1 Кор.16:31)? который не ложно применял к себе во все дни слова пророка: (я) спешил не медлил соблюдать заповеди Твои (Пс.118:50)? Преподобный Антоний готов был в душе своей (к переходу в вечную жизнь) и смущался мыслью не о себе, но за свое богоизбранное стадо, как бы его не оставить в смятении. Так исполнилось на преподобном слово Апостольское: влечет меня то и другое: «имею желание разрешиться и быть со Христом, потому что это несравненно лучше (для самого Апостола); а оставаться во плоти нужнее для вас» (Фил.1:23–24).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/5...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010