Разумеется, это не означает, что Бог радуется чьей-то внезапной смерти. На полунощнице даже звучит особая молитва, в которой мы просим Господа избавить нас от скоропостижной кончины: «От глада, губительства (то есть мора), труса (то есть землетрясения), потопа, огня, меча, нашествия иноплеменных, междоусобныя брани (то есть войны) и внезапныя смерти». При этом Церковь молится не только за своих чад, верных, но и за весь мир, в том числе и будущих христиан. Как любящая мать, она обращает любовь на всех своих чад по всему миру, чтобы защитить их от всякого зла и ниспослать всякое благо, всякое благословение, и потому молится не только о православных, но и о «мире во всем мире , о плавающих, путешествующих, болящих, страждущих, плененных и о спасении их». Внезапная смерть неверующего, атеиста или человека, не успевшего покаяться, — ужасное событие с трагическими последствиями. Ведь человек не использовал время, отпущенное ему на то, чтобы приблизиться к Богу и победить свое «я», победить грех в себе и вокруг себя. Следовательно, его общение с Господом и участие в вечном блаженстве после смерти — под большим вопросом. Именно к таким людям относится молитва, упомянутая выше. Верные же чада Церкви, живущие праведно, ничего не потеряют при внезапной смерти, потому что смерть для них ничего не значит. Чем выше духовное состояние человека, тем меньше он боится смерти. Можно даже сказать, что он ждет ее и желает. Но не потому, что эта жизнь ему ненавистна или тело для него — темница души, как убеждали платоники. Будучи христианином, он уже здесь, на земле, соединил свою жизнь со Христом, и теперь с радостью ждет настоящей встречи с Ним, Источником вечной жизни. Как говорил апостол Павел: «Для меня жизнь — Христос, и смерть — приобретение. Если же жизнь во плоти  доставляет  плод моему делу, то не знаю, что избрать. Влечет меня то и другое: имею желание разрешиться и быть со Христом, потому что это несравненно лучше» (Фил.1:21-23).  Фото: pixabay.com Блаженный старец Иосиф Исихаст, являющий такую пламенную любовь к Богу, к истинной, подлинной жизни, говорил: «Смерть страшна и ужасна для многих; но для меня это — упокоение и сладость. Блажен тот, кто, помня час смертный, готов к нему днем и ночью. Смерть желанна для тех, кто ее ждет, и горька и страшна для остальных». А святой Силуан Афонский так говорит о внезапной смерти: «Предположим, будто некий царь, живущий во грехе и расточительстве, ибо приобрел все земные богатства, вдруг слышит, что скоро умрет. Тогда, наслаждаясь ежедневными пиршествами в окружении сановников и наследников, сильный, властный, он затрепещет и восплачет. А услышит то же одинокий бедняк, любимый лишь Богом, — спокойно скажет в ответ: “Да будет воля Твоя, Господи. Слава Тебе, вспомнившему обо мне и призвавшему меня туда, где первым оказался разбойник”». «Преждевременная смерть праведника заставляет задуматься»

http://pravmir.ru/vojny-katastrofy-ubijs...

Возражение 4. После окончания мира не будет исчисления лет. Однако после воскресения мертвых ( Мф. 27:52 ) летоисчисление еще продолжается до воскресения «прочих из умерших», как это явствует из следующего места Апокалипсиса: «И увидел я... души обезглавленных за свидетельство Иисуса и за слово Божие, которые... ожили и царствовали со Христом тысячу лет. Прочие же из умерших не ожили, доколе не окончится тысяча лет» ( Откр. 20:4–5 ). Поэтому воскресение не всех людей отлагается до конца мира, так чтобы все могли восстать вместе. Этому противоречит сказанное: «человек ляжет и не встанет, до скончания неба он не пробудится и не воспрянет от сна своего» ( Иов. 14:12 ), причем, конечно, здесь говорится о сне смертном. Отвечаю: Поэтому воскресение мертвых будет отложено до конца этого мира, когда совершится «скончание неба», т.е. его разрушение. И далее мы знаем написанное: «все сии, свидетельствованные в вере, не получили обетования (т.е. как сказано в церковном толковании, «полного блаженства души и тела»), потому что Бог предусмотрел о нас нечто лучшее, дабы они не без нас достигли совершенства» ( Евр. 11:39–40 ), (т.е., как сказано в церковном толковании «дабы через общее торжество каждый мог бы торжествовать больше». ПЛ 192,500). Воскресение не будет предшествовать прославлению тел, так как Христос «уничиженное тело наше преобразит так, что оно будет сообразно славному телу Его» ( Фил. 3:21 ), а достигшие воскресения будут «как ангелы Божии на небесах» ( Мф. 22:30 ). Следовательно, воскресение будет отложено до конца мира, когда все восстанут вместе. Как говорит Августин, Божественный промысл установил, что «более грубые и низшие тела управляются в определенном порядке более тонкими и более сильными телами» («О Тр.» ПЛ 42,873). Поэтому вся материя низших тел подчинена изменению в соответствии с движением небесных тел, и тем самым, было бы чем-то противоречащим этому порядку вещей, установленному Божественным промыслом, если бы материя низших тел была бы приведена в состояние нетления и неизменяемости пока еще сохраняется движение высших (небесных) тел. А так как, согласно учению веры, воскресение приведет людей к бессмертной жизни, сообразной Христу, Который «воскресши из мертвых, уже не умирает» ( Рим. 6:9 ), то воскресение человеческих тел и будет отложено до конца мира, когда прекратится небесное движение.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/summ...

В то время жил в Иерусалиме праведный старец Симеон. Ему было откровение, что он не умрет, пока не увидит Христа Спасителя. По внушению свыше благочестивый старец пришел в храм в то время, когда Пресвятая Богородица и праведный Иосиф принесли туда Младенца Иисуса. Богоприимец Симеон взял Бого­младенца на руки и, благословив Бога, изрек пророчество о Спасителе мира: Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыка, по слову Твоему с миром, ибо видели очи мои спасение Твое, которое Ты уготовал пред лицем всех народов, свет к просвещению язычников и славу народа Твоего Израиля (Лк. 2, 29–32). Пресвятой Деве праведный Симеон сказал: Се лежит Сей на падение и на восстание многих в Израиле и в предмет пререканий, и Тебе Самой оружие пройдет душу, да откроются помышления многих сердец (Лк. 2, 35). В храме была также 84летняя вдовица Анна, пророчица, дочь Фануилова, которая не отходила от храма, постом и молитвой служа Богу день и ночь. И она в то время, подойдя, славила Господа и говорила о Нем (Богомладенце) всем, ожидавшим избавления в Иерусалиме (Лк. 2, 37–38). Так происходит в Иерусалиме мало кем замеченное величайшее событие в истории человечества. Тьма озарена светом, надежда омыла теплом уставшее от мрака сердце. Да, еще пройдет некоторое время, пока исполнится то, чему надлежит быть. Но Дева родила, пророчество Исайи сбылось, и с нами Бог (Ис. 7, 14). С нами Тот, Кто понесет грех мира, Кто избавит живущих и умерших от ночи вечной, Кто откроет объятия убивающему Его миру. Сейчас Он маленький и беззащитный в старческих руках. Что почувствовал Симеон, когда узнал Его? Прежде всего, наверное, что с Ним завершалось все ветхое. Он это осознал, и поэтому теперь и смерть для него была, как позже скажет апостол Павел, приобретением (см.: Фил. 1, 21–23). Это было избавление. Это был новый исход. Как же, наверное, тяжело ему было сказать Божией Матери про оружие, которое пройдет Ей душу! Но представьте и другое — каково Ей Самой было жить с этим знанием. Каково это: знать всю жизнь, что твой ребенок, твой первенец, единственный, будет на падение и на восстание многих в Израиле и в предмет пререканий? Ее путь к Голгофе начался там, в день встречи с Симеоном. Тихий небесно-голубой цвет украшает наши храмы в этот день, указывая на тайну Пречистой Девы и Ее подвиг. У Креста Она приняла весь род человеческий под Свой покров. Как это постичь? Ведь «…туда, где молча Мать стояла, так никто взглянуть и не посмел» (А.Ахматова).

http://pravoslavie.ru/90597.html

Великий Пост, однако, это не средство избежать смерти — это средство к ней подготовиться. Мы все умрем — и было бы очень глупо делать вид, что это не так. Смерть может прийти за нами внезапно — например, в автокатастрофе или от руки злодеев, может — «после тяжелой и продолжительной болезни». Но мы все, так или иначе, умрем. Как говорил еще языческий мудрец Сенека, «Не с таким уж большим разрывом обгоняем мы друг друга; смерть никого не минует, убийца спешит вслед за убитым. То, о чем ты так хлопочешь, ничтожно. Разве в том дело, долго ли ты будешь избегать неизбежного?» Мудрость состоит в том, чтобы не прятаться от реальности — но как-то принять и осмыслить неизбежность того, что мы все умрем. И тогда оказывается, что пытаясь прятаться от страха смерти, мы прятались и от надежды. Святой Апостол Павел говорит «Ибо для меня жизнь - Христос, и смерть - приобретение» (Фил.1:21) Для благочестивого человека смерть — не ужас и не конец всего, но, напротив, невероятно утешительно и радостное событие. «Ибо знаем, что, когда земной наш дом, эта хижина, разрушится, мы имеем от Бога жилище на небесах, дом нерукотворенный, вечный. От того мы и воздыхаем, желая облечься в небесное наше жилище» (2Кор.5:1,2) — говорит святой Апостол Павел, видимо, вспоминая слова Спасителя «В доме Отца Моего обителей много. А если бы не так, Я сказал бы вам: Я иду приготовить место вам. И когда пойду и приготовлю вам место, приду опять и возьму вас к Себе, чтобы и вы были, где Я» (Иоан.14:2,3) Святитель Киприан Карфагенский, утешая паству перед лицом смертоносной эпидемии, говорит: «И приятно же оставаться надолго здесь, среди мечей диавольских, когда, при быстро распространяющейся смерти, следовало бы тем с большею охотою и желанием спешить ко Христу, Который говорит в наставление наше:« Истинно, истинно говорю вам: вы восплачете и возрыдаете, а мир возрадуется; вы печальны будете, но печаль ваша в радость будет» (Иоан.16:20)! Кто не желал бы избавиться от печали? Кто не поспешил бы насладиться радостью? Господь же Сам объясняет условия, при которых печаль наша обратится в радость; Он говорит: «Так и вы теперь имеете печаль; но Я увижу вас опять, и возрадуется сердце ваше, и радости вашей никто не отнимет у вас» (Иоан.16:22).

http://radonezh.ru/2024/03/28/terakt-v-k...

«Терпением вашим спасайте души ваши» (Лк. 21:19), – говорит Господь. Так и святые отцы завещали: христианское совершенство достигается через терпение. Для это Бог и посылает человеку всяческие скорби внешние и внутренние. Внешние – это болезни, нищета, поругание, презрение от ближних. Внутренние – страсти, они иногда тоже, утесняя душу, помогают ей обратиться к Богу, заставляя человека, который мучается в совести от своего дурного нрава, искать Спасителя. Мытарь, сказано (см.: Лк. 18:14), пошел из храма более оправданным, чем фарисей, хотя был весь в грехах, а тот – в добродетелях. – Смирения не оказалось у фарисея? – Да, и любви к ближнему. Смирение и любовь – это вершина добродетелей. Без любви и смирения невозможно прийти ко Христу: «Бог есть любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нем» (1 Ин. 4:16), – сказано у апостола. Так же и со смирением. Сказано же: «Господь смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной» (Фил. 2:8). Отца Небесного мы не видели, а Господь наш Иисус Христос, вочеловечившись, явил нам Бога. Мы призваны подражать Ему. Начнем жить в смирении, терпении, любви, тогда и молитва наша будет услышана. Всегда видно: молится человек или нет, есть в нем крепость от молитвы, или он весь повязан недугами. Самый большой грех, конечно, гордость. Гордые сами порой удивляются, почему это у них нет веры даже тогда, когда они как будто вроде бы и стремятся к ней? Все делают внешне правильно. Вера гордых – себялюбие, как у фарисея. А смирение и жертвенная любовь приближают ко Христу. – Батюшка, а до революции 1917 г., получается, фарисейство стало преобладать? Люди же ходили в храмы, а внутренне многие удалялись, выходит, от Бога, как сказано у пророка: «…народ приближается ко Мне устами своими, и языком своим чтит Меня, сердце же его далеко отстоит от Меня, и благоговение их предо Мною есть изучение заповедей человеческих» (Ис. 29:13). – Господь попускает злу обнаружить всю свою изнанку, чтобы люди выбрали вечность с Богом. Не за чечевичную похлебку тут плясали. Чем обернулось в начале XX века нагнетаемое негодование в Петрограде? Историками сейчас уже доказано, что это была самая обеспеченная продовольствием столица воюющих в Первой мировой войне держав.

http://pravoslavie.ru/121041.html

На небесном престоле был Сидящий . Это Бог-Отец. Когда Иоанн в первом видении узрел Христа, то увидел Его подобным Сыну Человеческому. Он описывает Его вид, лицо, волосы белые, очи огненные. Здесь же – просто Сидящий. Это потому, что Бог-Сын воплотился, и мы видим Его как Человека, Бога же Отца не видел никто никогда ( Ин. 1:18 ) – пишет Иоанн уже после того, как ему было дано Откровение (Евангелие Иоанн написал после Апокалипсиса). Он видит Сидящего, но вид Его неописуем. Нет ни одного штриха Его Лика. Сидящий, таинственный, страшный, невидимый Бог. Подобное Видение Сидящего на престоле имел и древний пророк Исайя ( Ис. 6:1 ). Видел и пророк Даниил Ветхого днями, Сидящего на престоле ( Дан. 7:9 ). Даниил описывает некоторые штрихи Божественного Лика: «Ветхий днями... одеяние на Нем было бело, как снег, и волосы главы Его – как чистая волна». Если Христос, Сын Божий, есть и истинный Человек, Сын Человеческий, то Бог здесь только явился в виде Ветхого днями Старца, но Он не является таковым по своему существу. По естеству Своему Он – Невидимый. Бога же и Божество, и Отца, и Сына, и Святого Духа видеть невозможно. Божество не есть нечто видимое. Оно может только видимо являться, а Его Самого видеть невозможно ( Ин. 1:18; 6:46 ; 1Тим. 6:16 ; 1Ин. 4:12 ; Исх. 33:20 ). И в вечности никакая тварь, даже высшие чины ангельские – серафимы – Его не видят ( Ис. 6:2 ), ибо Он – Невидимый! Видеть не в видении, а «как Он есть» ( 1Ин. 3:2 ) мы будем Христа в воскресшей плоти. То, что здесь надо разуметь именно плоть, а не Божество Христа, свидетельствуется тем, что «будем подобны Ему» именно по воскресшей плоти, ибо Христос «уничиженное тело наше преобразит так, что оно будет сообразно славному телу Его» ( Фил. 3:21 ). А с другой стороны, нельзя считать, что мы будем видеть только видения, а не Самого Бога, ведь сказано в Евангелии: «Чистые сердцем Бога узрят» ( Мф. 5:2 ). В этом великая тайна: никогда не видя, мы будем видеть. Здесь ум останавливается, как и всякий раз, когда затрагиваем неизреченную тайну Бога – Пресвятой Троицы. А посему не ум надо напрягать, а сердце очищать и склонять колени!

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

Так, один из идеологов уранополитизма иерей Алексий Шляпин в уранополитической статье «Православие и патриотизм» , опубликованной на сайте «Православный взгляд», пишет: «Итак, если не иметь ввиду под словом „родина“ или „отечество“ исключительно технический (библейский) смысл, у Христианина нет земной родины, нет земного отечества. По слову Божию: Наше же жительство — на небесах, откуда мы ожидаем и Спасителя, Господа нашего Иисуса Христа (Флп. 3: 20), …Ибо не имеем здесь постоянного града, но ищем будущего (Евр. 13: 14)». Там же он приводит и выдранные из контекста и ложно истолкованные цитаты святых отцов, пытаясь доказать, что «патриотизм – это мировоззрение языческое», но нам здесь интересны именно апостольские слова. На самом деле уранополиты и прочие «небесные граждане» разных толков выдирают мысль апостола Павла из контекста и придают ей совершенно иной смысл. Процитируем мысль апостола более полно: Ибо многие, о которых я часто говорил вам, а теперь даже со слезами говорю, поступают как враги креста Христова; их конец — погибель, их бог чрево, и слава их — в сраме: они мыслят о земном. Наше же жительство на небесах, откуда мы ожидаем и Спасителя, Господа нашего Иисуса Христа, Который уничиженное тело наше преобразит так, что оно будет сообразно славному телу Его, силою, которою Он действует и покоряет Себе все (Фил. 3: 18-21). Думаю, что и без толкований понятно, что небесное гражданство противопоставляется здесь отнюдь не патриотам, а неким врагам креста Христова, чей бог — чрево. Мысль весьма актуальна в наш век господства стяжательства и потребления. Поскольку уранополиты считают только святоотеческие толкования истинными, мы обратимся для пущей убедительности к Святым Отцам. Можно, к примеру, почитать толкование свт. Иоанна Златоуста: «…люди чувственные, любящие жизнь и плоть, являются врагами креста; да и всякий, преданный удовольствиям и земному спокойствию, есть враг креста, которым Павел хвалится, который объемлет и с которым он старается тесно соединиться, как это видно из слов его: Для меня мир распят, и я для мира.

http://ruskline.ru/opp/2024/01/03/nebesn...

Праведная жизнь во Христе – это всегда жизнь наперекор миру, его страстям и законам. Если бы вы были от мира, то мир любил бы свое; а как вы не от мира, но Я избрал вас от мира, потому ненавидит вас мир (Ин. 15: 19). Святитель Лука (Войно-Ясенецкий) говорил: «Мир требует, чтобы все думали и хотели только так, как думает и хочет мир. Мир не терпит, мир не позволяет, чтобы кто-нибудь думал и хотел иное, чем думает и хочет мир. Мир требует, чтобы все подчинялись тому, что исповедует мир, чтобы все думали так, как думает большинство, отвергшее Христа…» Но люди, называемые на Руси «юродивыми во Христе», сей подвиг иной, инаковой жизни возводят до предела. Возлюбив Господа, они всем своим существом стремятся следовать Тому, Который уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек; смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной (Фил. 2: 7–8). Ибо когда мир своею мудростью не познал Бога в премудрости Божией, то благоугодно было Богу юродством проповеди спасти верующих (1 Кор. 1: 21). Юродивых, прославленных в лике святых, Православная Церковь знает совсем немного. Греческая Церковь чтит всего шесть юродивых, из которых у нас наиболее известны Андрей Блаженный и Симеон Эмесский. На Руси их немногим больше. Георгий Петрович Федотов в книге «Святые древней Руси» приводит такие цифры: «По столетиям чтимые русские юродивые распределяются так: XIV век – 4; XV – 11; XVI – 14; XVII – 7». В честь победы над нами? Покров Божией Матери Русский народ удивительным образом умеет сделать «своими» явления или людей, прямо его не касающихся (это лишний раз доказывает: в русской душе нет засилья национализма). Самый яркий пример тому – всенародное почитание архиепископа города Мира византийской провинции Ликия Николая, жившего в IV веке. Этот святой воспринимается едва ли не как самый «наш». И если иной богобоязненной старушке дерзнуть сказать, что Никола угодник – совсем не русский, жил он далеко и задолго до появления на свет русского народа, то, пожалуй, она даже наложит на тебя свою «епитимью».

http://pravoslavie.ru/93985.html

Диавол внушает и такую мысль, особенно пожилым людям: «Вы никому не нужны. В старости, в болезни кто позаботится о вас?» Мы, как христиане, должны всегда осознавать, что если Господь с нами, то этого более чем достаточно, потому что Бог наш есть Тот, о Котором сказано: «Мы Им живем, движемся и существуем» (Деян. 17: 28). И, напротив, жизнь без Бога – это ад, который, начавшись в этой жизни, может не прекратиться в жизни будущей. А как святые отцы преодолевали страхования? Например, святитель Василий Великий писал, когда ему угрожали гонениями: «Всё это для меня ничего не значит. Тот не теряет имения, кто ничего не имеет, кроме ветхих и изношенных одежд и немногих книг, в которых заключается всё мое богатство. Ссылки нет для меня, потому что я не связан местом. И то место, на котором живу сейчас, – не мое. И всякое, куда меня ни сошлют, будет мое. А мучения что могут сделать мне? Я так слаб, что разве только первый удар будет чувствителен. Смерть для меня – благодеяние, она скорее приведет меня к Богу, для Которого живу и тружусь и к Которому давно я стремлюсь». Известны и очень мужественные слова апостола Павла : «Для меня жизнь – Христос, и смерть – приобретение» (Фил. 1: 21). Вера во Иисуса Христа сообщает человеку мужество – мужество как проявление религиозности, при которой всецело уповают на Промысл Бога и не оставляют памятования о Его заботе о каждом верующем человеке. Вот и псалмопевец Давид писал – умолял Бога: «И до старости, и до седины не оставь меня, Боже» (Пс. 70: 18), но в псалмах мы находим и слова Божественного ободрения: Я, Который веду тебя от утробы матери твоей, от дней юности твоей, не оставлю тебя и в самые тяжелые, самые трудные дни. Итак, это очевидная истина: мужество есть состояние религиозной души, которая имеет всецелое упование на Создателя. Мужество – это религиозная добродетель. Есть еще один важный аспект, на который мы должны обратить внимание. Как известно, «Бог гордым противится, а смиренным дает благодать» (1 Пет. 5: 5). И некоторым кажется, что проявление мужества исключает смирение. Но это ложное представление о мужестве. В Псалтыри, например, понятия «духовная брань» и «смирение» дополняют друг друга и одно не противоречит другому. Вот псалом 44: «Препояшь Себя по бедру мечом Твоим, Сильный, славою Твоею и красотою Твоею, и в сем украшении Твоем поспеши, воссядь на колесницу ради истины и кротости и правды, и десница Твоя покажет Тебе дивные дела» (Пс. 44: 4–5). Здесь описывается божественный воин, препоясанный мечом, который во имя истины, кротости совершает свой подвиг. Путь христианина – это путь, идя по которому человек имеет мужество как религиозную добродетель, которая не позволяет нам впадать в уныние или отчаяние, как сказано: «Если я пойду и долиною смертной тени, не убоюсь зла, потому что Ты со мной; Твой жезл и Твой посох – они успокаивают меня» (Пс. 22: 4).

http://pravoslavie.ru/95371.html

Святой Апостол Павел пишет: «Итак вы уже не чужие и не пришельцы, но сограждане святым и свои Богу, быв утверждены на основании Апостолов и пророков, имея Самого Иисуса Христа краеугольным [камнем]» (Еф. 2:19,20). К кому святой Апостол обращает эти слова? К тому же, к кому обращено слово Божие вообще – к Церкви, к народу Божиему. Он пишет о том, что мы – сограждане святым, у нас есть гражданство Небесного Града, которое мы получили в святом Крещении. Иисус Христос – наш Царь, а мы – Его подданные. Здесь надо сделать несколько уточнений относительно Царства. Обычно, когда люди говорят о «Царстве Небесном», они имеют в виду что-то вроде «того места, куда души праведников отправляются после смерти», «Царство ему Небесное» – вежливый отзыв на известие о чьей-то смерти. На самом деле, в библейском контексте «Царство» – это скорее «царствование», «владычество» Бога, реальность, в которой Бог является царем. Это Царство, с одной стороны, уже пришло, с другой – ему еще предстоит открыться. Царство пришло на землю в лице истинного Царя – Господа нашего Иисуса Христа. Те, кто обращаются ко Христу с покаянием и верой, становятся его подданными. Это Царство медленно растет в человеческой истории – как дерево или закваска – принимая в себя людей и целые народы, но остается, до поры до времени, предметом веры. Желающие могут его отрицать. Как сказано в Евангелии, «быв же спрошен фарисеями, когда придет Царствие Божие, отвечал им: не придет Царствие Божие приметным образом, и не скажут: вот, оно здесь, или: вот, там. Ибо вот, Царствие Божие внутрь вас есть» (Лук. 17:20,21) Однако придет день, когда Христос явится во славе, и пред ним преклонится всякое колено (Фил. 2:1), и те, кто сделались подданными Царства, Войдет в Его вечную радость. Это двойственность «уже присутствующего» и «еще грядущего» Царства может стать нам понятнее, если мы обратимся к реалиям Иудеи I века – страны, которая жила под римской оккупацией и страстно ожидала Царя, Мессию Божьего, который «восстановит Царство Израилю» и вышвырнет ненавистных римлян. Подобные восстания развивались по одной схеме – сначала претендент провозглашал восстановление Царства Израилева, требовал присягнуть ему, иногда (как в случае с Бар-Кохбой) начинал чеканить свою монету, но это еще не означало, что царство полностью восстановлено. Оно уже есть, есть царь, который требует верности, есть его подданные, но им еще предстоит упорная борьба за восстановление Царства. Царство уже есть – но за него предстоит сражаться. Как мы знаем, все такие попытки кончились трагически.

http://pravmir.ru/nashe-nebesnoe-grazhda...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010