Наше жительство на небесах, откуда мы ожидаем и Спасителя, Господа нашего Иисуса Христа ( Фил.3:20 ). Чтобы нам быть в таком состоянии, апостол Павел учит: о горнем помышляйте, а не о земном. Ибо вы умерли (духом для земной жизни), и жизнь ваша сокрыта со Христом в Боге ( Кол.3:2, 3 ). Не заботьтесь ни о чем земном, и мир Божий, который превыше всякого ума, соблюдет сердца ваши и помышления ваши во Христе Иисусе ( Фил.3:6, 7 ). И Господь нас сему же учит: не заботьтесь, – говорит Он, – о том, что вам есть, и что пить, и во что одеться ( Мф.6:25 ). Не собирайте себе сокровищ на земле: но собирайте сокровища на небе. Ибо, где сокровище ваше, там будет и сердце ваше ( Мф.6:19, 20, 21 ). Светильник для тела есть око ( Мф.6:22 ), а для души – сердце; если сердце твое помрачено заботою о стяжании или сбережении временных благ, то ты во тьме духовной, в тени смертной, ты – спишь тогда сном смертным. Встань, спящий, и воскресни из мертвых, и осветит тебя Христос ( Еф.5:14 ). Итак, не будем спать, как и прочие, но будем бодрствовать и трезвиться, ибо знаем, что день Господень так приидет, как тать ночью ( 1Фес.5:2 ). Да будут, – Господь говорит, – чресла ваши препоясаны и светильники горящи; и вы будьте подобны людям, ожидающим возвращения господина своего с брака, дабы, когда придет и постучит, тотчас отворить ему ( Лк.12:35, 36 ). Бодрствуйте, ибо не знаете, когда придет хозяин дома (Господь мира сего), чтобы пришедши внезапно, не нашел нас спящими ( Мк.13:35, 36 ). Печаль мира сего (попечение земное) смерть соделывает ( 2Кор.7:10 ), вводит душу во тьму и сень смертную. Видите, видите, – говорит нам слово истины, – яко вси ослепоша, не разумеша смыслити; вси путем своим последоваша, кийждо уклонишася в лихоимство (любостяжание), от первого до последнего ( Ис.56:10, 11 ). Блажен, у кого светильник горит, – сердце просвещается верою словам Господним; ибо мног мир, – говорит Давид, – любящим закон Господень, и нет им преткновения ( Пс.118:165 ), – душа его во свете, и не запнутся стопы ее. Станьте, – говорит еще нам Писание, – препоясав чресла ваши истиною ( Еф.6:14 ). Откровения Господни суть непреложная истина. Кто всегда подкрепляет себя учением Господним, у того дух бодр бывает, он всегда благонадежен. Таким вот и говорит Господь: восклонитесь и поднимите головы ваши, потому что приближается избавление ваше ( Лк.21:28 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Filejsk...

Спасая падшего, Бог делает для него всё, что служит к его полному благу на земле и в вечности. Просветив его сознание и чувство в акте призывания или возбуждения к покаянию и вере, облаженствовав его в акте оправдания, Бог одновременно с этим последним актом укрепляет и его волю, усиливая в ней направление, согласное с направлением воли Божией, сообщая ей энергию, достаточную для полного осуществления этой воли, производя в оправданном, одним словом, освящение. «Сам Бог да освятит вас во всей полноте» ( 1Фес.5:23 ). «Бог мира да усовершит вас во всяком добром деле, к исполнению Его воли, производя в вас благоугодное Ему через Иисуса Христа» ( Евр.13:20–21 ). «Бог всякия благодати да совершит вас, да утвердит, да укрепит, да сделает непоколебимыми» ( 1Пет.5:10 ). Такие благожелания выражают св. апостолы верующим в посланиях к ним. Но не в форме только благожеланий, а положительно св. апостолы выражают своё убеждение, уверенность (будучи уверены ( Фил.1:6 )), что «начавший в нас доброе дело (т. е. обращение) будет совершать его до дня Иисуса Христа» (ibidem), что «Бог производит в нас хотение и действие по своему благоволению» ( Фил. 2, 13 ). Усиление слабой воли обращающегося и направление её к добру силой Самого Бога или, что то же, благодатью Его, и есть то, что мы называем освящением человека и что Слово Божие называет также даром Святого Духа, когда говорит не о чрезвычайных между христианами дарах пророчества или чудес вообще, а о присущей каждому христианину благодатной помощи в добре. Сознание в себе этой силы, как отдельной от собственных сил, для христианина невозможно уже потому, что она естественно совпадает с основанием нравственной потребности в человеке, т. е. с его инстинктивным и потому несознаваемым влечением к добру. А это собственное влечение доступно сознанию только через нравственное чувство, которое, будучи чувством самого человека, не заключает в себе элементов для различения того, какой несознаваемой силой, своей или благодатной, возбуждено оно.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Yanyshev...

II. Апостол Павел говорит, что «сеется тело (т. е. погребается, хоронится) в тлении, восстает в нетлении; сеется в уничижении, восстает в славе; сеется в немощи, восстает в силе; сеется тело душевное, восстает тело духовное» ( 1Кор.15:42–44 ). III. Апостол Петр говорит, что «нынешние небеса и земля... сберегаются огню на день суда и погибели нечестивых людей» ( 2Пет.3:7 ). IV. Апостол Павел говорит, что «наше жительство – на небесах, откуда мы ожидаем и Спасителя, Господа нашего Иисуса Христа, Который уничиженное тело наше преобразит так, что оно будет сообразно славному телу Его» ( Фил.3:20–21 ). V. Верующий христианин не может сомневаться в возможности воскресения, ибо как сотворил Бог тело человеческое из пыли земной, так может его снова обновить из праха земного, то есть воскресить. Мы не должны забывать, что Бог всемогущ. VI. Мало кто из людей уходит из этого земного света таким совершенным и святым, чтобы он не нуждался в Божием милосердии. Так как те христиане, которые живут еще на этом свете, и те, которые уже ушли в вечность, являются членами Церкви и соединены верою и любовью, мы обязаны просить Бога о милосердии к умершим. 464. Когда настанет всеобщее воскресение из мертвых? Всеобщее воскресение из мертвых настанет после конца этого видимого мира, во время второго пришествия Господа Иисуса Христа ( 2Пет.3:7, 10 ). 465. Все ли люди воскреснут? Воскреснут все люди, так как Господь Иисус Христос сказал, что «настанет время, в которое все, находящиеся в гробах, услышат глас Сына Божия, и изыдут (из гробов) творившие добро в воскресение жизни, а делавшие зло в воскресение осуждения» ( Ин.5:28–29 ). 466. В каком состоянии находятся души умерших до всеобщего воскресения? До всеобщего воскресения души праведников находятся в свете, покое и предначатии вечного блаженства, души же грешников во мраке, беспокойстве и предначатии вечных мук. 467. Соединено ли с этим предварительным посмертным положением праведников лицезрение Господа Иисуса Христа? С этим предварительным посмертным положением праведников соединено, в особенности у святых, лицезрение Господа Иисуса Христа, как видно из слов апостола Павла, что он желает уйти из этого света и быть со Христом ( Фил.1:23 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Gorazd_Pavlik/...

Поэтому всего естественнее в словах «под землею» видеть указание на те разряды Божественных созданий, которые имеют место своего обитания ниже земной поверхности. Аналогии этому выражению нужно искать не где-либо в другом месте свящ. Писания, а ближе всего в Исход. 20:4 и Пс. 148:7 , или же в Фил. 2:10 , где идет перечисление разрядов Божественных созданий, которые все призваны к прославлению Бога. Таким образом, мысль 13 ст. будет следующая. Когда Перед престолом Всевышнего предстал закланный Агнец для того, чтобы раскрыть книгу откровения о будущем, тогда не только ближайшие к престолу четыре животных, не только избранные из прославленных людей 24 старца, не только высшие бесплотные ангелы, но и вообще все Божественные создания, находящиеся и на небе, и на земле, и под землею, и под водами, и на водах, – одни за другими и все вместе воздают славословие и Богу и Агнцу. Они предугадывают, что вместе с раскрытием книги будет возвещено о времени наступления новой жизни для всего мира, когда и сама тварь освобождена будет от работы тлению в свободу славы детей Божиих ( Рим. 8:21 ), и поэтому они воздают Сидящему на престоле и Агнцу благословение, и славу, и честь, и державу (1:6; 4:9; 5:12). Это славословие, как выражение сознания всем миром важности готовящегося события, было великою минутою в деле Божественного мироправления, и потому-то, как видел и слышал Иоанн, – четыре животных произнесли знаменательное «аминь» ( Пс. 40:14 ; Втор. 27:15–26 ), а старцы пали и поклонились Живущему во веки веков, т.е. вечному Богу, действующему в сотворенном Им мире (ср. 4:9–10). Так окончилось это видение, – видение, в котором для христиан открыты великие истины о бесконечном величии Господа Бога, почивающего среди ангелов и святых, и о Его свойствах Творца и Вседержителя; открыты и истины основания и устройства веры в Иисуса Христа, надежды на Него и любви к Нему. Как к Агнцу, перед Которым за Его дело искупления поклоняется всякое колено небесных, земных и преисподних 342 ( Фил. 2:10 ). Видение первых четырех печатей (6:1–8)

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Orlov/...

То есть, по словам святого Златоуста, «чем был Единородный по естеству ( φσει), тем они стали по благодати» ( κατ χριν – Гал. 2:20 , Фил. 1:21 ) 857 . Христос стал «Богом плотоносцем» 858 , а христиане, живя жизнью Христовой в Церкви, становятся «христоносцами, богоносцами и духоносцами», согласно богоданным и опытным словам святого священномученика Христова Игнатия Богоносца , Епископа Антиохийского 859 . Жизнь во Христе в Церкви даётся христианам, как мы уже упоминали, в Духе Святом, то есть Духом Святым, Которого (Бог) излил на нас обильно через Иисуса Христа, Спасителя нашего ( Тит. 3:5–7 ; Фил. 1:19 ). Такое дарование этой «Духовной» жизни нам есть тайна неизреченная и необъяснимая, но несомненно одно: чтобы мы получили Духа Святого, прежде всего мы должны быть членами (удами) Христовыми, и, одновременно, удами (членами) Христовыми мы в Церкви становимся Духом Святым 860 . Отсюда, христианская жизнь удов (членов) Церкви по своему характеру и содержанию – одновременно и христоцентричная, и пневматологичная жизнь ( 1Кор. 12:12–13 ; Рим. 8:1–6 ; 1Кор. 6:11 ) 861 . Это воистину жизнь во Христе через Духа Святого, великий апостол в Послании к Римлянам выражает это так: Итак, нет ныне никакого осуждения тем, которые во Христе Иисусе живут не по плоти, но по духу, потому что закон духа жизни во Христе Иисусе освободил меня от закона греха и смерти ( Рим. 8:1–2 ). А также далее: Но вы не по плоти живёте, а по духу, если только Дух Божий живёт в вас. Если же кто Духа Христова не имеет, тот и не Его. А если Христос в вас, то тело мёртво для греха, но дух жив для праведности ( Рим. 8:9–10 ). Толкуя эти слова, святой Златоуст говорит, что апостол здесь под «законом духа» подразумевает самого Духа Святого, Которого верные получили богато и изобильно 862 . Выражение же: Но вы не по плоти живете, а по духу не означает, что христиане стали бесплотными, но значит, что они отвратились от плотской жизни греха. Ибо Христос «не только погасил тиранию греха, но и плоть соделал более лёгкой и духовной... Потому что, – говорит далее святитель, – так же как огонь, соединившись с железом, делает его огнём, сохраняя свою природу, так же и тело верных, которые имеют Духа (Святого), переходит к той энергии (Духа), становясь духовным, распинаемым отовсюду (греху), и воскресаемым, и вместе с душою окрыляемым, – так же, как было с телом того, который это говорит (то есть апостола)» 863 . А то что апостол Павел называет Духа «Христовым», не значит, что Дух – Христос, но «показывает, что тот, который имеет Духа, не только Христов, но имеет Самого Христа (в себе). Ибо невозможно, что, когда присутствует Дух, не присутствует Христос» 864 .

http://azbyka.ru/otechnik/afanasij-evtic...

Сам Спаситель ещё при жизни Свой на земле дал твёрдое и несомненное уверение не только в том, что души не могут быть убиваемы или умереть ( Лк. 20:36 ), так как они предназначены для вечной жизни ( Мф. 25:46 ), и Бог есть Бог живых, а не мёртвых ( Мф. 22:32 ), но и что они смотря по заслугам, ещё до всеобщего суда сподобляются или блаженной жизни, или ведут плачевную и мучительную жизнь при тяжком сознании и чувстве своего отчуждения от Бога. Это подтверждается Его Словами: «в доме Отца Моего обителей много... Я иду приготовить место вам. И когда пойду и приготовлю вам место, приду опять и возьму вас к Себе, чтобы и вы были, где Я» ( Ин. 14:2–3 ); и обещанием Его разбойнику – висевшему вместе с Ним на кресте: «ныне же будешь со Мною в раю» ( Лк. 23:43 ) 6 . Пронёсшие во все концы вселенной учение Христово св. апостолы тоже учили, что смерть не только не прекращает душевной жизни людей, но, напротив, служит переходом к жизни другой притом к жизни для душ верующих и праведных несравненно высшей и совершеннейшей, чем жизнь земная, так как она будет состоять в самом близком единении с Богом. «Для меня, – говорит ап. Павел, – жизнь – Христос, и смерть – приобретение... Имею желание разрешиться и быть со Христом, потому что это несравненно лучше» ( Фил. 1:21–23 ). «Мы знаем, – говорит тот же апостол в другом месте, что, когда земной наш дом, эта хижина, разрушится, мы имеем от Бога жилище на небесах, дом нерукотворный, вечный. Оттого мы и воздыхаем, желая облечься в небесное наше жилище... и как знаем, что, водворяясь в теле, мы устранены от Господа... то желаем лучше выйти из тела и водвориться у Господа» ( 2Кор. 5:1, 2, 6, 8 ). Из этих слов апостола видно, что он предпочитал смерть странствованию земному, потому что за смертью непосредственно ожидало его блаженное пребывание с Господом. Если же было бы справедливо учение адвентистов, что смерть есть, не только разрушение тела, но и души, то такое желание апостола было бы непонятным и необъяснимым. В самом деле, каким образом апостол стал бы предпочитать уничтожение своего тела и души в могиле – жизни на земле, где его пребывание во плоти доставляло великий «плод его делу» ( Фил. 1:22–25 ), где он находился в частом общении с Иисусом. Христом ( Деян. 22:18 ) и так щедро наделён был дарами Духа Святого?..

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/dusha-i-...

Вменяю вся уметы быти, да Христа приобрящу ( Фил.3:8 ). У пророка сказано: проклят человек, аще от Господа отступит сердце его ( Иер.17:5 ). Потому и Господь учит: не собирайте себе сокровищ на земле, – и, указывая на них, как на причину сердечного отвращения от Бога, говорит: где будет сокровище, там будет и сердце ( Мф.6:21 ). Вот почему и взывал пред Богом Давид пророк: с Тобою ничего не хочу на земле ( Пс.72:25 ). И апостол Павел вещал: все почитаю тщетным ради превосходства познания Христа Иисуса Господа Моего; для Него я от всего отказался, и все почитаю за сор ( Фил.3:8 ). К сему же и нас склоняя, Писание говорит: не бедных ли мира избрал Бог быть богатыми верою и наследниками, которое Он обещал любящим Его ( Иак.2:5 )? Так как нет у них сокровищ на земле, то сердце их и не привязано к земному, они и не думают о земном. «Блага мира сего суть препоны, как сказал Симеон Новый Богослов , кои не допускают нас возлюбить Бога и благоугодить Ему». Все же, что препятствует угождать Богу, Господь повелел отсекать и отвергать, ибо лучше быть убогому в сем мире, чем богатому, и попасть в геенну огненную (Ср. Мк.9:43 ). И самое благоразумие человека не требует ли отвращаться сердцем от временных благ? Ибо мы ничего не принесли в мир; явно, что ничего не можем и вынесть из него ( 1Тим.6:7 ). А что должны некогда оставить, к тому и прилепляться сердцем не следует. И Господь, всякое земное благо считая чужим для нас и неправедным, говорит нам: если вы в неправедном имении не были верны; кто поверит вам истинное? И если в чужом не были верны; кто даст вам ваше? ( Лк.16:11, 12 ). Из сего же видно, что любящий скорогиблющие блага не получит уже тех благ, которые уготованы любящим Бога. Посему и говорит Господь: всяк, иже не отречется всего своего имения, не может быть Мой ученик ( Лк.14:33 ). Для сего и велит: просящему у тебя дай, и хотящему судитися и ризу твою взяти, отдай ему и рубашку ( Мф.5:40, 42 ). Горе сыну тому, который не дорожит благоволением отца своего, – словам его не внимает, вразумления пренебрегает.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Filejsk...

Не есть ли это всего менее скрытое пелагианство? Положение осужденное: «Да, Господи, все возможно тому, кому Ты делаешь все возможным, совершая это в нем». Учение противоположное: «Да, Господи, все возможно тому, кто действует посредством самого себя и без Твоей благодати». Итак, вот снова бесспорное пелагианство и отрицание откровенного учения: «Все могу в укрепляющем меня Иисусе Христе» ( Фил.4:18 ). «Да усовершит вас Бог во всяком добром деле, к исполнению воли Его, производя в вас благоугодное Ему через Иисуса Христа» ( Евр.13:21 ). Положение осужденное: «Только по благодати Иисуса Христа мы Божии; по верховной благодати, без которой никогда нельзя исповедовать Иисуса Христа, и с которой никогда нельзя отречься от Него». Римское учение, противоположное этому положению: «Мы можем быть Божии без благодати Иисуса Христа и, следовательно, без искупления. Можно исповедовать Иисуса Христа без верховной благодати, просвещающей и укрепляющей нас; можно отречься от Иисуса Христа даже тогда, когда Бог дарует нам благодать, определяющую нас пользоваться полной нашей свободой для Его исповедания». Это учение очевидно делает благодать бесполезной; оно противоположно учению, подтвержденному вышеприведенными текстами священных книг, к которым можно присовокупить еще и следующий текст: «Никто не может назвать Иисуса Господом, как только Духом Святым» ( 1Кор.12:3 ). Положение осужденное: «Благодать может восстановить все мгновенно, потому что она есть не иное что, как воля всемогущего Бога, Который повелевает и совершает все повеленное Им». Это положение есть буквальное толкование следующей мысли св. Писания: «Бог производит в нас и хотение и действие, по Своему благоволению» ( Фил.2:13 ). Осуждая его, Рим отрицает в Боге возможность производить в душе ощущение Его влияния достаточно энергичным, чтобы возбудить в ней действительную решимость желать (доброго) и делать (добро); это значит отвергать саму благодать и открыто исповедовать ересь Пелагия, который присваивал человеку свободу не только совершать всякого рода добро, но и сопротивляться всемогуществу Божию. Вот гордое безумие, проповедуемое Римом, с тех пор, как в Риме признали еретическим положение, в котором изложено противоположное учение. Осуждая его, Рим проповедует еще следующее учение:

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Gette...

Приводят в возражение: «как может Сын быть подобен Отцу, или быть от Отчей сущности, когда написано: Ибо, как Отец имеет жизнь в Самом Себе, так и Сыну дал иметь жизнь в Самом Себе (Иоан.5:26). Говорят: у дающего есть превосходство перед приемлющим; и еще: Боже Мой, Боже Мой! для чего Ты меня оставил? (Мат. 27:46); и еще: Бог Отец воскресил Его из мертвых (Гал.1:1). Как же, говорят, воскрешенный из мертвых может быть подобен Воскресившему Его, или единосущен с Ним?» 2) Из многих возражений предложили мы эти немногие, чтобы, по разрешении их, без труда было можно разуметь и прочие. Поэтому обязаны мы, по возможности, объяснить силу их. Если Павел говорит, что Отец воскресил Сына Своего из мертвых; то Иоанн повествует: Иисус сказал им в ответ: разрушьте храм сей, и я в три для воздвигну его. А он говорил о храме тела Своего (Иоан.2:19, 21). Из этого для внимательных следует, что, поскольку воскрешено тело, то у Павла говорится, что воскрешен из мертвых Сын, потому что относящееся к Его телу говорится о Его лице. Посему таким же образом, когда говорится, что Отец дал жизнь Сыну, разуметь должно жизнь, даруемую плоти. Ибо если Сын есть жизнь, то для чего жизни принимать жизнь? И если Он сам дает обетование, говоря: Овцы Мои слушаются голоса Моего, и Я знаю их; и они идут за Мною. И я даю им жизнь вечную, и не погибнут вовек (Иоан.10:27,28)… И если говорит: Боже Мой, Боже Мой! для чего Ты Меня оставил? то говорит это от нашего лица; потому что Он принял образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек: смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной, и проч. (Фил. 2:7,8); и как говорит Исаия: Но Он взял на Себя наши немощи и понес наши болезни (Ис.53:4). Поэтому, не о Себе болезнует, но о нас; не сам Он оставлен Богом, но оставлены мы, и ради нас оставленных пришел Он в мир. И когда Апостол говорит: Посему и Бог превознес Его и дал Ему имя выше всякого имени (Фил.2:9); говорит это о храме, т. е. теле Его. 3) Ибо не Вышний возносится, возносится же плоть Вышнего, и плоти Вышнего дал имя выше всякого имени. Не Божие Слово по благодати приняло то, чтобы именоваться Богом; но плоть Его вместе с Ним наименована Богом. Не сказано: Слово стало Богом, но: Слово было Бог (Иоан.1:1), то есть, всегда был Бог–Слово, и Сей самый Бог соделался плотию, чтобы плоть его соделалась Богом–Словом; и как Фома, осязав плоть Его воскликнул: Господь мой и Бог мой! (Иоан.20:28)…

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=679...

Еще раз поздравляю Вас, дорогие мои, с радостным праздником Рожества Начальника Мира! Епископ Александр Не растлевай своей плоти постыдными делами и не оскверняй души своей злыми помыслами. Тогда мир Божий сойдет на тебя, принося с собой любовь. (Макс. Исп.) . Как ветер в тихую погоду колеблет только поверхность, а во время бури приводит в движение и самую глубину моря, так действуют и ветры тьмы – демоны. В страстных людях они потрясают самую глубину сердца, а в преуспевших – только задевают поверхность ума. Поэтому эти последние скорее восстанавливают в себе внутреннюю тишину, оставшуюся неприкосновенной. (Иоанн Леств.). Наброски Рождественских мыслей «Выйдите из среды их, и нечистоте не прикасайтесь () 33 года преподаю в церковной школе и наблюдаю как сильно изменились ученики за эти годы. Стали хуже учиться, более дерзкими, неуправимыми, буйными, иногда циничными. Американское общество в предрождественский период: красивые витрины, украшенные дома, подарки, весилье, объядение. Духовного – ничего. поступайте по духу, и вы не будете исполнять вожделений плотим Гал 5:1 Если мы живем духом, то по духу и поступать должны. 26 Не будем тщеславиться, друг друга раздражать, друг другу завидовать. Гал 25-26 Наше же жительство – на небесах, откуда мы ожидаем и Спасителя, Господа нашего Иисуса Христа, 21 Который уничиженное тело наше преобразит так, что оно будет сообразно славному телу Его, силою, которою Он действует и покоряет Себе все Фил 3:20-21 не вечно Духу Моему быть пренебрегаемым человеками [сими], потому что они плоть Быт 6:3 Дела плоти известны; они суть: прелюбодеяние, блуд, нечистота, непотребство, 20 идолослужение, волшебство, вражда, ссоры, зависть, гнев, распри, разногласия, [соблазны,] ереси, 21 ненависть, убийства, пьянство, бесчинство и тому подобное. Предваряю вас, как и прежде предварял, что поступающие так Царствия Божия не наследуют Гал 5:19-21 Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание. На таковых нет закона. Но те, которые Христовы, распяли плоть со страстями и похотями. Если мы живем духом, то по духу и поступать должны. Не будем тщеславиться, друг друга раздражать, друг другу завидовать Гал 5:21-26

http://azbyka.ru/propovedi/rozhdestvensk...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010