Но и то сказано, что человек оправдывается делами, а не верою только ( Иак.2:24 ). И это справедливо, потому что и Господь говорит: не всяк, глаголяй Ми: Господи, Господи! внидет в Царствие небесное, но творяй волю Отца Моего ( Мф.7:21 ). Итак, какие же требуются дела, чтобы вера наша была действительна, а не такая, о которой говорит апостол: вера без дел бывает мертва ( Иак.2:17 ). Был раз предложен такой вопрос самому Иисусу Христу: что нам делать, чтобы творить дела Божии. И Он им отвечал: вот дело Божие, чтобы вы веровали в того, кого Он послал ( Ин.7:29 ). Значит, не маловажное это дело, а самое великое как дело Божие, – чтобы, по указанию Иисуса Христа, исследовать Писания и увериться в Его спасении, как в спасении Божием – всемогущем. Если всякий верующий в Него, как сказано, получит прощение грехов именем Его ( Деян.10:43 ), то постараемся и мы укрепиться, или, так сказать, обогатиться верою в Господа нашего Иисуса Христа; и тогда непременно получим радость спасения, получим прощение грехов именем Его. Кто еще счастливее этих людей, которые обогатились верою в Иисуса Христа, у которых вера живая, которые обладают надеждою вечных благ? А кто они такие? Это те люди, которые все почитают тщетою ради превосходства познания Христа Иисуса, как говорит апостол Павел, который от всего отказался и все почитал за сор, чтобы приобресть Христа (см. Фил.3:8 ). На таких людей указывая, и другой апостол говорит так: не бедных ли мира сего избрал Бог быть богатыми верою и наследниками Царствия, которое Он обещал любящим Его ( Иак.2:51 ). Итак, не думай, брат, ни о чем земном, все суетное вмени за ничто, только размышляй о том, как Господь нас спасает, и радуйся о Господе, о Его неизреченном милосердии. Это дело великое, самое богоугодное, и за него вот обещает Господь спасение, как сказал через пророка: за то, что он возлюбил Меня, избавлю его; защищу его, потому что он познал имя Мое. Воззовет ко Мне, и услышу его, – долготою дней насыщу его и явлю ему спасение Мое ( Пс.90:14–16 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Filejsk...

Точнейшее же рассмотрение этого видения вскрывает нам более таинственную мысль. Мы здесь видим четырех животных и 24 старца, то есть небесную Церковь , перед престолом и Агнцем с золотыми чашами, из которых воскуряется Богу фимиам молитв святых. Святые прославленные ходатайствуют о святых страдающих. Поэтому и призывает земная Церковь святых небесных. Поэтому и говорит апостол Павел, что христиане «приступили... к духам праведников, достигших совершенства» ( Евр. 12:23 ). Поэтому и взываем к угодникам Божиим как к усердно ходатайствующим о нас и приносящим наши молитвы к престолу и к Агнцу. «Много может усиленная молитва праведного», – говорит святой Иаков ( Иак. 5:16 ). Вот они – «духи праведников», принятые Богом, и кто может молиться усерднее, чем они, «достигшие совершенства»?! Да не оскудеют чаши с нашими молитвами в их руках! Какой могущественной молитвенной силы лишают себя не призывающие святых! Молитвы святых , то есть и земные христиане, как освященные кровью Иисуса Христа, называются «святыми». Святыми они называются не по своему достоинству, а по Божественному избранию, по отделенности своей от мира, по освящению, получаемому от Того, Кто един свят, Господь Иисус Христос. В народе иногда разделяют христиан на «святых» и простых. Святые пусть живут по Евангелию, а мы как-нибудь. Так ведь нет спасения «как-нибудь»! И Богу угодны молитвы святых . А «кто отклоняет ухо свое от слушания закона, того и молитва – мерзость» ( Притч. 28:9 ). «Жертва нечестивых – мерзость пред Господом, а молитва праведных благоугодна Ему» ( Притч. 15:8 ). «К чему Мне множество жертв ваших? говорит Господь... Когда вы приходите являться пред лице Мое, кто требует от вас, чтобы вы топтали дворы Мои? Не носите больше даров тщетных: курение (ваших жертв – Г. Ф.) отвратительно для Меня» ( Ис. 1:11–13 ). ...Топчутся нами церковные дворы, воскуряется ладан, не исчезают жертвы с панихидных столов. Но принимаются ли все наши молитвы, не оскудевают ли чаши наших небесных ходатаев, поскольку не приятный фимиам, а едкий, мерзкий дым возносится зачастую от нас?! Святые молитвы угодны Богу, и только святые входят в обители Божии (21,27). Канонизированный же Церковью лик святых – это те особые угодники Божии, которые великими делами благочестия прославлялись на земле, и достоверно известно, что они приняты Богом, а потому и призываются в молитвах святой Церкви. Скажем и мы вместе с апостолами: «Братия, я не почитаю себя достигшим; а только, забывая заднее и простираясь вперед, стремлюсь к цели, к почести высшего звания Божия во Христе Иисусе» ( Фил. 3:13–14 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

Уверимся же в истине, которая говорит: проходит образ мира ( 1Кор.7:31 ). И подумаем, что будет с любителями мира, когда он пройдет невозвратно? Приидет день Господень, как сказано, и небеса с шумом (при страшном громе и звуке ангельских труб) мимоидут, стихии сжигаемы разорятся, земля и все дела на ней сгорят ( 2Пет.3:10 ). Что же тогда быть должно с сынами века сего, возлюбившими временную жизнь и не поверившими истине Господней? Все, что они привыкли любить, сгорит и чему так радовались в своей жизни, все это исчезнет. Тогда не уязвятся ли сердца их раною неисцельною, и мирская радость их не обратится ли в горесть безотрадную? Будет, как сказано еще, небо ново, и земля нова ( Откр.21:1 ); но допустит ли их Господь наслаждаться новыми благами с привычкою и расположением к старому образу жизни? Не без причины же говорит нам Писание: не любите мира, ни того, что в мире ( 1Ин.2:15 ). Ибо мир сей должен пройти, и пройдет непременно; и все, которые любят мир сей, вместе с миром и исчезнут. Сказано справедливо, что нынешние небеса и земля сберегаются огню на день суда и погибели нечестивых человеков ( 2Пет.3:7 ). Писание указывает даже и на сих сынов погибели; оно говорит о них: им же Бог есть чрево, иже земная мудрствуют: им кончина – погибель ( Фил.3:19 ). Кто умудряется о стяжании благ земных, трудится ради того только, чтобы было ему что пить и есть, и во что одеться, а больше ни о чем не думает, всех таковых конец – погибель. И Господь потому говорит: горе богатым; горе насыщенным; горе смеющимся. Не напрасно же, значит, говорит нам Писание: постраждете, и слезите, и плачитеся, смех ваш в плач да обратится, и радость в сетование ( Иак.4:9 ). Не напрасно оно вещает: приидите ныне, богатые, плачитеся и рыдайте о лютых скорбех, грядущих на вы ( Иак.5:1 ). Будемте потому плакать все, которые возлюбили временную сладость грешной сей жизни, да сподобимся избежать будущих всех бедствий, грядущих на вселенную, и предстать в радости пред Господом, Который придет судить всех сынов человеческих, – живых и мертвых.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Filejsk...

Этими указаниями переполнены как евангелия, так и Деяния апостольские и все апостольские послания, как и апокалипсис. Перечислять их нужды нет (напр. Апок, гл. 2 и 3; Тит.3:9–10 ; 2Тим,4:14 и т. п,). Стоит прочитать послания Иакова, Петра, Иоанна, Иуды, чтобы видеть, как стойко, бодрственно и неусыпно стояли св. апостолы на страже, оберегая чистоту Христова евангелия, «Есть лжеапостолы», – предостерегает св. Павел коринфян ( 2Кор.11:13–15 ), – «лукавые делатели, которые принимают вид апостолов Христовых. И неудивительно, потому что сам сатана принимает вид ангела светла; неудивительно, если и служители сатаны принимают вид служителей правды. Есть люди, смущающие вас», –      предостерегает св. Павел галатийцев ( Гал.1:7–12 ), – «желающие превратить благовествование Христово. Но если бы даже мы или ангел с неба стал благовествовать вам не то, что мы благовествовали вам, да будет анафема. Как прежде мы сказали, так и теперь опять говорю: кто благовествует вам не то, что вы приняли от нас, да будет анафема. Это потому, что евангелие, которое я благовествовал, не есть человеческое. Ибо и я принял его и научился не от человека, но чрез откровение Иисуса Христа, Аще кто приходит к вам, и сего Христова учения не приносит, не приемлите его в дом и радоватися ему не глаголите », –заповедует и Иоанн Богослов (2Ин. ст. 10). «Блюдитеся от псов», – предостерегает св. Павел филиппийцев, – «блюдитеся от злых делателей, блюдитеся от разделения, Подражайте, братия, мне и смотрите на тех, которые поступают по образу, какой имеете в нас. Ибо многие, о которых я говорил вам, а теперь даже со слезами говорю, поступают, как враги креста Христова» ( Фил.3:2–17–18 ). Святые апостолы даже друг над другом бодрствовали, чтобы предусмотрительное приспособление их к обстоятельствам и к терпимым воззрениям людским, по апостольскому правилу – всем быть вся, да всяко некие спасут, – чтобы такое приспособление не причиняло соблазна и вреда немощным ( Гал.6:11–15 ; Деян.21:15–25 ); чтобы даже истинная, но таинственная, неудоборазумеваемая апостольская проповедь не была искажаема и превращаема в пагубное заблуждение ( 1Петр.3:15–17 ; Иак.2:14–26 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Brovko...

Эти враги будут покорены под нош Его, но так, что Он Сам их покорит под ноги, и Сам покорит так, что Ему покорит их Отец Это нужно понимать по аналогии со следующими местами Евангелия: «Никто не приходит ко Мне, если Отец Мой не привлечет его» ( Ин. 6:44 ). А с другой стороны, сказано: «Никто не приходит к Отцу, как только через Меня» ( Ин. 14:6 ). Поскольку веруют во Христа как Сына Божия, постольку познают в Нем Отчую природу. И таким образом через познание Сына Отец приводит нас к вечной жизни и приемлет. Но никто не приходит к Отцу, как только через Сына, потому что при утрате веры в Сына Отец остается непознаваемым. То и другое совершается через Сына, поскольку Его проповедью об Отце и Отец приводит к Нему, и Он приводит к Отцу Таким же образом нужно понимать и то, что когда Он Сам Себе покоряет, то это Отец Ему покоряет, т. е. «пребывает в Нем через рождение природа Бога Отца и делает то, что Он Сам делает, поскольку так делает, что это делает Бог; и, однако, то, что делает Бог, Он Сам делает; таким образом, в том, что Он Сам делает, разумеется делающим Сын, а в том, что делает Отец, познается присутствие в Нем, как Сыне, свойств Отчей природы» 2311 . За подчинением врагов – иудеев последует победа над последним врагом – смертью, т. е. воскресение из мертвых, когда по уничтожении тления смерти тотчас же наступит вечность живой и небесной природы ( 1Кор. 15:53 ). Но воскресение есть то же покорение. Об этом свидетельствует апостол: «Который уничиженное тело наше преобразит так, что оно будет сообразно славному телу Его, силою, которою Он действует и покоряет все» ( Фил. 3:21 ). «Итак, и это есть покорение, состоящее в переходе из одной природы в другую, ибо, выходя из себя самой в отношении того, что она есть, она покоряется той, форму которой принимает. Выходит же из себя не для того, чтобы не существовать, а чтобы преуспевать, и становится покоренной в силу изменения, переходя в вид другого воспринятого рода» 2312 . Так как воскресшие тела переходят в форму прославленного тела Христа, по образу Его преображенного тела, то воскресение есть покорение Христу 2313 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Popov/tr...

В отличие от этих проповедников идеи обожения Иларий вовсе не вводит в него действия Духа Святого и не пользуется идеей взаимопроникновения Духа Святого и человеческой природы искупленных. Это, несомненно, нужно поставить в логическую связь с отсутствием у него продуманного и ясного понятия о Духе Святом и Его деятельности, чем объясняется у него и недостаточное развитие учения о благодати Духа как Силе, действующей в спасаемых. Далее, насколько полно, оригинально и смело раскрыто у Илария учение об обожении тела Христа во время Его земной жизни, настолько поражает полное отсутствие применения сказанного о Христе к началу обожения искупленных в их земной жизни. По-видимому, в обожении искупленных он различает только два момента: от воскресения Христа до нашего воскресения и после нашего воскресения. Различие между ними состоит в том, что в настоящее время мы созерцаем прославление нашей природы в Лице Христа, в Его воскресении видим наше воскресение 2706 и в этом находим ободряющую надежду на наше собственное прославление. После же нашего воскресения мы будем переживать Божественное прославление в своем собственном лице. Приведя слова апостола Павла: «В Нем обитает вся полнота Божества телесно, и вы имеете полноту в Нем» ( Кол. 2:9–10 ), Иларий продолжает: «Изложив таким образом полноту обитающего в Нем телесно Божества, (апостол) тотчас присоединяет тайну нашего восприятия в словах «и вы имеете полноту в Нем»: как в Нем полнота Божества, так и мы в Нем имеем полноту. И не сказал: «имеете полноту», но: «имеете полноту в Нем», потому что все возрожденные и те, которые должны быть возрождены через надежду веры в вечную жизнь, ныне пребывают в теле Христа, но они должны иметь полноту уже не в Нем, но в себе самих в то время, о котором апостол пишет: «Который преобразит тело смирения нашего сообразно телу славы Своей» ( Фил. 3:21 ). Теперь же имеем полноту в Нем, т. е. через восприятие тела Его, в котором обитает полнота Божества телесно. И для этой надежды нашей в Нем не малая власть, потому что Он глава и начало всякой власти» 2707 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Popov/tr...

Кто же идет путем Иуды предателя? Тот, кто живет в суете ума, кто свою жизнь, свое мнение ставит выше Господа Бога и сам объявляет себя Господом Богом, тот, кто служит своим страстям, для кого день наслаждений – высшее благо. Таковой второй раз распинает Христа Спасителя и идет путем Иуды предателя. Кто же идет путем апостолов, путем в Гефсиманию? Тот идет путем в Гефсиманию, кто плоть свою распинает ради Христа, тот, кто исполняет Его святую волю, кто Его желает больше всего на свете, это тот, кто сораспялся и живет в благочестии, тот, кто говорит: Для меня жизнь – Христос, и смерть – приобретение! ( Фил.1:21 ). Это тот, кто, подобен апостолу Петру, споткнувшись, опять кается, такому конец – вечная жизнь, которую Сам Христос Спаситель обещал любящим Его. Дорогие братие и сестры, когда Господь Иисус Христос закончил Свою речь о великом Таинстве Причащения Тела и Крови Его и о том, как надо жить, чтобы быть последователями Его, то многие оставили Его, говоря: Жестоко есть слово сие, и кто может его послушати? Тогда Господь обратился к ученикам и сказал им: Не хотите ли и вы отойти? Тогда апостол Петр с пламенною верою, от лица своих апостолов и всех верующих, воскликнул: Господи! к кому нам идти? Ты имеешь глаголы вечной жизни ( Ин.6:60,67–68 ). И вот, дорогие мои, в это тяжелое время, когда так жестоко ополчилось неверие, можно сказать, гонение на Христа, будем Ему верными, не отступим от Него; и всегда, чтобы ни случилось с нами в нашей жизни, будем готовы вместе с апостолом Петром сказать: Господи! к кому нам идти? И мы верим, что Иисус Христос, Сын Божий, жить будет в наших сердцах. Да будет так! А теперь возблагодарим Господа за то, что Он вселился в наши грешные души и живет в них, и из глубины души и сердца воззовем к Нему: «Слава Тебе, Боже! Слава Тебе, Боже! Слава Тебе, Боже!» О всех братьях ожесточенных На утрени Великого Пятка 19 апреля 1918 года Вспоминается мне, как Христос Спаситель шел на казнь, спотыкался и изнемогал под тяжестью креста Своего... Множество народа окружало его и многие женщины не могли удержаться от слез, плакали и рыдали... Тогда Божественный Страдалец обратился к ним и сказал: «Дщери Иерусалимские, не плачьте обо Мне, а плачьте о себе: ибо придет время, когда скажут: блаженны неплодные и утробы неродившие и сосцы непитавшие, если с зеленеющим деревом так поступают, то что будет с сухим ( Лк.23:29–31 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Trifon_Turkest...

иеромонах Иов (Гумеров) Обряд этот языческий. Христианство рассматривает телесную смерть как долгий сон до всеобщего воскресения: многие из спящих в прахе земли пробудятся ( Дан. 12:2 ). Гроб же является символическим жилищем. В Православной Греции сжигание человеческого тела законом запрещено. Что такое обрезание? иеромонах Иов (Гумеров) Обрезание (евр. бритмила; греч. перитомэ) – ветхозаветное обрядовое установление, которое состояло в отторжении крайней плоти детородного органа у всех младенцев мужского пола в 8-й день по рождении. Совершать его повелел Господь Аврааму и всем его потомкам по плоти: « Сей есть завет Мой, который вы должны соблюдать между Мною и между вами и между потомками твоими после тебя: да будет у вас обрезан весь мужеский пол; обрезывайте крайнюю плоть вашу: и сие будет знамением завета между Мною и вами» ( Быт. 17: 10–11 ). Повеление это было повторено Моисею ( Исх. 12:44 ; Лев.12:3 ). Печатью этого знамения служило имя, которое давалось в этот же день. Христос, будучи по плоти потомком Авраама, был обрезан на 8-й день и назван Иисусом – именем, которое было предвозвещено Пресвятой Деве Марии Архангелом Гавриилом, когда он благовестил тайну воплощения и рождения от Нее Сына Божия ( Лк. 1:31;2:21 ). В воспоминание этого священного события св. Церковь с древних времен установила один из великих праздников – Обрезание Господне (1/14 января). У св. апостола Павла выражение « обрезание сердца» употребляется в духовном значении – символизирует отсечение страстей, истинное покаяние и обращение грешника к Богу ( Фил.3:3 ; Кол.2:11 ). Вторая и третья стража – это который час? иеромонах Иов (Гумеров) Ночь у евреев разделялась на три стражи: ночную, полуночную и утреннюю, а после вавилонского плена они стали по греко-римскому обычаю делить 12 часов ночного времени (от 6 часов по полудню до 6 часов по полуночи) на четыре стражи. Они назывались: вечер, полночь, пение петухов, утро: Итак бодрствуйте, ибо не знаете, когда придет хозяин дома: вечером, или в полночь, или в пение петухов, или поутру ( Мк. 13:35 ). Спаситель назвал все четыре стражи, чтобы показать, что хозяин дома может прийти в любое время ночи. Иногда при названии стражей использовали порядковое числительное. Например, четвертая стража : В четвертую же стражу ночи пошел к ним Иисус, идя по морю ( Мф. 14:25 ).

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Учение о Боговоплощении изложено в анафоре в выражениях, целиком заимствованных из посланий апостола Павла, с одним вкраплением из Книги пророка Варуха и одним из Евангелия от Иоанна. Сын Божий, «будучи сияние славы и образ ипостаси Его, и держа всё словом силы Своей» ( Евр.1:3 ), «не почитал хищением быть равным Богу» и Отцу ( Флп. 2:6 ). Будучи превечным Богом, Он «явился на земле и обращался среди людей» ( Вар. 3:38 ). Он «уничижил Себя Самого, приняв образ раба» ( Флп. 2:7 ), сделавшись сообразным уничиженному телу нашему, чтобы нас сделать сообразными образу славы Своей ( Флп. 3:21 ). Ибо, поскольку грех вошел в мир, и грехом смерть ( Рим.5:12 ), то Единородный Сын Божий, Сущий в недрах Бога и Отца ( Ин.1:18 ), родившись от Жены ( Гал.4:4 ), подчинившись закону, осудил грех в Своей плоти ( Рим.8:3 ), чтобы, умерев в Адаме, мы ожили во Христе ( 1Кор.15:22 ). Богословы IV века уделяли большое внимание толкованию христологических текстов из посланий Павла, в частности цитированных в анафоре слов из Послания к Филиппийцам: Рождество Христово. Роспись церкви Богородицы Одигитрии, Печская патриархия. Между 1330 и 1337 гг. «Будучи образом Божиим» ( Флп. 2:6 ) означает не что иное, как образ ипостаси Отца ( Евр.1:3 ); образ же Божий абсолютно тождественен сущности. Как Пришедший в образе раба ( Фил. 2:7 ) вообразился в сущность раба, приняв на себя не один только образ, не связанный с сущностью, но и сущность, образом подразумеваемую, так и Павел, сказавший, что Он был образом Божиим, на сущность указал посредством образа 1250 . Бог, Единородный Сын Отца, будучи образом Божиим, имеющий нисколько не меньше, чем Отец, равный Ему, «не почитал хищением быть равным Богу»… то есть имел власть не похищенную, но естественную, не данную, но постоянно и неотъемлемо Ему принадлежащую… Итак, Он не сложил ее, потому что не похитил; но скрыл, потому что обладал ею как присущей Ему по естеству и навеки неотъемлемую… 1251 Тело наше ныне много терпит; его вяжут, бьют, оно претерпевает бесчисленные беды. Но и тело Христово столько же терпело. На это он 1252 намекает, говоря: «что оно будет сообразно славному телу Его»… Это тело будет сообразно тому телу, которое сидит одесную Отца, которому поклоняются ангелы, которому предстоят бесплотные силы, которое превыше всякого начальства, власти и силы, – вот какому оно сообразно будет 1253 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Если же жизнь во плоти доставляет плод моему делу, то не знаю, что избрать. Влечет меня и то и другое: имею желание разрешиться и быть со Христом, потому, что это несравненно лучше; а оставаться во плоти нужнее для вас» ( Фил. 1:21–24 ). Утверждая свое учение о смертности души, иеговисты напоминают о трисоставной природе человека: духе, душе и теле, обращаясь к известным местам Писания, где о сем сказано ( 1Фес. 5, 23 ; Евр. 4, 12 ). По смерти человека, считают они, дух идет к Богу, а душа и тело во тлен. Но трисоставность природы человека признает и Православная Церковь . Известен богословский спор, случившийся в прошлом веке, между двумя великими святыми российскими:  Феофаном Затворником  и  Игнатием Брянчаниновым . В сущности оба святых говорили одно и то же, но с разных терминологических позиций, поэтому вдаваться в их подробности мы не будем. В Священном же Писании в одних случаях говорится о двусоставной природе человека: душе и теле; в других – о трисоставной: духе, душе, теле. В последнем случае смысл бессмертной личностной субстанции человека вкладывается в понятие – дух. Душа человека здесь понимается как некое организующее начало, но не личностное и не бессмертное, которое осуществляет свою функцию при воздействии духа на тело и служит посредником при переходе нематериального духа[с] к материальному телу. Возможно, верно и следующее: «Если и различаются в Священном Писании душа, и тело, и дух, то не как отдельные и самостоятельные начала в человеке, а как две стороны или две силы одной и той же духовной природы его, а именно: словом «душа» обозначается низшая сторона души, направленная к внешнему чувственному миру, а понятием «дух» обозначается сокровенная высшая сторона души, обращенная к познанию Бога, себя самого и мира духовного. На это же есть указание у апостола Павла: «Душевный человек не принимает того, что от Духа Божия, потому что он почитает это безумием; и не может разуметь, потому что о сем надобно судить духовно» ( 1Кор. 2:14 ). Иеговисты, отыскивая опору своего лжеучения в сердцах людей, также прибегают к некоторым высказываниям апостола Павла, который в послании к Коринфянам пишет, что смертному человеку надлежит «облечься в бессмертие» (15, 53).

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/lozhnye-...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010