Флм.1:4 .  Благодарю Бога моего, всегда вспоминая о тебе в молитвах моих. Флм.1:5 .  Слыша о твоей любви и вере, которую имеешь к Господу Иисусу и ко всем святым. Флм.1:6 .  Дабы общение веры твоей оказалось деятельным в познании всякого у вас добра во Христе Иисусе. «Благодарю Бога моего, всегда память о тебе творя в молитвах моих, слышав любовь твою и веру, юже имаши ко Господу Иисусу и ко всем святым, яко да общение твоея веры действенно будет в разуме всякаго блага, еже в вас, о Христе Иисусе». Всегда, говорит Апостол, воспоминаю о тебе, молясь и за твои преуспеяния; прославляю Бога всяческих, ибо слышу, какую возымел ты веру в Спасшего Владыку, и сколь великую имеешь любовь, и каких услуг удостаиваешь уважающих Божественное; и прошу и молю общего Благодетеля даровать тебе совершенное обладание благами. Флм.1:7 .  Ибо мы имеем великую радость и утешение в любви твоей, потому что тобою, брат, успокоены сердца святых. «Радость бо имам многу и утешение о любви твоей, яко утробы святых почиша тобою, брате». Ибо великой исполняюсь радости, что всякого рода услуги оказываешь святым. Флм.1:8 .  Посему, имея великое во Христе дерзновение приказывать тебе, что должно. Флм.1:9 .  По любви лучше прошу, не иной кто, как я, Павел старец, а теперь и узник Иисуса Христа. «Сего ради многое дерзновение имея во Христе повелевати тебе еже потребно есть, любве же ради паче молю». Я мог бы, говорит Апостол, смело поступить с тобою, как горячо верующим, и велеть по праву учителя, но не делаю сего, обращаюсь же к тебе с просьбою. Потом к смирению сказанного присовокупляет речь величавую: «Таков сый якоже Павел старец». Смотри, кто проситель, одного упоминания об имени достаточно, чтобы внушить уважение и крайне упорному. Кто слышит Павла, тот слышит проповедника вселенной, возделавшего сушу и море, сосуд избранный и прочее, для перечисления чего потребны тысячи языков. Присовокупил же слово «старец», указывая на седину, добытую трудами, и ею придавая большую достоверность слову. Присоединяет к этому и другое.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodorit_Kirsk...

«Ныне же и узник Иисуса Христа». Почти Павла, почти старость, почти узы, которыми обложен я, как проповедник истины. Флм.1:10 .  Прошу тебя о сыне моем Онисиме, которого родил я в узах моих. Флм.1:11 .  Он был некогда негоден для тебя, а теперь годен тебе и мне; я возвращаю его. «Молю тя о моем чаде. – Кто возглаголет силы Господни» ( Пс. 105, 2 )? Кто достойно восхвалит Божие человеколюбие? Заслуживший наказание, подкопатель стены внезапно стал чадом Павловым. Апостол сказует, как и соделался чадом. «Егоже родих в узах моих». Узы не воспрепятствовали духовному рождению. Потом к похвалам приложил и имя. «Онисима, иногда тебе непотребнаго». Напомнил о прежнем, но указал тотчас и на перемену. «Ныне же тебе и мне благопотребна». Показал преизбыток в перемене нравов; теперь, говорит, благопотребен он не тебе только, но и мне. «Егоже возпослах тебе»; потому что не мог удерживать у себя столько переменившегося. Флм.1:12 .  Ты же прими его, как мое сердце. «Ты же его, сиречь мою утробу, приими». Мой он сын, говорит Апостол, моею порожден утробой. Флм.1:13 .  Я хотел при себе удержать его, дабы он вместо тебя послужил мне в узах за благовествование. «Егоже аз хотех у себе держати, да вместо тебе послужит ми во узах благовествования». Ты обязан служить мне, как ученик учителю, и притом учителю, проповедующему Божественное учение. Посему хотел я вместо тебя взять его, чтобы он заплатил мне долг твоего служения. Смотри, какова сила Евангелия: слугу сделало оно равным господину. Флм.1:14 .  Но без твоего согласия ничего не хотел сделать, чтобы доброе дело твое было не вынужденно, а добровольно. «Без твоея же воли ничтоже восхотех сотворити, да не аки по нужди благое твое будет, но по воли». Хочу, чтобы и ты приобрел из сего выгоду, собственным своим согласием извлек пользу. И из сего явствует, что он принес спасительную проповедь колоссянам: ибо пишет к Филимону как к собственному своему ученику, и здесь просит за Онисима; а в Послании к Колоссянам пишет, что с согласия Филимона, взяв Онисима в сотрудники, послал вместе с Тихиком, как соделавшегося споспешником Евангелию. " Яже о мне, – говорит он, – вся скажет вам Тихик, возлюбленный брат и верен служитель и соработник о Господе, егоже послах к вам на се истое, да разумеет, яже о вас, и утешит сердца ваша, со Онисимом, верным и возлюбленным братом нашим, иже есть от вас: вся вам скажут, яже зде» ( Кол. 4, 7–9 ). Филимон, получив послание от Апостола, послал к нему Онисима, Апостол же послал его в Колоссы с Тихиком.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodorit_Kirsk...

Написавши послание, Ап. Павел послал его в Колоссы с Тихиком, которого сопровождал Онисим, несший послание к Филимону. Так как оба послания написаны в одно время (около 63 года) и в одном месте (в Риме) 448 , при одних состояниях духа Апостола, то неудивительно, что в некоторых мыслях и словах сих посланий замечается некоторое сходство. Кроме сего, послание к Колоссянам во второй своей части имеет сходство с посланием к Ефесянам, но только там все внушается более пространно, а здесь кратко, как бы делается напоминание. Этим, может быть, объясняется и завещание дать прочесть послание другим, равно как взять для прочтения у них 449 . Содержание послания Содержание послания вполне соответствует тем духовно-нравственным запросам, которые предъявлялись состоянием веры и жизни Колоссян. После обычного приветствия, Апостол похваляет веру и жизнь Колоссян и говорит, что он молится о полноте познания ими воли Божией во всякой премудрости и разумении духовном, чтобы поступали достойно Бога, укрепляясь всякою силою по могуществу славы Его (1:1–11). Далее он благодарит Бога за совершение нашего спасения и усовершения, причем говорит, что Бог призвал нас к участию в наследии святых во свете, избавил нас от тьмы, ввел в Царство Сына Своего, в Котором мы имеем искупление кровию Его и прощение грехов. Он есть образ Бога невидимого, перворожден всея твари. Той есть прежде всех, и всяческая в Нем состоятся. И Той есть глава телу Церкви, Которого мы проповедуем, научая всякой премудрости, чтобы представить всякого человека совершеннейшим во Христе, для чего тружусь и я (1: 12–29). Указав потом на величие дела проповеди о Христе, Апостол сообщает, что он печется и о Колоссянах и именно о том, чтобы они обогатились совершенным разумением, необходимым для познания тайны Бога Отца и Христа, в Котором сокрыты все сокровища премудрости и ведения (2:1–3). Определивши величайшее значение Иисуса Христа, Апостол открывает, почему он преподал им это великое учение, а именно, чтобы они, как приняли учение о Христе, так бы и содержали его, чтобы не прельстили их вкрадчивыми словами, тщетною лестию, или философиею по стихиям мира и по преданию человеческому, а не по Христу, в Котором обитает вся полнота Божества телесно. И вы имеете полноту в Нем, Который есть глава всякого начальства и власти. В Нем вы и обрезаны обрезанием нерукотворенным, обрезанием Христовым. Быв погребены в нем в крещении, в Нем вы и воскресли верою в силу Бога, Который воскресил Его из мертвых. И вас оживил вместе с Ним, простив вам все грехи (4–15).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Kamens...

2Ин.1:1 .  Старец – избранной госпоже и детям ее, которых я люблю по истине, и не только я, но и все, познавшие истину, 2Ин.1:2 .  ради истины, которая пребывает в нас и будет с нами вовек. 2Ин.1:3 .  Да будет с вами благодать, милость, мир от Бога Отца и от Господа Иисуса Христа, Сына Отчего, в истине и любви. Собственное свое имя – Иоанн – Апостол и евангелист Иоанн Богослов называет только в Апокалипсисе ( Откр.1:9, 22:8 ); в Евангелии и первом послании он совсем не называет себя, а во втором и третьем посланиях он именует себя старцем, о πρεσβτερος, – несомненно, ввиду своего преклонного возраста, старцам в собственном смысле (как подобным образом и Ап. Павел в послании к Филимону, написанном под конец его жизни, называл себя «старцем» ( Флм 1:9 ), а не пресвитером в смысле иерархической должности. Выражение «избранной госпоже» лучше понимать, как уже сказали мы во введении к посланию, в нарицательном смысле – именно некоей благочестивой христианке, называемой избранною – в значении высоты христианского призвания людей в Церковь Христову (ср. 1Пет.2:7–10 ; Рим.8:33 и др.). Если в названии «избранной» таким образом заключается понятие о жене-христианке, украшенной добродетелями, то наименование «госпожа» может указывать на знатность происхождения и высоту общественного положения этой христианки, – по-видимому, вдовы (не упоминается о муже ее, а только о детях). «Пишет к верной женщине и этим нисколько не унижает себя, потому что во Христе Иисусе не имеет различия ни мужеский пол, ни женский» ( Гал.3:28 ). Вторая половина ст. 1 и стих 2-й содержат в себе высокую похвалу благочестию «избранной госпожи» и ее детей: не только сам Апостол, но и другие истинные христиане чистою любовью во Христе, любовью дела и истины ( 1Ин 3:18 ), любят богобоязненное семейство «избранной госпожи», ради вечно пребывающей в христианах истины» (ст. 2), той истины, которая пребывает с учениками Господа, по обетованию Его о Духе истины ( Ин 14:16–17 ). Апостол преподает благословение своим первым читателям: благодать, милость и мир, – благодать ( καρις) – совокупность всех, подаваемых от Бога духовных дарований, потребных для преуспеяния в благочестивой жизни (ср. Рим 3:24 ; Еф 2:4–10 ); милость ( λες) – сострадающая немощному человеку любовь Божия (ср. Лк 10:30–37 ); мир ( ειρνη) – успокоение духа примирению с Богом через искупительную жертву Христа (ср. 1Пет 1:2 ). Источником этих великих благ является Пресвятая Троица, причем Господа Иисуса Христа Апостол называет Сыном Отчим ( το υιο το Πατρς), – «ибо один только Бог в собственном смысле есть Отец Сына. Посему и Павел говорит: «от Которого именуется всякое отечество на небесах и на земле» ( Еф 3:15 ) (блаж. Феофил.).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Из богатой, неисчерпаемой сокровищницы учения св. ап. Павла о пастырском служении в настоящем случае ограничимся опытом уяснения смысла и пасторологического значения некоторых важнейших наименований, кои св. ап. Павел прилагал к себе и своим сотрудникам, характеризуя в этих наименованиях христианское пастырство по существу, а с точки зрения вытекающих из него обязанностей, имеющих посему непреходящее значение на все времена. К своему личному имени св. Павел во всех почти посланиях (за исключением двух) присоединяет описание своего положения или своей обязанности. Его любимыми терминами в этой связи являются или «апостол» или «раб», – или иногда совместно оба эти наименования с определениями: «Иисуса Христа» или «Иисуса Христа по воле Божией». В послании к Римлянам мы имеем: «раб Иисуса Христа, призванный апостол» (1:1). Во втором Кор. «волею Божиею апостол Иисуса Христа». В послании Галат.: «апостол, избранный не человеками и не чрез человека, но Иисусом Христом и Богом Отцем». К Ефесянам и Колосянам: «волею Божиею апостол Хисуса Христа». К Филиппийцам (Павел и Тимофей): «рабы Иисуса Христа». В 1 Тимофею: «апостол Иисуса Христа по повелению Бога, Спасителя нашего и Господа Иисуса Христа». Во 2 Тим.: «волею Божиею апостол Иисуса Христа». В послании к Титу: «раб Божий, апостол же Иисуса Христа». Филимону: «узник Иисуса Христа». Итак, во всяком случае, в самом начале обращения к своим читателям, св. Павел всегда старался сделать ясным свое положение с точки зрения своих отношений к и Иисусу Христу. Не просто «Павел» или даже «Павел апостол» – тот, который хочет учить и, советовать или воодушевлять, но именно «Павел апостол» или «слуга Иисуса Христа. – С точки зрения ответственности и современный пастырь должен ясно держать пред своим собственным самосознанием и делать ясными для других свои отношения ко Христу. Говоря, что он совершаетъ свое слунсеше по воле Божией, апостол внушает и ту общую мысль, что пастырское дело занимает свое определенное и незыблемое положение в великом мировом порядке, в осуществлении и раскрытии великого божественного плана. Каждый истинный пастырь есть «служитель», посредник при выполнении этого спасительного плана Божия.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Zarin/z...

То же говорил он, когда писал и к фессалоникийцам: «И потому, не терпя более, мы восхотели остаться в Афинах одни, и послали Тимофея, брата нашего» ( 1Сол. 3:1–2 ). Того ж самого и по той же причине он посылает и к ефесянам ( Еф. 6:22 ). «Чтобы он узнал, – говорит он, – о ваших обстоятельствах и утешил сердца ваши» ( Кол. 4:8 ). Смотри, что он говорит: не говорит: чтобы узнать вам о моих делах, но – чтобы мне узнать о ваших; и вообще он нигде не выставляет на вид то, что касается собственно его. Он указывает также и на то, что они находятся в искушениях, говоря: «С Онисимом, верным и возлюбленным братом нашим, который от вас. Они расскажут вам о всем здешнем» ( Кол. 4:9 ). Это тот Онисим, о котором он говорил в послании к Филимону: «Я хотел при себе удержать его, дабы он вместо тебя послужил мне в узах за благовествование; но без твоего согласия ничего не хотел сделать» ( Флм. 1:13–14 ). Он присовокупляет нечто и в похвалу городу, чтобы они не только не стыдились, но и ставили себе это в честь: «который от вас», – говорит он. «Они расскажут вам о всем здешнем. Приветствует вас Аристарх, заключенный вместе со мною» ( Кол. 4:9–10 ). 2. Нет ничего выше такой похвалы. Это тот человек, который был вместе с ним уведен из Иерусалима. (Апостол) сказал более, чем пророки: те называли себя странниками и пришельцами, а он (называет себя) даже пленником, потому что его, как пленника, водили и волочили, и всякий мог наносить ему оскорбления. А лучше сказать – ему было даже хуже (чем пленникам), потому что, когда враги захватят, то прилагают затем большое попечение, заботясь как о своей собственности; а его, как врага и неприятеля, все гнали и преследовали – побоями, мучениями, оскорблениями, клеветами. А для них (его учеников) это служило утешением; когда и учитель находится в подобных же обстоятельствах, то для учеников получается более утешения. «И Марк, племянник Варнавы» ( Кол. 4:10 ). Он хвалит и этого (Марка) за его родство, так как Варнава был великий муж. «(О котором вы получили приказания: если придет к вам, примите его)» ( Кол. 4:10 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

Приблизительно в это же время пишется Послание к Римлянам, где апостол Павел называет Тимофея своим сотрудником (см.: Рим. 16:21 ). Присутствовал Тимофей и в Риме, во время уз своего учителя, который вскоре направляет его в Филиппы: «Надеюсь же в Господе Иисусе вскоре послать к вам Тимофея, дабы и я, узнав о ваших обстоятельствах, утешился духом. Ибо я не имею никого равно усердного, кто бы столь искренно заботился о вас: потому что все ищут своего, а не того, что угодно Иисусу Христу. А его верность вам известна, потому что он, как сын отцу, служил мне в благовествовании» ( Флп. 2:19–22 ). В приветственной части Послания к Филиппийцам кроме имени апостола языков встречается и имя его ученика Тимофея (см.: Флп. 1:1 ). Аналогичные упоминания, где апостол Павел вместе со своим сотрудником Тимофеем приветствует христианские общины, есть в Послании к Колоссянам (см.: Кол. 1:1 ) и к Филимону (см.: Флм. 1:1 ), написанные в один период с Посланием к Филиппийцам. Писав Послание к Евреям, апостол Павел говорит об освобождении Тимофея, и если всё сложится благополучно, то он вместе с ним придет к ним (см.: Евр. 13:23 ). Что же касается Посланий к Ефесянам и самому Тимофею, то можно точно утверждать о нахождении этих посланий у Тимофея. Уже то, что апостол Павел поставил Тимофея во главе Ефесской Церкви (см.: 1Тим. 1:3 ), а также дал ему право рукополагать во священники (см.: 1Тим. 4:14 ), дает нам повод к такому убеждению. А два Послания к Тимофею не могли миновать их адресата, для которого они являлись особенно ценными и важными, показывающими всю отеческую заботу и любовь апостола Павла к своему ученику и помощнику. Священномученик Иларион не находит серьезных доводов в Священном Писании Нового Завета для точного утверждения, что Послания к Галатам и Титу были у Тимофея, но делает такое предположение: «Послание к Галатам тоже могло быть известно в Ефесе. Ведь оно было написано к одной из соседних с Ефесом Церквей, и при существовавшем между Церквами взаимном обмене посланиями оно не могло быть неизвестным в Ефесе, этом средоточии всей малоасийской жизни» 5 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Troits...

Хорошо сказал: «может быть», чтобы господин оказал снисхождение; а с другой стороны сказал: «может быть» по­тому, что бегство было совершено по самоуправству и извра­щенному рассуждению, а не с добрым намерением. Не ска­зал: ради сего убежал, но: «для того отлучился», чтобы более приличным выражением скорее склонить (господина) к ми­лости. Также не сказал: сам отлучился, но: «разлучися,» был разлучен, т. е. не своим умыслом отлучился по той или дру­гой причини. Так и Иосиф, оправдывая братьев, сказал: «Бог послал меня перед вами» ( Быт.45:5 ), т. е. злой умысел их обратил в хорошую сторону. " Для того, – говорит, – на время отлучился». Он и время сокращает и грех исповедует, и все приписывает устроению (Божию). «Чтобы тебе принять, – говорит, – его навсегда», – не только в настоящее время, но и будущее, чтобы тебе иметь его всегда, уже не как раба, но выше раба; оставаясь рабом, он будет предан тебе более брата, и таким образом ты сделаешь приобретение и по времени и по свойству (отношений его к тебе); он более уже не убежит. «Чтобы тебе принять его навсегда», т. е. удержишь. «Не как уже раба, но выше раба, брата возлюбленного, особенно мне». Ты на короткое время лишился раба, и навсегда приобретаешь брата, не твоего только брата, но и моего. Здесь (указывает Павел) на великие добродетели (Онисима). Если же он мой брат, то не стыдись его и ты. Названием «сына» (апостол) выразил любовь к нему, а названием «брата» – великое благожелание и равенство. 3. Это написано не напрасно, но для того, чтобы мы – го­спода – не презирали своих слуг и не были слишком взыска­тельными к ним, чтобы научились прощать проступки слугам своим и не были всегда жестокими к ним, чтобы мы не стыдились рабов и имели общение с ними во всем, если они хороши. Если Павел не постыдился назвать раба сыном, утробою своею, братом и возлюбленным, то как будем сты­диться мы? Но что я говорю: Павел? Владыка Павла не сты­дится называть рабов наших братьями Своими, – как же бу­дем стыдиться мы? Смотри, какую Он оказывает нам честь: наших рабов Он называет Своими братьями, друзьями и со­наследниками.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

«Ты же прими его, как мое сердце» ( Флм.1:12 ). Опять не просто употребляет его имя, но с прибавлением убедительного выражения, которое нежнее слова – сын. Таким образом, назвал его сыном, сказав: «которого родил я», и внушил, что его надобно любить осо­бенно, потому что он рожден среди искушений. Известно, что мы питаем особенную любовь к детям, рожденным среди опасностей, которых мы избежали, как свидетельствует Писание, когда говорит: «Ихавод» ( 1Цар.4:21 ), и когда Ра­хиль называет Вениамина – «сын болезни моей» ( Быт.35:18 ). «Ты же прими его, как мое сердце». Этим он выражает ве­ликую любовь свою к нему. Не сказал: возьми, не сказал: не гневайся, но: «приими», т. е. он достоин не только прощения, но и чести. Почему? Потому, что он сделался сыном Павла. «Я хотел при себе удержать его, дабы он вместо тебя послужил мне в узах [за] благовествование» ( Флм.1:13 ). Видишь, сколько он наперед употребляет доводов, чтобы потом внушить к нему уважение госпо­дина? Смотри, с какою мудростью он делает и это; смотри, как он обязывает одного и воздает честь другому. Ты ви­дишь, говорит, что чрез него ты сам оказываешь мне услугу. Потом внушает, что он больше имел в виду его, нежели раба, – потому что оказывает ему великое уважение. «Но без твоего согласия, – говорит, – ничего не хотел сделать, чтобы доброе дело твое было не (как бы) 2 вынужденно, а добровольно» ( Флм.1:14 ). Человек особенно тогда склоняется на просьбу, когда и самое дело полезно, и устрояется оно согласно с его волею; тогда именно бывают два блага: и дающий получает пользу, и принимающей находится в большей безопасности. Не сказал: было не вынужденно, но: «было не как бы вынужденно»; хотя я знал, говорит, что ты, если бы и не был уведомлен об этом деле, а получил об нем известие нечаянно, не стал бы сердиться, но (поступил так) по особенной предосторожности, " не (как бы) вынужденно, а добровольно. Ибо, может быть, он для того на время отлучился, чтобы тебе принять его навсегда, не как уже раба» ( Флм.1:15, 16 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

Но тут же возникает серьезный вопрос. Если христианство центральным пунктом своего учения называет любовь, то как же, все-таки, понять возможность осуществления любви без ниспровержения социальной несправедливости? Дело в том, что в своей Нагорной проповеди Христос, говоря «не заботьтесь...», отнюдь не призывает к безделью. Все толкователи Евангелия однозначно указывают, что «не заботьтесь» означает «не терзайтесь душой, не отдавайте всю душу этим земным заботам». Но это вовсе не означает, что христианин никаким образом не должен думать о своей земной жизни. Апостол Павел пишет следующее - «кто не хочет трудиться, тот и не ешь» (2 Фес. 3:10) и очень строго обличает тех христиан, которые оставили свои «мирские дела» и только ожидали Второго Пришествия - «Если же кто о своих и особенно о домашних не печется, тот отрекся от веры и хуже неверного» (1 Тим. 5:8). В своей молитве Господь учит нас просить хлеба насущного. Из всего этого мы видим, что христианство по-своему борется с социальной несправедливостью, но оно обращает свой взор на самое главное - на источник, из которого проистекает человеческая несправедливость, а именно - на отсутствие любви в человеке. Отсюда исходят все беды, как в плане личном, так и в плане социальном. Именно на это христианство и направило все острие своего учения. Апостол Павел пишет Филимону о беглом рабе Онисиме: «Ты же прими его... не как уже раба, но выше раба, брата возлюбленного» (Фил. 1:12, 16). Христос говорит в Евангелии: «Я уже не называю вас рабами, ибо раб не знает, что делает господин его; но Я назвал вас друзьями» (Ин. 15:15), «Кто хочет быть первым, будь из всех последним и всем слугою» (Мк. 9:35). Христианство устанавливает удивительный нравственный принцип социального равенства, который касается не дисциплины жизни (социального строя), а только нравственных отношений. Ведь если рабовладелец и раб, помещик и крепостной крестьянин, капиталист и рабочий будут по существу братьями, не все ли равно, какой будет строй? Рабовладельческий строй перестанет быть рабовладельческим (хотя бы он и сохранил прежнюю форму и название), ведь раб будет на положении брата возлюбленного. Христианство смотрит на сердце человека, и воспитывает это сердце. Христианин должен в каждом человеке видеть брата своего, т. е. равного себе, а не раба. Этим самым подсекается основа под всякой социальной несправедливостью, но не под дисциплиной жизни. Христианство воспитывает душу человека, а не занимается социальными переворотами и политические трансформациями.

http://ruskline.ru/special_opinion/2016/...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010