иеромонах Иов (Гумеров) Православная Церковь относилась к крепостному праву так же, как Церковь апостольского века относилось к рабству, которое существовало повсеместно в Римской империи. Рабом ли ты призван, не смущайся; но если и можешь сделаться свободным, то лучшим воспользуйся ( 1Кор. 7:21 ). Есть свобода духовная, и есть свобода юридическая, внешняя. Царство Мое не от мира сего ( Ин. 18:36 ), – сказал Спаситель Пилату. Назначение Церкви – привести каждого человека путем очищения от грехов, освящения и возрождения к вечной блаженной жизни в Царстве Небесном. Для этого нужно исполнить закон христианской свободы – освободиться от рабства греху. Тогда сказал Иисус к уверовавшим в Него Иудеям: если пребудете в слове Моем, то вы истинно Мои ученики, и познаете истину, и истина сделает вас свободными ( Ин.8:31–32 ). Достичь этой высшей свободы может любой: раб и господин, бедный и богатый, больной и здоровый, простой и образованный. Ибо все мы одним Духом крестились в одно тело, Иудеи или Еллины, рабы или свободные, и все напоены одним Духом ( 1Кор. 12:13 ). Когда в первом веке Церковь стала многочисленной, ее членами стали многие богатые люди (даже видные римские сановники), у которых были рабы. Апостолы не призывали к отмене существующих социально-экономических отношений. Исторические условия для этого еще не вызрели. Борьба с рабством в это время имело бы губительные последствия: массовое бегство рабов, мятежи и восстания. Христианство принципиально изменяло нравственные отношения внутри существующего социального уклада. Один из таких примеров содержится в Послании св. апостола Павла к Филимону – к своему другу и сотруднику. В его доме имелась христианская церковь . Он принимал странников. Раб его Онисим чем-то провинился и бежал. Встретившись с апостолом Павлом, он обратился в христианство. Апостол, посылая Онисима в сопровождении Тихика к Филимону, обращается к нему не с приказом, а с просьбой в духе христианской любви: прими его, как мое сердце. Я хотел при себе удержать его, дабы он вместо тебя послужил мне в узах [за] благовествование; но без твоего согласия ничего не хотел сделать, чтобы доброе дело твое было не вынужденно, а добровольно. Ибо, может быть, он для того на время отлучился, чтобы тебе принять его навсегда, не как уже раба, но выше раба, брата возлюбленного ( Флм.1:11–18 ).

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

«Павел прекрасно понимает, что он — большой авторитет, но предпочитает просить и убеждать (стт. 8-9; ср. 2 Кор. 8, 8), хотя при этом он, как человек проницательный, использует и риторические, и психологические приемы» (ср. Флм. 19): 8 Посему, имея великое во Христе дерзновение приказывать тебе, что должно, 9 по любви лучше прошу, не иной кто, как я, Павел старец, а теперь и узник Иисуса Христа. Называя себя старцем (presbu/thj, ср. Лк. 1, 18), Павел имеет в виду возраст: ему было уже около 60 лет, что дает ему дополнительный авторитет в общении с молодым Филимоном . А напоминая о своих узах, Павел привлекает еще один аргумент: сам будучи узником, он просит о прощении другого . Павел просит почти о невозможном: социальное расслоение в Римской империи было необычайно широким и воспринималось как незыблемая норма . Тем более дерзновенной, если не дерзкой и странной, выглядит просьба Павла о провинившемся рабе к «потерпевшему» от него хозяину принять его как «брата возлюбленного». 17 Итак, если ты имеешь общение со мною, то прими его, как меня. 18 Если же он чем обидел тебя, или должен, считай это на мне. 19 Я, Павел, написал моею рукою: я заплачу, не говорю тебе о том, что ты и самим собою мне должен. 20 Так, брат, дай мне воспользоваться от тебя в Господе; успокой мое сердце в Господе. 21 Надеясь на послушание твое, я написал к тебе, зная, что ты сделаешь и более, нежели говорю. Не совсем понятно, правда, из каких средств Павел собирается платить, находясь в тюрьме. Во всяком случае, он недвусмысленно говорит о своем скором освобождении: 22 А вместе приготовь для меня и помещение; ибо надеюсь, что по молитвам вашим я буду дарован вам. Апостол рассчитывает, что Филимон в свою очередь вернет ему Онисима для сотрудничества. Означает ли это, что Филимон должен был еще и дать Онисиму свободу? Об этом не говорится, но наверное, так оно и случилось. В Кол. 4, 9 об Онисиме говорится как о «верном и возлюбленном брате нашем, который от вас». Существует даже предположение, что Онисим был поставлен епископом Ефесским (см. Послание св. Игнатия к Ефесянам, 1, 3; 2, 1; 6, 2 ), а также что он сыграл важную роль в собирании посланий ап. Павла в единый корпус . Поэтому именно Флм., единственное из, надо полагать, многих частных писем Павла, и сохранилось . Онисим причислен Церковью к лику 70-ти апостолов. 71. Церковное значение Флм.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=675...

Из содержания Флм. можно сделать вывод, что в свое время от Филимона сбежал раб по имени Онисим, чем нанес хозяину моральный и материальный ущерб (см. Флм. 11. 18 ). Спасаясь в бегах, Онисим встретился с Павлом, находящимся под стражей. Не исключено, что Онисим знал об уважении, которое Филимон питал к Павлу как к своему духовному отцу. Что касается того, в каких Павловых узах состоялась эта встреча, то традиционным мнением, повторимся, является «римская» гипотеза (в Рим сбегалось множество беглых рабов), хотя в последнее время большую поддержку имеет «ефесская». Кажется(очевидно), последняя лучше соответствует ситуации: Павел и Филимон находятся намного ближе друг к другу (от Ефеса до Колосс — около 180 км), да и планы скорого посещения дома Филимона, которые высказывает Павел (см. Флм. 22), выглядят более реальными . В то же время у «ефесской» гипотезы много и своих слабых сторон . Впрочем, не будем вдаваться в подробное рассмотрение всех «за» и «против». Флм. было написано в конце 50-х годов. Павел обратил Онисима в христианство, о чем он сам и пишет в характерных выражениях: ... которого родил я в узах моих (Флм. 10; ср. 1 Фес. 2, 11). Апостол поначалу рассчитывал на Онисима как на своего помощника в благовествовании, но узнав о том, что Онисим как раб принадлежит Филимону, должен был признать права хозяина и вернуть ему раба. Закон предписывал суровое наказание раба за бегство, но Павел просит Филимона решить этот вопрос в духе христианской любви: 12 Ты же прими его, как мое сердце. 13 Я хотел при себе удержать его, дабы он вместо тебя послужил мне в узах за благовествование; 14 но без твоего согласия ничего не хотел сделать, чтобы доброе дело твое было не вынужденно, а добровольно. 15 Ибо, может быть, он для того на время отлучился, чтобы тебе принять его навсегда, 16 не как уже раба, но выше раба, брата возлюбленного, особенно мне, а тем больше тебе, и по плоти и в Господе. Павел специально подчеркивает, что он именно просит , а не приказывает, хотя мог бы и приказать, имея авторитет апостола и духовного отца. Перед нами яркий пример новозаветного понимания власти и авторитета в Церкви (ср. §§ 12. 5; 43. 4).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=675...

«Надеясь на послушание Твое – пишет апостол Богу – я написал к Тебе, зная, что Ты сделаешь и более, нежели говорю» ... (далее – какая простота!). «Тя убо молю, Единого, Благого и Благопослушливого! (священническая молитва херувимской песни). Блудный Раб Онисим, уже не как раб, но «выше раба», уже, как «брат возлюбленный», возвращается к законному Владыке в новое рабство. Как глубок, торжественен, и совершенен в мире подвиг этого дела. Вот подвиг Церкви, соборный подвиг Церкви, в котором Сам Господь благоволит подвизаться рядом с человеками. «Послание к Филимону» – целостное жизненное разрешение одного из основных томлений человеческого духа. Послание – как это видно всякому – напоминает Христову притчу, не только особо малым размером своим, но и единственностью своего внутреннего духовного строения. И сама сохранность этого частного апостольского письма свидетельствует, что оно написано апостолом не только возлюбленному Филимону, и не только для брата Онисима, но и Господу Богу, – для всего заблудившегося в своей свободе человечества. Страх человеческий и Страх Божий (1-ый диалог) 1-ый Православный: – Скажите, пожалуйста: верите ли вы в «Сионские Протоколы»? 2-ой Православный: – То есть как: «верю ли я в них» ?.. Я верю в св. Евангелие; двум господам не служу. В «Сионские Протоколы», признаться, не верю. 1-ый Правосл. – Вы отвечаете не по существу, я вас спрашиваю, верите ли вы в реальную опасность международного заговора еврейства против христиан, а вы отвечаете, будто я вас приглашаю поклониться Сионским Протоколам, как Евангелию. 2-ой Правосл. – Да вы, почти, это делаете. 1-ый Правосл. – Что с вами, – где же я это делаю? 2-ой Правосл. – Знаете, вы не сердитесь на меня, что я вам ответил немного резко, – мне уже не в первый раз задают такой вопрос, и, право, каждый раз приходится отвечать в повышенном тоне: так обидно, так тяжело делается на сердце от нашего откровенно-нецерковного восприятия жизни. Где Церковь , где Её особенность. Извольте открыть Евангелие, – хотя бы, вот Послание к Титу, главу вторую... смотрите, что пишет апостол: «... Явилась благодать Божия, спасительная для всех человеков, научающая нас, чтобы мы, отвергнувши нечестие и мирские похоти, целомудренно, праведно и благочестиво жили в нынешнем веке, блаженного упования и явления славы великого Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа, Который дал Себя за нас, чтобы избавить нас от всякого беззакония и очистить Себе народ особенный, ревностный к добрым делам. Сие говори, увещевай и обличай со всякою властью, чтобы никто не пренебрегал Тебя». Какие драгоценнейшие слова, и как мы, христиане, упорно не желаем понимать их, размениваясь на геройство мира сего, и сокрушаясь о всякие ветряные мельницы, расставленные сатаной по этому миру.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Shahovsk...

Аполлоний сказал ему: «Да помилует тебя Господь и да не поставит тебе в грех того, что ты сказал». Услышав сие, музыкант (которого звали Филимоном), поражен был до глубины души словами Аполлония. Тотчас он отправился в судилище, предстал пред судиею и сказал ему при народе: «Несправедливо поступаешь ты, судия, наказывая благочестивых и невинных мужей. Христиане ничего худого не делают и не говорят – они даже благословляют врагов своих». Слушая его, судия сначала подумал, что он притворяется и шутит, но, видя, что он не перестает то же говорить, сказал ему: «Ты, верно, лишился ума». «Несправедливый судия! — отвечал тот. — Я не безумный, я — христианин». Тогда судия вместе с народом старался склонить его на свою сторону различными ласками, но, видя его непреклонным, подверг всякого рода мучениям. Судия, велевший схватить и всячески поносивший Аполлония, мучил его, как обманщика. Но Аполлоний сказал ему: «Я желал бы, чтобы ты, судия, и все присутствующие здесь последовали мне в моем заблуждении». Как скоро он сказал это, судия велел его и Филимона бросить в огонь в глазах всего народа. Когда оба они были в огне и судия ещё оставался на месте, блаженный Аполлоний воззвал к Богу в слух всего народа и судии: « Не предаждь, Господи, зверем души, исповедующияся Тебе (ср.: Пс. 73, 19), но явно покажи нам Себя». И вот сошло облако, подобное росе, и светлое, покрыло сих мужей и угасило огонь. Удивленные судия и народ воскликнули: «Один Бог, христианский!». Но какой–то злонамеренный человек уведомил об этом градоначальника александрийского. Этот, выбрав грубых и жестоких чиновников и стражей, послал их привести связанными судию и Филимона. С ними повели и Аполлония и некоторых других исповедников. Во время пути снизошла на Аполлония благодать, и он начал учить воинов. Когда и эти, умилившись, уверовали в Спасителя, то все они вместе явились в судилище узниками. Градоначальник, посмотрев на них и видя их непоколебимость в вере, велел бросить всех их в глубину морскую. Это было для них символом крещения.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=694...

17. Итак, если ты имеешь общение со мною, то прими его, как меня. 18. Если же он чем обидел тебя, или должен, считай это на мне. 19. Я, Павел, написал моею рукою: я заплачу; не говорю тебе о том, что ты и самим собою мне должен. 20. Так, брат, дай мне воспользоваться от тебя в Господе; успокой моё сердце в Господе. 21. Надеясь на послушание твоё, я написал к тебе, зная, что ты сделаешь и более, нежели говорю. Юность и слёзы преступника – вот на что обращает внимание своего адресата Плиний Младший. Беглый раб действительно виноват, он вполне заслуживает наказания, но, учитывая его полное раскаяние, а также молодость и неразумие, к нему следует проявить снисхождение, считает он. К тому же гнев вреден для здоровья, он причиняет мучение – гораздо приятнее сознавать, что ты воплощение кротости, которая «особенно похвальна тогда, когда причина гнева вполне справедлива». Человеколюбивый Плиний не способен выйти за рамки устойчивой схемы отношений между рабом и рабовладельцем, его мысль постоянно вращается среди понятий юридических прав владельца, здравого смысла и заботы о поддержании здоровья. Совсем к иным понятиям апеллирует апостол Павел: Онисим принял крещение от руки апостола, теперь он – его духовный сын, более того – брат возлюбленный (ср.: Флм.1:16 ), точно так же как и его хозяин – Филимон. Возвращаясь к Филимону, Онисим возвращается к своему законному хозяину, но это уже не просто хозяин – это брат во Христе, и Филимон, принимая беглого раба, принимает не просто раба, а брата во Христе. При видимом восстановлении status quo, во взаимоотношениях хозяина и раба происходит принципиальное изменение. Проблема социально-экономических противоречий – неизбежная проблема повреждённого грехом мира во всё время его существования – находит своё решение в совершенно неожиданной сфере – сфере религиозной. Христианство решает проблему рабов и господ не через подавление первых или свержение вторых, а путём перевода всего дела в иную плоскость – плоскость отношений между братьями во Христе, в Котором нет раба, ни свободного ( Гал.3:28 ), но всё и во всём Христос ( Кол.3:11 ).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

«Итак, да будет вам известно, прибавил Павел, что спасение Божие послано язычникам; они и услышат». После слов этих, Иудеи ушли много споря между собою. Павел же жил в Риме целые два года и принимал всех приходивших к нему, проповедуя царствие Божие и уча о Господе Иисусе Христе со всяким дерзновением невозбранно. 542 Он обратил даже некоторых из дома Кесарева. 543 В то время императором был Нерон, не начинавший еще своего гонения на христиан. В Риме, вместе с Павлом, находились тогда Лука и Аристарх, последовавшие за ним из Иерусалима. 544 Луку написавшего книгу Деяний Апостольских, Павел называет врачем и дает ему нежное имя друга. Аристарх же был сотоварищем уз его. В Риме нашел Павел диакона Тихика, которого также называет братом возлюбленным и верным сослужителем о Господе. 545 Тимофея, 546 Онисима из Колосс и двух Иудеев: Марка, племянника Варнавы, и Иисуса, призванного Иустом. Первый из них, сопровождавший Петра до Вавилона, оставил Апостола в Асии, а сам прибыл в Рим. Павел простил ему то, что он оставил его и Варнаву во время их первой проповеди, и рекомендует его жителям Колоссы, куда тот должен был отправиться. При Апостоле находились еще в Риме Димас и Епафрас. Последний был из Колоссы. «Это раб Иисуса Христа, пишет Павел о нем Колоссянам, всегда подвизающийся за вас в молитвах, чтобы вы пребывали совершенны и исполнены всем, что угодно Богу.» Он имел великую ревность и заботу о верующих Церкви Лаодикийской и Иерапольской, устройству которых, вероятно, содействовал. 547 Из числа обрезанных, единственными сотрудниками Павла в Риме были Марк и Иуст, служившие ему отрадой. 548 Послания к церквам: Филипийцам, Колоссянам, Филимону Лаод. и Ефесянам. Не довольствуясь трудами по обращению Римлян, Павел старался еще посланиями своими утвердить и улучшить прежде того учрежденные им Церкви. Из Рима написал он четыре послания: первое к Филипийцам, второе к Колоссянам, третье к Филимону Лаодокийскому, а четвертое к Ефесянам. Послания к Ефесянам и Колоссянам посланы были с диконом Тихиком, 549 а послание к Филиппийцам с Епафродитом. 550 Верующие в Филиппах, в Македонии, оказались более прочих преданными Апостолу. Два раза уже посылали они ему пособия в Фессалонику; а узнавши, что он узником в Риме, отправили ему с Епафродитом избыточную милостыню. 551 Павел с любовно благодарит их в своем послании и дает наставления для утверждения их в вере и духе христианском. Послание свое написал Павел также и от имени Тимофея, который был сотрудником его при основании Церкви в Филиппах. 552 После приветствуя возлюбленных чад своих за верность их и добродетели, он сообщает им драгоценные подробности о своем апостольстве в Риме, 553 говоря:

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Gette...

Не будем веселиться в кратком веке, чтобы не воздыхать в вечности. Или не видите, как многие скорбят здесь о вещах житейских? Подумай, что и ты один из таковых, и переноси скорбь и болезнь, укрепляясь надеждой на будущие (блага). Ты не лучше Павла, не лучше Петра, которые никогда не имели покоя, но провели всю жизнь в голоде, жажде и наготе. Если ты хочешь получить то же, что и они, то для чего идешь противоположным путем? Если хочешь достигнуть того града, которого удостоены они, то иди путем, ведущим туда. А ведет туда путь не отрады, но скорби; первый пространен, последний тесен. Пойдем же этим последним, чтобы нам получить вечную жизнь во Христе Иисусе Господе нашем, с Которым Отцу и Святому Духу слава, держава, честь, ныне и присно, и во веки веков. Аминь. ТОЛКОВАНИЕ НА ПОСЛАНИЕ К КОЛОССЯНАМ БЕСЕДА 1 « Павел, волею Божией Апостол Иисуса Христа, и Тимофей брат, находящимся в Колоссах святым и верным братьям во Христе Иисусе: благодать вам и мир от Бога Отца нашего и Господа Иисуса Христа » (Кол. 1:1, 2).   Время написания и содержание послания. — Различные роды дружбы. — Противопоставление трапезы для богатых с трапезой для бедных. — Описание роскошного пира. — Зло пресыщения.   1. Все послания Павла святы; но те, которые он писал, находясь в узах, — каковы к ефесянам, к Филимону, к Тимофею, к филиппийцам, и каково это настоящее, — заключают в себе что–то более; а и это он послал, находясь в узах, как сам говорит: « Дабы я открыл ее, как должно мне возвещать » (Кол. 4:4). Но это послание, кажется, позднее послания к римлянам; последнее писал он, еще не видавши римлян, а это, когда уже видел их и приближался к концу проповеднического служения, что очевидно из следующего: в послании к Филимону он говорит: « Не иной кто, как я, Павел старец » (Флм. 9), и просит об Онисиме; а в этом посылает самого Онисима, как говорит: « С Онисимом, верным и возлюбленным братом » (Кол. 4:9), называя его верным, возлюбленным и братом. Потому в этом послании выражается уверенно: « От надежды благовествования, которое вы слышали, которое возвещено всей твари поднебесной » (Кол.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

Посему он и считает нужным писать к Титу. И, прежде всего, благодарит Бога за благочестие Тита и, как это обычно делает апостол во всех посланиях, поставляет на вид, что вера во Христа – не новая, но от века предустановлена и обещана Богом. Потом говорит о поставлении клириков, как и каковым им подобает быть; противящимся здравой вере повелевает запрещать, наипаче же сущим от обрезания». «Предупреждает о Критянах, что они вообще люди праздные и имеют нужду в наказании (1:12)». «И не удивляйся, что апостол укоряет так целый народ. Это сказано не для оскорбления, и не для своей выгоды апостолом, а по его пламенной ревности к проповеди. И Христос неоднократно укорял книжников и фарисеев, но не для своей выгоды, а потому, что они всех других вовлекли в погибель». «Далее, в послании апостол научает о пище, что для чистых чиста всякая пища, научает тому, каковыми должны быть старицы, обязанные уцеломудривать молодых; наставляет, что рабы должны повиноваться господам. Наконец, воспомянув, что благодать Спасителя не от дел нас оправдала, но по собственному Его человеколюбию, и завещав Титу избегать споров о законе, как предосудительных и бесполезных, повелевает ему, чтобы он, после того, как к нему будет прислан Артем, сам пришел к нему, а между тем, чтобы он учил своих пасомых прилежати добрым делам. Тем и оканчивается послание» (Синопсис Афанасия. И.Златоуст. на Посл. к Титу. Бес.1, §1). §61. Послание к Филимону. «Прежде всего следует сказать о поводе к написанию сего послания. Некто был Филимон, один из почтенных и благородных мужей, как и видно сие из того, что весь дом его был верным настолько, что называется у апостола даже церковью (ст.2), а также из того, что свидетельствует апостол о великом его послушании и о том, что им утробы святых почиша (ст.7) и что апостол заповедует ему и для себя приготовить гостиницу (ст.22), так как дом его, кажется мне, был пристанищем для всех святых». «Сей Филимон жил во Фригии, как я заключаю по имени Архиппа, упоминаемаго здесь и в послании к Колоссянам, Колоссяне же жили во Фригии».

http://azbyka.ru/otechnik/Akim_Olesnicki...

Господи премудрый, помяни и нас во Царствии Твоем. Тебе слава и [по]хвала вовеки. Аминь. 15 февраля 1. Св. апостол Онисим , один из семидесяти. Был рабом Филимона, человека богатого и знатного в городе Колоссы во Фригии, но чем-то не угодил своему господину и убежал в Рим, где услышал слово Евангелия из уст апостола Павла и крестился. А так как апостол Павел еще раньше и Филимона привел к правой вере, то и помирил он этих двух, Филимона и Онисима, господина и раба, написав отдельное Послание к Филимону, одно из наиболее трогательных письменных свидетельств, вообще существующих в Священном Писании . Прошу тебя , – пишет апостол Павел Филимону, – о сыне моем Онисиме, которого родил я в узах моих... Ибо, может быть, он для того на время отлучился, чтобы тебе принять его навсегда, не как уже раба, но выше раба, брата возлюбленного . Тронутый этим Посланием, Филимон и вправду принял Онисима как брата, освободив его от рабства. Впоследствии Онисим самими Апостолами был рукоположен в епископа и по смерти апостола Тимофея принял ефесскую кафедру. Это видно из послания [священномученика] Игнатия Богоносца . В пору гонения, воздвигнутого Траяном, Онисим, уже в летах преклонных, был схвачен и приведен в Рим. Здесь он давал ответ перед судьей Тертуллом, был ввержен в темницу и, наконец, усечен мечом. Одна богатая женщина, взяв его тело, положила [его] в серебряный ковчег и честно погребла в 109 году. Онисим преславный жизнь яко раб начал – Как Христов апостол и мученик скончал. Об имени спросил его Тертулл, издеваясь. – Христианин мне имя, Онисим – прозываюсь. – Свободный или раб ты? Ответь мне, убогий! – Был раб Филимона, а ныне – Христа Бога. – За цену какую Филимон тебя продал? – Владыка Христос Кровь за меня отдал. – Скажи, почитаешь ли богов изваянных? – Не вижу богов – только каменных болванов! Зверей разных вижу, но не живых, а мертвых; Волу вы вола приносите в жертву, Барана – барану, птиц – сычам и совам; Животных живых – безжизненным скотам; Живое – бездушному вы отдать готовы,

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010