Для просвещенных язычников-греков вроде Аристотеля, живших в государствах, где основным было рабство «лагерного» типа, рабы были просто говорящими орудиями, да и все варвары – те, кто жил за пределами ойкумены – по природе являлись для них рабами. Наконец, вспомним недавнее историческое прошлое – Освенцим и ГУЛАг. Именно там на место учения Церкви о рабах Божьих было поставлено учение о человеке-господине – о господствующей расе нацистов и классовом сознании марксистов. Церковь никогда не занималась и не занимается политическими революциями, а призывает людей к изменению своих сердец. В Новом Завете есть такая потрясающая книга – Послание апостола Павла к Филимону, весь смысл которого именно в братстве во Христе раба и господина. По своей сути это небольшое письмо, написанное апостолом своему духовному сыну Филимону. Павел отправляет ему обратно беглого раба, принявшего христианство, и при этом очень настойчиво требует, чтобы господин принял его как брата. Вот в этом принцип социальной активности Церкви – не принуждать, а убеждать, не приставлять нож к горлу, а давать пример личной самоотверженности. Кроме того, нелепо применять к ситуации 2000-летней давности современные социально-культурные понятия. Это все равно, что возмущаться отсутствием у апостолов своего web-caйma. Если хотите понять, какова была позиция Церкви и апостола Павла относительно рабства – сравните ее с позицией их современников. И посмотрите, что деятельность Павла принесла в этот мир, как она его изменила – медленно, но верно. И последнее. В Библии есть книга пророка Исаии, где грядущий Мессия-Спаситель предстает в образе раба Господа: «Ты будешь рабом Моим для восстановления колен Иаковлевых и для возвращения остатков Израиля; но Я сделаю Тебя светом народов, чтобы спасение Мое простерлось до концов земли» (глава 49, стих 6). В Евангелии Христос неоднократно говорил, что Он пришел на землю не для того, чтобы «Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих» (Евангелие от Марка, глава 10, стих 45). И апостол Павел пишет, что Христос для спасения людей «принял образ раба» (Послание к Филиппийцам, глава 2, стих 7). И если Сам Спаситель называл себя служителем и рабом Божьим, то неужели Его последователи постыдятся называть себя так?

http://foma.ru/rabi-ne-mi.html

Флм.1:21 . Надеясь на послушание твое, я написал к тебе, зная, что ты сделаешь и более, нежели говорю. Я, говорит, написал тебе, не приказывая и не из самолюбия, но надеясь на твое послушание. Какое железо не размягчат эти слова? Флм.1:22 . А вместе приготовь для меня и помещение. Филимону могло придти на мысль: если б не для Онисима, то ты и слова меня не удостоил бы. Апостол наперед врачует это, говоря: не для него только написал, но чтобы попросить тебя приготовить мне обитель; а вместе с тем, чтобы также устрашить его, потому что придет апостол и осудит его, если он не примет Онисима. ибо надеюсь, что по молитвам вашим я буду дарован вам.. Двум вещам научаемся из сего: первое, – сколь велика сила молитвы, если и великий Павел нуждается в их помощи; второе, – что должно смиряться, если Павел нуждается в молитвах учеников. Флм.1:23 . Приветствует тебя Епафрас, узник вместе со мною ради Христа Иисуса, Этот Епафрас был отправлен к Павлу Колоссянами; отсюда ясно, что Филимон был из Колоссян. «Спленником» называет его, показывая, что и Епафрас был в великой скорби, давая этим почувствовать Филимону, что если Епафрас страдает с Павлом, то Филимон ужели не окажет милость для него Онисиму. «Спленник» же, говорит, не ради человеческаго чего-либо, но ради Христа Иисуса, страдая вместе со мною за Евангелие. Флм.1:24 . Марк, Аристарх, Димас, Лука, сотрудники мои. 2 . Димас сначала пользовался уважением, как здесь и засвидетельствовано о нем, как о сотруднике Павла, после же по легкомыслию он отпал от Павла, как действительно и пишет (об этом) Павел в послании к Тимофею, написанном, очевидно, после этого послания. «Димас бо мене остави, Лука един есть со мною» ( 2Тим. 4, 9 ). Итак, Лука, поставленный здесь последним, стал первым из всех, когда Димас отпал. Так, никому не должно надеяться на самого себя, но кто стоит, должен смотреть, как бы не пасть. Сказав: «споспешник», показывает, что и они вместе со мною просят тебя и достойно есть оказать благосклонное внимание к таким лицам.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofilakt_Bolg...

Между прочим в этом послании апостол Павел вспоминает о своей проповеди в Коринфе и говорит, что Иисус Христос был проповедан в Коринфе не только им одним, но и Силуаном и Тимофеем ( 2Кор. 1, 19 ). К тому же времени относится Послание апостола Павла к Римлянам. В этом послании апостол Павел посылает приветствие и от сотрудника своего Тимофея (см.: Рим. 16, 21 ). Затем мы видим Тимофея около апостола Павла во время его римских уз. Из Рима апостол Павел посылает Тимофея в Македонию, в Филиппы. Надеюсь, – писал апостол филиппийцам, – вскоре послать к вам Тимофея, дабы и я, узнав о ваших обстоятельствах, утешился духом. Ибо я не имею никого равноусердного, кто бы столь искренно заботился о вас, потому что все ищут своего, а не того, что угодно Иисусу Христу. А его верность вам известна, потому что он, как сын отцу, служил мне в благовествовании. Итак я надеюсь послать его тотчас же, как скоро узнаю, что будет со мною ( Флп. 2, 19–23 ). Имя Тимофея мы видим в надписании посланий, составленных в римских узах, – к Филиппийцам (см.: Флп. 1, 1 ), к Колоссянам (см.: Кол. 1, 1 ) и к Филимону (см.: Флм. 1, 1 ). Кроме того, имя Тимофея упоминается и в Послании к Евреям (см.: Евр. 13, 23 ). Наконец, апостол Павел поручил Тимофею высшее руководство Ефесской Церковью (см.: 1Тим. 1, 3 ) и преподал ему пастырское дарование по пророчеству с возложением рук священства ( 1Тим. 4, 14 ). Ему апостол лично пишет два пастырских послания, весьма важных для церковного устройства и благочиния. Таково было участие Тимофея в благовестнической деятельности апостола Павла. Многие послания апостола Павла были написаны при некотором участии Тимофея; в начале этих посланий стоит имя и Тимофея. Таковы – Первое и Второе к Солунянам, Второе к Коринфянам, к Филиппийцам, к Колоссянам и к Филимону. В других апостол упоминает о Тимофее, дает о нем очень сердечный и похвальный отзыв. Таковы послания – Первое к Коринфянам, к Римлянам и к Евреям. Если Тимофей был бескорыстно преданным учеником великого апостола – он, конечно, с любовью и совершенным вниманием следил за всем, что делал апостол.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Troits...

В Средние века город превратился в захудалую деревушку, а епископат сохранил лишь тень былого величия. В наши дни на этом месте остался лишь караван–сарай, расположенный в полутора–двух километрах от руин театра, разрушенных мраморных колонн, двух величественных арок и части городской стены. 1183 «О церкви, которая выделялась из всех апостольских общин верой и любовью, можно сказать, что от нее в буквальном смысле не осталось камня на камне. Вся ее история является поразительным памятником непостижимой воле Бога. Пришедшая в мир с блестящими перспективами, церковь в Филиппах жила, не имея истории, и ушла в вечность, не оставив по себе памятника». 1184 Но в послании Павла эта замечательная горстка христиан по–прежнему жива и является благословением для церкви в дальних странах. Тема : Богословская: самоуничижение (κνωσις) Христа ради нашего спасения ( Флп. 2:5–11 ). Практическая: христианская жизнерадостность. Ключевые мысли : «Начавший в вас доброе дело будет совершать его» ( Флп. 1:6 ). «Как бы ни проповедали Христа… я тому радуюсь» ( Флп. 1:18 ). «Для меня жизнь – Христос, и смерть – приобретение» ( Флп. 1:21 ). «В вас должны быть те же чувствования, какие и во Христе Иисусе: Он… уничижил Себя Самого» и т.д. ( Флп. 2:5–11 ). «Бог производит в вас и хотение и действие» ( Флп. 2:13 ). «Радуйтесь всегда в Господе; и еще говорю: радуйтесь» ( Флп. 3:1; 4:4 ). «Все почитаю тщетою ради превосходства познания Христа» ( Флп. 3:8 ). «Я стремлюсь к цели, к почести вышнего звания Божия во Христе Иисусе» ( Флп. 3:14 ). «Что только истинно, что честно, что справедливо, что чисто, что любезно, что достославно, что только добродетель и похвала, о том помышляйте» ( Флп. 4:8 ). «Мир Божий… превыше всякого ума» ( Флп. 4:7 ). § 98. Послание к Филимону Из множества личных рекомендательных писем, которые Павел, должно быть, написал за свою жизнь, до нас дошло только одно – очень короткое, но крайне важное. Оно адресовано Филимону, ревностному христианину из Колосс, обращенному Павлом и, очевидно, простому прихожанину, который предоставлял братьям свой дом для христианских собраний.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/isto...

Приведенный текст из Второго послания к Коринфянам является одним из наиболее эмоционально насыщенных в корпусе Павловых посланий. В нем описаны те испытания, которыми сопровождался миссионерский подвиг Павла. Евангелист Лука в изложении путешествий и приключений своего героя проявляет определенную сдержанность; многие события просто перечисляются, и их описании лишены эмоциональной окраски. Такая сдержанность была характерна для всех четырех евангелистов, в том числе когда они описывали страдания и смерть Христа: эмоциональный фон событий всегда оставался как бы за кадром. Послания Павла, приоткрывая завесу над внутренним миром апостола, показывают, что проповедь Христа среди иудеев и язычников была отнюдь не простым делом: она была сопряжена со множеством рисков и опасностей, с тяжкими физическими страданиями, огромными душевными и эмоциональными перегрузками. Сухой и далеко не полный перечень фактов из жизни Павла, содержащийся в книге Деяний, дает об этом лишь некоторое представление. 2. Что было дальше? Дальнейшие путешествия? Последуем совету Златоуста и попытаемся из посланий Павла, написанных, предположительно, в период первого римского заключения, узнать, как продолжилась жизнь Павла. К этому периоду ученые относят четыре Послания: к Ефесянам, Колоссянам, Филиппийцам и Филимону. Это так называемые послания из уз: они называются так потому, что в каждом из них Павел упоминает о своих узах. К числу посланий из уз относится также Второе послание к Тимофею, но оно написано, как предполагают, незадолго до смерти Павла, когда он вновь находился в узах (второе римское заключение). В Посланиях к Филиппийцам и Филимону Павел предвосхищает свое скорое освобождение: ...Имею желание разрешиться и быть со Христом, потому что это несравненно лучше; а оставаться во плоти нужнее для вас. И я верно знаю, что останусь и пребуду со всеми вами для вашего успеха и радости в вере, дабы похвала ваша во Христе Иисусе умножилась через меня, при моем вторичном к вам пришествии (Флп, 1:23– 26),

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Краткое содержание Павел приветствует адресатов (ст. 1–3), а затем благодарит Бога за то, что слышал о вере Филимона во Христа и его делах милосердия по отношению к другим верующим (ст. 4–7). Он тактично вступается за Онисима, который отныне соответствует своему имени (т.е. «полезный»). Хотя, как апостол, Павел мог бы использовать свое право повелевать, он предпочитает оставить за Филимоном право самому решать (ст. 8–14). Если же Онисим что-либо украл или повредил, Павел великодушно говорит: «Считай это на мне» (ст. 18). Павел завершает письмо тонким намеком на то, что Филимону следует освободить Онисима из рабства: «Надеясь на послушание твое, я написал к тебе, зная, что ты сделаешь и более, нежели говорю» (ст. 21). В следующем предложении апостол добавляет личную просьбу: «И еще одно – приготовь для меня гостевую комнату, ибо надеюсь, что по молитвам вашим я буду дарован вам» (ст. 22). Иными словами, после освобождения из тюрьмы он навестит Филимона и посмотрит, насколько тот исполнил его просьбу относительно Онисима! В конце письма Павел передает приветствия от нескольких друзей и произносит благословение: «Благодать Господа нашего Иисуса Христа со духом вашим» (ст. 25). 8. Послание к Ефесянам Здесь мы сталкиваемся с проблемами: можно ли считать это послание подлинным? И кому оно адресовано? Хотя апостол Павел проповедовал в Эфесе на протяжении трех лет и любил тамошних христиан (ср. Деян.20:17–38 ), письмо, адресованное (казалось бы) этим христианам, на редкость безлично, и в нем напрочь отсутствует местный колорит. Автор не передает привет отдельным христианам и почемуто говорит, что его адресаты «слышали» о его служении (3:2). Чтобы объяснить эти особенности, а также наличие в Еф.ряда слов и фраз, отсутствующих в посланиях, подлинность которых несомненна, ученые предположили, что перед нами произведение не самого Павла, а когото из его более поздних почитателей. (По одной из гипотез, данное сочинение служило введением к первому сборнику Павловых посланий.) Теоретически такую возможность нельзя исключать, но представляется невероятным, что в ранней церкви существовал человек, сходный с Павлом по природному гению и возвышенному духу, и что при этом мы о нем ничего не знаем. Если у Павла существовал такой двойник, как получилось, что о нем нет независимой исторической информации?

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/novyj-z...

Святой Павел мог быть известен ему со времени обращения Филимона, которого он мог сопровождать в Ефес. В то время рабы хотя и были под сильным гнетом, но иногда выслуживались, и становились весьма доверенными лицами у своих господ и пользовались уважением сторонних. К числу таких, надо полагать, принадлежал и Онисим. В Послании к Колоссянам (см. 4:9) святой Павел выразился о нем как о лице, всем известном и не бывшем на худом счету. Теперь же, находясь в удрученном состоянии духа, Онисим взыскал покровительства Апостола Павла, который обратил его ко Христу, и возродил дух его святым крещением. Под влиянием благодати Онисим настолько возрос в добродетельной жизни, что святой Павел полюбил его, как свое сердце( Флм. 1:12 ), и готов был удержать его при себе, чтобы он послужил ему в узах, но не решился этого сделать без согласия его господина, хотя был уверен, что тот ничего не сказал бы против этого. Ввиду этого он и решил отослать его к Филимону, чтобы он, если найдет это удобным, сам, своею волею, отдал ему Онисима на временное прислуживание в узах, так как он, хотя и оправдан был верою и получил благодать Святого Духа, все же оставался виновным пред своим господином. Поэтому, отсылая его к Филимону, святой Павел счел нужным написать к нему послание, и просить его быть милостивым к своему рабу, виновному и беглецу, и даже принять его, но уже не как раба, а как брата возлюбленного, порожденного духовно от того же Отца, Который породил и его самого. Склонение к этому Филимона, и составляет содержание и цель послания к нему святого Павла. Разделение послания Несмотря на то, что послание это очень маленькое, состоящее из одной главы, оно по внешней форме имеет все, что и большие послания: предисловие (ст. 1–7), корпус послания, основная содержательная часть – прошение принять благосклонно провинившегося, но раскаявшегося раба (ст. 8–21), послесловие (ст. 22–25). Послание это послано к Филимону с Онисимом и Тихиком. Послание к Филимону Глава 1 1 Павел, узник Иисуса Христа, и Тимофей брат, Филимону возлюбленному и сотруднику нашему, 2 и Апфии, (сестре) возлюбленной, и Архиппу, сподвижнику нашему, и домашней твоей церкви: 3 благодать вам и мир от Бога Отца нашего и Господа Иисуса Христа.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhizn-i...

29. Прокопий: Долгая жизнь кажется длинной, но, пролетая, оказывается призрачнее сна и тени. 30. Филимон: «Сира, Сира, что там у нас, как дела? " Никогда не спрашивай об этом, когда видишь старика Или какую-нибудь старуху, ибо тотчас узнаешь, что дела плохи. 31. Герод: Как только шестидесятое солнце обогнешь, О Грилл, Грилл 25 , умри и стань пеплом! Так как за этим у жизни слепой финал 26 . 32. Филимон: Бывает разум у юных и у старых – неразумие, ибо не время учит разуму, но правильное естество и правый образ жизни. 33. Демокрит: Старость и бедность – вот две неизлечимые раны. 34. Древняя поговорка: дела – у более юных, Советы же силу имеют у более старых. 35. Старость львов лучше полных сил оленят. 36. Благо для юности – сила и красота, для старости же – цветок благоразумия. Слово 42-е. О терпении и долготерпении 1. Лк. 21, 19 : Терпением вашим спасайте души ваши. 2. Иак. 5, 10–11 : В пример злострадания и долготерпения возьмите, братия мои, пророков, которые говорили именем Господним. Вот, мы ублажаем тех, которые терпели. Вы слышали о терпении Иова и видели конец оного от Господа, ибо Господь весьма милосерд и сострадателен. 3. Притч. 15, 18 : Терпеливый муж угасит суды, нечестивый же воздвизает паче. 4. Сир. 2, 4–5 : Все, что ни приключится тебе, принимай охотно, и в превратностях твоего уничижения будь долготерпелив, ибо золото испытывается в огне, а люди, угодные Богу, в горниле уничижения. 5. Сир. 22, 27 : Оставайся с ним (с ближним) во время скорби, чтобы иметь участие в его наследии. 6. Свт. Василий Великий : Пусть заповедь Божия живет с тобою неразлучно, непрестанно сообщая тебе как бы некоторый свет и озарение для суждения о делах. Она, заранее приняв на себя надзор над твоею душою и предуготовив в ней верные мнения о каждой вещи, не попустит, чтобы ты изменялся от чего-либо с тобою случающегося, но сделает, что с предуготовленною мыслию, подобно утесу, находящемуся близ моря, без опасно и непоколебимо выдержишь удары сильных ветров и волн. 7. Свт. Григорий Богослов : Лучше торопливости – долготерпение, а самоуверенности – способность соглашаться.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/pchela...

«Умею, – говорит Апостол, – жить в скудости, умею жить и в изобилии; научился всему и во всем, – насыщаться и терпеть голод, быть в обилии и в недостатке. Все могу в укрепляющем меня Иисусе Христе» ( Флп. 4:12–13 ). Свое дело о Господе Св. Павел защищает со всяким дерзновением и тем ободряет и других христиан. ( Флп. 1:13–14 ср. 2Тим. 4:16–17 ) Как бы последним мужественным христианским призывом бесстрашного воина за веру звучат его слова: «если я соделываюсь жертвой за жертву и служение веры вашей, то радуюсь и сорадуюсь всем вам» ( Флп. 2:17 ). Вникните в эту великую душу, страждущую в узах Христовых. Апостол отказался от всех преимуществ, на какие имел право по своему рождению и воспитанию, – все это почел «за сор», чтобы только «приобрести Христа», быть в единении с Ним, найти в Нем оправдание по вере на место недостижимого оправдания законом ( Филип. 3:4–10 ). Кто, кажется, мог бы похвалиться более Павла своею жизнью и своими трудами? Но он не считает себя совершенным, достигшим уже свое христианской цели. «Стремлюсь, – говорит он, – не достигну ли и я, как достиг меня Христос Иисус. Братья, я не почитаю себя достигшим, а только, забывая заднее и простираясь вперед, стремлюсь к цели, к почести вышняго звания Божия во Христе Иисусе» ( Филип. 3:12–14 ). А еще раньше Апостол писал: «…усмиряю и порабощаю тело мое, дабы, проповедуя другим, самому не остаться недостойным» ( 1Кор.9:27 ). Во узах св. Павла не слышим жалоб, не слышим ропота, не слышим чего-нибудь угнетенного. Величественное, истинно христианское мужество и терпение! Не о себе св. Павел помышляет, а заботится всецело об основанных им церквах, – чистоте их веры, их благоустроении. Помышляет он о возлюбленном своем чаде Онисиме, которого он в узах обратил в христианство . Прими его, – пишет св. Апостол Филимону об Онисиме, – «не как раба, но выше раба, брата возлюбленного… Прими его, как меня. Если же он чем обидел тебя, или должен, считай это на мне… Успокой мое сердце во Господе» ( Флм. 1:15–20 ). Какое величие духа Павлова! Он, по его словам, мог бы приказать Филимону принять Онисима, но он не приказывает, а просит ( Флм. 1:8,9 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Bogdas...

Апостол просит, чтобы это Послание было прочитано в Лаодикии, а письмо, направленное в Лаодикию, прочитали в Колоссах. Заключительное приветствие написано рукой апостола Павла. Послание к Филимону Вопрос подлинности. Подлинность Послания не подвергалась серьезной критике. Место написания. Как мы уже говорили в предисловии, мы полагаем, что Послание к Филимону, подобно Кол. и Еф., было отправлено из Рима (а не из Кесарии); по-видимому, Флм. представляет собой отдельное письмо, которое должно было прилагаться к Кол., где упоминается Онисим, о котором идет речь в Флм. Содержание Послания: Онисим, раб Филимона (1:16), убежал от своего хозяина и укрылся в Риме, где встретил Павла, который обратил его в христианство (1:10). Теперь апостол отсылает Онисима к его прежнему хозяину, но остерегается приказывать Филимону: «По любви лучше прошу» (1:9; см. 1:14). Он хотел бы оставить Онисима при себе, «дабы тот послужил» ему (1:13), но уважает свободу Филимона (1:14). Он просит его, как брат во Христе, простить Онисима и принять его «не как раба, но брата возлюбленного» (1:16). Интерес Послания. Апостолы, и в частности Павел, проповедовали спасение во Христе. Апостольская проповедь была обращена ко всякому человеку, независимо от его рода, социального положения, пола. Именно это и имел в виду ап. Павел, когда писал галатам: «Нет уже Иудея, ни язычника; нет раба, ни свободного; нет мужеского пола, ни женского; ибо все вы одно во Христе Иисусе» (3:28; ср. Кол. 3:11). Проповедуя спасение во Христе, апостолы остерегались провозглашать, какие бы то ни было, социальные реформы: освобождение рабов, эмансипацию женщин… Рабам они советуют: «Все, что делаете, делайте от души, как для Господа, а не для человеков» (Кол. 3:23); хозяевам «оказывайте рабам должное и справедливое, зная, что и вы имеете Господа на небесах» (Кол. 4:1). Женам апостол Павел говорил, что они должны быть покорны мужьям, а мужьям – что они должны любить своих жен, «как Христос возлюбил Церковь » и «предал Себя за нее» (5:21–24). Апостол Павел не вводил никакого обязательного социального закона, он хотел «реформировать» сердца.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/poslani...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010