Это опровергают сохранившиеся документы Глинской пустыни. Настоятель обители игумен Филарет (Данилевский) писал в своем прошении императору Николаю I, что в Глинской пустыни «повсюду под лесом песчаник» 97 . Путивльские дворяне, обращаясь к министру духовных дел и народного просвещения князю А. Н. Голицыну, сообщали, что «земля, на которой лес в окружности Глинской пустыни произрастает, есть пещаная» 98 . Министр государственных имуществ в отношении к обер-прокурору Св. Синода писал: «Земля (принадлежащая Глинской пустыни. – А. И.) большей частью песчаная» 99 . То же подтверждает и автор данной работы, бывший насельником Глинской пустыни. Разумеется, это не исключает наличия здесь в какой-то степени и глинистой почвы. В межевом документе 1784 года, хранившемся до 1922 года в архиве Глинской пустыни, упоминается лог Глинище и меловой колодезь 100 . Однако эти частности не могли послужить поводом к названию местности Глинской пустынью. Мы вполне согласны с доводами автора книги «Глинская Рождество-Богородицкая пустынь» (М., 1891) о том, что, если бы название Глинской пустыни произошло от существительного «глина», «получились бы названия: глиняный, глинный, глинковский, глинищный, что видим в следующих названиях: Неглинная часть Москвы, Глинковская церковь в Вологде и др., так что этим словом опровергается и ссылка на межевой документ, в котором упоминается лог Глинище» 101 . Наиболее достоверным является предположение о том, что «название обители дано по фамилии известных князей Глинских, имевших поместья вблизи пустыни» 102 , владевших, вероятно, и этой местностью. Впервые эта точка зрения была высказана в основанном на первоисточниках, документально подтвержденном описании Глинской пустыни, представленном в Курскую Духовную Консисторию в 1854 году протоиереем М. П. Архангельским 103 . Его мнение разделяли: неизвестный автор книги «Глинская Рождество-Богородицкая общежительная пустынь» (М., 1891) 104 ; И. Платонов, описывавший пребывание Глинской иконы Рождества Пресвятой Богородицы в городе Глухове в 1879 году 105 ; Е.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/g...

Скончался в 1917 году. 13. Преподобный Василий (Кишкин) Родился в 1745 году в обедневшей дворянской семье, с детства избегал игр и любил церковные богослужения. В 1783 году был пострижен в монашество. В 1800 году на Василия было наложено послушание начальника пребывавшей в запустении Белобережской пустыни Орловской губернии. Вскоре после назначения нового настоятеля в монастырь пришли более 60 новых монахов. Во время его руководства на средства благотворителей были отремонтированы кельи и трапезные. В 1829 году во время рубки деревьев упал и несколько часов был без сознания. После того, как отец Василий пришел в себя, он сказал, что скончается через 18 месяцев. После этого ушел в затвор и принялся готовиться к смерти. Перед смертью старца принял у себя всех желающих, чтобы примириться и попросить у всех прощения и молитв.   14. Преподобный Филарет (Данилевский) Родился в семье благочестивых казаков в 1777 году. В юношестве прожил три года келейником у настоятеля Дальних Пещер Киево-Печерской Лавры иеромонаха Трифиллия. В 1802 году Фому Данилевского приняли в Софрониевой пустыни. Через 4 года был назначен благочинным монастыря. В 1817 году о. Филарета назначили строителем и настоятелем в Глинскую пустынь, которая в то время находилась в печальном состоянии запустения и разрухи. Отец управлял обителью 24 года и за эти годы она умножилась численно и преуспела духовно. В 1841 году скончался. В 2008 году настоятель Глинской пустыни был пречислин к лику святых. 15. Преподобный Феодот (Левченко) Был уроженцем Черниговской губернии, происходил из простых казаков. Всю свою жизнь провел в послушании на кухне в Глинской пустыни, там же и жил, не имея своей кельи. Он рубил дрова, выносил помои, делал все самые грязные и тяжелые кухонные работы. Некоторые люди, окружающие отца Феодота, видели его простоту и обращались с ним грубо, часто подвергали побоям. Без ропота перенося это испытание, Феодосий освобождался от страстей и пламенел ревностью к Богу. В нем стал виден дар прозорливости и он стал пользоваться всеобщим уважением.

http://pravmir.ru/28-ukrainskih-svyatyih...

Чудотворная икона, именуемая еще и «Пустынно-Глинской», невелика: 4,5 вершка (менее 20 см) на 3,75 вершка (почти 15 см). На ней изображены святой праведный Иоаким, праведная Анна и младенец – Пресвятая Дева Мария на руках у матери. Со временем ее облекли в золотую чеканную ризу, украшенную драгоценными камнями. Кроме того, на ней были серебряные «привесы», которые в знак благодарности преподносились теми, кто получал чудесное исцеление. Таких даров при цельбоносном образе всегда было много. По свидетельству духовных чад Глинского старца схиархимандрита Андроника, в настоящее время чудотворная икона Рождества Богородицы находится недалеко от Глинской пустыни, в селе Шалыгино, где она надежно хранится. По предсказанию старца, со временем икона будет возвращена обители. В 1809 году архиепископ Курский Феоктист назначил настоятелем пустыни отца Парфения, который ввел общежитие. Однако вскоре враг нашего спасения – диавол – внушил некоторым инокам желание жить по своей воле, не подчиняться никому и не считаться ни с кем. Чтобы избавиться от неугодного настоятеля, они прибегли к обычному в таком случае средству – клевете. Но другой настоятель их тоже не удовлетворил. Начались беспорядки и неурядицы. Обычно богомольцы сразу это чувствуют, даже если внешне не очень заметен духовный упадок и нестроения в братстве. Все меньше и меньше приходило молящихся, монастырь явно клонился к упадку. Клонился, но не упал. Что же его поддержало? Молитва подвижника старца Феодота и благоразумие иеросхимонаха Василия (Кишкина), ревнителя древнего благочестия. Отец Василий убеждал, что безначалие, самоволие и постоянные беспорядки к добру не приведут. Объединив наиболее здравомыслящих, он молился Пресвятой Богородице, чтобы послал Господь обители опытного и энергичного руководителя. Таким и оказался назначенный строителем игумен Филарет (Данилевский) . К деятельности игумена Филарета по восстановлению пустыни мы еще вернемся, а пока стоит несколько подробнее рассказать о значении трудов отца Василия как продолжателя традиции старчества. Он происходил из дворян Курской губернии, много странствовал, подолгу жил на Афоне и в Молдавии у святого старца Паисия (Величковского) , восстановителя старчества и распространителя его в России.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

24. Однажды во время обеда я просматривала свою тетрадку, где были выписки из разных книг. Иногда попадались и стихотворения. Одно из них мне захотелось несколько переделать, переписать на отдельный лист и подарить о.Амвросию. С ним я виделась чаще, чем с кем-либо из братии — у нас было общее дело Смущало в этой идее только то, что монахи — народ простодушный, могли кому-нибудь сказать, а если дойдет до добровольных блюстительниц нравственности, то они такое придумают, что не обрадуешься и не докажешь, что не было ничего дурного в уме. Писать или нет? Беспокоить кого-то из-за таких пустяков мне не в совесть — лучше и не писать. В тот же день шла я по коридору и услышала, как о.Андроник закрывал дверь своей кельи. Обычно он всюду бегом, а тут вдруг приостановился и попросил меня написать ему на память какое-нибудь стихотворение. Просил не между прочим, а так, будто ему оно действительно нужно. Уже не сомневаясь я написала и о.Андронику (пусть будет у него — кому-нибудь даст), и о.Амвросию. Много лег спустя, когда обитель была уже закрыта, при случайной встрече с о.Амвросием я узнала, что это стихотворение так живо напоминало ему неповторимые переживания — оно было подарено вскоре после его пострига, — что он не раз его перечитывал и даже носил с собой. Предвидел это о.Андроник или просто желал молодому монаху маленького «утешения”? 25. Чтобы не забыть об одной иконе, дорогой как память всей обители, надо вкратце сказать о той келье о.Серафима-настоятеля, которая иногда отводилась мне для работы. Она была довольно узкой, но светлой. Одно ее окно выходило на юг, другое — на запад. Вдали виднелось поле, кусты ракит на берегах извилистой Обесты, дальше лес. В правом углу был столик, на котором стоят святые иконы. В центре над столом висел образ Спасителя, рядом — образа святителя Николая и преподобного Сергия. Много было мелких икон, которые здесь только гостили. Главной святыней был образ Божией Матери Иверской. О.игумен Филарет (Данилевский), возобновитель, настоятель и духовный преобразователь Глинской пустыни, привез его в 1817 году в благословение обители. С именем игумена Филарета связывают и предание о том, как в день его приезда в обители привился новый рой пчел, что иноки приняли как благословение Божие.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4048...

1. Игумен Филарет (Данилевский); 2. Схиархимандрит Илиодор (Голованицкий); 3. Схиархимандрит Иоанникий (Гомолко); 4. Схиархимандрит Серафим (Амелин); 5. Архимандрит Иннокентий (Степанов); 6. Иеромонах Василий (Кишкин); 7. Иеромонах Макарий Шаров); 8. Схимонах Лука (Швец); 9. Схимонах Архипп (Шестаков); 10 Схимонах Евфимий (Любимченко); 11.Монах Феодот (Левченко); 12.Монах Мартирий (Кириченко); 13.Монах Досифей (Колченков); - Рапорт архиепископа Николаевского и Вознесенского Питирима о возможности причисления к лику местночтимых святых священника Сергия Штенко, мирян Прохора Бунчука и Кирилла Приймака, которые приняли мученическую кончину 26 апреля 1922 года. - Рапорт архиепископа Полтавского и Кременчугского Филиппа о возможности причисления к лику местночтимых святых насельников Мгарского монастыря, пострадавших в годы гонений на Святую Церковь: 14.Игумена Амвросия; 15.Иеромонаха Аркадия; 16.Иеромонаха Иоанникия; 17.Иеромонаха Ионы; 18.Иеромонаха Иосифа; 19.Иеромонаха Никанора; 20.Иеромонаха Афанасия; 21.Иеромонаха Феофана; 22.Иеромонаха Серапиона; 23.Иеромонаха Никострата; 24.Иеромонаха Иулиана; 25.Монаха Иоанникия; 26.Монаха Германа; 27.Монаха Назария; 28.Монаха Парфения; 29.Монаха Потапия; 30.Монаха Доримедонта. - Рапорт архиепископа Полтавского и Кременчугского Филиппа о возможности причисления к лику местночтимых святых настоятельницы Козельщанского Рождества Пресвятой Богородицы женского монастыря Полтавской епархии игумении Олимпиады (Вербецкой). По окончании заседания владыка Ефрем прокомментировал проделанную работу: «Сегодня прошло первое рабочее заседание комиссии под моим председательством. На данный момент, можно сказать, что потрудились мы плодотворно. Начавшийся год является юбилейным для Украинской Православной Церкви, т.к. отмечаются 15-лете Харьковского собора и 15-летие первосвятительского служения Блаженнейшего Митрополита Владимира в УПЦ. И радует то, что именно сейчас наша Церковь будет украшена духовными подвижниками». О работе комиссии рассказал и ректор Одесской духовной семинарии, архимандрит Евлогий (Гутченко): «Необходимо отметить, что это было первое заседание комиссии в обновленном составе, который был утвержден Священным Синодом УПЦ на ноябрьском заседании.

http://pravoslavie.ru/21176.html

2001 г.- новомученики Запорожской епархии (1-я пол. ХХ в.): свящ. Алексий Усенко, прот. Михаил Шафанов, мц. София Шафанова, прот. Димитрий Игнатенко, свящ. Матфей Александров; архидиак. Никифор Кантакузен, экзарх К-польского патриарха († 1599); 23 апр. 2002 г.- схиигум. Амфилохий Почаевский (Головатюк, † 1971); 18 апр. 2008 г.- игум. Олимпиада (Вербецкая, † 1938; Кременчугская епархия); свящ. Феодосий Левицкий († 1845; Одесская епархия); архиеп. Таврический Гурий (Карпов, † 1882; Симферопольская епархия); архим. Варсонофий (Юрченко, † 1954; Херсонская епархия); мон. Димитра (Егорова, † 1878; Киевская епархия); свящ. Сергий Штенко, миряне Прохор Бунчук и Кирилл Приймак († 1922; Николаевская епархия); 8 мая 2008 г.- схим. Олимпиада (Стригалёва, † 1828; Киевская епархия); архим. Иов (Кундря, † 1985; Хустская епархия); 17 насельников Мгарского Спасо-Преображенского мон-ря (Полтавская епархия), расстрелянных большевиками в 1919 г.: игум. Амвросий; иеромонахи Аркадий, Иоанникий, Иона, Иосиф, Никанор, Афанасий, Феофан, Серапион, Никострат, Иулиан, монахи Иоанникий, Герман, Назарий, Парфений, Потапий, Доримедонт; насельники Глинской пуст. (Конотопская епархия): игум. Филарет (Данилевский, † 1841), схиархим. Илиодор (Голованицкий, † 1879), схиархим. Иоанникий (Гомолко, † 1912), схиархим. Серафим (Амелин, † 1958), архим. Иннокентий (Степанов, † 1888), иеросхим. Василий (Кишкин, † 1831), иеросхим. Макарий (Шаров, † 1864), схим. Лука (Швец, † 1894), схим. Архипп (Шестаков, † 1896), схим. Евфимий (Любимченко, † 1866), мон. Феодот (Левченко, 1859), мон. Мартирий (Кириченко, † 1865), мон. Досифей (Колченков, † 1874), насельники Свято-Успенской Святогорской лавры (Донецкая епархия): еп. Крутицкий Иларион (Григорович) († 1760; по др. сведениям, 1759), схиархим. Михаил (Галушко, † 1961), архим. Арсений (Митрофанов) († 1859), архим. Герман (Клица) († 1890), архим. Иоиль (Озерянский) († ок. 1687-1688), архим. Рафаил (Мокренский) († 1765), архим. Софроний (Смирнов, † 1921), архим. Трифон (Скрипченко, † 1939), архим.

http://pravenc.ru/text/1470233.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЕВФИМИЙ (Любимченко Евстафий; 1795, Зеньковский у. Полтавской губ.- 7.02.1866, Глинская пуст.), схим. Глинский, прп. (пам. 9 сент.). Происходил из вольноотпущенных дворовых людей некоего помещика по фамилии Сумма. Не позднее 1818 г. поступил в Глинскую в честь Рождества Пресвятой Богородицы мужскую пустынь После неск. лет послушаний (кухня, хлебопекарня и др.) стал келейником настоятеля игум. прп. Филарета (Данилевского) , заветы к-рого передавал впосл. молодым монахам обители. Между 1818 и 1827 гг. был пострижен в рясофор, в 1827 г. определен на пономарское послушание с поручением ключей от храма и хранилища церковных сборов. 20 дек. 1832 г. игум. Филаретом был пострижен в мантию с именем Евфимий. Прп. Филарет предлагал Е. принять священный сан и должность духовника братии, но тот отказался, избегая поводов к честолюбию. Впосл., проявляя смирение, прислуживал как пономарь своим ученикам-иеромонахам. Согласно послужному списку, в 1853 г. Е. не проходил пономарского послушания по болезни, в 1854 г. был уволен за штат, а в 1855-1857 гг. «временно пономарил». В 50-х гг. XIX в., во время пребывания за штатом, тайно принял постриг в схиму с оставлением прежнего имени. Вероятно, причиной увольнения за штат послужила необходимость пострига братии за неимением вакансий. Этот факт подтверждают свидетельства о беспрерывном 30-летнем служении Е. Особенности подвижнической жизни Е. в основном остались сокрыты, за исключением нек-рых, рассказанных для наставления обращавшимся к нему инокам. Так, в борьбе с блудными помыслами Е. обвязал тело узловатой бечевкой, кожа под к-рой впосл. воспалилась, веревка присохла. Спал немного в кресле с сосновыми ветками, к-рые кололи его тело. Ночь проводил в молитве в лесу или в монастырском саду. Выкапывал в лесу редкие цветы и кустарники, высаживал их на территории обители. Также он приносил из леса ветки сосен и траву, украшая ими свою келью, зимой обкладывал сушеной травой, мхом пол и стены. Занимаясь цветоводством, стяжал дар молитвы и внутренней сосредоточенности.

http://pravenc.ru/text/187692.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АНАСТАСИЙ († 1873), иером., духовник Глинской в честь Рождества Пресв. Богородицы пуст . А. поступил в Глинскую пуст. ок. 1820 г. и 21 год находился под духовным руководством настоятеля игум. Филарета (Данилевского) , при к-ром, возможно, был казначеем. Игум. Филарет, стремясь к уединению, просил А. принять на себя настоятельскую должность, однако А. не согласился. Впосл. А. стал братским духовником, многие глинские подвижники были его учениками, в их числе монахи Мартирий (Кириченко) , Петр (Лешенко) и др. О высоте нравственной жизни и духовной опытности А. свидетельствует и то, что более 20 лет его советами руководствовался известный святостью жизни глинский старец Архипп (Шестаков) . Лит.: Глинская пустынь: Очерк совр. состояния обители. Од., 1901. Ч. 1. С. 34; Жизнеописание Глинского подвижника схим. Архиппа. Од., 1902. С. 20; Жизнеописание игум. Филарета, возобновителя Глинской общежительной пустыни Курской епархии. Од., 19053. С. 120-121; Глинский подвижник монах Петр//ЖПодв. Апрель. С. 182; Иассон, игум. Подвижник Глинской Рождество-Богородицкой пустыни старец монах Мартирий. Курск, 1910. С. 19-20; Иоанн (Маслов), схиархим. Глинская пустынь. М., 1996. С. 317. Н. В. Маслов Рубрики: Ключевые слова: АНДРОНИК (Лукаш Алексей Андреевич; 1889-1974), схиархим., старец Глинской в честь Рождества Пресв. Богородицы пуст.

http://pravenc.ru/text/114830.html

Согласие Где согласие и повиновение друг другу о Господе, там радость, мир, любовь и всякое благо (Игумен Филарет (Данилевский) Наставления//Жизнеописание игумена Филарета, возобновителя Глинской общежительной пустыни Курской епархии. 3-е изд, Одесса, 1905, с.42). Согласие – от духовного сердца и духовного мудрования (1, с.357). Читать далее Источник: Духовные рассуждения и нравственные уроки Схиархимандрита Иоанна Маслова/Под ред. Н.В. Маслова. – Москва : Самшит-издат, 2011. – 816 с., илл. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/d...

Митрополит Вениамин (Федченков) О богослужении православной церкви. М., 1999. С. 300. 165 Лихачев Д. С. Поэтика древнерусской литературы. 3-е изд. М., 1979. С. 271–272. 166 Там же. С. 272. 167 Лихачев Д. С. Поэтика древнерусской литературы. 3-е изд. М., 1979. С. 272. 168 См. интересные наблюдения по этому поводу у И. Н. Данилевского: Данилевский И. Н. Библия и Повесть временных лет (К проблеме интерпретации летописных текстов)//«Отечественная история». 1993. 169 Алексеев А. А. Текстология славянской Библии. СПб., 1999. С. 198. 170 Ср.: «Человек, виноватый в пролитии человеческой крови, будет бегать до могилы, чтобы кто не схватил его» (Притч. 28; 17). 171 Данилевский И. Н. Библия и Повесть временных лет (К проблеме интерпретации летописных текстов)//Отечественная история. 1993. С. 88. 172 Там же. С. 86–87. 173 Данилевский И. Н. Библеизмы Повести временных лет//Герменевтика древнерусской литературы вв. Сб. 3. М., 1992. С. 94–95. Ср.: «И пошел царь и люди его на Иерусалим против Иевусеев, жителей той страны; но они говорили Давиду: «Ты не войдешь сюда; тебя отгонят слепые и хромые», – это значило: «не войдет сюда Давид». Но Давид взял крепость Сион. И сказал Давид в тот день: всякий, убивая Иевусеев, пусть поражает копьем и хромых и слепых, ненавидящих душу Давида. Посему и говорится: слепой и хромой не войдет в дом [Господень]» (2 Цар. 5; 6–8). 174 Кусков В. В. Исторические аналогии событий… С. 68. 175 См.: Данилевский И. Н. Библеизмы Повести временных лет//Герменевтика древнерусской литературы вв. Сб. 3. М., 1992. С. 75—103. 176 Ни в коем случае нельзя согласиться с предложенным И. Н. Данилевским их наименованием «книги жизни». «Книга жизни» одна, она фигурирует в «Апокалипсисе» Иоанна Богослова, в нее записываются души праведников Высшим Судьею на Страшном суде (Ап.20.12,15). 177 Более подробно см.: Ужанков А. Н. «Совестные книги» Древней Руси (Русское летописание и Страшный суд)//Россия XXI. 1999. С. 138–177. 178 Ужанков А. Н. Святые страстотерпцы Борис и Глеб: К истории канонизации и написания житий//Древняя Русь: Проблемы медиевистики. 2000. С. 28–50; 2001. С. 37–49. 179

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=994...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010