Афонские традиции – Сегодня в Глинской пустыни возрождается афонский устав по древнему образцу. Насколько он отличается от устава других монастырей? – Поначалу важно было возродить монашескую жизнь, и поэтому совершались богослужения по такому же уставу, что и в приходских храмах. Добавлялись только повечерие, полунощница, а службы совершались ежедневно. Теперь богослужебный ритм такой, как в период второго открытия обители. Но есть желание и стремление возродить дореволюционный устав Глинской пустыни. Мне удалось найти в Петербурге рукопись самого преподобного Филарета. Мы сняли с нее копию, изучали этот документ, но многое было непонятно. Однако когда попали на Афон , то увидели, что там всё в точности так соблюдается до сих пор. Все эти мелочи – и по трапезе, и как на службу братию созывать, и распорядок. Будем надеяться, что здесь этот устав возродится в полной мере. Протоиерей Александр Чурочкин и Александра Драчева – Почему в Глинской пустыни действовал именно этот устав? – Это связано с именем преподобного Феодосия Молченского. Он жил в веке – время для Русской Православной Церкви крайне неблагоприятное. Реформы Петра I, секуляризация церковных имуществ привели к закрытию монастырей. Монахов считали тунеядцами и переводили их на другие работы. Постригали только калек и пожилых людей. Однако в Молдавии и Валахии, которые находилась тогда под властью турок, условия были более благоприятные. Монастыри, поддерживая тесную связь с Афоном, славились высотой уровня монашеской жизни и именами старцев. Именно туда отправился уроженец города Глухова Феодосий (в миру Феодор Маслов), где впоследствии стал настоятелем Тисманского монастыря. Потом отец Феодосий перешел с братией к нам сюда – в Софрониеву пустынь – и принес оттуда Афонский устав. Он постриг будущего преподобного Филарета (в миру Фому Данилевского). Преподобный Филарет был с 16 лет уставщиком Софрониевой пустыни и афонский устав знал досконально. Когда братия Глинской пустыни его выбрала себе настоятелем, он принес с собой традиции своей обители. Однако в Софрониевой пустыни старчество вскоре угасло, а в Глинской оно расцвело и передалось отсюда в 12 других монастырей Российской империи.

http://pravoslavie.ru/105768.html

( < < back) < >< back) > < >< back) > Игумен Филарет Глинский (Данилевский; 1777–1841). Ученик великих старцев — сподвижников Паисия (Величковского): иеросхимонаха Василия Белобережского (Кишкина; 1745–1831) и архимандрита Феодосия Молдавского (Маслова; 1720–1802). Настоятель и возобновитель Глинской пустыни, восстановитель ее духовных традиций. От него ведет свое начало глинская линия русского подвижничества. Частым собеседником о. Филарета во время многократных визитов в столицу по делам обители был свт. Филарет Московский (Дроздов). Архиепископ Антоний Воронежский был его духовным другом и наставником. Сподвижником его был известный аскет — 100-летний старец Феодот Глинский (Левченко). Среди учеников Филарета Глинского — знаменитый миссионер прп. Макарий Алтайский (Глухарев; 1792–1847), прп. Иоанн Святогорский Затворник (Крюков; 1795–1867) и многие другие известные подвижники. ( < < back) Святитель Нектарий Эгинский (Кефала; 1846–1920) — митрополит Пентапольский (Греция), молитвенник и чудотворец. К его мощам на о. Эгина съезжаются паломники со всех концов мира. Почитание святителя на родине сравнимо с почитанием в России прп. Серафима Саровского и прав. Иоанна Кронштадтского. Жизненный путь гонимого праведника был многоскорбен, ныне же он широко известен многочисленными чудесами и исцелениями. Особую помощь святой оказывает людям, страдающим онкологическими заболеваниями. Свт. Нектарий канонизирован Греческой Православной Церковью в 1961 г. ( < < back) Архиепископ Феофан Полтавский, Новый Затворник (Быстров; 1873–1940) — ректор Санкт-Петербургской Духовной Академии, магистр богословия. Владел одиннадцатью языками. Хиротонисан во епископа в 1909 г. С 1906 по 1910 год духовник Государыни Императрицы. С 1920 г. в эмиграции. Скончался затворником в пещере, во Франции. Ревностный борец за чистоту православия. Богословские труды вл. Феофана до сих пор полностью не опубликованы. Игум. Серафим (Кузнецов). Православный Царь-Мученик, «Паломник», М., 1992 — сс. 160, 518, 521; Ричард (Фома) Бэттс. Духовник Царской Семьи. М., 1996.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=521...

Москва: Христианское издательство 1992, с. 19. 173 Из высказываний И.С. Аксакова о Русской Церкви//Владимир Соловьев. О христианском единстве…, с. 171–172. 174 Кирилл митрополит Смоленский и Калининградский, председатель Отдела внешних церковных сношений Московского Патриархата. Предисловие//Прот. Николай Балашов. На пути к литургическому возрождению. М., 2001, с. 3. 175 Прот. Николай Балашов. Введение//Там же, с. 6–7. 176 Сергей Аверинцев. Будущее христианства в Европе…, с. 402. 177 Ранние отцы Церкви. Антология. Брюссель: Жизнь с Богом, 1988, с. 22. 178 Там же, с. 22–23. 179 Владимир Соловьев. Великий спор//Владимир Соловьев. О христианском единстве…, с. 72, 74. 180 Владимир Соловьев. Ответ Н. Я. Данилевскому//Владимир Соловьев. О христианском единстве…, с. 77, 79. 181 Владимир Соловьев. История и будущность теократии. Предисловие//Владимир Соловьев. О христианском единстве…, с. 96. 182 Коран, 2, 212–215. 183 Письмо Председателя ОВЦС МП митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла… 184 Валентина Чеснокова. Должно ли стать православие государственной религией России?//Отечественные записки, 1, 2001, с. 64–65. 185 Митрополит Филарет (Дроздов). Слово по освящении храма Благовещения Пресвятыя Богородицы в Кафедральном Чудове монастыре, 844 года, декабря 3-го дня. 186 Е. Сморгунова. Николай Голицын и его полемическое сочинение о соединении Церквей//Символ 41, июль 1999, с. 131–132. 187 Там же, с. 76. 188 В. Пельц. М.Н. Гаврилов.//Символ 41, июль 1999, с. 317–322. 189 Письмо Председателя ОВЦС МП… 190 В.С. Соловьев. О христианском единстве…, с. 169. 191 Зеньковский В. Апологетика. Рига 1992, с. 187. 192 Александр Гаврилин (историк, профессор Рижского университета). Архиерейское управление: абсолютизм или соборность?//Вестник русского христианского движения. 183. Париж — Нью-Йорк — Москва, 2001, с. 202. 193 В.С. Соловьев. О христианском единстве…, с. 195. 194 Там же. 195 Указ Московской Патриархии преосвященному митрополиту литовскому и виленскому Елевферию от 27 декабря 1935 г.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=104...

иноков. Казначей пустыни подал Курскому архиеп. Феоктисту (Мочульскому) рапорт с клеветой на старца, архиерей повелел В. покинуть епархию. Лишь после вмешательства высокопоставленных лиц, почитавших В., архиеп. Феоктист пересмотрел дело и изменил решение, клеветники были наказаны, В. вернулся в Глинскую пуст. Вскоре в пустынь был назначен новый настоятель - иером. Филарет (Данилевский). Совместными трудами иером. Филарета и В. монашеская жизнь в Глинской пуст. стала налаживаться, но в сер. 20-х гг. XIX в. В. вновь был оклеветан. В 1827 г. старец перешел в Площанскую пуст., сблизился с ее благочинным прп. Макарием (Ивановым) , у к-рого исповедовался до своей кончины. В окт. 1829 г., во время рубки деревьев, В. упал и неск. часов находился без сознания. Очнувшись, он принял таинство Елеосвящения, причастился Св. Таин и предсказал, что скончается через 18 мес. Затворившись в тесной келье, старец начал готовиться к смерти, он стяжал непрестанную молитву, в праздничные дни причащался в келье Св. Таин. Незадолго до кончины В. вновь стал принимать для духовного назидания всех желающих, говоря, что ему «нужно со всеми примириться и у всех испросить прощения и молитв». В. был погребен в Площанской пуст., напротив алтаря Казанской ц. После 1917 г. почитание старца не прекратилось, ежедневно к его могиле приходили многочисленные паломники. 16 нояб. 1924 г. губ. комиссия по вскрытию мощей сделала попытку уничтожить захоронение В., на монастырском кладбище были вскрыты могилы, из земли извлекли часть останков и увезли в Брянск. В кон. 40-х гг. паломничество к могиле В. возобновилось. По сообщениям властей, в 50-х гг. «на месте бывшего Площанского монастыря… верующие… берут песок с могилы «святого» монаха и воду из источника» (ГА Брянской обл. Ф. 2889. Оп. 2. Д. 6. Л. 47). В апр. 2002 г., при раскопках фундамента собора в Площанской пуст. были обнаружены останки В., началась подготовка к его канонизации. Существует портрет подвижника, написанный в 10-х гг. XIX в. по заказу Воронежского еп.

http://pravenc.ru/text/150713.html

Влияние на нравственное состояние общества. Благодаря старчеству Глинская пустынь занимала особое место по своему воздействию на жизнь России. Своей подвижнической деятельностью Глинские старцы оказывали влияние на все слои общества. За советом и наставлением к ним обращались не только многочисленные паломники со всех концов России, но и государственные мужи и сами императоры. Так, в XVIII веке князь Александр Данилович Меншиков часто посещал Глинскую обитель и вопрошал ее старцев. В XIX веке императоры Александр I, Николай I, императрица Елизавета лично встречались с Глинским настоятелем игуменом Филаретом (Данилевским) и обращались к нему за советом и благословением. Император Александр I присылал игумену Филарету книги, чтобы узнать его мнение об их содержании. Обитель пользовалась покровительством императора Александра II и великой княгини Марии Николаевны. За советом к Глинским старцам обращались князь А.А. Суворов – внук генералиссимуса А.В. Суворова, граф А.Н. Толстой, графиня А.А. Орлова-Чесменская, граф СП. Потемкин. Глинские просветители в течение столетий служили этой цели, словом и делом оказывали благодатное влияние на нравственное состояние российского общества. Глинский игумен Филарет в двадцатых годах XIX века выступил против распространенного тогда среди высшего светского общества и части белого духовенства еретического мистицизма, противного духу Православной Церкви, и в дискуссии с еретиками, которая состоялась в Санкт-Петербурге, успешно отстоял Православие и святоотеческое учение. Глинский иеромонах Порфирий в середине XIX века протестовал против откупной продажи спиртных напитков, которая приводила к спаиванию народа. Он посылал по этому поводу письма к императору Александру II, и в результате откупная продажа спиртного была запрещена. Воспитывающей духовной силой обладали и богослужения Глинской пустыни. Они были той духовной школой, в которой получали православное воспитание слушатели разных слоев русского общества. По образному выражению протоиерея Сергия Четверикова , «Глинская пустынь – это своеобразный духовный университет, учивший не внешним познаниям, но воспитывающий чувства в разуме истины». 15

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

Впоследствии отец Василий совершил «большой подвиг странствования». Он жил в Свенском, затем Рыхловском монастыре, «оттуда предпринял нечто вроде миссионерского пути и прошел до Дона, был в Ливнах, Задонске, Воронеже», был также начальником Кременецкого монастыря. «Отец Василий оставался в каждом монастыре столько времени, сколько нужно было для водворения там строгого устава». Наконец, он вернулся в Коренную пустынь, а в 1816 г., стремясь к безмолвию, перешел в Глинскую. Здесь вместе с братией он молился Матери Божией о даровании обители духовно опытного настоятеля. По молитвам старцев в 1817 г. настоятелем Глинской пустыни был назначен известный подвижник отец Филарет (Данилевский) . С радостью встретил отец Василий старца Филарета и всячески содействовал ему «в деле духовного руководства и введения строгого Афонского устава». Один из купцов, посещавших Глинскую пустынь, рассказывал: «Однажды по домашним обстоятельствам я был у отца Василия в келии. После продолжительной беседы старец повел меня к своему ученику в пустыньку, где была пасека и несколько колодок меду. Пустынник, пожелав нас угостить, предложил свежего меду. Старец Василий, в свою очередь, просил меня откушать меду. Я сказал ему: “Прости, батюшка, по болезни желудка я не могу есть меду”. Старец приподнялся со своего места; помолясь Богу, благословил мед и приказал мне, отложив всякое сомнение, есть мед и сам со мной вкушал. Что же из этого вышло? Вместо болезни я почувствовал в своем желудке большое облегчение и с того времени, по молитвам старца отца Василия, стал совершенно здоров» 20 . Литература Иоанн (Маслов) , схиархимандрит. Глинский патерик. М., 1997. С. 121–124. Иоанн (Маслов) , схиархимандрит. Глинская пустынь. История обители и ее духовно-просветительная деятельность в XVI–XX веках. М., 2007. С. 133. Преподобный Макарий (Шаров) (1801–1894) благочинный Глинской пустыни Память 9/22 сентября К числу светильников Глинской пустыни принадлежит старец иеросхимонах Макарий 21 . Он прославился как старец-духовник, имевший многочисленных духовных чад. Высокая духовная жизнь старца была известна по всей России, за советом к нему обращались не только монашествующие, богомольцы, но и многие архипастыри. Ему являлся ангел Божий, были и другие благодатные видения. «При жизни преподобный Макарий известен был многочисленными исцелениями, которые продолжаются и после его смерти. Приснопамятный старец скончался в 1864 году, но память о нем живет доныне и, благодаря происходящим от мощей его исцелениям, постепенно распространяется» 22 .

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Во время русско-турецкой войны (1877-1878) в Глинской пустыни был устроен большой лазарет для раненых воинов, в основном гвардейских полков, которых содержали за счет обители. В 1914 году, во время первой мировой войны , в монастыре был устроен лазарет. Медикаменты, кровати, белье были заготовлены на средства обители. Ухаживали за ранеными солдатами монахи под руководством опытного инока-фельдшера. При обители был устроен санаторий для воинов, нуждавшихся в отдыхе после лечения, а также приют для детей погибших (на 15 мальчиков). Для увечных солдат были оборудованы столярная, сапожная и швейная мастерские. В Курске на средства епархиальных монастырей был оборудован госпиталь. 20% средств на его содержание обеспечивала пустынь. На оборудование другого госпиталя (в Знаменской роще Курского монастыря) только в 1914 году Глинская пустынь пожертвовала более 2 тыс. рублей. В 1915 году в гостинице Глинской пустыни проживало ок. 60 тыс. беженцев. Они получали бесплатные обеды, бесплатно пользовались одеждой, обувью, лекарствами, многим из них были выданы деньги. В 1915-1916 гг. на нужды Красного Креста пустынь пожертвовала 10 тыс. р., часть этих денег была направлена на расходы по устройству быта беженцев. В 1915 г. на фронт были направлены иеромонахи обители, в 1915 - 1916 гг.- 75 послушников. Для нужд походных храмов Глинская пустынь передала в Курскую духовную консисторию ризницу с иконами, книгами и облачениями общей стоимостью до 600 рублей. Просветительская деятельность Библиотека пустыни считалась лучшей в Курской епархии. Если в 1802 г. она насчитывала 117 книг, то в 1910 г.- более 2 тыс. литургических, богослужебных и аскетических книг. Глинская пустынь известна своей издательской и просветительской деятельностью, начало которой положил игум. Филарет (Данилевский) . Помимо наставлений монашествующим и уставов он вел обширнейшую переписку (в год писал более 750 писем ), составлял нотные книги. В журнале « Странник » печатались духовно-назидательные книги глинского иером. Порфирия (Левашова) (+ 1868): «О воспитании девиц в духе истинно христианском», «Взгляд на монашество», «О причинах раскола», «Беседа со старообрядцами», «О бессмертии». Игум. Иасон известен как составитель жизнеописаний глинских старцев: схиархим. Илиодора, мон. Феодота, мон. Мартирия, схим. Евфимия, мон. Досифея и других, вошедших в многотомное изд. «Жизнеописания отечественных подвижников благочестия 18 и 19 веков». С конца XIX в. обитель издавала духовно-просветительскую литературу, в 1901-1910 годах - жития старцев Глинской пустыни, а также бесплатные «Глинские листки», «Глинские Богородицкие книжки», которые поступали в школьные библиотеки . В 1908 году при Глинской пустыни был открыт миссионерский кружок во имя ап. Иоанна Богослова для борьбы с сектантством.

http://drevo-info.ru/articles/13672332.h...

Через некоторое время обстоятельства сложились так, что Иоанн вернулся к изразцовому делу, в котором весьма преуспел и даже смог открыть свою мастерскую. Прожив в браке более десяти лет, он овдовел бездетным. Вскоре скончался его отец. Видя в этом Промысл Божий, Иоанн, обеспечив всем необходимым свою мать и, наконец, выпросив у нее благословение на поступление в монастырь, получил увольнительную бумагу от Курского мещанского общества и закрыл все дела по платежам и подрядам. На благословение он получил от матери медный литой крест. Как пишет А.Ф. Ковалевский, «крест этот был с тех пор неизменным спутником его жизни: он носил его всегда на груди, на толстой и тяжелой железной цепи. Нужно сказать, что в то же время сделал он себе из толстаго шиннаго железа вериги, состоявшия из пояса и наплечников, весившия около полпуда, которыя, возложив на себя для усмирения и умерщвления своей плоти, носил затем постоянно». Преподобный Филарет (Данилевский)      Тридцати восьми лет, освободившись от мирских привязанностей, Иоанн после паломничества в Киев пришел в Глинскую пустынь, где был принят в августе 1833 года ее настоятелем, в то время иеромонахом, а затем игуменом Филаретом (Данилевским), прославленным впоследствии в лике преподобных старцев Глинских. Вначале ему дали послушание помощника гостиничного, а затем, после обучения печному делу, – он стал печником. В Глинской же пустыни по благословению духовника освоил, наконец, и грамоту. Через несколько лет Иоанна перевели на трапезное послушание, а затем назначили экономом монастыря. Любое послушание он исполнял с усердием; вернувшись же в келью, все свободное от трудов дневное время и значительную часть ночи посвящал молитве. Достаточно быстро после поступления в обитель он был пострижен в рясофор. А 22 июня (ст. с) 1840 года был совершен его постриг в мантию с наречением имени Иоанникий. Успенская Святогорская пустынь      Через 11 лет, вме­сте с ча­стью Глин­ской бра­тии во гла­ве с каз­на­че­ем иеро­мо­на­хом Ар­се­ни­ем, назначенным настоятелем, он был переведен во вновь открытую после упразднения Успен­скую Свя­то­гор­скую пу­сты­нь. Кроме отца Иоанникия в Святогорскую пустынь пришли иеромонахи Феодосий и Анатолий, иеродиакон Дамаскин, рясофорные монахи Григорий, Косьма и Стефан (впоследствии архимандрит Герман, преемник отца Арсения в настоятельстве), иеромонах Киприан, бывший братский духовник, иеромонах Серапион и другие.

http://pravoslavie.ru/123427.html

Здесь и далее в угловых скобках — позднейшие вставки архимандрита Михея, сделанные на отдельном листе. Святогорский Успенский мужской монастырь (Донецкая область). Время основания достоверно неизвестно. В 1787 г. указом Екатерины II монастырь был упразднен, земли отошли в казну. Вскоре владельцем Святогорья стал князь Г.А. Потемкин. Главные храмы были обращены в приходские, остальные разобраны и увезены. В 1844 г. монастырь был восстановлен благодаря стараниям Т.Б. Потемкиной (урожденной Голицыной), жены владельца Святогорья А.М. Потемкина. В последующие десятилетия монастырь достиг небывалого расцвета и стал одним из первых в империи. В 1922 г. был закрыт, храмы почти полностью разрушены. В 1992 г. передан Церкви. В 2004 г. получил статус лавры. Игумен Филарет (Данилевский; 1777–1841). Родился на Западной Украине в семье казаков. Подвизался в Киево-Печерской Лавре и в Молченской Софрониевой пустыни. С 1817 г. настоятель Глинской пустыни. Написал ее устав. При нем, по словам святителя Филарета (Дроздова), «пустынь стала процветать благодатью». В 2008 г. канонизирован Украинской Православной Церковью. Ошибка памяти автора письма: в 1913 г. настоятелем был уже архимандрит Нектарий (Нуждин). См. о нем ниже. По другим сведениям, принял схиму с именем Иоанникий в 1906 г. В «Глинском патерике» обстоятельства снятия с должности предпоследнего до революции наместника монастыря изложены иначе. На официальном сайте Глинской пустыни данные о дальнейшей судьбе бывшего настоятеля противоречивы: с одной стороны, сказано, что сведений об этом нет, с другой — 1912 г. указан как год его кончины, а не только снятия с должности. Архимандрит Нектарий (Нуждин; 1863–?). В 1912–1922 и в 1942 гг. настоятель Глинской пустыни. Родился в мещанской семье. В 1894 г. принял монашеский постриг, с 1901 г. — иеромонах. Точная дата кончины неизвестна. По другим сведениям, жил в Путивле, тайно принимая духовных детей на исповедь и каждую ночь совершая Литургию. Архимандрит Таврион (Батозский; 1898–1978) родился в Харьковской губернии. В Глинской пустыни с 1913 г. После ее закрытия стал келейником епископа Рыльского Павлина. С 1929 по 1935 г. в Вишерских концлагерях. В 1940 г.— новый арест. Освобожден в 1956 г. С марта 1957 по январь 1958 г. настоятель Глинской пустыни. Снят с должности настоятеля и переведен в Почаевскую Лавру. Впоследствии служил в Уфе, в Ярославской области. С 1969 г. духовник Спасо-Преображенской женской пустыни в Латвии. Личность архимандрита Тавриона оценивается неоднозначно. Многочисленные поклонники говорят о необходимости его прославления. Летописец Глинской пустыни схиархимандрит Иоанн (Маслов) оценивал его деятельность негативно. См. также: Каверин Н. Для чего добиваются канонизации архимандрита Тавриона (Батозского)?//Благодатный огонь. 9.

http://pravoslavie.ru/47783.html

В конечном счете он попросил о помощи митр. Филарета (Дроздова) и подал прошение о переводе. Его перевели в Кострому, где он стал архимандритом (1821), настоятелем Богоявленского монастыря и ректором семинарии. Здесь у него сложились благоприятные отношения со студентами, которым очень трудно жилось в атмосфере, сильно напоминающей бурсу: недосыпание, недоедание, зубрежка. Между учениками и учителями периодически происходили конфликты, в которых архим. Макарий, как правило, бывал на стороне учеников. Поскольку о. Макарий не видел в себе сил вселить Дух Христов в семинарии, он мучительно тяготился не только управлением, но и самим преподаванием. В начале 1824 г. он подал прошение об увольнении на покой по болезни (у него начинался туберкулез). В том же году он был освобожден от должности ректора семинарии и переведен в Киево-Печерскую Лавру. Но в Лавре он не нашел того, чего искал, — атмосферы, благоприятной для духовного роста, и через некоторое время перебрался в Китайскую пустынь, а затем и в Глинскую пустынь, где настоятелем в тот период был старец Филарет (Данилевский). Глинский монастырь в то время был одним из очагов духовного возрождения: «Это школа Христова; это одна из светлых точек на земном мире, в которую, дабы войти, надлежит умалиться до Христова младенчества» С. 112]. Здесь архим. Макарий учится смирению: строгий афонский иноческий устав, настоящая духовная жизнь — путь старчества. Об этом времени он писал впоследствии: «Вселял в себя слово Христово изобильно». Отец Макарий начал всерьез заниматься переводческой деятельностью — он переводил творения святых отцов на русский язык: «Исповедь» блаженного Августина, «Лествицу» прп. Иоанна Лествичника, «Беседы» святителя Григория Великого, «Огласительные слова» прп. Феодора Студита, а также писал духовные стихи. Он как бы уходит от жизни, пытаясь войти в высокий духовный ритм пустыни. «От молитвы рождается любовь ко Христу, от любви ко Христу новая молитва рождается, — писал он, — тогда влагается в уста души новая песнь; любовь же Божественная изливается в сердце Духом Святым, Которого Отец Небесный посылает, во Имя возлюбленного Сына Своего Иисуса Христа всякому человеку сердцем верующему в правду и устами исповедающему и призывающему во спасение сие Имя Божественное и поклоняемое» С. 239].

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=525...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010