Преподобный Филарет (1777–1841) При старце Филарете (Данилевском) глухая, малоизвестная, бедная заурядная Глинская обитель начала славиться по всей России. Ее стали посещать не одни простые богомольцы, но и высокопоставленные особы. Настоятель отец Филарет радостно принимал паломников, всем давая спасительные наставления. В отеческих беседах его высказывалось много духовной опытности. Архимандрит Пимен в своих «Воспоминаниях» называет отца Филарета «одним из самых искусных и лучших настоятелей; его уважали не только (простые) монашествующие, но и самые иерархи». Старца Филарета знали многие великие подвижники. Он был знаком со святителями Филаретом (Дроздовым) и Антонием Воронежским. Глубокую любовь о Христе питал к нему преподобный Серафим Саровский . Случалось, что просивших благословения на вступление в монастырь преподобный Серафим посылал к старцу Филарету, указывая на Глинскую обитель, как на великую школу иноческой жизни. Известен, например, такой случай. Некто Авксентий, живший в Глинской пустыни, по малодушию своему и некоторым другим обстоятельствам, оставил монастырь и пришел в Саров к преподобному Серафиму. Тот, никогда не видав его и не зная, называл его по имени и, не ожидая вопроса с его стороны, сказал, чтобы он возвратился в Глинскую обитель. Но Авксентий решился идти во всякий другой монастырь, только не в тот, какой указывал ему святой старец. Провидя мысль Авксентия, преподобный Серафим сказал: «Нет на земле места, где бы тебя не посетил гнев Божий, кроме Глинской, – иди, тебя примут». Авксентий послушался и, принятый старцем Филаретом, через полгода трудовой и послушливой жизни, мирно отошел к Господу, предузнав и предсказав свою кончину. Так смотрел великий подвижник на обитель Глинскую, под мудро-отеческим управлением отца Филарета. Старец Филарет в свою очередь не мог не почитать великого Саровского подвижника. Уже одно то, что он удостоился видеть душу его, со славой возносимую ангелами на небо, показывает нам близкое взаимное духовное общение этих святых. Отец Филарет многим рассказывал о своем видении. Это было так. Ночью 2 января 1833 года после утрени, стоя на крыльце своей кельи, старец увидел сияние на небе и чью-то душу, ангелами с пением возносимую на небо. Долго смотрел он на это чудное видение, подозвал к себе некоторых братьев, тут случившихся, указал им на необыкновенный свет и, подумав, сказал: «Вот как отходят души праведных! Ныне в Сарове почил отец Серафим». Видеть сияние сподобились только отчасти двое из братьев. После узнали, что точно в ту самую ночь скончался преподобный Серафим.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

В 1802 г. смиренный Фома Данилевский пришел к старцу Феодосию, пал ему в ноги и просил принять его под духовное руководство. Старец с радостью принял Фому, увидев в нем избранника Божьего. В том же году Фома был пострижен в мантию и наречен Филаретом, а архимандрит Феодосий взял новопостриженного инока под свое духовное руководство. О. Феодосий предостерегал молодого инока от различных искушений, учил сопротивляться всяким худым помыслам, и открывал способы непрестанного творения умом в сердце Иисусовой молитвы. Старец также познакомил Филарета с Добротолюбием, где подробно объясняется наука о трезвении и молитве 204 . В 1802 г. архимандрит Феодосий отошел ко Господу, поручив до этого своего ученика руководству одного строгого подвижника, который на протяжении шести лет вел Филарета путем полного отсечения воли. В 1803 г. Филарет был рукоположен в иеродиаконы, а в 1806 г. в иеромонахи, после чего о. Филарету было поручено нести послушание благочинного монастыря. Но эти труды не отвлекали иеромонаха Филарета от молитвенного подвига. О. Филарет искал при случае любимого безмолвия, и в своей уединенной келье изучал учителей умно-сердечной молитвы, трезвения от помыслов и созерцательного жития в Боге. И Филарет по Божией благодати сподобился дара непрестанной умно-сердечной Иисусовой молитвы. Враг, видя преуспеяние подвижника Филарета, всячески нападал на него с великою яростью – искушал плотскими вожделениями, различными видениями пытался страшить его, наводил уныние и отчаяние, но благодаря благодати о. Филарет выходил победителем из этой жестокой брани 205 . И за эту борьбу Господь увенчал о. Филарета бесстрастием, наградил различными дарованиями, в числе которых был и дар духовного утешения. Несмотря на свою молодость перед другими старцами, о. Филарет был вполне духовным старцем – даже старшие по годам подвижники приходили к старцу Филарету со своими сомнениями и вопросами, и он каждому приходящему помогал советом, предостерегал, вразумлял и ободрял. В 1815 г. о. Филарету было предложено возглавить Софрониеву пустынь, но он отклонил это предложение, т.к. ему предстояло идти в Глинскую пустынь, нуждавшуюся в его духовной опытности.

http://azbyka.ru/otechnik/Paisij_Velichk...

Стоит припомнить, что это было время деятельности Пушкина, Лермонтова, Гоголя, Плетнева, Полевого, Аксаковых, начало литературной деятельности Тургенева, Григоровича, Гончарова, Некрасова, Достоевского, Островского. Сюда же нужно прибавить и такие имена, как Бенедиктов, Баратынский, Гнедич, Гребенка, Давидов, Даль, Дельвиг, Загоскин, Козлов, Кольцов, Кукольник, Лажечников, Одоевский, Сенковский, Тютчев, Хомяков. В области живописи достойны упоминания Айвазовский, бр. Брюлловы, Виллевальд, Иванов, Иордан, Клодт, Сверчков, Солнцев, Тим, Федотов; в области музыки: Алябьев, Бахметьев, Варламов, Вереговский, Глинка, Гурилев, Даргомыжский, Ломакин, Львов и др. Но и все вообще отрасли наук и знания имели в рассматриваемый период своих почтенных представителей. Из длинного ряда имен укажем некоторые всем известные. Таковы: Арсеньев, Афанасьев, Вантыш-Каменский, Богданович, Бодянский, Бунге, Буслаев, Буссе, Буяльский, Бычков, Беляев, Бэр, Востоков, Галахов, протоиерей Голубинский, протоиерей Горский, Грановский, Григорьев, Грог, митрополит Евгений, Забелин, архиеп. Иннокентий, архим. Иоакинф (Бичурин), Иноземцев, Казанский, Катков, Киреевский, Ковалевский, Коссович Куторга, Леонтьев, Лобачевский, архиеп., впоследствии митрополит Макарий, Милютин, Михайловский-Данилевский, Морошкин, Надеждин, Неволин, Неверов, Никитенко, Остроградский, протоиерей Павский, Парот, Пассек, Перевлесский, Пирогов, Погодин, Рождественский, Ровинский, Редкин, Сахаров, С. Соловьев , Спасский, знаменитый Сперанский, Срезневский, Устрялов, известный гр. Уваров, Ушинский, архиеп. Черниговский Филарет, митрополит Филарет Московский , Филарет, митрополит Киевский, Чистяков, Шмшков, Шульгин, Якоби и др. Даже русская сцена времени Императора Николая богата была такими выдающимися деятелями, как: Щепкин, Мочалов, Садовский, Артемовский, братья Каратыгины, Ленский, братья Самойловы, Мартынов. Если к этому присоединить имена всем известных военных деятелей времен Императора Николая то мы увидим, что во всех областях и сферах жизни государства в рассматриваемый период было довольно почтенных деятелей, имена которых перешли в потомство. Император Николай в сороковых годах нашего столетия мог уже сказать, что все эти деятели были подготовлены в его царствование. К этой же эпохе принадлежат уже немногие из ныне здравствующих деятелей, каков и наш непосредственный начальник – попечитель округа К. П. Яновский.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Vostorgo...

После усиленных миссионерских трудов слабое здоровье отца Макария совершенно расстроилось. В 1844 году он оставил миссию, получив в управление Волховский Троицкий монастырь Орловской губернии, где в 1847 году блаженно скончался. Последние слова великого подвижника-миссионера могут служить девизом православных миссионеров. Уходя с земли к незаходимому свету Христову, он сказал: «Свет Христов просвещает всех!» (137, 96). Настоятель Глинской пустыни игумен Филарет (Данилевский) : пример старческого руководства Игумен Филарет (в миру Фома Данилевский; 1777–1841) родился на Украине в семье казаков. До пострижения в монашество проходил разные послушания в Софрониевой пустыни. Здесь же был пострижен в монашество 1 де кабря 1802 года, возведен в иеродиакона 8 февраля 1803 года, в иеромонаха 5 февраля 1806 года. Он был определен настоятелем в Глинскую Богородицкую пустынь 11 мая 1817 года. Избрание иеромонаха Филарета настоятелем Глинской пустыни, во главе которой он стоял почти четверть века, согласно церковному преданию, совершилось по предуказанию Пресвятой Богородицы, Которая покровительствовала ему на протяжении всей его жизни. Этим объясняют и успех его настоятельст– вования, когда отец игумен за короткий срок сумел поднять духовно– нравственную жизнь братии и материальное благосостояние монастыря, не имевшего до этого часто самого необходимого: жилья, нужной одежды, пищи. Уже через три года настоятельства отца Филарета епископ Курский и Белоградский Евгений (Казанцев), благоговейно относившийся к этой обители, писал обер-прокурору Святейшего Синода: «…Глинская обитель лучшая в Курской епархии» (137, 64). Такая высокая оценка обители, ее широкая популярность среди народа стали возможны, во многом благодаря строгому общежительному Уставу, составленному игуменом Филаретом по чиноположению Святой Афонской Горы и введенному в монастырскую жизнь обители. Дело духовного воспитания иноков и приезжавших в обитель мирян богомудрый настоятель упрочил тем, что ввел в своей обители древний порядок иноческой жизни, отличающийся строгостью и точностью исполнения церковных правил. Он же учредил и особый порядок духовного руководства: Глинская пустынь стала одной из тех редких обителей, где старческое окормление было утверждено Уставом. Отец Филарет привел обитель в цветущее состояние через утверждение в ней старчества.

http://azbyka.ru/deti/pravoslavnoe-vospi...

Н. Самойлов, как историк, член общества истории и древностей российских, стремился к полноте и точности излагаемой в книге информации. Он обращался письменно к о. Филарету даже и с такими вопросами, как, например, «чем он может подтвердить свидание и разговор с императором Александром Благословенным? Отец Филарет отвечал ему, что его свидание с государем известно князю Александру Николаевичу Голицыну и многим другим, а о разговоре, записанном слово в слово, свидетельствует он сам (Филарет) своею совестию и долгом священства» (Дело архива Глинской пустыни 255) 24 . «Вместе с тем, – продолжает в предисловии к своей книге Н. Самойлов, – отец Филарет убедительно просил меня, чтобы описание сие было более в духовном слоге, ибо он желает передать его последующей братии сей пустыни в воспоминание» 25 . Книга Н. Самойлова состоит из двух частей. В первой части автор характеризует месторасположение пустыни, описывает предание о возникновении обители, обретение пчеловодами в бортном ухожье на сосне Чудотворной иконы Рождества Пресвятой Богородицы и целительного источника у корня сосны. Далее автор с исторических позиций рассматривает вопрос о том, кому и в какие годы принадлежала эта местность, излагает содержание некоторых высочайших императорских указов, связанных с историей пустыни; дает очень краткие сведения о настоятелях обители в конце XVIII века. Более обстоятельно раскрывается в книге период возрождения Глинской обители с приходом в нее отца игумена Филарета (Данилевского) . Первая часть заканчивается описанием храмов, их иконостасов и приделов, церковной утвари; особое внимание уделено описанию Чудотворной иконы Рождества Пресвятой Богородицы, даны сведения о ее размерах и украшениях. Во второй части книги Н. Самойлова характеризуются другие здания, воздвигнутые стараниями о. Филарета; названы имена благодетелей обители; описаны их щедрые пожертвования. Подробно рассказано о ходатайстве игумена Филарета перед императором Александром I об улучшении благосостояния Глинской пустыни, о встрече его с государем в 1821 году и императрицей Елизаветой Алексеевной в 1825 году. В заключение описаны особенности богослужения, уставных правил в Глинской пустыни, хотя, на наш взгляд, об этом следовало бы сказать значительно раньше. В целом же материал книги интересный и доступный, изложен в концентрированной форме.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/g...

ректорствовал в Севской, Уфимской и Тобольской семинариях. В 1813 г. назначен настоятелем Иосифова Волоколамского монастыря. Занимал должность инспектора в Петербургской, а затем в Московской духовных академиях, в последней с 1816 г. был ректором. В 1818 г. определен настоятелем Воскресенского Новоиерусалимского монастыря. В 1819 г. хиротонисан во епископа Калужского и Боровского. Будучи Калужским архиереем, он основал при Оптиной Пустыни скит во имя Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна. Занимал впоследствии другие кафедры (Рязанскую, Казанскую, Ярославскую и Киевскую). Преосв. Филарет поддерживал связь с Оптиной Пустынью в течение всей жизни. Состоял в близкой духовной дружбе с митрополитом Московским Филаретом. В частной жизни был строгим аскетом. С 1840 г. – в тайной схиме. По молитвам преосв. Филарета при жизни его и по смерти совершено немало чудес. – 68, 77, 130, 154, 156, 157, 276. Филарет – игумен, настоятель Глинской Рождество-Богородицкой пустыни. 1777 † 31 марта 1841. В мире Фома Данилевский, родился на Украине. Хорошо зная устав и пение, в юности исполнял обязанности канонарха и келейника у старца Трифиллия, настоятеля Дальних пещер в Киеве. После чудесного исцеления от болезни по молитвам Киево-Печерских угодников, пел на клиросе Великой церкви в лавре. В 1802 г. он пришел в Софрониеву пустынь к архимандриту Феодосию, который в этом же году постриг его в мантию. В 1803 г. посвящен в сан иеродиакона, в 1806 г. – в иеромонаха, с возложением послушания благочинного. В 1817 г. назначен строителем Глинской пустыни, которой управлял до смерти. При нем в обители был введен Афонский устав, старчество с откровением помыслов (в чем немало помогли старцы Василий и Феодот), построены здания по новому плану, основан ближний скит, увеличен штат братии. О.Филарет находился в духовном общении с Антонием, архиепископом Воронежским, Филаретом, митрополитом Московским, слепым Петром, преп. Серафимом Саровским . В Москве и Петербурге он вел борьбу с мистическим направлением в русской Церкви и полемику в защиту монашества.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Optins...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 Глинская пустынь, ок.1906-1910. Фото Я. Фесика Возрождение и расцвет Глинской пустыни связаны с настоятельством прп. Филарета (Данилевского) (1817 - 1841), при котором, по словам свт. Филарета (Дроздова) , пустынь «стала процветать благодатью» . По ходатайству еп. Курского Евгения (Казанцева) 24 августа 1821 года Синод утвердил общежительный устав Глинской пустыни, составленный прп. Филаретом по образцу правил Молченской Софрониевой пустыни , восходящих к уставам монастырей Афона . Устав Глинской пустыни состоит из трех отделов, включавших 36 глав. В первом определен порядок богослужения и трапезы. С 24 часов в Глинской пустыни читались утренние молитвы и полунощница , совершались утреня , лития , с 6 часов читался Акафист Пресвятой Богородице , с 8 часов совершалась литургия , с 16 часов - вечерня , лития, с 18 часов - повечерие с тремя канонами, читались молитвы на сон грядущим и помянник. Воскресное и праздничное бдение начиналось в полночь и продолжалось в Господские и Богородичные праздники (кроме чтения кондаков и икосов акафиста) пять часов, а в прочие праздники - четыре часа. В воскресенье, в 5 ч. утра, совершался соборный акафист Иисусу Сладчайшему . После литургии насельники попарно шли в трапезную, служился чин панагии . В монастыре был введен особый Глинский распев, партесного пения прп. Филарет не допускал. В пустыни совершались непрерывное чтение Псалтири и ежедневное поминовение по особому синодику. В 1-ю неделю каждого месяца совершалось освящение воды. Среди особенностей богослужения Глинской пустыни было ношение диаконами по храму дарохранительниц, каждение кациями (кадильницами с ручками). Второй и третий отделы устава регламентировали обязанности настоятеля, старшей и рядовой братии. Иноки не имели собственности, никого не принимали в кельях, с родственниками встречались изредка и только в гостинице. Каждый поступавший в обитель поручался для духовного окормления старцу , который назначал ученику келейное правило, послушания, ежедневно принимал исповедь и откровение помыслов. Помимо существовавших послушаний духовника и казначея прп. Филарет ввел в пустыни должности благочинного, ризничего, уставщика, экклисиарха, эконома, больничного, гостинника и др. Согласно 25-й главе, братию, не исполнявшую устава, удаляли из пустыни.

http://drevo-info.ru/articles/13672332.h...

Позднее, сделавшись настоятелем Тисманского монастыря в Валахии, о. Феодосий оказал продовольственную помощь российской армии, воевавшей с турками; этим он навлек на себя гнев турецких властей, и вынужден был искать убежища в Российской империи, где получил в управление Софрониеву пустынь. В год своего назначения настоятелем пустыни, старец ввел в ней устав афонских монастырей, употреблявшийся и в Молдавии. Отец Феодосий был другом прп. Паисия Величковского – уроженца Полтавы (1720), известного старца молдавских монастырей (†1794): сохранилось письмо, в котором прп. Паисий рассказывает о. Феодосию о своих трудах по переводу сочинений древних святых отцов на церковнославянский язык. В 1787 г. старца Феодосия возвели в сан архимандрита. Былые заслуги о. Феодосия перед российским войском помогли старцу отстоять права обители на ее угодья в то время, когда вокруг продолжалось начатое в 1764 г. изъятие земель монастырей Российской империи в фонд государства. В начале XIX в. в Софрониевой пустыни жили будущие известные подвижники соседней Глинской пустыни: игумен Филарет (†1841) и старец схиархимандрит Илиодор (†1879). Будущий игумен Филарет, в миру Фома Данилевский, проживавший сначала в Киево-Печерской Лавре, познакомился с зашедшими сюда иноками Софрониевой пустыни и был глубоко впечатлен рассказом гостей об их обители. После этого ночью Фома увидел во сне о. Феодосия, который звал юношу в пустынь. В 1802 г. Фома прибыл туда, и о. Феодосий сказал при встрече: «Сей брат упокоит душу мою. Душа моя благоволит о нем». Тогда же Фома принял в пустыни постриг с именем Филарет, в 1803 г. стал иеродиаконом, в 1806 г. – иеромонахом и благочинным обители. В 1815 г. о. Филарету предложили быть настоятелем пустыни, но он, по смирению, отказался. По просьбе иноков Глинской пустыни в 1817 г. о. Филарета назначили их настоятелем, каковым он и оставался до самой кончины. Будущий глинский старец схиархимандрит Илиодор, в миру Иоанн Голованицкий, также вначале был послушником Лавры, куда пришел после Отечественной войны 1812 г.

http://sobory.ru/article/?object=13952

Н.В. Маслов Часть I. Жизнеописания глинских старцев и характеристика их трудов Игумен Филарет (†1841), настоятель Глинской пустыни Игумен Филарет (Данилевский) , выдающийся настоятель Глинской пустыни, явился своеобразным живым звеном, связывающим Глинскую пустынь с Киево-Печерской Лаврой и Софрониевой пустынью, а через них с Афонским иночеством и заветами преподобного старца Паисия Величковского . 18 Отец Филарет по праву именуется духовным возродителем и возобновителем Глинской пустыни, поскольку им введено здесь множество духовных и внешних преобразований. Святость жизни игумена Филарета, его духовная сила особенно укрепили то огромное влияние, которое оказывала в течение почти четырех веков эта обитель на историю нашей страны, духовно-нравственную жизнь народа и в целом на русскую культуру. К настоящему времени составлено несколько жизнеописаний отца Филарета. Первое рукописное жизнеописание отца Филарета было составлено в 1829 г. известным учеником игумена Филарета преподобным Макарием (Глухаревым), впоследствии начальником Алтайской духовной миссии. Это жизнеописание хранилось в архиве Глинской пустыни еще в начале XX века, однако не сохранилось до наших дней. Второе жизнеописание игумена Филарета было составлено его учениками сразу же после кончины старца в 1841 г. С некоторыми сокращениями было издано в 1856 году («Жизнеописание игумена Филарета, настоятеля Глинской Богородицкой общежительной пустыни. СПб., 1856»), а в исправленном и дополненном виде – в 1892 году («Жизнеописание игумена Филарета, настоятеля Глинской Богородицкой общежительной пустыни. Курск. 1892»). В 1905 г. опубликовано третье издание жизнеописания отца Филарета, составленное глинским иноком Михаилом Кузьминым. (Жизнеописание игумена Филарета, возобновителя Глинской общежительной пустыни Курской епархии. Одесса, 1905). В конце XX века глинский подвижник схиархимандрит Иоанн (Маслов) на основе богатого архивного материала составил наиболее полное жизнеописание отца Филарета. 19 Особое внимание в этом жизнеописании уделено характеристике отца Филарета как возродителя истинного духовного руководства в Глинской пустыни, учредителя старчества, защитника чистоты Православия, автора книг и нот.

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

Ревностная попечительность о спасении братии побудила отца Филарета составить «Поучение к новопостриженному монаху». Это сочинение представляет собой сокровищницу духовных советов не только для иноков, но и для всякого православного христианина. В июне 1824 года последовал императорский указ – «Поучение к новопостриженному монаху» разослать во все епархии. «Поучение к новопостриженному монаху» переиздавалось трижды вместе с еще одним поучением отца Филарета «Новоначальному перед постригом» под общим названием «До и после пострига. Поучения монахам Глинского игумена Филарета». Перу отца Филарета принадлежат и другие труды. До самой кончины игумен Филарет ревностно исполнял свои настоятельские обязанности. Последнюю Божественную литургию он совершил в Неделю Торжества Православия Великим постом 1841 года. 31 марта 1841 года Игумен Филарет скончался. В тот день совершалось празднование Иверской иконе Божией Матери, которую он получил в благословение при переходе на настоятельство в Глинскую пустынь. Докладная записка, врученная Глинским настоятелем-строителем Филаретом (Данилевским) императору Александру I в С.-Петербурге 5 июля 1821 Курской епархии, Глинская Богородицкая пустынь, сверхштатняя и общежительная, по уединенному своему местоположению имеет величайшую удобность к успеению подвизающихся в монашеской жизни, а посему и привлекает к себе многих спастись желающих. А как по штату положенное семибратнее монашествующих число в ней очень малое, а также и выгоды очень скудны, ибо земля с лесом более двух тысяч десятин, бывшая монастырская, отобрана в казну и ныне находится под ведомством Леснаго правительства, пустыне же малая частичка оставлена в разных местах, по большей части болотистая и неудобная, и той только около тридцати десятин. Мельница ж хотя и имеется, но и оная мало пользы приносит, ибо весною и в большие дожди только работает. За всем же тем церковь и келлии пришли в ветхость и требуют починки, которые ныне хотя и поправляются, но слишком три тысячи пустынь задолжала. Для того в вышеписанных нуждах осмеливаюсь изъясниться и испросить как прибавления к нынешней порпорции лесной дачи двухсот двадцати десятин, так и прибавления ж, штатнаго двадцатибратняго положения, оставя пустынь общежительною и сверхштатнею. Как и прежде оная состояла.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010