Как некогда его наставник отец Филарет, отец Макарий посвятил себя исключительно аскетическим подвигам и изучению святоотеческих учений. Из любви к Богу отец Макарий готовился «к войне со своими страстями, миром и диаволом». По святоотеческим писаниям он разузнавал силы и козни врагов, способы борьбы с ними. Кроме святоотеческих сочинений, он читал все, что предоставляла лучшего тогдашняя богословская литература, русская и иностранная. Но особенно он любил читать Священное Писание, куда, как к своему источнику, отсылали его и святоотеческие, и богословские руководства. Прекрасное знание языков способствовало всестороннему пониманию им слова Божия, глубокому уяснению тайн спасения. Как и его наставник отец Филарет, отец Макарий всякое свое слово подтверждал Священным или отеческим писаниями и только то считал верным, православным, что находило в них основание. Он, неустанно читая и проникаясь «глаголами жизни вечной», изобильно вселял в себя слово Христово, старался им мыслить, чувствовать, говорить. Он считал Священное Писание «хлебом своим насущным». Его сочинения и особенно письма исполнены знанием Писания и текстов святых отцов. Собственные выражения подвижника близко напоминают подлинное слово Божие, так дышат они истинной, глубинной верой. Глубоко изучивший его жизнь и труды, отец Иоанн пишет, что отец Макарий «бывал в таком расположении души, что, будучи проникнут, с одной стороны, молитвенным духом, с другой – глубоким чувством непритворного смирения, ничего не хотел больше написать в утешение и назидание своим доброжелателям, как только слова Священного Писания, приличные их состоянию» (137, 161). Кроме подвигов монашеских, отец Макарий, пребывая в Глинской пустыни, общепонятно и убедительно говорил в храме поучения, преимущественно по праздникам, а в келии переводил Библию с еврейского языка на русский. Он также известен как лучший переводчик на русский язык «Лествицы», «Исповеди блаженного Августина , а также «Бесед св. Григория Двоеслова ». В 1829 году архимандрит Макарий составил описание Глинской пустыни, большая часть которого состояла из описания жизни настоятеля обители отца Филарета (Данилевского) .

http://azbyka.ru/deti/pravoslavnoe-vospi...

Содержание Воспоминания паломников о Глинской пустыни    Возрождение монашеской жизни в Глинской пустыни с 1942 г. до ее нового разгрома в 1961 г. теперь воспринимается, как краткая, но необычайно яркая вспышка. Во всем, что с этим связано ощутима тайна Божьего домостроительства, тайна древнего подвижничества. Составлявшие в то время собор старцев отцы Серафим, Серафим и Андроник предстают теперь не подобиями патериковых персонажей, а новым, самобытным — по обстоятельствам нашего времени — и, при этом, вневременным живым патериком. Это, всегда новое вино подлинного подвижничества во Христе, дано было не только для того, чтобы напоить исстрадавшихся от духовной жажды тогда, но и послужить образцом в нынешнем воссоздании русских монастырей.    В этой книге собраны воспоминания людей, в разной мере соприкоснувшихся с Глинской, но несомненно, оказавшихся в ней неслучайно, воспринявших ее свет, и живших, и живущих им долгие годы.    Глинская пустынь возникла в XVI веке в Курской губернии (теперь эта территория относится к Сумской области) на месте явления чудотворной иконы Рождества Пресвятой Богородицы. Явилась она на сосне, около которой поселился сначала один пустынножитель, потом к нему присоединились и другие. Впоследствии Глинская пустынь принадлежала разным монастырям, но даже получив самостоятельность, не выделялась среди других обителей до тех пор, пока в 1817 году не послан был туда из Софрониевой пустыни игумен Филарет (Данилевский). Прибыв в обитель, он нашел лишь несколько ветхих строений и 25 человек братии. Вдохновлённый примером и учением Паисия (Величковского), игумен Филарет стал поистине возобновителем и духовным основателем той обители, которая прославилась своим старчеством и широкой благотворительностью. Уже к концу XIX века в Глинской пустыни было 5 храмов (2 из них в скитах), 4 домовых церкви, 15 корпусов для насельников монастыря, 8 — при гостинице для богомольцев, трапезная, прачечная, больница с аптекой и многочисленные хозяйственные постройки (в том числе 4 водяных мельницы). Был при обители и Дом трудолюбия, где обучали до 50 мальчиков, преимущественно сирот. Насельников в обители было около 400. Почти всё, что составляло внешнюю славу обители, было снесено революционным смерчем. К 1942 году, когда на руинах прежнего великолепия снова затеплилась иноческая жизнь, Глинская пустынь имела лишь 1 домовый храм в здании больницы и «архиерейский» корпус. Самым замечательным в истории обители было то, что её иноки сумели пронести через все лишения и испытания страшных десятилетий и вернуть обители не славу былого благоустройства, а дух истинного подвижничества, старчества и служения миру. Это позволяет существование Глинской пустыни в краткий период — с 1942 до 1961, когда снова её закрыли, — принять как явление необычайной духовной силы, центром которого были старцы.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

Старцы и послушники великой обители покинули нас, перейдя в свою вечную Отчизну. Остались их ученики, и тех становится все меньше и меньше. Это последние нити, которые еще могут соединить прошлое обители с ее будущим, и если не возобновить традицию старчества, то, по крайней мере, сохранить воспоминание о ней. Многих монахов-изгнанников приняла в свое лоно Иверская земля. Иверские подвижники, мученики и преподобные дали им место рядом с собой, как своим братьям. Из Глинского монастыря Рождества Пресвятой Богородицы они пришли в страну жребия Божией Матери. Они всегда пребывали под Ее покровом. Придет время, и глинская братия вновь соберется вместе – не на земле, а на Небе. 57 Митрополит Крутицкий и Коломенский Николай (Ярушевич ; †1961), будучи председателем ОВЦС, с самого начала хрущевских гонений предпринимал энергичные усилия по предотвращению массового закрытия храмов и монастырей. Но безуспешно. В 1960 году по указанию Совета по делам Русской Православной Церкви он был уволен на покой и лишен возможности совершать богослужение. 13 декабря 1961 года митрополит Николай скончался в московской Боткинской больнице при невыясненных обстоятельствах. 58 Игумен Филарет (Данилевский; †1841) – почитаемый глинскими монахами всех поколений строитель и возобновитель Глинской пустыни после десятилетий ее упадка. Был настоятелем монастыря в течение почти четверти века – с 1817 по 1841 год. Игумен Филарет составил и ввел в обители строгий общежительный устав по образцу Афонского. Благодаря отцу Филарету Глинская пустынь стала одним из немногих российских монастырей, где уставом было утверждено старческое окормление. 64 Схимонах Иларион. На горах Кавказа. Беседа двух пустынников о внутреннем единении с Господом наших сердец, через молитву Иисус Христову, или Духовная деятельность современных пустынников. 2-е издание, исправленное и много дополненное. Баталпашинск, 1910. 72 Архимандрит Таврион (Батозский ; †1978) свой иноческий путь начинал в 1913 году в Глинской пустыни; в 1957 году он был назначен настоятелем этой обители по просьбе прежнего ее настоятеля – архимандрита Серафима (Амелина), которому, в силу весьма преклонного возраста, было уже тяжело управлять монастырем. 73 В 1958 году настоятелем обители вновь был назначен архимандрит Серафим (Амелин), а отец Таврион указом Святейшего Патриарха был переведен в Почаевскую Лавру. 74 См.: Преподобный Иоанн, игумен Синайской горы. Лествица. Степень 4. О преподобном Акакии. С. 117. Читать далее Источник: На пути из времени в вечность : воспоминания/архимандрит Рафаил (Карелин). - Саратов : Изд-во Саратовской епархии, 2008. - 589, с. : ил.; 21 см.; ISBN 978-5-98599-056-0 Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Rafail_Karelin...

ушел на покой, о чем сожалела братия Глинской пустыни. 1822 АСЕУ. Прошение настоятеля Глинской пустыни архимандрита Серафима (Амелина) от 5 февраля 1957 г. 1824 Там же. Прошение настоятеля Глинской пустыни архимандрита Серафима (Амелина) от 5 февраля 1957 г. 1827 Там же. Инвентарная опись имущества, находящегося в ведении монастыря Глинская Рождество-Богородицкая общежительная пустынь Шалыгинского района Сумской области по состоянию на 25 апреля 1957 г. 1828 Там же. Протокол объединенного собрания Сумского епархиального совета и собора старцев Глинской пустыни от 18 ноября 1957 г. 1830 Там же. В IV главе уже было сказано, что благочестивый игумен Филарет (Данилевский) не допускал в Глинской обители партесного пения, и ему следовали все Глинские настоятели. Отец Филарет считал, что «чем далее от естественного пения, чем искусственнее поставлена духовная пьеса, тем менее в ней истинного молитвенного духа… Громкие, потрясающие звуки, быстрые переходы голосов не должны иметь места среди смиренных монахов. Бог любит разумных молитвенников» (Жизнеописание игумена Филарета… С. 103). «Поэтому весь круг богослужебного пения Глинской пустыни до изменений, введенных о. Таврионом, сохранял древние церковные мелодии, в которых преобладало чувство, воодушевляющее молящихся в ту или иную минуту церковной службы» (Там же. С. 104). 1831 АСЕУ. Протокол объединенного собрания Сумского епархиального совета и собора старцев Глинской пустыни от 18 ноября 1957 г. 1832 Там же. Прошение монаха Глинской пустыни Иоасафа (Дегтяренко) от 4 сентября 1957 г. При о. Таврионе богослужения в обители начинались в полночь. Братия, горевшая стремлением к подвижнической жизни, это одобряла, но восстала против католического уклона настоятеля. 1833 Там же. Протокол объединенного собрания Сумского епархиального совета и собора старцев Глинской пустыни от 18 ноября 1957 г. 1835 Там же. Рапорт благочинного Шалыгинского района протоиерея Александра Дворецкого от 6 апреля 1957 г.; письмо секретаря епископа Сумского и Ахтырского архимандриту Тавриону (Батозскому) от 16 августа 1957 г., письмо секретаря епископа Сумского и Ахтырского благочинному Шалыгинского района протоиерею Александру Дворецкому от 16 августа 1957 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/g...

Скит во имя св. Иоанна Предтечи. Фотография. Кон. XIX в. Скит во имя св. Иоанна Предтечи. Фотография. Кон. XIX в. Ок. 1803-1804 гг. духовником братии М. п. был старец иером. Евфимий, которого 22 февр. 1804 г. архиеп. Феоктист назначил настоятелем Глинской пуст. Но «по старости лет» он не смог управлять обителью и вскоре вернулся в М. п. Силами назначенного в 1807 г. архим. Иоасафа (Волошина), ученика архим. Феодосия, был построен и в окт. 1808 г. освящен храм в честь Вознесения Господня. Учеником другого ставленника архим. Феодосия (Маслова), Досифея, был иером. Филарет (Данилевский) , в 1806-1817 гг. служивший благочинным М. п. (в обители это была 3-я должность после настоятеля и строителя). Впосл. иером. Филарет по образцу составленного старцем Феодосием устава Софрониевской пуст. ввел аналогичный уклад монашеской жизни среди братии Глинской пуст., написав для нее отдельный устав. Позже уставы М. п. и Глинской пуст., отчасти повторявшие афонский, легли в основу устава возрождаемой Святогорской Успенской пуст. в Харьковской губ. (ныне в Донецкой обл., Украина). Ок. 1817 г. в М. п. поступил буд. схиархим. прп. Илиодор (Голованицкий) . В 1829 г. из Киево-Печерской лавры в М. п. пришел послушник Сергий Тихонов († 1879), уроженец г. Ельца. В обители он прожил ок. 50 лет, исполнял послушания на кухне и в пекарне, нес подвиг юродства, имел дар прозорливости и исцеления. Прав. Иоанн Кронштадский с братией Молченской Софрониевой пустыни. Фотография. 1903 г. Прав. Иоанн Кронштадский с братией Молченской Софрониевой пустыни. Фотография. 1903 г. В 1834 г. при перестройке 2-этажного Богородице-Рождественского собора были найдены справа от главного престола остатки древней пещерной церкви, на месте к-рой впосл. была устроена соборная ризница. В 1844 г., при архим. Макарии (Иващенко), вместо ветхого больничного корпуса было построено 2-этажное здание монастырской лечебницы для монахов и мирян. Под редакцией архимандрита в 1845 г. было издано 1-е историческое описание обители. В нояб. 1891 г. в полутора верстах от М. п., в урочище Городище, по инициативе игум. Палладия (Батенина) был заложен (в память о спасении в Японии цесаревича Николая Александровича (буд. имп. св. Николай II) 29 апр. 1891), а 25 окт. 1892 г. освящен Иоанно-Предтеченский скит. 29 апр. ежегодно совершался крестный ход из М. п. в скит. В 1898 г. на средства обители рядом с подворьем в Путивле на центральной площади была построена Александро-Невская часовня, к-рую освятил настоятель архим. Маврикий.

http://pravenc.ru/text/2564084.html

Архив Пн Архиерейский Собор принял решение об общецерковном прославлении ряда местночтимых святых 30 ноября 2017 г. 18:44 На заседании 30 ноября 2017 года участники Освященного Архиерейского Собора Русской Православной Церкви заслушали доклад председателя Синодальной комиссии по канонизации святых епископа Троицкого Панкратия . Как было отмечено в докладе, Комиссия по составлению месяцеслова Русской Православной Церкви, учрежденная в 2014 году по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла под председательством митрополита Калужского и Боровского Климента , установила, что ряд подвижников благочестия, ранее причисленных к лику святых Синодом Украинской Православной Церкви , широко почитается за пределами Украины во многих епархиях Русской Православной Церкви. В их числе — мученик Даниил Черкасский (Кушнир); святитель Игнатий Мариупольский, митрополит Готский и Кафский; святитель Афанасий Полтавский (Вольховский); преподобный Парфений Киевский (Краснопевцев); святитель Иннокентий, архиепископ Херсонский; святитель Филарет (Гумилевский), архиепископ Черниговский; преподобный Иоанн Святогорский (Крюков); преподобный Вонифатий Феофановский, Киевский; преподобный Паисий Киевский (Яроцкий); преподобный Гавриил Афонский; преподобный Иона Киевский (Мирошниченко); преподобный Алексий Голосеевский, Киевский (Шепелев); а также подвижники благочестия, объединенные в Соборе Глинских святых: преподобный Василий (Кишкин); преподобный Филарет (Данилевский); преподобный Феодот (Левченко); преподобный Макарий (Шаров); преподобный Мартирий (Кириченко); преподобный Евфимий (Любимченко); преподобный Досифей (Колченков); преподобный Илиодор (Голованицкий); преподобный Иннокентий (Степанов); преподобный Лука (Швец); преподобный Архипп (Шестаков); преподобный Иоанникий (Гомолко); преподобный Серафим (Амелин); преподобный Андроник (Лукаш); преподобный Серафим (Романцов); преподобный Зиновий (Мажуга). При этом Грузинская Православная Церковь , в канонической юрисдикции которой закончили свое служение митрополит Тетрицкаройский Зиновий (Мажуга), схиархимандриты Андроник (Лукаш) и Серафим (Романцов), также почитает их как подвижников и поддерживает прославление их в соборе Глинских святых.

http://patriarchia.ru/db/text/5074538.ht...

  В 1798 году отец Василий вернулся в Коренную пустынь, где ему было поручено духовное окормление братии. Благодаря его усилиям здесь были введены афонские правила. Это вызвало недовольство части братии, решившей убить подвижника, однако вскоре иноки раскаялись и примирились со старцем. Через некоторое время старец Василий перешел в Софрониеву пустынь, где проживало немало учеников прп. Паисия. Когда в 1800 году Орловский владыка Досифей захотел восстановить Белобережскую пустынь, он пригласил для этого старца Василия. Благодаря духовному авторитету последнего в обитель вскоре пришли около 60 новых насельников, в т. ч., прибыл из Коренской пустыни его ученик, постриженный им в 1801 году в монашество с именем Леонида, будущий оптинский старец. прп. Лев (Наголкин). Сюда же переселились последователи прп. Паисия (Величковского) иером. Клеопа II (Антонов), схим. Феодор (Ползиков), схим. Афанасий (Охлопов), участвовавший в работе над переводом «Добротолюбия». Эти старцы были непосредственными учениками прп. Паисия и способствовали впоследствии восстановлению умного делания в Валаамском, Александро-Свирском, Палеостровском и других монастырях, велико было их влияние и на о. Леонида, положившего начало оптинскому старчеству. Учениками старца Василия были игум. Филарет (Данилевский), прп. Макарий (Глухарёв), иером. Серафим (Веденисов). Находящаяся в запустении Белобережская пустынь усилиями отца Василия и его учеников и сотаинников расцвела как внешне, так и внутренне. Ученики и сподвижники старца Василия стали настоятелями во многих монастырях: о.Серафим – в Площанской пустыни, архим. Мельхиседек (Сокольников) в московском Симоновом монастыре, о.Леонид (Оптинский) в Белобережской пустыни, игум. Серапион (Пирожков) в Одрином монастыре, игум. Филарет в Глинской пустыни, где стал ее возобновителем и духовным возродителем, основателем глинского старчества. 19 августа 1800 года по собственному прошению старец Василий был уволен от управления пустынью с пребыванием в ней «для вспомоществования советом и наставлениями новоопределенному начальнику» иером. Питириму. Вскоре братия, возмущенная тем, что новый настоятель притесняет отца Василия, обратилась к Орловскому епископу Досифею (Ильину) с просьбой вновь назначить старца Василия настоятелем обители.

http://isihazm.ru/?id=384&sid=1&iid=2912

Однако в 1789 году в результате секуляризационной политики, проводимой Екатериной II, все земли у Глинской пустыни были отобраны. Поэтому конец XVIII – начало XIX beka был периодом упадка, но не духовной жизни, которая никогда не ослабевала, а материального благосостояния монастыря. Экономическая сторона жизни обители ухудшалась год от года, что было следствием также частой смены настоятелей. В отдельные годы этого периода в Глинской пустыни не было и 7 монашествующих. В 1817 году по просьбе Глинской братии настоятелем монастыря был назначен старец игумен Филарет (Данилевский) . Он явился возобновителем, духовным возродителем Глинской обители. Святость жизни старца Филарета, его духовная сила привлекали к нему иноков, мирян, а вместе с тем и материальные средства, необходимые для восстановления обители. Игумен Филарет, имея от Бога высокие духовные дарования, сумел так искусно направить жизнь пустыни, что о ее патриотической, просветительной и благотворительной деятельности узнала вся Россия. При преемниках игумена Филарета духовная жизнь в Глинской пустыни неуклонно возрастала. Иноки обители, как проводники в жизнь известных нравственных требований, служили и духовным и временным материальным нуждам своего народа. Из поколения в поколение передавались духовные уроки-наставления игумена Филарета о необходимости строгого соблюдения монастырского устава, внутреннего совершенствования, под влиянием которых многие иноки не довольствовались исполнением трех обычных монашеских обетов – нестяжательства, целомудрия и послушания, а брали на себя еще дополнительные обеты, направленные на укрепление духовной воли, на возвышение христианского духа, например, обет отшельничества, особого постничества, молчальничества, юродства во Христе и т.д. Правящие епархиальные архиереи называли Глинскую пустынь «лучшей обителью» 7 , а ее старцев – «украшением монашества», которые «умножают неприметно для своего смирения число почитателей» 8 монастыря. В обители строго соблюдался устав, составленный «по образцу Афонского» 9 . Богослужения начинались в полночь, ни у кого не было никакой собственности, братия сама исполняла все черные труды, женщинам вход везде, кроме храма, был воспрещен 10 , с родственниками можно было видеться только в гостинице, и то по благословению настоятеля, в келлиях не разрешалось никого принимать 11 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/g...

Не менее известной наследницей учения Паисия Величковского , центром старчества, была Глинская пустынь. Игумен Филарет (Данилевский , †1841) открывает традицию глинского старчества. Его духовными учителями были иеросхимонах Василий (Кишкин), долгое время подвизавшийся на Афоне и у старца Паисия, и архимандрит Феодосий из Молдавии. Игумен Филарет ввел в Глинской пустыни строгий устав по образцу афонского, огромное значение он придавал ежедневному откровению помыслов. В Глинскую пустынь, зная о высоте ее духовной жизни, переходили подвижники из других монастырей – Софрониевой пустыни, Курской Коренной пустыни, Киево-Печерской лавры, Соловецкого монастыря, Валаама. Глинский устав был заимствован многими обителями. К Глинским старцам обращались императоры Александр I и Николай I, граф А. Н. Толстой, граф С.П. Потемкин. Глинская пустынь была закрыта в 1922 г., открывалась она лишь на очень непродолжительное время – с 1942 по 1961 гг. В этот период здесь подвизались такие известные старцы, как настоятель схиархимандрит Серафим (Амелин), духовник схиархимандрит Серафим (Романцов), благочинный схиархимандрит Андроник (Лукаш) . Духовная связь Глинской и Оптиной пустынь достаточно подробно исследована в главе «Духовная связь Глинской пустыни с Оптиной» книги схиархимандрита Иоанна (Маслова) «Глинская пустынь». Учение Глинских старцев на примере наставлений схиархимандрита Илиодора сопоставляется здесь с учением Оптинских старцев, делается вывод о том, что «его наставления не только по смыслу, но иногда почти дословно совпадают с наставлениями великих Оптинских старцев: преподобного Амвросия (Гренкова) , иеросхимонаха Макария (Иванова) , схиархимандрита Моисея (Путилова) и схиигумена Антония (Путилова)» 65 (ныне все они прославлены в соборе Оптинских старцев). Также подчеркивается, что «их старцы вступали в духовно-молитвенное общение, посещали друг друга и вели переписку» 66 , у них было множество общих духовных чад, общие благотворители. Исследователи неоднократно отмечали своеобразие русского старчества: так, проф.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Krestjan...

В субботу 18 октября 1958 года в день памяти великих Московских святителей  подвижник отошел ко Господу. В воскресенье вечером игумен Феоген (Таран) совершил заупокойное всенощное бдение. В понедельник 20 октября на погребение великого старца прибыл епископ Степанаванский Зиновий (Мажуга). Погребение совершили при огромном стечении священнослужителей, иноков и богомольцев, глубоко почитавших о. Серафима. У южной стены храма, возле алтаря, гроб был опущен в могилу. И после смерти старец не оставил своих духовных чад. После закрытия обители в 1961 году при перезахоронении усопших старцев от храма на общее кладбище, были обретены нетленные мощи схиархимандрита Серафима. 16 августа 2008 в Глинской Рождество-Богородицкой пустыни состоялось прославление в лике святых преподобных старцев Глинских, в этот день был причислен к лику святых и схиархимандрит Серафим(Амелин). (Память Собора прп. Глинских старцев – 9/22 сентября.) Величание Ублажаем вас, преподобнии отцы наши Глинстии, и чтим святую память вашу, наставницы монахов и собеседницы ангелов. Собор преподобных старцев Глинских: 13 Глинских старцев. 1 . Преподобный Филарет – игумен Филарет (Данилевский) , настоятель (1817–1841); 2 . Преподобный Иннокентий – архимандрит Иннокентий (Степанов), настоятель (1862–1888); 3 . Преподобный Иоанникий – схиархимандрит Иоанникий (Гомолко), настоятель (1888–1912); 4 . Преподобный Серафим – схиархимандрит Серафим (Амелин), настоятель (1943– 1958); 5 . Преподобный Илиодор – схиархимандрит Илиодор (Голованицкий) (1795–1879); 6 . Преподобный Василий – иеросхимонах Василий (Кишкин; † 1831); 7 . Преподобный Макарий – иеросхимонах Макарий (Шаров; 1801–1864); 8 . Преподобный Евфимий – схимонах Евфимий (Любимченко; 1795–1866); 9 . Преподобный Лука – схимонах Лука (Швец; † 1898); 10 . Преподобный Феодот – монах Феодот (Левченко; † 1859); 11 . Преподобный Архипп – схимонах Архипп (Шестаков; † 1896); 12 . Преподобный Досифей – монах Досифей (Колченков), благоговейный († 1874); 13 . Преподобный Мартирий – монах Мартирий (Кириченко; † 1865).

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010