Таким образом, влияние Глинской пустыни распространилось не только по всей России, но и далеко за ее пределами. «Благодаря старческому окормлению в Глинской пустыни воспитался целый сонм выдающихся подвижников. Здесь были и великие молитвенники, и строгие постники, и юродивые, и беспрекословные послушники. Они были удостоены дарований Святого Духа: прозрения, предсказания, исцелений и т. д. Жизнеописания только наиболее известных Глинских подвижников включены в трехтомный Глинский патерик» 11 , составленный Глинским старцем схиархимандритом Иоанном (Масловым) . К настоящему времени в лике святых прославлены многие Глинские подвижники. Глинские старцы прославились и как чудотворцы, исцеляющие своими молитвами от телесных и душевных недугов многих обращающихся к ним. Эта книга рассказывает о тех благодатных Глинских старцах, которые особенно прославились чудесами исцелений. Преподобный Филарет (Данилевский) (1777–1841) настоятель и возобновитель Глинской пустыни Память 9/22 сентября «Выдающийся подвижник XIX века настоятель игумен Филарет 12 был своеобразным живым звеном, связывающим Глинскую пустынь с Киево-Печерской Лаврой, а через них с Афонским иночеством и заветами известного старца, преподобного Паисия (Величковского) . Игумен Филарет был лично известен императорам Александру I и Николаю I, в 1821–1825 гг. в Петербурге прославился как поборник Православия, выступая против еретических лжеучений и защищая устои монашеской жизни. Преподобный Филарет (Данилевский) Настоятель Глинской пустыни. Литография. Петербург. Литограф А. Радцих, 1856 г. Святость жизни преподобного Филарета, его духовная сила особенно укрепили то огромное влияние, которое оказывала в течение почти пяти веков эта обитель на историю нашей страны, духовно-нравственную жизнь народа и в целом на русскую культуру» 13 . Преподобный Филарет составил и ввел в обители Устав по чиноположению Святой Афонской Горы. Позднее этот Устав заимствовали многие другие монастыри в России и за рубежом. Преподобного Филарета называли в XIX веке «одним из самых искусных и лучших настоятелей, его уважали не только простые монашествующие, но и выдающиеся иерархи» 14 , такие, как святители Филарет Московский и Антоний Воронежский. «Его знал и питал к нему большую любовь во Христе преподобный Серафим Саровский , который просивших благословление на вступление в монастырь часто направлял к преподобному Филарету, указывая на его обитель как на великую школу иноческой жизни» 15 .

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Иустина (первая) до…. Иулиания Данилевская , с … Ксения Данилевская , 1775. Нимфодора Данилевская , 1784, † 15 янв. Александра Шарова , 1784–94. Анфия , 1794–1801, перев. в Белгородский девичий. Афанасия Котельникова , с 19 февр. 1801; † 25 нояб. 1813. Августа определена 7 мая 1814; уволена 1822 … Венедикта определена 14 окт. 1822; уволена 26 авг. 1831. Анатолия Яновская определена 10 янв. 1832; † 5 июля 1847. Арсения Белевцева определена 8 сент. 1847; † 1851 … Макария Новосильцева определена 3 февр. 1832; † 6 янв. 1869. Максимилла Шишкина определена 4 мар. 1869. Особые заметки Разные Старооскольского Троицкого, Тюляфтиной пустыни: Строит. Иринарх определён 24 апр. 1659. – Марк , в апр. 1662. Чёрный поп Авраамий , в окт. 1668. Игум. Никодим , 1709. VI, 300. Старооскольского Успенского иг-нья Евдокия , 1730. III, 498. Рыльского Омонского (Аммонского) Николаевской пустыни 193 : Строит. Боголеп , 1629. Игум. Антоний , 1723. Строит. Варсонофий , 1737. III, 411. Божедомский. III, 498. Вармонский. V, 346. Новооскольский. VI, 333. Суджемская Предтечева пустынь. Игум. Филарет Финевский , 1765. V, 72. Миропольского, основанного в 1672: Архим. Матфей Млодзинский , 1759–1760; после в Белгородском Николаевском. – Феодосий 1773 перев. в Костромский Богоявленский. Игум. Климент Белошапкин в 1769 перев. в Троицкий Елецкий. Архим. Гавриил Спичинский в 1769 перев. из Троицкого Елецкого. Особые заметки Архим. Варлаам Тещинский , член консистории, в авг. 1748. Игум. Матфей Младинский , член консистории, в янв. 1755. Член консистории игум. Владимир , … 16 окт. 1761; архим. в янв. 1763, 1764. Белогорского Николаевского Судженского Игум. Иринарх , в нояб. 1721. Рыльского Дмитровского: Иг-нья Анисия Яковлева отставлена      9 нояб. 1652. – Анисия Сомова определена 194 V, 646. Рыльского, Казанской Богородицы, Новодевичьего: Игуменьи Ираида , в авг. 1656, определена паки 28 июля 1662, – определена паки 29 мая 1665. София , в июле 1664. Досифея † 1722. Ксенофонта Кусунова определена 19 мар. 1722. Упом. в 1737.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

6-го июня 1817 года в Глинскую пустынь прибыл новый настоятель – иеромонах Филарет Данилевский. Сразу же, решительно и энергично, он начал устранять недостатки и нестроения в монастырской жизни. Новый настоятель деятельно исправлял недостатки в монашеском житии своего нового монастыря. Его великим деянием стало написание устава Глинской пустыни, по подобию Афонского, чем был заложен прочный духовный фундамент для монастыря на будущее. В строгом и неукоснительном соблюдении правил устава игумен видел успех и крепость духовной жизни обители и говорил: «Я дал обет Божией Матери установить этот Устав в Глинской пустыни для всегдашнего строгого исполнения этого чиноположения моими будущими преемниками. Посему, если кто из них нарушит его, с таковыми буду судиться на суде Божием».   Благоволение Божие к обители выразилось в появлением в монастыре чудотворного образа Нерукотворенного Спаса в 1818 г. Эта икона была написана в середине XVIII века монахом, дедом одного из глинских подвижников, иеродиакона Авксентия, и передана ему матерью в благословение. Образ прославился вскоре многими чудесами и был особо почитаем о.Филаретом, вкупе с чудотворной иконой Рождества-Богородицы Пустынно-Глинской. Заложив прочное духовное основание для обители созданием устава, отец Филарет начал и материальное восстановление Глинской пустыни. Однако средств на постройку обители было все еще недостаточной и настоятель Филарет несколько раз ездил в Петербург на встречу к самому Императору с ходатайством о помощи обители, и небезуспешно.  В течение месяца, ожидая встречи с монархом, иеромонах Филарет проповедует в различных обществах столицы, где тогда был моден полу-еретический мистицизм масонского толка. Нигде не учившийся монах обличал неправоту еретиков, споривших с ним о молитве Иисусовой, с такой силой и знаниями, что многие из них вынуждены были оставить свои заблуждения. Об этом стало вскоре известно и это событие подвигло многих благотворителей к пожертвованиям на восстановление монастыря о.Филарета.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Glinsk...

Игумен филарет – строитель и возобновитель глинской пустыни (1817–1841) Глава IV Среди выдающихся подвижников XIX века видное место занимает Глинский игумен Филарет (Данилевский) . Он был настоятелем пустыни в течение почти четверти века (с 11 мая 1817 года по день своей кончины – 31 марта 1841 года). Воспитанник таких знаменитых обителей, как Киево-Печерская Лавра и Софрониева пустынь, он духовно возрастал под руководством настоятеля Дальних Киево-Печерских пещер старца о. Трифиллия 428 и настоятеля Софрониевой пустыни старца о. Феодосия (Маслова). Последний был другом и сотаинником знаменитого подвижника-схиархимандрита, преподобного Паисия Величковского 429 . Промысл Божий вел Своего избранника по пути иноческой жизни, а позднее и к должности игумена Глинской пустыни, для которой он, как никто из предшествовавших настоятелей, очень много сделал в отношении ее внешнего благоустройства и внутреннего благолепия. Отец Филарет по праву именуется духовным возродителем и возобновителем этой обители, поскольку им введено множество духовных и внешних преобразований. В многочисленных жизнеописаниях игумена Филарета 430 авторы характеризуют его в трех основных аспектах: 1) как настоятеля, возобновителя Глинской пустыни; 2) как духовного возродителя обители, духовно-опытного старца – наставника братии; 3) как поборника и распространителя святоотеческого учения, деятельность которого была известна далеко за пределами Глинской пустыни, почти по всей России. Именно в этом плане, а также в связи с раскрытием жизни Глинской обители и будет описана его духовная жизнь и благополезная деятельность 431 . Игумен Филарет (в миру Фома Данилевский) родился в Польской Украине в 1777 году в благочестивой христианской семье. По происхождению он «был малоросс из черноморских воинов…» 432 . Большое влияние на его воспитание оказала мать – благочестивая Феодосия, от которой он получил и первые уроки христианской добродетели и основы нравственной жизни. С детских лет Фома отличался незаурядным природным умом, кротостью, трудолюбием, любознательностью, любовью к посещению храма Божия. Первоначальное образование восьмилетний отрок получил от благочестивой и богобоязненной старицы, вдовы протоиерея, имя которой осталось неизвестным. Свои знания Фома сразу же начал применять, помогая причетникам Церкви в чтении и пении. Вскоре он изучил церковный устав. В юношеском возрасте Промыслом Божиим он посетил с одним протоиереем Киево-Печерскую Лавру. Настоятель Дальних пещер старец иеромонах Трифиллий предложил Фоме остаться у него келейников и канонархом, что и определило впоследствии весь его духовный жизненный путь. Святость места, близость к почивающим в пещерах нетленным мощам угодников Божиих, благоговейное богослужение – все это возгревало молитвенное состояние юного послушника, укрепляло его веру.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/g...

Отец Филарет , в мире Фома Данилевский, родился в 1777 г., воспитывался в доме благочестивых родителей; юношей он поступил в Киево-Печерскую лавру, где усердием и честностью заслужил общее уважение. Там Фома пользовался советами начальника дальних пещер иеромонаха Трифиллия и иеромонаха Антония, впоследствии епископа Воронежского. Желая иметь более удобства беспрепятственно служить Богу, он в 1802 году перешел в Софрониеву пустынь, Курской епархии, под руководство известного тогда старца архимандрита Феодосия, который сразу назначил его, как знатока пения, управлять певчими. В том же году архимандрит Феодосий постриг Фому в мантию с именем Филарета. Видя в новопостриженном монахе избранника Божия, отец Феодосий ввел его в близкое духовное общение с собою, указывая своему ученику все пути к очищению ума от помыслов и к творению непрестанной молитвы. Сияние благочестивого аввы пало на добрую землю и принесло сторичный плод. На другой год отец Филарет, в сане иеродиакона, поставлен был уставщиком, в каковой должности не мало скорбей ему пришлось перенести от любителей скорого Богослужения. В 1806 г. он возведен в сан иеромонаха, с назначением благочинным монастыря. Некоторое время о. Филарет жил в саду, в отдельной келии. Тут, вдали от всякой суеты, изучал он творения святых отец, деятельно проходя все ступени духовного восхождения, кои требовали от подвижника постоянного бдения, поста и молитвы. Просветленный благодатью свыше, о. Филарет приобрел дар духовного рассуждения и опыта, так что старцы стали прибегать к нему за разрешением своих недоумений. За такую жизнь иеромонах Филарет не мало потерпел страхований от завистника нашего спасения и перенес различные оскорбления от неблагонамеренных людей. После пятнадцатилетних усиленных подвигов, в Софрониевой пустыни отец Филарет, по избранию Глинского братства, в 1817 году, назначен был на должность настоятеля Глинской пустыни, куда прибыл с богатым запасом духовного мужества и опытности, все могущей совершити о укрепляющем его Господе Иисусе.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Н.В. Маслов Письма настоятеля Глинской Пустыни игумена Филарета (Данилевского) 1 Игумен Филарет (в миру Фома Данилевский), возродите ль Глинской пустыни, родился на Украине в 1777 году. В юношеском возрасте посетил с одним протоиереем Киево-Печерскую Лавру. Настоятель Дальних пещер предложил Фоме остаться у него келейником и канонархом, что и определило дальнейший жизненный путь будущего игумена. В 1802 году Фома поступил в Софрониеву пустынь. В том же году пострижен в мантию с именем Филарет. 8 февраля 1803 года рукоположен в иеродиакона и назначен на должность уставщика Софрониевой пустыни. В 1806 году представлен к рукоположению в иеромонаха и получил новое, более сложное послушание – благочинного монастыря. 6 июня 1817 года иеромонах Филарет принял настоятельство в Глинской пустыни. Укрепляемый помощью свыше, отец Филарет за годы своего настоятельства в полном смысле преобразил Глинскую пустынь и внешне, и духовно. Заботясь о высоте нравственно-подвижнической жизни братии, он постепенно начал вводить в Глинской пустыни строгий общежительный устав по образцу Святой Афонской Горы. Отец Филарет привел обитель в цветущее состояние через утверждение в ней старчества. Глинская пустынь стала одной из тех редких обителей, где старческое окормление было утверждено уставом. В течение 1821 – 1825 годов отец Филарет совершил четыре поездки в Петербург, во время которых прославился как поборник Православия и ревностный защитник монашества, выступая против еретических лжеучений. Под руководством старца Филарета воспиталось целое поколение опытных подвижников. Двенадцать учеников отца Филарета были назначены настоятелями в другие святые обители. Духовные и внешние преобразования, осуществленные в период настоятельства игумена Филарета, положили начало систематической и плодотворной благотворительной деятельности, о которой было записано в уставе Глинской пустыни. 20 января 1829 года отец Филарет был награжден золотым наперсным крестом из кабинета императора Николая I (весом 15 золотников). 14 марта 1839 года возведен в сан игумена.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

24 года управлял отец Филарет Глинской пустынью – и все это время он подавал личный пример братии своей жизнью и трудами. Питался о.Филарет преимущественно лишь вечером, а к концу жизни стал есть вообще одну только ячневую кашу без соли и масла. Помня, что молитву полезно сочетать с трудом, о. Филарет до конца жизни трудился своими руками и в саду, и в столярной мастерской. Несмотря на то, что были построены новые большие корпуса с удобными помещениями, сам настоятель до конца жизни жил в тесной келии длиной  шесть, а шириной – в три аршина. Спал на деревянной скамье с тремя стенками, наподобие гроба, положив на нее тощий мешок сена. Все вещи служили о.Филарету десятками лет. Здесь он кратко отдыхал, вел деловую и душеполезную переписку, писал свои книги – наставления монашествующим. Так шли год за годом. Глинская пустынь умножалась численно и преуспевала духовно. Слава о ней расходилась далеко по всей России и Украине. В переписке с о.Филаретом состояли Оптинские старцы Лев и Моисей, глубоко уважал его и Саровский подвижник о. Серафим, часто посылавший к нему приходивших к нему за наставлениями. В свою очередь, и о.Филарет глубоко почитал великого старца и за эту любовь к нему сподобился видеть душу его, восходящую по кончине в небеса. Это было 2 января 1833 г. и он долго, стоя на крыльце, смотрел на видимое ему одному сияние и сказал келейнику: «Вот как отходят души праведных! Ныне в Сарове почил отец Серафим». И Сама Божия Матерь неоднократно являлась подвижнику. Один раз это было накануне празднования Иверской иконы Пресвятой Богородицы, когда во время чтения последнего кондака акафиста «О, Всепетая Мати!» он удостоился видения Девы Марии, а в другой раз – у себя в келии, как потом открыл своему келейнику. В 1839 году отец Филарет был возведен в сан игумена. Такое медленное награждение известного всем образцового настоятеля было объясняемо одним лишь его смирением, не ищущим чинов и наград. Труды и подвиги истощили силы не щадившего себя для ближних старца. Накануне Рождества Христова 1839 года с ним случился удар.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Glinsk...

Содержание От издателя Архимандрит Августин (Никитин). Предисловие. Православно-католические отношения. Страницы истории I. Римско-католическая Церковь. Общий обзор H. Я. Данилевский. Папство. Разделение Церквей. Фрагменты В. С. Соловьев Папство и папизм Фрагмент Преосвященный Филарет Московский, святой Иоанн Златоуст, Давид Штраус и Прессансе о первенстве Петра Апостол Петр и папство Папа святой Лев Великий о первенстве А. А. Киреев. Несколько ответных слов на брошюру г. Навиля «Католическая Церковь и свобода вероисповеданий» С. Н. Булгаков Два града. От автора (предисловие) Фрагмент Средневековый идеал и новейшая культура (По поводу книги Гейнриха Эйкена «История и система средневекового мировоззрения» ) Фрагменты H. С. Арсеньев. Католичество Фрагменты II. О разделении церквей Епископ Порфирий (Успенский) Книга бытия моего. Фрагменты Святыни земли Италийской. Фрагмент Святитель Игнатий (Брянчанинов). О ереси и расколе. Фрагменты Протопресвитер Виталий Боровой, А. С. Буевский. Русская Православная Церковь и экуменическое движение Фрагменты А. А. Киреев. Ответ «Римскому вестнику» – «Moniteur de Rome». По вопросу о соединении Церквей В. С. Соловьев. Письмо в редакцию III. О различии в вероучении Н. Я. Данилевский. Различие вероисповедное В. В. Розанов. Папская «непогрешимость» как орудие реформации без революции Протоиерей Михаил Мудьюгин . Православная трактовка развития римско-католической мариологии за последнее столетие IV. Полемика западников и славянофилов И. С. Гагарин Письмо 1-е Ю. Ф. Самарину Письмо 2-е Ю.Ф. Самарину Ю. Ф. Самарин. Письмо князю И. С. Гагарину И. С. Гагарин. Письмо 4-е Ю. Ф. Самарину И. В. Киреевский. Письмо князю И. С. Гагарину И. С. Гагарин. Письмо И. В. Киреевскому И. С. Гагарин. Письмо отца Гагарина, священника общества Иисусова, Юрию Федоровичу Самарину (В ответ на письма, напечатанные в журнале «День») А. С. Хомяков. Письмо к редактору «L’Union Chretienne» о значении слов «кафолический» и «соборный». (По поводу речи отца Гагарина, иезуита) Ю.

http://azbyka.ru/otechnik/Avgustin_Nikit...

Классик геополитики, гениальный основатель цивилизационного подхода к истории Николай Яковлевич Данилевский (+1885) называл эту болезнь, «заразившую Россию... «европейничаньем». (Кстати, «Данилевский предвидел и предсказал, что проповедь " общечеловеческой цивилизации " породит тенденцию к созданию всемирного государства и установлению режима глобального управления. В его глазах это было бы худшим из всего, что может выпасть на долю человечества. " Всемирная ли монархия, - писал он, - всемирная ли республика, всемирное господство одной системы государств, одного культурно-исторического типа - одинаково вредны и опасны для прогрессивного хода истории... Большей клятвы (в смысле проклятия. - В.М.) не могло бы быть наложено на человечество, как осуществление на земле единой общечеловеческой цивилизации... " В.Максименко). Поэт, мыслитель, дипломат Федор Тютчев (+1873) писал в 1851 году: Не плоть, а дух растлился в наши дни, И человек отчаянно тоскует... Он к свету рвется из ночной тени И, свет обретши, ропщет и бунтует... «Дьявол с Богом борется, а поле битвы - сердца людей», ощущал Достоевский. Результатом воздействия - в течение нескольких поколений - этой мягкой, инфекционной, заразившей Россию силы «европейничанья» стало в конце концов заметное охлаждение к вере, о чем тревожно говорили святые Тихон Задонский (+1783), Серафим Саровский (+1833), Игнатий Брянчанинов (+1867), Филарет Московский (+1867), Иннокентий, апостол Сибири и Америки (+1879), Феофан Затворник (+1894), так же как и оптинские старцы на рубеже XIX-XX веков. Святитель Тихон Задонский отмечал: «Ныне почти нет истинного благочестия, а одно лицемерство», и остерегал: «Должно опасаться, чтобы христианство, будучи жизнь, таинство и дух, не уда­лилось из того человеческого общества, которое не умеет хранить этот бесценный дар Божий». Т.е. оно может уйти, «выветриться» незаметно... Уже в канун революции об этой опасности многократно предупреждал всю Российскую Империю и святой праведный Иоанн Кронштадтский (+1908). В особенности деятелей культуры и искусства, писателей, журналистов, интеллектуалов, которые имели большое воздействие на общество, на народ, «так называемых интеллигентов, сбившихся с пути, отпавших от веры и поносящих ее всячески, поправших все заповеди Евангелия и допускающих в жизни своей всякий разврат».

http://ruskline.ru/analitika/2018/01/27/...

Весь ваш Н. Г. Иеромонаху Филарету, 19 июня 1850 179. ИЕРОМОНАХУ ФИЛАРЕТУ. Ради самого Христа, молитесь обо мне, отец Филарет. Просите вашего достойного настоятеля, просите всю братию, просите всех, кто у вас усерднее молится и любит молиться, просите молитв обо мне. Путь мой труден; дело мое такого рода, что без ежеминутной, без ежечасной и без явной помощи божией не может двинуться мое перо, и силы мои не только ничтожны, но их нет без освеженья свыше. Говорю вам об этом неложно. Ради Христа, обо мне молитесь. Покажите эту записочку мою отцу игумену и умоляйте его вознести свои мольбы обо мне грешном, чтобы удостоил бог меня недостойного поведать славу имени его, не посмотря на то, что я всех грешнейший и недостойнейший. Он силен, милосердый, сделать всё и меня, черного, как уголь, убелить и возвести до той чистоты, до которой должен достигнуть писатель, дерзающий говорить о святом и прекрасном. Ради самого Христа, молитесь. Мне нужно ежеминутно, говорю вам, быть мыслями выше житейского дрязгу и на всяком месте своего странствия быть в Оптинской пустыне. Бог да воздаст вам всем сторицею за ваше доброе дело. Ваш всею душою Николай Гоголь. На обороте: Отцу Филарету, иеромонаху в Оптинской пустыне. Марковичу А. М., 25 июня 1850 180. А. М. МАРКОВИЧУ. . Уведомляю вас, почтеннейший Александр Михайлович, что я прибыл в Глухов благополучно и сгораю нетерпеньем вас видеть, но так как товарищ мой, с которым я приехал, не имеет часу времени и торопится отправиться далее, то я вас прошу прислать за мною какой-нибудь экипажец, вроде брички для помещения меня вместе с двумя небольшими чемоданами. В ожиданьи чего остаюсь ваш весь искренно вам преданный Н. Гоголь. На обороте: Его высокородию Александру Михайловичу Маркевичу. Н. Гоголь. В Сварков. Данилевскому А. С., 26-30 июня 1850 181. А. С. ДАНИЛЕВСКОМУ. Сейчас приехал в Дубровное . Сижу у окна и любуюсь видом на деревню соседа, напрасно желая хотя сим вознаградить за неудачный приезд в пустой дом. А подъезжая, так живо воображалась встреча, и вот наместо распахнувшихся дверей и объятий — глиняная стена и закрытые окна, запоры и затворы на всем. Пожалуста, пришли за мной экипаж и лошадей в Березовую-Луку или попроси у Трахимовского . Я совершенно на безэкипажьи. До тебя доехал, взявши бричку и лошадей у дяди твоего Александра Михай . Устрой так, чтобы, если мож , отправить лошадей вслед за подателем, так чтобы я мог из Березовой-Луки выехать утром же. Твой, весь сгорающий нетерпением тебя видеть

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=692...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010