Когда возвращались домой, он пересказал Жене историю о чудесном написании последней иконы преподобного Алипия: – У старца уж больше сил не осталось: смертный час его пришел, а икона Пресвятой Богородицы не дописана. Горько ему было, никогда своих заказчиков не подводил. – Женька остановился, придвинул лицо к Жениному лицу. – И знаешь, что случилось? Ангел взял кисти и дописал Успение. – У нас дома есть книга с иконами, – вспомнила Женя. – Очень красивая. «Феофан Грек» называется. – Феофан Грек! – просиял Женька. – Я же его знаю! Батюшка о нем говорил. Его иконостас в самом Кремле! Неудача Таких книг Женька еще не видывал, а ему домой дали. Книга помещалась в картонной коробке. Женька доставал ее, как клад. Обложка ничего особенного, серая. Написано поперек: “Феофан Грек”. Открыл – ангел. Крылья, голова, нимб – все коричневое. Глаза тоже коричневые, но цвет радужки совсем жидкий, размытый. И было в этих глазах нездешнее. Твои тайны ему все ведомы, а вот его через такие глаза не усмотришь. Буквы в книжке, как в букваре, большущие. “Феофан в Византии”, “Феофан в Новгороде”. Рисунки пошли мелкие, черно-белые и – во весь лист – голова Спаса. Тоже все коричневое, глаза глядят так, будто он, Женька, уроков не выучил. Судия. Быстро повернул несколько страниц – “Столпник Алипий”. Борода ниже груди и усы тоже. Феофан Грек мазанул белилами – раз, раз! – и готово. Бровки стрелочками, снизу вверх, так крышу рисуют. Ничего трудного. Но тут открылась страница с иконой Богородицы. Замерла у Женьки душа. От Лика золотой свет. Младенец тоже весь золотой, припал головкою к Материнской щеке, а Богородица, как мама. Ласковая, вот только глаза – печальные. Женька это понимал. Младенец – Бог, мама – Богородица. Им же все завтрашние дни открыты. Они же знают: жители Иерусалима через тридцать три года будут кричать Пилату: “Распни его! Распни!” Будет венец терновый, голову раздерет. Римские солдаты будут к кресту приколачивать живого человека. Гвоздями – в руки, в ноги. Долго смотрел Женька на Лик Спаса. Все в том Спасе – золото и свет. И волосы, и глаза, и рука.

http://azbyka.ru/deti/s-moego-kry-lechka...

То, что каноничность художественных форм иконописи отнюдь не мешала проявлению в ней творческой личности любого истинно талантливого художника, подтверждают многие страницы культурной летописи Древней Руси. Вспомним хотя бы таких прославленных мастеров XIV–XV вв., как Феофан Грек, преподобный Андрей Рублев или же мастер рубежа XV–XVI столетий Дионисий с сыновьями Феодосием и Владимиром. Все они не только с необычайной яркостью и полнотой отразили в своих творческих биографиях основные духовно-религиозные и эстетические тенденции древнерусской живописи, но и воплотили в себе самые характерные типы православного иконописца вообще. В этом смысле весьма показательны письменные свидетельства о них современников и тех церковных писателей, которые пытались дать им оценку позже — в назидание всем художникам Древней Руси. Так, тип мастера страстного (при всем прокламируемом им духовном бесстрастии изображаемых святых), мастера импульсивного, энергичного являет нам великий Феофан Грек (втор. пол. XIV– нач. XV в.). Динамичный, непривычно экспрессивный для северян характер Феофана (обрусевшего грека), гениальная спонтанность его творчества, внутренняя свобода его личности — притом полностью воцерковленной — настолько, по-видимому, поражали современников, что известный писатель начала XV в. Епифаний Премудрый даже счел необходимым особо рассказать о встречах с ним в послании к некоему Кириллу Тверскому. Епифаний с восторгом пишет о Феофане: “Когда я был в Мос­кве, жил там и преславный мудрец, философ очень искусный, Феофан Грек, книг изограф (художник, миниатюрист — Ю. М. ) опытный и среди иконописцев превосходный живописец когда он рисовал или писал, никто не видел, чтобы он когда-либо смотрел на образцы, как делают это некоторые наши иконописцы, которые от непонятливости постоянно в них всматриваются, переводя взгляд оттуда-сюда, и не столько пишут красками, сколько смотрят на образцы. Он же, кажется, руками пишет изображение, а сам на ногах, в движении, беседует с приходящими, а умом обдумывает высокое и мудрое, острыми же очами разумными разумную видит доброту (то есть красоту — Ю. М. ) дивный и знаменитый человек” 16 .

http://pravmir.ru/ikonopisets-i-ikonopis...

К сожалению, роспись сохранилась не целиком: в апсиде и на стенах храма небольшие фрагменты. Наиболее сохран­ным оказалась купольная часть. В куполе Христос-Пантократор в окружении ангельских сил. По кругу проходит надпись из псалма: «Господи, из небеси на землю призри, услышати воздыханья окованных (узников. — Прим. ред. ) и разрешити сыны умерщвленных (разрешить сынов смерти. -  Прим. ред. ), да проповедает имя Господне в Сионе (Пс 101:20–21)». В барабане, представлены праот­цы Адам, Авель, Сиф, Енох, Ной, Мелхиседек и пророки Илия и Иоанн Предтеча . Здесь продолжается тема света-огня: если первый мир погиб от воды, второй погибнет от огня, но ковчег в руках Ноя есть прообраз Церкви. Пророки Илия и Иоанн Предтеча символизируют связь Ветхого и Нового Заветов, это огненные пророки: Илия сводил божественный огонь с небес на жертву и сам был взят на огненной колеснице на небо (4 Цар 1-2), а Иоанн Предтеча, крестил народ в воде и провозглашал, что Христос будет крестить Духом Святым и огнем (Мф 3:11).   Высвеченные на камне Самым необычным в церкви Спаса Преображения являются росписи так называемой Троицкой камеры — небольшого помещения на хорах, предназначенного для индивидуальной молитвы. На восточной стене помещен образ Троицы («Гос­теприимство Авраама»): Ав­раам и Сарра не столько принимают, сколько созерцают трех Ангелов, сидящих вокруг жертвенной трапезы. Фигуры написаны охрой, а белилами обозначены смысловые акценты — очертания нимбов, блики на крыльях, посохи с трилистниками на конце, тороки-слухи (ленты) в воло­сах, вспышки света на ликах и в глазах. Ярко-белые мазки в глазах Ангелов заставляют вспомнить образ из Апокалипсиса : очи Его, как пламень огненный (Откр 1:14). Образ трех ангелов показан как светоносное явление. Феофан Грек. Святая Троица. Фреска храма Спаса Преображения на Ильине улице, Великий Новгород По стенам камеры, с трех сторон, изображены столпники и пустынни­ки, предстоящие в молитве Святой Троице . В этих образах дихотомия феофановского колорита обретает особую силу и напряженность. Активность белого цвета нарастает от образа к образу. Даниил Столпник. Феофан Грек, Ссылка

http://foma.ru/feofan-grek-hudozhnik-epo...

Богородица. Икона из деисусного чина. Кон. XIV в. Мастер Феофан Грек (?) Богородица. Икона из деисусного чина. Кон. XIV в. Мастер Феофан Грек (?) Деисусный чин Б. с., украшенный в 1508 г., сгорел в 1547 г. По словам летописи, он принадлежал кисти прп. Андрея Рублёва и был «златом обложен». Сохранившиеся иконы Деисуса были раскрыты и реставрированы в 1918-1919 гг. группой реставраторов под рук. И. Э. Грабаря. В ходе раскрытия икон было высказано мнение, что они принадлежат кисти Феофана Грека и что иконы этого чина написаны в одно время с иконами праздничного ряда. Физико-химические исследования 2-й пол. XX в. показали, что оба чина написаны разными красками и различными живописными приемами, т. е., вероятнее всего, были созданы независимыми друг от друга артелями. В наст. время иконы Деисуса датируются кон. XIV в. В центре ряда находится образ Господа Вседержителя в окружении небесных чинов («Спас в силах», 210 ´ 142 см), что является редким примером для чина иконостаса. По сторонам - образы Богоматери и Иоанна Предтечи, обращенные в молении ко Христу. За ними следуют архангелы Михаил и Гавриил, апостолы Петр и Павел, святители Василий Великий и Иоанн Златоуст (каждая икона 210 ´ 107-121 см). Художественные особенности 9 икон Деисуса позволили исследователям утверждать, что он создан выдающимся греч. мастером, вероятнее всего Феофаном Греком. Техника живописи соединяет лучшие традиции визант. искусства с высоким духовным содержанием образов. В том же ряду находились образы вмч. Георгия и Димитрия (210 ´ 102 см), стоявшие вдоль сев. и юж. стен собора (ныне в запасниках ГММК). По живописи они сильно отличаются от остальных образов чина и, вероятно, написаны рус. мастерами XV в. В XVI в. на узких по ширине досках (208 ´ 25 и 211 ´ 26 см) были написаны иконы св. столпников Даниила и Симеона. Согласно описям XVII в., иконы мучеников и столпников располагались на боковых стенах собора рядом с иконостасом, при создании новой конструкции иконостаса в 1896 г. были сняты. Ап. Петр. Икона из деисусного чина. Кон. XIV в. Иконописец Феофан Грек (?)

http://pravenc.ru/text/149295.html

В серии «Феофан Грек» на двух монетах нанесены рельефные изображения икон – «Преображение» и «Богоматерь Донская» (рис. 53), а на двух других представлены сложные композиции. На серебряной монете приведен триптих деисусного чина: «Спас», «Богоматерь» и «Иоанн Предтеча»; над ним – стилизованное изображение Благовещенского собора Московского Кремля, слева и справа от икон – сцены древнерусской жизни. На золотой монете в центре на лесах – фигура иконописца с кистью за работой над фреской «Троица», слева и справа – фигуры столпников, вверху – стилизованное изображение церкви Спаса Преображения на Ильине в Новгороде 40 (рис. 54). Рис. 53. Серия «Феофан Грек», икона «Богоматерь Донская»      Рис. 54. Серия «Феофан Грек», фигура иконописца за работой над фреской «Троица»      На двух монетах серии «Андрей Рублев» приведены рельефные изображения икон «Святая Троица» (рис. 55) и «Благовещение» (рис. 56). Рис. 55. Госбанк России. Серия: «Андрей Рублев», икона Св. Троицы      Рис. 56. Госбанк России. Серия: «Андрей Рублев», икона «Благовещение»      На некоторых монетах серии «Памятники архитектуры России» кроме собственно архитектуры изображаются и чтимые образы. Так, на монете «Монастырь Курской Коренной Рождество-Богородицкой пустыни» – над храмами монастыря изображена чудотворная икона «Знамение» 41 ; на монете «Казанский Богородицкий монастырь, г. Казань» (2011 г.) – цветное изображение Казанской иконы Богоматери 42 . Изображения икон неожиданно можно встретить на монетах, посвященных международным культурным событиям. Например, в 2011 году была выпущена красивая серебряная монета «Год итальянской культуры и итальянского языка в России и Год российской культуры и русского языка в Италии». На реверсе в центре, вверху – четырехугольная золотая вставка с изображением иконы святителя Николая (рис. 57, 58); внизу под вставкой государственные флаги, по сторонам рельефные изображения двух городских кварталов с надписями «СЕРГИЕВ ПОСАД» (слева) и «БАРИ» (справа) 43 . Рис. 57. Монета «Год итальянской культуры и итальянского языка в России и Год российской культуры и русского языка в Италии». 2011 г., серебро, золото     

http://pravoslavie.ru/155352.html

5. Митрополия Американо–Канадская и Австралийская и другие. Предстоятели Сербской Православной Церкви Церковь в Королевстве Сербском и Османской Империи Архиепископы 1. Св. Савва I 1219 -1233, 1236 2. Св. Арсений I 1233 -1263 3. Св. Савва II 1263–1271 4. Даниил I. 1271 -1272 5. Св. Иоанникий I 1272 -1276,1279 6. Св. Евстафий I 1279 -1286 7. Св. Иаков 1286 -1292 8. Св. Евстафий II 1292 -1309 9. Св. Савва III 1309 -1316 10. Св. Никодим I 1317 -1324 11. Св. Даниил II 1324 -1337 12. Св. Иоанникий II 1338 -1346 Патриархи 1. Св. Иоанникий II. (1338) -1346 -1354 2. Св. Савва IV 1354 -1375 3. Св. Ефрем 1375 -1379 4. Св. Спиридон 1379 -1389 Св. Ефрем (вторично) 1389 -1392, 1399 5. Даниил III 1392 -1398 6. Савва V 1398 -1406 7. Даниил IV 1406 8. Св. Кирилл I 1406 -1419 9. Св. Никон 1420 -1435 10. Феофан 1446 11. Никодим II 1446 -1453 12. Арсений II 1455 -1463 13. Св. Макарий (Соколович) 1557–1571, 1574 14. Антоний 1571 -1575 15. Герасим 1575 -1586 16. Савватий. 1587 17. Никанор 18. Иерофей 1589 -1591 19. Филипп 1591 -1592 20. Иоанн 1592 -1614 21. Паисий I 1614 -1648 22. Св. муч. Гавриил I (Раич) 1648–1655, 1659 23. Максим 1655 -1674, 1680 24. Арсений III Чарноевич 1674 -1690, 1706 25. Каллиник I 1691 -1710 26. Афанасий I (Райович) 1711 -1712 27. Моисей (Райович) 1712–1726 28. Арсений IV (Шакабенда) 1726 -1737, 1748 29. Иоанникий III Грек (впоследствии Патриарх Константинопольский) 1739–1746 30. Афанасий II (Гаврилович) 1746 -1752 31. Гавриил II 1752 32. Гавриил III 1752 33. Викентий I 34. Паисий II (Грек) 35. Гавриил IV (Грек) 36. Кирилл II 1758 -1763 37. Василий (Бркич) 1763 -1765, 1772 38. Каллиник II (Грек) 1765 -1766 Митрополиты (после восстановления автономии, а затем автокефалии Церкви) 1. Мелетий (Павлович) 1830 -1833 2. Петр (Иоаннович) 1833 -1859 3. Михаил (Иоаннович) 1859 -1879 4. Феодосии (Мраович) 1883 -1889 5. Михаил (Иоаннович), вторично 1889–1898 6. Иннокентий (Павлович) 1898 -1905 7. Димитрий (Павлович) 1905 -1920 II. Церковь в Австро–Венгрии Карловацкие Митрополиты

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2256...

5. Митрополия Американо-Канадская и Австралийская и другие. Предстоятели Сербской Православной Церкви Ι. Церковь в Королевстве Сербском и Османской Империи Архиепископы 1. Св. Савва I 1219 -1233, 1236 2. Св. Арсений I 1233 -1263 3. Св. Савва II 1263-1271 4. Даниил I. 1271 -1272 5. Св. Иоанникий I 1272 -1276,1279 6. Св. Евстафий I 1279 -1286 7. Св. Иаков 1286 -1292 8.Св. Евстафий II 1292 -1309 9. Св. Савва III 1309 -1316 10. Св. Никодим I 1317 -1324 11. Св. Даниил II 1324 -1337 12. Св. Иоанникий II 1338 -1346 Патриархи 1. Св. Иоанникий II. (1338) -1346 -1354 2. Св. Савва IV 1354 -1375 3. Св. Ефрем 1375 -1379 4. Св. Спиридон 1379 -1389 Св. Ефрем (вторично) 1389 -1392, 1399 5. Даниил III 1392 -1398 6. Савва V 1398 -1406 7. Даниил IV 1406 8. Св. Кирилл I 1406 -1419 9. Св. Никон 1420 -1435 10. Феофан 1446 11. Никодим II 1446 -1453 12. Арсений II 1455 -1463 13. Св. Макарий (Соколович) 1557-1571, 1574 14. Антоний 1571 -1575 15. Герасим 1575 -1586 16. Савватий. 1587 17. Никанор 18. Иерофей 1589 -1591 19. Филипп 1591 -1592 20. Иоанн 1592 -1614 21. Паисий I 1614 -1648 22. Св. муч. Гавриил I (Раич) 1648-1655, 1659 23. Максим 1655 -1674, 1680 24. Арсений III Чарноевич 1674 -1690, 1706 25. Каллиник I 1691 -1710 26. Афанасий I (Райович) 1711 -1712 27. Моисей (Райович) 1712-1726 28. Арсений IV (Шакабенда) 1726 -1737, 1748 29. Иоанникий III Грек (впоследствии Патриарх Константинопольский) 1739-1746 30. Афанасий II (Гаврилович) 1746 -1752 31. Гавриил II 1752 32. Гавриил III 1752 33. Викентий I 34. Паисий II (Грек) 35. Гавриил IV (Грек) 36. Кирилл II 1758 -1763 37. Василий (Бркич) 1763 -1765, 1772 38. Каллиник II (Грек) 1765 -1766 Митрополиты (после восстановления автономии, а затем автокефалии Церкви) 1. Мелетий (Павлович) 1830 -1833 2. Петр (Иоаннович) 1833 -1859 3. Михаил (Иоаннович) 1859 -1879 4. Феодосии (Мраович) 1883 -1889 5. Михаил (Иоаннович), вторично 1889-1898 6. Иннокентий (Павлович) 1898 -1905 7. Димитрий (Павлович) 1905 -1920 II. Церковь в Австро-Венгрии Карловацкие Митрополиты

http://sedmitza.ru/lib/text/441204/

Исихастская традиция в течение столетий сохранялась на Афоне. Здесь научились безмолвной молитве прп. Максим Грек (XVI в.) и прп. Никодим Святогорец (1748-1809). Афонский мон. прп. Никодим и Макарий, еп. Коринфский, в 1782 г. в Венеции издали собрание святоотеческих текстов о чистой молитве «Θιλοκαλα» (Добротолюбие), переведенное на слав., а затем на рус. язык (со мн. добавлениями), оно стало источником возрождения исихазма (Мейендорф. История Церкви. С. 321). Отношение подвижничества к общественной деятельности Будучи личной жизнью человека, А. предполагает и служение общественному благу. Вступая на путь подвижничества, аскеты отдают свое имущество, все заработанное ближним (нестяжательство). Но основная роль А. в об-ве - духовная: сочувствие, сострадание и нравственное руководство. «Самое упокоение», молитва, согласно прп. Макарию Египетскому, «в избытке своем приводит к милосердию и другим служениям, как-то: к посещению братии и служению словом» (Hom. spiritual. 40. 6). «Блажен инок, который всякого человека почитает как бы богом после Бога. Блажен инок, который на содеяние спасения и преспеяние всех взирает, как на свое собственное. Монах тот, кто, от всех отделяясь, со всеми состоит в единении» (Evagr. De orat. 121-122, 124). Прп. Даниил Столпник. Роспись ц. Спаса Преображения на Ильине улице в Новгороде. Мастер Феофан Грек. 1378 г. Прп. Даниил Столпник. Роспись ц. Спаса Преображения на Ильине улице в Новгороде. Мастер Феофан Грек. 1378 г. Прп. Паисий (Величковский). Портрет с акафистом, составленным учениками преподобного. Кон. XVIII в. (ЦАК МДА) Афонскому мон., впосл. старцу Нямецкого мон-ря Паисию (Величковскому) принадлежит труд славяно-рус. издания «Добротолюбия» (1793), где он не только дал перевод греч. «Филокалии» прп. Никодима Святогорца, но и включил нек-рые переводы на рус. язык, не вошедшие в греч. издание. Имея личное общение со старцами Оптиной пустыни, старец Паисий познакомил их с Иисусовой молитвой, способствовал утверждению исихастской традиции на Русской земле. В XIX в. еще более расширенное издание «Добротолюбия» осуществил на совр. рус. языке прп. Феофан Затворник.

http://pravenc.ru/text/76618.html

См. также: Зураб Чавчавадзе, советник директора православной гимназии святителя Василия Великого//Фома. - – август  2018. – С.98. – (рубрика « Эпилог. Пять вопросов о номере »).   Вопрос номера. Управление гневом : Управление гневом. Как по-христиански справляться со своими эмоциями. Письмо в редакцию/ Денис. Фото lori.ru//Фома. - – август 2018. – С.18-20. – (рубрика « Вопрос номера. Управление гневом »).   Не бьет – значит, любит? Почему верующему недостаточно просто не отвечать злом на зло. Отвечает протоиерей Игорь Фомин , настоятель храма святого благоверного князя Александра Невского при МГИМО. Беседовала Дарья Баринова . Фото Владимира Ештокина//Фома. - – август 2018. – С.21-23. – (рубрика « Вопрос номера. Управление гневом »). Терпеть тебя  могу. Как с помощью гнева мы прячемся от боли   и почему это не помогает. На вопрос читателя отвечает психолог Александр Ткаченко . Фото Татьяны Матаевой, Екатерины Климовой, Риты Шилей//Фома. - – август 2018. – С.24-28. – (рубрика « Вопрос номера. Управление гневом »). Реклама: С.29.     ВЕРА (раздел). – С.30-43.   Школа «Фомы». Праздник : Преображение Господне . [Иллюстрированная информация: Дата : 19 августа; Статус : двунадесятый праздник; Событие : мы вспоминаем евангельское событие, когда на горе Фавор апостолы Иоанн, Петр и Иаков увидели Христа во всей Его Божественной, вечной славе; История : подробное изложение событий; Икона праздника : изображение иконы и пояснения к  ней (пророки Моисей и Илия. Скалы на иконе. Апостолы, ослепленные светом, лежат на земле.   Мандорла – круг света вокруг Христа. Лучи света, исходящие от фигуры Христа. Фаворский свет – свет Божественной славы, которым просияло лицо Христа во время Преображения и которым Он освятил человеческую природу. Феофан Грек, знаменитый русский иконописец XIV века, написал одну из самых известных икон Преображения Господня, сейчас она хранится в Третьяковской галерее); Четыре факта о празднике . Подготовил Тихон Сысоев ]. Ил.: Гора Фавор. Фото; Икона праздника Преображения Господня. Феофан Грек. XIV в.; Миниатюра Лицевого летописного свода, на которой изображено: Феофан Грек и Семён Чёрный расписывают церковь Рождества Богородицы в Москве; Храм на горе Фавор, построенный св. равноапостольной императрицей Еленой. Фото пресс-службы Патриарха Московского и всея Руси; Спасо-Преображенский собор в Переславле-Залесском – единственный из пяти первых белокаменных храмов Северо-Восточной Руси, сохранившийся до наших дней; Корзина с яблоками, которые принято освещать в церкви на Яблочный Спас (народное название праздника Преображения)//Фома. - – август 2018. – С.30-31. – (раздел « Вера », рубрика « Школа “Фомы”. Праздник »).

http://foma.ru/bibliografiya-foma-8-184-...

Особняком среди иконописцев второй половины XIV века стоит Феофан Грек, легендарный мастер, воспитавший целую плеяду учеников. По свидетельству Епифания Премудрого , до приезда в Новгород Феофан расписывал храмы в византийских городах Халкидоне, Галате и Кафе (ныне Феодосия). Епифаний называет Феофана «изографом нарочитым», «живописцем изящным во иконописцех», отмечая, что во время работы он никогда не смотрел на образцы, «ногами же без покоя стояще, языком же беседуя с приходящими глаголаше, а умом дальная и разумная обгадываше». По прибытии на Русь Феофан сначала обосновался в Новгороде, где в 1378 году расписал церковь Спаса Преображения на Ильине улице, построенную за четыре года до этого. Затем он перебрался в Москву. В 1395 году Феофан с группой учеников расписал церковь Богородицы в Коломне под Москвой; как говорит летопись, «а мастеры бяху Феофан иконник Гръчин Филосов да Семен Черный и ученицы их». В 1399 году Феофан с учениками расписал Архангельский собор Московского Кремля, а в 1405-м совместно с Даниилом Черным и Андреем Рублевым расписал Кремлевский Благовещенский собор. Из созданных Феофаном росписей до настоящего времени сохранились лишь фрески новгородской церкви Спаса Преображения на Ильине улице. Они дают представление об уникальности его почти «импрессионистического» стиля, не имеющего прямых аналогов ни в византийской, ни в русской живописи. Стиль Феофана отличают схематизм и точность рисунка, правильность пропорций, лаконизм штриха, глубокая внутренняя выразительность. В цветовой гамме преобладают красно-коричневые тона; белила наложены густыми мазками, придавая ликам и композициям внутреннюю светоносность. В ансамбле росписи доминирует образ Христа Вседержителя, расположенный в скуфье купола. Особую силу этому образу придают большие, круглые, широко раскрытые глаза с увеличенными зрачками, обращенными прямо на зрителя; пробела над и под глазами как бы создают круглые световые нимбы вокруг каждого из глаз. Каким было выражение лица Вседержителя, установить с точностью невозможно, так как утрачена очень существенная часть – уста. Надпись вокруг медальона гласит: Господи, из небеси на землю призри, услышати воздыхание окованных и разрешити сыны умерщвленных, да проповедает имя Господне в Сионе ( Пс. 101:20–22 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010