Феофан Грек

 001   002   003   004   005   006   007   008   009   010   011   012   013   014   015   016   017   018   019   020   021
Феофан Грек: художник эпохи Преображения - ...Искать в Источникеfoma.ru
... Грек: художник эпохи Преображения По прошествии дней шести, взял Иисус Петра, Иакова и Иоанна, брата его, и возвел их на гору высокую одних, и преобразился пред ними: и просияло лице Его, как солнце, одежды же Его сделались белыми, как свет ( Мф 17: 1, 2 ) . Таинственное событие Преображения Господня осмыслялось и обсуждалось в течении многих веков христианской истории. Но одно из самых глубоких размышлений на эту тему принадлежит не богослову и даже не святому, а знаменитому иконописцу Феофану Греку. О том, как в палитре художника будто бы «материализовался» Фаворский свет, «Фоме» рассказала культуролог, искусствовед Ирина Языкова. Средневековый иконописец эпохи Возрождения Имя Феофана Грека стоит в первом ряду древнерусских иконописцев, его выдающийся талант признавали уже современники, именуя «философом зело хитрым», то есть весьма искусным. Он производил огромное впечатление не только своими работами, но и как яркая личность. К сожалению, даты жизни художника неизвестны. Предположительно они приходятся на 1340–1410 гг. Из Византийской империи Феофан прибыл на Русь уже сложившимся мастером. Об этом мы узнаем из письма Епифания Премудрого, древнерусского ... далее ...

Просим Вас оказать помощь в прохождении лечения и реабилитации ребенку-инвалиду с детства.


       Девочка родилась в срок, головку не держала, есть сама не могла. Не поползла, не села, не пошла, не говорит. Отставание в развитии колоссальное. Требуется систематическая реабилитация у разных врачей (эпилептолог, ортопед, невролог, дефектолог, логопед, ЛФК и др). Кроме того, необходимы средства на комплексные реабилитации, которые стоят весьма не дёшево.

Целенаправленно помочь ребёнку можно здесь
От Византии к Руси : Портал Богослов.RuИскать в Источникеbogoslov.ru
... XII-XIII векам, когда новгородцы, имеющие постоянные торговые связи с Западом, смогли выработать свой художественный стиль, который хотя и возник под некоторым влиянием господствовавших в то время в Европе романских форм, все же обрел неповторимую индивидуальность. Второй период — XIV—XV века, когда в Новгороде разворачивается активная деятельность византийских изографов. Стиль византийского мастера Феофана Грека совпал со вкусами и умонастроениями новгородцев. В свою очередь, восприняв все самое значимое в новгородской иконописи, свои лучшие фрески в церкви Спаса Преображения на Ильинке Феофан Грек написал в традиции, не имеющей ничего общего с византийским иконописанием. Именно в этот период и сложились все основные черты новгородской школы: экспрессия, сильное духовное напряжение, сочность и яркость колорита, где преобладают сочетания ярко-красной киновари с белыми и золотисто-охристыми красками. С потерей независимости Новгорода в 1478 году новгородская школа стала терять свои самобытные черты. Вобрав в себя все лучшее, патриаршая Москва к началу XVII столетия становится центром духовной, политической и художественной жизни Руси. Московскую школу, в отличие от ... далее ...
Православие. Том 2: Иконописание на Руси. Феофан ...Искать в Источникеpravoslavie.by
... церковная живопись XI—XIII веков была тесно связана с византийской. В домонгольский период на Руси работало множество мастеров из Византии, создававших иконы, фрески и мозаики. Во второй четверти XI века в киевском Софийском соборе работает группа византийских мастеров. В 108о-х годах другая группа украшает Успенский собор Киево-Печерской лавры. Учеником греков был преподобный Алипий, иконописец Печерский, о котором у поминается в Киево-Печерском патерике (слово 34) . Греческие мастера и их ученики работают и в Новгороде: в конце XII века здесь руководит иконописной артелью Олисей Гречин. Византийское влияние ощущается в росписях новгородской Софии (1108) , собора Рождества Богородицы Антониева монастыря (1125) , Георгиевской церкви Старой Ладоги ( посл, треть XII в. ) , а также Мирожского монастыря во Пскове ( 40-е гг. XII в. ) . Наиболее ранние из дошедших до нас русских икон отмечены ярко выраженным влиянием византийской иконописи. Это, прежде всего новгородские иконы «Спас Нерукотворный» и «Ангел " Златые власы " », обе датируемые XII веком. Лики на обеих иконах благородны, взгляды огромных глаз, обведенных темными линиями, устремлены в сторону от ... далее ...
Каким стало русское искусство иконописи в XXI ...Искать в Источникеbogoslov.ru
... ….. «О дальнейших мерах по врачеванию последствий церковного ра... Каким стало русское искусство иконописи в XXI веке 11 января 2016 г. В Москве, в галерее " Царская башня " с 11 декабря по 19 января проходит выставка " Современные иконописцы " - первая подобная экспозиция в XXI веке. После Крещения Руси в X веке иконопись начала стремительно развиваться. Появился ряд уникальных школ, каждая из которых имеет свои особенности: новгородская, киевская, псковская, владимиро-суздальская, московская и т. д. На Руси, а затем и в Российской империи работали великие и выдающиеся мастера: Феофан Грек, Даниил Черный, Андрей Рублев, Симон Ушаков, Федор Зубов. Исторические события XX века поставили иконопись в России на грань исчезновения. Но искусство выжило: в течение 20 лет после прекращения идеологического давления на Церковь иконопись в России постепенно возрождалась, а в последнее десятилетие начала развиваться. О том, как происходили эти процессы, в интервью порталу +Царьград+ рассказала Ирина Языкова - один из крупнейших специалистов по современной иконописи, искусствовед, куратор выставки " Современные иконописцы " . - Ирина Константиновна, здесь, на выставке, ... далее ...
От Византии к РусиИскать в ИсточникеИсточник
... векам, когда новгородцы, имеющие постоянные торговые связи с Западом, смогли выра­ботать свой художественный стиль, который хотя и возник под некоторым влиянием гос­подствовавших в то время в Европе романских форм, все же обрел неповторимую индивиду­альность. Второй период — XIV—XV века, когда в Нов­городе разворачивается актив­ная деятельность византийских изографов. Стиль византийского мастера Феофана Грека совпал со вкусами и умонастроениями новгородцев. В свою очередь, восприняв все самое значимое в новгородской иконописи, свои лучшие фрески в церкви Спаса Преображения на Ильинке Феофан Грек написал в традиции, не имеющей ничего общего с византийским иконописанием. Именно в этот период и сло­жились все основные черты новгородской школы: экспрессия, сильное духовное напряжение, сочность и яркость колорита, где преобладают сочетания ярко-красной киновари с белыми и золотисто-охристыми красками. С потерей независимости Новгорода в 1478 году новгородская школа стала терять свои самобытные черты. Вобрав в себя все лучшее, патриаршая Москва к началу XVII столетия становится центром духовной, политической и художественной жизни Руси. Московскую школу, в отличие от ... далее ...
«Сто миллионов за Феофана Грека». Кто спасет ...Искать в Источникеelitsy.ru
... Архиерей» — «Спас на троне», фрагмент, полихромный образец фрески Феофана Грека. Убрусы. Общий вид© РИА Новости Александр Филиппов «Это единственное место, где письмо Феофана Грека сохранилось в первозданном виде, — говорит Татьяна Ромашкевич, участница реставрации 1970-х годов. — То, что вы видите вверху, — цвет после пожара XVII века. А фрагмент ступни Иисуса Христа был заложен кирпичной кладкой и не пострадал». Некоторые ученые считают, что роспись Христа на троне не принадлежит Феофану. Но доктор искусствоведения, сотрудник московского Института искусствознания, автор книги «Феофан Грек. Фрески в Великом Новгороде» Татьяна Царевская сравнивает этот фрагмент с «Ветхозаветной Троицей» в Троицкой каморе. «Их писал один мастер. Видите, как похожи стопы? » — отмечает эксперт. «Не могу сказать, что Феофан писал откровенно яркими красками. Но палитра у него была более разнообразная, чем то, что мы видим сейчас», — все же уточняет Царевская. «Святой Макарий Египетский», западная стена Троицкой каморы, фреска Феофана Грека А вот эксперт по изучению объектов культурного наследия Новгородского музея Банникова твердо уверена: «Фрески во всем храме были такие же яркие, ... далее ...
Хри­сти­ан­ская личность : Портал Богослов.RuИскать в Источникеbogoslov.ru
... – преходяще, перетекаемо, небытийно по существу. Самосознание личности в христианском мире впервые началось в Возрождении. Но Возрождение только вскрыло и сделало явным содержание глубинного процесса. В исходе Средневековья человек ощутил необъятные силы собственной индивидуальности – потенциал, накапливаемый средневековой личностной аскезой. Раннее Возрождение было началом христианского самосознания возросшей вдруг личности. Первые импульсы этого процесса были дерзновенными, но духовно чистыми порывами самоопределения христианской личности. Данте, Петрарка, Джотто – на Западе, Феофан Грек, Дионисий, Андрей Рублев – в России. Это выражение начального самоощущения христианского персонализма. Но этот процесс активизировал и антиличностную, в том числе и индивидуалистическую, реакцию. Возрождение оказалось моментом болезненного кризиса – перехода из одного духовного возраста в другой, но и срыва при этом переходе. Возрожденческий человек не столько осознал, сколько почувствовал вдруг необъятные силы индивидуума и влечение к неограничиваемому проявлению этих сил. Это было естественное чувство выхода из-под младенческой опеки в отроческую самостоятельность. Тесные ... далее ...
Святитель Киприан, митрополит Киевский и всея ...Искать в Источникеpravoslavie.ru
... в это время, в 1396–1397 годах, митрополит Киприан полтора года жил в Киеве. Жил в окружении многочисленной свиты, приехавшей с ним из Москвы. Спиридоний, судя по всему, был протодиаконом московского митрополичьего Успенского собора и одновременно искусным каллиграфом, а владыка Михаил, в прошлом епископ Смоленский, в то время уже был переведен в Москву и пребывал в числе клириков, приближенных к митрополиту Киприану. Вообще, с восшествием святителя Киприана на митрополичью кафедру в Москве собрались все лучшие художественные силы Руси. Именно в 1390 году в Москву из Новгорода приезжает Феофан Грек. И ясно, что по заказу митрополита Киприана вместе со своими сподвижниками Даниилом Черным, Андреем Рублевым и Прохором с Городца он расписывает кремлевские соборы. Эти универсальные мастера, видимо, принимали участие и в украшении рукописей. Так, в первые годы XV века ими были выполнены миниатюры к знаменитой рукописи Евангелие Хитрово. Современники оценивали влияние Киприана на жизнь Руси так: «Его же благословением земля Русская мир глубокий приемлет», а «исправлением книжным и учением его светляется паче солнечных зарей и напаяется яко от источника приснотекуща». Но помимо ... далее ...
Православная аскеза – ключ к новому видению ...Искать в Источникеazbyka.ru
... те же начальные этапы: активное монашеское движение возникает вслед за христианизацией Руси и прямо ориентируется на раннее египетско-палестинское пустынножительство; влияние же более углубленного «синайского исихазма», хотя он и ближе по времени, – незначительно. Но следующий крупный этап, в эпоху Московской Руси XIV-XV вв., уже впитал воздействие и «синайского исихазма», и Исихастского возрождения. Это – русская параллель последнего: Традиция не только достигает зрелых форм, но оказывает влияние на многие сферы культуры, церковной и соц. жизни. К ней примыкают Сергий Радонежский, Феофан Грек, Андрей Рублев; полное и чистое ее выражение дает св. Нил Сорский ( 1433-1508 ) и предводимое им заволжское («нестяжательское») монашеское движение. Однако русское (и православное) религиозное сознание в его истории и структуре определяется не одним исихастским руслом, следующим установке обожения, но сочетанием двух русл, из коих второе порождается установкой освящения, сакрализации, унаследованной от языческой религиозности (так, в элементе освящения обычно строятся в Православии отношения Церкви и мирской власти) . Отношения двух установок напряженны, порой конфликтны, и ... далее ...
Возраст РоссииИскать в Источникеmoral.ru
... уже шли к оригинальнейшему и талантливейшему, чисто русскому разрешению конструктивной проблемы, которое через сто лет привело к созданию русской шатровой каменной церкви в Московской области, но, вероятно, не без участия гениальных псковичей. Одновременно с этим новгородские церкви расписывались фресками, украшались иконами. До сих пор Новгород хранит замечательные произведения и остается русской Флоренцией, как остается Псков русской Сиеной. Работали в его стенах тогда не только многочисленные артели русских живописцев. Выписывались туда и константинопольские мастера. Таким был, например, Феофан Грек, работавший сначала в Царьграде и в генуэзской Кафе, а потом приехавший в Новгород и приглашенный в Москву, где расписывал он фресками кремлевские соборы, где украшал он миниатюрами книги, исполнял портреты и даже, по старинному свидетельству, написал для князя Владимира Андреевича «в каменной стене град Москву». Находится ли эта грандиозная художественная деятельность, которая выдвинула в начале XV столетия фигуру величайшего живописца Андрея Рублева, в противоречии с общим историческим содержанием той эпохи? Мы знаем об умственном движении в Новгороде во второй половине ... далее ...
 001   002   003   004   005   006   007   008   009   010   011   012   013   014   015   016   017   018   019   020   021
В началоИскать в картинках
Постоянная ссылка на эту страницу: Феофан Грек
Поддержи нас
ПОИСКОВ.РФДля Вебмастера