С Гречанином Фомою Ивановым, бывшим в Москве в 1641 году, Иерусалимский Патриарх Феофан в грамоте своей от 4-го Апреля 1641 года писал к Государю: «Я еще пребываю в Цареграде для некиих дел, что имеем для Св. Живодавцова гроба; объявил нам от вас милостыню честный господин Фома, о многолетном здравии великаго вашего Царствия, и мы возрадовались весьма. Потом уведомившись, что он хочет ехать к вашему Царствию, решились о делах и нуждах наших объявить великому вашему Царствию, и написали сию грамату; о многом писать не можно, а разскажет он изустно что видел, и мы ему приказали о всем. Еще некий архимандрит Амфилохий, котораго имел я прежде у Св. гроба, от меня сбежав, пристал к прежнему Патриарху Кириллу, и посылаем был дважды к вашему Царствию, a ныне он ни у Цареградскаго Патриарха, ни со мною у Св. Гроба. Он пишет и посылает к вам Государю, от нас обоих Патриархов, граматы ложью многою, вы же ему не верьте; сказывают, что от него пострадал Иван Петров и иные многие, и он не добрый человек... Оберегайте и призирайте ваши дальния украйныя места; многие изменники идут в ваши Украйны до самаго Терека, и вы оберегайтесь не оплошно, для сего и ныне о том пишу». 12) Грамотою 1640 года Октября 22-го Александрийский Патриарх Никифор извещал о себе Государя: «В нынешния времена пребываем мы в печали от неизчетных мук, от налогов и убытков; так погибает наш Апостольский престол от неверных и нечестивых Агарян. И вот, при нашей великой бедности и в угнетении, пришла к нам пресветлая и благочестивая ваша царская грамата, которую прислали вы великий Христианский Царь, с честным купеческим человеком Константином Остафьевым; Мы проняли от него вашего царскаго жалованья четыре сорока соболей, и в печальное сие время прочитав вашу царскую грамату, обрадовались и всякую скорбь свою забыли. Посем молим и просим, как и прежде сего бывала ваша Царская милость для нашего Апостольскаго престола, да не оставите и при наших днях.» 14) Грек Иван Петров писал с тем же Константином Остафьевым к Государю: «К милосердому вашему Царствию будет Константин Остафьев, племянник мой: он везет с собою панагию и Св. мощи, меньший перст руки Св. Василия внутри оной; панагия принадлежала блаженнейшему старому Патриарху Кириллу, напрасною смертию скончавшемуся, после него досталась Веррийскому Кириллу; но он заложить в иноплеменных Агарянских руках, за две тысячи пять сот ефимков, а Константин с великими трудами выкупил. Бью челом Царствию вашему, да пожалуешь велишь принять дар сей как бы от меня самаго. А Веррийскаго, там куда был сослан, Турской Салтан велел задавить, и то над ним взыскалось отмщение за блаженнейшаго стараго Кирилла. Еще имели наши Гречане мощи Св. Параскевы цельныя на Патриаршеском дворе, но они выданы в Молдавскую землю». Грамота писана 1-го Июня 1641 года.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

Когда посетитель входит в Эрмитаж или в другую художественную галерею, ему трудно не заметить, как много творений классиков искусства посвящено библейским сюжетам. Андрей Рублев и Феофан Грек, Микеланджело и Боттичелли, Рембрандт и Эль Греко, Александр Иванов и Николай Ге, Сальвадор Дали и Марк Шагал… Перечень этот можно продолжать бесконечно, как и перечень музыкантов, таких как Бах, Гайдн, Гендель, А. Рубинштейн, Стравинский, Пендерецкий. То же можно сказать и о мировой литературе. Редко кто из поэтов, русских и зарубежных, не обращался к темам Библии. Она привлекала их богатством мысли, духовной напряженностью, красотой образов. Ее перелагали Мильтон и Ломоносов, Байрон и Лонгфелло, Лев Толстой и Томас Манн, Рильке и Пастернак. «Что за книга это Священное Писание , – восклицал Ф. М. Достоевский, – какое чудо и какая сила, данные с нею человеку! Точно изваяние мира и человека и характеров человеческих, и названо все и указано на веки веков. И сколько тайн разрешенных и откровенных… » Но Достоевский, скажут, был христианином, и поэтому восторг его понятен; однако напомню слова Гете, который считал себя язычником. «Пусть, – говорил он, – духовная культура непрерывно идет вперед, пусть естественные науки непрерывно растут вширь и вглубь, пусть дух человеческий охватывает все более и более широкие горизонты – высот нравственной культуры христианства, озаряющей нас из Евангелия, мы никогда не превзойдем». А вот что пишет немецкий социалист, в котором трудно заподозрить апологета религии: «Библия – кладезь житейской мудрости и возвышенных чувств; никаких абстрактных правил (во всяком случае, они отодвинуты глубоко на задний план), никаких нравоучений, лишь наглядный показ на опыте живых людей из крови и плоти, со всеми их слабостями и жизненной силой. Примеры из живой действительности в совершенном изображении, в котором даже общие поучения проникновенно, в виде образных притчей, льются как бесконечные потоки благодатного дождя. Библия – это яркоцветный ковер лирической нежности, самые фантастические мечтания Востока, взлет восторженного гимна, вдохновения, непроницаемой глубины пророческого возвещения и экстатического видения». Это слова Карла Либкнехта.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/kak-chi...

657 Бедствия Сицилии и Африки не вызывали возмездия из центра империи, так как именно в это время Муавия расширял, свои военные предприятия против империи. Не ограничиваясь ежегодными нашествиями на территорию Малой Азии, Муавия развивал свои морские силы. В 670 году Фадалá занял полуостров Кизик на Пропонтиде, который мог служить базой для морских предприятий против Константинополя. 658 В 672 году с сирийского побережья вышли три флота. Один под начальством Мухаммада, сына Абдаллы, обойдя Малую Азию, занял город Смирну и остался на зиму в ее гавани. Другой, под начальством Каиса, овладел побережьем Киликии и Ликии, а третий под начальством Али имел назначение помогать двум первым. 659 В Константинополе готовились к предстоящей опасности и сооружали военные суда. Один сирийский грек по имени Каллиник, бежавший в Константинополь, сделал великое изобретение, которое в течение долгих лет оставалось секретом для неприятеля. 660 То был взрывчатый состав, который метали из особых трубок на большое расстояние. Орудия для этого огненного состава назывались сифонами. Ими снабжались построенные во множестве новые суда, которые имели свою стоянку в гавани Кесария, составлявшей часть порта Софиан. 661 Владея полуостровом Кизиком в Пропонтиде, арабы приступили с весны 673 года к осуществлению смелого плана Муавии сокрушить империю в ее центре. Огромный флот подступил к Константинополю и выстроился по всему протяжению стен города со стороны Пропонтиды. Битвы на море шли все лето, а к осени арабский флот отошел: на зимовку в Кизик. Весной следующего года арабский флот опять подступил к столице, и в непрерывных битвах прошло все лето. Одновременно с тем арабы продолжали свои завоевания в Эгейском море, и зиму 674–675 года Фадалá и Абдалла, сын умершего Каиса, провели на острове Крит. Осада Константинополя продолжалась до 677 года, когда арабы, «посрамленные помощью Бога и Богоматери, потеряв огромное число людей и испытав множество потерь, обратили тыл с большой печалью» (Феофан). 662 Вблизи мыса Силлея в Памфилии арабский флот страшно пострадал от бури, а сухопутное войско было разбито в Ликии имперскими войсками под начальством вождей Флора, Петроны и Киприана, причем, по счету Феофана, потери арабов дошли до 30 тысяч человек.

http://azbyka.ru/otechnik/Yulian_Kulakov...

Из письма Епифания Премудрого Кириллу Тверскому мы узнаем, например, что искуснейший книжник Епифаний был одновременно и художником, украшавшим книги; что живописец Феофан Грек поражал не только своим мастерством писания икон, но и необыкновенной ученостью: «Он же, казалось, писал сам по себе и беспрестанно двигался, беседовал с приходящими, но, обсуждая все нездешнее и духовное, внешними очами видел земную красоту... Если кто с ним беседовал, мало или долго, то не мог не подивиться его уму, иносказаниям и искусному изложению...». 265 Эти факты указывают на необыкновенно тесное взаимодействие книжности и художества в творчестве самых выдающихся мастеров, работавших в Москве на рубеже XIV–XV вв. Интересно при этом обратить внимание на то, что именно разностороннюю одаренность Феофана Грека, осведомленность в богословских вопросах и других науках Епифаний подчеркивает как его отличительное свойство, как беспрецедентное превосходство по отношению к другим московским художникам: «Когда же все это он рисовал или писал, никто и нигде не видел его смотрящим на образы, как это делают отдельные наши иконописцы, которые, во всем сомневаясь, постоянно ими пользуются, глядя туда и сюда – не столько работая красками, сколько принуждая себя смотреть на образец. Он же казалось писал сам по себе...». 266 Независимость искусства Феофана Грека от образцов – очень примечательная характеристика его живописной манеры, которая как бы сама собой напрашивается для сопоставления со столь же независимой иконографией иконы Успенского собора. Однако в рамках данной работы вопрос об авторстве иконы решить невозможно. Исследования последних лет, посвященные русскому искусству рубежа XIV–XV вв., показывают, что бесспорным творением этого мастера можно пока назвать только фрески церкви Спаса на Ильине улице в Новгороде (1378 г.); 267 другие же новгородские памятники фресковой живописи этого времени отличаются от них по стилю и приемам письма, свидетельствуя, что греческих или балканских живописцев в Новгороде было достаточно много, а следовательно, много могло быть и в Москве. 268

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/istorija...

Метод Л. как ученого основан на формально-стилистических принципах исследования художественной формы с учетом данных иконографии и истории. Стремясь посвятить каждому памятнику искусства монографическое исследование, Л. использовал дополнительные сведения из области художественных технологий, археологии, различных вспомогательных дисциплин, что придавало искусствоведческим аргументам весомость. Изучение отдельных, прежде всего самых выдающихся произведений изобразительного искусства позволяло ученому выявить ключевые явления и проблемы в историческом процессе. По мнению Л., на развитие живописи в средние века и позднее на востоке и на западе европ. мира влияли в первую очередь исторические причины, а не традиц. факторы (литургические и иные религиозные), остававшиеся, на его взгляд, неизменными. Л. были созданы и прочитаны курсы лекций, позволившие развить его научный метод и воспитать неск. поколений историков искусства, составивших «школу Лазарева». Ист.: Автобиография (12 февр. 1968 г.)//МГУ. Каф. истории зарубеж. искусства. Лазаревский каб. Архив В. Н. Лазарева. Ркп. Соч.: Освальд Шпенглер и его взгляды на искусство. М., 1922; Н. П. Кондаков (1844-1925). М., 1925; Искусство Новгорода. М.; Л., 1947; История визант. живописи. М., 1947-1948. 2 т.; Леонардо да Винчи - художник. М., 1952; Происхождение итал. Возрождения. М., 1956. Т. 1: Искусство Проторенессанса. 1959; Т. 2: Искусство треченто. 1979; Т. 3: Начало Раннего Возрождения в итал. искусстве. М., 1979. 2 ч.; USSR: Early Russian Icons. N. Y., 1958 (совм. с I. Grabar, O. Demus); Андрей Рублев. М., 1960; Мозаики Софии Киевской. М., 1960; Фрески Ст. Ладоги. М., 1960; Феофан Грек и его школа. М., 1961; Андрей Рублев и его школа. М., 1966; Михайловские мозаики. М., 1966; Пьеро делла Франческа. М., 1966; Новгородская иконопись. М., 1969; Рус. средневековая живопись: Ст. и исслед. М., 1970; Визант. живопись. М., 1971; Московская школа иконописи. М., 1971; Древнерус. мозаики и фрески XI-XV вв. М., 1973; Страницы истории новгородской живописи: Двусторонние таблетки из собора Св. Софии в Новгороде. М., 1977; Визант. и древнерус. искусство: Ст. и мат-лы. М., 1978; Рус. иконопись: От истоков до нач. XVI в. М., 1983; История визант. живописи. М., 1986.

http://pravenc.ru/text/2462503.html

Текст в 234. 1860. 2, с. 84: ср. Приложение 7. Текст в 236, стлб. 173-186; ср. Приложение 8. 237, стлб. 151. Об этом эпизоде см. 45, I, 225-226. Издано Е.В.Дружининым, М., 1897 г.; переиздание: Д.Чижевский. Житие св.Стефана епископа Пермского (Apopho-reta Slavica II ), s-Gravenhage . 1959. УК. изд., с. 5. Ср. 201, И, I, с. 267. УК. изд., с. 8. Издано в 236, стлб. 211-228. УК. изд., с. 89-90. УК. изд., с. 85. Об употреблении слова «царь» применительно и к византийским императорам, и к татарским ханам, см. 17. Однако необходимо отметить несомненную «византийскую» направленность концепции Епифания, который подчеркивает православие, вселенскость и единственность константинопольского императора, отличие его «царства» от фактического господства («владычества») татарских ханов. 59, с. 7-8. 59, с. 89. Ср. также: В. Н. Лазарев, «История византийской живописи», 1, М., 1947, с. 225. Легко умножить ссылки на источниковедческие работы, выражающие те же взгляды. Ср. 113, с. 105. Ср. его ссылку на Феодора Метохита, восстановившего Хору: Энкомион Паламе, 140, CLI, стлб. 559 Д - 560 А. Дмитрий Кидон, «Апология» III: 99, с. 391. В. Н. Лазарев («Феофан Грек и его школа», М., 1961, с. 27) ссылается на отрывок из Иосифа Вриенния, который якобы критиковал «подвижность» в иконографии. Ссылка эта основана на неправильном переводе: Вриенний жаловался, что некоторые люди «иногда бросают святые иконы и пытаются по их полету определить будущее» (icivoCvTeç ατκτως τα? αγα? εικνα?, τα μλλοντα δθν δια των κινημτων αυτν τεκμαιρμεθα издано Ε. Voulgaris, III Leipzig, 1784). Вриенний явно осуждает случаи суеверного гаданья, а не иконографический стиль. 246, с. 366. Впервые послание было опубликовано в 234, 1863, III, с. 324-328, переиздано архим. Леонидом в 224, V, с. 3-6. Об адресате послания см.: А. Седельников, Из области литературного общения в начале XV века (Кирилл Тверской и Епифаний «Московский»). АН, Отд. русского языка и слов., Известия, XXXI, 1926, с. 159-176. Ср.: В. Н. Лазарев, ук. соч., с. 14-34.

http://sedmitza.ru/lib/text/438261/

Так мистическая практика монахов-исихастов не только породила сложнейшую богословскую дискуссию, но и привела к созданию новой политической идеологии. Византия и Россия Что приняла наша страна от Византии в целом и исихазма в частности? Конечно, это известная всем идеологическая и политическая концепция " Москва – Третий Рим " . После падения Византии в 1453 году и дальнейшей экспансии османов, покоривших все православные территории на Балканах, Россия осталась единственной независимой православной страной. Удивительна смелость, если не сказать дерзость, с которой была провозглашена столь претенциозная концепция. Действительно, вспомним, что представляла собой Россия в конце XV – начале XVI века. На западе – захваченный литовскими войсками Смоленск, на юге – граница по Ельцу, 350 км от Москвы. Тем не менее лидеры этой не слишком сильной, где-то на задворках Европы расположенной страны считают возможным объявить о решении глобальной задачи – сохранении православия. Ранее, за век до того, возвышается фигура Сергия Радонежского, по мнению историков исихаста, сделавшего необычайно много и для Русской церкви, и для государства. Полагают, что идеология Сергия Радонежского сформировала новую великорусскую нацию. Примерно в то же время работали два великих русских живописца – Феофан Грек и Андрей Рублев. Историки уверены, что оба они были исихастами. Почти все русские религиозные философы XIX – начала XX века в той или иной степени развивали идеи исихастского толка. Соборность, всеединство, богочеловечество, русский космизм – эти понятия и концепции уходят корнями в средневековый исихазм. Владимир Соловьев, безусловный лидер русской философии XIX века, с новой силой возобновивший религиозную философскую дискуссию, оказал влияние на многих русских мыслителей: Булгакова, Бердяева, Флоренского, Франка, Трубецких. Соловьев предложил Достоевскому образ Алеши в " Братьях Карамазовых " . Раз уж речь зашла о " Братьях Карамазовых " , необходимо вспомнить старца Зосиму из этого романа, в его проповедях очевидно звучат исихастские мотивы: " Братья, не бойтесь греха людей, любите человека и во грехе его, ибо сие уж подобие божеской любви и есть верх любви на земле. Любите всё создание божие, и целое и каждую песчинку. Каждый листик, каждый луч божий любите. Любите животных, любите растения, любите всякую вещь. Будешь любить всякую вещь и тайну божию постигнешь в вещах " .

http://religare.ru/2_103360.html

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 В Феодосии при реставрации храма XIV в. обнаружены древние фрески, автором которых, возможно, был Феофан Грек 30.07.2008 В Феодосии в ходе реставрации храма XIV века обнаружены древние фрески — предположительно они ровесники самой церкви. Как считают ученые, расписывать храм мог легендарный Феофан Грек или кто-то из его учеников. Однако в ближайшее время интригу с авторством росписей разрешить, похоже, не удастся. На продолжение реставрационных работ и экспертизу требуются значительные средства, которые, возможно, придется искать самим ученым. Средневековая роспись в Феодосийском храме великомученика Дмитрия Солунского сохранились чудом. Она пережила крымское ханство, русско-турецкую, гражданскую и Великую Отечественную войны. Больше всего за свою семивековую историю фрески пострадали при советской власти. Часть росписи уничтожили, лики святых на уцелевших фрагментах стерли, а в храме организовали склад горюче-смазочных материалов, передает НТВ. По одной из версий, эти образы вместе со своими подмастерьями создавал учитель Андрея Рублева Феофан Грек. В этом мнении сошлись почти все эксперты, побывавшие в храме. Известно, что Феофан Грек действительно работал в Кафе, но ранее считалось, что его крымские росписи не сохранились. Вячеслав Зарубин, заместитель презседателя Крымского республиканского комитета по охране и использованию памятников архитектуры и культуры, отмечает: «Есть предположение, достаточно основательное, что мастер принадлежит к школе Феофана Грека. Возможно, принимал участие в росписи церквей и сам Феофан Грек, тем более известный факт, что он побывал в Кафе, и вполне мог принять участие в росписи каких-либо храмов на территории этого города». Спаситель, апостолы, Богородица, Иоанн Предтеча на алтарной арке — фрагменты изображения пророков Давида и Авраама. На западной стене, по традициям византийской росписи, сцены Страшного суда. Под красной линией — поучительный регистр: иллюстрация смертных грехов. Сюжеты читаются с трудом, роспись нуждается в серьезной реставрации. Эксперты подсчитали: на полное восстановление средневекового храма и его фресок понадобится не менее 12 миллионов долларов. Найдутся ли такие средства в украинском бюджете или же придется искать спонсора? Для ученых этот вопрос остается открытым. НТВ/Благовест-инфо/Седмица.Ru Редакция текста от: 30.07.2008 00:00:00

http://drevo-info.ru/news/5318.html

Премьера в Зарядье: оратории «Феофан Грек» и «Андрей Рублев» Москва, 13 октября 2020 г.      15 октября 2020 года в 19:00 на сцене Московского концертного зала «Зарядье» при поддержке Министерства культуры РФ и Российского фонда культуры состоится премьера музыкального проекта «Феофан Грек и Андрей Рублев: музыка, рождённая Светом». В рамках концертного вечера будут исполнены оратории «Феофан Грек» и «Андрей Рублев» греческого композитора Савваса Каратзиаса, отражающие в современной музыке извечный художественный поиск Божественной красоты и внутренней гармонии. Грандиозная видео-музыкальная постановка будет звучать в сопровождении видео, основанного на фресках и иконах основоположников российской иконописи, учителя и ученика. В концерте примут участие Московский Синодальный хор, Хор Московского Богоявленского кафедрального собора в Елохове, Молодежный Синодальный хор и оркестр VOCE ANIMA. Чтец - заслуженный артист России Алексей Пузаков. Дирижер – Михаил Котельников. Ведущий – Александр Крузе. Солисты: Анна Половинкина (сопрано), Иван Щербатых (бас), Полина Андреева (контральто), Артем Мельников (тенор). Партия фортепиано - Иван Ярчевский. Композитор Саввас Каратзиас – автор многочисленных произведений для оркестра, хора, исполнителей камерной музыки и сольных пьес. Его сочинения звучат на лучших сценах мира в Греции, Франции, России, Соединенных Штатах Америки, Австралии, Австрии и других странах. Вдохновленный творчеством двух великих иконописцев, ставших создателями классической формы русского иконостаса, Саввас Каратзиас собирал материал о Феофане Греке и Андрее Рублеве по крупицам, изучал в библиотеках сохранившиеся документы XIV – XV веков, в России посещал Третьяковскую галерею и музей древнерусской культуры им. Андрея Рублева. «Не так много информации сохранилось о жизни иконописцев, но остались их иконы, фрески. И это дало мне силы писать музыку. А первые ноты оратории «Феофан Грек» я написал, увидев фильм Тарковского «Андрей Рублев», - отмечает Саввас Каратзиас. Музыкальный проект «Феофан Грек и Андрей Рублев: музыка, рождённая Светом» проходит в рамках федерального проекта «Творческие люди» национального проекта «Культура» ООГО «Российский Фонд Культуры» при поддержке Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата, Церковно-общественного совета при Патриархе Московском и всея Руси по развитию русского церковного пения. Организаторы мероприятия – Фонд содействия возрождению Синодального хора и АНО ПЦДМК «Страна Воскресения». Партнеры проекта – радиостанция «Орфей», музыкальное издательство «Рэй Рекордс», компании «Юнипро» и «Северсталь». Мероприятие состоится с соблюдением всех санэпидемиологических норм. Наличие маски и перчаток обязательно. 13 октября 2020 г. скрыть способы оплаты Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/134541.html

Под 1395 годом упоминается о расписании церкви Рождества Богородицы и придела св. Лазаря в Кремле: мастера были – Феофан Грек и Семен Черный; тот же Феофан Грек расписал церковь св. архистратига Михаила в 1399 году; в 1405 году расписывали церковь Благовещения на княжом дворе иконник Феофан Грек, Прохор, старец из Городца, да чернец Андрей Рублев. Под 1409 годом говорится о расписании церкви Богородицы владимирской мастерами Даниилом иконником и Андреем Рублевым. Они же расписали церковь Троицкую над гробом св. Сергия, церковь в московском Андрониковом монастыре. В Новгороде церковною живописью занимались также греки: под 1338 годом упоминается Исаия Гречин. Упомянутый мастер, грек Феофан, расписал в 1378 году в Новгороде церковь Христа Спасителя на Ильине улице; под 1385 годом при описании большого пожара в Новгороде говорится, что вместе с другими сгорел в Павлове монастыре Иваш, церковный росписник, как видно русский. Под 1345 годом находим известие, что в Москве слиты были три колокола больших и два меньших, и лил их мастер Борис Римлянин; но еще прежде, в 1342 году, как видно, этот же самый Борис вызван был из Москвы в Новгород и слил там большой колокол к св. Софии. В 1403 году слит был колокол в Твери к соборной церкви Преображения, но не сказано, каким мастером. Из построек не церковных упоминается под 1409 годом о построении в Новгороде владыкою Иоанном пекленицы (поварни?) каменной; под 1433 годом – о построении новгородским владыкою Евфимием у себя на дворе палаты каменной с 30 дверями: строили мастера немецкие из-за моря (т. е. не ливонские) вместе с новгородскими; в 1439 году тот же владыка поставил ключницу хлебную каменную; в следующем году поставил комнату каменную меньшую; в 1441 году большая палата владыкина и сени прежние были расписаны; в 1442 году тот же владыка поставил на своем дворе поварни каменные и комнату каменную, а в 1444 – духовницу и сторожню каменные. В Москве только в 1450 году митрополит Иона заложил на своем дворе палату каменную. Наконец, находим известия об устройстве часов; под 1404 годом говорится, что поставлены были часы в Москве, на дворе великого князя, за церковию Благовещения, устроил их монах Лазарь, пришедший из Сербии.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Solovev...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010