Но данный выбор цитирования наиболее известных, часто исполняемых песнопений соответствующих гимнографов указывает не только на интерес к индивидуальным изображениям каждого из них: тексты на свитках включают все основные богослужебные циклы - недельный, годовой подвижный и годовой неподвижный. В период создания росписей соответствующие этим циклам Большой Октоих, Триоди и Минея находились в завершающей стадии своего формирования ( Арранц М. История Типикона: Опыт. Л., 1978. С. 67-68). Этим, по-видимому, и объясняется повышенный интерес к гимнографии и гимнографам, к-рый помимо изобразительного отклика во фресках Н. нашел отражение и в комментариях на каноны святым Косме Маюмскому и Иоанну Дамаскину, составленных в XII в. разными авторами ( Patterson- Š ev enko . 2002. P. 65-66; Овчарова. Изобразительное искусство. 2004. С. 27). Центральное место св. Феодора Студита - между святыми Космой Маюмским и Иоанном Дамаскиным с одной стороны и Феофаном и Иосифом - с другой, соответствует его роли реформатора, инициировавшего развитие традиций палестинской савваитской гимнографии на столичной почве. Напротив св. Феодора Студита, в центре ряда святых на юж. стене, находится образ прп. Евфимия Великого, одного из основателей палестинского монашества. Напротив расположенного рядом со св. Феодором Студитом св. Феофана Начертанного изображен прп. Савва Освященный, от лавры к-рого происходит название Иерусалимского устава. Т. о., пространственный диалог образов палестинских и к-польских монахов в росписи церкви в Н. соответствует их плодотворному взаимообмену в процессе формирования визант. богослужебного обряда. Образы св. монахов в сев. и юж. рукавах креста не только численно превосходят, но и находятся на более «высоком» месте по сравнению с образами св. воинов в зап. рукаве. Подобное распределение образов святых для более ранних монастырских храмов еще не было характерно, но находит параллели в миниатюрах рукописей 2-й четв. XII в., а также в монументальных росписях рубежа XII и XIII вв.

http://pravenc.ru/text/2565062.html

Γεδεν Μ. (См. его Βυζαντινν ορτολγιον, 176 σελ.) на основании биографии Михаила Синкелла (которую он дает в приложении к своему труду) считает кончину преподобного Феофана Песнописца 11 октября 845 г., после четырехлетнего правления Никейской митрополией (επ ττρασι τεσι… κεκομηται Θεονη τ ν δεκτ το κτοβρου μην τ νντη νδικτινο). Высчитывая по индиктионам, действительно получаем дату Гедеона, что он и поясняет в примечании к тексту жития (δηλαδ τ 845 τει), но возникает затруднение с количеством лет управления Феофаном Никейской митрополией. Если он правил четыре года, то, вычитая из 845 – 4, получим 841 г. как начало избрания на Никейскую кафедру, что совершенно немыслимо. Если не круглых 4, а 3 года и 8 месяцев, то будет 842 год. Но и это с вернейшими хронологическими данными о времени Константинопольского собора и Торжества Православия не согласовано, ибо последнее, по всем научным данным, было 11 марта 843 года. После этого только события было рукоположение патриархом Мефодием Феофана в митрополиты Никейские (См. Житие Михаила Синкелла у Гедеона, 240 или у Шмидта в прилож. к Кахрие-Джами, с. 251–252); в самом крайнем случае, как terminus post quem, ставим тот же март 843 года, плюс 3 года 8 месяцев, и кончина должна быть в 846 году 11 октября. А это уже не девятый индиктион, а десятый. Вернее класть время пребывания Феофана на Никейской митрополии не 3 года 8 месяцев, а 4 года с некоторыми месяцами и кончину считать в 847 году, когда был уже 11-й индиктион. Нам думается, что в рукописи допущена ошибка переписчиком, который вместо νδεκτη νδικτινο, что следовало бы написать, поставил νντη νδικτινο. Последнее наше исправление вызывается тем обстоятельством, что с именем Феофана известен канон в честь патриарха Мефодия, скончавшегося 14 июня 847 года. (См.: Migne, gr. ser. T. CXVI, p. 92). Раннейшая этого времени дата кончины песнописца, конечно, невозможна. Таким образом, самым ранним пределом для кончины Феофана будет 11 октября 847 года. Но принимая во внимание другое житие преподобных Феофана и Феодора Начертанных, написанное Феодорой Рауленой Кантакузен-Палеологиней (см. A. I. Παπαδοπολου-Κεραμω… νλεκτα εροσολ. Σταχιολογα, τ. δ, σελ. 221–222), мы должны кончину преподобного Феофана отодвинуть на несколько лет позже, так как она в этом житии указывается после управления Никейской Митрополией в течение целых восьми лет (π χρνοι λοι κτ). Следовательно, вторым пределом для кончины прп. Феофана будет 851 год, или точнее, 11 октября 851 года. Ср.: Полный месяцеслов Востока Архиепископа Сергия Владимирского, изд. 2-е II, 11, 420–421.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

53 . В этом проявляется та особенность творчества Преподобного, которая отмечалась нами выше: наиболее удачны те его произведения, которые тесно связаны с обстоятельствами его собственной жизни. Жизнь и творчество едины для преподобного Феофана. Мы еще раз убеждаемся в этом при чтении канона преподобному Феодору Начертанному, брату преподобного Феофана, в котором святой песнописец уже в краегранесии говорит о своем родстве с преподобным Феодором: Твоя, брате, ближняя плету хвалы . С большой любовью излагает Преподобный страдания своего брата: Титлу твоего честнаго лица видевше херувимы , — пишет он, — отступают от древа жизни 54 . Дальше он, говоря о титлах своего брата, даже сравнивает их с начертаниями на кресте Христовом: Титла над главою лежаше Царя Христа; твоя же титла, всемудре, на лице твоем начертася 55 . А еще ниже он вспоминает и самый образ страдания начертанного Феодора: Простерт на дсце начертан бысть, яко покланяющься, Феодоре, Христовой иконе, и Богоматере 56 . И заканчивает преподобный Феофан этот канон теплой молитвой, где ему опять дорого помянуть о родстве с преподобным Феодором. Пение Владыце принося, отче, и мольбы , — пишет он в последнем тропаре последней песни, — не престай о моей немощи, и сообитании и братстве: яко да вкупе поживше, улучим вкупе обожение 57 . Святая Церковь нашла возможным (и назидательным) сохранить нам все строки канона Преподобного, так живо и так трогательно напоминающие нам о живом исповедничестве страдальцев Христовых, о родстве их и сообитании . Так живо, будто мы сами осязательно прикасаемся их язвам, титлам их преподобных лиц! Отдельные каноны преподобного Феофана, подобно его канону на неделю Православия, обладают высокими качествами, обстоятельны, всесторонне описывают воспеваемое священное событие или подвиги святых Божиих. Таковы его каноны Святому Духу на повечерии Пятидесятницы, каноны святым Апостолам в Октоихе, каноны святителям в различные месяцы Минеи. Совершая каждодневно уставную службу, можно отметить, что и среди канонов преподобного Феофана, где нет отчетливо созданного образа или последовательно проводимой мысли, встречаются отдельные очень сильные выражения, которые приковывают душу.

http://pravmir.ru/zhizn-i-tvoreniya-prep...

И когда бесчисленное множество народа собралось, приходит и сам Царь Михаил со святой и православной матерью своей… и со всем синклитом, и каждый нес по царской свече. И, соединившись со святым Патриархом, вместе двинулись от алтаря со святыми иконами и честным крестом и Святым Евангелием и пошли с литией до ворот дворца… И после долгой молитвы и сокрушенного и многоплачевного и умиленного взывания Кириэ элеисон” возвратились во святой храм для совершения Божественной таинственной литургии с великой радостью и торжеством. И таким образом восстановлены святые и честные иконы для почитания и поклонения в храме Божием. Благочестивые же самодержцы, со всечестным и святым Патриархом Мефодием и бывшими при нем… митрополитами… постановили: ежегодно в первое воскресенье святого поста праздновать торжественно в Великой Божией церкви сей святой и честной праздник, который и празднуется доныне. Иконы одновременно были поставлены и во всех церквах Константинополя» . С тех пор этот чин совершается в православных храмах в первое воскресенье Великого поста С тех пор этот чин из года в год, до наших дней, совершается в православных храмах, как и в 843-м г., в первое воскресенье Великого поста. Почетные гости были затем приглашены на праздничный обед во дворец. Среди них был и святой Феофан Начертанный. На приеме случился характерный инцидент, о котором рассказал Продолжатель Феофана. Он, правда, ошибался, полагая, что во дворце находилось двое братьев, прозваннных Грапта – Начертанными. В действительности святой Феодор скончался в 840-м г. в темнице в Апамее в 740-м г., не дожив двух лет до торжества православного иконопочитания. Святая Царица вдруг обратила внимание на позорящие письмена, вырезанные на лбу Феофана, и сказала, что она поражена и терпению исповедника, и жестокости его мучителя, «на что блаженный Феофан… сказал: О надписи этой мы рассудим с мужем твоим и Царем на неподкупном суде Божьем”. Опечалилась Царица, залилась слезами и сказала: И это ваше обещание и письменное согласие! Вы не только его не прощаете, но еще и на суд требуете и зовете”» . Присутствовавший при этом диалоге Патриарх Мефодий постарался замять случившуюся неловкость, заверив Царицу: «Нет, царица, твердо наше слово, не обращай внимания на пренебрежение этих людей» . Продолжатель Феофана, как уже замечено выше, ошибочно полагал, что участниками этой тягостной беседы были оба брата. Вскоре после этого святой Мефодий решил поставить Феофана Начертанного на Никейскую кафедру, а в ответ на возражения против этого назначения, со ссылкой на сирийское происхождение Феофана и на отсутствие у него поручителей, он сказал, «указывая на изуродованное лицо Феофана: После такой надписи не нужно и желать лучшего свидетельства в его православном исповедании”» , и хиротония его была совершена. Феофан Начертанный вошел в историю гимнографии как творец более 140 канонов. Он отошел ко Господу около 847 г, и после преставления был вместе с братом причислен к лику святых исповедников.

http://pravoslavie.ru/141506.html

Известный исследователь Постной Триоди И. А. Карабинов, рассматривая состав ее авторов, говорит о преподобном Феофане только то, что он единственный из иерусалимских песнописцев IX века участвовал в составлении Постной Триоди. Помимо канонов в Постной Триоди, указанных предшествующими исследователями, профессор И. А. Карабинов указывает как принадлежащий перу преподобного Феофана канон в Неделю блудного сына, а в рукописях также са–могласны и стихиры Великих Пятка и Субботы . Епифаний Нестеровский, который в своей «Литургике» дает очень верные характеристики многим песнопевцам, воздерживается от оценки творчества преподобного Феофана . В «Литургике» профессора А. П. Голубцова, которая содержит целый ряд критических замечаний о творчестве отдельных православных гимнографов, также ничего не сказано о трудах Преподобного; автор только относит к его заслугам участие в составлении Октоиха (вместе с преподобным Иосифом Песнописцем) . Нам представляется необходимым остановиться на посильном разборе канонов преподобного Феофана Начертанного, так как они занимают значительное место в православном богослужении и могут поддерживать и укреплять как человека, находящегося в недрах Церкви Христовой, так и всех ищущих опору на путях своей внутренней жизни. Песнотворческие труды Преподобного Труды преподобного Феофана Начертанного, как было указано выше, представлены преимущественно в МИНЕЕ. Здесь есть его каноны: 1) пророкам; 2) Апостолам; 3) святителям; 4) преподобным; 5) мученикам и мученицам. Следует сказать, что Преподобный пишет каноны наиболее прославленным святым; его младший современник преподобный Иосиф Песнописец составляет каноны тем святым, которые не были воспеты преподобным Феофаном. Канон на Благовещение Пресвятой Богородицы до 6–й песни написан преподобным Феофаном, остальные песни принадлежат преподобному Иоанну Дамаскину. Преосвященный Филарет считал, что преподобный Феофан дополнил четверопеснец святого Иоанна Дамаскина , но профессор Е. И. Ловягин указывает, что преподобному Иоанну в этом каноне принадлежат только две последние песни .

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=823...

Таковым, поддерживающим нашу душу в минуты тяжкого уныния или скорби, или печали, может быть и слово преподобного Феофана, слово, которое встречается в одной из обычных будничных служб, но обретенное — становится чудом, подкреплением, опорой. Не отринул еси, Христе, облещися в смердящаго 73 , — пишет преподобный Феофан в богородичне 3 песни канона преподобному Тихону Амафунтскому (16 июня). Именно это слово, острота этого слова, выражающего не только нашу греховность, но и крайнюю степень нашего падения, то, что мы в нашем грехе смердим , особенно поражает сердце. И спасает его, утешает, дает тихие и верные слезы то, что Христос облекся в смердящего, в каждого из нас — не отринул… облещися в смердящаго  — и тем восставляет его. Это переживание, этот опыт духовного утешения от слова преподобного песнописца и есть наше приношение святой памяти преподобного Феофана, его страданиям и трудам. Опыт смердящего, восстающего во Христе. Сурова была подвижническая жизнь преподобного Феофана Начертанного, каноничны и строги были строки его творений. Сурово и немногословно изображал он свое воспевание святых Божиих, и лишь только там, где воспевание его соприкасалось с опытом пережитого, с его собственной жизнью, слово его теплело, и он молил о сообитании и братстве . Из сурового хода своей судьбы, из постоянного предстояния границе бытия преподобный Феофан черпал свою близость к судьбам усопших и заботу о них и потому смог сказать незабываемые глаголы об их бытии, их упокоении, их утешении в жизни вечной. Его сердце всегда было сердцем христианина, а потому, по Апостолу, “потаеный сердца человек, в неистлении кроткаго и молчаливаго духа” (1 Пет 3:4), он хранил в себе источник умиления, который вдруг, будто против воли, изливался в утешительных глаголах некоторых его канонов, оживляющих сердца его братьев во Христе. Из этого же сердца исторгалась его хвала, его славословие образа Христова, Богоматери и всех святых, его живое исповедание Церкви и святого Православия. И отсюда же, из глубины этого “потаенного” сердца он воспел Христа как начало и конец и преполовение наших дней и открыл глубокую тайну, что Христос не отринул облещися в смердящаго , чем и утвердил законы духовной жизни для последователей Христовых.

http://pravmir.ru/zhizn-i-tvoreniya-prep...

Эта живоносная мертвость святых мучеников не только ощущалась Преподобным; он сам носил ее в своем теле и на своем челе, поэтому так жива его молитва к мученикам об усопших братьях. Именно святым мученикам усвояет Преподобный молитву об умерших, когда говорит: Тя мученицы молят: сих, яже преставил еси от земли, в земли кротких, Спасе, упокой 32 . Преподобный Феофан, будучи мужем веры и исповедания, сам искал и жаждал покоя в земли кротких . Вдумываясь в условия жизни и образ святых песнописцев, мы всегда находим в их писаниях выражения их основных, главенствующих дум и молитв. Так, мы видим у преподобного Космы Маиумского его блаженные вздохи о судьбах мира и спасении людей во едином Христе, Сыне Божием, или молитвы-поэмы преподобного Андрея Критского о необходимости и спасительности покаяния, или радостный полет души преподобного Иоанна Дамаскина в его великом Пасхальном каноне 33 . У преподобного же исповедника Феофана Начертанного в его канонах усопшим главенствует отчетливое созерцание жизни человеков за пределами этого мира. Он — по ходу своей жизни, в своих страданиях — все время предстоял исходу из этого мира, жил перед чертой, перед концом своего бытия в темничных заключениях и изгнаниях. Отсюда у него, постоянно сущего у этой грани, изливается живая молитва об усопших, о людях, перешедших последнюю грань. Отсюда — сила, достоверность, истинность его молитвенных вопияний о них, отсюда его заупокойная молитва, воспринимаемая всеми людьми. Отсюда — живая похвала Преподобному от всех, кто соприкасается в этой молитве со строками его канонов усопшим. Предстояние вечности, умоление о вечности, о земле кротких здесь сочетается для преподобного Феофана с восхождением к образу благоразумного разбойника и с молитвой о рае для всех умерших. Рай убо с Тобою повешенному, яко отверзл еси; ныне приими души, Владыко, к Тебе верою преставльшияся 34 . Таков образ преподобного песнописца-исповедника, одна из существеннейших частей его души, его вздохов, его желаний. Канон в неделю Православия, который подобно канонам об усопших заслужил высокую оценку преосвященного Филарета Черниговского, представляет собой произведение, значительно отличающееся от того, что мы видим в заупокойных песнопениях преподобного Феофана. Здесь — ликование, краткость и образность тропарей, здесь — похвала Церкви и удивление путям Божия Промысла о восстановлении почитания икон — образа Божия. Плещуще с веселием днесь вернии возопиим , — начинает свой канон преподобный исповедник, — коль чудна дела Твоя, Христе, и велика сила, наше единомыслие и согласие соделавый! 35 . День радостный, богомудреннии, приидите совершим , — продолжает дальше преподобный песнописец, — ныне небо и земля веселится, и ангелов чини, и человеков собрания 36 . Радость преподобного исповедника продолжается и дальше настолько, что он приглашает всех верующих к рукоплесканию: Превелие благодеяние видяще, руками восплещим: расстоящияся уды Христовы, совокуплены во единство 37 .

http://pravmir.ru/zhizn-i-tvoreniya-prep...

б) пример его гадания – три князя языческого племени; в) брат Иоанна, патриций Арсавир; дворец его в обители св. Фоки, где патриарх предавался своим занятиям волшебством и непотребствами. В заключение приведено известие о кознях еретиков против святых икон; Иоанн приказал выколоть глаза на одной иконе, за что подвергся наказанию бичами. Мефодий оклеветан пред Феодорой и регентами в незаконной связи с одной женщиной. Назначенное по этому делу следствие 18 и суд привлекли массу зрителей. Но радость клеветников была преждевременна, ибо Мефодий торжественно доказал свою неспособность к сожитию с женщиной. Что здесь продолжатель Феофана, хотя у него находим больше живых подробностей, чем у Генесия, в сущности пользовался теми же материалами, что и этот последний, или, может быть, только развил рассказ Генесия, видим из заключения. Клеветники, в качестве наказания, обязаны были каждый год в годовщину православия участвовать в процессии из Влахернской церкви в Софийскую и выслушивать собственными ушами анафематствование на них 19 , что установлено было продолжать до конца их жизни. Наконец, независимо от Генесия, продолжатель Феофана сообщает об угощении во дворце, устроенном для собравшихся отцов, и о неприятном объяснении между царицей и братьями Феодором и Феофаном Начертанными. Сопоставляя известия Генесия и продолжателя Феофана, нельзя не приходить к заключению, что последний пользовался, кроме материалов, доступных Генесию, еще особыми источниками. Так, в группе данных, обозначенных нами под буквой А, встречаем следующие факты, неизвестные Генесию. Назначение регентства самим Феофилом; участие в регентстве, кроме Феоктиста и Мануила, патриция Варды; доступ к Мануилу и влияние на него, кроме студийских монахов, еще других, с которыми он сошелся во время своей службы на Востоке; предварительные переговоры с членами регентства о церковной реформе. Продолжатель Феофана выражается конкретнее Генесия о том, что могло останавливать Феодору при мысли о восстановлении православия: она боялась того, что существующий порядок вещей отстаивали сенаторы и многие из высшего духовенства. Все это сведения важные, которыми едва ли мог пренебречь Генесий, если бы они были в его источниках. Что касается достоверности этих сведений, они не всегда могут быть подтверждены. Так, прежде всего насчет установления регентства самим Феофилом и насчет участия Варды в этом регентстве не находим подтверждения в традиции. Может быть, что составитель летописи поместил Варду в число регентов только на основании выдающейся роли, которую играл этот царедворец в малолетство Михаила. Что на Мануила влияли не только студийские, но и восточные монахи, это не может основываться на официальных данных; вообще весь рассказ о болезни Мануила, по нашему мнению, введен в историю из житий святых и из чудес студийских и других подвижников. Разговор Мануила с Феодорою вполне выражает положение дела и может считаться заслуживающим полного доверия.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Uspenski...

В отдельных случаях у преподобного Феофана находятся очень живые слова, восхваляющие подвиг страдания. Так, он пишет в каноне преподобному Ксенофонту (26 января), прославляя подвиг Преподобного, его жены Марии и двух сыновей: Утробами бо растерзаеми и душами распаляеми, остном сродства страдания мучеников подъясте . Здесь хочется вспомнить канон Преподобного его брату преподобному Феодору Начертанному, где подчеркивается идея родства, родственности. Другие выражения, на которых останавливается мысль, меньше запоминаются, в них не обретается большого цельного образа, хотя внимание и бывает привлечено. Таковы обращения преподобного Феофана в его каноне к пророку Аввакуму: О божественный и честныя пророка Аввакума красоты , — или восклицание его в каноне трем отрокам: Украсися, о дети, паче камене сапфира ваше совокупление . Подобно отмеченным изречениям, построено и воспевание святителя Софрония: Якоже ароматнии фиалы, ланите твои… премудрости исполнь явися алавастр . Наряду с указанным большую искренность и теплоту обретаем в молитвах преподобного Феофана к Божией Матери. Так, он обращается к Ней в Богородичне канона преподобному Феодосию Великому: Яко утро обрелася еси раннее, — пишет Преподобный, найдя очень верный и тонкий образ в припадании к Пречистой Деве, — в житейстей нощи… Богомати Всечистая . Раннее утро в житейской ночи — этот образ может долго жить в душе и глубоко поддерживать, утешать ее! Подобные же, оставляющие долгое молитвенное впечатление строки преподобного Феофана есть в Октоихе. Струи текущая и реки благости, — пишет Преподобный в каноне святым Ангелам, — явил еси, Благий, Ангельския лики . Таемую душу мою зноем греховным, — пишет святой Феофан в каноне святым Апостолам, — молюся, ученицы Спасовы, напойте . Наиболее теплы в этих канонах его обращения к Богоматери. Так, в каноне святым Ангелам 8–го гласа преподобный Феофан пишет: Миро тайное именуем Тя, Всечистая, сущее, рождшую Бога плотию, благоухания точащаго дарования . Понятия благоухания и мира, данные во взаимном проникновении, образуют очень прочный и верный словесный образ, воспринимаемый всем существом человека.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=823...

Ведь звероименитый первый из ересеначальников 343 отец этого императора за то, что святой отец Герман предал его вечной анафеме как иконосжигателя и иудействующего, 344 сослал патриарха в упомянутый этот честной и православный монастырь. 345 Ослепив мужа своей сестры Анны, православнейшего владыку по имени Артавасд, 346 Копроним сослал его вместе с женой и девятью сыновьями в упомянутый монастырь, превратив обитель эту в гостиницу для мирян и изгнав из нее всех монахов. Здесь, в монастыре, покоятся останки этих православных. В этой же святой обители, как было сказано, скончался упомянутый великий и святой Герман, и тут покоятся нетленные его и святые мощи. Потому-то святой телеарх Мефодий поставил, как мы сказали, святого исповедника и великого отца нашего Михаила игуменом этого монастыря, а премудрого и великого Феофана рукоположил митрополитом святейшей церкви города Никеи, где при святом и великом императоре Константине для обвинения нечестивого Ария собрался первый святой вселенский собор 318 святых отцов. 347 Когда Мефодий задумал рукоположить Феофана, некоторые архиереи говорили святому, что не полагается, мол, тому столь высокий сан, ибо он – мученик из чужой земли “и мы ничего не знаем ни о нем, ни о его житии”. Великий поборник благочестия Мефодий сказал им в ответ: “Верьте мне, отцы, что и я не имел мысли удостоить его столь великого избрания, но начертанное лицо его, следы бичей на теле, многолетнее пребывание в тюрьме и изгнании заставляют меня – даже против моей воли и желания – считать Феофана достойным избрания и высочайшего престола. Это открыл мне, когда я молился, истинный Бог наш Христос, за которого он вынес множество утеснений и пыток”. Тогда-то поборник благочестия великий Михаил сказал в ответ патриарху Мефодию: “Если что совершишь и сделаешь для духовного сына моего премудрого Феофана, для меня, его соизгнанника и соузника, сделаешь, ибо я – это он и он – я”. Святейший патриарх почитал слова и деяния отца нашего, я разумею святого Михаила, словно они были от Бога, а не от человека.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010