Разделы портала «Азбука веры» с 2005 года Богослужебные указания за 5 октября 2024 года 22. Суббота. Ап. от 70-ти Кодрата (с 21 сентября) . Сщмч. Фоки, еп. Синопийского. Прор. Ионы. Прп. Ионы пресвитера, отца святых Феофана, творца канонов, и Феодора Начертанных. Прп. Макария Жабынского, Белевского чудотворца (службу зри 22 января) . Прп. Ионы Яшезерского . Службы ап. Кодрата (с 21 сентября) и сщмч. Фоки не имеют праздничного знака, совершаются вместе с субботней службой Октоиха. На вечерне кафизма 18я . На «Господи, воззвах» стихиры на 6: апостола, глас 4й – 3, и священномученика, глас 1й – 3. «Слава» – священномученика, глас 4й: «Измлада был еси…», «И ныне» – догматик, глас 5й: «В Чермнем мори…». Входа нет. Прокимен дня. На стиховне стихиры Октоиха, глас 5й (мученичны из числа стихир на «Господи, воззвах» – 2й: «Щитом веры…», 3й – тот же, 4й: «О земных всех…»; припевы обычные со стиховны – см. Часослов). «Слава, и ныне» – Богородичен Октоиха, глас тот же: «Обрадованная, ходатайствуй…» (см. в стихирах на стиховне). По Трисвятом – тропарь апостола, глас 3й. «Слава» – тропарь священномученика, глас 4й, «И ныне» – Богородичен воскресный, глас 5й: «Радуйся, двере Господня…». На утрене на «Бог Господь» – тропарь апостола, глас 3й (дважды). «Слава» – тропарь священномученика, глас 4й, «И ныне» – Богородичен воскресный, глас тот же: «Еже от века…». Кафизмы 16я и 17я . Малые ектении. Седальны Октоиха. Псалом 50й. Каноны: В храме Господском, Богородицы и святого – канон апостола со ирмосом на 6 (ирмосы по дважды), священномученика на 4 и Октоиха (мученичный) на 4. Примечание. В книге В. Розанова «Богослужебный Устав Православной Церкви» (с. 176) даны следующие указания для пения канонов в субботу при типе службы двух святых без знака: в храме Господском и Богородицы – канон храма со ирмосом на 4 (ирмосы по дважды), первого святого на 3, второго святого на 3 и Октоиха (мученичный) на 4; в храме Воскресения Христова – канон воскресный рядового гласа (с прошлой Недели) со ирмосом на 4 (ирмосы единожды), первого святого на 3, второго святого на 3 и Октоиха (мученичный) на 4. Однако следует отметить, что данное мнение В. Розанова не находит подтверждения в богослужебных книгах (в т. ч. и в старопечатной традиции) .

http://azbyka.ru/bogosluzhebnye-ukazaniy...

Разделы портала «Азбука веры» Типикон (Типик), или Устав — церковно-богослужебная книга, содержащая в себе систематическое указание порядка и образа совершения церковных служб. Т. заключает в себе после полного описания воскресных всенощных бдений сперва краткое и общее, а потом подробное, расположенное по месяцам и дням целого года указание, как соединять с изменяемыми частями богослужения в разные дни года службы святым и праздникам. К этому присоединены правила о пище как для всех христиан, так и в особенности для монахов. В конце T. помещены храмовые главы, Пасхалия и Лунник. В первый раз церковный устав был начертан на письме св. Саввою Освященным в VI в. и получил название палестинского, или иерусалимского. Подлинный устав Саввы был утрачен во время нашествия Хозроя на Палестину. Св. Софроний, патриарх Иерусалимский, восстановил иерусалимский устав, дополненный в VIII в. трудами Иоанна Дамаскина и Козьмы Маюмского. В таком виде устав скоро вошел в употребление в церквах греческих и особенно в Студийской обители в Константинополе. В этой последней он снова был восполнен песнопениями Митрофана, Анатолия, самого Феодора Студита , брата его Иосифа, Феофана Начертанного, Иосифа Песнописца и Григория, митрополита Никомидийского. Из последующих дополнений Устава особенно замечательны сделанные в Χ в. монахом обители св. Саввы, Марком, впоследствии епископом Идрунтским. Он внес в Устав правила о песнопениях греческой церкви, составленных в IX и Χ вв., и определил порядок богослужения в тех случаях, когда на один и тот же день падало несколько праздников. В последующее время над обработкой церковного устава трудились Никон Черногорец (XI в.) и Филофей, патриарх Константинопольский. Некоторые статьи Филофеева Устава перешли и в славянские списки Устава, и в греческие старопечатные типики. Кроме Устава иерусалимского, на развитие и образование богослужебных и дисциплинарных порядков имел влияние другой Устав — Студийский (см.). В XV в. иерусалимский Устав вытеснил окончательно студийский и распространился по всем церквам и монастырям в Греции, в землях южно-славянских и на Руси.

http://azbyka.ru/tipikon-tipik

27-е Св. первомученика и архидиакона Стефана Апостолы, желая иметь более времени для молитв и поучений, через полгода по вознесении Спасителя избрали семь одобренных ( Деян.6:3 ) мужей и рукоположили их в диаконы. Им поручено было управление и распоряжение общим имением и призрением вдов и сирот, а у алтаря раздавали они тело и кровь Господню (Игнатия посл. к Траллианам). Первым из семи диаконов был Стефан, который потому и называется архидиаконом. Он отличался особенной силой веры и красноречием, ревностно проповедовал слово Божие и указывал на конец закона Моисеева во Христе. Его обвинили перед синедрионом в хуле на Бога и Моисея. «Мы слышали», говорили лжесвидетели, «как он говорил, что Иисус Назорей разрушит место сие и переменит обычаи, которые передал нам Моисей» ( Деян.6:14 ). И спросил первосвященник: так ли это? Стефан в оправдание своё произнёс речь, в которой изложил историю благодеяний Божиих к Израильскому народу и обличил не верность народа Богу. – «Кого из пророков не гнали отцы ваши? Они убили предвозвестивших пришествие Праведника, Которого предателями и убийцами сделались теперь вы, – вы, которые приняли закон при служении ангелов, и не сохранили». Слыша это, присутствовавшие в синедрионе рвались сердцами своими и скрежетали на него зубами. Стефан же, исполненный Духа Святого, воззрев на небо, увидел славу Божию и сказал: «вот, я вижу небеса отверстые и Сына Человеческого, стоящего одесную Бога». Тогда толпой устремились на него, вывели за город и стали побивать камнями. Стефан молился и говорил: «Господи Иисусе, приими дух мой!» И преклонив колена, воскликнул громким голосом: «Господи, не вмени им греха сего!» И сказав сие, почил. Тело его в следующую же ночь взято Еврейским законоучителем Гамалиилом и похоронено в двадцати верстах от Иерусалима (см. 2-го авг. перенесение мощей его, 4-го янв. в соборе 70-ти). Св. преподобно-мученика и исповедника Феодора Начертанного Брат св. Феофана (память которого – 11-го октября), Феодор, также бывший иноком в лавре св. Саввы Освящённого, пострадал вместе с ним, явясь твёрдым защитником почитания святых икон.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Подпишитесь на наш Телеграм Мы часто как-то не осознаем, что богослужение состоит из поэзии: что особенно интересно в контексте споров «можно ли православным заниматься творчеством». Если само богослужение — творчество, то почему же нельзя? Вообще в любом разговоре о христианстве и культуре надо помнить, что Церковь создала огромную прекрасную культуру. Собрали три книги о церковной поэзии. « Церковные песнотворцы»  монахини Игнатии (Петровской) — классический труд о святых поэтах. «Церковные песнотворцы» блестяще совмещают объективность научного очерка, глубину духовного размышления и богословский анализ. Читатель найдет в книге монахини Игнатии очерки о творчестве Космы Маюмского, Иоанна Дамаскина, Андрея Критского, Германа Константинопольского, Кассии Константинопольской, Феофана Начертанного, Феодора Студита, Иосифа Песнописца, русских гимнографов. А. Л. Беглов в предисловии к книге пишет: «Там, где профессиональные исследователи остановятся в сознании, что за этой гранью уже не работают их методы, монахиня Игнатия берется за перо. Имея форму научных статей, ее труды кардинально отличаются от них по сути, преследуют иные цели. Первая опубликованная статья монахини Игнатии, посвященная творчеству преподобного Космы Маюмского, имеет подзаголовок «Духовные размышления». Эти слова наиболее точно раскрывают специфику ее работ. Почему именно ее размышления над древними песнопениями ценны для нас? Прежде всего потому, что ее взгляд — это взгляд человека, укорененного в Предании. Прежде чем взяться за перо, монахиня Игнатия в течение 60 лет воспитывалась ежедневным чтением службы, вниманием к праздничному богослужению в храме. Она многократно ПРОЖИЛА весь церковный год, впитала в себя почти каждую строчку наших богослужебных книг. Церковные гимны перестали быть для нее сухими и слишком далекими, раскрылись во всей своей красоте и глубине. Их авторы стали ей близки и понятны, подлинно стали ее ДРУЗЬЯМИ. Поэтому большинство статей этого тома — творческие персоналии песнотворцев. Монахиню Игнатию интересует прежде всего духовный облик песнописца, неповторимые черты его души, нашедшей себя в предстоянии Богу и выразившейся в слове. Общее для всех песнописцев — устремление к Единому Богу и поэтический дар. Душа и путь каждого неповторимы, и слово их выражает одно стремление бесконечно многообразно.

http://blog.predanie.ru/article/tserkovn...

Совесть, по учению святых отцов, – это сила души, «чувство духа человеческого, тонкое, светлое, различающее добро от зла. Совесть – естественный закон», как пишет свт. Игнатий (Брянчанинов); это «голос Бога в душе», «законодатель, блюститель закона, судия и воздаятель. Она есть естественные скрижали завета Божия, простирающегося на всех людей» (свт. Феофан Затворник). Так как мы находимся в состоянии падения, наши отношения с собственной совестью требуют много трезвения, рассудительности, честности Но всегда ли она действует правильно? Мнение, что совесть в нас безупречна, очень распространено. Если совесть нас укоряет, мы обычно тревожимся, если она молчит, мы уверены в своей правоте. А между тем, так как мы находимся в состоянии падения, все намного сложнее, и наши отношения с собственной совестью требуют много внимания, трезвения, рассудительности, честности. И, конечно, в первую очередь – благодатной помощи Божией. Рассмотрим несколько заблуждений, которые могут дорого стоить тем, кто следует им. 1. «Совесть – это закон, начертанный Богом в сердцах людей. Разве она может ошибаться?» Так думают многие. Но, увы, это заблуждение, и совсем небезобидное. Действительно, совесть – это «голос Бога в душе». «Когда Бог сотворил человека, то Он всеял в него нечто Божественное, как бы некоторый помысл, …который просвещает ум и показывает ему, что доброе, и что злое: сие называется совестью, а она есть естественный закон», – пишет прп. авва Дорофей. Пока человек жил в воле Божией, в благодатном единении со Святым Духом, совесть действовала в нем правильно. Но грехопадение, лишив человека благодатного общения с Богом, разрушило всю его природу. И совесть, как и все силы души, повредилась и исказилась. По образному выражению свт. Феофана Затворника, «совесть в падшем состоянии – разбитое зеркало». Свт. Феофан объясняет, почему в результате грехопадения изменяется действие совести: «Уже по тому самому, что грешник отделился от Бога, должно ожидать, что совесть у него не может быть исправна; ибо если она есть, то голос Бога в душе (законодатель), то око Его (свидетель), то наместница Его правосудия (судия и воздаятель), то при отпадении от Него все сии Божественные, так сказать, наития на нас через дух должны ослабеть и умалиться в числе и силе. Сверх того, совесть не действует одна, отдельно, а берет себе в посредники и орудия другие силы: рассудок, волю, силу чувствования. Если сии расстроены в путях своих, то и от совести нельзя ожидать правой деятельности».

http://pravoslavie.ru/155477.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ЕМИЛИАН [греч. Αμιλιανς] († после 815), исп. (пам. 8 янв., 8 авг.), еп. Кизический, преемник еп. Николая, участвовавшего во Вселенском VII Соборе в 787 г. ( Mansi. T. 13. Col. 381). Точное время рукоположения Е. неизвестно. Возможно, он упоминается в «Хронографии» прп. Феофана Исповедника в числе участников совета в имп. дворце (наряду с К-польским патриархом св. Никифором I (806-815) и Никейским митрополитом), к-рый был созван 1 нояб. 812 г. для обсуждения военной кампании против болгар ( Theoph. Chron. P. 498-499). Исп. Емилиан, еп. Кизический. Миниатюра из греко-груз. рукописи. XV в. (РНБ. O. I. 58. Л. 124) Исп. Емилиан, еп. Кизический. Миниатюра из греко-груз. рукописи. XV в. (РНБ. O. I. 58. Л. 124) В период возобновления иконоборческой политики при имп. Льве V Армянине (813-820) Е. был защитником иконопочитания и сторонником невмешательства гос-ва в дела Церкви. Вместе с патриархом Никифором и др. православными епископами (сщмч. Феофилактом Никомидийским, свт. Михаилом Синадским, сщмч. Евфимием Сардским , свт. Иосифом Фессалоникийским ) он присутствовал на аудиенции 24 дек. 814 г. в имп. дворце, во время к-рой император попытался инициировать дискуссию об иконах. В связи с этим событием Е. упоминается в Житии прп. Никиты Мидикийского и в 2 версиях Жития сщмч. Феофилакта Никомидийского. После низложения патриарха Никифора и иконоборческого Собора 815 г. Е. был отправлен в ссылку, где и скончался. Исп. Емилиан, еп. Кизический. Фрагмент иконы «Минея годовая». 1-я пол. XVI в. (Музей икон, Рекклингхаузен) Исп. Емилиан, еп. Кизический. Фрагмент иконы «Минея годовая». 1-я пол. XVI в. (Музей икон, Рекклингхаузен) Краткое сказание о Е. содержится под 8 авг. в Синаксаре К-польской ц. (кон. X в.), а также в Минологии имп. Василия II (кон. X - нач. XI в.), где он назван великим священномучеником. В визант. синаксаре семейства C (по классификации И. Делеэ) XII в. после повествования о Е. по ошибке переписчика следует Житие св. Мирона, епископа Критского . В палестино-груз. календаре X в. память Е. отмечена под 9 авг. ( Garitte . P. 83). В Последовании, написанном исп. Феофаном Начертанным (Граптом), память Е. находится под 8 янв. ( Σωφρνιος. Σ. 18-19).

http://pravenc.ru/text/189947.html

преподобный Феофан Начертанный, епископ Никейский, исповедник Молитвословия преподобный Феофан Начертанный, епископ Никейский, исповедник Песнописец, философ, защитник иконопочитания. Родился в 778 году в Иерусалиме в семье пресвитера Ионы. Старшим братом его был преподобный Феодор Начертанный . С раннего детства избегал детских забав и любил посещать церковные службы. Оба брата были отданы на обучение пресвитеру в Лавре святого Саввы, и впоследствии оба приняли там иночество. Когда император-иконоборец Лев V Армянин, изгнав благочестивого царя Михаила I Рангава, стал покровительствовать иконоборческой ереси, патриарх Иерусалимский послал обоих братьев в Константинополь для защиты Православия. Прибыв в столицу, святые исповедники смело выступали в защиту иконопочитания. В словесном состязании Лев V был посрамлён. Он приказал нещадно бить обоих братьев, а потом сослал их в заточение и строго запретил помогать им в чём-либо. Впоследствии они обличали и императоров-иконоборцев Михаила Балбу (820–829) и Феофила (829–842). Святым пришлось вынести заточение, голод, тяжкие муки. Император Феофил приказал раскаленными иглами написать на их лицах стихи, оскорблявшие славных исповедников (поэтому их и именуют «Начертанными».) «Пиши, что хочешь, перед Страшным судом прочтешь свое писание», – говорили императору мужественные братья. Феодора посадили в темницу, где он и скончался (†833), а Феофана отправили в ссылку. С восстановлением иконопочитания преподобного Феофана вернули из ссылки и рукоположили во епископа Никейского. Святитель написал около 150 канонов, в том числе прекрасный канон в защиту святых икон. Скончался Феофан Никейский в мире около 850 года. Тропарь святителю Феофану Никейскому, глас 8 Православия наставниче,/благочестия учителю и чистоты,/вселенныя светильниче, архиереов богодухновенное удобрение,/Феофане премудре,/ученьми твоими вся просветил еси, цевнице духовная,//моли Христа Бога спастися душам нашим. Кондак святителю Феофану Никейскому, глас 2 Возгремев Христово Божественное воплощение,/безплотныя враги до конца обличил еси,/чудне Феофане./Сего ради вси верно и благочестно вопием ти://моли непрестанно о всех нас.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Nikejsk...

Скачать epub pdf Память преподобного Ионы пресвитера Память 22 сентября Преподобный Иона пресвитер жил в Палестине и был отцом преподобных Феодора и Феофана «Начертанных» , много пострадавших за почитание святых икон от императоров иконоборцев 5971 . Иона отличался богобоязненностью и добродетельною жизнью и особенно усердствовал в страннолюбии и других подвигах христианского милосердия. С любовью заботился он о воспитании своих сыновей; еще дома сам он обучил их книжной премудрости, более наставляя в правилах благочестия. В зрелом возрасте, приближаясь к старости, Иона, по изволению Божию, лишился своей супруги и остаток дней своих решил посвятить на всецелое и совершенное служение Богу. он удалился в прославленную подвигами преподобных иноков, уединенную лавру святого Саввы Освященного , где ранее подвизались и его святые сыновья. Здесь он принял иноческий постриг и, подражая святой, подвижнической жизни иноков той обители, стяжал еще большую богобоязненность и со страхом соделывал свое спасение. Иона непрестанно пребывал в строгом посте и усердных богомысленных молитвах. Молясь о себе, он не забывал и мира, который оставил, и, болея о нем душою и пламенея любовью к ближним, усердно молился Богу о христианском благоустроении, о мире святой Церкви и благочестии царей, ибо цари византийские уклонились тогда в иконоборческую церковь и возмущали мир Церкви Божией 5972 . В таком добродетельном житии Иона достиг преклонной старости и за свою богоугодную жизнь стяжал себе от Бога благодатный дар врачевания. Мирно достигнув конца дней своих, он радостно предал святую свою и блаженную душу Господу 5973 , к Коему всегда пламенел чистою и горячею любовью. 5971 Память прп. Феодора Начертанного празднуется церковью 27 декабря «Начертанными они названы потому, что, среди истязаний, коим они подверглись от византийских императоров-иконоборцев за иконопочитание, на них были начертаны позорные стихи об их безумии, мучительным начертанием коих посредством раскаленных игл им были выжжены лица до самых век. Прп. Феофан известен еще как писатель и творец канонов. 5972 Таковы императоры византийские из современных прп. Ионе: Лев V Армянин (813–820 г.), Михаил II Балба (820–829 г.) и Феофил (829–842 г.). Иконоборческая ересь возникла в Византии в первой половине VIII века и продолжалась до половины IX (842 г.). Читать далее Источник: Жития святых на русском языке, изложенные по руководству Четьих-Миней святого Димитрия Ростовского/12 книг. – Москва : «Ковчег», 2010. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИОАНН КАЛФАС Иоанн Калфас [греч. Ιωννης Κλφας] († 1575), нмч. (пам. греч. 26 февр.). Род. в к-польском предместье Галата. В юности обучился ремеслу краснодеревщика (κλφας означает «подмастерье»), выполнял работы во дворце султана. И. К. был благочестивым христианином, скромным и милостивым. Он собирал приданое сиротам, выкупал из темниц заключенных и творил др. благодеяния. Так как И. К. был хорошим мастером, то ему делали заказы мн. богатые турки. Один ага отдал И. К. в обучение племянника, к-рый полюбил наставника. Желая прислуживать во дворце, он просил И. К. о ходатайстве, был взят в число слуг и со временем занял при дворе одну из должностей. Однажды племянник аги спросил И. К., что написано в христ. книгах о прор. Мухаммаде. И. К. отказался говорить с ним о вопросах веры, но тот дал клятву, что не причинит учителю зла. Тогда И. К. сказал, что Мухаммад не пророк, а обманщик и враг Божий, введший в заблуждение мн. простых людей. После этих слов юноша возненавидел наставника. Он призвал единоверцев, к-рые избили мастера, отвели к судье и обвинили в хуле на их веру. И. К. подвергли пыткам и заключили в тюрьму, но он не отрекся от Христа. Тогда И. К. направили на каторжные работы на 6 месяцев, а затем снова заключили в тюрьму. Через 3 месяца везир, видя стойкость мученика, приказал обезглавить его. Мученичество И. К. было написано свящ. Андреем, великим экономом ц. преподобных Феодора Начертанного и Феофана Никейского во Вланге (ες τν Βλγκαν), причащавшим в тюрьме святого. Это Житие помещено в «Новом Мартирологионе» прп. Никодима Святогорца . Ист.: ΝΜ. Σ. 61-62; Δουκκης. ΜΣ. Т. 2. Σ. 403; Ματθαος. ΜΣ. Τ. 2. Σ. 413-414; Μακριος, μητρ., Νικδημος Αγιορετης, Νικφορος ερομν., Αθανσιος Πριος. Συναξαριστς νεομαρτρων. Θεσσαλονκη, 19963. Σ. 333-334; Новомученики балканские: Жития мучеников, пострадавших на Балканах после падения К-поля. М., 1999. С. 100-103; Νικδημος. Συναξαριστς. Т. 3. Σ. 331. Лит.: Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 55; Χρυσστομος (Παπαδπουλος). Νεομρτυρες. Σ. 27; Ιωννης Κλφας//ΘΗΕ. Т. 7. Σ. 39; Περαντνης. Λεξικν. Т. 2. Σ. 240-241; Σωφρνιος (Εστρατιδης). Αγιολγιον. Σ. 238. Э. П. А. Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/471262.html

Скачать epub pdf 1 Приведем два примера таких исследований на материале православной гимнографии. Четырнадцать лет назад выдающийся русский филолог М. Ф. Мурьянов (1928–1995) опубликовал найденный им церковно-славянский текст Службы на обретение мощей священномученика Климента Римского , принадлежащий, как доказал Мурьянов, перу равноапостольного Кирилла, просветителя славян. См.: Мурьянов М. Ф. Страницы гимнографии Киевской Руси//Традиции древнейшей славянской письменности и языковая культура восточных славян. С. 69–143. Подробнее о творчестве М. Ф. Мурьянова и библиографию его работ см.: Philologica. 1996. Vol. 3. 5/7. С. 47–50, 57–67. Примером исторического исследования может служить реконструкция жизненного пути преподобного Иосифа Песнописца, предпринятая протоиереем Владимиром Рыбаковым: Рыбаков В., протоиерей. Святой Иосиф Песнописец и его песнотворческая деятельность//Богословские труды. 1985. Сб. 26. С. 280–306; Сб. 27. 1986. С. 81–106. 2 Хронология написания этих статей такова: «Преподобный Косьма Маиумский и его каноны» (1980), «Преподобный Иоанн Дамаскин в его церковно-гимнографическом творчестве» (1981), «Литургическое наследие преподобного Иосифа Песнописца» (1981, 1984), «Святой Герман, патриарх Константинопольский, как гимнограф церковный» (1981), «Церковно-песнотворческие труды инокини Кассии» (1982), «Место Великого канона преподобного Андрея Критского и других его произведений в песнотворческом достоянии Церкви» (1983), «Песнотворчество преподобного Феодора Студита в Триоди Постной» (1983), «Жизнь и творения преподобного Феофана Начертанного» (1984), «Труды русских песнотворцев в Киевский период» (1986), «Опыт литургического богословия в трудах русских песнотворцев» (1987). Читать далее Источник: Церковные песнотворцы/Монахиня Игнатия. - Москва : Изд-во Моск. подворья Св.-Троиц. Сергиевой Лавры, 2005 (Ярославль : Ярославский полиграфкомбинат). - 463 с. - (Серия : Библиотека журнала " Альфа и Омега " ). ISBN 5-7789-0168-2 Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatiya_Puzik...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010