Помимо канонов в Постной Триоди, указанных предшествующими исследователями, как принадлежащий перу преподобного Феофана профессор И. А. Карабинов указывает канон в неделю блудного сына, а в рукописях также самогласны и стихиры великих Пятка и Субботы 16 . Епифаний Нестеровский, который в своей Литургике (1901) дает очень верные характеристики многим песнопевцам, воздерживается от оценки творчества преподобного Феофана 17 . В Литургике профессора А. П. Голубцова (1918), которая содержит целый ряд критических замечаний о творчестве отдельных православных гимнографов, также ничего не сказано о трудах Преподобного. Автор только относит к его заслугам участие в составлении Октоиха (вместе с преподобным Иосифом Песнописцем) 18 . Нам представляется необходимым остановиться на посильном разборе канонов преподобного Феофана Начертанного, так как они занимают значительное место в православном богослужении и могут поддерживать и укреплять как человека, находящегося в недрах Церкви Христовой, так и всех ищущих опору на путях их внутренней жизни. Труды преподобного Феофана Начертанного, как было указано выше, представлены преимущественно в Минее . Здесь есть его каноны: 1) пророкам, 2) апостолам, 3) святителям, 4) преподобным, 5) мученикам и мученицам. Следует сказать, что Преподобный пишет каноны наиболее прославленным святым; его младший современник преподобный Иосиф Песнописец составляет каноны тем святым, которые не были воспеты преподобным Феофаном. Канон на Благовещение Пресвятой Богородицы до 6-й песни написан преподобным Феофаном, остальные песни принадлежат преподобному Иоанну Дамаскину. Преосвященный Филарет считал, что преподобный Феофан дополнил четверопеснец святого Иоанна Дамаскина 19 . Но профессор Е. Ловягин указывает, что преподобному Иоанну в этом каноне принадлежат только две последние песни 20 . Значительные труды положены святым исповедником на составление Октоиха . Здесь известны его каноны: 1) святым ангелам (на все восемь гласов и его же стихиры); 2) святым Апостолам (кроме 7-го гласа); 3) восемь канонов о усопших (по числу гласов; канон 6-го гласа наиболее известен и поется на погребении); 4) каноны Божией Матери в пяток, хотя они и не надписаны.

http://pravmir.ru/zhizn-i-tvoreniya-prep...

Преосвященный Филарет Черниговский считает, что как минимум пять из этих канонов принадлежат Феофану 21 . В Триоди Постной преподобному песнописцу принадлежат каноны 1) на утрени и повечерии недели Православия; 2) в среду 4-й недели Великого Поста; 3) в субботу Ваий до 6-й песни (в дополнение к четверопеснцу преподобного Космы Маиумского) и, как указывает И. А. Карабинов, 4) канон в неделю о блудном сыне 22 . В Триоди Цветной есть 1) канон преподобного Феофана на Преполовение Пятидесятницы; 2) богородичные тропари в пасхальном каноне (которые обозначаются и как канон Богородице в 3-ю неделю по Пасхе) и 3) канон Святому Духу на повечерии дня Пятидесятницы. Таким образом, в Триодях каноны преподобного приурочены к менее значительным праздникам, только в редких случаях он дополняет труды прославленных песнописцев святых Иоанна Дамаскина и Космы Маиумского с тем, чтобы создать полные каноны. Особое положение занимает его канон в неделю Православия, восстановление которого он лично праздновал в 842 году после освобождения из по существу пожизненного заточения. Нам представляется существенным рассмотреть перечисленные труды преподобного Феофана в связи с особенностями его жизни и исповедничества. А это требует поставить и по возможности решить ряд вопросов. Как писал преподобный исповедник свои каноны, находясь почти всю свою жизнь в темницах или ссылках? Каким образом и откуда получал он необходимый материал о жизни святых, чтобы изобразить сущность их жития в тропарях своих канонов? Каковы были условия его творчества, как он получал возможность писать и как мог сохранять написанное, иногда значительное по размеру? Трудно ответить на все эти вопросы так, чтобы быть близкими к истине, но из скудных сведений о жизни преподобного Феофана можно получить некоторые факты, которые в известной степени дают ответ на возникающие вопрошания. Из указаний современников видно, что преподобные узники Феофан и Феодор имели возможность посылать письма и получать ответы. Так, как сказано выше, они переписывались со святителем Мефодием.

http://pravmir.ru/zhizn-i-tvoreniya-prep...

Святейшего патриарха Никифора, не потворствовавшего его нечестивому намерению, он сослал в заточение в Проконисс 8829 ; точно так же изгнал он и заключил в отдаленных странах Феофана , настоятеля обители, известной под названием Великого Села 8830 , а также Феодора Студита 8831 и многих других великих и Боговдохновенных отцов, сильно сопротивлявшихся ему. На патриарший же престол он возвел в самый день Воскресения Христова вышеупомянутого еретика Феодота Мелиссийского, по прозвищу Касситера. И был он, как «мерзость запустения, стоящая на месте святом» ( Мф. 24:15 ; Дан. 9:27 ). Тогда Бог, в праведном гневе Своем на нечестие царя не замедлил наказать его своим судом и попустил внезапное нашествие иноплеменников. То были обитавшие в восточных пустынях аравитяне, собрав всю свою силу, они вторглись в греческие области, опустошая земли, нападая на палестинские монастыри и, между другими, на обитель святого Саввы, где иночествовал блаженный Феодор со своим братом Феофаном. Святейший патриарх святого града Иерусалима понял, что это казнь за грехи и следствие гнева Божия за бесчестие и отвержение святых икон. Побуждаемый ревностью по православию он начал искать, каким бы образом погасить это пламя и обличить зло, творимое нарушителями отеческих преданий, вводящими новшества. После некоторых поисков, он нашел подходящего для этого дела человека в лице преподобного Феодора, известного своей праведной жизнью и мудростью, дышавшего Божественной ревностью и с непоколебимым мужеством стоявшего на страже православия. Оградив его молитвой и утвердив надеждой на Христа, патриарх послал его в царствующий град для обличения беззакония. Блаженный Феодор, как послушный сын, не отказался от исполнения приказания. Готовый немедленно понести за правую веру не только многочисленные труды, но и принять страдание и даже душу свою положить за честь святых икон, он с радостью повиновался. Взяв с собою своего брата Феофана, Феодор отправился в путь и скоро достиг царской столицы. Здесь он прежде всего бесстрашно обличил в ереси наемника, не бывшего пастырем, т.е. Феодота Мелиссийского, лжепатриарха Константинопольского. Преподобный открыто укорял его в том, что он развращает тех, кем и управляет, губит словесных овец стада Христова, питаемых вредной пищей еретического учения, и разоряет церковь правоверия, созидая капище зловерия. Представ затем перед самим царем и имея в устах Божественное слово, подобное острому мечу, Феодор начал устрашать царя, ясно доказывая ему, что он не только губит свою душу, но и людей Божиих влечет за собою в погибель, развращая их посредством обмана. В то же время он умолял его снова вернуться к благочестию, оставив злочестивое мудрование.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Но вернёмся к никольской гимнографии в Византии IX b. Среди авторов различных византийских канонов святителю Николаю, помимо преподобного Иосифа, есть и другие знаменитые гимнографы этого времени, а именно священноисповедник Феофан Начертанный 29 и святитель Георгий Никомедийский 30 . Каноны Николаю Чудотворцу более ранних авторов неизвестны, хотя один из неизданных канонов 31 , сохранившийся в трёх рукописях, в одной из них приписывается преподобному Иоанну Дамаскину 32 , а в другой – святителю Герману Константинопольскому 33 , а ещё один канон 34 , имеющий имя Василий в акростихе богородичнов, в действительности может являться – как предположил А. Коминис – творением преподобного Андрея, архиепископа Критского 35 . Действительно, этот канон не только проявляет такую архаичную черту, как наличие второй песни, но и следует наиболее ранней житийной традиции – из преданий о святителе Николае этот канон знает только лишь деяние о стратилатах; впрочем, в каноне дважды упоминается поклонение гробнице (σορς) чудотворца, что, видимо, указывает на некую связь составителя канона с мирским храмом. Учитывая то, что Энкомий святителю Николаю, атрибуируемый Андрею Критскому , был произнесён в Мирах, можно осторожно предположить действительную связь между Энкомием и этим каноном. Канон Феофана помещён в стандартных изданиях Минеи 36 ; он написан на 2-й глас и имеет акростих: Σο, Νικλαε, θεον ξδω μλος. По рукописям известны ещё два канона, приписываемые Феофану: 1) ямбический 2-го гласа, с акростихом, проходящим через все строки тропарей: ξ λος με πημτων διεδεχθος/πονψας σεο λιτας μυρσαις,/ θεα προχων μρα γνσιε δολε Θεοο,/οκτρν λτρην σου κα ταπεινν Θευφνην (канон не издан); и 2) 4-го гласа (в одной из трёх содержащих его рукописей канон приписан Феофану, в другой – Гавриилу; канон издан в AHG), хотя и не ямбический, но также литературно изысканный: песни с первой по шестую написаны здесь в обычной форме и содержат акростих Δχου τν μνον, Νικλαε, παμμκαρ, проходящий через первые буквы тропарей; восьмая песнь создана в форме диалога между святителем, императором и «игемоном» (то есть епархом) Авлавием и имеет алфавитный акростих, проходящий через отдельные строки тропарей; наконец, девятая песнь представляет собой как бы многострофный кондак – изосиллабические строфы увенчиваются каждая рефреном: Χαροις, παμμακριστε ερρχα Χριστο, Νικλαε 37 и имеют акростих: Χρις. И феофанов канон Минеи, и только что описанный канон со сложной структурой знают из житийного предания о святителе Николае только деяние о стратилатах – это позволяет осторожно предположить, что установление в Константинополе той несколько более сложной традиции, какая представлена в канонах преподобного Иосифа Песнописца 38 , при жизни священноисповедника Феофана, то есть в первые четыре десятилетия IX b., ещё не состоялось и имело место около середины IX b. – иными словами, именно при преподобном Иосифе.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Zheltov...

1896. С. 154). Житие по жанру близко к т. н. народному (безымянному) Житию Иоанна Рильского и является типичным описанием подвигов основателя мон-ря, отражая лит. вкусы провинциального болг. монашества. Житие было написано, по мнению исследователей, в XIII или в 1-й пол. XIV в. на основе древнего текста, созданного, вероятно, в нач. XII в. ( Иванова. 1986. С. 570-571). Житие не вошло в агиографический комплекс, составленный в Тырнове в XIV в., и обычно переписывалось в сборниках с житиями др. западноболг. пустынников и/или серб. святых (Там же. С. 571). Его старший список, окончание которого утрачено, происходит из Германского монастыря (XV в.; серб. извод: ЦИАМ. 47); 2-й по старшинству список находился в составе Сборника служб серб. святым и житий серб. святых (XVI-XVII вв.; погиб в апр. 1941, во время фашистской бомбардировки Белграда, но ранее был изд.- см.: Ламанский. 1864; 1867; Иванов. 1931). Критическое издание текста отсутствует, древнее проложное Житие неизвестно. Гимнография И. О. посвящено 3 версии службы. Древнейшая, представленная наибольшим числом списков, опубликована и лучше остальных изучена ( Станчев, Попов. 1988. С. 175-181; 1992. С. 117-132). Известно не менее 4 ее списков: в болг. Минее служебной на июль-авг. (НБКМ. 1132-я, пол. XIII в.); в серб. Минее на те же месяцы (Високи-Дечани. 32, 1-я треть XIV в.); в серб. Минеях праздничных (ГИМ. Хлуд. 166, 1-я пол. XIV в., и 169, 1-я пол. XV в.- см.: Николова С. и др. Българското средновек. културно наследство. 1999. С. 49-51. 42, 44). Служба компилятивна, оригинальными в ней являются только песнопения малых форм: стихиры, седален, кондак и икосы. Ядро службы составляет компилятивный канон прп. Евфимию Великому 8-го гласа, в к-ром имя Евфимий заменено именем И. О. ( Станчев, Попов. 1988. С. 120-122, 124-125, 128-129); этот канон, в к-ром песни 1-4 и 9 восходят к соответствующему сочинению св. Климента Охридского, а ряд ирмосов и тропарей песней 5-8 - к творениям св. Феофана Начертанного, был составлен не позднее XI в.

http://pravenc.ru/text/468939.html

21. Отдание праздника Воздвижения Честнаго и Животворящаго Креста Господня. Апостола от 70-ти Кодрата (ок. 130). Святителя Димитрия, митрополита Ростовскаго (обретение мощей, 1752). Преподобнаго Даниила Шужгорскаго (XVI). Преподобнаго Иосифа Заоникиевскаго (1612). Священномученика Ипатия, епископа, и Андрея, пресвитера (ок. 730–735). Святителей Исаакия и Мелетия, епископов Кипрских. Мучеников Евсевия и Приска. 22. Святаго священномученика Фоки, епископа Синопийскаго (117). Пророка Ионы (VIII в. до Р. X.). Преподобнаго Ионы пресвитера (IX), отца святителей Феофана, творца канонов, и Феодора Начертанных Преподобнаго Макария Жабынскаго, Белевскаго чудотворца. Преподобнаго Ионы Яшезерскаго (1589–1592). Мученика Фоки вертоградаря (ок. 320). Праведнаго Петра, бывшаго мытаря (VI). 23. Зачатие честнаго славнаго Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна. Святителя Иннокентия митрополита Московскаго (прославление, 1977). Преподобных жен Ксанфиппы и Поликсении (109). Мученицы Ираиды девы (ок. 308). Мученика Андрея и мучеников Иоанна и чад его Петра и Антонина (IX). Иконы Божия Матери Словенския (1635). 24. Святыя первомученицы и равноапостольныя Феклы (I). Преподобнаго Никандра пустынножителя, Псковскаго чудотворца (1581). Преподобнаго мученика Галактиона Вологодскаго (1612). Преподобнаго Коприя (530). Святаго Владислава Сербскаго (1230–1239). Иконы Божия Матери Мирожския (1198). 25. Преставление Преподобнаго Сергия, игумена Радонежскаго, чудотворца (1392). Преподобныя Евфросинии Суздальския (в миру Феодулии) (1250). Святителя Германа, архиепископа Казанскаго (перенесение мощей, 1595). Преподобномученика Пафнутия Египтянина и с ним 546 мучеников (III). Преподобныя Евфросинии Александрийския (V). 26. Преставление святаго апостола и евангелиста Иоанна Богослова (нач. II в.). Преподобнаго Ефрема Перекомскаго, Новгородскаго (1492). 27. Святаго мученика Каллистрата и дружины его (304). Преподобнаго Савватия Соловецкаго (1435). Апостолов от 70-ти: Марка, Аристарха и Зины (I). Мученицы Епихарии (III). Преподобнаго Игнатия (963–975).

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

  Подвижники-миряне Одна из самых популярных книг в православном мире — и совершенно заслуженно. Книга уникальна: собрание жизнеописания современных подвижников-мирян. Автор пожелал остаться анонимным, но известно, что это афонский монах, один из учеников Паисия Святогорца.   Оптинский патерик Оптинский патерик — собрание житий оптинских старцев и новомучеников. В книгу также входят: история и описание Оптины, а также ряд очерков про «окрыленных Оптиной»: свт. Игнатия (Брянчанинова), митр. Трифона (Туркестанова), К. Леонтьева и др.   «Старчество на Руси» Игнатия (Петровская) Нечто среднее между отечником и собранием очерков историка. Первая часть книги посвящена истории русского старчества. Вторая — личностям старцев, как они предстают на страницах их творений. В третьей размещены избранные творения русских старцев.   «Церковные песнетворцы» Игнатия (Петровская) Классический труд о святых поэтах. «Церковные песнотворцы» блестяще совмещают объективность научного очерка, глубину духовного размышления и богословский анализ. Читатель найдет в книге монахини Игнатии очерки о творчестве Космы Маюмского, Иоанна Дамаскина, Андрея Критского, Германа Константинопольского, Кассии Константинопольской, Феофана Начертанного, Феодора Студита, Иосифа Песнописца, русских гимнографов. Над представленными здесь житиями велась кропотливая критическая работа. Часто это пересказ первоисточника. Начал эту работу А. А. Завьялов. Работу Завьялова продолжил И. С. Смирнов, выдающийся русский историк, ученик Ключевского и Голубинского. Свой окончательный вид «Жития русских святых» приобрели уже в наше время.   «Жития русских святых» Таисия (Карцова) Долгие годы монахиня Таисия собирала жития русских святых. Плодом этих многолетних трудов стали «Русские святые», насчитывающие около четырех сотен имен. Вереница русских святых от равноапостольных Кирилла и Мефодия до преподобного Силуана Афонского.   «Жатва Духа» Мария (Скобцова) «Жатва Духа (новонайденные жития)» — уникальный опыт переложения житий великой святой XX века, монахиней, поэтом, философом преподобномученицей Марией (Скобцовой).

http://blog.predanie.ru/article/20_pater...

В IX веке одним из центров борьбы с иконоборчеством стал Студийский монастырь, настоятель которого, Феодор Студит, проявил ум и мужество в качестве фактического вождя иконопочитателей. Однако при иконоборце Льве V сторонники царской политики находились в том числе и среди монахов. Двое из трех патриархов-иконоборцев IX столетия – Антоний I и Иоанн VII Грамматик – до своего поставления во епископы были настоятелями монастырей. В конце правления Никифора I некий «лжеподвижник» Николай со своими сторонниками проповедовал против иконопочитания . Некий монах-предсказатель повлиял на решение Льва V вернуться к иконоборческой политике Исаврийской династии . Правление последнего императора-иконоборца, Феофила, было отмечено страданиями двух палестинских монахов, Феофана и Феодора Начертанных, а также монаха-иконописца Лазаря . При этом окончательная победа над иконоборчеством, как и первоначальное торжество ереси, проходила под эгидой имперской власти и с благословения белого духовенства; «торжество православия» не было торжеством Студийского монастыря и его партии. Рис. 3. Патриарх Никифор. Миниатюра из Псалтыри Феодора Кесарийского. 1066 год Следует признать, что известное выражение «иконоборчество в действии – это монахоборчество» не находит себе подтверждения в исторических источниках. В связи с этим порой встречаются рассуждения, что монашеская духовность и иконопочитание суть две стороны созерцательного христианства, которые, как минимум, дополняют и поддерживают друг друга. Но с тем же успехом можно заявлять, что монашеская традиция с ее отрицанием мира, скорее окажется безразличное, а то и вовсе враждебной, к материальным составляющим духовной жизни; что иконоборцы с их призывами к «более духовному» благочестию имели больше шансов найти поддержку среди наиболее строгой части монашествующих . Порой говорят о финансовой связи монашества с иконопочитанием, поскольку именно при монастырях находились крупнейшие иконописные мастерские. Однако если речь идет о временах иконоборчества, то и этот постулат оказывается лишен документальных подтверждений. В период между двумя эпизодами иконоборчества (787-815 гг.) среди монахов было несколько известных иконописцев, и монашеская среда, в целом, была более других заинтересована в восстановлении иконопочитания . Но для VIII века у нас нет свидетельств того, что иконописание находилось в руках монахов; нельзя даже утверждать, что от иконописцев в тот период требовались какие-то особые внутренние качества помимо чисто художественных умений .

http://bogoslov.ru/article/6169001

Ист.: SynCP. Col. 199-201; Νικδημος. Συναξαριστς. Τ. 2. Σ. 53-54; ЖСв. Нояб. С. 135-142. Лит.: Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 3. С. 457; Σωφρνιος (Εστρατιδης). Αγιολγιον. Σ. 213; Синаксарь: Жития святых Правосл. Церкви/Авт.-сост.: иером. Макарий Симонопетрский. М., 2011. Т. 2. С. 80-83. О. Н. А. Гимнография Память М. м. указана в Типиконе Великой церкви , отражающем кафедральное богослужение К-поля IX-XI вв., под 7 нояб.; на Пс 50 назначается тропарь 1-го гласа Τς λγηδνας τν γων (    ); на литургии - прокимен Пс 67. 36, Апостол - Евр 12. 1-10, аллилуиарий Пс 33. 18, Евангелие - Мф 20. 1-16, причастен Пс 32. 1 ( Mateos. Typicon. T. 1. P. 92). В Студийско-Алексиевском Типиконе 1034 г., представляющем древнейшую сохранившуюся редакцию студийского Синаксаря, М. м. не упоминаются. Согласно Евергетидскому Типикону 2-й пол. XI в., относящемуся к малоазийской редакции Студийского устава, память М. м. совершается 7 нояб.; богослужебное последование состоит из канона авторства Феофана Начертанного 2-го гласа, 4 стихир и седальна ( Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. 308). В Мессинском Типиконе 1131 г. южноиталийской редакции Студийского устава память М. м. также отмечена под 7 нояб.: совершается рядовая служба без к.-л. особенностей (см.: Arranz. Typicon. P. 50). В древнейших сохранившихся греч. и слав. редакциях Иерусалимского устава (напр., см.: Sinait. gr. 1096, XII-XIII вв. ( Дмитриевский. Описание. Т. 3. С. 33), Типикон серб. архиеп. Никодима 1319 г. ( Миркович. Типикон. Л. 56б)) память М. м. помещена под 7 нояб. В первопечатном греч. Типиконе 1545 г. под 7 нояб. излагается устав соединения службы М. м. со службой в честь прп. Лазаря Галисийского и с рядовой службой Октоиха; М. м. назначается отпустительный тропарь 4-го гласа Ο μαρτυρς σου, Κριε (      ). Такие же указания содержатся под 7 нояб. в московском первопечатном Типиконе 1610 г. и последующих (в т. ч. в современном); М. м. также поется кондак 8-го гласа       Последование М. м., содержащееся в совр. рус. и греч. богослужебных книгах, включает: отпустительный тропарь 4-го гласа Ο μαρτυρς σου, Κριε (      ); кондак 8-го гласа      (Минея (МП). Нояб. Т. 1. С. 189; ср.: Амфилохий. Кондакарий. С. 239); канон авторства Иоанна Монаха с акростихом Δξα κροτεσθω Χριστς τν Μαρτρων (Слава пусть возгремит Христос мучеников) 2-го гласа, ирмос: Δετε, λαο (    ), нач.: Δετε, πιστοπαντες (Приидите, верные все) (Μηναον. Νοεμβρος. Σ. 74-84); канон, составленный Иосифом Песнописцем , c акростихом           8-го гласа, ирмос:           нач.:        (Минея (МП). Нояб. Т. 1. С. 183-192; греч. оригинал этого канона известен по рукописям - см.: Ταμεον. Σ. 80); цикл стихир-подобнов; седален, светилен (разные в греч. и рус. Минеях).

http://pravenc.ru/text/2562904.html

Канон Николаю Чудотворцу авторства святителя Георгия Никомидийского , 2-го плагального гласа, имеет необычный акростих: ΓΓΓΓ/ΕΕΕΕ/ΩΩΩΩ/ΡΡΡΡ/ΓΓΓΓ/ΙΙΙΙ/ΟΟΟΟ/ΥΥΥΥ – иными словами, все тропари в каждой из песней начинаются с одной из букв имени автора. Ещё один канон, приписываемый Георгию, 4-го гласа, сохранился в единственной рукописи – и то не полностью: из того, что его акростих (в тропарях: χτε μψδ σε, Νικλαε, προ(σ)ττη(ν) σβ(ω); в богородичнах: κ η (Γε)ωργου) повреждён, следует, что первая и третья песни канона взяты из другого источника 39 ; этот канон не издан. В изданном же каноне Георгия из чудес святого Николая упоминается только деяние о стратилатах – как и в канонах священноисповедника Феофана Начертанного и архаичного канона 1-го гласа с именем Василий в богородичнах. Возможно, это служит подтверждением высказанному ранее предположению о времени формирования в Константинополе более сложной литературной традиции житийного предания о святителе. Как бы то ни было, во второй половине IX b. гимнографическая проекция константинопольского житийного предания о Николае Мирликийском включала в себя: сведения о его епископстве, деяние о стратилатах, предания о его борьбе с ересью Ария и культом Артемиды, а также знала о чуде мироточения от святых мощей угодника Божьего; прочие элементы житийного предания ещё не перешли в гимнографическую традицию. Среди изданных канонов, помимо канонов преподобного Иосифа Песнописца, к этой же традиции, судя по всему, принадлежат два анонимных канона – второй канон из декабрьского последования святителю Николаю по стандартным изданиям Миней 40 и канон 2-го гласа с таким же акростихом: Δχου τν μνον, Νικλαε, παμμκαρ, как у одного из феофановых канонов 41 . Новые сведения могли бы дать тексты из венка канонов Николаю Чудотворцу авторства святителя Фотия Константинопольского  – но они, к сожалению, не изданы. Несколько особняком стоит весьма вычурно написанный анонимный ямбический канон 2-го гласа, изданный в AHG 42 . В этом каноне акростих проходит через отдельные строки тропарей и сам представляет собой ямбическую строфу: μνος παρ’ μν κτεθες σοι, παμμκαρ,/Μρων πρεδρε κα τν πντων προσττα,/Νικλαε, θερπον Χριστο κα μστα,/ν κα προσδχου ς βραχτατον δρον/Σας σζων εχας τος μλπειν σε τολμντας с акростихом: μνος. Из преданий о святителе Николае канон упоминает только о разорении им капища Артемиды; помимо этого, автор канона активно использовал в качестве источника Энкомий преподобного Андрея Критского  – и более ничего.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Zheltov...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010