Несмотря на то, что значительная часть жизни преподобного Феофана прошла в заточениях и ссылках, он оставил после себя большое число канонов (около 145). Его каноны есть во всех богослужебных книгах: в Октоихе, Минее, Постной и Цветной Триоди. Согласно указаниям преосвященного Филарета Черниговского, в Минеях насчитывается до 128 канонов преподобного Феофана, а во всех богослужебных книгах — до 148 10 . Он же отмечает, что в славянской Минее есть каноны преподобного Феофана, которые в греческой Минее не надписаны его именем, и что с указаниями славянских Миней следует считаться 11 . Характеризуя каноны преподобного Феофана, преосвященный Филарет говорит: “Из канонов Феофана немногие богаты мыслями и чувствами. Все они писаны слогом простым: это приближает их к понятию каждого. Зато повторение одних и тех же мыслей, изображение предметов одним и тем же цветом немного говорит мысли и чувству” 12 . Свое суровое мнение о большинстве канонов преподобного Феофана наш маститый богослов повторяет и в своем историческом обзоре песнописцев греческой Церкви, когда говорит о том, что многие каноны преподобного Феофана со временем заменены другими, так как “в греческой Церкви чувствовали недостатки некоторых канонов пр Феофана” и что “Церковь греческая не считала правилом терпеть недостаточное в богослужении по той только причине, что это недостаточное принадлежит древности” 13 . Лучшими канонами преподобного исповедника преосвященный Филарет признает его канон на Торжество Православия, все каноны Апостолам и каноны об усопших. О последних преосвященный Филарет свидетельствует, что им “приписывают высокое достоинство даже и те, которые не расположены утешаться песнями Церкви Православной” 14 . Заканчивая разбор канонов преподобного Феофана в своем “Историческом обзоре песнопевцев”, преосвященный Филарет повторяет: “Прочие каноны просты, не всегда богаты мыслями и часто однообразны” 15 . Известный исследователь Постной Триоди И. А. Карабинов, рассматривая состав ее авторов, говорит о преподобном Феофане только то, что он единственный из иерусалимских песнописцев IX века участвовал в составлении Постной Триоди.

http://pravmir.ru/zhizn-i-tvoreniya-prep...

В Византии память о папе Льве отразилась в таких источниках, как памятники гимнографии: греческие служебные Минеи на февраль под 18-м числом содержат текст песенного последования, в котором прославляются имя и деяния римского понтифика как автора Томоса. Обзор греческих рукописей февральских Миней X–XIV вв., сохранивших текст службы папе Льву, сделан Г. Ротэ 8 , под редакцией которого немецкими славистами наряду с греческим был опубликован и восточнославянский перевод службы понтифику 9 по рукописи Минеи из Синодального собрания ГИМ 164 (XII в.), причем для сопоставления разночтений исследователи привлекли также кодексы февральских Миней конца XI–XII в. из фонда Рукописного отдела Библиотеки Синодальной типографии 10 . Жанровая структура службы папе Льву в этих рукописях традиционна для IX–XII в. и включает седален, три стихиры, а также канон 11 . В отличие от рукописей древнейших восточнославянских Миней в греческих кодексах содержатся упоминания 12 о том, что канон принадлежит авторству знаменитого византийского гимнографа Феофана Начертанного, или Грапта (ок. 778–845), – палестинского, а с 813 г. константинопольского монаха и поборника иконопочитания, пострадавшего вместе с братом Феодором, согласно «Хронографии» Продолжателя Феофана, за свою стойкость и ученость от императора-иконоборца Феофила (813–842) 13 и по завершении иконоборческого кризиса возведенного в 843 г. в сан митрополита Никейского 14 . Указание на авторство Феофана находится также в описании песенных последований в день памяти папы Льва 18 февраля, содержащемся в созданном для одного из константинопольских монастырей Евергетидском типиконе, который был составлен во второй половине XI в. 15 и по греческой рукописи начала XII в. опубликован А.А. Дмитриевским 16 . Восточнославянская традиция распространения перевода греческой православной службы в память о папе Льве не ограничивалась XII в.: впоследствии текст службы (имеющий, однако, разночтения с рукописями старших списков) вошел, например, в кодексы февральских Миней XV–XVI вв. из собраний Иосифо-Волоколамского монастыря и Троице-Сергиевой лавры 17 , а в XVII в. служба была включена в Минеи, изданные на Московском печатном дворе 18 .

http://azbyka.ru/otechnik/Lev_Velikij/pe...

Евнух же сказал Филиппу: прошу тебя сказать, о ком пророк это говорит? о себе ли, или о ком другом? Филипп отверз уста свои и, начав от сего Писания, благовествовал ему об Иисусе. Между тем, продолжая путь, они приехали к воде, и евнух сказал: вот, вода; что препятствует мне креститься? Филипп же сказал ему: если веруешь от всего сердца, можно. Он сказал в ответ: верую, что Иисус Христос есть Сын Божий. – И приказал остановить колесницу, и сошли оба в воду, Филипп и евнух, и крестил его. Когда же они вышли из воды, Дух Святой сошёл на евнуха, а Филиппа восхитил ангел Господен, и евнух уже не имел его и продолжал путь, радуясь. А Филипп оказался в Азоте; и, проходя, благовествовал всем городам, пока пришёл в Кесарию» ( Деян.8:26–40 ). Здесь прожил он некоторое время в своём доме, в котором посетил его Апостол Павел и провёл у него «многие дни», о чём также упоминается в Деяниях Апостолов, равно как и о том, что у Филиппа благовестника, одного из семи диаконов, «были четыре дочери девицы пророчествующие» ( Деян.21:8–9 ). Потом Ап. Филипп был епископом в Лидийском городе Траллии, в Мал. Азии, и, проповедуя всю свою жизнь, причём утверждал проповедь свою многочисленными чудесами, скоичался в глубокой старости. Преп. Феофана исповедника и творца канонов, именуемого начертанным Феофан, вместе с старшим братом своим Феодором (пам. 27-го декабря), иноки Палестинской обители св. Саввы, именуются начертанными, потому что на лицах их после жестоких истязаний, которым они были подвергнуты, как защитники иконопочитания, император Греческий Феофил велел начертать позорные стихи, мучительным начертанием которых посредством раскалённых игл были выжжены лица исповедников до самых веждей. Феофан родился в Аравии от благочестивых родителей, отличавшихся в особенности страннолюбием. Воспитав свою душу под хорошим семейным влиянием, получив и научное образование в доме богатого отца, Феофан вместе с братом довершили то и другое в лавре св. Саввы – под руководством одного благочестивого и учёного пресвитера. Плоды благодатного воспитания сказались в подвиге целой жизни. Во время иконоборства в продолжение 25-ти лет Феофан был ревностным защитником и исповедником православия; претерпел различные истязания: оковы, голод, ссылку; брат и сподвижник его Феодор в ссылке и скончался; Феофан же дожил до прекращения смущавшего Церковь иконоборства и был посвящён в митрополита Никейского. Когда же нашлись недовольные этим поставлением, возражавшие, что Феофан – Сирианин и некому поручиться в том, что он – православный, то св. Мефодий, поставивший Феофана в митрополиты, указывая на лицо его, сказал: «после такой надписи не нужно и желать лучшего свидетельства в его православном исповедании» ...

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Ист.: BHL, N 133-140; ActaSS. Febr. T. 1. P. 595-656; ЖСв. Февр. С. 68-77. Лит.: Dufourq A. Agathe (1)//DHGE. T. 1. Sp. 909-910; LTK. Bd. 1. Sp. 183-184; Mioni E. L " Encomio di S. Agatha di Metodio Patriarca//AnBoll. T. 68. 1950. 58-93; Janin. Églises et monastèries. P. 6-7. А. И. Макаров Гимнография Канон А. (2-го гласа) сочинен прп. Феофаном Начертанным († 845) и имеет акростих «Благую благими воспоим песньми», вписанный в тропари и богородичны. Этот канон, изначально составленный со 2-й песнью, усеченной в печатных Минеях, содержится в рукописных студийских греч. и слав. Минеях (напр., кон. XI в. ГИМ. Син. Греч. 181. Л. 24-30об.; XII в. ГИМ. Син. 164. Л. 36-41об.). В греч. также помещен вышедший из употребления канон Иосифа († 883) со 2-й песнью и алфавитным акростихом, вписанным в тропари и богородичны. Состав службы в греч. рукописи более распространен по сравнению с текстами печатных Миней. Минея иерусалимского типа (Син. Греч. 153. Л. 40об.- 50об. 2-я четв. XIV в.) отражает следующую стадию развития службы А., более близкую к совр. практике: под 5 февр. объединяются отдание праздника Сретения, память А. и память св. Вукола (в Син. Греч. 181, 6 февр.), поэтому гимнография А. сокращается - остаются канон Феофана и 3 стихиры. В целом служба, соединенная со службой попразднства Сретения и выписанная в Минее (Минея (МП). Февр. С. 192-199), употребляемой в богослужебной практике РПЦ, совпадает (стихиры на вечерне, канон) с последованием совр. греч. афинской Минеи (Μηναον. Θεβρουριος. Σ. 54-62). Славник на вечерне в печатных греч. и слав. Минеях атрибутируется Феодору Сикеоту . В Типиконе Великой ц. (Х в.) и в Стишном Прологе Христофора Митилинского (XI в.) отмечена память А., совершавшаяся в ее мартириуме, расположенном в Триконхе, и служба ей (Mateos. Typicon. T. 1. P. 226-227) с общим тропарем мученице, сохранившимся и в совр. литургической практике. Студийский устав и служебные Минеи к нему содержат память А. (Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 1. С. 450, 480) и последование (каноны Феофана и Иосифа, седален, стихиры). Мессинский Типикон (1131) предписывает соединение службы святой с попразднством Сретения (Arranz. Typicon. Р. 120), указано на утрене петь тропарь, читать житие А. и совершать поклонение ее мощам; на литургии петь тропари 6-й песни канона А. и кондак. Согласно древним спискам Иерусалимского устава (напр., XII в. Sin. Gr. 1096 - см. Дмитриевский. Описание. Т. 3. С. 39), по рус. первопечатному Типикону 1610 г., по совр. Типикону РПЦ А. полагается служба без знака (см. Знаки праздников Месяцеслова ), а по греч.- со славником на вечерне.

http://pravenc.ru/text/63220.html

Несомненно, что братья происходили из благочестивой семьи и, продолжая ее традиции, решили безвозвратно посвятить свою жизнь Богу. Они приходят в лавру преподобного Саввы, где проводят подвижническую монашескую жизнь, совершенствуют свое духовное образование и где преподобный Феофан сподобляется пресвитерского сана. В это время поднимается волна иконоборчества, и Иерусалимский Патриарх посылает братьев в Константинополь, чтобы там защищать Православие. Но император-иконоборец подверг братьев за их твердое исповедание веры жестокому истязанию и отослал в заточение. Двадцать пять лет, с 817 по 842 год братья терпят страдания и заключение в тюрьме. Их исповедничество, начатое в дни царствования императора Льва Армянина, продолжалось при Михаиле Косно­язычном, а при императоре Феофиле их страдания были особенно тяжки. В его царствование преподобных братьев неоднократно вызывали в Константинополь и здесь подвергали лютым пыткам. После истязаний лица обоих братьев заклеймили раскаленными железными иглами (начертали) и отправили в ссылку. В Апамее Сирской преподобный Феодор скончался около 840 года. Преосвященный Филарет Черниговский приводит свидетельство современника о том, как в ссылке братья переписывались со святителем Мефодием, впоследствии патриархом Константинопольским, также заключенным в тесной темнице. Они писали к нему: “Живому мертвецу и мертвому животворцу, живущему на земле и попирающему землю, пишут начертанные узники узнику”. Мефодий отвечал: “Вписанных в книги небесные и мудро запечатанных по лицу приветствует соузников живопогребенный” 8 . Преподобный Феофан дожил до 842 года, когда при вдове Феофила Феодоре и его сыне Михаиле было восстановлено иконопочитание. Святой Мефодий, возведенный тогда на патриарший престол императрицей Феодорой, поставил преподобного Феофана, освобожденного из ссылки, во епископа Никейского. Это было незадолго до кончины славного исповедника Христова. Преподобный Феофан скончался около 847 года (по другим указаниям — в 843 году) 9 .

http://pravmir.ru/zhizn-i-tvoreniya-prep...

26 . [д] Преставление святаго Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова. Праздник, и разрешение вина и елеа. 27 . [г] Святаго мученика Каллистрата, и дружины его: И преподобнаго отца нашего Савватиа, соловецкаго чудотворца. 28 . [в] Преподобнаго отца нашего и исповедника Харитона. 29 . [а] Преподобнаго отца нашего Кириака отшельника. 30 . [з] Святаго священномученика Григориа, великия Армении: И преподобнаго отца нашего Григориа, иже на пельшме реце. И во святых отца нашего Михаила, перваго митрополита Киевскаго и всея России, чудотворца. Месяц октоврий 1 . [з] Покров Пресвятыя Богородицы: и святаго Апостола Анании, единаго от 70: И преподобнаго отца Романа Сладкопевца: И преподобнаго отца нашего Саввы, вишерскаго чудотворца. 2 . [е] Святаго священномученика киприана: И святыя мученицы Иустины: И святаго и блаженнаго Андреа, Христа ради юродиваго. 3 . [д] Святаго священномученика Дионисиа Ареопагита. 4 . [г] Святаго священномученика Иерофеа, епископа Афинскаго: И обретение честных мощей, иже во святых отец наших Гуриа и Варсонофиа, казанских. 5 . [в] Святыя мученицы Харитины: И святых святителей Петра, Алексиа, Ионы и Филиппа, митрополитов Московских, и всея России чудотворцов. 6 . [а] Святаго и славнаго Апостола Фомы. Разрешение вина и елеа. 7 . [з] Святых мученик, Сергиа и Вакха. 8 . [з] Преподобныя матере нашея Пелагии. 9 . [е] Святаго Апостола Иакова Алфеова: И преподобнаго отца нашего Андроника, и жены его Афанасии. Разрешение вина и елеа. 10 . [д] Святых мученик, Евлампиа и Евлампии. 11 . [г] Святаго Апостола Филиппа, единаго от седми диакон: И преподобнаго отца нашего Феофана начертаннаго и Творца канонов, епископа никийскаго. 12 . [в] Святых мученик, Прова, Тараха и Андроника: И преподобнаго отца нашего Космы Святоградца и Творца канонов, епископа Маиумскаго. В тойже день празднование святому Иоанну Крестителю Господню, на память пренесения из мальты во град гатчину креста из части древа Животворящаго Креста Господня: чудотворнаго образа Божия Матере, писаннаго святым евангелистом Лукою: и десныя руки мощей святаго Иоанна Крестителя:

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

2 . Святаго священномученика Киприана. Святыя мученицы Иустины, Святаго блаженнаго Андрея, Христа ради юродиваго. 3 . Святаго священномученика Дионисия Ареопагита . 4 . Святаго священномученика Иерофея, епископа Афинскаго. Обретение честных мощей иже во святых отец наших Гурия, архиепископа Казанскаго, и Варсонофия, епископа Тверскаго . 5 . Святыя мученицы Харитины. Иже во святых отец наших Петра, Алексия, Ионы, Филиппа и Ермогена, Московских и всея России чудотворцев . 6. Святаго и славнаго апостола Фомы. 7 . Святых мученик Сергия и Вакха. Преподобнаго Сергия, иже на Нурме реце, Вологодскаго чудотворца. 8 . Преподобныя Пелагии. 9 . Святаго апостола Иакова Алфеева . Преподобнаго Андроника и жены его Афанасии. 10 . Святых мученик Евлампия и Евлампии. 11 . Святаго апостола Филиппа, единаго от седми диаконов. Преподобнаго Феофана Начертаннаго, творца канонов, епископа Никийскаго. Память святых отец Седьмаго Вселенскаго Собора (празднование бывает в неделю). 12 . Святых мученик Прова, Тараха и Андроника. Преподобнаго Космы Святоградца, епископа Маиумскаго, творца канонов. Празднование святому Иоанну, Крестителю Господню, на память пренесения из Мальты во град Гатчину креста из части Древа Животворящаго Креста Господня, чудотворнаго Филермскаго образа Божия Матере, писаннаго святым евангелистом Лукою, и десныя руки мощей святаго Иоанна Предтечи. 13 . Святых мученик Карпа и Папилы. Празднование Иверстей иконе Пресвятыя Богородицы . 14 . Святых мученик Назария, Гервасия, Протасия и Келсия. Преподобныя Параскевы. 15 . Преподобнаго Евфимия Новаго. Святаго преподобномученика Лукиана, пресвитера Великия Антиохии. 16 . Святаго мученика Лонгина сотника. 17 . Святаго пророка Осии. Святаго преподобномученика Андрея Критскаго . 18. Святаго апостола и евангелиста Луки . Преподобнаго Иосифа, игумена Волоцкаго (Волоколамскаго), чудотворца. 19 . Святаго пророка Иоиля. Святаго мученика Уара. Преподобнаго Иоанна Рыльскаго . 20 . Святаго великомученика Артемия. 21 . Преподобнаго Илариона Великаго. Пренесение мощей преподобнаго Илариона, епископа Меглинскаго.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

IX в. в ходе характерных для этого периода процессов обобщения и систематизации литургических и паралитургических традиций. Календарь М. в целом следует календарю к-польских синаксарей. Ведущая роль в формировании древней к-польской М. принадлежит прп. Иосифу Песнописцу , к-рый создал наибольшее количество гимнов для М. и завершил начатую прп. Феофаном Начертанным работу по составлению служб на все дни церковного года, использовав при этом в т. ч. и палестинский материал. Песнопения, вошедшие в состав древнейшей М., созданы палестинскими и к-польскими авторами разного времени, среди к-рых наиболее значимые помимо Иосифа и Феофана - преподобные Иоанн Дамаскин , Косма Маюмский , Феодор Студит , архиеп. Андрей Критский, а также гимнографы Герман и Георгий, отождествление к-рых с конкретными историческими лицами не представляется возможным (в лит-ре 1-го нередко отождествляют со свт. Германом I К-польским, что сомнительно, 2-го - со свт. Георгием Никомидийским, что - по крайней мере для какой-то части песнопений с именем «Георгий» в качестве автора - достаточно вероятно). Исторические типы М. В свою очередь М. древнего типа могут быть разделены на 2 категории - к-польские и региональные. М. древнего к-польского типа характеризуются регулярным употреблением кондака с одним или неск. икосами, причем в отдельных случаях рукописи могут содержать даже полные многострофные кондаки (такая форма восходит к доиконоборческой эпохе). Песнопения расположены согласно жанровому принципу, хотя в исключительных случаях кондак и икос могут располагаться после 6-й песни канона (это еще раз подчеркивает особый статус именно кондака как признака М. этого типа). Каноны всегда следуют один за другим и не смешиваются (т. е. при наличии, напр. 2 канонов, сначала полностью выписан один, затем - другой, но не так, что после 1-й песни 1-го канона следует 1-я песнь 2-го канона и т. д.), а песнопения малых жанров предшествуют канону. Последования, как правило, содержат тропари праздника и эксапостиларии, хотя их наличие в отличие от кондака и икоса факультативно.

http://pravenc.ru/text/Общая Минея.html

   Творения святых Иоанна Дамаскина, Андрея Критского, Феофана Начертанного, митрополита Никейского (каноны в неделю Православия на утрени и повечерии и в среду четвертой седмицы), Георгия Писидийского (акафист Богоматери в субботу пятой седмицы), Иоанна, митрополита Евхаитского (два канона святому мученику Феодору Тирону), Филофея, Патриарха Константинольского (служба свт. Григорию Паламе, архиепископу Солунскому, во вторую седмицу поста), Георгия, архиепископа Никомидийского (канон в неделю мытаря и фарисея), и некоторых других песнописцев, хотя и входят в состав нашей современной Триоди Постной, но составляют сравнительно незначительную часть ее содержания. К тому же большинство этих произведений появилось на страницах данной книги уже в сравнительно позднее время, в XIV–XV вв., после того, как Постная Триодь окончательно сформировалась в особую церковно-богослужебную книгу и уже имела широкое применение в богослужебной практике византийский Церкви.    Появление на страницах нашей Постной Триоди произведений указанных песнотворцев несомненно оказало влияние на исчезновение в надписании названия главных авторов, свв. братьев Студитов Феодора и Иосифа, но позднейшие редакторы этой книги сохранили, однако же, незабвенные для потомства имена в надписаниях при самых творениях их, содержащихся в Триоди. И достаточно просмотреть внимательно эту книгу, чтобы убедиться со всей очевидностью, во-первых, в громадном численном превосходстве здесь песнопений свв. братьев Студитов пред произведениями прочих песнотворцев, и, во-вторых, что древние рукописи, следовательно, не без основательных причин всю книгу надписывали их именами.    Три главные основные мотива составляют содержание всех песнопений, входящих в нашу Постную Триодь, а именно: покаяние, молитва и пост. Все эти мотивы разработаны в совершенстве святыми братьями Студитами, величайшими христианскими аскетами-подвижниками, изведавшими на опыте неоценимую пользу в нравственной жизни христианина названных добродетелей. Высокое поэтическое творчество, каким от природы были наделены знаменитые братья, породило целый ряд произведений, глубоких по мыслям, возвышенных по чувствам, которые ими пробуждаются в слушателях, и прекрасных по форме и изложению, а поэтому нисколько неудивительно, что эти творения уподобляются ангельской песни. В самом почти начале настоящей книги мы читаем следующие «стихи на Триоди»: «Зиждителю горних и дольних, Трисвятую убо песнь от ангелов: Трипеснец же и от человеков приими».

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2639...

В болгарской и сербской традициях на протяжении XIII–XVII вв. служба папе Льву также присутствует. Ее старшие списки представлены рукописями Минеи праздничной на февраль–август (без марта; иногда необоснованно называемой Второй Добриановой Минеей 19 ), найденной В.И. Григоровичем в Зографском монастыре на Афоне, а ныне хранящейся в Одесской национальной научной библиотеке 20 (конец XIII – первая половина XIV в., среднеболгарского письма) 21 ; Минеи служебной на декабрь–февраль из собрания болгарской Национальной библиотеки свв. Кирилла и Мефодия в Софии (конец XIII – начало XIV в., сербская) 22 ; Минеи служебной на февраль из Библиотеки Великой Лавры св. Афанасия на Афоне (начало XIV в., среднеболгарская) 23 . К поздним спискам, содержащим службу понтифику, относится, в частности, кодекс февральской служебной Минеи 24 , переписанный в 1608 г. 25 в Троицком монастыре близ г. Враца переселившимся в Болгарию сербским монахом Иовом Шишатовцом, позднее трудившимся и на Афоне 26 . Таким образом, обзор гимнографических рукописей и изданий источников позволяет полагать, что на протяжении XII–XVII вв. служба римскому папе Льву Великому никак не могла быть маргинальным для православной традиции сочинением и, очевидно, ежегодно звучала в греческих, болгарских, русских и сербских храмах. Примечательные особенности содержания службы папе Льву заставляют остановиться на них подробнее. Уже в начале древнейшего славянского текста службы (в первой стихире) папа Лев охарактеризован как «глава правоверия Церкви Христовой» и «уставитель истине», а далее в переводе канона Феофана Начертанного понтифик прославляется как «наследник» апостола Петра, имевший его «волю и рвение веры» (песнь первая) 27 . В соответствии с формулировкой Халкидонского собора Томос папы Льва назван в тексте службы «столпом правоверия», который, согласно метафорике гимнографа, понтифик воздвиг против еретиков (песнь третья) 28 . Дважды гимнограф уподобляет деятельность «треблаженного» папы утреннему сиянию, возникшему «от Запада» и пославшему Томос «яко луч Церкви» (песнь четвертая); а также провозглашает, что Лев, будучи «весь светел, яко солнце», воссиявшее опять же «от Запада», явился как второй Моисей, «собору честных учителей, вопия: дети, благословите» (песнь восьмая) 29 .

http://azbyka.ru/otechnik/Lev_Velikij/pe...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010