Следовательно, это и по форме нарушает 19 правило VI Вселенского Собора , и подпадает под определение преподобным Иоанном Дамаскиным ереси парерминевтов, но и, что самое главное, по сути является тем, что нарушает основной принцип Священного Предания: “да не вводится ничего нового, кроме того, что передано” и подпадает под определение VII Вселенского Собора: «Прибавляющих что-либо к учению кафолической Церкви… мы предаем анафеме». Именно основываясь на Священном Писании и Предании, повторное решение Синода Русской Православной Церкви от 29 декабря 2001 года недвусмысленно догматически определяет: «технологическое действие не может само по себе произвести переворот в сокровенных глубинах человеческой души, приводя ее к забвению Христа. Обратное утверждение является суеверием, противоречащим святоотеческому учению, ибо “печать зверя” ставится на тех, кто сознательно уверует в антихриста “единственно ради ложных его чудес” ( святитель Иоанн Златоуст ). Никакой внешний знак не нарушает духовного здоровья человека, если не становится следствием сознательной измены Христу и поругания веры». И это совершенно справедливо, ибо в противном случае Церковь бы не прославила, а осудила преподобных исповедников Феодора и Феофана Начертанных, которым император-иконоборец Феофил повелел вырезать на лбу еретические богохульства. Итак, в соборном определении мы видим выражение древней исконной веры Церкви, а в творениях многих «антиИННистов» видим догматы новые, чуждые и противные Писанию и учению отеческому. Так что не вера Церкви является «отступлением от чистоты вероучения», а совсем напротив, их представления являются таковым, и это уже неоднократно было объяснено и доказано. И если кто-то с этим не согласен, он должен на основании Писания и Предания обосновать свое мнение, однако пока борцы с «электронным концлагерем» лишь игнорируют и то и другое. «Четкая тенденция дискриминации верующих по принципу несогласия с процессами глобализации (наличие старого паспорта, отказ от ИНН на храмы, монастыри). Практика неканонических мер церковных наказаний к священникам и монашествующим: запрещение в священнослужении, удаление с места служения и т. д.».

http://sueverie.net/inn-otrechenie-ot-bo...

Соч. по церк. тематике: Прп. Косьма Маиумский и его каноны: Духовные размышления//БТ. 1981. Сб. 22. С. 116-138; Прп. Иоанн Дамаскин в его церковно-гимнографич. творчестве//Там же. 1982. Сб. 23. С. 59-93; Церковно-песнотворческие труды инокини Кассии//Там же. 1983. Сб. 24. С. 320-336; Гимнографическое творчество прп. Андрея Критского//Там же. 1984. Сб. 25. С. 260-275; Труды рус. песнотворцев в Киевский период//Там же. 1987. Сб. 28. С. 230-245; Высоко-Петровский мон-рь в 20-30-х гг.//АиО. 1996. 1(8). С. 114-135; Слово о старчестве//Там же. 2/3(9/10). С. 165-208; Опыт литург. богословия в трудах рус. песнотворцев//Там же. 1997. 2(13). С. 280-316; 3(14). С. 351-365; Литургическое наследие прп. Иосифа Песнописца//Там же. 1998. 2(16). С. 292-329; Старчество на Руси//Там же. 3(17). С. 118-151; 4(18). С. 147-177 (переизд.: М., 1999); Монашество последних времен: Жизнеописание схиархим. Игнатия (Лебедева): По восп. мон. Игнатии. М., 1998; Песнотворчество прп. Феодора Студита в Триоди Постной//АиО. 1999. 1(19). С. 257-283; Свт. Герман, патриарх К-польский, как церковный гимнограф//Там же. 2(20). С. 280-299; Патриарх Сергий и Высоко-Петровский мон-рь//Там же. 3(21). С. 181-185; Жизнь и творения прп. Феофана Начертанного//Там же. 3(21). С. 324-339; О Святейшем Патриархе Алексии I//АиО. 2000. 1(23). С. 128-146; Место Великого канона прп. Андрея Критского и других его произведений в песнотворческом достоянии Церкви//Там же. С. 298-319; 2(24). С. 289-310; Свт. Игнатий - Богоносец Российский//Там же. 3(25). С. 279-297; 4(26). С. 225-244; Старчество в годы гонений: Прмч. Игнатий (Лебедев) и его духовная семья. М., 2001; Путемерие антифонов//АиО. 2002. 1(31). С. 203-214; Божественная Литургия//Там же. 2(32). С. 259-273; Круг богородичный//Там же. 2004. 1(39). С. 319-344; 2(40). С. 346-361; Русское песнотворчество в честь Богоматери//Там же. 2004. 3(41). С. 297-311; 2005. 1(42). С. 315-330; Об отце Александре Ветелеве//Там же. 2005. 2(43). С. 248-254; О создании службы всем русским святым//Там же. 3(44). С. 265-285; Церковные песнотворцы. М., 2005; Пути творчества: Служение слову//АиО. 2006. 3(47). С. 324-336; Пути творчества: Наука//Там же. 2007. 1(48). С. 300-312; Мой ХХ век//Там же. 2008. 1(51). С. 233-246.

http://pravenc.ru/text/293507.html

Творения святых Иоанна Дамаскина, Андрея Критского, Феофана Начертанного, митрополита Никейского (каноны в неделю Православия на утрени и повечерии и в среду четвертой седмицы), Георгия Писидийского (акафист Богоматери в субботу пятой седмицы), Иоанна, митрополита Евхаитского (два канона святому мученику Феодору Тирону), Филофея, Патриарха Константинольского (служба свт. Григорию Паламе, архиепископу Солунскому, во вторую седмицу поста), Георгия, архиепископа Никомидийского (канон в неделю мытаря и фарисея), и некоторых других песнописцев, хотя и входят в состав нашей современной Триоди Постной, но составляют сравнительно незначительную часть ее содержания. К тому же большинство этих произведений появилось на страницах данной книги уже в сравнительно позднее время, в XIV–XV вв., после того, как Постная Триодь окончательно сформировалась в особую церковно-богослужебную книгу и уже имела широкое применение в богослужебной практике византийский Церкви. Появление на страницах нашей Постной Триоди произведений указанных песнотворцев несомненно оказало влияние на исчезновение в надписании названия главных авторов, свв. братьев Студитов Феодора и Иосифа, но позднейшие редакторы этой книги сохранили, однако же, незабвенные для потомства имена в надписаниях при самых творениях их, содержащихся в Триоди. И достаточно просмотреть внимательно эту книгу, чтобы убедиться со всей очевидностью, во-первых, в громадном численном превосходстве здесь песнопений свв. братьев Студитов пред произведениями прочих песнотворцев, и, во-вторых, что древние рукописи, следовательно, не без основательных причин всю книгу надписывали их именами. Три главные основные мотива составляют содержание всех песнопений, входящих в нашу Постную Триодь, а именно: покаяние, молитва и пост. Все эти мотивы разработаны в совершенстве святыми братьями Студитами, величайшими христианскими аскетами-подвижниками, изведавшими на опыте неоценимую пользу в нравственной жизни христианина названных добродетелей. Высокое поэтическое творчество, каким от природы были наделены знаменитые братья, породило целый ряд произведений, глубоких по мыслям, возвышенных по чувствам, которые ими пробуждаются в слушателях, и прекрасных по форме и изложению, а поэтому нисколько неудивительно, что эти творения уподобляются ангельской песни. В самом почти начале настоящей книги мы читаем следующие «стихи на Триоди»: «Зиждителю горних и дольних, Трисвятую убо песнь от ангелов: Трипеснец же и от человеков приими».

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2639...

Усление во святых отца нашего Иоанна, архиспископа Константиняграда, Златоустаго. 15 . Святаго великомученика Никиты. 16 . Святыя великомученицы Евфимии всехвальныя. Иже во святых отца нашего Киприана, Московскаго и всея России чудотворца. 17 . Святыя мученицы Софии и трех ея дщерей: Веры, Надежды и Любве. 18 . Преподобнаго Евмения, епископа Гортинскаго, чудотворца. 19 . Святых мученик Трофима, Савватия и Доримедонта. Преставление благовернаго великаго князя Феодора и чад его, благоверных князей Давида и Константина, Смоленских и Ярославских чудотворцев . 20 . Святаго великомученика Евстафия и иже с ним. Святых мученик и исповедник благовернаго князя Михаила и болярина его Феодора, Черниговских чудотворцев . 21 . Святаго апостола Кодрата, иже в Магнисии. Обретение мощей иже во святых отца нашего Димитрия, митрополита Ростовскаго. Отдание праздника Воздвижения Животворящаго Креста . 22 . Святаго священномученика Фоки, епископа Синопийскаго. Святаго пророка Ионы. Преподобнаго Ионы пресвитера, отца Феофана, творца канонов, и Феодора, Начертанных. 23 . Зачатие честнаго славнаго Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна. Прославление ижс во святых отца нашего Иннокентия, митрополита Московскаго, чудотворца . 24 . Святыя первомученицы и равноапостольныя Феклы. Преподобнаго Никандра, пустынножителя, Псковскаго чудотворца. 25 . Преподобныя Евфросинии. Преставление преподобнаго Сергия, игумена Радонежскаго, чудотворца . 26. Преставление святаго апостола и евангелиста Иоанна Богослова. 27 . Святаго мученика Каллистрата и дружины его. Преподобнаго Савватия, Соловецкаго чудотворца. 28 . Преподобнаго Харитона Исповедника. Собор преподобных отцев Киево-Печерских, в Ближних пещерах. 29 . Преподобнаго Кириака отшельника. 30 . Святаго священномученика Григория, епископа Великия Арменни. Преподобнаго Григория, иже на Пелшме реце. Иже во святых отца нашего Михаила, перваго митрополита Киевскаго и всея России, чудотворца . Октоврий 1. Покров Пресвятыя Богородицы. Святаго апостола Анании, единаго от седмидесяти. Преподобнаго Романа Сладкопевца . Преподобнаго Саввы, Вишерскаго чудотворца.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

В истории формирования византийского Октоиха можно выделить несколько основных этапов: 1) в 5–7 вв. в Палестине были составлены отдельные тропари и песнопения будущего Осмогласника анонимными византийскими гимнографами и проведено их первоначальное распределение по седмичным (недельным) циклам; 2) в обители преп. Саввы Освященного в Иерусалиме в 8 в. составление Октоиха Иоанна Дамаскина ; 3) в 9–11 вв. в Константинополе Октоих Иоанна Дамаскина был дополнен песнопениями Иосифа Песнопевца († 883) и Феофана Начертанного († до 850) молебного цикла, исполнявшимися в седмичные дни (Параклитик Иосифа), степенными антифонами Феодора Студита († 826), канонами св. Троице Митрофана Смирнского († 910), утренними евангельскими стихирами императора Льва VI Мудрого (886–913), воскресными ексапостилариями императора Константина VII Багрянородного (913–959), стихирами Павла Амморейского († 1054); 4) Византия, 12 в. появление списков Октоиха Иерусалимской редакции. В древнеславянской и древнерусской книжной традиции 13–14 вв. и позднее получили распространение несколько видов сокращенного Октоиха: Изборный Октоих, Параклитик, Шестоднев служебный и Богородичник. Изборный Октоих Изборный Октоих содержал преимущественно стихиры, седальны, блаженны и другие песнопения, сгруппированные по музыкальным жанрам, а внутри них по гласам. Распространенная редакция Изборного Октоиха включала также каноны Октоиха в форме Шестоднева. Изборный Октоих и Параклитик составляли изначально части единого богослужебного сборника, ведущего свое происхождение от древневизантийского Тропология. Перевод Изборного Октоиха на славянский язык был сделан, вероятно, во второй половине 10 века в Болгарии; на его основе несколько позднее была составлена древнерусская редакция Октоиха. В списках Изборного Октоиха 13–14 вв. древнерусского извода лучше всего сохранился первоначальный славянский перевод. Изборный Октоих на Руси выходит из употребления в начале 15 в. после смены редакций основных богослужебных книг со Студийской на Иерусалимскую. Параклитик

http://azbyka.ru/oktoix-krasheninnikova

Икона Божией Матери " Отрада и Утешение " - одна из древнейших реликвий Ватопедского монастыря Святой горы Афон. Список с нее был сделан первыми русскими старцами афонской Пантелеимоновой обители. Иеромонах Иероним (Соломенцов) и архимандрит Макарий (Сушкин) узнали о строящемся в Санкт-Петербурге монастыре и передали для него афонский список с благословением, начертанным на ее оборотной стороне. В честь образа в 1854 году в Новодевичьей обители была освящена небольшая Афонская церковь. После закрытия обители в богоборческое время икона считалась безвозвратно утерянной. В наше время она была чудесным образом обретена в Вышенском монастыре. По открывшейся на обратной стороне надписи установлена ее принадлежность Новодевичьей обители. В краткие сроки было принято решение о возвращении иконы на ее историческое место. Начальник отдела по связям с религиозными организациями Владимир Иванов отметил, что городская администрация примет участие в информационной поддержке пребывания вышенских святынь, а также обеспечит правопорядок и безопасность. " Через эти святыни мы глубже познаем историю нашей страны, нашего города. Труды и переписка святителя Феофана Затворника - важная часть культурно-исторического и духовного наследия " , - подчеркнул он. Владимир Георгиевич рассказал о программе пребывания святынь в северной столице. 26 апреля их торжественно встречают в Новодевичьем монастыре, где они будут доступны для поклонения верующих до 8 мая с 9:00 до 19:00. 27 апреля в Казанском храме монастыря Божественную литургию возглавит митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий в сослужении четырех архиереев. В этот же день в Афонском храме обители пройдут два показа фильма " Путь ко спасению " . Еще три дня - с 9 по 11 мая - святыни будут находиться на подворье Оптиной пустыни, а затем их встречает Покровский собор Гатчины, где им можно будет поклониться до 18 мая. Рейтинг: 9.9 Голосов: 17 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 скрыть способы оплаты Комментарии Юрий 9 марта 2016, 14:33

http://pravoslavie.ru/70289.html

Краткое житие святого переведено на слав. язык в XII в. в составе Пролога Константина Мокисийского. В 1-й пол. XIV в. оно было вновь переведено (видимо, сербами на Афоне) в составе Стишного Пролога и при служебных Минеях . В XVI в. жития святых включены под 7 и 8 мая в ВМЧ (Иосиф, архим. Оглавление ВМЧ. Стб. 150). Гимнография По Типикону Великой ц. (IX–X вв.) 7 мая совершается воспоминание «обновления храма святого Акакия в Эптаскале», а 8 мая - воспоминание «страсти святого Акакия», совершаемое в «святейшем его мартириуме» (Mateos. Typicon. T. 1. P. 282-285), тогда как, согласно нек-рым литургическим памятникам XI в., празднование обновления храма совершается 21 июля, а память святого в большинстве визант. минологиев указана 7 мая. В тот же день упоминается А. в стишном К-польском синаксаре XI в., составленном Христофором Митилинским . Поскольку празднование А. совпадает с празднованием «честного Креста, явившегося на небе при императоре Констанции, сыне императора Константина», воспринимавшимся как более значимое, в нек-рых визант. Типиконах (напр., в Мессинском, в ранних списках Иерусалимского) память А. отсутствует. Содержащаяся в совр. слав. Минее служба А. с каноном (4-го гласа) св. Феофана Начертанного († 845), седальном и стихирами поется на повечерии 7 мая, как указано и в первом рус. печатном Типиконе 1610 г. Эта служба известна по греч. рукописям XI-XIV вв. (напр., XI в. Grypt. Δ. α. IX. Fol. 28-31; XII в. Messin. gr. 121. Fol. 155-157 и др.). В греч. Кондакаре XIV в. (ГИМ. Син. Греч. 437. Л. 176 об) помещен кондак А. В печатных греч. афинских Минеях последование А. отсутствует, однако 7 мая по 6-й песне канона утрени выписан стишной ямбический пролог А. (Μος. Σ. 68). Иконография А. изображается как юный безбородый мученик в хитоне и красном гиматии, с крестом в руке: на эмали потира из К-поля, сер. Х в. (ныне в сокровищнице ц. Сан-Марко в Венеции); на миниатюре в минологии Служебного Евангелия (Ркп. 3-я четв. XI в. Vat. Gr. 1156. Fol. 306v); на фреске ц. Богородицы Перивлепты (Климента) в Охриде, 1295-1296 гг.; на фреске ц. Иоанна Богослова в Земене (Болгария), 1-я четв. XIV в.; на фреске ц. Спаса на Ильине в Новгороде, 1378 г.; в греко-груз. рукописи XV в. А. представлен мужем средних лет с короткой бородой (РНБ. О. I 58. Л. 113). «Ерминия» Дионисия Фурноаграфиота , нач. XVIII в., предписывает изображать мученика «юным, без бороды» (Ч. 3. 22. Май, 7). Мученичество А. изображено на фреске настенного минология в ц. вмч. Георгия в Старо-Нагоричино (Македония), 1317-1318 гг.; на фресках нартекса архиеп. Даниила II, Печская патриархия (Югославия, Косово и Метохия), ок. 1565 г.

http://pravenc.ru/text/63804.html

Люди, пострадавшие за веру, в том числе и от рук еретиков, составляют в Церкви Христовой лик святых исповедников. Мужеству и крепости веры таких людей можно восхищаться, читая, например, о жизни братьев-исповедников Феодора и Феофана Начертанных. Как ревностные защитники почитания святых икон они более двадцати лет претерпевали нападки со стороны еретиков. При императоре Феофиле их заключили в темницу, где изуродовали им лица, за что святых назвали Начертанными. Преподобный Максим Исповедник принял мучения и смерть, до конца защищая православие от ереси монофелитства. Уклонившийся в эту ересь император долго принуждал его признать одну волю во Христе, прибегая к уговорам и угрозам, поскольку авторитет святого среди верующих был очень высок. Но преподобный Максим ответил императору решительным отказом, за что был избит и осужден по надуманному обвинению. Ему усекли язык, отрубили руку и отправили в ссылку, из которой святой не вернулся. Крест исповедничества несли святитель Никифор, патриарх Константинопольский, святитель Мартин I, епископ Римский, преподобномученик и исповедник Стефан Новый и множество других стойких в вере христиан. Их память чтит Церковь в День всех святых, который будет отмечаться в это воскресенье. Изучая их жития, можно однозначно ответить на популярное сегодня сомнение: «Какая разница, как верить?» Различие есть, и оно велико. Ибо истинная вера способна приблизить к Богу и привести к единой жизни с Ним. А ересь способна погубить душу, навсегда разлучить с Подателем и Источником жизни. Выбирая, как верить, человек делает выбор между жизнью и смертью, ожидающих его после перехода в вечность. Потому-то догматы удостоверены не только письменными трудами отцов Церкви, но и кровью мучеников и исповедников. В них как неопровержимая истина зафиксировано лишь то, что напрямую влияет на спасение человека. Об этом говорил святитель Феофан Затворник. В исполнении заповедей, послушании священнослужителям и неукоснительном следовании церковному учению он видел прямой путь к спасению. Защита веры — это долг тех, кто искренне верит во Христа и чает достичь Царства Небесного. «Утверди, Боже, святую православную веру православных христиан во век века!» — такая молитва ежедневно возносится к Богу в каждом православном храме.

http://pravoslavie.ru/122008.html

В древней церковной традиции к стихам песнопений, взятых из Свящ. Писания, обычно припевались короткие припевы. Для Б., согласно Часослову (Sinait. gr. 863) и более поздним памятникам, первоначальным припевом был стих: «Μνσθητι μν, Κριε, ταν λθης ν τ βασιλε σου» (                ). Процесс общего развития церковной гимнографии привел к значительному увеличению объема первоначальных простых припевов к стихам из Свящ. Писания и привязке их содержания к памятям церковного календаря; в результате возникли особые гимнографические жанры - такие, как канон, стихиры, и в т. ч. тропари на Б. Виды тропарей на Б. Существующие циклы тропарей на Б. можно разделить на 3 категории: воскресные, будничные и праздничные. Самые древние - циклы воскресных тропарей на Б. (известны уже по греч. рукописям IX в.); вместе с написанными позднее циклами будничных тропарей (их происхождение связывают с деятельностью к-польских песнотворцев прп. Иосифа Песнописца, прп. Феофана Начертанного - Пентковский, Йовчева. С. 42) они относятся к песнопениям седмичного круга богослужения и помещаются в Октоихе . Праздничные тропари на Б. посвящены различным памятям церковного года (подвижного и неподвижного богослужебных кругов). Эта категория тропарей на Б. была распространена меньше, чем первые 2; праздничные тропари на Б. встречаются только в нек-рых рукописях (Минеях и Триодях) и не вошли в печатные литургические книги. Кроме Октоихов, Триодей и Миней тропари на Б. встречаются в особом типе рукописного богослужебного сборника - Макаризматарии (Μακαρισματριον букв.- Блаженник), от XII-XIV вв. до нас дошли неск. подобных рукописей (Sinait. gr. 828, XIII в., Paris. gr. 352, XIII в., Crypt. Г. α. 27 - Пентковский, Йовчева. С. 48-49; Никифорова. С. 161; Bertoni è re. P. 167); 2 такие рукописи упомянуты в завещании 1135 г. игумена одного из сицилийских мон-рей. Помимо тропарей на Б. Макаризматарии нередко содержат светильны . Структура циклов тропарей на Б. Тропари на Б. относятся к сложным жанрам церковной гимнографии и состоят из мн. небольших песнопений (ср. с каноном или кондаком ). Группы тропарей на Б. имеют структуру, сходную со структурой канона.

http://pravenc.ru/text/блаженны.html

Нотированный древнерус. Параклитик. 2-я пол. XII в. (РГАДА. Тип. 80. Л. 79 об.) Нотированный древнерус. Параклитик. 2-я пол. XII в. (РГАДА. Тип. 80. Л. 79 об.) И. Е. Лозовая предложила классификацию визант. П., разделив их на 4 типа по количеству канонов в будни в каждом из 8 гласовых циклов: I. 1 канон на каждый день (Sinait. gr. 794; Crypt. Δ. γ. XIV; в ркп. Sinait. gr. 776, как правило, на каждую тему будничных дней помещен канон только одного гласа); II. 1 канон с соединением в нем в отдельные дни тропарей 2 канонов под общим ирмосом (Sinait. gr. 777); III. 2 канона (Crypt. Δ. γ. VI; Sinait. gr. 779, в субботу - 3 канона; Sinait. gr. 781-782, X в., в среду 1 канон - молебный Пресв. Богородице, такие же каноны есть в четверг, пятницу, субботу и воскресенье (один из 2 дополнительных, всего на этот день их помещено 4)); IV. 3 канона (Sinait. gr. 778, XI в., в субботу - 2 канона) ( Лозовая. 2009. С. 37). В тех списках, в к-рых на каждый день помещено неск. канонов, последние выписывались, как правило, отдельно (напр., Sinait. gr. 779), но иногда - вместе, по порядку песней (напр., Crypt. Δ. γ. VI). Воскресный и крестовоскресный каноны обычно обозначались не этими названиями (оба - воскресные), а по принадлежности к ирмосам, с к-рыми они были выписаны, причем крестовоскресный канон нередко предшествовал воскресному. Состав канонов П. отражает стадии развития и региональные особенности этой книги: постепенное вытеснение более ранних произведений палестинских гимнографов (святителей Андрея Критского и Германа I , патриарха К-польского) более поздними палестинскими же (преподобных Иоанна Дамаскина и Космы Маюмского , исп. Феофана Начертанного , еп. Никейского) и студийскими (прежде всего Иосифа Песнописца), а также смену жанрового принципа деления литургическим. В целом по составу можно выделить следующие типы визант. П.: к-польский (наиболее типичный список - Sinait. gr. 794), палестинский (Sinait. gr. 776) и южноиталийский (группа рукописей из мон-ря Гроттаферрата - Crypt. Δ. γ. XIV, VI, частично совпадающая как со студийскими рукописями, так и с полными иерусалимскими Октоихами) ( Лозовая. 2009. С. 55).

http://pravenc.ru/text/2578971.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010