Об особом почитании Е. В. в кон. IX - нач. X в. в Болгарии в кругу учеников равноапостольных Константина-Кирилла и Мефодия свидетельствует создание в честь этого святого канона 8-го гласа св. Климентом , еп. Охридским. Канон снабжен текстовым акростихом с «авторской подписью» КЛИМ по тропарям 9-й песни ( Станчев, Попов. С. 120-129, 152-154, 170-181; ср.: Шаламанов. С. 50-54). Это единственный известный в настоящее время канон в составе обширного корпуса гимнографических сочинений, написанных учениками слав. первоучителей, посвященный монаху-подвижнику (не считая канона общего преподобным отцам 2-го гласа в составе слав. Минеи общей , принадлежащей перу того же Климента). Слав. канон Е. В. написан под сильным влиянием соответствующего канона прп. Феофана Начертанного того же гласа ( Станчев, Попов. С. 127). Текст этого канона не сохранился в первоначальном виде и объеме. На очень раннем этапе бытования (скорее всего не позднее сер. X в. в Болгарии, менее вероятно, в 3-й четв. XI в. в Киеве) он подвергся редактированию: ряд тропарей в песнях с 5-й по 8-ю включительно был заменен соответствующими текстами из канона Е. В. прп. Феофана Начертанного (Там же. С. 125, 172-173); вслед. этого славянский акростих сохранился лишь в песнях 1-4 и 9. Этот комбинированный канон относится к числу наиболее распространенных в рукописной традиции памятников древнейшей славянской гимнографии: известно не менее 7 его списков древнерус. происхождения кон. XI - нач. XV в. (Там же. С. 120-121; СКСРК, XIV в. Вып. 1. Прил. 1. С. 561, 567; Прил. 2. С. 622 д 35); Christians. С. 18-28; Турилов. С. 25. Примеч. 22), в т. ч. в составе 2 древнейших (рубежа XI и XII вв. и XII в.) комплектов Миней служебных новгородского происхождения (РГАДА. Тип. 99 и ГИМ. Син. 163). Возможно, на рубеже XII и XIII вв., в эпоху «первого восточнославянского влияния» (см. в ст. Древнерусские (восточнославянские) влияния ), памятник (в составе Минеи служебной или праздничной) вернулся на слав. Балканы (ср.: Йовчева. С. 70. Примеч. 76) и здесь без существенных изменений (и с сохранением акростиха) был использован в качестве канона западноболг. подвижнику прп. Иоакиму Осоговскому (Сарандапорскому), сохранился в ряде болг. и серб. списков XIII и XIV вв. ( Станчев, Попов. С. 120-121, 152-153, 175-181; ср.: С. 105-134); дополнительным стимулом при «переадресовке» текста, вероятно, послужила близость разговорных форм имен этих святых (Ефим-Яким). С распространением нового перевода Миней служебных по Иерусалимскому уставу написанный свт. Климентом канон Е. В. выходит из употребления сначала у юж. славян, а затем и на Руси. Текст канона и его переделки издан ( Станчев, Попов. С. 170-181; С. 117-132).

http://pravenc.ru/text/187761.html

И так в продолжение двадцати пяти лет! . Молясь за службами, которые составил Преподобный, можно заметить, что там, где жизнь святого была близка автору канона, есть и потепление чувства, и вздохи умиления, и речь приобретает напевность. В иных же канонах преподобный Феофан сдержан и краток, так что сокращает количество тропарей, а чтобы каждая песнь имела необходимое их число, он предписывает повторять первый тропарь. Среди канонов преподобного песнописца, которые признаются его лучшими произведениями, прежде всего необходимо остановиться на его канонах усопшим, которые написаны для восьми гласов Октоиха и действительно имеют большие достоинства. Во всех этих канонах можно отметить большую музыкальность, стройность, богатство образов. Идея воскресения подается в них с особенной широтой, а для выражения своей глубокой любви к усопшим святой песнописец находит замечательные выражения. Так, он пишет в каноне четвертого гласа: Держай за десную руку раб Твоих, настави их на пажить бессмертную, Спасе, на зрение добр оты Твоея 24 . В каноне же восьмого гласа преподобный Феофан умоляет Создателя: Яко источник жизни присносущныя, яко сладости сый поток, рабы Твоя, благочестно к Тебе преставленыя, сподоби пети и славословити Тя во вся веки 25 . Здесь же изливает Преподобный свое исповедание веры во Христа, причем находит самые различные выражения и подобия. Весь еси, Спасе мой, сладость световиднейшая, весь еси желание ненасыщаемое: потоки Твоея пищи и водою оставления усопшия напой 26 . Здесь опять не забыты отшедшие от этой жизни. Мя, человека, посреде смирения же вкупе и величества создал еси 27 , — исповедует Преподобный вечную истину человеческого жития. А далее он дает глубокое исповедание Богочеловечества Христова, Его великого подвига для нас. Наказав прежде многими чудесы мене заблуждшаго, напоследок Самого Себе истощил еси, яко сострадателен , — восклицает Преподобный, — и поискав обрел и спасл еси 28 . Не случайно преосвященный Филарет говорит о том, что и в его время заупокойные каноны преподобного Феофана привлекали к себе внимание и сочувствие инославных христиан, которые признавали их “высокое достоинство” 29 . Истинно, от лица всего мира взывает Преподобный ко Христу, когда говорит в каноне усопшим: Очисти рабы Твоя и тем согрешений прощение подаждь, Человеколюбче, и жизни сподоби нетленней и блаженному наследию 30 . И, вероятно, в этом тропаре наиболее останавливают сердце слова молитвы Преподобного: очисти рабы Твоя… Эти каноны преподобный исповедник Христов никогда не сокращает, тропари в них не повторяются, так как мысль их творца только-только укладывается в обычный размер песни (четыре тропаря, кроме ирмоса). В этих же канонах преподобного Феофана проявляется его глубокая любовь к мученикам Христовым, которых он умоляет помочь усопшим. Мертвостию живоносною, истканною мучений ради, всехвальнии мученицы одеяни светло, душам прежде усопшим божественный испросите покой 31 .

http://pravmir.ru/zhizn-i-tvoreniya-prep...

При описании Хоры агиограф пользовался житием Феодора Хорского или повторил из него свои прежние сведения. Царь Юстиниан Великий населил Хорский монастырь монахами из Иерусалима и давал им харчи из средств государственной казны. 341 Поэтому, когда преп. Сава прибыл в Константинополь, он построил Хору и через год по поручению царя освятил монастырь, с тех пор прибывающее из Иерусалима духовенство посылалось царями в Хору. 342 Посему то и настоящие исповедники «звероименитым» царем (Львом Армянином) были отправлены в Хору – как выходцы из Иерусалима. 343 Царь Лев Исавриянин, изгнав патр. Германа, поселил его в Хоре. Константин Копроним обнажил, уничтожил и почти сравнял с землею Хору, сослал сюда мужа своей сестры Анны, православного царя Артавасда с женою и девятью сыновьями, устроив здесь гостиницу для мирян. – О ссылке царя Артавасда именно в Хору известно только из одного этого жития. Без сомнения сведение это откуда-то заимствовано агиографом, но оно не заключает в себе ничего невероятного. – Здесь и лежат православные мощи этих изгнанников, равно как и патр. Германа. Патр. Мефодий поставил Михаила игуменом Хоры, а Феофана Начертанного – митрополитом в Никею. Епископы говорили Мефодию: не надо де епископов из чужой земли, мы де ничего не знаем ни о нем, ни о его житии; но Мефодий ответил: Феофан много страдал, на лице его письмена, и я невольно поставил его в Никею. Но Михаил сказал патриарху: если ты что делаешь Феофану, – мне делаешь, ибо я – он и он – я. Феофанов брат Феодор Начертанный скончался 27 декабря в возрасте 70 лет (ок. 844 г.). От него осталось сочинение «Κυνλυκος», свидетельствующее о высоте его мудрости, заграждающее уста еретикам и иконосжигателям, впрочем до нас не сохранившееся. Феофан и Михаил Синкелл почтили кончину Феодора похвалами и положили его тело в раке до него умерших святых отцов, – но где именно, не сказано; как увидим (стр. 224), он погребен был в Апамии (фригийской?). – Феофан правил Никейской кафедрою четыре года (842–845). Однажды он, прибыв в Константинополь, имел разговор с патр. Мефодием и остановился в Хоре у своего «отца» Михаила, где прожил долго (χρνον οκ λγον), впал в болезнь и умер. Перед смертью он пригласил Михаила и сказал: помолись, отче, о сыне своем, ибо жизнь моя кончается; похорони тело мое в земле отцов моих. Он скончался 11 октября IX индикта (846 г.), в возрасте 67 лет. Феофан оставил много сочинений церковного характера. Это был μελδς подобно Давиду, составивший слова в честь Христа, Богородицы, пророков, апостолов, мучеников, блаженных, праведных и архангелов, и всем им составил каноны. Михаил Синкелл почтил кончину Феофана надгробными словами (?) и положил его рядом с ракой патр. Германа.

http://azbyka.ru/otechnik/Hrisanf_Lopare...

14 . Святых мученик Фирса, Левкия, Филимона, Аполлония , Ариана и Каллиника. 15 . Святаго священномученика Елевферия. Преподобнаго Павла, иже в Латре. Иже во святых отца нашего Стефана исповедника, архиепископа Сурожскаго. 16 . Святаго пророка Аггея. 17 . Святаго пророка Даниила. Святых триех отроков Анании, Азарии и Мисаила. Неделя пред Рождеством Христовым, святых отец 18 . Святаго мученика Севастиана и дружины его. 19 . Святаго мученика Вонифатия. 20 . Предпразднство по плоти Рождества Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. Святаго священномученика Игнатия Богоносца . 21 . Предпразднство Христова Рождества. Святыя мученицы Иулиании. Преставление иже во святых отца нашего Петра, Московскаго и всея России чудотворца . 22 . Предпразднство Христова Рождества. Святыя великомученицы Анастасии. 23 . Предпразднство Христова Рождества. Святых мученик десяти, иже в Крите. 24 . Предпразднство Христова Рождества. Навечерие . Святыя преподобномученицы Евгении. 25. Еже по плоти Рождество Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа Воспоминание избавления Церкве и державы Российския от нашествия галлов и с ними двадесяти язык. 26. Собор Пресвятыя Богородицы . Святаго священномученика Евфимия, епископа Сардийскаго. 27 . Святаго апостола, первомученика и архидиакона Стефана. Преподобнаго Феодора Начертаннаго, брата Феофана, творца канонов. 28 . Святых мученик дву тьму (двадесяти тысящ), в Никомидии сожженных. 29 . Святых младенец четыренадесяти тысящ, Христа ради избиенных от Ирода в Вифлееме. Преподобнаго Маркелла, игумена обители Неусыпаемых. 30 . Святыя мученицы Анисии. Святаго мученика пресвитера Зотика сиротокормителя. 31 . Преподобныя Мелании Римляныни. Отдание праздника Христова Рождества . Ианнуарий 1. Еже по плоти обрезание Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. Иже во святых отца нашего Василия Великаго , архиепископа Кесарии Каппадокийския. 2 . Предпразднство Просвещения. Иже во святых отца нашего Сильвестра, папы Римскаго. Преставление преподобнаго Серафима, Саровскаго чудотворца .

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

2 поколение: 1. Святой Иоанн Дамаскин, Преподобномученик Стефан Новый и другие Вифинские Подвижники. 2. Палестина, Вифиния. 3. Творения и песнопения Святого Иоанна Дамаскина и Космы Манумского, Жития Стефана Нового и Иоанна Дамаскина. 3 поколение: 1. Преподобный Платон Исповедник (и Преподобный Феодор Студит), Святой Тарасий, Патриарх Константинопольский, Преподобный Феофан Сигриан, Преподобный Стефан Чудотворец. 2. Вифиния, Палестина. 3. Слово о Преподобном Платоне (Слово о матери) и другие ранние творения Феодора Студита (частью Житие Феодора Студита). Житие Святого Тарасия Константинопольского. Деяния VII Вселенского Собора. Житие Преподобного Стефана Чудотворца.   IX BEK 1 поколение: 1. Преподобный Феодор Студит, Святой Никифор, Патриарх Константинопольский, Преподобные Феодор и Феофан Начертанные, Феофан Сигрианский, Святой Феодор Едесский. 2. Вифиния, Константинополь, Палестина. 3. Творения и Жития Феодора Студита и Патриарха Никифора. Жития Феодора и Феофана Начертанных и Феофана Сигрианского. 2 поколение: 1. Преподобный Иоанникий Великий, Святой Мефодий, Патриарх Константинопольский, равноапостольные Кирилл и Мефодий, просветители славян. Святой Феодор Едесский. 2. Вифиния, Константинополь, Сирия (Палестина). 3. Жития: Преподобного Иоанникия Великого, Равноапостольных Кирилла и Мефодия, просветителей славян; Святого Мефодия, Патриарха Константинопольского, Житие и творения Святого Феодора Едесского, Житие Николая Студита. 3 поколение: 1. Преподобный Иосиф Песнописец, Святой Мефодий, просветитель славян, Блаженный Фотий, Патриарх Константинопольский, Святой Антоний, Патриарх Константинопольский, Преподобный Григорий Хозевит (Грузия), Преподобный Евфимий Новый, Южноиталийские Подвижники (греки). 2. Константинополь, Славянские страны, Афон, Вифиния, Юг Италии, Грузия. 3. Жития и творения: Преподобного Иосифа Песнописца, Святого Мефодия, просветителя славян, Житие Святого Антония Кавлея, Евфимия, Патриарха Константинопольского, и Евфимия Нового, Преподобного Григория Ханзитийского. Жития южноиталийских Святых; Творения Блаженного Фотия Константинопольского (особенно его письма).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=742...

В Евергетидском Типиконе 2-й пол. XI в. сообщается об общем каноне О. Г. и свт. Василию, его автором назван Феофан Начертанный. Единый канон из совр. богослужебных книг некогда, судя по всему, разделяется на 2 канона в соответствии с тематикой: 1-й канон О. Г. авторства Стефана (Савваита (?) - известны 2 Стефана Савваита: старший ( 794) и младший ( 807) - о проблеме идентификации см.: Карабинов. Постная Триодь. С. 119) и 2-й канон свт. Василию авторства прп. Иоанна Дамаскина, хотя в древнейших редакциях Иерусалимского устава речь шла об общем каноне:                        . (см.: Миркович. Типикон. Л. 76а). Не вызывает сомнений, что в рукописях речь идет о том же каноне, к-рый помещен в совр. богослужебных книгах,- 2-го гласа, ирмос Δετε, λαο (    ). Канон О. Г. действительно имеет определенное сходство с др. канонами Иоанна Дамаскина, к тому же последний написал каноны для Рождества Христова и Богоявления, поэтому можно признать более вероятной атрибуцию тропарей канона, посвященных О. Г., палестинским гимнографам -Иоанну Дамаскину и (или) его родственнику и соратнику Стефану Савваиту. Указание на авторство Феофана в Евергетидском Типиконе можно объяснить тем, что ему, вероятно, принадлежит 2-й канон (или его часть), посвященный свт. Василию, к-рый он составил на те же ирмосы, что и канон О. Г. (не исключено, что было неск. редакций этого совмещенного канона О. Г. и свт. Василию). По рукописям известен еще один общий канон О. Г. и свт. Василию - авторства прп. Андрея, архиеп. Критского, без акростиха, 3-го гласа, ирмос: Θαυμαστς ν δξ (    ), нач.: Η Χριστο μεθορτος κα γενθλιος λαμπρ μρα (Христов попраздничный и рождения светлый день...) со 2-й песнью (Ταμεον. Σ. 141). Наряду с каноном к древнейшей гимнографии О. Г. относятся также 2 самогласные стихиры на «Господи, воззвах» (Минея (МП). Янв. Ч. 1. С. 7); подобная стихира из цикла стихир на хвалитех (Там же. С. 24) и седален (Там же. С. 12). И в совр. Минее, и в рукописях эти тексты не имеют атрибуции, но велика вероятность, что они принадлежат кому-то из выдающихся церковных песнотворцев.

http://pravenc.ru/text/2578083.html

К иерусалимским песнотворцам он относит Андрея Пира, которому принадлежит 85 самогласнов, начиная от мясопустной недели и кончая пятком Ваий. 15 Патриарх Иерусалимский Илия III (+ ок. 797) является автором двух стихир недели Ваий «Страшно еже впасти в руце Бога жива» и «Сонмище лукавая и прелюбодейная». 16 Святой Стефан Савваит написал стихиры в недели мытаря и фарисея, блудного сына, мясопустной и самогласны. 17 К группе известных константинопольских гимнографов принадлежат: патриархи св. Герман (+ 740) и св. Тарасий (+ 806). Св. Германом написаны самогласен Лазаревой субботы «Велие и преславное чудо совершися днесь». Св. Тарасий является автором тропаря пророчества Великой субботы «Содержай концы гробом содержатися изволил еси Спасе». 18 Монахи Студийского монастыря – Феодор (+ 826) и Антоний являются составителями гимнографических текстов. Феодор Студит написал каноны на субботу и неделю мясопустные, сырную субботу, неделю крестопоклонную. 19 Антонию Студиту, продолжателю труда св. Феодора, принадлежит собрание трипеснцев, седальнов и стихир на сырную седмицу. 20 Св. Климент – автор трипеснцев и стихир первой, второй, третьей, четвертой, пятой и шестой седмиц. Иосиф Песнописец (+883) – подражатель Феодора Студита , автор канонов Страстной Седмицы для Великих понедельника, вторника и среды и канонов на недели блудного сына, мясопустную, сырную, св. Феодору Тирону; на вторую и третью недели поста. 21 К IX в. можно отнести следующих менее известных константинопольских песнописцев: Христофора, Сергия Логофета . Первому принадлежит канон сырной недели о падшем Адаме. Второму – самогласен Великого пятка. 22 Из иерусалимских песнописцев IX в. встречается имя лишь одного известного св. Феофана Начертанного . Ему приписываются песнопения: каноны пророкам и на Торжество Православия в первую неделю; на вторую неделю о блудном сыне; на среду крестопоклонной седмицы, а также стихиры Великих пятка и субботы. 23 На рубеже IX–X вв. было немало других песнотворцев, составлявших песнопения для четыредесятницы и страстной седмицы. Сюда относятся: св. патриарх Мефодий (+ 847); Игнатий, митрополит Никейский (+ ок. 860), ученик патриарха Тарасия; Кассия – монахиня и игуменья основанного ею в Константинополе монастыря и др. 24

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Как легко догадаться, безусловное первое место в публикациях принадлежало святителю Иоанну Златоусту , за ним следовали святитель Василий Великий (не только, впрочем, с духовно-нравственными словами, но, например, посланием брату Григорию о различии сущности и ипостаси, или каноническими посланиями Амфилохию) и прп. Ефрем Сирин . Немалое место отдано было и «отцам Добротолюбия », среди которых, особенно часто и в большом количестве, публиковались беседы преподобного Макария Великого и слова Исаака Сирина , а кроме того, отдельные слова, поучения, главы преподобных Антония Великого , аввы Дорофея , Марка Подвижника , Нила Синайского , Варсонофия и Иоанна, Кассиана Римлянина , Симеона Нового Богослова , Исайи Отшельника, Григория Синаита и патриарха Каллиста 30 , большая подборка писем Исидора Пелусиота и т. д. Святитель Григорий Богослов был представлен не только известными пятью «Словами о богословии», но и некоторыми другими беседами и посланиями, а кроме того большой обзорной статьей о его богословии вообще; Святитель Афанасий – «Словом против язычников», «Словом о причинах воплощения Бога Слова», «О крестной смерти Иисуса Христа», «О воплотившемся Боге Слове», каноническими посланиями; Иоанн Дамаскин – «Словом об иконах», отдельными гомилиями, «Точным изложением православной веры», печатавшимся выпусками; Григорий Нисский – помимо отдельных «Слов», «Толкованием на молитву Господню», «Жизнью законодателя Моисея», «Посланием к Гиерию о младенцах», «Похищаемых преждевременно смертью » и др. Доступными, благодаря «Христианскому чтению», делались читателю большая часть посланий священномученика Игнатия Богоносца , изъяснение Символа веры и 12 глав Кирилла Александрийского , а также, послание Льва, папы Римского , к Флавиану, книга «О должностях священнослужителей» святителя Амвросия Медиоланского , толкования блаженного Феодорита на Пятикнижие, послания св. Дионисия Ареопагита , «Мистагогия» и «Сотницы о богословии и воплощении Сына Божия» преподобного Максима Исповедника , «Слово о единстве Церкви» и несколько посланий святителя Киприана Карфагенского , уже упомянутые выше фрагменты «Против ересей» священномученика Иринея Лионского , краткая история Вселенских Соборов, «Увещательные главы» Агапита Диакона и даже праздничные каноны Иоанна Дамаскина , Косьмы Маюмского, Феофана начертанного и великий канон Андрея Критского в переводе на русский.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Hondzins...

Клименту принадлежат каноны Пресвятой Богородице, великомученице Ирине, священномученикам Клименту Римскому и Мефодию Патарскому, мученикам Лонгину сотнику, Акиндину, Кодрату, Панхарию, святителям Николаю Мирликийскому, Проклу Константинопольскому и Евстафию Вифинскому, преподобным Мартиниану и Никите Медикийскому, каноны на смерть священника, на смерть монахини, молебный канон. В современных Минеях помещены составленные Климентом каноны пророку Божию Моисею, архистратигам Михаилу и Гавриилу, преподобному Иоанну Лествичнику, семи отрокам Эфесским, святым праотцам, канон Недели 4-й Великого поста, в основу содержания которого положена евангельская притча о богаче и Лазаре. Под пером святого Климента сложился гимнографический жанр канона, состоящего из 9-ти песен Святой Климент был исповедником иконопочитания во времена гонений иконоборцев на православных, поэтому почти во всяком его творении независимо от его основной темы упоминаются иконы, которые он обозначает кроме слова «икона» разными другими словами: типос, морфи, идос. Его каноны содержат больше реалий, исторических, географических, биографических, чем это обычно бывает в произведениях такого жанра. Под пером святого Климента сложился в основных чертах и обрел устойчивый вид гимнографический жанр канона, состоящего из 9-ти песен, с «феотокион» (тропарем, посвященным Божией Матери) в конце каждой песни. Правда, в канонах Климента, в отличие от окончательно выработанной формы этого жанра, 2-я песнь не опускается, что позже стало особенностью великопостных канонов. Помимо канонов святой Климент стал творцом песнопений, включенных в Постную Триодь: трипеснцев и стихир-подобных на будние дни Великого поста, а также стихир в Неделю о блудном сыне. Преподобная Кассия Песнописица В IX столетии церковная поэзия обогатилась творениями учеников и последователей Климента: Иосифа Песнописца, преподобноисповедника Феофана Начертанного и еще нескольких выдающихся гимнографов. Среди них самой яркой звездой сияет преподобная Кассия, которая по-другому в источниках именуется Кассианой и Икасией.

http://pravoslavie.ru/144078.html

На литии стихиры самогласны, глас 1. Андрея Иерусалимскаго: Стихиры на литии самогласные Андрея Иерусалимского, глас 1 Днесь яко воистину/святовещанный глагол Давидов конец прият:/се бо яве пречистых ног Твоих покланяемся подножию/и, на сень крилу Твоею надеющеся,/Всещедрый, вопием Ти:/да знаменуется на нас свет Лица Твоего./Православных людей Твоих рог вознеси/честнаго Креста Твоего воздвижением,/Христе Многомилостиве. В сей день святозвучное изречение Давида/воистину получило исполнение!/Ибо вот, мы явно поклоняемся/пречистых ног Твоих подножию/и, надеясь на осенение Твоими крыльями, Всемилосердный, взываем Тебе:/“Да отпечатлеется на нас свет лица Твоего,/и рог православных людей Твоих возвысь/воздвижением Креста Твоего,/Христе многомилостивый!” Насажденное в краниеве месте Древо сущаго живота,/на немже содела спасение Превечный Царь посреде земли,/возносимо днесь, освящает мира концы,/и обновляется Воскресения дом./Радуются Ангели на Небеси,/и веселятся человецы на земли,/Давидски вопиюще и глаголюще:/возносите Господа Бога нашего/и поклоняйтеся подножию ногу Его,/яко свято есть,/подаяй миру велию милость. Насажденное на Лобном месте/Древо подлинной жизни,/на котором совершил спасение/Царь веков посреди земли,/в сей день воздвигаемое,/освящает мира концы,/и храм Воскресения обновляется./Радуются Ангелы на небе/и веселятся люди на земле,/как Давид взывая и возглашая:/“Возносите Господа Бога нашего/и поклоняйтесь подножию ног Его,/ибо свят Подающий миру великую милость!” Прообразуя Крест Твой, Христе,/патриарх Иаков, внуком благословение даруя,/на главах пременены руки сотвори./Егоже, Спасе, мы днесь возносяще, взываем:/даруй христолюбивому воинству победы,/яко Константину одоление. Прообразуя Крест Твой, Христе,/патриарх Иаков, когда внукам давал благословение,/руки на их головах переложил./Мы же этот Крест в сей день воздвигая, восклицаем:/“Даруй христолюбивому царю победу,/как подал Константину врагов одоление!” Глас 2: Феофана Начертанного, епископа Никейского, глас 2

http://azbyka.ru/bogosluzhenie/vozdvizhe...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010