В 2021 году решением Священного Синода Русской Православной Церкви в Калужской духовной семинарии открыта программа магистратуры «Русская патрология XVIII – нач. ХХ вв.». Следует отметить, что актуальность открытия данного профиля подготовки магистров обусловлена рядом причин. Исторически Калужская духовная семинария связана со Свято-Введенской Оптиной пустынью, имеющей колоссальное духовное наследие, которое должно быть осмыслено во всей полноте. Многие преподаватели и студенты семинарии работают в архиве обители и готовят выпускные квалификационные работы по трудам Оптинских старцев. Кроме того, в семинарии особое внимание уделяется изучению наследия святителя Феофана Затворника, святителя Луки Крымского и других наших подвижников. Я также возглавляю Научно-редакционный совет по изданию Полного собрания творений святителя Феофана Затворника и изданию Летописи жизни и творений этого святителя. В семинарии имеется хороший профессорско-преподавательский состав. Кроме меня в него входят также архиепископ Песочинский Масимилиан. Он лаврский постриженик, окончил Московскую духовную академию в 80-е года. У него преподавателями были митрополит Питирим (Нечаев), архимандрит Иоанн (Маслов), профессор Алексей Осипов, а духовником был архимандрит Кирилл (Павлов). Епископ Тарусский Леонид, прошел Оптинскую монашескую школу. Епископ Можайский Иосиф, наместник Оптиной пустыни. Он из ученых монахов, кандидат богословия, монашеский путь начал в Пафнутиев-Боровском монастыре. Большинство преподавателей у нас имеет ученые степени, много издают научных публикаций и принимают участие в конференциях. Семинария издает два научных журнала: «Богословско-исторический сборник» и «Труды по русской патрологии». Оба они входят в РИНЦ, а «Богословско-исторический сборник» включен в список ВАК.   - Какое образование здесь можно получить сегодня? По какой системе проходит обучение? Можно ли учиться в магистратуре?   - Современное обучение в семинарии ведется по нескольким направлениям. Бакалаврская программа осуществляется по аккредитованной государством программе «48.03.01 Теология» и церковному образовательному стандарту «Программа подготовки служителей и религиозного персонала религиозных организаций» (бакалавриат). Время обучения по обоим направлениям на очном отделении – 4 года, а на заочном – 4,5 года. Кроме этого существует так называемый «Пропедевтический курс», на котором студенты обучаются в течение одного года, если сразу не поступают на первый курс бакалавриата.

http://ruskline.ru/analitika/2022/06/26/...

В Санкт-Петербурге проходит конференция, посвященная святому Феофану Затворнику 4 февраля 2022 г. 13:36 3 февраля 2022 года в Санкт-Петербургской духовной академии открылась VII Всероссийская научно-практическая конференция «Святитель Феофан Затворник — основатель христианской психологии». Организаторы форума — Санкт-Петербургская духовная академия, отдел Санкт-Петербургской епархии по церковной благотворительности и социальному служению, Епархиальное общество православных психологов имени святителя Феофана Затворника, храм святителя Петра, митрополита Московского, на Роменской улице. Конференция открылась молебном в академическом храме апостола и евангелиста Иоанна Богослова, который совершил иеромонах Феофан (Друганов). Председатель Общества православных психологов Лариса Шеховцова рассказала об истории и деятельности общества. Общество православных психологов Санкт-Петербурга организовано в 2008 году, в ноябре 2014 года реорганизовано в Епархиальное общество православных психологов имени святителя Феофана Затворника. Цель общества — объединение усилий психологов православного исповедания и священнослужителей для духовно-нравственного развития верующих граждан. Общество входит в структуру епархиального отдела по социальному служению, организует психологическое консультирования на базе общества и на приходах, а также по епархиальному телефону доверия. Члены общества — специалисты разных направлений, доктора и кандидаты наук, священники, в том числе с психологическим образованием, опытные психологи-практики. Лариса Шеховцова также отметила, что в рамках конференций «Святитель Феофан Затворник — основатель христианской психологии» обсуждаются проблемы личности, проблемы сознания и всегда присутствует практическое направление — «Секция добрых дел». Было зачитано приветствие председателя епархиального отдела протоиерея Николая Брындина. «На площадках конференции собираются неравнодушные люди, которые вносят свой вклад в развитие христианской психологии, благотворительной деятельности и социального служения, — сказано, в частности, в приветствии.

http://patriarchia.ru/db/text/5893831.ht...

Закрыть itemscope itemtype="" > «Русская народная линия» укрепила свои позиции Вчера состоялся молебен и общее собрание сотрудников редакции 03.09.2010 310 Время на чтение 4 минуты Вчера, 2 сентября, в Санкт-Петербурге в новой святыне северной столицы - храме-часовне Всех святых в Земле Российской просиявших , что в Московском парке Победы - сотрудники информационно-аналитической службы «Русская народная линия» приняли участие в молебне святому благоверному Великому князю Александру Невскому и святителю Феофану Затворнику Вышенскому - небесным покровителям РНЛ. Молебен совершил иерей Николай Денисенко. По окончания богослужения отец Николай обратился к сотрудникам «Русской народной линии» с пастырским словом. Пастырь напомнил, что Александр Невский и Феофан Затворник, являющиеся небесными покровителями РНЛ, - это святые, которые обладали различными дарованиями. Если Александр Невский был государственным деятелем, храбрым военачальником, мудрым правителем, входящим в тесное соприкосновение с народом, то Феофан Затворник был отшельником, книжником, ученым богословом, человеком, ведущим уединенную, проникнутую молитвой и размышлениями, жизнь. Но между этими русскими святыми, отметил священник, есть и нечто общее: они оба были защитниками Православной веры, только орудием Александра Невского был меч, а орудием Феофана Затворника - слово. «Дай Бог вам силу и стойкость в вере Александра Невского и мудрость Феофана Затворника. Верю, что сопрягая в своей деятельности их дарования, «Русская народная линия» сможет принести большую пользу Церкви и нашему дорогому Отечеству», - сказал, обращаясь к сотрудникам «Русской народной линии», отец Николай Денисенко. Затем в редакции состоялось общее собрание сотрудников РНЛ. На собрании были подведены итоги деятельности сайта с момента самостоятельного существования агентства (с апреля 2010 года). Вебмастер Сергей Житинский отметил непрекращающийся рост внимания к агентству и посещаемости, несмотря на обычное ослабевание интереса к новостным сайтам в летний период. Также С.Житинский сообщил, что в среднем читатель РНЛ находится на сайте агентства 11 минут и просматривает 5 страниц в день, тогда как еще в июне среднестатистический посетитель находился на сайте 8 минут и просматривал 4 страницы. Кроме того, с апреля по август отмечен двукратный рост количества посетителей сайта в месяц.

http://ruskline.ru/news_rl/2010/9/03/rus...

Интервью Святейшего Патриарха Алексия болгарскому порталу «Религия БГ» 9 апреля 2007 г. 21:13 В преддверии Светлого Христова Воскресения Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II ответил на вопросы главного редактора болгарского портала «Религия БГ» Албены Алексиевой. — Ваше Святейшество, традиции и теплые связи между нашими Православными Церквами — Болгарской и Русской — коренятся в глубокой древности. Еще митрополит Киприан (болгарин по происхождению) возродил Русскую Православную Церковь в XV веке. Русская Церковь в лице святителя Феофана Затворника сыграла большую роль в заступничестве перед царем–освободителем для освобождения Болгарии от турецкого ига. Ныне в Болгарии имена великих русских святителей Тихона Задонского, Дмитрия Ростовского, Серафима Саровского, Иоанна Кронштадтского, Игнатия Брянчанинова, Феофана Затворника, Митрополита Алексия и т.д. очень известны и глубоко почитаются. Большая духовная радость сегодня у нас и то, что в глубоком сердце нашей столицы Софии находятся святые мощи святителя Серафима Соболева. Имея в виду эти духовные и исторические связи между нашими Церквами, как Вы расцениваете эти связи сегодня, в настоящем дне? — В настоящее время эти связи также поддерживаются на традиционно высоком уровне и отличаются особой теплотой и интенсивностью. В Москве действует подворье Болгарской Православной Церкви , а в Софии — Подворье Русской Православной Церкви. Официальное общение между нашими Церквами проходит на уровне церковных делегаций. За последнее время ни одно важное церковное празднование ни в Болгарии, ни в России не проходило без участия, соответственно, русской или болгарской церковных делегаций. Студенты из Болгарии учатся в духовных школах Русской Православной Церкви, также как и наши студенты ездят на учебу в Болгарию. Среди епископата нашей Церкви есть архиереи, получившие духовное образование в богословских заведениях Болгарской Церкви, а многие болгарские архиереи называют Московскую Духовную академию своей Alma Mater. Мы видим, что традиция нашего близкого братского общения не прерывается.

http://patriarchia.ru/db/text/226823.htm...

М.В. Лисовская Скачать epub pdf  Игумена Марк (Лозинский) 1957 году был принят сразу в 3-й класс Московской духовной семинарии, успешно закончив которую, был принят в 1959 году в Академию. 19 декабря 1962 года принял иноческий постриг с именем Марк. В 1963 году окончил Академию со степенью кандидата богословия и оставлен в ней профессорским стипендиантом. Начал преподавать гомилетику в семинарии (с 1965 года – и в Академии). C марта 1964 года стал сотрудником (а с сентября того же года – помощником заведующего) Церковно-археологического кабинета. С 1968 года он – доцент МДА. В 1969 года возведён в сан игумена. В начале 1969 года игумен Марк сделал доклад «Великий учитель русской церкви (к 75-летию со дня кончины Феофана Затворника )». В первой половине 1970-х годов группа православных священнослужителей, среди которых были игумен Марк (Лозинский) , иеромонах Елевферий (Диденко), архимандрит Георгий (Тертышников) и протоиерей Георгий Глазунов, тайно извлекли и перевезли останки Феофана Затворника в Троице-Сергиеву лавру. Магистерскую диссертацию «Духовная жизнь мирянина и монаха по творениям и письмам епископа Игнатия (Брянчанинова) » он защитил 12 июня 1969 года и в декабре того же года был утверждён профессором Академии. В начале 1971 года сделал доклад «Святой Николай, архиепископ Японский». Многие его статьи были опубликованы в «Журнале Московской Патриархии» (1965, 1967, 1968, 1970, 1973), в бюллетене Среднеевропейского Экзархата «Stimme der Orthodoxie» (Голос Православия) (1968, 1969, 1970, 1972), в журнале Патриарших приходов в США «One Church» и в «Вестнике Русского Западноевропейского Экзархата Московского Патриархата». Скончался 29 января 1973 года. В 2 «Московского журнала» за 2011 год были опубликованы мои воспоминания об архимандрите Матфее (Мормыле). В этих воспоминаниях речь шла и об игумене Марке (Лозинском)  – друге отца Матфея (к сожалению, по моей вине в статью вкралась ошибка: с отцом Марком меня познакомил не иеромонах Варнава (Кедров), а иеромонах Варнава (Улитин), скончавшийся в Троице-Сергиевой лавре в 1967 году). Здесь же я хочу подробнее рассказать об игумене Марке, каким я его знала.

http://azbyka.ru/otechnik/Mark_Lozinskij...

«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) Евангельская история о Боге Сыне Святитель Феофан считал, что Евангелие нужно не столько толковать, сколько размышлять над ним. Плодом таких размышлений и явилась «Евангельская история о Боге Сыне». Святитель Феофан Затворник пользовался в основном святоотеческой экзегезой: Златоустом, Феодоритом. Но свт. Феофан не пренебрегал и новейшими западными комментариями (даже «самыми крутоголовыми», как он выражался), что должно послужить уроком тем, кто боится современной библеистики: главное сохранять святоотеческой дух, верность Благой Вести. Полное название творения свт. Феофана Затворника — «Евангельская история о Боге Сыне, Воплотившемся нашего ради спасения, в последовательном порядке изложенная словами святых евангелистов». Святитель Феофан Затворник ЕВАНГЕЛЬСКАЯ ИСТОРИЯ О БОГЕ СЫНЕ ВОПЛОТИВШЕМСЯ НАШЕГО РАДИ СПАСЕНИЯ, В ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОМ ПОРЯДКЕ ИЗЛОЖЕННАЯ СЛОВАМИ СВЯТЫХ ЕВАНГЕЛИСТОВ «Евангельская история о Боге Сыне» — один из важнейших истолковательных трудов святителя Феофана Затворника, занимающий особое место в русской духовной литературе. В нем дается нам удивительный путеводитель по Святому Евангелию — главной Книге, ведущей человека ко спасению. Вся земная жизнь Спасителя нашего подробно изложена автором словами святых Евангелистов в хронологической последовательности. Читатель легко найдет описание интересующего его события Евангельской истории по заглавию частей и параграфов, обозначающему их содержание. Желающим узнать место какого–либо события в общем течении других сказаний Евангельской истории помогут алфавитный указатель и подробная хронологическая таблица. В обширном обращении к читателям святитель объясняет принципы и правила, принятые им для установления порядка евангельских событий, предлагает соответственный тому конспект Евангельской истории с обозначением главных ее частей и всех подразделений и подробное оглавление содержания Евангелий.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=716...

Первое, что описание Терстегеном внутренней жизни христианина совпадает с традиционным учением как Древней неразделённой, так и Православной Церкви. То, о чём говорит Терстеген, можно найти у преп. Макария Великого, свт. Феофана Затворника, в дневниках св. прав. Иоанна Кронштадтского и у других древних и новых святых. Достоинство терстегеновского трактата заключается в том, что он изложил это мистико-этическое учение внятно, системно и кратко, в то время как в творениях св. отцов оно чаще всего рассеяно в виде отдельных афоризмов, размышлений, указаний и т.п. Второе обстоятельство является для православного читателя некоторым вызовом. Прежде всего такое полное проникновение во внутреннюю духовную жизнь, такой глубокий и, несомненно, истинный опыт (идентичный опыту православных святых), который стоит за текстом Терстегена, несомненным образом опровергает расхожее представление многих православных о том, что формальные догматические отличия от Православия «автоматически» лишают неправославного христианина подлинности духовной жизни во Христе. Ошибочность тезиса «вне православия может быть только заблуждение» ясно обнаруживается при чтении данного трактата реформата Терстегена. Ещё большим вызовом может стать для воцерковлённого читателя та характерная особенность, что при описании пути жизни во Христе Терстеген «выносит за скобки» всё, относящееся к институциональной церковности. Если мы обратимся к трудам св. Феофана Затворника, то мы увидим, что, одинаково с Терстегеном описывая саму внутреннюю духовную жизнь, святитель в качестве непременного условия её достижения ставит не только Таинства Церкви (чего Терстеген, конечно, не отрицал), но и активное участие во внешнецерковной жизни: выстаивание служб, соблюдение дисциплинарных постов и прочих обрядовых установлений, исполнение тех или иных дел подвижничества, непременное наличие духовного отца и т.д. Терстеген решительным образом концентрирует всё своё внимание только на внутреннем богообщении, и ни о каких внешнецерковных действиях, как непременном условии для него, не упоминает. Также обращает на себя внимание и совершенно иной, чем это привычно для православных, подход Терстегена к богослужению. Для православных служение Богу чаще всего сводится к участию в храмовом действе; для Терстегена богослужение – это исключительно внутреннее делание христианина.

http://bogoslov.ru/article/5141999

Разделы портала «Азбука веры» с 2005 года Богослужебные указания за 29 июня 2024 года 16. Суббота Пятидесятницы. Отдание праздника Пятидесятницы. Перенесение мощей свт. Феофана, Затворника Вышенского (службу зри 10 января) . Свт. Тихона, еп. Амафунтского. Прп. Тихона Калужского. Прп. Тихона Луховского, Костромского чудотворца. Прп. Моисея Оптинского . Совершается славословная служба отдания праздника Пятидесятницы (по Триоди) (А) . Приводим также порядок совершения полиелейной службы свт. Феофана, Затворника Вышенского, в соединении со службой отдания праздника Пятидесятницы (по 1й Марковой главе Типикона под 25 мая: «Аще ли случится Обретение главы Предтечевы… в субботу пред Неделею Всех святых, во отдание праздника Пятьдесятницы») (Б) . Примечание. Службы святых, память которых пришлась на субботу Пятидесятницы и на Неделю Всех святых, переносятся: «поем единаго напреди, а другаго в настоящий пяток, на повечерии» (см. Типикон, гл. 50, «В понедельник Святаго Духа на полунощнице», 1е «зри»). Впрочем, это предписание Типикона не распространяется на святых полиелейных и выше (см., напр., 25 мая, 1я и 2я Маркова глава). А. На вседневной вечерне кафизма 18я. На «Господи, воззвах» стихиры праздника, глас 1й и глас 2й – 6 (см. в самый день праздника). «Слава, и ныне» – праздника, глас 8й: «Приидите, людие…». Входа нет. Прокимен дня. Паримий нет. На стиховне стихиры праздника, глас 6й (со своими припевами). «Слава, и ныне» – праздника, глас 8й: «Языцы иногда…». По Трисвятом – тропарь праздника, глас 8й (единожды). Отпуст: «Иже в видении огненных язык…». На утрене на «Бог Господь» – тропарь праздника, глас 8й (дважды). «Слава, и ныне» – тот же тропарь. Кафизмы 16я и 17я . Малые ектении. Седальны праздника (по дважды). Псалом 50й. Каноны: праздника 1й со ирмосом на 8 (ирмосы по дважды), и 2й со ирмосом на 6 (ирмосы по дважды). Библейские песни «Поем Господеви…». Катавасия Пятидесятницы: «Божественным покровен…» (ирмосы 2го канона праздника). По 3й песни – седален праздника, глас 8й. «Слава, и ныне» – тот же седален.

http://azbyka.ru/bogosluzhebnye-ukazaniy...

Святитель Феофан Затворник ЖМП 3 март 2015 /  11 января 2016 г. 11:16 Как и перед кем приносить достойные плоды покаяния СВЯТИТЕЛЬ ФЕОФАН ЗАТВОРНИК О СОВЕРШЕНИИ ТАИНСТВА ПОКАЯНИЯ Двести один год назад — 10 (22) января 1815 года — в семье сельского священника Василия Говорова родился мальчик, нареченный Георгием. Ему суждено было стать одним из самых заметных и глубоких русских богословов XIX века, духовными очами прозревшего страшную пучину уготованных Родине бед и потрясений. Сегодня наследие святителя Феофана Затворника постепенно оживает. Возрождается из небытия Вышенская обитель , где пребывал он в затворе и где мирно почил на праздник Крещения Господня в 1894 году: возобновлена монашеская жизнь, реставрируются храмы. В помещении его бывшей келии открыт мемориальный музей. На престижных площадках ежегодно с большим успехом проходят Феофановские чтения — всероссийский форум богословов и историков Церкви. Завершена работа над первым томом Полного собрания творений Феофана Затворника, которое готовится под эгидой Издательского совета . Вопросы правильного совершения таинства исповеди имеют важнейшее значение. Ведь каждый христианин, в каком бы сане или чине он ни состоял, нуждается в нем постоянно. В связи с этим возникает ряд вопросов. Кто призван исповедовать? Каким образом он должен относиться к кающимся? Как должен кающийся относиться к выбору духовника? Возможна ли перемена духовника? Каково правильное устроение кающегося? В чем и как необходимо исповедоваться? Как должно относиться к назначению епитимии? Кто призван исповедовать Несмотря на то что на Руси существовал особый институт духовничества, когда право исповеди подтверждалось архиерейской грамотой, святитель Феофан придерживается мысли, что «рукоположенному во священника... самым рукоположением дается право и возлагается обязанность грехи отпускать всякому, приходящему с покаянием» 1 . Поэтому святитель увещевает каждого священника относиться к делу исповеди не только как к разрешенному, но как к должному, присовокупляя даже угрозу: «согрешите, если откажете кому» 2 . Ясно представляя себе все текущие заботы и труды духовенства, святитель Феофан призывает не экономить время за счет кающихся, а на исповеди быть внимательным, терпеливым и радушным: «Хорошо, что приходят и каются. И не отсылайте никого, хоть бы семьдесят раз седмерицею кто приходил и каялся всё в том же грехе. Всех принимайте радушно, отечески, как отец в притче. Не хмурьтесь, не принимайте строгой речи, жалейте и сокрушайтесь вместе с ними. Не укоряйте и не осуждайте, а считайте их больными и насилуемыми от врага» 3 .

http://e-vestnik.ru/church/svyatitel_feo...

Священное Предание и творения святых Отцов Опубликовано в альманахе «Альфа и Омега», 19, 1998 20 июня, 2012 Опубликовано в альманахе «Альфа и Омега», 19, 1998 По творениям святителя Феофана Затворника  Священное Предание После Священного Писания вторым источником христианского вероучения является Священное Предание. Известно, что в Священном Писании Нового Завета написано далеко не все, что делал и чему учил Иисус Христос. “Не все, Господом заповеданное и апостолами проповеданное, записано, многое без записи прямо введено в дело и составляло устройство Церкви” 1 . Под Священным Преданием, по словам святителя Феофана Затворника, “разумеется апостольское учение, устно преподанное; или правила и законоположения, в Церкви введенные делом” 2 . Первобытная Церковь вначале утвердилась именно Преданием и руководилась только им; Священное же Писание как свидетельство истины и вечный хранитель веры явилось и было принято Церковью позже. Апостолы организовали Церковь Христову на всех направлениях ее духовной жизни. Нося в себе свидетельство Духа, они сообщили все новозаветное Откровение и вверили его святой основанной ими во всей вселенной Церкви. Их учение, “изуст­но и письменно преданное и Церковью содержимое, и есть для нас истинное свидетельство Духа” 3 . И образ христианского ведения, и правила жизни, и освящающие таинственные священнодействия, и правила для церковных собраний, — все установлено и закреплено самими Апостолами. Устроенная Апостолами церковно-общинная жизнь приобрела после них силу традиции, силу долженствования. “И пошли христиане так умствовать, так жить, так действовать во взаимных отношениях, так управляться, так освящаться, так Богу служить, как завели апостолы” 4 . Люди, обращавшиеся в христианство, перенимали правила и законоположения апостольские. “Вновь нарождающееся поколение все образовывалось по тому устроению общества христианского, какое оставили апостолы” 5 . У каждого Апостола было по нескольку ближайших учеников, направляющихся с ними неразлучно и усвоивших от них всю апостольскую премудрость. Эти ближайшие ученики были преемниками Апостолов в управлении Церквами и в сохранении всего, Апостолами переданного. “В церквах Палестинских, в Антиохии, в Тарсе, в Ефесе, в Смирне, в Колоссах, в Филиппах, в Солуни, в Коринфе, в Афинах, в Александрии, в Риме и во всех прочих местах, где были апостолы, после них остались пастырями их ближайшие ученики. Это — мужи апостольские” 6 .

http://pravmir.ru/svyashhennoe-predanie-...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010