В.В. Каширина Преемство святоотеческой пасторологии в трудах святителя Феофана Затворника Сандульский Дмитрий, студент 2-го курса магистратуры Сретенской Духовной семинарии Главной заслугой святителя Феофана для святоотеческого наследия является подробное изучение структуры человека на основе трудов святых отцов. Таким образом, святитель смог предстать как христианский антрополог, он смог показать, что антропология является важной доминантой в богословии и что труды древних отцов монашества можно рассматривать как универсальный источник по изучению человеческой природы, что их труды применимы не только к монашеской жизни, но и являются необходимой источниковой базой пастырского душепопечения. Исследователь духовного наследия святителя Феофана архимандрит Георгий (Тертышников) по этому поводу замечает: «Подвиги древних святых отцов являлись примером для подражания многим пастырям Русской Православной Церкви, в особенности священноинокам – устроителям отечественного монашества. Русские священноиноки смягчили суровые формы аскезы Востока, сделали идеал святости доступным для всех ищущих спасения» 721 . Хотелось бы обратить внимание на слова А.С. Пушкина о значении вклада монашеской учености в традицию образования русского общества: «Монахам мы обязаны нашей историей, следовательно, и просвещением» 722 . Об этом нам также говорит и сама история: «Используя богатый опыт православного восточного монашества, русское иночество явило немало своих великих подвижников. Они воспитали целый сонм угодников Божиих и явились основоположниками самобытного русского иночества и духовной школой в Русской Церкви» 723 . Преемственность святым отцам прослеживается на разных этапах жизни святителя, в его трудах, проповедях, письмах. Важно отметить, что по значимости на первом месте всегда будет Слово Божие – Священное Писание , на которое святитель ссылался в первую очередь во всех своих трудах; он пишет: «Плодоносно Слово Божие, а затем – отеческие писания и жития святых» 724 . Таким образом, мы видим, что святитель выстраивает иерархию значимости книг – от первостепенной и далее по низводящей.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

В январе 1974 года исполнилось 80 лет со дня кончины инока-богослова епископа Феофана Затворника , который за святость своей жизни и за бессмертные труды свои может быть назван учителем Русской Церкви. Родился святитель Феофан, в мире Георгий Васильевич Говоров, 10 января 1815 года в селе Чернавске, Елецкого уезда, Орловской губернии, в семье священника. Первоначальное обучение дано ему было в родительском доме и в духовном училище в г. Ливнах. Затем в 1829 году он поступил в Орловскую духовную семинарию. Отлично окончив семинарию, Георгий Говоров в 1837 году поступил в Киевскую духовную академию. 15 февраля 1841 года студент Говоров был пострижен в монашество с именем Феофан ректором академии архимандритом Иеремией 1 . 6 апреля того же года ректор Иеремия, в то время уже епископ Чигиринский, викарий Киевского митрополита, рукоположил инока Феофана в иеродиакона, а 1 июля – в иеромонаха. В 1841 году иеромонах Феофан в числе первых закончил академию со степенью магистра богословия за курсовое сочинение «Обозрение подзаконной религии» и был назначен ректором Киево-Софийского духовного училища. 7 декабря 1842 года отец Феофан определен инспектором Новгородской духовной семинарии и преподавателем психологии и логики, а в конце 1844 года его перевели в Петербургскую духовную академию на должность бакалавра нравственного и пастырского богословия. С 22 марта 1845 года на иеромонаха Феофана возложена должность помощника инспектора академии, а 3 июля он был назначен членом комитета для рассмотрения конспектов преподаваемых в семинарии учебных предметов. 21 августа 1847 года отец Феофан назначен членом Русской Духовной Миссии в Иерусалиме, возглавляемой архимандритом Порфирием (Успенским) , известным церковным археологом. В 1854 году Духовная Миссия из Иерусалима была отозвана в Россию. За свои труды и заслуги в Миссии иеромонах Феофан был возведен в сан архимандрита и назначен в Петербургскую духовную академию бакалавром канонического права, а через полгода – на должность ректора Олонецкой духовной семинарии.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Tertys...

Две эпохи – два «Добротолюбия»: преподобный Паисий Величковский и святитель Феофан Затворник Скачать epub pdf Я рад возможности выступить с докладом о святителе Феофане Затворнике именно в этом зале, в этом здании. Начну, с Вашего позволения, с небольшого автобиографического воспоминания. Как в известном фильме говорится, «место встречи изменить нельзя». В 1969 году, то есть 43 года назад, я пришел к Владыке Питириму, еще не сюда, на Погодинскую улицу, а, как Владыка любил говорить, в кладовку Успенской церкви, потому что редакция Издательства Московской Патриархии располагалась тогда в подсобке Успенского храма Новодевичьего монастыря. Владыке было тогда 43 года, и, поглаживая тогда свою начинавшую седеть бороду, он важно сказал: «Ну, мне уже поздно заниматься богословием, мне уже 43 года, теперь ваше время». Это было ровно 43 года назад. А почему я вспомнил об этом – потому что при первой же нашей встрече разговор, конечно, коснулся святителя Феофана Затворника . Мы уже тогда его называли святителем, за много-много лет до его официального прославления в лике святых Русской Православной Церкви. Я вам могу показать: вот первая богословская книга… Знаете, как литературоведы любят говорить «мой Пушкин», «мой Достоевский», вот – мой Феофан. Вот с чего начинался мой Феофан! – из бабушкиной плетеной корзины эта книга «Письма в Бозе почившаго епископа Феофана» Тамбов, 1897 год. Таких книжек у меня несколько осталось – из библиотеки моего деда по маме, священника Никанора Немчинова. А дедушка, в свою очередь, был племянником архиепископа Димитрия (Самбикина) . Поэтому на книге еще и рука Владыки Димитрия, который пометил (тогда он еще епископом был): «епископ Димитрий». Так вот, это была первая богословская православная книга, которую я читал еще в юности. Поэтому, когда я пришел к Владыке Питириму, разговор у нас о святителе Феофана и начался. А потом, через пару дней, я был у него дома, на Часовой, он мне вынес и показал посох – простой, белый, только с круглым яблоком, безо всяких украшений посох, но зато выточенный руками самого святителя Феофана. Это была одна из святынь, которые хранил у себя покойный Владыка Питирим.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

игумен Лука (Степанов) Аннотация. Статья посвящена исследованию отношения святителя Феофана Затворника к практике частого причащения. Говорится о духовных плодах частого причастия, а также об условиях достойного участия в этом таинстве. Автор статьи приходит к выводу о недостаточности для духовника руководствоваться «внешними» формальными условиями для допуска к причастию. Вместо них, с опорой на учение свт. Феофана, предлагаются внутренние духовные ориентиры, которые существенно важны для благодатного и спасительного действия Христовых Таин. Abstract. The article is devoted to the research of st. Theophan’s attitude to the practice of frequent communion. It’s told about the results of frequent communion and also about the conditions of worthy participation in this Sacrament. The author of the article makes a conclusion about an insufficiency for confessor to follow the «exterior» formal conditions for allowance to communion. Instead of them, on the ground of st. Theophan’s doctrine, he offers inner spiritual points, which are very important for beneficial and salvational effect of Christos’ Sacrament. В годы земной жизни святителя Феофана в России сложилось особое отношение к причащению Святых Христовых Таин. Сама Божественная литургия исправно совершалась в монастырях и на приходах, но участие в ней мирян часто не предусматривало причащения. Появился термин «прослушать» Литургию как молитвенное последование или даже концерт музыкальных произведений. «Посещение исповеди и причастия было законодательно закрепленной обязанностью каждого православного гражданина Российской империи начиная с семилетнего возраста. Исполнение долга исповеди и причастия верующими строго контролировалось светскими и церковными властями. Важнейшим элементом этой контролирующей системы были исповедные росписи – поименные списки всех жителей прихода с указанием пола, возраста, сословной принадлежности и отметкой о бытии (или небытии) у исповеди. Впервые такие списки были введены именным указом Петра I (1718), по которому приходским священникам предписывалось ежегодно подавать «ведомость о неисповедавшихся» для взыскания с них штрафа. Данное распоряжение было подтверждено еще указом 1722 г., а в 1737 г. была установлена форма таких списков из 49 граф с 22 заголовками.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

Одного мальчика, который от рождения не ходил, привозили три раза издалека, я его клал прямо на мощи, как младенца, хотя ему было годика два с половиной. Родители сначала купали его в источнике святителя Феофана, а потом приносили, и я клал его на мощи. И вот, когда они в третий раз привезли его, он на службе с ручек попросился на пол, мама его опустила, и он побежал. Источник: Журнал «Встреча» Беседа архиепископа Верейского Евгения с протоиереем Георгием Глазуновым, настоятелем храма преподобного Сергия Радонежского в селе Эммануиловка Шацкого района Рязанской области. Отец Георгий, житие святителя Феофана Затворника известно многим, почти все его труды переизданы за последние годы, но очень мало кто знает о том, как происходило обретение его мощей. Канонизация святителя Феофана была большим событием, поэтому очень хочется поподробнее узнать предысторию этого прославления именно от Вас — свидетеля и непосредственного участника обретения честных останков. Сюда, на этот приход в честь преподобного Сергия Радонежского, я был назначен после обучения в Московской духовной академии, в 1972 году, уже в сане священника. Вышенский монастырь тогда был закрыт, а наш храм был ближайшим из действующих — в двух километрах. Летом 1973 года из Академии приехали игумен Марк (Лозинский) — наш преподаватель гомилетики, и иеромонахи Елевферий (Диденко) и Георгий (Тертышников), которые в тот год только закончили МДА. Мы посидели за столом, попили чайку, побеседовали и решили поехать послужить панихиду по владыке Феофану — он был захоронен в храме Казанской иконы Божией Матери в Вышенской обители. Тогда, в 1973 году, отношение к Церкви было довольно жесткое, поэтому никакой речи об официальном обретении мощей и быть не могло. А какая организация занимала в то время монастырь? Психбольница. В Казанском храме у них был склад. Когда мы приехали, я попросил кладовщицу открыть нам храм, и мы увидели грустную картину: выбиты окна, все загажено голубями, набросаны дрова, бочки, кровати — и среди этого хаоса погребен святитель Феофан.

http://pravmir.ru/obretenie-moshhej-svya...

Феофан Затворник вошел в Предание своими духовными наставлениями и переводами древнехристианской аскетической литературы. Но не менее важное место в наследии Феофана Затворника занимают толкования Нового Завета («Евангельская история о Боге Сыне» и «Толковый Апостол» — «Послания апостола Павла, изъясненные святителем Феофаном Затворником»). Флоровский писал об экзегетических трудах Феофана Затворника: «Феофан успел истолковать только послания апостола Павла (без Послания к евреям). Евангелие, думал он, нужно не столько толковать, сколько размышлять над ним; так составилась его «Евангельская история о Боге Слове». Феофан всегда опирается на святоотеческие толкования, всего больше на Златоуста, Феодорита. Но он очень охотно пользовался и новыми западными комментариями, запасал себе книги и «самых крутоголовых», но особенно любил комментарии английские. В его библиотеке было много иностранных книг. […] Его эрудиция была скорее старомодной. Но это вполне возмещалось его чуткостью и умением схватывать дух первоисточников. Толкования Феофана были его вкладом в русское библейское дело, были важным дополнением к русскому переводу Нового Завета…» Предлагаемое здесь «Толкование на 1-е послание к коринфянам» — часть «Толкового Апостола» Феофана Затворника — «Посланий апостола Павла, изъясненных святителем Феофаном Затворником». Группа Вконтакте Facebook группа Толкование на 1-е послание к коринфянам ПЕРВОЕ ПОСЛАНИЕ К КОРИНФЯНАМ СВЯТОГО АПОСТОЛА ПАВЛА истолкованное святителем Феофаном ВВЕДЕНИЕ 1. Сведения о Коринфе и коринфянах Коринф лежит на перешейке, соединяющем собственно Грецию с Мореею, или Пелопонезом. Построен он будто тысячи за полторы (1400) лет до Рождества Христова Сизифом и назывался Ефирою; потом разорен был кем-то и восстановлен Коринфом, сыном Марафона, или Пелопса, от которого и имя получил. В Ахайскую войну Луций Муммий разорил его до основания в 146 г. до Рождества Христова, а в 44-м Юлий Кесарь восстановил его, после чего он быстро поднялся и стал первым городом Ахаии, местопребыванием проконсулов: умножился числом жителей, процвел науками, искусствами и веселою жизнию. Отличие его составляли истмийские игры и храм Афродиты с особым при нем заведением. То и другое привлекало в него множество народа. Коринф — представитель греческого легкомыслия, ветренности и чувственных наслаждений.

http://predanie.ru/book/67912-tolkovanie...

Феофан Затворник вошел в Предание своими духовными наставлениями и переводами древнехристианской аскетической литературы. Но не менее важное место в наследии Феофана Затворника занимают толкования Нового Завета («Евангельская история о Боге Сыне» и «Толковый Апостол» — «Послания апостола Павла, изъясненные святителем Феофаном Затворником»). Флоровский писал об экзегетических трудах Феофана Затворника: «Феофан успел истолковать только послания апостола Павла (без Послания к евреям). Евангелие, думал он, нужно не столько толковать, сколько размышлять над ним; так составилась его «Евангельская история о Боге Слове». Феофан всегда опирается на святоотеческие толкования, всего больше на Златоуста, Феодорита. Но он очень охотно пользовался и новыми западными комментариями, запасал себе книги и «самых крутоголовых», но особенно любил комментарии английские. В его библиотеке было много иностранных книг. […] Его эрудиция была скорее старомодной. Но это вполне возмещалось его чуткостью и умением схватывать дух первоисточников. Толкования Феофана были его вкладом в русское библейское дело, были важным дополнением к русскому переводу Нового Завета…» Предлагаемое здесь «Толкование на Послание к римлянам» — часть «Толкового Апостола» Феофана Затворника — «Посланий апостола Павла, изъясненных святителем Феофаном Затворником». Группа Вконтакте Facebook группа Толкование на Послание к римлянам ВВЕДЕНИЕ 1) ПРОСВЕЩЕНИЕ РИМЛЯН ВЕРОЮ Апостол Павел пишет к римлянам, не видавши их. Ибо не он просветил их верою: она зашла к ним помимо его, — зашла и образовала из них славное христианское общество, слава которого, ко времени написания Послания, возвещалась во всем мире (см.: Рим. 1, 8). Как же это сделалось? Как это сделалось, определенных указаний не имеется. Но можно построевать о сем предположения очень вероятные. В Климентовых рекогнициях (см.: Clemens Romanus. Recognitiones. 1, 6) говорится, что, еще во время пребывания Господа видимо на земле, вести о Нем и о делах Его доходили до римлян и возбуждали не удивление только к Нему, но и веру в Него. Это сказание не может быть подвергаемо сомнению. В Риме, со времени подчинения ему Иудеи Помпеем (63 год до Рождества Христова), начало жить множество иудеев, для которых потом отведен был и особый квартал за Тибром. Но, живя здесь, они не отчуждались от своего отечества, особенно от Иерусалима, и бывали там на праздниках, и паче на главном — Пасхе. Бывавшие в Иерусалиме могли не только слышать о Господе, но и видеть Его и веровать в Него; затем, возвратясь в Рим, рассказать о Нем другим и возбудить у одних желание самим видеть Его, чтоб и себе веровать, у других — прямо веру. Новые посетители Иерусалима могли возвращаться новыми верующими и приносить новые возбуждающие веру вести. Таким образом, еще до крестной смерти и воскресения, Господь мог иметь многих чтителей среди живших в Риме иудеев.

http://predanie.ru/book/67823-tolkovanie...

Антропология святителя Феофана Затворника и зарождение первых персоналистических концепций в русском богословии Источник Выявление генезиса персоналистических идей в русском богословии приводит к киевской школе как отправной точке процесса. Именно в Киевской духовной академии ранее, чем в других духовных школах, уделялось самое серьезное внимание изучению философии и психологии Нового времени. Именно в лекциях ее ректора свт. Иннокентия Херсонского в русле полемики с Кантом появились начальные интенции интересующего нас направления. Выпускник Киевской академии, профессор В.Н.Карпов стал родоначальником петербургской психологической школы, чей представитель, будущий епископ Михаил (Грибановский) , предложил и первую персоналистическую концепцию, подразумевающую в человеке «двуначалие» личности и природы. Немного позже, усвоив предложенную свт. Иннокентием постановку вопроса и, очевидно, независимо от епископа Михаила, к аналогичным выводам пришел и представитель казанской школы – В.И.Несмелов, у которого мы находим оригинальное переосмысление терминов личность, я, самосознание. При этом с неизбежностью встает вопрос, как эти порожденные во многом новой философией и психологией концепции соотносятся с традиционными христианскими представлениями о человеке? Именно для ответа на него представляется важным сопоставить их с учением святителя Феофана Затворника . В статье показывается, что именно он, также будучи выпускником Киевской академии и так или иначе восприняв заданный в ее стенах философский посыл, сумел сохранить равновесие между традицией и антропологическими открытиями современности. 1 Уже в 20-х гг. XIX в. Киевская академия уделяла серьезное внимание изучению философии и психологии Нового времени. Вслед за И.М.Скворцовым одним из первых дань этой тенденции отдал святитель Иннокентий Херсонский , бывший профессором и ректором академии в 1830–1840 гг. В своих академических лекциях он предлагал студентам критическое изложение современных философских учений и вступал в полемику с «неологами», в частности с И.Кантом.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Hondzins...

В нынешнем году тиражом в тысячу экземпляров вышла книга «Крест иноческой жизни (по книге святителя Феофана Затворника " Напоминание всечестным инокиням о том, что требует от них иночество " )». Ее автор-составительигумения Вера (РОВЧАН) восемь лет подвизается в Успенском Вышенском монастыре и чуть более трех лет является его настоятельницей. Наша беседа с ней была посвящена этому современному труду, в основу которого легли проповеди святителя Феофана Затворника к насельницам женских обителей. – Матушка Вера, из переписки настоятеля Свято-Пантелеимонова русского монастыря на Афоне отца Андрея (Веревкина) со святителем Феофаном известно, что именно он, святогорский игумен, подсказал епископу-затворнику идею взяться за такую актуальную для всех времен книгу. Отец Андрей писал Преосвященному святителю в Вышу: «Кажется, не мешало бы собрать все поучения Ваши, произнесенные в женских обителях, и издать особой брошюрой для инокинь». Интересно, а как Вы отважились на столь непростой труд, как сумели выкроить для него время? – На самом деле это была моя дипломная работа. Я писала ее по ночам, заканчивая факультет теологии Рязанского государственного университета имени С.А. Есенина. Митрополит Рязанский и Михайловский Павел (сейчас он – митрополит Минский и Заславский, Патриарший Экзарх всея Беларуси) благословил меня облечь ее в форму книги. Почему я выбрала именно эту тему? Она мне очень близка, поскольку в качестве настоятельницы обители я сразу почувствовала, что возникает много вопросов. В их ряду: как организовать духовную жизнь сестер? как наладить их быт? как добиться от насельниц единомыслия, единодушия, объединяющих и цементирующих иноческое житье? И многие-многие другие. В повседневной жизни мы прибегали к названному труду святителя, но получали оттуда разрозненную информацию. Вот и родилась мысль обобщить ее, систематизировать все по главам: об Уставе монастыря, о терпении, борьбе со страстями, уповании на Господа... В общей сложности получилось двадцать четыре главы, основой которых стали двадцать проповедей святителя Феофана Затворника, произнесенных им в Тамбовской и Владимирской епархиях в те годы, когда он был там правящим архиереем. В книге три основных раздела: духовный смысл иноческой жизни, монашеская жизнь внешняя и монашеская жизнь внутренняя. Так ее легче читать и получать ответы на свои вопросы.

http://pravoslavie.ru/75021.html

Закрыть itemscope itemtype="" > Об Апостольском предании 10/23 января - память свт. Феофана Затворника Вышенского, небесного покровителя Русской народной линии 22.01.2022 1477 Время на чтение 3 минуты Ко дню памяти святителя Феофана Затворника Вышенского (1815-1894) мы помещаем одно из его писем. Публикацию (приближенную к современной орфографии) специально для Русской Народной Линии (по изд.: Творения иже во святых отца нашего Феофана Затворника: Собрание писем: В 8-ми вып. Вып.  V I . - [Репр. изд.] - М.: Свято-Успенский Псково-Печерский монастырь: Паломник, 1994. - С. 17-19) подготовил проф. А. Д. Каплин.   + + +   Милость Божия буди с вами! С.В.! Благослови Господи доброе начало! В тексте из Апокалипсиса... не прилагать и не убавлять... слова: в книзе сей, вы, кажется, разумеете в Новом Завете... а это не так. В книзе сей, т.е. в Апокалипсисе. Вообще прибавлять и убавлять запрещение уместно только к Божественному Откровению, к Слову Божию. Что Бог открыл и что заповедал, к тому не следует ничего прибавлять, ни убавлять от того. (Это к католикам и протестантам. Те все прибавляют, а эти убавляют.) Но Слово Божие не все содержится в книгах писанных. Это сами же новозаветные книги подтверждают. Следовательно, этого места нельзя относить ко всем книгам новозаветным и вообще, т.е. если обобщить слово: в книзе. Под словом: предание не разумеется неопределенная молва, не знать как начавшаяся и распространившаяся; а разумеется Апостольское учение, устно преподанное; или правила и законоположения, в Церкви введенные делом. Апостолы вполне организовали Церковь Христову, по всем сторонам духовной и церковной спасительной жизни. Но как организовали, этого вполне не изложено в писаниях их, а самым делом сделано и введено в жизнь христианскую лично Апостолами, введено и укоренено, чрез многократные посещения основанных ими христианских обществ, и неоднократные исправления неисправного - все личным своим действованием и словом. И образ христианского ведения, и правила жизни, и взаимные отношения христиан, и освятительные таинственные священнодействия, и правила для церковных собраний... все лично словом установлено и закреплено личным наблюдением...

http://ruskline.ru/analitika/2014/01/23/...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010