Архив Пн Выступление председателя Издательского Совета Русской Православной Церкви митрополита Климента на презентации проекта Полного собрания творений святителя Феофана, Затворника Вышенского 9 сентября 2011 г. 12:08 7 сентября 2011 года в рамках XXIV Московской международной книжной выставки-ярмарки прошла презентация проекта первого научного издания Полного собрания творений святителя Феофана, Затворника Вышенского. Мероприятие возглавил председатель Издательского Совета Русской Православной Церкви митрополит Калужский и Боровский Климент . Дорогие братья и сестры! Сердечно приветствую всех гостей и участников презентации проекта первого научного и просветительского издания Полного собрания творений святителя Феофана, Затворника Вышенского. В 2015 году исполняется 200 лет со дня рождения этого великого подвижника веры и благочестия и замечательного духовного писателя, благодаря трудам которого и в наши дни миллионы людей в нашей стране и за рубежом обретают веру в Бога, становятся на путь спасения. По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла этот славный юбилей будет отмечаться на общецерковном уровне. Одной из основных задач в ходе подготовки к празднованию является выпуск первого научно-просветительского издания Полного собрания творений святителя Феофана. Для осуществления этого проекта сформирован специальный Научно-редакционный совет. В состав совета вошли известные отечественные филологи, текстологи, богословы, историки, представляющие как церковную, так и светскую науку современной России. Прежде всего, необходимо сказать несколько слов о том, почему именно личность святителя Феофана Затворника и его творения привлекли к себе наше особое внимание. Во-первых, святитель Феофан является не только крупнейшим отечественным богословом XIX века, работавшим в русле православной святоотеческой традиции, но и учителем Церкви. Во время своего почти тридцатилетнего пребывания в затворе в уединенном Вышенском монастыре тогда Тамбовской, а ныне Рязанской епархии Русской Церкви святитель Феофан, постоянно совершая молитвенный подвиг, свободное время посвятил богословским исследованиям и трудам на ниве духовного просвещения.

http://patriarchia.ru/db/text/1618389.ht...

К вопросу о научном подходе к изучению и изданию наследия свт. Феофана Затворника 15 октября 2010 г. 14:00 30 сентября — 2 октября 2010 года в Москве, а также в Свято-Успенском Вышенском монастыре Рязанской епархии прошли IV Феофановские чтения , посвященные осмыслению духовного и богословского наследия святителя Феофана, Затворника Вышенского. Чтения состоялись в рамках программы подготовки к празднованию предстоящего 200-летия со дня рождения святителя Феофана Затворника, которое по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла будет праздноваться в 2015 году на общецерковном уровне. Одной из важнейших задач на сегодняшний день является издание Полного собрания творений святителя Феофана Затворника. Для подготовки этого издания сформирован научно-редакционный совет под руководством митрополита Калужского и Боровского Климента , председателя Издательского Совета Русской Православной Церкви. На первом пленарном заседании Феофановских чтений, состоявшемся 30 сентября в Москве в конференц-зале гостиницы Московской Патриархии «Даниловская», выступил с докладом заместитель директора Института мировой литературы им. А.М. Горького, доктор филологических наук В.В. Полонский. Доклад посвящен филологическим аспектам подготовки академического собрания сочинений святителя Феофана, а также общенаучному и общекультурному значению проекта, предполагающего тесное сотрудничество представителей церковной и светской науки. «Если дело будет успешно завершено, то оно ознаменует собой переход на принципиально иной уровень в научном освоении отечественной патрологии, формируя новый методологический инструментарий в работе с наследием русских отцов недавнего прошлого, а заодно и синтетические подходы, способные согласовать парадигмы светской и церковной науки как залог преодоления преград и разделений внутри единой русской культуры», — подчеркнул докладчик. Ваши Высокопреосвященства, Ваши Высокопреподобия, досточтимые отцы, иноки и инокини, глубокоуважаемые коллеги! В приветственном слове Святейшего Патриарха, в выступлениях владыки Ювеналия, владыки Павла точно и емко сказано о той выдающейся роли, которую сыграл святитель Феофан в истории Русской Церкви XIX века — как иерарх, душепопечитель, наставник и молитвенник, возрождавший в новых условиях дух древней отеческой аскезы, богослов, экзегет и переводчик.

http://patriarchia.ru/db/text/1294909.ht...

Библиография трудов святителя Феофана и литературы о нем По фондам Владимирской, Липецкой, Орловской, Рязанской, Тамбовской областных универсальных научных библиотек и Рязанской епархиальной библиотеки Источник КНИГИ СВЯТИТЕЛЯ ФЕОФАНА 1 . Акафист святому великомученику Димитрию Солунскому, составленный святителем Феофаном, Затворником Вышенским . – Владимир: Транзит-Икс, 2005. – 34, с.: ил. (В) 2 . Богоугодная жизнь вообще: слова епископа Феофана: (из слов к Тамб. и Владимир. паствам, 1859–1866 гг.). – 2-е изд. Афон. Рус. Пантелеимонова монастыря. – [Козельск]: Издательство Свято-Введенского монастыря Оптиной Пустыни, 1998? . – 115 с. (Е) 3 . Болезнь и смерть: выдержки из писем. – [Владимир]: Издательский отдел Владимирской епархии, 1996. – 62 с. (Е) 4 . Взыщите Господа: из писем святителя Феофана Затворника . – [Загорск]: Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1990. – 31 с. (Р, О) 5 . Взыщите Господа: из писем святителя Феофана Затворника . – Пушкино: МП «Принтэкс», 1990. – 32 c. (В) 6 . Внутренняя жизнь. – Москва: Отчий дом, 2010. – 188, с. – (Духовный собеседник). (Р) 7 . Внутренняя жизнь: избранные поучения. – Москва: Сестричество во имя преподобномученицы Великой княгини Елизаветы, 1998. – 414 с. (Е) 8 . Внутренняя жизнь: избранные поучения. – Москва: Сестричество во имя преподобномученицы Великой княгини Елизаветы, 2001. – 415 с. (Р) 9 . Внутренняя жизнь: слова епископа Феофана: (из слов к Тамб. и Владимир. паствам, 1859–1866 гг.). – Репр. изд. – [Москва]: Галактика, 1994. – 138, II с. (В) 10 . Во славу Божию: из писем Феофана/отв. за вып. Н. Мишина. – Москва: МП «Палея», 1991. – 30 с. (В, Р) 11 . Воплощенное домостроительство: опыт христианской психологии в письмах. – Москва: Правило веры, 2008. – 464 с. (Е) 12 . Двери покаяния: слова и проповеди . – Москва: Правило веры: Моск. Сретен. монастырь, 2002. – 601 с. (Р) 13 . Душа и ангел – не тело, а дух. – Москва: Талан, 1997. – 206 с. (Е) 14 . Душеполезные поучения: [болезнь и лечение, мытарства, смерть детей, поминовение усопших]. – Москва: О-во содействия православному просвещению «Изографъ», 2008. – 32 с. (О)

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

В.В. Каширина Успенский Вышенский монастырь Приветственный адрес от полномочного представителя Президента Российской Федерации в Центральном федеральном округе, руководителя рабочей группы при Президенте Российской Федерации по вопросам восстановления объектов культурного наследия религиозного назначения, иных культовых зданий и сооружений А.Д. Беглова Приветствую участников и организаторов юбилейных X Феофановских чтений! Святитель Феофан вошел в историю нашей страны как один из самых выдающихся писателей-богословов России XIX в., его творения оказали огромное влияние на духовное возрождение современного ему общества. Главная задача юбилейных X Феофановских чтений – подвести итоги и наметить дальнейшие перспективы изучения богословского наследия святителя Феофана Затворника . Отрадно, что проведение заседания в Успенском Вышенском монастыре позволит исследователям рассказать слушателям о своих научных достижениях, принять участие в соборной молитве у мощей святителя Феофана, Затворника Вышенского , поклониться главным святыням Вышенского монастыря, посетить музей святителя Феофана, основанный в его кельях. Желаю вам успехов и плодотворной работы на благо России и Русской Православной Церкви! Приветственное слово первого заместителя председателя правительства Рязанской области С.А. Самохина Добрый день, уважаемые участники чтений! Я рад приветствовать вас от имени губернатора Рязанской области О.И. Ковалева. Проведение Х юбилейных Феофановских чтений – значимое событие для региона. Это часть большой совместной работы по сохранению наследия Феофана Затворника . Жизнь великого духовного наставника Феофана Затворника всегда будет примером для нас и последующих поколений: в своем неустанном стремлении работать для того, чтобы мир вокруг становился лучше, в стремлении помогать ближнему, заботиться о нуждающихся. Мы в Рязанской области бережно относимся к памяти и наследию святителя Феофана и гордимся тем, что он выбрал наш край в качестве своей жизненной обители. Он был наставником и учителем для всех рязанцев. Его многочисленные труды имеют особое значение и сегодня, когда мы активно стремимся продолжать лучшие традиции нашего Отечества, воспитывать подрастающее поколение на основе уважения к истории и культуре России.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

В.В. Каширина Научная конференция «Жизнь и труды святителя Феофана Затворника – в истории и современности» (Москва, 16 июня 2017 года) Приветствие митрополита Рязанского и Михайловского Марка Дорогой владыка Климент, всечестные отцы, братья и сестры! Сердечно приветствую всех участников научной конференции «Жизнь и труды святителя Феофана Затворника в истории и современности», которая призвана послужить освещению очередного этапа многосторонней деятельности сообщества исследователей по изучению личности и творений святителя Феофана Затворника Вышенского , подготовки к изданию Полного собрания его сочинений. Изучение и представление нашему народу великого духовного наследия этого святого отца-важнейшее дело современности, в которой мы наблюдаем трагическое смятение понятий и отступление от вечных ценностей, хранимых и утверждаемых Православием. В русских духовных школах, на послушаниях в церковных миссиях за рубежом, при служении на архиерейских кафедрах, но особенно в тиши вышенского затвора сформировалась святая личность святителя Феофана, через которую «многочастно и многообразно» благодать Божья засвидетельствовала Своё могущество устраивать человеку путь ко спасению. Именно этой цели были подчинены жизнь и труды архипастыря-затворника. В год столетия вступления нашего Отечества в эпоху повсеместного поругания святынь и братоубийственной войны, во времена, о которых сказано Даниилом пророком (3, 32): «...и предал еси нас в руки врагов беззаконных, мерзких отступников, и царю неправедну и лукавнейшу паче всея земли»; мы с особым трепетом обращаемся к Вышенскому Затворнику как к пророку, предвозвещавшему эту лютую годину кровавых гонений, за что и был он наименован архепископ Аверкием (Таушевым) «провозвестником кары Божией русскому народу». «Поднялось скрытое гонение на христианство , – писал святитель Феофан, – (которое стало прорываться и явно, как недавно в Париже). Что там сделалось в малом объёме, того надобно ожидать со временем в больших размерах... Спаси нас, Господи!» 501

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

Скачать epub pdf Содержание Жизнеописание святителя Феофана до затвора Значение затвора в жизни святителя Феофана Главная тема в творениях Святителя Феофана Советы ищущим спасения (Из писем преосвященного Феофана). Вне Церкви спасения нет! О смирении О самоугодии О молитве О душе О ведении Божием О терпении О ложных богах О славословии Божием Просто интересные мысли Светлый облик Владыки Феофана Значение творчества святителя Феофана Перечень произведений св. Феофана:     Одним из самых влиятельных духовных писателей 19-го века был Святитель Феофан Затворник , ставший великим учителем христианской жизни. Его сочинения крайне необходимы всем жаждущим спасения. Его нельзя читать без благоговения, без трепета душевного... Он говорит вам о Боге и о вашей душе, открывает просветы в мир иной – как «власть имущий»... И это чувствует каждый, ибо истина сама свидетельствует за себя... Епископ Феофан оставил нам бесценное сокровище в виде более 60-ти духовных произведений, большинство из которых написано им во время 28-летнего затвора в Выше и которые он завещал перед своей смертью всему русскому народу. В строках его творений можно найти неиссякаемый источник духовного подъема, углубленности в себя и устремленности в небесную высь. В каждой его фразе чувствуется благодать Божия. Будучи высокообразованным человеком, достигшим необычайных высот в карьере в сравнительно молодом возрасте, тем не менее, он принимает твердое решение удалиться от мира и уйти в затвор. Так он решил свою ученость и знания посвятить служению Православной Церкви, ибо был глубоко убежден в том, что самое главное в деле спасения – это непрестанно умом в сердце молиться Богу и, чтобы никто не мешал... «В делах веры и спасения не философия требуется, а детское приятие Божественной истины. Умишко надо ногами потоптать, вот как на картине Михаил Архангел топчет сатану. Михаил Архангел – это ум, покорный истине Божией, а сатана, это ум возмутившийся, суемудренный, от которого все революции, и в семействах, и в Церкви...»

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Mile...

В.В. Каширина Учение о предопределении в трудах святителя Феофана Затворника А.И. Солодков, преподаватель Перервинской Православной духовной семинарии, преподаватель Российского Православного университета св. Иоанна Богослова, В. В. Юдин, преподаватель Российского Православного университета св. Иоанна Богослова Ибо кого Он предузнал, тем и предопределил быть подобными образу Сына Своего ( Рим. 8, 29 ) В 2015 г. исполнилось 200 лет со дня рождения великого учителя Русской Церкви 638 , замечательного подвижника, одного из самых ярких и влиятельных духовных писателей XIX в., святителя Феофана, Затворника Вышенского . В отзыве Богословской комиссии Петербургской Духовной академии (20.12.1889) дана высокая оценка вклада святителя Феофана в православное богословие и отмечено, что он «оказал значительные услуги православной догматике..., здесь некоторые пункты догматического учения нашли не только полное и основательное раскрытие, но и такие точные формулы, каких православная отечественная догматика доселе не имела» 639 . Надо отметить, святитель был богословом не в узком смысле этого слова, ограничивавшим предназначение своих работ исключительно для специалистов, теоретиком, заключавшим себя кабинетной ученостью, но богословом в более высоком смысле, говорившим открытым, доступным для всех языком, не понижая при этом ни в малейшей степени догматическую точность и истинность излагаемого учения. В своих трудах святитель оставил столь богатое духовное наследие, что, по замечанию исследователей, «его ученые творения составят эпоху в развитии православной богословской мысли» 640 . «Есть камень, которым испытывают золото, испытательным камнем для православных является святое учение, издревле проповедуемое в Церкви» 641 . Труды свт. Феофана преисполнены глубокой веры, духовной силы и безграничной любви к истине. «Особенная заслуга преосвященного Феофана в том, что он своими многотомными трудами настойчиво указал ... неисчерпаемую сокровищницу учения церковного, святоотеческого, в которой только одной неприкосновенно и неизменно хранится свет истины Христовой, как он возжен Самим Спасителем и Его святыми Апостолами» 642 .

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

В.В. Каширина Приложение Семинар студентов духовных и светских высших учебных заведений «Духовное наследие Святителя Феофана Затворника» (в рамках XXIV Международных Рождественских чтений) Приветственное слово митрополита Калужского и Боровского Климента, Председателя Издательского совета Русской Православной Церкви, председателя Научно редакционного совета по изданию Полного собрания творений святителя Феофана, Затворника Вышенского Ваши Высокопреосвященства! Ваши Преосвященства! Дорогие отцы, братья и сестры! От всего сердца вновь приветствую участников и гостей семинара «Духовное наследие святителя Феофана Затворника », который в нынешнем году проходит в рамках XXIV Международных Рождественских образовательных чтений. В очередной раз святитель Феофан собрал нас, чтобы иметь возможность поделиться тем новым, что смогли по черпнуть в трудах этого великого учителя христианской жизни. Действительно, перечитывая то или иное произведение святителя, человек каждый раз находит для себя что то новое, всегда полезное для души. Сообразно с темой нынешних Чтений – «Традиции и новации: культура, общество, личность» – актуально за думаться над вопросом: кем был для своей эпохи святитель Феофан – традиционалистом или новатором? Сразу следует отметить, что, несомненно, святитель был приверженцем, более того – ревностным защитником церковной традиции, ни на йоту не отступавшим от неё. Но вместе с тем он был и новатором для административной и хозяйственной практики Церкви и для современной ему общественной мысли, в своём душепопечении о людях. Доказательством тому служат его труды в области реформы духовного образования и в других аспектах церковной и общественной жизни XIX в. Приверженность церковной традиции святителя Феофана ярко выражена в его трудах по защите православного учения от различных ересей и расколов, а также в деле толкования Священного Писания. Его перу принадлежат переводы ряда псалмов (118-го, 51-го, 33-го, 1-го и 2-го), а также толкования на Апостольские послания. Все упомянутые труды выполнены в полном согласии со святоотеческой традицией толкования Писания.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

В Издательском Совете состоялся семинар студентов духовных и светских учебных заведений «Духовное наследие святителя Феофана Затворника» 29 января 2013 г. 17:47 26 января 2013 года в Издательском Совете Русской Православной Церкви в рамках XXI Международных Рождественских образовательных чтений состоялся семинар студентов духовных и светских учебных заведений «Духовное наследие святителя Феофана Затворника». Семинар проводится на регулярной основе с июня 2011 года. На форум собрались профессора, преподаватели и студенты из 17 духовных академий и семинарий Русской Православной Церкви, а также светских вузов и академических организаций России — богословы, историки, филологи, философы, педагоги, изучающие жизнь, деятельность и духовного наследия Вышенского Затворника. Возглавил семинар председатель Издательского Совета Русской Православной Церкви митрополит Калужский и Боровский Климент . Почетным гостем стал епископ Скопинский и Шацкий Владимир . В мероприятии приняли участие настоятельница Свято-Успенского Вышенского монастыря игумения Вера (Ровчан), заведующий библиотекой и архивом Московской духовной академии игумен Дионисий (Шленов), преподаватель МДА иеромонах Феоктист (Игумнов), заведующий кафедрой теологии Рязанского государственного университета имени С.А. Есенина игумен Лука (Степанов), преподаватель Владимирской Свято-Феофановской духовной семинарии архимандрит Зосима (Шевчук), проректор Тамбовской духовной семинарии по учебной работе иерей Виктор Лисюнин, преподаватель Санкт-Петербургской духовной академии М.В. Легеев, проректор по учебной работе Николо-Угрешской духовной семинарии В.Н. Духанин, заместитель председателя Научно-редакционного совета по подготовке Полного собрания творений святителя Феофана Затворника, заведующая Отделом русской классической литературы ИМЛИ РАН профессор М.И. Щербакова, профессор МПГУ Е.В. Николаева, преподаватели и студенты Московской и Санкт-Петербургской духовных академий, Минской, Калужской, Рязанской, Тамбовской, Владимирской, Екатеринодарской, Сретенской, Николо-Угрешской семинарий, Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета , отделения теологии Рязанского государственного университета, Курского государственного университета и Арзамасского государственного университета.

http://patriarchia.ru/db/text/2750993.ht...

В.В. Каширина Семинар студентов духовных и светских учебных заведений «Духовное наследие Святителя Феофана Затворника» (в рамках XXV Международных Рождественских образовательных чтений) Климент, митрополит Калужский и Боровский, председатель Издательского совета Русской Православной Церкви. Служение святителя Феофана в Палестине в первом составе Русской Духовной миссии (1847–1853) Посещение Святой Земли – тех мест, где вочеловечился, жил, проповедовал, творил чудеса, принял смерть и воскрес Господь Иисус Христос – занимает особое место в жизни любого верующего христианина. Пребывание в Палестине иеромонаха Феофана (Говорова) имеет большое значение не только для духовного становления его как аскета и будущего Вышенского затворника, но для всех, кто прибегал и до наших дней прибегает к мудрому совету и душеспасительным сочинениям святителя. Именно в период своего служения на Святой Земле святитель Феофан получил редкую для своего времени возможность изучать творения древних христианских аскетов в подлинниках и ранних списках. Получив доступ к сокровищнице святоотеческой мысли, он не только укреплял свой личный опыт подвижника, но и обогатил всю отечественную духовную традицию, поведав своим современникам о верном пути достижения цели христианской жизни – спасения во Христе. Данный период жизни святителя Феофана можно восстановить по многочисленным официальным документам из крупнейших российских архивохранилищ РГИА и АВПРИ, а также по опубликованным мемуарам первого главы РДМ 1 . Часть неофициальной переписки, которая сосредоточена в основном в фондах НИОР РГБ, ЦИАМ СПбФ АРАН, АРДМ и других, помогает уточнить ряд биографических фактов и понять мотивы отдельных поступков и решений святителя Феофана, связанных с его пребыванием на Святой Земле. В первую очередь, это два письма святителя, написанные из Иерусалима в 1851г.: А.Н. Муравьеву от 9 апреля 2 и тогда ещё иеромонаху Антонину (Капустину) от 20 июня. 3 Основной массив документов, связанных с копированием и переводом греческих рукописей святителем Феофаном на Ближнем Востоке, хранится на Афоне в архиве и библиотеке Свято-Пантелеимонова монастыря.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010