Вступительная статья 1 Аннотация. Публикуются письма свт. Феофана Затворника И. Д. Андрееву. Иван Дмитриевич Андреев (21 июня 1867, с. Малиново Ливенского уезда Орловской губ. – 28 июня 1927, Ленинград) – правнук старшей сестры свт. Феофана, Любови Васильевны Макриновой (урожд. Говоровой). Историк Церкви, византинист, переводчик. В переписке затронуты вопросы духовного образования, богословия, аскетики. Заслуживает внимания позиция свт. Феофана относительно заимствований, которые делают отечественные авторы у западных богословов. В переписке содержится отзыв свт. Феофана на известные монографии А. П. Лебедева «История святых Вселенских Соборов» и «История Константинопольских Соборов IX века (861–880 гг.)», а также на труд архимандрита, будущего митрополита, Антония Храповицкого «Письма к пастырям о некоторых недоуменных сторонах пастырского делания». В публикуемых письмах Вышенский Затворник касается этих и многих других вопросов. Иван Дмитриевич Андреев (21 июня 1867, с. Малиново Ливенского уезда Орловской губ. – 28 июня 1927, Ленинград) – правнук старшей сестры свт. Феофана, Любови Васильевны Макриновой (урожд. Говоровой), историк Церкви, византинист, переводчик. Окончил Орловскую духовную семинарию и Московскую духовную академию (1892 г.). С 3 июня 1893 г. – преподаватель философских предметов в Таврической духовной семинарии. С 25 ноября 1895 г. – магистр богословия. Его магистерская диссертация: «Константинопольские патриархи от времени Халкидонского собора до Фотия. Выпуск I-й: Хронология константинопольских патриархов от времени Халкидонского собора до Фотия и очерки жизни и деятельности свв. Анатолия, Геннадия и Иоанна Постника » была удостоена премии митрополита Макария (Булгакова) . По отзыву проф. А.П. Лебедева , «...все сочинение г. Андреева представляет плод редкого усердия и трудолюбия и обнаруживает обильный запас церковно-исторических сведений у автора» С 4 сентября 1895 г. И.Д. Андреев работал в Московской духовной академии, где занимал следующие должности: помощник инспектора, доцент по кафедре новой гражданской истории, экстраординарный профессор, лектор английского языка.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

ЖМП 3 март 2024 /  15 апреля 2024 г. 17:00 Святитель Феофан Затворник и его богословское наследие ПЕРВЫЙ ОПЫТ ИЗДАНИЯ НАСЛЕДИЯ ОТЦОВ РУССКОЙ ЦЕРКВИ В ФОРМАТЕ ПОЛНОГО СОБРАНИЯ ТВОРЕНИЙ   В 2010 году Издательским советом Русской Православной Церкви была начата работа по подготовке Полного собрания творений святителя Феофана, Затворника Вышенского, в 40 томах. Этот проект не имел аналогов в церковно-издательской практике. Проделана трудоемкая работа по сбору сведений о жизни и деятельности святителя Феофана, которая нашла отражение в подготовке и издании «Летописи жизни и творений святителя Феофана, Затворника Вышенского», дополняющей собрание сочинений.  В этом году исполняется 130 лет со дня преставления ко Господу святителя Феофана Затворника (в миру Георгия Васильевича Говорова; 1815–1894). О первом опыте издания полного собрания творений русского святого «Журналу Московской Патриархии» рассказал митрополит Калужский и Боровский Климент , председатель Издательского совета Русской Православной Церкви, председатель Научно-­редакционного совета по изданию Полного собрания творений святителя Феофана, Затворника Вышенского. PDF-bepcuя.  - Ваше Высокопреосвященство, уважаемый владыка Климент, как составление летописи жизни и творчества святителя Феофана Затворника соотносится с изданием сорокатомного собрания его сочинений? Как эта хроника создавалась и в чем особенность ее содержания?  - Идея составления летописи зародилась в самом начале подготовки к изданию полного собрания творений святого. В октябре 2010 года, на этапе разработки плана работ, история творческого наследия святителя была представлена в виде хронологической таблицы. Тогда же членам научно-редакционного совета стала очевидной не только возможность, но и насущная необходимость создания точной и подробной биографии Вышенского Затворника. Объем документальных свидетельств позволял реализовать эту задачу в виде летописи. Данный формат решал как минимум три задачи. Во-первых, работа над летописью обладает высоким аналитическим потенциалом, задавая соответствующий уровень методологии издания наследия святого. Во-вторых, она уточняет известные обстоятельства жизни и творчества святителя, дополняет их новыми и становится полноценным источником написания более подробного его жития. В-третьих, работа в этом направлении задает новые ориентиры для поиска всего, что связано с жизнью и творчеством Вышенского святителя. Благодаря составлению летописи расширился список архивохранилищ, в которых, как следовало ожидать, отложились его автографические материалы и свидетельства о нем других лиц.

http://e-vestnik.ru/interviews/svyatitel...

Святитель Феофан Затворник и его богословское наследие. Первый опыт издания наследия отцов Русской Церкви в формате полного собрания творений 16 апреля 2024 г. 12:36 В 2010 году Издательским Советом Русской Православной Церкви была начата работа по подготовке Полного собрания творений святителя Феофана, Затворника Вышенского, в 40 томах. Этот проект не имел аналогов в церковно-издательской практике. Проделана трудоемкая работа по сбору сведений о жизни и деятельности святителя Феофана, которая нашла отражение в подготовке и издании «Летописи жизни и творений святителя Феофана, Затворника Вышенского», дополняющей собрание сочинений. В этом году исполняется 130 лет со дня преставления ко Господу святителя Феофана Затворника (в миру Георгия Васильевича Говорова; 1815-1894). О первом опыте издания полного собрания творений русского святого «Журналу Московской Патриархии» рассказал митрополит Калужский и Боровский Климент , председатель Издательского Совета Русской Православной Церкви, председатель Научно­редакционного совета по изданию Полного собрания творений святителя Феофана, Затворника Вышенского 3, 2024 , PDF-bepcuя ). — Ваше Высокопреосвященство, уважаемый владыка Климент, как составление летописи жизни и творчества святителя Феофана Затворника соотносится с изданием сорокатомного собрания его сочинений? Как эта хроника создавалась и в чем особенность ее содержания? — Идея составления летописи зародилась в самом начале подготовки к изданию полного собрания творений святого. В октябре 2010 года, на этапе разработки плана работ, история творческого наследия святителя была представлена в виде хронологической таблицы. Тогда же членам научно-редакционного совета стала очевидной не только возможность, но и насущная необходимость создания точной и подробной биографии Вышенского Затворника. Объем документальных свидетельств позволял реализовать эту задачу в виде летописи. Данный формат решал как минимум три задачи. Во-первых, работа над летописью обладает высоким аналитическим потенциалом, задавая соответствующий уровень методологии издания наследия святого. Во-вторых, она уточняет известные обстоятельства жизни и творчества святителя, дополняет их новыми и становится полноценным источником написания более подробного его жития. В-третьих, работа в этом направлении задает новые ориентиры для поиска всего, что связано с жизнью и творчеством Вышенского святителя. Благодаря составлению летописи расширился список архивохранилищ, в которых, как следовало ожидать, отложились его автографические материалы и свидетельства о нем других лиц.

http://patriarchia.ru/db/text/6120874.ht...

В.В. Каширина О служении святителя Феофана Затворника на Тамбовской и Владимирской кафедрах: влияние архипастыря на умы современников из числа духовенства Зосима (Шевчук), архимандрит кандидат педагогических наук, доцент, преподаватель Свято-Феофановской духовной семинарии города Владимира, настоятель Свято-Георгиевского храма г. Владимира ответственный за духовное окормление молодежи города Владимира Отдела по делам молодежи Владимирской епархии Для меня, как настоятеля Свято-Георгиевского храма г. Владимира, основанного еще великим князем Юрием Долгоруким в 1129 г. «в честь своего Ангела», имя святителя Феофана Затворника очень близко и дорого. Как известно, святитель Феофан был крещен на следующий день после своего рождения, 11 (24 по н.ст.) января 1815 г. При святом крещении его назвали именем Георгий в честь празднуемого 8 января по церковному календарю преподобного Георгия Хозевита (скончался ок. 625 г.), подвижника и чудотворца, жившего в монастыре Хозива в палестинской пустыне. Промыслительно так случилось, что при открытии первых регулярных богослужений в Свято-Георгиевском храме, после более чем 50-летнего перерыва, по благословению Высокопреосвященнейшего Евлогия, архиепископа Владимирского и Суздальского, 6 августа 2008 г., на главный Престол храмового комплекса во время вечернего архиерейского богослужения был возложен специально подписанный и священнодействованный для сего храма святой антиминс с мощами святых мучеников Хозевитских. И теперь нам радостно ощущать духовную общность между этими древними святыми, жившими на Святой Земле – в т.ч. и святым великомучеником Георгием, покровителем нашего храма, и положившими основание государственности в нашей Отчизне святыми державниками: в лице святого благоверного князя Андрея Боголюбского, святого благоверного Великого князя Александра Невского и, конечно, прославленного сравнительно недавно, но не менее великого святого Феофана Затворника , бывшего в свое время архиереем Владимирской кафедры, и не раз литургисавшим и проповедовавшем в Свято-Георгиевском храме.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

Михаил Викторович Легеев Учение о Церкви святителя Феофана Затворника в контексте святоотеческого предания и экклезиологической проблематики XIX – XXI веков Скачать epub pdf Внимание церковной письменности к вопросам экклезиологии в разные периоды жизни самой Церкви было неравномерно. Весьма интенсивная в первое время церковной жизни (время апостолов, мужей апостольских), впоследствии постепенно экклезиологическая проблематика начинает отходить на второй план перед другими, более остро встающими перед церковной мыслью вопросами. Однако к IX – X и последующим векам тема Церкви, наряду с близкой ей пневматологической, сакраментологической проблематикой, постепенно начинает вновь выходить на передний план церковной мысли и святоотеческого внимания. Русское богословие, в свою очередь переняв эстафету греческой святоотеческой мысли, усваивает и основную богословскую проблематику последних веков византийской эпохи. XX век поставит перед церковным самосознанием новые вопросы, среди которых область экклезиологии займёт выдающееся место, а острота поставленных экклезиологией вопросов, достигнет своего апогея. Однако уже XIX век, в лице своих святых, во многом предвозвещает нам богословскую проблематику века XX. Экклезиология свт. Феофана Затворника , на наш взгляд, является важной вехою в этом соборном процессе, происходящем в русле Священного Предания Церкви. Таким образом, задачей нашего доклада будет попытка показать узловые идеи экклезиологической проблематики, сфокусированные в творчестве свт. Феофана Затворника , – с одной стороны, имеющие свою опору в святоотеческом предании прошлого, а с другой стороны, выводящие нас на сложные и проблемные вопросы нашей современности. Понятие о Церкви как о Теле Христовом, как о живом организме, красной нитью проходит через всю историю жизни самой Церкви, через всё её богословие. И несмотря на это, в каком-то смысле и в каком-то отношении даже и сегодня этот вопрос остаётся для нас не до конца прояснённым. Что такое церковный организм? Свт. Феофан изображает его как некую чудесную целостность, цельность – неизменную и неподвижную, равно как неизменна и неподвижна любовь – сила, соделывающая и скрепляющая Церковь 1 . Всё новые и новые члены прилагаются к Церкви, происходит её рост… а она остаётся «тем же самым» 2 , нисколько не изменяясь в своей сущности, в своей природе. Почти бесконечное многообразие всего, содержимого Церковью , «есть одно, а не многое» 3 , – говорит свт. Феофан.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

Митрополит Калужский и Боровский Климент ЖМП 3 март 2012 /  16 марта 2012 г. 01:00 Феофановский проект В 2015 году на общецерковном уровне будет отмечаться 200-летие со дня рождения святителя Феофана Затворника. К этому знаменательному событию приурочен выпуск Полного собрания его творений в 40 томах. О том, какие научные задачи ставятся перед новым изданием и как идет работа с архивами рассказал в своем интервью " ЦВ " Председатель Издательского Совета Русской Православной Церкви, Председатель Научно-редакционного совета по изданию Полного собрания творений святителя Феофана Затворника митрополит Калужский и Боровский Климент - Ваше Высокопреосвященство, святитель Феофан Затворник – хорошо издаваемый духовный писатель, его книги можно встретить во многих книжных лавках. И тем не менее вы приступили к изданию Полного собрания его творений. Какие научные задачи Вы ставите перед новым изданием? - Полное собрание творений святителя Феофана Затворника в 40 томах – это научно-просветительское издание, одна из главных задач которого дать возможность современным исследователям и широкому кругу читателей познакомиться с письменным наследием святителя Феофана Затворника во всей его полноте, тем более что значительный его объем никогда прежде не публиковался. Выпуск Полного собрания творений приурочен к 200-летию со дня рождения святителя Феофана Затворника, которое будет отмечаться на общецерковном уровне в 2015 году. В целях подготовки издания по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в августе 2010 года был сформирован специальный Научно-редакционный совет. Основным принципом этого академического издания является публикация произведений святителя Феофана в авторской редакции – с привлечением всех без исключения прижизненных изданий, а главное – всех сохранившихся рукописей святителя. Приводятся списки разночтений по различным редакциям и списки исправлений, а также дается текстологический комментарий. Кроме того, каждый том будет сопровождаться научно-справочным аппаратом и общим комментарием, в котором будет подробно раскрыта творческая история того или иного произведения, даются статьи и пояснения богословского и церковно-исторического характера.

http://e-vestnik.ru/interviews/feofanovs...

Аннотация В статье приводятся принципы отношения свт. Феофана к анализу и идентификации иного религиозного опыта, представлена его оценка западного мистицизма, указаны выявленные им причины заблуждений западных мистиков, и недостатки их духовных практик. Приводится данный свт. Феофаном анализ мистических «откровений» с позиции православной аскетики, критически рассматривается концепция «рождения Христа» в мистиках. Введение Тема сравнения православного мистического опыта с неправославным мистицизмом в трудах свт. Феофана Затворника , в настоящей статье исследуется на примере его «Писем о духовной жизни». Эти «Письма…» (1872) 1 представляют собою своеобразный комментарий к «Письмам» графа М. М. Сперанского (1772–1839), адресованным в 1814–1818 гг. его другу Ф. И. Цейеру, и напечатанным через 36 лет после смерти М. М. Сперанского в «Русском Архиве» за 1870 г. 2 Из этих «Писем» следует, что М. М. Сперанский увлекался Я. Беме, К. Л. Сен-Мартеном, Э. Сведенборгом, Терезой Авильской, Франциском Ассизским. В этот период своей жизни он сделал перевод «Подражания Христу» Фомы Кемпийского, который пожертвовал Библейскому обществу, а Александр I «приказал напечатать перевод за свой счет», а также перевел «Избранные места из творений Таулера». Принимал Сперанский участие и в деятельности масонской ложи под руководством Фесслера, 3 однако впоследствии утверждал, что вошел в ложу с ведома государственных властей, чтобы лучше изучить масонские дела. 4 Интерес М. М. Сперанского к мистицизму определялся, по мнению свт. Феофана, духом той эпохи, когда «в высшем круге нашего общества, в его время, это было почти общим занятием», и «как человек, получивший настоящее христианское образование, [Сперанский] тотчас понял, что в этом движении была своя истинная сторона, которую и в себе раскрыть положил он законом». 5 Как следует из «Писем», М. М. Сперанский отвергал учение масона А. Ф. Лабзина о молитве, и создании «нового храма духовного», 6 т. е. «внутренней церкви», и не верил «истории [свидетельствам]» об учрежденных Лабзиным посвящениях и таинствах. Масонскому мистицизму он предпочитал теософию, 7 которая, по мысли свт. Феофана, походила не на оккультные взгляды Е. Блаватской, а методологически больше на то, что в православном богословии названо богомудрием. После периода увлечения западными мистиками, М. М. Сперанский вспоминал: «Десять лет провел… в ее [теософии] изучении, и когда я думал, что овладел всем, [оказалось, что] я трудился лишь над начатками. Это было преддверие Царствия Божия». 8

http://azbyka.ru/otechnik/Roman-Kon/krit...

В.В. Каширина Речевой портрет его Святейшества Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла в свете учения Феофана Затворника о пастырском служении Силичев Владимир, студент 4 курса бакалавриата Екатеринодарской духовной семинарии Исследуя в своей дипломной работе речевой портрет Патриарха Московского и всея Руси Кирилла как образец христианского оратора, хотелось бы представить его с точки зрения требований к пастырскому служению, представленных в работах Феофана Затворника . Мы все видим, что в наше время нынешнее общество все дальше и дальше отдаляется от своих культурных корней и истинных ценностей. Забывая обо всем этом, они впадают в омут страстей и вечных мучений. И для того, чтобы затронуть сердца людей и вывести их на путь спасения, Патриарх Кирилл непрестанно ведет борьбу не только за спасение каждой души, но и за спасение всего мира. Многие наши соотечественники отдалились от своего истинного духовного наследия, которое оставили нам наши великие святители и подвижники благочестия. И для понимания всей сложности проповеднической деятельности Патриарха необходимо рассмотреть обязанности пастырей, о которых говорит Феофан Затворник . Наследие Феофана Затворника имеет огромную ценность, так как именно его труды более других способны передать священнослужителям опыт проповеднической деятельности в светском обществе. Одним из главных трудов о пастырстве святителя Феофана Вышенского является толкование Посланий апостола Павла к Титу и к Тимофею. Святитель Феофан Затворник , говоря о главных обязанностях пастыря, писал: «Всех их дело – созидать дом Божий учением, таинствами, священнодействиями, руководством, или, что то же, пасти церковь . Отсюда всегда в церкви пастыри, или без пастырей нет и церкви, ибо через них царство Божие передается из века в век» 754 . Из сказанного следует, что самой первой и главной обязанностью пастыря является непрестанная забота и попечение о спасении пасомых. В этой обязанности объединены следующие пастырские обязанности. Спасение человека совершается не человеческими силами, но благодатию Божией ( Еф. 2, 5 ). Из этого видно, что первой обязанностью пастыря является низведение на своих пасомых благодати богодарованными средствами, т.е. священнодействием.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

В.В. Каширина Успенский Вышенский монастырь Святитель Феофан глазами детей Итоги Всероссийского детского конкурса «Учитель благочестия» Вера (Ровчан), игумения, настоятельница Успенского Вышенского монастыря В 2015 г. исполнилось 200 лет со дня рождения выдающегося богослова и учителя Русской Православной Церкви святителя Феофана, Затворника Вышенского , который является небесным покровителем Успенского Вышенского монастыря. В преддверии этого значимого не только для Вышенского монастыря, но и для всей Православной России юбилея, прошли разнообразные мероприятия, направленные на то, чтобы как можно больше людей узнали о жизни и духовном наследии святителя Феофана. В рамках этих мероприятий 1 октября 2014 г. стартовал Всероссийский детский творческий конкурс «Учитель благочестия». Основными целями конкурса было познакомить юных россиян с жизнью и духовным подвигом святителя Феофана, чтобы молодое поколение знало лучших людей России, училось у них благочестию, правильному пониманию смысла нашей земной жизни, любви к Отечеству, чтобы пример жизни Вышенского подвижника способствовал формированию правильных понятий о человеческих и христианских ценностях. Как было отмечено в Положении о конкурсе, основными его задачами были: прославление подвига святителя Феофана, Затворника Вышенского , ознакомление широких кругов с его духовным наследием; привлечение внимания подрастающего поколения к духовным подвигам отечественных подвижников благочестия и изучение их роли в формировании личности, общества, а также влияния на укрепление и развитие основ российской государственности. Отрадно отметить, что организаторами конкурса вы ступили не только церковные, но и светские структуры – Министерство образования Рязанской области, Рязанская митрополия, Успенский Вышенский монастырь. Председателем оргкомитета стал митрополит Рязанский и Михайловский Вениамин, а сопредседателем – министр образования Рязанской области Елена Ивановна Буняшина. Название конкурса «Учитель благочестия» было выбрано не случайно. Это фраза из тропаря святителя Феофана, так его прославляет Святая Православная Церковь : «Православия наставниче, благочестия учителю и чистоты, Вышенский подвижниче святителю Феофане богомудре, писаньми твоими Слово Божие изъяснил еси и всем верным путь ко спасению указал еси, моли Христа Бога спастися душам нашим».

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

Часть 2 → Содержание I. Наставления Архимандрита Феофана Новоезерского Нравственные наставления о.Феофана, записанные в Горицком монастыре Записки о.Феофана, архимандрита Кирилло-Новоезерского монастыря, бывшего келейника преосвещенного Гавриила, митрополита Новгородского и С.-Петербургского II. Наставления Валаамских подвижников Схимонаха Серафима Монаха Германа Монаха Афанасия Монаха Вениамина III. Наставления Соловецких подвижников Пустынника Феофана (+ 26 июля 1819 г.) Старца Наума IV. Наставления схимонаха Зосимы     Не мало было на Святой Руси и за последние два века людей святой богоугодной жизни. Эти люди учили не только примером жизни своей, но многие и мудрым словом. Мудрые слова наставников жизни праведной частью уже доступны всякому, жаждущему познать правый путь жизни. Творения святителей: Тихона, Дмитрия, епископа затворника Феофана, епископа Игнатия и других изданы полными собраниями их творений. Наставления оптинских старцев, Георгия Затворника, Серафима преподобного Саровскаго и многих других также напечатаны то в житиях их, то в собраниях писем их. Но многих наставления то напечатаны были в журналах, то в книжках, кои уже стали редки и недоступны для покупки. Посильно восполняя этот пробел, обитель и предлагает сей сборничек – частичку из старческих советов, а вместо введения прилагает „Очерк» русской аскетической литературы двух последних веков – для желающих ближе узнать, какие и где искать эти сокровища отеческой мудрости. Этот очерк напечатан в дополнительном томе за Июль – Декабрь месяцы. Очерки эти перепечатаны из Калужских Епархиальных Ведомостей за 1905 г., несколько дополненными составителем этих очерков и собирателем всего этого сборника, Преосв. Никодимом, епископом Рыльским. И если кому-либо чтение этой книги доставит хотя несколько минут душевного утешения и малую крупицу пользы – то да будет слава за сие Премилосердой Царице Небесной, покровительнице всех труждающихся и обремененных и Ходатайнице за нас грешников пред Её Пречистым Сыном – Господом нашим Иисусом Христом.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/starch...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010