303. Дорогие строки из писем святителя Феофана Затворника Есть имена, особенно близкие православному русскому сердцу: каждая строка из письма такого человека – нам дорога, как памятник отшедшего к Богу мудрого и любвеобильного наставника в духовной жизни, как бы его отголосок из того, другого мира, куда он ушел. Таков был незабвенный подвижник-затворник епископ Феофан. Прошло уже более двух десятков лет, а в духовных изданиях и ныне еще появляются его драгоценные письма, и чем-то сердечным, родным, задушевным веет от этого, почти неизменного начала каждого письма: “Милость Божия буди с вами!” Искреннее спасибо тем, кто сохранил для нас его дорогие строки, чего бы они не касались; будто встречаешь живого старца-святителя, когда увидишь в оглавлении той или другой книжки: “Письма Епископа Феофана” к тому-то. Недавно вышла как отдельный оттиск из “Трудов Киевской Духовной Академии”, книжка протоиерея отца И. Королькова : “Преосвященный Феофан, бывший Епископ Владимирский, и полковник С. А. Первухин в их взаимной переписке”. Особенность этой пере­писки, по справедливому замечанию о. издателя, заключается, в том, что Епископ Феофан не только преподавал С. А. Первухину советы по разным вопросам, но и сам спрашивал у него мнения по вопросам аскетического характера, придавая значение его суждениям. Это – непреложное свидетельство о его глубоком смирении и готовности отсечь свое смышление даже пред мирянином и чрез него узнать истинный путь Божий. Умилительно, напри­мер, читать эти строки великого подвижника-затворника: “Скажите мне, пожалуйста, как молиться. Совсем весь толк в этом потерял. То будто нечто, то совсем никуда негоже. Может быть, книжное дело мешает... но ведь надо же что-нибудь делать? Расскажите, пожа­луйста, как быть?” В другом письме святитель говорит: “Вы не все сказали. Мне хотелось еще слышать вашу мысль о молитве. Я понимаю молитву чувства, которая и внимание сковывает единым, и благоговейную теплоту дает; но не умею в толк взять, что есть духовная молитва?.. Вообще же я очень скуден опытами духовными, – сознается великий подвижник-святитель (!) – И молитва моя обычно идет дурно. Все уходит ум в пустомыслие. Никак не сладишь. Как его ни тяни, никак не присадишь на место. Вы как думаете?” Как поучительно это смиренное мнение о своем духовном опыте в деле молитвы Епископа Феофана, особенно в наши дни, когда иной, только что надевший на себя рясу монах, уже мнит себя учителем молитвенного делания, пишет целые книги о предмете, коего и краем перста не касался, и в духе гордыни дерзает осуждать не только святителя-затворника, но и всю церковную власть за мнимую ересь, сам будучи близок к ереси!.. Печальное знамение времени, скорбное явление, сви­детельствующее об удалении от животворного духа смирения Христова даже тех, которые должны бы идти впереди других!

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Rozhdest...

VI. Перевод на русский язык творений блаж. Диадоха. В книге проф. Попова все напечатанные им творения бл. Диадоха сопровождаются русским переводом. По-видимому, настоятельной потребности в новом переводе всех творений бл. Диадоха не было, так как главнейшее из его произведений λγος σχητιχς переводилось на русский язык уже неоднократно. Проф. Попову известен перевод Паисия Величковского , изданный в Москве в 1793 году, перевод, напечатанный редакцией «Христианского Чтения» за 1839 г. (ч. и, наконец, изданный русскою Пантелеимоновской обителью на Афоне перевод, сделанный великим знатоком аскетической письменности и греческого языка, покойным затворником епископом Феофаном (XXXIII-XXXIV). Остался неизвестен ему перевод Добротолюбия «с еллинно-греческого языка на славянский язык в семинарии Свято-троицкой Сергиевской лавры» 1793 490 , напечатанный «на кошт Спасо-Преображенского Валаамского монастыря игумена Назария». Но проф. Попов думает на этот счет иначе. «Так как напечатанный в настоящей книге греческий текст аскетического сочинения во многом (sic) отличается от греческого текста Филокалии, то и наш перевод этого сочинения, говорит он, в значительной степени отличается от упомянутых русских переводов. Русский же перевод слова на вознесение Господа и слова против ариан впервые, насколько нам известно, появляется в настоящей книге» (стр. XXXIV). Указываемая, однакоже, «значительная степень отличий» в переводах г. Попова ни в каком случае не может быть признана дальнейшим поступательным шагом вперед, а, напротив, во многих случаях стоит даже ниже 491 существующих в печати переводов, и особенно перевода епископа Феофана. Для примера мы рекомендуем сделать сличение 49 главы аскетического слова в переводах проф. Попова и епископа Феофана. Но если нельзя признать удовлетворительными переводы творений блаж. Диадоха, сделанные при пособии старых славяно-русских переводов в рукописях и печатных изданиях и позднейших русских переводов – редакции журнала «Христ. Чтение» и епископа Феофана, то уже переводы, впервые появившееся в книге проф.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Dmitri...

В.В. Каширина Положение начальствующих в древних обителях (по книге святителя Феофана Затворника «Древние иноческие уставы») Вера (Ровчан), игумения, настоятельница Успенского Вышенского монастыря Данный доклад является продолжением исследования, посвященного анализу взглядов святителя Феофана на положение начальствующих в монастырях 225 , представленного на юбилейной научной конференции «Жизнь и труды святителя Феофана Затворника – в истории и современности», которая состоялась 19 июля 2015 г. в Тамбове. В докладе на основе эпистолярного наследия святителя были проанализированы различные вопросы устроения внутренней монашеской жизни: послушание как основа духовной жизни, о необходимости непрестанного духовного совершенствования для настоятеля, об отношении насельниц к начальствующим, об отношении настоятельницы и священника в монастыре, помысел об оставлении настоятельского послушания и др. С самого своего зарождения, по мнению профессора Московской духовной академии Петра Симоновича Казанского , «для мира христианского иноки были тем же, чем были мученики в первенствующие времена, – живым свидетельством святости Христовой веры, образцом чистейшей нравственности, побуждением и подкреплением для колеблющихся, орудием обращения для неверных» 226 . Первые подвижники, просиявшие дивными добродетелями, и стали первыми основателями иноческих обителей, в которые привлекали иноков высоким примером своей жизни во Христе. Основателем и учредителем отшельнического иноческого жития по праву считается Антоний Великий (251–356), основателем общежительного иноческого жития – Пахомий Великий (+348). Святитель Феофан, Затворник Вышенский , в конце своей жизни подготовил к изданию книгу «Древние иноческие уставы», которая, по его замыслу, должна была стать дополнительным томом к «Добротолюбию». В Предисловии к книге, вышедшей в 1892 г., святитель Феофан особенно отметил преемственность традиций, которая сохраняется в Церкви благодаря иноческим Уставам, написанным «в совершенно одинаковом духе, и даже в одинаковых выражениях, и одинаковом очертании:

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

М.А. Чесноков Учение святителя Феофана Затворника о ценности духовной жизни как вызов времени Российскому обществу XIX в. Источник Аннотация. XIX век является непростым для русского народа; в силу отсутствия национальных идей происходит социально-религиозный упадок в сознании общества. В это столетие наблюдается расцвет сектантства, нигилизма и иных антицерковных мировоззрений. Но стоит отметить, что данный исторический период является и расцветом духовной жизни во многом благодаря святителю Феофану. Автор данной статьи анализирует учение свт. Феофана о спасении и доказывает его актуальность в наши дни. Рождённое от плоти есть плоть, а рождённое от Духа есть дух ( Ин.3:6 ) Русская богословская мысль в 19 в. переживала эпоху своего наивысшего расцвета с. 227], особенно после долгих лет инославного влияния и синодального «гонения». Произошли значительные достижения в области догматического, литургического и нравственного богословия, а также канонического права, развивались церковно-историческая наука, иконопись и гимнография; в целом произошёл некий «богословский ренессанс» – возврат к святоотеческому наследию. Этими «возродителями» святоотеческого учения были такие духовные светила того столетия, как свт. Игнатий (Брянчанинов) , прав. Иоанн Кронштадтский и особенно митр. Филарет Московский . В одном ряду с ними стоит святитель Феофан Затворник (1815–1894). Будущий прославленный Вышенский богослов родился и жил в довольно непростую эпоху для Российской империи в целом и для Русской Церкви в частности: нашествие «Великой армии» Наполеона Бонапарта, участие в затяжной Кавказской кампании, поражение в Крымской войне, вооружённые конфликты с турками и персами, кровавые восстания поляков вкупе с тяготами промышленной революции, агонизирующими осложнениями крепостного права и отсутствием реформ во многих сферах жизни. Особо стоит сказать о социально-религиозном упадке и философском брожении среди населения, вызванными неимением национальной идеи, распространением нигилизма и проблемами эпохи «великих реформ» 1860-х гг., а вершиной айсберга явилось наличие во главе Святейшего Синода далёких от религии людей; хотя и талантливые деятели, безусловно, тоже были. Крестьянское сословие, занимавшее ок. 80 % населения в стране с. 39], подвергалось «к религиозной теплохладности, а в исключительных случаях и к утрате веры, в народе умножились случаи отпадения в сектантство» с. 275]. Среди общественного самосознания интеллигенции к Русской Православной Церкви прохладно или вовсе враждебно относились сначала «александровские» масоны, затем – «николаевские» западники, а позже – народовольцы и ранние революционеры. Ко всему прочему нельзя забывать о поликонфессиональном организме Российской империи: в государстве сосуществовали большие общины мусульман, иудеев и католиков, имели своё влияние различные протестантские деноминации – это всё в сумме также влияло на самосознание православных христиан в стране.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

митрополит Климент (Капалин) Аннотация . Пятый том «Летописи» освещает десятилетний период (1879–1888) из почти двадцати восьми лет, проведенных святителем Феофаном в Вышенской пустыни, а с 1873 –в полном затворе. Как и предыдущий IV том, сюда включены главным образом материалы частной переписки, дополненные мемуарами и другими документами, содержащими сведения о жизни святителя, а также представлена полная библиография его литературно-духовных творений за указанные годы. Основными источниками настоящего тома послужили периодические издания, публиковавшие письма святителя Феофана и воспоминания о нем и его окружении. Вошли в него и новые, впервые публикуемые материалы, выявленные в отечественных и зарубежных архивах, например, обширная переписка с издателями из архива Русского Пантелеимонова монастыря на Афоне (АРПМА), а также массив корреспонденции, адресованной семейству Бурачок из отдела рукописей института Мировой литературы Российской академии наук (РО ИРЛИ РАН). Метод летописного изложения материала позволяет уточнить представление о значимых для святителя событиях и общем течении его жизни, атрибутировать его корреспондентов этого периода. Внутренний подвиг святителя остается сокровенным, однако читателю пятого тома «Летописи» открывается немало сведений о распорядке его жизни и деятельности и состоянии его здоровья. Для более полного представления об окружении святителя и обстоятельствах, в которых он пребывал, в «Летописи» помещены, например, архивные «Ведомости о настоятеле и монашествующих Шацкой Успенской Вышенской общежительной мужской пустыни Тамбовской епархии за 1888 год». Особую ценность этого документу придают известия о насельниках обители и о состоянии архитектурного ее ансамбля, относящиеся ко времени жизни святителя. На страницах пятого тома «Летописи» с новыми подробностями представлены литературно-издательская, миссионерская и душепопечительская деятельность святителя Феофана. Публикуемая впервые переписка с издательством Афонского Свято-Пантелеимонова монастыря позволяет воссоздать творческую историю и путь к читателям русского перевода «Добротолюбия», толкований посланий апостола Павла и 118 псалма, написание «Евангельской истории», полемических и многих других его произведений. Также читатель может узнать о его богословских предпочтениях 1 и методах толкования 2 . Как и в предшествующих томах, в конце каждого года помещена полная библиография опубликованных произведений святителя.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

П.А. Смирнов Глава II. Учебно-воспитательная служба «Самое действительное средство к воспитанию истинного вкуса в сердце есть церковность, в которой неисходно должны быть содержимы воспитываемые дети». Преосв. Феофан «Полюбите детей и они вас полюбят». «Вот программа начальствующих всех родов: растворяй строгость власти кротостью, старайся любовью заслужить любовь, и бойся быть страшилищем для других. Истинная доброта не чуждается, где должно, строгого слова, но оно в устах ее никогда не имеет горечи обличения и укора». Преосв. Феофан Практическая учебно-воспитательная деятельность Из первых восемнадцати лет общественной службы Преосв. Феофана большая часть была посвящена педагогической деятельности, с некоторым перерывом пребывания в наших заграничных миссиях Палестины и Константинополя. Он служил в нескольких местах и во всех типах духовной школы от низшей до высшей, прошел в них административные должности, начиная с начальника духовного училища до ректора Академии. Из смотрителей Киево-Софийского училища в декабре 1842 г. он был назначен инспектором и преподавателем логики и психологии в Новгородскую семинарию, через два года переведен в С.– Петербургскую Академию на должность бакалавра нравственного богословия. В 1855 г. был назначен ректором Олонецкой семинарии и, наконец, 13 июня 1857 г. занял высший учебный пост – ректора С.-Петербургской Академии. Немного имеется положительных сведений об учебно-воспитательной службе Преосв. Феофана, но судя по этим сведениям, а главное по его педагогическим взглядам и сочинениям, ясно видно, насколько она была высока и плодотворна. В своей воспитательной деятельности святитель является истинным христианским педагогом-идеалистом, с самыми возвышенными взглядами на дело, с самыми широкими требованиями к своему долгу. Христианскую любовь он считал основным началом воспитательных мер, а храм Божий и богослужение – лучшей средой и средством доброго воспитания. Инок-педагог не был сторонником формальных, механических мероприятий, верил только в силу любви, придавал значение только нравственным воздействиям воспитателя на питомца. «Полюбите детей и они вас полюбят» – говорил он в ответ всем вопрошающим о лучших способах воспитания. «Вот программа начальствующих всех родов – растворяй строгость власти кротостью, старайся любовью заслужить любовь, и бойся быть страшилищем для других. Истинная доброта не чуждается, где должно, строгого слова, но оно в устах ее никогда не имеет горечи обличения и укора» 15 . Педагогические воззрения. Взгляд на задачи христианского воспитания и личность воспитателя

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

П.А. Смирнов Глава IX. Истолковательные сочинения Общая характеристика их Одним из важнейших дел жизненного подвига Преосв. Феофана являются его замечательные труды по изъяснению Слова Божия. В них святитель настойчиво стремился к тому, чтобы дать обстоятельное толкование всех библейских книг, в особенности Нового Завета; но постоянно отвлекаемый многими другими серьезными занятиями и заботами не мог привести в исполнение своего желания и успел написать следующие сочинения: толкование на все послания ап. Павла, кроме послания к евреям 137 , на псалмы 118 и 33 и евангельскую историю о Боге Слове. Свои труды экзегет главным образом сосредоточил на посланиях св. ап. Павла потому, чтобы прежде всего удовлетворить неотложную нужду Церкви. Другие новозаветные писания имели, хотя краткие, по его замечанию, толкования покойного Преосв. Михаила. Изъяснения же творений великого апостола языков совсем не было в нашей духовной литературе. При обозрении истолковательных сочинений прежде всего необходимо установить вопрос о том, к чему автор главным образом стремился в них, какая была важнейшая задача и цель его. Сам экзегет дает довольно ясный и определенный ответ на этот вопрос: «Богатство псалма сего, говорится во введении в изъяснению 118 псалма, и расположило нас посвятить размышлению о нем достойное время и предложить то вниманию богобоязненных и ревнующих о спасении своем христиан, в той уверенности, что это хоть какую-нибудь принесет им нравственную пользу». Та же мысль еще определеннее выражена при толковании 33 псалма: «Предлагаемые заметки вызваны желанием не столько дать ученое толкование псалма, сколько представить опыт, как обращать в созидание духовное столь употребительные в церкви Давидские песни, извлекая из них уроки для упорядочения своих мыслей и доброго настроения своего сердца и всей жизни». Следовательно, важнейшая цель изъяснения Слова Божия, по учению Преосв. Феофана, должна быть нравоучительная и назидательная. При толковании священного текста его главным образом занимают нравственные вопросы; он прежде всего стремится извлечь заключающиеся в нем практические истины, которые бы послужили делу упорядочения и созидания нашей духовной жизни.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

П.А. Смирнов Глава X. Переводные сочинения Содержание и значение «Добротолюбия» Переводные труды Преосв. Феофана прежде всего поражают своей громадностью. Сочинения эти следующие: 1) пять томов «Добротолюбия», каждый в 600–800 страниц большого формата; 2) огромный том «Древних иноческих уставов» – Пахомия Великого , Василия Великого , преп. Иоанна Кассиана и др.; 3) «Невидимая брань» старца святогорца Никодима; 4) Слова преп. Симеона Нового Богослова и др. Вся эта масса святоотеческой литературы по своему содержанию и направлению главным образом нравоучительного характера. Она подкрепляет основную мысль всех сочинений Преосв. Феофана о пути ко спасению глубоко назидательными примерами жизни и высоко авторитетными свидетельствами писаний древних христианских подвижников. Важнейшим из переводных произведений является «Добротолюбие», главный предмет которого составляет собрание писаний о духовной жизни первоначальников и великих учителей древнего аскетизма – Антония Великого , Макария Великого , Ефрема Сирина , Иоанна Лествичника , Феодора Студита , Максима Исповедника и многих других. Хотя сочинение это есть в общем переводное с греческого «Добротолюбия», но в нем много и самостоятельной работы переводчика. Прежде всего, русское «Добротолюбие» гораздо полнее греческого. В него вошли писания многих отцов, которых совсем нет в подлиннике. Немало прибавлено новых сочинений тех аскетов, произведения которых уже имелись в нем. В отношении некоторых святоотеческих творений вместо перевода сделано извлечение и наоборот. Несколько отделов, где было необходимо, переведено с лучшего латинского текста. Вообще же перевод сделан свободный, вольный, и его по справедливости можно назвать перифразом подлинника. Наконец, творениям предшествует краткое жизнеописание каждого автора, написанное переводчиком. «Добротолюбие» в полном своем составе представляет собой широкое, всестороннее изображение и истолкование внутренней христианской жизни. В нем открывается яркая картина движения нравственной жизни, начиная с первых признаков зарождения и оканчивая высшим, возможным для человека на земле совершенством.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

Рассказы о детских годах святителя Феофана О его духовных подвигах написано много книг. Однако о детских годах известно совсем немного… 23 января, 2014 О его духовных подвигах написано много книг. Однако о детских годах известно совсем немного… 23 января (по ст. ст. 10 января), в день рождения святителя Феофана, Православная Церковь празднует его память. Нынешний, 2014 год, является предъюбилейным. Ровно через год по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла на общецерковном уровне будет отмечаться 200-летие со дня рождения Вышенского подвижника. Писать о детских годах святого всегда непросто. Как правило, сохранилось очень мало достоверных материалов. Еще одна опасность – нарисовать елейно-слащавый образ, какого никогда не встретишь в жизни. Совсем не таким был будущий святитель Феофан, в миру Георгий Васильевич Говоров. Резвый и стремительный, он был заводилой в детских компаниях и своим поведением часто огорчал матушку. Но в то же время он был мальчиком, открытым к новым впечатлениям и знаниям. О детских годах святителя повествуют несколько рассказов, которые мы предлагаем читателям. В рассказах о святых людях мы часто читаем, что еще сызмальства будущие подвижники отличались от своих сверстников, бегали детских игр и развлечений, были кротки и молчаливы, любили проводить дни в посте и молитве. Некоторые мамы, читая такие рассказы своим детям, нет-нет да и заметят шаловливому малышу: «Посмотри, какой был послушный и примерный мальчик, а ты у меня в кого?» Однако как много путей-дорог на земле, так много и дорог, ведущих в Царствие Небесное. Кто-то по своему характеру мягок и послушлив, и Господь в зрелости помогает развить эти качества. Кто-то, напротив, по своему характеру резв и стремителен, и при старании Господь такого человека образует в решительного воина Христова, который может привести к истине многих людей, стать защитником православной веры. Именно с таким характером появился когда-то на свет великий русский подвижник, молитвенник Русской Земли, духовный автор и богослов – святитель Феофан, Затворник Вышенский. О его духовных подвигах написано много книг. Однако о детских годах известно совсем немного…

http://pravmir.ru/rasskazy-o-detskix-god...

Священное Писание по творениям святителя Феофана Затворника Опубликовано в альманахе «Альфа и Омега», 18, 1998 15 июня, 2012 Опубликовано в альманахе «Альфа и Омега», 18, 1998 В Ветхом Завете Бог посылал на землю пророков, которым сообщал Свою волю, а пророки, движимые Духом Святым, истолковывали и сообщали людям закон Божий, “предживописуя имеющее быть искупление” 1 и спасение людей. Затем Сам Христос Спаситель, придя на землю, возвестил миру, как должен человек жить на земле, чтобы быть достойным неба. “Сын Божий, Бог, — учит святитель Феофан Затворник, — воплотившись, возвестил явно об Отце и изъяснил волю Его и Свою, вступив с человечеством в Новый Завет” 2 . Спаситель мира во время пребывания Своего на земле сообщил человечеству учение о спасении и вечной жизни, а после славного Воскресения Своего послал святых Апостолов проповедовать слово Божие по всей вселенной. По словам епископа Феофана, “с тех пор, как вышел Сеятель на сеятву, Он не перестает сеять. Сначала Сам лично сеял, потом через апостолов, а наконец через Божественные Писания и богомудрых учителей” 3 Под Священным Писанием разумеются книги, написанные по вдохновению Духа Божия богопросвещенными лицами — пророками и Апостолами. Из всех книг Священного Писания особо важное значение для христианина имеет Евангелие, в котором святые Апостолы повествуют о земной жизни Спасителя мира и излагают Его учение о спасении. Священное Писание есть духовная сокровищница Церкви и всего рода человеческого, в нем “движется Дух Божий, и движет душу читающего” 4 . Богооткровенная истина для христианина составляет трапезу Божию, ибо она питает душу небесными, Божественными стихиями добрых помышлений и благих чувств. Слово Божие, “исшедшее из недр Божества, само обладает Божественными свойствами” 5 и, проникая в душу человека, сообщает ей эти свойства. “Бог есть свет, — пишет преосвященный Феофан, — и слово Божие светоносно, потому и душа, приявшая его, становится просвещенною и светоносною” 6 . Священное Писание сообщает человеку светлые понятия о всем существующем в мире. Оно не “многословно, но содержит всеобъятную систему ведения, которая потом сама собою может развиться в умах и сердцах смиренно верующих” 7 . Подобно тому, как восходит солнце, освещая все пути, по которым должен идти путник, и слово Божие, “исходя из уст Божиих, освещает все пути богоугодной жизни, и возревновавший идти по ним ясно видит, куда идти, и идет смело, не боясь, что оступится” 8 .

http://pravmir.ru/svyashhennoe-pisanie-p...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010