Иеромонах Пафнутий (Фокин): «Путешествие к будущему веку» 24.01.2023 15:44:56 25 лет назад, 2 октября 1998 года, отошел ко Господу архимандрит Георгий (Тертышников). Он был не только опытным пастырем, талантливым проповедником и публицистом, но и выдающимся церковным историком и ученым-богословом. Плодом научной деятельности доцента Московской духовной академии архимандрита Георгия стали более двухсот публикаций. Им были подготовлены материалы к канонизации Радонежских святых: родителей преподобного Сергия Радонежского преподобных схимонаха Кирилла и схимонахини Марии, старца Варнавы Гефсиманского... 1 Но особое место в его богословских трудах отведено святителю Феофану Затворнику, имя которого архимандрит Георгий открыл всему миру. Статья опубликована в «Журнале Московской Патриархии» ( 1, 2023 , PDF-bepcuя ). Выбор пути Архимандрит Георгий (в миру Николай Иванович Тертышников) родился 22 июня 1941 года, в день Всех святых, в земле Российской просиявших, в первый день Великой Отечественной войны. По окончании школы в 1959 году поступил в Ставропольское медицинское училище на фельдшерское отделение и окончил его с отличием. В качестве медика прошел срочную службу в рядах Советской армии в военном госпитале в ГДР, а затем поступил на вечернее отделение Оренбургского медицинского института и одновременно начал работать в медицинском пункте железнодорожного техникума. Но, видимо, карьера врача не вполне отвечала запросам его души. Через год Николай оставил институт и поступил в Московскую духовную семинарию (МДС). Именно здесь начинается тот путь, который был уготован архимандриту Георгию, — ученому, пастырю, наставнику и проповеднику. В семинарии Николай сблизился с преподавателем Московской духовной академии (МДА) и заместителем заведующего Церковно-­археологическим кабинетом игуменом Марком (Лозинским; †1973), который изучал творческое наследие святителя Игнатия (Брянчанинова). В начале 1969 года игумен Марк прочитал в академии доклад на тему «Великий учитель Русской Церкви (к 75-летию со дня кончины Феофана Затворника)». Под влиянием своего наставника Николай углубился в исследование творений Вышенского затворника и под руководством игумена Марка подготовил и опубликовал первые труды о святителе: «Памяти епископа Феофана. Библиографический очерк» и «Значение подвига в жизни христианина (по творениям еп. Феофана Затворника)».

http://radonezh.ru/2023/01/24/ieromonah-...

Когда был составлен план издания, мы были поражены: этот план на настоящий момент насчитывает порядка 40 томов — их окончательное число еще будет уточняться. По объему своего наследия святитель Феофан занимает второе место в русской литературе после Льва Толстого, а среди русских духовных писателей по масштабам своего духовного и богословского творчества он занимает первое место. Интересно, что непосредственный толчок к началу этого проекта дало издание Полного собрания сочинений Н. В. Гоголя, которое вышло в 2009 году в Издательстве Московской Патриархии по благословению Святейшего Патриарха Кирилла и Блаженнейшего митрополита Владимира . Когда это издание вышло в свет и было представлено на самом высоком уровне, стало очевидно, что будет выглядеть весьма странно, если Русская Церковь, издав Гоголя, который хотя и был, безусловно, великим, но все-таки светским писателем, не будет издавать «своих» авторов, то есть духовных писателей, творчество которых всецело развивалось в лоне Церкви. Таким образом, была сформулирована идея издания Полного собрания творений святителя Феофана, Затворника Вышенского. Она была поддержана сначала членами Издательского Совета, а впоследствии одобрена и Святейшим Патриархом. Впоследствии на основе этой идеи был создан Феофановский проект, который помимо собственно издания творений святителя предполагает и популяризацию его наследия, и проведение мероприятий, направленных на распространение почитания святителя, чтения и изучения его трудов. Нашим основным партнером в этом проекте является Рязанская епархия и Свято-Успенский Вышенский монастырь. Для более эффективной реализации этого проекта был создан Научно-редакционный совет. — Что представляет собой Научно-редакционный совет в настоящий момент? — Научно-редакционный совет по изданию полного собрания творений святителя Феофана Затворника возглавляет Председатель Издательского Совета митрополит Калужский и Боровский Климент . В состав совета входят известные церковные и светские ученые, а также представители Рязанской епархии. В рамках совета сформированы рабочие группы: архивная, биографическая, текстологическая, богословская, информационная, а также группа историко-литературного и реального комментария.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1475416...

Состоялось заседание Научно-редакционного совета по изданию Полного собрания творений святителя Феофана, Затворника Вышенского, по итогам работы за 2011 год 21 декабря 2011 г. 19:01 16 декабря 2011 года в Издательском Совете Русской Православной Церкви состоялось заседание Научно-редакционного совета по изданию Полного собрания творений святителя Феофана, Затворника Вышенского, посвященное подведению итогов работы Совета в 2011 году. Заседание возглавил председатель Научно-редакционного совета, председатель Издательского Совета Русской Православной Церкви митрополит Калужский и Боровский Климент . В заседании приняли участие заместитель председателя Научно-редакционного совета, заместитель председателя Издательского Совета Русской Православной Церкви игумен Евфимий (Моисеев), заместитель председателя Научно-редакционного совета, профессор Института мировой литературы им. А.М. Горького (ИМЛИ РАН), доктор филологических наук М.И. Щербакова; ответственный секретарь, сотрудник коллегии научно-исследовательских проектов Издательского Совета С.В. Лизунов; научный секретарь, преподаватель Петрозаводского государственного университета Н.И. Соболев; члены Научно-редакционного совета: настоятельница Свято-Успенского Вышенского монастыря игумения Вера (Ровчан); вице-президент Международного общества Ф.М. Достоевского, заместитель директора Российского гуманитарного научного фонда, доктор филологических наук, профессор В.Н. Захаров; доктор филологических наук В.В. Каширина; эксперты Научно-редакционного совета: ведущий сотрудник Российского государственного архива древних актов Е.Н. Горбатов; преподаватель Московского государственного университета геодезии и картографии (МИИГАиК), кандидат филологических наук Е.В. Никольский; исследователь-архивист, секретарь Московского генеалогического общества А.Е. Лукьянова; исследователь-архивист А.Н. Свирин; исследователь-архивист Н.Б. Чуткова; редактор томов издания И.В. Судникова; дизайнер-полиграфист А.Г. Ярославцев; старший библиограф В.В. Тарасов, а также руководитель Секретариата информационных технологий Издательского Совета Русской Православной Церкви С.В. Буянов и веб-программист С.А. Казарин.

http://patriarchia.ru/db/text/1845229.ht...

А.С. Ключарев Десятого января 1915-го года исполнилось ровно 100 лет со дня рождения святителя и подвижника земли Русской, епископа Феофана Затворника . Посему благовременно вспомнить и почтить посильным изображением его высокую и многоплодную пастырскую деятельность в связи с его подвижнической жизнью. Пастырская деятельность преосвященного Феофана, представленная в связи с его жизнью, в высшей степени поучительна не только для пастырей церковных, но и вообще для всех православных христиан. Глава I. Начальный период жизни, воспитание и образование преосвященного Феофана (1816–1841) Преосвященный Феофан, в мире Георгий Васильевич Говоров, родился 10-го января 1815 г. 11 в селе Чернавске Елецкого уезда Орловской губернии 22 . Более ста лет тому назад Чернавок был городом, и построен в 1636 году Михаилом Феодоровичем. При учреждении Орловской губернии, в 1778 году он был обращен в большое село 33 . В нем три церкви – Покровская. Пятницкая и Владимирская, построенная на месте Владимирского монастыря, закрытого при Екатерине II-oй. В этом храме с начала прошлого столетия и священнодействовал отец преосвященного Феофана – Василий Тимофеевич Говоров. Мать его была Татьяна Ивановна Отец Василий был по тому времени очень образованный и выдающийся священник. Происходя из села Фошни (Орловской губернии), он получил воспитание в Севской Духовной Семинарии 44 . Учился он хорошо и кончил курс студентом. По окончании курса был оставлен при этой же семинарии сениором (нечто в роде нынешних надзирателей), на каковой должности прослужил 2 года. Несмотря на таковое свое образование, по тому времени очень значительное, Василий Тимофеевич не искал городского места, а, женившись на Татьяне Ивановне и получив священный сан, поступил на праздное место к Владимирской церкви села Чернавска. Священствуя в одном из значительных и многолюдных приходов, он, как человек умный, образованный, благочестиво настроенный, своим примерным пастырским служением приобрел себе любовь среди прихожан и искреннее уважение среди окрестного духовенства и епархиального начальства.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

В.В. Каширина Жизнь, юность и студенчество святителя Феофана, Затворника Вышенского Семья, место и дата рождения Родиной святителя Феофана является Российское Черноземье – плодородные лесостепные территории юго-западной России, имевшие стратегическое значение для Московского царства. Борис Годунов основал в этих местах линию крепостей для защиты от набегов крымских и ногайских татар. К таким военизированным поселениям принадлежал Усть-Чернавский острог (впоследствии город Чернавск или Чернавск-на-Сосне), позволявший русским держать контроль над бродом через медлительную полноводную реку Сосну при впадении в нее мелкого и быстрого притока – Большой Чернавки. Этот брод, как часть Кальмиусского шляха, служил вратами в русские земли для татар во время их опустошительных походов до середины XVII в. 1 В следующем столетии Чернавск утратил значение уездного города, и в 1779 г. за ним официально был закреплен статус села. Ближайшими уездными городами были Елец и Ливны, расположенные в 38 и 28 верстах соответственно. При образовании в 1796 г. Орловск ой губернии село Чернава оказалось в ее границах в составе Елецкого уезда 2 . В XIX в. Чернавск был довольно большим и многолюдным селом на оживленном тракте, соединявшим губернские центры Орел и Воронеж. Через него проходило множество богомольцев, совершавших паломничество в Задонский монастырь. В то время в Чернавске было три действующих храма. Один из них – тот, что располагался на месте упраздненного при Екатерине II Владимирского мужского монастыря – был освящен в честь иконы Божией Матери «Владимирская» 3 . В этом храме служил родитель святителя Феофана – священник Василий Тимофеевич Говоров. Предыдущие поколения предков святителя по мужской линии, как минимум, с первой половины XVIII века 4 проживали в другом уезде, также вошедшим в состав Орловской губернии – Малоархангельском, в селе с двойным названием: Богоявленское или Фошни (Фошня). Многие поколения церковно- и священнослужителей Говоровых служили в этом селе в храме Святого Богоявления. По данным последних исследований, прямая родословная святителя Феофана прослеживается в следующих клириках и причетниках Богоявленского храма: священник Андрей Говоров (1655–1720), дьячок Петр Андреевич Говоров (род. 1687), священник Петр Петрович Говоров (1713–1744), диакон Петр Петрович Говоров (род. 1730) и, наконец, дед святителя – пономарь Тимофей Петрович Говоров (род. 1750) 5 .

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

В нынешнем 1964 году на самый праздник Богоявления исполнилось ровно 70 лет со дня блаженной кончины приснопамятного Епископа Феофана, известного верующим русским людям под именем " Вышенского Затворника " . Замечательна жизнь этого великого светильника Российской Церкви перед наступлением столь грозных времен для нее и для всей России, как замечательно и то огромное духовное богатство, которое оставил он нам в виде своих, поистине драгоценных, письменных творений, могущих составить целую библиотеку. Эти письменные творения представляют собою ценнейшее руководство подлинной духовной жизни - той " жизни во Христе " , которой жили на протяжении вот уже почти двадцати веков все истинные подвижники и ревнители православно-христианского благочестия. Они, эти творения святителя Феофана, раскрывают перед нами всю глубину и ни с чем не сравнимую возвышенную красоту духовной жизни, а потому всякий стремящийся жить подлинной духовной жизнью не может не знать и не ценить их, а кто еще с ними не знаком, тот должен познакомиться. Это - как бы " пробный камень " правильного подхода к духовной жизни, истинно-православной ее оценки и понимания в наше лукавое время, когда столь многие " влаются " всякими ветрами всевозможных лжеучений (Еф. 4, 14) и увлекаются " философией и пустым обольщением по преданию человеческому, по стихиям мира, а не по Христу " (Кол. 2, 8). Сама жизнь святителя Феофана говорит за себя и служит лучшей рекомендацией всего вышесказанного, внушая к нему и к его письменным творениям полное доверие и высокое уважение. В мире Георгий Васильевич Говоров, святитель Феофан был сыном священника св. Владимирской церкви села Чернавка Елецкого уезда Орловской губернии. Родился он 10 января 1815 года. Получив первоначальное обучение в родительском доме, он прошел затем курс Ливенского духовного училища и Орловской духовной семинарии (1831-1837). Здесь несомненно и получил он ту цельность направления и серьезный закал мысли, которые давала наша старая духовная школа своим лучшим питомцам. Как лучший воспитанник, он был отправлен на казенный счет в Киевскую Духовную Академию. С большим прилежанием изучал он богословские науки, и тут же, в тиши молитвенного уединения среди Киевских пещер, этих безмолвных, но красноречивых памятников нашей родной старины, созрела в нем мысль стать на путь иноческого мироотречого жития. Подав прошение об этом, он еще за несколько месяцев до окончания курса был пострижен в монашество с именем Феофана. Постриг был совершен ректором Академии Преосвященным Иеремиею 25 февраля 1841 года; 7 апреля того же года инок Феофан был рукоположен во иеродиакона, а 7 июля - во иеромонаха. На всю жизнь потом запечатлелось в сердце молодого инока наставление, данное ему после пострига духовником Лавры прославленным старцем иеросхимонахом Парфением. " Вот вы ученые монахи, - сказал ему старец, - набравши себе правил, помните, что одно нужнее всего: молиться - и молиться непрестанно умом в сердце Богу, вот чего добивайтесь! "

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/150/...

Жизнь и деятельность святителя Феофана Затворника Опубликовано в альманахе «Альфа и Омега», 22, 1999 3 июля, 2012 Опубликовано в альманахе «Альфа и Омега», 22, 1999 Инок-богослов святитель Феофан Затворник за святость своей жизни и за бессмертные труды свои может быть назван учителем Русской Церкви. Родился святитель Феофан, в мире Георгий Васильевич Говоров, 10 января 1815 года в селе Чернавске, Елецкого уезда, Орловской губернии, в семье священника. Первоначальное обучение дано ему было в родительском доме и в духовном училище в городе Ливнах. Затем в 1829 году он поступил в Орловскую духовную семинарию. Отлично окончив семинарию, Георгий Говоров в 1837 году поступил в Киевскую Духовную академию. 15 февраля 1841 года студент Говоров был пострижен в монашество с именем Феофан ректором Академии архимандритом Иеремией 1 . 6 апреля того же года ректор Иеремия, в то время уже епископ Чигиринский, викарий Киевского митрополита, рукоположил инока Феофана в иеродиакона, а 1 июля — в иеромонаха. В 1841 году иеромонах Феофан в числе первых закончил Академию со степенью магистра богословия за курсовое сочинение “Обозрение подзаконной религии” и был назначен ректором Киево-Софийского духовного училища. 7 декабря 1842 года отец Феофан определен инспектором Новгородской Духовной семинарии и преподавателем психологии и логики, а в конце 1844 года его перевели в Петербургскую Духовную академию на должность бакалавра нравственного и пастырского богословия. С 22 марта 1845 года на иеромонаха Феофана возложена должность помощника инспектора Академии, а 3 июля он был назначен членом комитета для рассмотрения конспектов преподаваемых в семинарии учебных предметов. 21 августа 1847 года отец Феофан назначен членом Русской духовной Миссии в Иерусалиме, возглавляемой архимандритом Порфирием (Успенским), известным церковным археологом. В 1854 году Духовная Миссия была отозвана из Иерусалима в Россию. За свои труды и заслуги в Миссии иеромонах Феофан был возведен в сан архимандрита и назначен в Петербургскую Духовную академию бакалавром канонического права, а через полгода — на должность ректора Олонецкой Духовной семинарии. В 1856 году архимандрит Феофан был послан в Грецию на должность настоятеля посольской церкви в Константинополе.

http://pravmir.ru/zhizn-i-deyatelnost-sv...

митрополит Климент (Капалин) Аннотация. В статье рассматривается интертекстуальность в произведениях святителя Феофана, Затворника Вышенского . Приводятся этапы знакомства святого со святоотеческой письменностью, делается анализ формирования его богословских и аскетических взглядов, влияние на них святых отцов Церкви, приемы его отсылок и пересказов Священного Писания . Разбираются методы интерпретации текстов святителем, особенно выделяется, что в его произведениях интерес представляют две концепции интертекстуальности: художественно-эстетическая и научно-познавательная. Дается характеристика интертекстуальных приемов в его проповедях, полемических произведениях и письмах. Термин «интертекстуальность» был введен сравнительно недавно: в 1967 г. француженкой болгарского происхождения Юлией Стояновой Кристевой, развившей идеи русского философа, литературоведа и теоретика культуры Михаила Михайловича Бахтина. Он первым исследовал явление прямой или скрытой переклички авторских слов с другими текстами, существовавшими ранее или бытующими параллельно с их созданием. С этого началось установление принципов и механизмов более полного понимания смысла текста – «разгерметизации» его путем изучения его связей с другими текстами и социокультурным контекстом его написания. Этим занимаются искусствоведы, лингвостилистики, семиотики и другие специалисты. Представляя последнюю область науки, Ю. Кристеваи ее последователи рассматривают вообще каждый текст как интертекст. В этом состоит широкий подход к понятию интертекстуальности, в свете которого все наследие святителя Феофана можно рассматривать как выражение православного мировоззрения и святоотеческого учения по различным вопросам духовной жизни, а также актуальным для его времени проблемам в церковной, общественной, политической и других сферах. Однако, признавая широкий подход недостаточно точными продуктивным для научного анализа, Валерия Евгеньевна Чернявская и ряд других отечественных исследователей понимают под интертекстуальностью диалогическую соотнесенность не всех вообще, а лишь определенных текстов или их типов В этом узком смысле интертекстуальность трудов святителя Феофана проявляется:

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

митрополит Климент (Капалин) Аннотация. В статье рассматриваются отношения святителя Феофана со Свято-Пантелеимоновым монастырем на Афоне. Духовная жизнь и аскетическое наследие Святой Горы привлекали святителя Феофана со времени его служения в Иерусалиме. В то время у него было желание посетить Афон и изучить имеющиеся там древние рукописи и познакомиться с аскетической практикой. Но, несмотря на наличие желания, Святую Гору он не посещал. Активные отношения с монахами Свято-Пантелеимонова монастыря на Афоне начались у святителя Феофана после его ухода на покой. Он вел переписку с монахами монастыря по издательской деятельности, обсуждал вопросы духовной жизни, указывал им на допускаемые ошибки. Из монастыря присылали ему рукописи аскетических трудов для перевода и издания. Итогом сложившихся доверительных отношений можно считать передачу Святителем Свято-Пантелеимонову монастырю прав назидание его произведений. Когда говорят о месте полуострова Афон в жизни святителя Феофана, почти всегда подразумевают Афонский Русский Пантелеимонов монастырь. Эта обитель и Вышенский подвижник многие годы тесно сотрудничали и активно общались, так что степень их влияния на жизнь друг друга трудно переоценить. Святитель Феофан способствовал укреплению связей монастыря с Россией, содействовал развитию его книгопечатания, был основным автором издаваемой монастырем литературы на протяжении долгих лет. Со своей стороны монастырская братия доставляла епископу-аскету редкие рукописи для его писательской деятельности, осуществляла подготовку его книг к печати и издавала их, молитвенно поддерживала святителя в его скорбях и болезнях и – что немаловажно для современных исследователей – до наших дней сохранила в стенах своей обители его рукописный архив. Данное сотрудничество могло начаться еще в начале 1850-х, когда святитель Феофан находился на Ближнем Востоке в составе первой Русской духовной миссии в Иерусалиме. Путешествуя по монастырям Палестины, Египта и Синая, он занимался поиском рукописей древних подвижников для их изучения и перевода. Уже тогда он задумал посетить Святую Гору: «Намереваюсь попроситься на Афон, – делился он своими планами, – и собрать все, что есть там аскетического. Тем кончатся мои занятия, а после того я совершенно бесполезен на Востоке, ибо к другому чему не лежит душа моя».

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

Пастырь и учитель. Духовник Царской Семьи В 1896 году Василий Димитриевич назначен доцентом Санкт-Петербургской Духовной академии по кафедре Библейской истории. На третьем году своей профессорской деятельности, в 1898 году, он принимает монашество с именем Феофан в честь преподобного Феофана исповедника , епископа Сигрианского, и в благоговейную память Преосвященного Феофана, Затворника Вышенского . В том же году его рукополагают в сан иеродиакона и иеромонаха. В 1901 году Высокопреосвященным митрополитом Санкт-Петербургским и Ладожским Антонием (Вадковским) в домовой церкви Санкт-Петербургской Духовной академии он был возведен в сан архимандрита с определением исполняющего обязанности инспектора академии. Митрополит Антоний вручил архимандриту Феофану посох. В связи с этим назначением архимандрита Феофана на должность инспектора академии надо отметить особую черту отца Феофана как монаха. В уставе академии сказано, что инспектор должен иметь научную степень магистра и поэтому обязан подать сочинение на соискание этой научной степени. Но архимандрит Феофан на такое соискание сочинения не подал, хотя работа и была написана. Поступил он так потому, что он как монах, давший обет нищеты и смирения, не мог искать, желать и добиваться славы ученого. Это противоречит обетам монашества. Работа лежала в его столе несколько лет, пока наконец иной профессор, в его отсутствие, не взял его научную работу и не подал в академический Совет. Тема сочинения была: «Тетраграмма, или Божественное ветхозаветное Имя». Работа эта явилась магистерской диссертацией по кафедре Библейской истории Ветхого Завета. Она вышла из печати в 1905 году и очень высоко была оценена научной критикой как в России, так и за границей. Она была удостоена громкого эпитета: «Знаменитая Тетраграмма»! В ней автор рассмотрел вопрос о правильном произношении Имени и сделал вывод, что произношение «Иегова» – результат неверного прочтения, тогда как, судя по многим древним свидетельствам, правильно оно должно произноситься как «Яхвэ». В ней он также исследовал вопросы о значении, происхождении, древности и употреблении Божественного ветхозаветного Имени. Но однако, когда книга появилась в продаже, как сам архиепископ Феофан передавал:

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Bystrov...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010