Не мало и других преданий сохранилось про Святителя Иоасафа. Священник села Петропавловки, Белгородского уезда, Курской губ., о. Николай Хлебников сообщает такое предание о Св. Иоасафе: Петропавловка была загородной дачей Преосвященного Иоасафа. Дача эта была расположена на берегу р. Донца, на месте и доныне называемом Островом. Здесь на Острове (названном так потому, что грунт там насыпной и земля рыхлая) стоял раньше дом и небольшая деревянная церковь , немного далее был расположен скотный двор и вырыта квадратная сажанка для разведения рыб. Подле дома и церкви раскинулся небольших размеров сад, где прежде хоронили, нужно думать, монахов, ибо и доныне сохраняется там несколько надгробных плит. Многих из них, впрочем, уже не существует ибо они разобраны крестьянами. В эту загородную дачу на лето приезжал для отдыха Святитель Иоасаф. Время, свободное от молитвенных подвигов, Святитель любил посвящать наблюдению за полевыми работами, причем строго приказывал, чтобы женщины, имеющие грудных младенцев, не выходили бы на полевые работы. Предания о Св. Иоасафе, рисующие дивный облик Святителя, передаются из поколения в поколение, и Петропавловцы, до сего времени отзываются о Святителе, как о пастыре любвеобильном и сердечном. Каждый год, в мае месяце, они служат по нем панихиды всем обществом, и имя Святителя Иоасафа записано в синодике каждого прихожанина. Загородная дача была упразднена при епископе Феоктисте Мочульском. Церковь перенесена на средину села, где теперь и находится. В последнее время она была увеличена боковыми пристройками и украшена. Иконостас в ней большой, пятиярусный и обращает на себя всеобщее внимание прекрасной работой 21 . Город Грайворон, во время святительства Преосвященнейшего Иоасафа Горленко, Епископа Белоградского, был слободою или селом, которое принадлежало Белгородскому Архиерейскому дому, равно как и другая слобода, под названием Чернещина или Архиерейщина, которая существует и теперь и находится верстах в пяти от Грайворона. Поэтому в Грайвороне был построен небольшой монастырь, с архиерейским домом под соломенною крышею с крестовою церковью в честь Преображения Господня.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioasaf_Belgoro...

Отец Софроний тщательно заботился о благочинии богослужения. Теперь, когда в обители было 5 иеромонахов и 2 иеродиакона, церковные службы стали отличаться большей торжественностью и стройностью, что увеличивало приток богомольцев в монастырь. Ревностно потрудившись на благо Глинской пустыни почти десять лет, иеромонах Софроний (Хижняков) мирно скончался в обители в 1786 году 344 . 4 сентября 1786 года настоятелем Глинской пустыни был определен иеромонах Вениамин – эконом при архиерейском доме епископа Севского и Брянского Феоктиста (Мочульского) 345 . Во время его настоятельства Глинская пустынь в 1787 году была переведена из Севской епархии в Белоградскую 346 , при нем же обитель лишилась всех своих владений. 25 апреля 1788 года последовал указ о распространении узаконения 1764 года, об отобрании монастырских вотчин на Курское наместничество 347 . Земли и имущество Глинской пустыни были описаны «со стороны гражданского правительства» 348 , а в 1789 году у обители была «отобрана вся земля в Казенное ведомство» 349 . Теперь Глинская пустынь действительно находилась в крайне стесненном материальном положении, которое усугублялось еще более частой сменой настоятелей. Иеромонах Вениамин оставался строителем Глинской пустыни около трех лет 350 . В 1789 году его преемником стал иеромонах Поликарп, но он управлял обителью только 4 месяца и был уволен от этой должности 351 . В 1790 г. Преосвященный Феоктист повелел обратиться к живущим в Старо-Харьковском Преображенском монастыре двум безместным игуменам Исаии и Гавриилу с предложением управлять кому-либо из них Глинской пустынью. Игумен Гавриил, находившийся на покое, изъявил на это желание и 11 февраля 1790 г. был утвержден в должности настоятеля Глинской обители. Но через два с половиной года в ночь с 12 на 13 октября 1792 г. в келлию его ворвались разбойники, «опустошили ее», а сам о. Гавриил едва «успел бегством спастись от их лютости» 352 , после чего он отказался от управления пустынью и удалился в Рыльский Николаевский монастырь 353 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/g...

Согласно сформулированным им правилам толкования, прежде всего необходимо «открыть буквальный смысл»; воздерживаться от поисков «таинственного смысла там, где оного нет»; «для разумения темных мест сводить места параллельные, не забывать при толковании выводить и нравоучения, оттуда следующие, пророков толкуя, показывать, когда их пророчества исполнялись»; указывать приемы для разрешения кажущихся противоречий ( Курочкина О. В. Предисловие [ко 2-й части]//Рус. писатели-богословы: Историки Церкви. Исследователи и толкователи Свящ. Писания: Библиогр. указ. М., 2001. С. 196). К нач. и в самом нач. XIX в. был издан ряд пособий по Г. б.: ректора МДА архим. Амвросия (Подобедова) (впосл. митр. Новгородский и С.-Петербургский) «Руководство к чтению Свящ. Писания Ветхого и Нового Завета» (М., 1799. К., 18254), архиеп. Феоктиста (Мочульского) «Драхма от сокровища божественных писаний Ветхого и Нового Завета, то есть Сокращение правил при чтении Священного Писания к знанию потребных» (М., 1809). Становление Г. б. в церковной науке во 2-й пол. XIX в. во многом определялось дискуссиями, связанными с появлением перевода Библии на рус. язык (см. соответствующий разд. в ст. Библеистика , а также разд. о рус. переводах в ст. Библия ), в связи с чем встал важный для Г. б. вопрос об авторитетном церковном тексте Свящ. Писания. В записке свт. Филарета (Дроздова) в Святейший Синод «О догматическом достоинстве и охранительном употреблении греческого Семидесяти толковников и славенского переводов Священного Писания» (подана в Святейший Синод в 1845) подчеркивались значение греч. текста LXX и его текстологическое превосходство в ряде случаев над масоретским текстом, так же как и нек-рые неясности по сравнению с последним. В качестве герменевтических правил для переводчиков и толкователей Свящ. Писания предлагалось для установления истинного смысла Слова Божия привлекать кроме текстов на языке оригинала (масоретский евр. для ВЗ и греч. текст большинства для НЗ) важнейшие переводы - греч. LXX и славянский.

http://pravenc.ru/text/164827.html

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 ВАСИЛИЙ (КИШКИН) Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Прп. Василий Площанский, Глинский. Икона (Россия, нач. XXI в.) Иеромонах Василий (Кишкин). Прижизненный портрет (автор неизвестен; Россия, 1810-е гг.) По своему смирению преподобный Василий не позволял себя рисовать. Однако существует портрет, написанный втайне от подвижника в 1810-е годы по заказу Воронежского епископа Антония (Смирницкого) . На портрете он изображён с чётками и посохом. Позднее копии этого портрета были помещены в игуменских покоях в Площанской и Белобережской пустынях. Стремясь к безмолвию, в 1816 году отец Василий перешёл в Глинскую пустынь , находившуюся тогда в запустении. Его попытки исправить монастырские порядки встретили сопротивление со стороны настоятеля и многих иноков. Казначей пустыни подал Курскому архиепископу Феоктисту (Мочульскому) рапорт с клеветой на старца, архиерей повелел тому покинуть епархию. Лишь после вмешательства высокопоставленных лиц, почитавших отца Василия, архиепископ пересмотрел дело и изменил решение, клеветники были наказаны, Василий вернулся в Глинскую пустынь. Вскоре туда был назначен новый настоятель - иеромонах Филарет (Данилевский) . Совместными трудами Филарета и Василия монашеская жизнь в обители стала налаживаться, но в середине 1820-х годов отец Василий вновь был оклеветан. В 1827 году старец перешёл в Казанскую Богородицкую Площанскую мужскую пустынь Орловской губернии (ныне Брасовский район Брянской области). Здесь он сблизился с благочинным, преподобным Макарием (Ивановым) , у которого исповедовался до своей кончины. В октябре 1829 года во время рубки деревьев иеромонах Василий упал и несколько часов пребывал без сознания. Очнувшись, он принял таинство Елеосвящения и причастился, после чего предсказал, что скончается через 18 месяцев. Затворившись в тесной келье, старец начал готовиться к смерти. Он стяжал непрестанную молитву, в праздничные дни причащался в келье Святых Таин. Незадолго до кончины святой вновь стал принимать для духовного назидания всех желающих, говоря, что ему " нужно со всеми примириться и у всех испросить прощения и молитв " .

http://drevo-info.ru/articles/13681011.h...

иноков. Казначей пустыни подал Курскому архиеп. Феоктисту (Мочульскому) рапорт с клеветой на старца, архиерей повелел В. покинуть епархию. Лишь после вмешательства высокопоставленных лиц, почитавших В., архиеп. Феоктист пересмотрел дело и изменил решение, клеветники были наказаны, В. вернулся в Глинскую пуст. Вскоре в пустынь был назначен новый настоятель - иером. Филарет (Данилевский). Совместными трудами иером. Филарета и В. монашеская жизнь в Глинской пуст. стала налаживаться, но в сер. 20-х гг. XIX в. В. вновь был оклеветан. В 1827 г. старец перешел в Площанскую пуст., сблизился с ее благочинным прп. Макарием (Ивановым) , у к-рого исповедовался до своей кончины. В окт. 1829 г., во время рубки деревьев, В. упал и неск. часов находился без сознания. Очнувшись, он принял таинство Елеосвящения, причастился Св. Таин и предсказал, что скончается через 18 мес. Затворившись в тесной келье, старец начал готовиться к смерти, он стяжал непрестанную молитву, в праздничные дни причащался в келье Св. Таин. Незадолго до кончины В. вновь стал принимать для духовного назидания всех желающих, говоря, что ему «нужно со всеми примириться и у всех испросить прощения и молитв». В. был погребен в Площанской пуст., напротив алтаря Казанской ц. После 1917 г. почитание старца не прекратилось, ежедневно к его могиле приходили многочисленные паломники. 16 нояб. 1924 г. губ. комиссия по вскрытию мощей сделала попытку уничтожить захоронение В., на монастырском кладбище были вскрыты могилы, из земли извлекли часть останков и увезли в Брянск. В кон. 40-х гг. паломничество к могиле В. возобновилось. По сообщениям властей, в 50-х гг. «на месте бывшего Площанского монастыря… верующие… берут песок с могилы «святого» монаха и воду из источника» (ГА Брянской обл. Ф. 2889. Оп. 2. Д. 6. Л. 47). В апр. 2002 г., при раскопках фундамента собора в Площанской пуст. были обнаружены останки В., началась подготовка к его канонизации. Существует портрет подвижника, написанный в 10-х гг. XIX в. по заказу Воронежского еп.

http://pravenc.ru/text/150713.html

Из Диаконских облачений стихарей лучших 5: а) стихарь золотой сплошной парчи, оплечье малинового бархата, вышиты золотом и серебром с блёстками, обложен вокруг золотым широким гасом, подкладка розового коленкора. б) Стихарь золотой сплошной парчи, оплечье малинового бархата шито золотом и канителью, гасом, подкладка зелёной нанки. К ним пять лучших орарей, и др. п. т. Церковное книгохранилище состоит из необходимых Богослужебных книг, 45 и хотя, кроме сего, есть и другие книги духовного содержания, как церковной, так и гражданской, печати (всего 74 но особенно почему-либо заслуживающих внимания нет. Из Богослужебных книг заметим: а) Апостол в листе Московской печати 1713 года; б) Минеи месячные 12 книг 1705 года; в) Требник в листе Московской печати 1718 года; г) Цветная Триодь в лист Московской печати 1704 года. Из прочих книг: а) Соборник Московской печати 1700 года; б) Царский путь Креста Господня, сочинение Иоанна Максимовича , Архиепископа Черниговского, в ¼ д. листа, Черниговской печати 1709 года; в) Меч духовный, сочинение Черниговского Епископа Лазаря Барановича, печатано в Киевопечерской Лавре 1666 года. Между прочими книгами есть полное собрание сочинений двух Архипастырей, долее других управлявших Курскою Епархиею: Феоктиста Мочульского и Преосвященного Илиодора. Некоторые из сочинений первого составляют ныне уже библиографическую редкость, как, на пр.: «Рассуждение о божественности Христианского учения из Ветхозаветных прообразований и пророчеств и из Новозаветных чудес, а особливо из внутреннего вышеественного, того же самого учения изящества и силы. Печатано в Москве 1801 года». VII. Грамоты и древние акты Копия с Завета Генерал-Фельдмаршала и Кавалера Графа Бориса Петровича Шереметева о устроении и содержании им сей Борисовской Тихвинской девичей пустыни, данного 1714 года, Января 1-го дня. Сверх Завета имеются копии с 3-х Указов тоже о содержании пустыни: а.      Указ Правительствующего Сената, писанный Харьковскому Наместничеству в Казенной Палате 1788 года, Мая 4-го дня, за о том, что, по случаю закрытия других монастырей, Её Императорское Величество изволила своеручно подписать следующее: «Что же касается до Борисовской Тихвинской пустыни в Харьковском Наместничестве, на содержании Графа Шереметева состоящей, оную оставить на его волю». И к тому, в силу именного Указа, имеется письмо от Графа Петра Борисовича Шереметева 1788 года к Его Преосвященству Феоктисту, что он оную пустынь, устроенную издавна родителем его, содержать будет, как и до сего времени содержима была на его коште, с наблюдением предписанного в Указе правила.

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

Сегодня, в смутное и тяжелое для Русского Mipa время прихожане молятся не только о личном, но и о защите Отечества, всех православных. Молят святого помочь русскому воинству своей горней силой и возможностью, данной ему Господом, а также помочь тому человеку, о котором тяжелым летом уходящего 2014-го года просили молиться Киево-Печерских монахов современные афонские провидцы. Они просили молитвы «о правителе России, которому сейчас очень трудно». Святитель Никола Ратный Рассказывают, что однажды 5 мая в XVI–XVII веках (год неизвестен) жители селения Устинка (ныне Шебекинский р-н Белгородской области) и насельники расположенной неподалеку Коренской Николаевской мужской пустыни (у реки Коренек) устрашили татар-набежчиков из Дикого поля: «…Настоятель той пустыни взял из церкви икону святителя Христова Николая, и, неся оную с братиею той пустыни и жителями селения сего, пришли к плотине и творили молитвословие, что увидевше татаре, к берегу идти против православных не дерзнули, и, обращаясь на той же плотине вспять, пришли в замешательство, отчего многие из них с лошадьми попадали с плотины в реку и потонули, а прочие побежали в степи, и по сему случаю святитель Христов Николай назван Ратным». «Священство и монахи, став на правом берегу реки, кричали татарам: “Воротитесь; силою креста Господня святитель Николай потопит вас в сей реке”» Это событие со слов архиепископа Белгородского и Курского Феоктиста (Мочульского) историк Д. Н. Бантыш-Каменский, побывавший в Белгороде в 1808 году, описал так: «Священство и монахи, став на правом берегу реки, кричали татарам: “Воротитесь; силою креста Господня святитель Николай потопит вас в сей реке”. И поскольку плотина была небольшая, а татар – великое множество, то от тесноты некоторые из них упали в реку; орда, испугавшись, возвратилась восвояси». Существует устное предание и о том, что этой «ратной» иконой фельдмаршал М. И. Кутузов сам благословлял русских солдат в 1812 году. Есть аналогичные свидетельства и в связи с русско-японской войной начала ХХ века.

http://pravoslavie.ru/75956.html

И. поддерживал дружеские отношения со мн. подвижниками своего времени: переписывался с архиеп. Херсонским Иннокентием (Борисовым) и архим. прп. Макарием (Глухарёвым) , еп. Чебоксарским Никодимом (Казанцевым) , в 40-х гг. XIX в. общался со старцами Оптиной в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы пустыни , архим. прп. Антонием (Медведевым) и др. Возглавил заупокойную литургию и погребение 4 марта 1840 г. архиеп. Харьковского свт. Мелетия (Леонтовича) в архиерейской усыпальнице харьковского в честь Покрова Пресвятой Богородицы монастыря . Как присутствующий в Синоде в 1847 г. оказал помощь архим. св. Игнатию (Брянчанинову) , когда тот после тяжелой болезни подал прошение об увольнении на покой в Бабаевский во имя святителя Николая Чудотворца монастырь (см.: Игнатий (Брянчанинов). 2005. С. 11-17). Впосл., направляясь к месту своего нового служения - на Кавказскую кафедру, 13 дек. 1857 г. свт. Игнатий остановился в Курске, общался с И., а 15 дек. архиереи вместе служили литургию в соборе. И. активно занимался проповедничеством, опубликовал ряд поучений. Лучшие из них «писаны слогом легким и живым и часто с силою в мыслях» ( Филарет (Гумилевский). Обзор. Кн. 2. С. 492). Считается, что именно И. (как «не бедного ума человек» и «человек обращения приятного и тонкого») упоминается в беседе героев романа Н. С. Лескова «Соборяне» ( Лесков Н. С. Собр. соч.: В 12 т. М., 1989. Т. 1. С. 212). Награжден орденами св. Анны, св. Владимира 2-й степени, св. Александра Невского. 5 нояб. 1860 г. по прошению уволен на покой в белгородский Троицкий мон-рь, в к-ром скончался. Погребен в сев. части монастырского Троицкого собора, рядом с захоронением Курского архиеп. Феоктиста (Мочульского) . В кон. 20-х гг. XX в. собор был снесен, могила И. утрачена. Старожилы вспоминают, что, когда в 50-х гг. XX в. на территории обители рыли фундаменты для жилых домов, вместе с землей в машины грузили и человеческие кости. Арх.: ГА Курской обл. Ф. 4. Оп. 1. Д. 9. Соч.: Поучение по случаю обозрения епархии в г.

http://pravenc.ru/text/389289.html

—199— отец в ночи в самую глухую полночь, и после того венчания привезли меня в дом к означенному мужу моему Василию Лукьянчикову, и от того волшебного напоения и до ныне я при смерти, вся опухла и одряхлела, руками и ногами не владею, и у того мужа своего жила во дворе только 20 недель, и после того оный муж отрекся от меня и со двора сослал без одежды, а означенный брат мой Петр меня во двор не пустил, и на пропитание одежды себе ничего не имею, и питаюсь не имея пристанища». Поп Максим показал на допросе, что волхва он в церковь не призывал, а просительницу действительно бил в храме по щекам за то, что «когда он подносил к ней для целования крест, она вся затряслась и целовать крест не хотела, в чем он, поп, усмотрел принадлежность её к расколу, почему и бил её как раскольницу». Дело кончилось мировой и не имело никаких неприятных последствий для попа по службе. 2423 За оградою церковною большинство духовенства, по-видимому, совершенно забывало о своём сане, ведя крайне зазорную жизнь. Грубое пьянство, с посещением корчемниц и игрищ было господствующим пороком среди священно-церковно-служителей, 2424 от которого они иногда не могли удержаться даже в храме. 2425 Белгородские архипастыри были бессильны в борьбе с этой укоренившейся привычкой к крайнему «винопитию»; из указов последнего Бел- —200— городского епископа Феоктиста Мочульского видно, что «гнусное пьянство» среди духовенства в его дни, по сравнению с прежним временем, нисколько не уменьшилось, если только не усилилось. 2426 Не были редкостью среди духовных лиц Белгородской епархии и неизбежные спутники пьянства, бесчинства и драки; 2427 в некоторых же случаях пьянство доводило священников до кощунства. 2428 Жизнь монашествующих представляла собою тоже мало отрадного. Устав иноческий в обителях соблюдался настолько слабо, что его «едва уже и след обретался» по выражению одного указа святителя Иоасафа; монахи не знали общей трапезы, а брали пищу порциями по кельям; не соблюдалось ни очередного седмичного священнослужения иеромонахов и иеродиаконов, ни очередного чтения псалтири; монахи не носили мантий, а хранили их «токмо для смерти»; самовольно оставляли обитель, чтобы «волочиться без позволения настоятеля за монастырем». 2429

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Но в виду крайней скудости образовательных средств нельзя было обойтись без священников необразованных. Святитель Иоасаф старался если не уничтожить, то, по крайней мере, смягчить это печальное и неизбежное явление следующими мерами. Святителям было предписано Консистории выписать из Москвы «книжицу о церковных таинствах», которая, затем, была разослана по церквам Белгородской епархии со строгим наказом, чтобы каждый священник знал эту «книжицу» и катехизис. При обзорах епархии святитель Иоасаф проверял знание священниками помянутых книг. Иногда же он призывал для этого некоторых из них в Белгород в архиерейский дом, 2438 причем «иеумеющих» подвергал в виде наказания, разным послушаниям (например в хлебной) до приобретения ими необходимых знаний, 2439 особенно неради- —204— вых святитель лишал даже сана. 2440 В тех же целях поднятия религиозно-нравственного образования паствы, главным образом духовенства, святитель Иоасаф заботился о самом широком распространении по епархии объявлений о продаже изданий Московской Синодальной типографии. Но, конечно, святитель Иоасаф знал, что уничтожить невежество в духовенстве можно не обучением необразованных священников, а приготовлением образованных ставленников в пастыри. Поэтому святитель с особенным вниманием и любовью относился к Харьковскому коллегиуму, из которого должны были выходить образованные пастыри. В этом отношении имя святителя Иоасафа можно поставить рядом с именами славных епископов Белгородских: Епифания Тихорского, Петра Смелича, Самуила Миславского и Феоктиста Мочульского, которые много потрудились для насаждения и распространения образования в крае. Святитель Иоасаф любил служить в храме коллегиума, любил присутствовать на генеральных диспутах его воспитанников: посещал коллегиум и в обычные дни. 2441 Нужды этой школы находили в нём живой отклик. 2442 —205— Сильным препятствием развитию образования служила в то время крайняя бедность духовенства. Святитель Иоасаф, по возможности, устранял и это зло; бедные и сирые воспитанники духовно-учебных заведений его епархии получали вспомоществование от святителя, если обращались к нему с просьбой. 2443 Не отдавали священнослужители своих детей в школы и потому еще, что как среди самого духовенства, так и прихожан прочен был взгляд на места священно-служительские как на места наследственные; священник был уверен, что его сын и без учения наследник отца в священстве. 2444 Трудно было бороться с таким искони укоренившимся взглядом. Поэтому святитель Иоасаф вынужден был прибегать к решительным мерам: 11 декабря 1748 года им был издан чрез консисторию указ об отсылке всех сыновей священников от 7 до 15 лет в Харьковские училища, причем родители, не исполнявшие этого указа по отношению к сыновьям, подвергались суровой каре, вплоть до наказания плетьми и ссылке в монастырь на работу. 2445

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010