Рассказы о хождении Спасителя по земле и общении с народом тесно связаны с апокрифическими обходами апостольскими. Почти всегда спутником Спасителя является ап. Петр, иногда Богородица, иногда св. Николай. В настоящее время мы будем говорить лишь о хождении Иисуса Христа, отдельно от ап. Петра и св. Николая. Христос большею частью принимает на себя вид нищего старика, ходит по деревням и испытывает людей. Он терпеливо сносит ошибки и грубые выходки людей и своими чудесами направляет их на путь истинный. В одной великорусской легенде Христос обратил богатого и немилостивого мужика в коня и отдал доброму бедняку. «Отношения бедных и богатых составляют очень обыкновенный мотив подобных легенд; это обстоятельство прежде всего бывает на виду у простолюдина и легенда утешает его тем, что добрый бедняк в заключении всегда бывает вознагражден». 96 Спаситель иногда будто ошибается в раздаче земных благ, посылает сокровища богачу, прибавляет новые нужды неимущему, но в конце концов открывает сомневающимся в Его правосудии, насколько кратковременны и призрачны были земные блага злого сравнительно с той наградой, которую добрый бедняк получает впоследствии на земле, при жизни, и на небе, после смерти. Г. Пыпин указал на преобладающую в легендах мысль, что выступающие в них со стороны Бога или ангела несправедливости оказываются потом необходимыми по расчетам высшей справедливости. Такой мотив встречается в легендах великорусских (Сборн. Афанасьева 1860 г.), малорусских (у Драг., стр. 110–119), польских (особенно выдается легенда в «Lub-e» Кольберга, т. VIII, стр. 92), Римских Деяниях. Насколько близко Спаситель стоит к народу в легендах, можно видеть в следующем эпизоде одного малорусского рассказа об адских муках и райском блаженстве. Один добрый мужик ежедневно давал бедным милостыню. В Светлый праздник он вышел на большую дорогу, чтобы пригласить какого-нибудь прохожего бедняка разговеться. «Тилько що выйшов вин на шлях аж иде чоловик в биленький свытци, в чоботях, в шапочци и з палычкою. А це був сам Спасытель, Христос воскресший. «Куды ты йдешь, Божий чоловиче?» – «Та йду, чи не покличе хто мене розгивляться», каже Спасытель. – «А я того и шукаю», сказав Васыль... От вони пришли до дому, да и сили за стил розгивляться... Розговившись, Спасытель и каже Василеви: «от я у тебе, брате, розговився, так прииди ж и ты до мене в гости; я тоби оддякую за хлибь, за силь». 97

http://azbyka.ru/otechnik/6/ocherki-isto...

перевод визант. гомилетического сочинения, сделанный в Моравии в кирилло-мефодиевскую эпоху и попавший на Русь через восточноболг. посредство. Шахматов признавал, что в основе «Речи философа» лежит более древний летописный рассказ об обращении Владимира Святославича, являвшийся переработкой болг. повести о Крещении царя Бориса. В то же время исследователь указывал, что в «Речи» имеются обширные текстологические схождения с Палеей в ее разных редакциях. И если сходство с Толковой Палеей можно объяснить зависимостью последней от «Речи философа», то Краткая Палея и «Речь» пользовались, по наблюдениям Шахматова, общим источником, в котором историк видел древнейшую рус. переводную хронографическую компиляцию - т. н. Хронограф по великому изложению. В таком случае «Речь философа» и «Сказание об испытании вер» в целом в их окончательном виде следовало бы датировать сер. 90-х гг. XI в.- временем создания в Киево-Печерском монастыре летописного Начального свода, предшественника ПВЛ. Дошедший в 2 списках XV в. греч. рассказ о Крещении Руси ( «Аноним Бандури», или «Бандуриева легенда»), в котором также идет речь о выборе вер Владимиром Святославичем между Римом и К-полем (Regel. Analecta. P. 44-51), вряд ли мог служить источником «Сказания», скорее сам будучи контаминацией ПВЛ и реминисценций слав. миссии равноапостольных Константина и Мефодия. Не имеет под собой исторической основы неоднократно обсуждавшийся в науке рассказ древнеисланд. Саги об Олафе Трюггвасоне (ум. в 999/1000), существующей в редакциях кон. XII-XIV в., согласно которому именно Олаф, крестившийся в Византии и приведший оттуда с собой некоего еп. Павла, убедил Владимира Святославича принять христианство (Джаксон. Исландские королевские саги. С. 129-130, 138-139, 143-144, 147-148 и сл.). В отношении обстоятельств и времени Крещения Владимира Святославича в древнерус. источниках нет единства, что отмечал и составитель ПВЛ, сам придерживавшийся версии о Крещении Владимира Святославиач в крымском г. Корсунь (по-гречески Херсонес): «Не сведуще право глаголють, яко крьстилъся есть в Киеве, и ини же реша в Василеви, друзии же инако скажють» (ПСРЛ.

http://pravoslavie.ru/38465.html

Обращает на себя внимание и следующее. По Лаврентьевскому списку летописи, Владимир „помысли создати “ церковь св. Богородицы в 989 г., т. е. на другой год своего крещения; но – странное дело! – летопись не выражается здесь: „минувшю лету», как следовало бы ожидать, а довольно неопределенно: „посемь Володимер живяше в законе хрестьянстве, помысли»... каковое выражение находится и в Ипатьевском списке, относящем основание десятинной церкви к 991 г., – это-то выражение и указывает, по нашему мнению, на срок времени более годичного, так что в Лаврентьевском списке (наиболее древнем) или основание десятинной церкви отмечено неверно, или же самое крещение св. Владимира. Вообще, относительно многих фактов из жизни св. Владимира, передаваемых в летописи, ее компетентность подлежит еще сильному сомнению. Припомним еще, что летопись неверно указывает год воцарения равноапостольного князя – 980 вм. 978; обратим внимание и на то, что древнейшие (и, следовательно, авторитетные) источники по вопросу о крещении Владимира передавали не то, что читается в летописи („крестился есть в Киеве, инии же реша: Василеви, друзии же инако скажют»), что было известно и автору летописной повести, и мы поймем, почему в розысканиях о времени крещения Владимира и Руси ненадежно полагаться только на авторитет летописи и утверждать, что дата крещения Владимира уже потому заслуживает доверия, что значится в летописи, как утверждает проф. Соболевский. Во всяком случае, авторитет летописи по указанному вопросу стоит решительно ниже авторитета Иакова, преп. Нестора и писателя „Сказания“. В лице последних мы имеем дело с древнейшими авторами, жившими и писавшими раньше летописца, на точность показаний которых вполне возможно положиться... В заключение, попытку проф. Соболевского умалить значение „Похвалы Володимеру“, „Сказания» и „Чтения» о Борисе и Глебе и выдвинуть против них авторитет летописи нужно признать неудачною... V В след за отрицанием древности и авторитетности трех указанных древнейших памятников, попытка ослабить мнение, неблагоприятное для летописи, направляется к тому, чтобы истолковать показания и не летописные в пользу летописи.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikandr_Levits...

Крещение Киевского народа и вообще всей Руси совершилось пред глазами всех; все видели, как Княжие приставы ниспровергали идолов, как тащили по улицам истукан Перуна, влекли его по ручаю и бросили в Днепр; все были на реке, когда Корсунские презвитеры совершали крещение народа, и некоторые из современников этого события жили даже во время Нестора, как он сам свидетельствует, говоря об одном своем современник, Печерском старце, Иеремии, иже помняше крещение Русской земли. Следовательно, всего естественнее согласиться, что рассказ Нестора о крещении Киевского народа, в основе своей, есть чистое народное предание, украшенное в конце благочестивым размышлением. Но нельзя того же сказать о крещении Владимира: подробности этого дела решительно были неизвестны народу и заимствованы Нестором из других источников; лучшим свидетельством здесь служит сама летопись, в которой ясно говорится, что современники Несторовы даже не знали путем, где крестился Владимир: „Се же не сведуще право глаголют, яко крестился есть в Киеве; инии же реша: Василеви, друзии же инако скажють.« Самый рассказ об осаде и взятии Корсуня и подробности крещения указывают на письменное сочинение, а не на живую речь, и притом не на позднейшее, но современное, или очень близкое к событию; ибо многих подробностей, помещенных в рассказе, нельзя уже было знать при Несторе; так, напр., следующее место явно обличает современника Владимиру: „крестишеся в церкви Св. Василия, и есть церкви та стоящи в Корсуне граде, на месте посреде града, идеже торг деют Корсуняне; полата же Володимеря с края церкви стоит и до сего дни, а царицына полата за олтарем.« Я осмеливаюсь думать, что это описание составлено Византийцем, а не Русским; ибо Корсунские дела, соединенные с браком Византийской царевны, едва ли не любопытнее были для Греков, нежели для Русских, и плачь царей при отправлении царевны в Корсунь, и слезы сей последней при отъезде; и Греческая Кубара, а не ладья, и глазная болезнь Владимира, чудесно исцеленная, все обличает речь Византийца.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Belyaev/o...

Равноап. кн. Владимир (в 1-м ряду 2-й справа). Фрагмент иконы «О тебе радуется» из Успенского собора Дмитрова. 1-я треть XVI в. Мастерская Дионисия (ГТГ) Равноап. кн. Владимир (в 1-м ряду 2-й справа). Фрагмент иконы «О тебе радуется» из Успенского собора Дмитрова. 1-я треть XVI в. Мастерская Дионисия (ГТГ) В отношении обстоятельств и времени Крещения В. С. в древнерус. источниках нет единства, что отмечал и составитель ПВЛ, сам придерживавшийся версии о Крещении В. С. в крымском г. Корсунь (по-гречески Херсонес): «Не сведуще право глаголють, яко крьстилъся есть в Киеве, и ини же реша в Василеви, друзии же инако скажють» (ПСРЛ. Т. 1. Стб. 111; Т. 2. Стб. 97). Пространное повествование ПВЛ под 988/89 (6496) г. о Крещении В. С. в Корсуни, получившее в науке название «Корсунская легенда», сводится к следующему. Решив с дружиной принять св. Крещение, В. С. «иде с вои на Корсунь, град гречьскии», осаждает его в течение 9 месяцев и захватывает в результате предательства некоего Анастаса Корсунянина . После этого князь шлет послов в К-поль, требуя отдать за него Анну, сестру визант. императоров Василия II и Константина VIII . Те, напуганные угрозами В. С. двинуться походом против Царьграда, уговаривают сестру выйти замуж за киевского князя при условии Крещения последнего. В. С. отвечает согласием, Анна с группой священников прибывает в Корсунь. После этого В. С. поражает внезапная слепота, к-рая чудесным образом проходит после Крещения князя местным епископом (по ПВЛ, в ц. свт. Василия, по Житию - в ц. св. Иакова), затем происходит бракосочетание князя с визант. царевной. В. С. с супругой, греч. священниками и Анастасом возвращается в Киев, где ниспровергает языческих кумиров и велит креститься киевлянам. К этому рассказу в ПВЛ присовокуплено наставление В. С. Корсунского епископа, состоящее из Символа веры, предостережения против «учения от Латын» и справки о 7 Вселенских Соборах , причем Символ веры содержит нек-рые явно арианские формулировки («Сын подобносущен... Отьцу» - ПСРЛ. Т. 1. Стб. 112; Т. 2. Стб. 98), происхождение к-рых до сих пор остается неясным.

http://pravenc.ru/text/159104.html

Ответы свт. Нифонта Кирику (из " Вопрошания Кирикова " 12 в.) еще ближе к нам по духу времени. Воцерковляющаяся Русь. Масса языческих пережитков. Засилие прелюбодеяний и блуда. все как у нас сейчас, увы: " Спрашивал я (Кирик), стоит ли давать причастие тому, кто в Великий Пост соединяется со своей женой. Разгневался Нифонт: «Неужели вы учите, — сказал,— воздерживаться во время Поста от женщин? Грех ваш в этом!». Я сказал: «Написано, владыко, в уставе белого духовенства, что хорошо бы [правило] соблюдать, ведь это Христов Пост. Если же не могут, то в первую неделю или в последнюю [надо воздерживаться]. И Феодос, сказано, от митрополита услышав, так написал». — Так не написал,— сказал [Нифонт], — ни митрополит, ни Феодос. Только лишь [в] воскресенье Светлой Седмицы — праздник, а на Светлой неделе все дни как воскресенье. Если кто-то так сделает, запрети это делать снова. А если кто-то захочет причаститься в воскресенье, пусть омоется с утра в субботу и снова вечером в понедельник к жене. Вот насколько ценит святитель супружескую верность! Лишь бы не прелюбодействовали и не разжигались! А в жизни бывает вот как: супруга (или супруг) хочет причаститься на Светлой, а другая половина к концу поста изнемогает. И начинаются ссоры и взаимные обвинения: Я из-за тебя причаститься не могу, похотливый (похотливая!)! Меня батюшка не допустит! - А я из-за тебя начинаю волком выть, на других женщин заглядываться! И т.п., и т.д. Особенно так бывает по молодости. Но часто потом местами меняются: мужья успокаиваются, зато просыпается чувственность у женщин. И все по новой! И в заключение. Все эти " послабушки " - для слабых и молодых. Даже если они и нарушат пост, им обязательно нужно сказать это на исповеди. Так же, к слову, должны поступать и несовершенные в посте христиане, которые не могут понести всю меру уставного поста (единократное вкушение пищи, сухоядение и т.п.) и разрешают себя на рыбу и т.п. Те же, которые " могут вместить " и выдержать весь пост, получат такие радости и блага от Господа, что в другой раз у них даже и не встанет вопроса: " А можно ли вступать в супружеские отношения в пост? " Но, к сожалению, до этого надо дорасти. Говорю это из опыта нашей семьи. 15 лет супружества. 5 детей. Простите, если что не так, и благословите, о. Иов!

http://pravoslavie.ru/29586.html

И есть след и вид достоверный, яко восприял-было намерение, чтобы, вместо Синода, паки устроить патриарха, понеже когда Феодос, бывший тогда первоначальный синодальный член, новгородский архиерей, в соборе успенском представлял его величеству, дабы место патриаршее из собору выбросить, таковое представление благочестивейший монарх с великим негодованием вменил и за то жестокий напуск Феодосу дал, что аж принужден из собора бежать, а место патриаршее, по особенному высоко-монаршему разсмотрению, осталося в целости, как прежде было, и ныне настоятеля своего ожидает. А хотя и Синод, вместо патриарха, у нас имеется, однако тебе, врагу и сопернику церкви нашея, выторжка не обретается, понеже по твоему хотению не сделалося, дабы как ваш регент, так и пасторы ваши в Синоде присутствовали. Но как прежде патриарх российский, так и ныне Синод в той же церкви благодатию Божиею состоит, в которой четверопрестольные патриархи православно-восточные начальствуют». 8) «Егда возниче некое мнение от раскольников о пришествии антихриста неправомудрствованное, 1703 года против онаго книгу написал и самаго начальника, Григория Талицкаго, обличи и безгласна сотвори». – «Что до книги о антихристе касается, она довольно 6езсловием, баснословием, нежели письмом святым, злобою паче, нежели любовию, красноречием и софизмами, нежели истинным христианским учением, преисполнена, яко и сей Камень; не ведущим токмо писания, ни силы, может быть к суеверию во утверждение, другим же соблазн и гибель, как то сталось с бывшим капитаном, а потом чернцом Левиным, который паки ту ересь возобновил и, в Пензе городе пришествие антихристово проповедуя, из сея Яворскаго книги утверждал, яко же точно пред судом показал, еже оною в соблазн и заблуждение приведен, о которых словах сам Яворский, погрешение видя, простотою и недознанием извинялся и просил прощения, которое милостию его императорскаго величества ему отпущено. Что же до обличения Талицкаго надлежит, о том могут присутствующие тому еще свидетельствовать, что на прении Яворскому Талицкий ни мало не уступал, но ругательно пророком Вааловым и прочее называл, донележе, по прошению всех собранных, а паче слыша Яворскаго невозмогающа, пришед его императорское величество кратко явными Христовыми словами победил и в раскаяние привел, о чем точно при казни онаго еретика в обявлены, потом поучением от Яворскаго на день Петра и Павла, точно показано было».

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Chisto...

Прихожанка. Скажите, а насколько авторитетным был этот новгородский духовник Кирик? Пресвитер. Профессор Смирнов дает ему достаточно сдержанную характеристику 60 , говоря только, что он отличался любознательностью, но не обширной начитанностью, тогда как другие позволяли себе и более резкие высказывания в его адрес. К примеру, профессор Павлов называл Кирика одним «из сонма тех малограмотных попов, в среде которых и обращались все худые номоканунцы» 61 . Во всяком случае, Кирик мог пользоваться такими книгами, которые, по мнению его епархиального архиерея, подлежали сожжению 62 . Он также пользовался сомнительного происхождения епитимейниками, апокрифическими правилами Георгия и Феодоса. Интерес к этим сомнительным источникам, по объяснению исследователей, мог быть связан с тем, что в них он находил прямые ответы на те вопросы, которые не предусматривались канонами Церкви 63 . Прихожанка. Ну и характеристика! Пресвитер. Мало того, что он не обладал обширными знаниями святоотеческой традиции, похоже, не отличался и большим умом. Иначе как объяснить эту доверчивость к разного рода поверьям, известиям из вторых рук, которые во множестве приводятся профессором Смирновым и которые так часто можно наблюдать и в наши дни среди невежд духовного звания? Весь календарь половой жизни, разработанный иеромонахом Кириком и его последователями, не только не разделялся образованными иерархами нашей Церкви, но и прямо осуждался. Прихожанка. Вы кого-то конкретно имеете в виду? Пресвитер. В первую очередь его епархиального архиерея святого Нифонта, по своему уму и начитанности выгодно отличавшегося от Кирика, задававшего ему вопросы. Он, к примеру, хорошо знал порядки Царьграда и Греческой Церкви, на которые ссылался 64 . Но самое главное его преимущество в том, что владыка умел критически отнестись к источникам 65 . Прихожанка. И что же он сказал? Пресвитер. Когда иеромонах Кирик спросил его, можно ли причащать того, кто не воздерживается от жены Великим постом, то услышал такие гневные слова владыки: «Что вы учите воздерживаться от жен в говенье? Грех вам за это». Когда же Кирик стал в свое оправдание ссылаться на мнения митрополита Георгия и Феодоса, то святой Нифонт все это отверг, сказав, что ни митрополит, ни Феодос этого не писали 66 .

http://azbyka.ru/otechnik/Vadim_Korzhevs...

– Время написания не означено. Прочие два письма Архимандрита Иринарха: одно к Епископу Аарону в 1720 году, другое к иеромонаху Иосифу – партикулярные, и не заключают в себе ничего занимательного. Копия с указа Императрицы Анны Иоанновны, последовавшего из Кольской канцелярии строителю Валаамского монастыря с братиею, от 12 августа 1732 года. – Сим Указом возвращены Валаамскому монастырю принадлежавшие ему до раззорения шведами, состоявшие в Кольском уезде, в Ковской волости, соляная варница, рыбные ловли, мельница, сенные покосы, дворовое место (подворье), по прежним жалованным грамотам 7015 (1507), (1540) и (1598) годов и по писцовым книгам (1608), (1609) и (1610) годов. Копия с всеподданейшего доклада Правительствующего Сената, Высочайше утвержденного 16 октября 1732 года. По важности справок, приведенных в этом документе, для истории Валаамской обители, здесь прилагается с него копия: «Ея Императорскому Величеству, Самодержице Всероссийской, всеподданнейшее донесение из Сената. Вашему Императорскому Величеству бьют челом Кексгольмскаго уезду Валаамскаго монастыря строитель монах Иосиф с братиею: в прошлых де годах оной монастырь награжден по жалованным грамотам предков Вашего Императорскаго Величества вотчинною землею со крестьяны и рыбными ловлями и угодьями, и тот монастырь от Свейскаго короля раззорен был дважды, и по отдаче города Корелы Царь Феодор Иоаннович пожаловал к тому монастырю во владение старинную их вотчину и рыбныя ловли и сенныя покосы со угодьи, по жалованным грамотам и по писцовым книгам. А в 1718 году по вторичном возвращеннии города Корелы, с соизволения дяди Вашего Императорскаго Величества, блаженныя памяти Его Императорскаго Величества Петра Великаго, в том монастыре построены церкви с приделы и из них одна не освящена, а ограды де круг монастыря не имеется и в колоколах имеют нужду, и того исправить от помянутаго раззорения нечем. А вышеупомянутыя их деревни во владении за разными помещики, а инныя ведамы в Дворцовой канцелярии, и чтоб для вышепоказаннаго раззорения и скудости их около монастыря ограду и старинные их колокола, которые бывшей Архиерей Феодос распродал, награждением выкупить и жалованныя им грамоты подписать, и на пропитание, и на церковные потребы пожаловать им в Корельском уезде старинными их вотчинами со сенными покосы и рыбными ловлями, и старинною ж их соляною варницею, и мельницею, и монастырским двором, и пожнею, и всякими в Ковде волости угодьи, а с рыбных бы старинных их ловель круг того монастыря, с которых они платят в Кексгольмскую контору по 2 рубля 32 алтына и по 3 полуденги, аренды не требовать».

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanc...

Деревянная, на камен. фунд., крыта жестью, крепка; отдельно от неё – дерев. на кам. фунд. колокольня, построенная в 1856 году (6 колоколов, в большем весу 23 п. 6 ф.) и починенная в 1885 г. Проводы бывают в Фомино воскресенье. Метрич. книги хранятся с 1761 г. Земли: усад. с огород. и церк. погост. 3 дес. 1,030½ саж., пахот. в 3 см. 55 дес. 1,213½ саж., сенок. 6 дес. 453 саж. и неудоб. 1,520 саж. – всего 65 дес. 1,817 саж. На эту землю имеются эрекция князя Сангушко от 1742 года, а также план и проект от 1851 года. По качеству грунта земля доброкачественна. Причт: 1 свящ. с жалов. 300 р. и псаломщ. – 50 р. Для свящ. дом новый, построен на его собственные средства, а хоз. постройки ветхи. Для псаломщ. новый дом и хоз. постройки составляют его собственность. Церк.-проход. школа сущ. с 1878 года, учеников – 20 чел. м. п. Крупный землевладелец – Иван Хойнацкий (р.-кат. вероисп.). Прип. деревня – Манн. Дворов – 102, прихожан – 804 д. об п.; р.-кат. 95 д. об. п., евр. 18 д. об. п. Свящ. – Адриан Троф. Левицкий (с 1867 г.) и псаломщ. – Иван Феодос. Фирлиевич (с 1842 г.). 259. с. Суемцы (при рч. Смолке) волости Смолдыревской, от Житомира 100 вер., от Новоград-Волынска и ближ. почт. ст. 20 вер., от ближ. ж.-дор. ст. Полонное 37 вер., от ближ. приход. Смолдырева 2 вер. и с. Радулина – 5 вёрст. Приход 5-го кл. Церковь во имя святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова. Построена в 1775 г. на средства прихожан. Деревянная, крыта жестью, темна и крайне невместительна; иконостас резной, старый, на подпорках; иконы старинные, но благолепные. Отдельно от неё дерев. колокольня. Кроме того, имеется кладбищенская церковь во имя святого великомученика Георгия. Она построена в 1862 г. на средства чиновника Михаила Евтихиевича Морачевича. Деревянная, крыта гонтом, крепка. Земли: усад. 3 дес. 284 саж., пахот. и при ней сенок. 43 дес. 48 саж., сенок. с лесом 1,375 саж., и неудоб. 6 дес. 83 сажени. На эту землю имеется план от 1870 г. Кроме того, в 1878 г. Губерн. присутствием по обеспечению быта прав.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Teodor...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010