Новые надежды на возвращение Левобережья под власть И. были связаны с проходившими на рубеже 1671 и 1672 гг. тайными переговорами между Дорошенко и Многогрешным, в которых митрополит принял активное участие. Гетмана Многогрешного убеждали, что султан защитит объединившиеся укр. земли и от России, и от Польши. Брату гетмана И. писал, что надеется вскоре при содействии Многогрешного «в Киеве святым поклониться и там быть». Однако в марте 1672 г. Многогрешный был арестован, и задуманный план не осуществился. К этому времени окончательно испортились отношения И. с Киево-Печерским монастырем. По приказу митрополита архим. Феодосий (Василевич), ставший по королевскому привилею от 20 апр. 1672 г. епископом-номинантом Мстиславско-Могилёвско-Оршанским (до этого управляющим епархией формально являлся И.), занял имения Киево-Печерского мон-ря Печерск и Барсуки под Могилёвом, а также с. Дятловичи Пинского повета, что было утверждено указанным привилеем. И. в кон. 60-х гг. XVII в. собирался утвердить Феодосия епископом, но в 1670 г. между ними произошел конфликт, связанный с тем, что Феодосий встречался в мае 1670 г. с папским нунцием в Польше Ф. Марескотти. За тесные контакты с католиками И. тогда пригрозил Феодосию каноническими санкциями. Однако впосл., вероятно еще при жизни И., в 1-й пол. 70-х гг. XVII в., Феодосий все же был хиротонисан во епископа при неизвестных обстоятельствах. Когда в 1672 г. османская армия во главе с султаном вступила на территорию Правобережной Украины, И. решил, что наступил подходящий момент для его возвращения в Киев. Дорошенко, находившегося с османской армией под Львовом, он призывал идти с войском к Киеву. В письме к царю киевского воеводы кн. Г. Козловского от 6 окт. 1672 г. И. назван «губителем веры православной» из-за его поддержки союза Дорошенко с турками. Война между Османской империей и Польско-Литовским гос-вом завершилась в окт. 1672 г. Бучачским миром. Его условия означали крах планов Дорошенко и И. Хотя казацкие представители на переговорах поднимали вопрос о возвращении правосл. Церкви ее имущества и о ликвидации унии, эти предложения при составлении договора не были приняты во внимание. Территория гетманства не была расширена за счет Речи Посполитой. Занятое османскими войсками Подолье не было присоединено к гетманству, а стало особым адм. округом в составе Османской империи, здесь началось распространение ислама. Решение о походе османских войск на Киев также не было принято. Несмотря на это, в нач. 1673 г. в Чигирине считали, что такой поход все же состоится. И. предлагал, чтобы царь «добровольно» уступил Киев, пока к нему не пришел султан с войском. 23 янв. 1673 г. митрополит писал киевским мещанам о том, что при сдаче города он готов выступить посредником между ними и Дорошенко. Отказ сейма Речи Посполитой от выполнения условий Бучачского договора сделал такое развитие событий нереальным.

http://pravenc.ru/text/578527.html

Я думал, что вы почитаете пастырскую власть отца митрополита, от которого я приехал сюда для убеждения вас его именем, и, не желая вашей погибели, просил именем того же митрополита, князя (Радзивилла), чтобы он сохранил вас в целости, когда покорит. А вы, когда я забочусь о вашей целости, воздавая мне злом за добро, не только не хотите опомниться, но еще о. Арсения схватили, который для вас вместе со мною трудился. Это злое дело совершили вы в вечную укоризну священному сану и в бесчестье уже не мне только, но и отцу митрополиту, которого я наместник... Я говорю вам как духовный ваш пастырь и прошу, под клятвою архиерейскою прошу: одумайтесь, возвратите о. Арсения, склонитесь на истину и вышлите с о. Арсением ваше окончательное решение. Если же этого не сделаете, пусть казнит вас Бог временно и вечно; пусть город ваш погибнет, как Иерихон, Содом и Гоморра, и да будут имена ваши изглажены из книги живота — это я изрекаю вам именем отца митрополита с вечным проклятием...» Но ни устрашения, ни проклятия Василевича не подействовали на жителей Могилева; они не покорились, отбили приступы Радзивилла, остались верными московскому государю и переслали к нему самые письма Василевича вместе с другими подобными. В подписях под своими письмами Феодосий Василевич называл себя не только игуменом (киево-)михайловским и архимандритом слуцким, но и «икономом-наместником митрополии Корунной», т. е. наместником митрополита в той части его митрополитской епархии, которая находилась еще в пределах Польши . Этим достаточно объясняется, по-видимому, недостойный образ действий Феодосия Василевича. Когда он действовал в Киеве как игумен михайловский, он действовал как подданный московского государя, исполнял его волю, покорялся московским властям. Но когда действовал в пределах Польши как архимандрит слуцкий и наместник митрополии Коронной, он действовал как подданный короля польского и должен был покоряться польским властям из опасения лишиться всего. И очень возможно, что гетман Радзивилл, двигаясь с своим войском, случайно застал Феодосия в его Слуцкой обители, взял его с собою и приказал ему писать в Могилев от имени самого митрополита те самые письма, какие, рад не рад, писал Феодосий.

http://sedmitza.ru/lib/text/436170/

208 Соч. Максим. III, 709. В проповеди Димитрия на память Гизеля (Соч. III, 597), тоже есть сравнение Гизеля с Атлантом. 210 Иннокентий скончался 18 ноября 1683 года. Если принять его погребение в феврале 1684 года, тогда понятно будет выражение Димитрия «в год по погребении его», т. е. 24 февр. 1685. Cfr. Филарета, Обзор дух. лит. Спб. 1884, стр. 203. Значительное расстояние между смертью и погребением встретилось нам и при смерти Феодосия Василевича. Дело, кажется, идет не о предании тела земле, а только о торжественном отпевании уже похороненного, что иногда случается и теперь при отсутствии священника. Вместо бальзамирования в то время заливали трупы воском. 211 Синод. биб. рук. 146, л. 143. Проповедь эта на украинском находится и в рукописи Титова 100, л. 365, а в искаженном русском переводе помещена в сочинениях св. Димитрия, III, стр. 574 212 Den 24 begab sich der Bojarin mit allen Officieren nach den petcherischen Kloster, wo das Andenken des verstorbenen archimandriten Innocentius Gisel gefeiert wurde (Gordon. II, 65). 213 Интересно сравнить это произведение с тождественными польскими панегириками вроде книги Naruszewicza. Meta felicitatis, quam illustriss. Paulus Joannes Sapieha, comes in Bychow, palatinus vilnensis, genere, gestis, honoribus, morte attigit, proposita et illustrissimis dominis comitibus Casimiro Joanni Sapieha, Benedicto Paulo Sapieha, Francisco Paulo Sapieha, Leoni Sapieha, moestis tanti parentis filiis, almæ universitatis vilnensis S. J. nomine dicata. Vilnæ, 1666., или Palatium immortalitatis ab architectante æterna sapientia ilustriss. Andreæ Trzebicki, antistiti cracoviensi, Severiæ duci, in regali collegio cracoviensi SS. Petri et Pauli apostolorum, S. J. longe munificentissimo religiosarum ædium erectori, positum. Crac. 1672. Знакомство со схоластикой кроме школы Димитрий мог приобрести, слушая других проповедников. Тогда же (в декабре 1684 г.) Димитрий получил по завещанию о. Иакова Олонецкого книжку Hortus pastorum, схоласт. руководство гомилетики. (Соч. I, 472).

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Божовский, род. 7 января 1812 г., состоял псаломщиком с 1825 г. по 1846 г.; 4) Лаврентий Василевич Васькевич (с конца 1846 г. до начала 1847 г.); 5) Иван Феодорович Рудецкий, род. 22 сент. 1822 г., служил с первой половины 1847 г. до второй половины 1861 г.; 6) Владимир Павлов. Можаровский (с 13 февр. 1863 г. до первой половины 1887 г.) и 7) Евгений Антипович Силькевич, родился 21 января 1867 г., и, по окончании Волын. дух. Семинарии, с 17 июля 1887 г. состоит псаломщиком по настоящее время (1880 г). При Теслуговской церкви находятся след. старопечатны книги: 1) Ανθоλγον, или Цветослов, изд. Львовского Братства 24 мая 1651 г.; 2) Λειτουργκν, или Служебник, изд. при епископе Феодосии Лубиениецком Руднецком в Почаевской Лавре в 1733 г.; 3) Триодь постная, изд. при еп. Афанасии Шентицком в Почаевской Лавре в 1744 г., приобретена для церкви Теслуговской Меланией Хвастихою за 36 польских злотых; 4) Ευχоλγον, или Требник, изд. при Сильвестре Лубиениецком Руднецком в Почаеве в 1771 г.; 5) Λειτουργκν, или Служебник, изд. при Киприане Стецком в Почаеве в 1778 г., приобретён для Теслугов. церкви Петром Фусиком за 34 польских злотых 5 авг. 1787 г. Село Теслугов – под именем Тестухова Луцкого повета – упоминается в акте от 1545 года в описи Луцкого замка, в числе городень которого, упоминается «городня пани Михайловой Свинюской с Тестухова»; ниже в том же акте, в описании большого земского моста Луцкого упоминается «городня пани Михайловой Свинюской с Тестухова» (Памятники, т. 4, отд. 2, стр. 78:115) Ещё оно упоминается в акте от 1 ноября 1561 года – а) в заявлении пани Федоры Свинюской о получении ею от пана Марка Жоравницкого 1000 коп Литовских грошей и б) заявлении Жоравницкого о возврате ему Свинюской сёл: Блудова с присёлком Десятиной, Жабокриков и Теслугова с присёлками: Крупцом, Барятином, Доброводою и Песчанкой, находившихся во владении её мужа (Опись актовой книги Киевск. центр. архива 2,035, стр. 31, п. 2). Ещё оно упоминается в акте от 23 мая 1597 года в жалобе священника Воздвиженской церкви в с.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Teodor...

В это время ситуация в западных епархиях Киевской митрополии, находившихся в пределах Речи Посполитой, стала крайне сложной. После того, как Киев и основные силы украинского казачества оказались за пределами Польского государства, их влияние на церковную жизнь западных православных епархий ослабло. Отношение католических властей Речи Посполитой к православному населению после казацких войн середины XVII в. стало еще более нетерпимым. Это привело в последней четверти XVII столетия к новым попыткам королевской администрации насадить унию среди подконтрольных ей православных русинов. Первоначально король Ян III Собесский (16741696 гг.) возлагал большие надежды на возобновление диалога между православными и униатами, однако переговорный процесс так и не принес ожидаемых результатов. Тогда король стал использовать другую тактику: на православные епископские кафедры он поставлял священнослужителей, склонных к переходу в католичество, намереваясь через них насадить унию " сверху " . Иосиф Шумлянский в 1677 г. тайно принял унию и принес присягу униатскому митрополиту Киприану Жоховскому (возглавлял униатскую Киевскую митрополию в 1674-1693 гг.). На Мстиславскую кафедру король провел другого тайного приверженца униатства Слуцкого архимандрита Феодосия Василевича. Перемышльским епископом в 1679 г. с подачи Шумлянского был назначен также готовый к соединению с Римом Иннокентий Винницкий (племянник Антония Винницкого). В 1681 г. Шумлянский и Винницкий подтвердили свою присягу на верность Риму в присутствии папского нунция и униатского митрополита. В Левобережной части Малороссии в это время церковной жизнью продолжал управлять архиепископ Черниговский Лазарь. Официально он числился в юрисдикции Константинопольского Патриархата, но в то же время ему приходилось участвовать в событиях, которые все более свидетельствовали и возрастании влияния Московской Патриархии на дела Киевской митрополии. В частности, это наглядно проявилось в 1683 г., когда на место почившего Иннокентия Гизеля необходимо было избрать нового архимандрита Киево-Печерской Лавры, имевшей ставропигию и подчинявшейся непосредственно Патриарху Константинопольскому. Гетман Самойлович в связи с этим обратился в Москву за разрешением избрать нового настоятеля Лавры. В Киеве без сношения с Константинополем решено было поставить на Печерскую архимандрию Варлаама Ясинского. Однако претензии на Лавру неожиданно предъявил и Иосиф Шумлянский. В такой ситуации Варлаам, обращавшийся в Стамбул к Патриарху и не получивший ответа по причине войны между Россией и Турцией, был вынужден искать подтверждения своих прав на Лавру в Москве. Патриарх Московский и всея Руси Иоаким утвердил Варлаама на Печерской архимандрии.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/420/...

Малороссийские представители поголовно восставали против московских воевод, обременявших народ. Правда, Киев не приставал к Брюховецкому и Дорошенке, но после ссылки Мефодия хотел видеть на митрополии Тукальского. Оскорблялся один печерский архимандрит Гизель, которого некогда прочили в блюстители 1064 . Начались новые смуты. Московскому правительству, разочаровавшемуся в своих агентах, предстояла трудная задача разобрать сложные дела. Нужно было назначить гетмана на восточную сторону, заместить блюстительство, успокоить народные умы, смущенные кривотолками об Андрусовском перемирии и отстоять право иметь в Малороссии своих воевод. Москва и восточная Малороссия согласились решить дела на раде. В начале марта 1669 года состоялась Глуховская рада, избравшая гетманом левой стороны Демьяна Многогрешного. На ней занялись делами церкви и говорили: если нельзя удержать Киева, то необходимо позаботиться, чтобы поляки не теснили православия на московской стороне. С этой целью на раде проектировалось учредить митрополию в восточной Малороссии – в Переяславле. «Нет, возразил Баранович, митрополию надо учредить в Чернигове. Чернигов старше Переяславля и княжение древнее». Но так как учреждение такой митрополии не входило в планы Москвы, то об ней только поговорили. Московскому правительству пока нужнее были гетман и свои воеводы в Киеве, Переяславле, Нежине, Чернигове и Остре. Этого оно добилось, а Лазарь остался архиепископом 1065 . Пока не заглохли разговоры об открытии восточной Малорусской митрополии Иосиф Тукальский явился со своими услугами занять киевскую митрополичью кафедру и стал заискивать перед Москвой. Но не желание служить Москве, а обстоятельства заставили его первым сделать напрасное предложение. После Андрусовского перемирия Белоруссия осталась за Польшей. Тамошние униаты и католики подняли головы, а православие стало стесняться и положение Тукальского, все еще удерживавшего за собой Могилевскую епархию, изменилось к худшему. В то самое время, когда Киев укреплялся за Москвой (1669 г.), на могилевскую (белорусскую) кафедру поставили польского сторонника и самозванного наместника митрополии Корунной луцкого архимандрита Феодосия Василевича 1066 . Кафедральные имения перешли к новому владыке. Тукальский был ни при чем; у него не осталось ни Киева, ни Белоруссии. Польша не могла сочувствовать митрополиту – приятелю Дорошенки, повернувшего к крымскому хану. Сам гетман, обманутый ханом, тоже не прочь был соединиться с Москвой 1067 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

Приведём типичное постанов­ление Варшавского сейма 1667 года. «Так как и на нынешнем Сейме из-за важных дел Речи Посполитой и попечения о всеобщем покое ходатайство земских послов воеводства Русского об удовлетворении жителей Греческого испове­дания касательно некоторых пунктов конституции... под титулом «О невыезде за границу» исполнено быть не могло, то удовлетворение сего дела отлагаем до будущего Сейма, повеле­вая, чтобы на этот Сейм униатские и неуниатс­кие власти духовные, митрополиты, епископы, архимандриты и старшие (игумены) монастырей в Польше и Литве имеющихся, так же ставро­пигиальные братства духовные и светские, для получения совершенного в требованиях своих удовлетворения приехали. А до того времени, отлагая до будущего Сейма спорные их дела, тишину и спокойствие между униатами и неуниатами сим утверждаем, под наказанием, в Конституциях изображённым». В числе мер, имеющих целью «уничтожение Православия вообще», НОВОЕ ДЫХАНИЕ ПОЛУЧИЛА идея церковной унии. Во времена правления Яна Собесского (1675–1696гг.) в этом направлении предпринимались как открытые, так и тайные шаги. К последним можно отнести встречу папского нунция Г. Марескотти со Слуцким архимандритом Феодосием (Василе­вич), наместником митрополита Иосифа в Белорусской (Могилёвской) епархии, состояв­шуюся весной 1670 г. в Остроге. «В ходе разго­вора затрагивалась проблема церковной унии. Феодосий Василевич заявил, что церковного единства можно достичь лишь на совместном соборе православного и униатского духовенства. Нунций попросил, чтобы православная сторона представила свои взгляды по этому вопросу в письменной форме, чтобы их могла рассмотреть Столица Апостольская. Одновременно нунций высказал сомнение в целесообразности конгрес­са, мотивируя тем, что если положения будущей Унии будут Римом приняты, то не будет надоб­ности созыва конгресса» (61). Был, также, затронут вопрос наименования будущих униа­тов. Архимандрит Феодосий предлагал назвать их «Католики греческой традиции» или «Древ­ние греки» ввиду того, что слово «уния» у право­славных вызывает неприятные ассоциации. Кроме того, он предложил нунцию собствен­ный проект универсальной унии – «Media uni­versalis Concordia Graecae et Romanae Ecclesiae». Дальнейшего развития эти переговоры, однако, не получили, так как «информацию о встрече Феодосия Василевича с нунцием митрополит Тукальский воспринял неодобрительно; велел прервать переговоры, угрожая архимандриту Слуцкому каноническим прощением» (60). Но Столица Апостольская не прекратила усилий по осуществлению своих планов. Конгрегация Пропаганды и Веры в письме от 21 июля 1670 г. рекомендовала новому нунцию в Польше продолжать униальные переговоры и наказывала «использовать все средства для достижения этой цели». Нунций со своей стороны в письме кардиналу Франциску Барберину обещал, что сделает всё, «чтобы сократить схизматиков в Литве» (Litterae nuntiorum). К тому времени их в Великом княжестве Литовском было ещё около 70 приходов.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

русск. и слав, археол. Имп. Археол. Общ. т. I, СПБ. 1851, стр. 52–89 и ниже в главе VI-й), известные нам по нескольким рукописям XVI–XVII века. Хотя списки эти повторяют сведения о погребении одних и тех же лиц, но в виду некоторых разностей в обозначении могильных мест, приводим «выписи» эти не при сводном тексте, а отдельно по трем спискам их 1077 . А (Из рукописи Софийской библиотеки 1150, л. 141–144 об.). «Да выпис. изо вкладных книг. которые христолюбцы давали в кирилов монастырь вклады болшие. а лежат в монастыре. и на их памяти ходят с кутиею. и понахиды поют на их гробех. 1 . Полоцкои архиепископ Афонасеи да казанскои архиепископ Козма 1078 . лежат у болшие церкви в паперти у полунощных двереи. 2 . Вологоцкои епископ Алексеи 1079 . да рязанскый владыка Касиан 1080 . да крутицкой владыка Матфеи. лежат у болшие же церкви в паперти на правой стороне. 3 . Князь Василеи Дмитриевич Палецкой. лежит у болшие же церкви в паперти на правой стороне под лавкою, камен на нем подписан. Да подле его лежит отец его князь Дмитреи Федорович Палецкои инок Дионисей 1081 , камени на нем нет. 4 . Подле князя Дмитрия лежит. князь Михаило Кубенскои 1082 . камень на нем подписан. 5 . Шереметевы. Иван Василевич болшей во иноцех Иона. да сын ево Еремей Иванович. Да Иван Василевич меншеи. Да Григореи Василевич. лежат у болшие же церкви в передней паперти на левои стороне. Никита Василевич Шереметев лежит у болшие же церкви за олтарем 1083 . 6 . Старец Иосаф Хабаров 1084 . лежит за церковью архангела Гаврила за олтарем. 7 . Князь Семен Иванович Кемской. Князь Михаило. да князь Иван Иванович Нащекины 1085 . лежат у болшие церкви не блиско олтаря. 8 . Князь Дмитреи Елецкои 1086 лежит у болшие же церкви за олтарем. блиско кемскых князей. 9 . Цыплетевы. Елизареи во иноцех Еуфимеи. Да сын ево Иван во иноцех Еуфимей. оба лежат у церкви у архангела за олтарем 1087 . 10 . Князь Феодор Прозоровской. во иноцех Феодосей 1088 . лежит у болшие церкви в передней паперти. на левой стороне камень на нем подписан. 11 . Князь Семен во иноцех Серапион Сицкой 1089 лежит у болшие церкви на левои стороне камень на нем подписан. 12 . Старец Иона Третяков 1090 лежит у болшие церкви. у полуденных двереи. 13 . Князь Володимир Иванович 1091 . Да князь Александр Иванович , во иноцех Арсении Воротынскые. оба лежат в церкви святого великого князя Владимира. 14 . Старец Феодорит Умнон лежит под олтарем чюдотворца Кирила.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Nikols...

481 Февраль. 17 одного св. и великого муч. Феодора Тирона. 19 страсть свв. мучч. Архиппа, Филимона, Апфия. 20 пр. отца нашего Леонта и св. Архиеппа (читай Архиппа), ученика св. Павла. 21 память св. Тимофея. В тот же день св. Маврикия и 70 учеников. 22 память св. отца нашего Мелетия, патриарха антиохийского и Протерия, патриарха александрийского. В тот же день св. Евстафия, еп. антиохийского. 28 и св. муч. Нестора епископа. 29 нет. 482 Март. 5 страсть св. Конона оградника. 14 и св. Венедикта. 16 Труса ныне нет. 17 память св. Алексия, нарицаемого человека Божия. Приспе же вспоминание великого труса и воскресение праведного Лазаря, друга Божия. 19 страсть св. муч. Агапия и дружины его. 20 и св. отца Гернана. 31 страсть св. муч. Уара. 483 Апрель. 1 одной Марии. 2 еще Иосифа творца. 3 страсть св. Феодосии девицы и иже с нею. 15 и св. Крискента, иже в мирех. 486 Июль. 16 собор свв. отец 630, иже в Халкидоне. 17 в тот же день св. муч. Марины. 24 в тот же день память святою брат и мученику Бориса и Глеба. 30 память блаженного Иоанна воинника. 31 страсть св. муч. Иулитты. В тот же день пр. Евдокима нового. 487 Август. 1 памяти креста нет. 4 одного Елевферия. 5 препразднство не показано. 7 страсть св. муч. Дементия. Попразднство Божественного Преображения. 16 св. муч. Диомида. Приспе же ( συνφθασε или συvδραμε) и воспоминание нерукотворенного образа Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. 17 страсть свв. мучч. Павла и Иулианы, сестры его, и Стратоника. 20 в тот же день св. ап. Фаддея, единого от 70. 488 Тактикон в Моск. Дух. Академии, рукопись – дар царя Иоанна Василевича Тромцкому монастырю 837, 709 и 713 листы, а в печатном почаевского издания1795 года листы 505 и 490; в одной таблице приведены святые на все дни года вопреки рукописи, начиная с листа 490. Одной таблицы нет. Праздники напечатаны и у Питры Spicilegium Т. IV pag. 453. Мы сносили то и другое. 489 Вторая (II) таблица издана Питрою в вышепоказ. листе 453; в ней есть разности с тою же таблицею в рукописи весьма неважные. В печатном слав. она на 505 листе. Третья таблица мало отличается от первой.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

Изюмского полку Полковник Лаврентий Шидловский. Полковой писарь Петр Башинский». «Дан в Изюме октября 21 дня, 1732 г.». 3. «Великих Государей, Их Царского Величества, Григорий Ерофеевич Стольник и Полковник Харьковский. По указу Великих Государей, Их Царского Величества, и по приказу нашему велено быть знатному Полчанови и племяннику нашему Василию Семеновичу Ковалевскому в городе Ольшаной сотником на месте Ивана Смородского, которому будучи, ведать в сотни против реэстру всех Козаков службою и посылками и судовыми расправами, кроме креминальных справ; а велено ему, Василеви, до казаков держать ласку и привет добрий и расправу чинить в правду, а до справ креминальных, то есть злодейских и убийственных, собою судить и покрывать не важитись, о таких делах людей присылать к нам в Харьков. Туте ж приказуем Ольшанским тое ж сотни козакам, а бы его, сотника Василя, во всем слушали и почитали и имели у себя за старшого; а хто бы в чом не имел слушать, таковых ему, Василеви, велено карать и к нам отсылать. Звышеписанный Стольник и Полковник Харьковский». Писано в Харькове, року 1688, м. ноября 26 дня». НОВО-ОЛЬШАНАЯ Ново-Ольшаная -на левой стороне Оскола, в 30 верстах от Купянска. В 1822 году хутор Кутьковка, удаленный, по местности, от приходской своей церкви, находившейся в Двуречной, на правой стороне реки Оскола, потеряв много людей при переправе к церкви, во время полного разлития вод, решился с некоторыми другими отделиться от слободы Двуречной и образовать особый приход с своим храмом. Неграмотный казенный крестьянин, преклонных уже лет но бодрый духом, бездетный Михаил Стефанов Мишак (он же и Кутько), вызвался быть представителем желаний и намерений своего общества у начальства. Пригласив себе в товарищи грамотного Авраама Ефимова Чебанова, ревностный Мишак отправился в 1822 году в город Харьков и вместе с Чебаном подал прошение о дозволении построить в Кутьковке каменный храм с имением Ново-Ольшанного храма Вознесения Господня, а до построения храма устроить молитвенный дом во имя Вознесения Господня. Просьба о храме подана в январе 1822 года.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010